Жизнь в несовершенном мире. Личное несовершенство
Posted in Вопросы воспитания, Статьи в Авг 02, 2008
В этом мире дети самого начала должны научиться преодолевать несовершенство в трех областях реальности:
в самих себе
в других людях
в мире
Сначала мир ребенка – это семья. У родителей он берет духовные ценности, образец поведения и жизненные ожидания посредством тысячи кажущихся незначительных моментов в повседневной жизни семьи. Дети часто принимают самые важные родительские ценности и элементы поведения, когда даже папа и мама и не подозревают, что стали именно в этот момент образцом для подражания.
1. Собственное «Я»
В семье ребенок учиться понимать себя и принимать себя, знакомится со своим «Я». Говорить ребенку, что он самый лучший, и никого в мире прекрасней нет, надо и требуется, но порой такое восхваление переходит все границы, и маленькое дитя начинает усваивать, что он всегда и во всем прав. Родители могут подкреплять это видение себя малышом или подростком тогда, когда в неудачах и провалах склонны винить других людей и открыто заявлять об этом ребенку. Например, плохая отметка в школе - это учитель виноват, он не понял тебя и не увидел в тебе гения.
Первая реальность, с которой ребенок должен освоиться, после того как он узнает, что он ценный и незаменимый член семьи, заключается в том, что он вовсе не является совершенством. Сын или дочь - маленькие люди, которым свойственны врожденные нелицеприятные для общества черты характера.
Ребенок - существо крайне пластичное, но многие его особенности - врожденные. То есть, вряд ли изменятся на протяжении всей жизни. Это, в первую очередь, касается темперамента. Насколько быстро ребенок осваивается в новой обстановке, как он реагирует на неудачи, уровень его активности, экстраверсия и интроверсия - это данности, которые невозможно изменить. Но не нужно путать врожденные особенности и реакции на среду. Если это особенности врожденные, они проявляются всегда и везде, причем с первых месяцев жизни.
Почти у каждого ребенка найдутся черты характера, которые родителям неприятны. Если эти особенности врожденные, бороться с ними не имеет смысла. В этом случае родительское неприятие только снижает детскую самооценку и формирует ненужные комплексы. Знание свое го истинного «Я» ребенком утрачивается, порой и навсегда.
Будучи взрослым, он становится «полем для работы» психологов
Даже если вы хотите что-то изменить в поведении ребенка, сначала лучше принять его таким, какой он есть. Стоит найти все черты характера, которые вам “не нравятся”, и мысленно превратить их в дары. Спросите себя: в какой обстановке эта неприятная особенность окажется ценным качеством. Например, робость - это осмотрительность, это означает, что ребенок вероятнее отклонит сомнительные и опасные предложения сверстников или взрослых. Задача родителей узнать врожденные слабые качества маленькой личности и помочь ей принять их у себя и научится управлять ими. По возможности, важно усилить другие качества (положительны) характера, которые смогут уменьшить негативность в сыне или дочери.
Помните! Воспитание - это искусство! Не все так просто!
Очень часто раздражающие особенности детей - это повод для роста родителей. Они напоминают взрослому о каком-то неприятном переживании, возможно - забытом. Исследуйте источник своих чувств. Спросите себя: эта особенность ребенка - что или кого она мне напоминает? Свойства моих родителей, братьев или сестер? Черту характера, которая меня пугает в себе или муже? Если это «незавершенная работа» из личного прошлого. Важно с этим разобраться! Можно воспользоваться помощью профессионала, чтобы не «грузить» своими проблемами ребенка и омрачать ему детство, а затем страдать от чувства вины перед ним.
Хороший родитель больше похож на садовника, чем на дрессировщика зверей. Он может только создавать среду, благоприятную для роста и развития ребенка. Он не может ускорить рост: если тянуть растение вверх, такая попытка кончится плохо. Родитель не может подталкивать ребенка к изменению, но может только приглашать попробовать что-то новое.
Чтобы помочь ребенку принять свое «Я» родитель может:
- Принимать мнение ребенка о себе.
- Попытаться сосредоточить его внимание на том хорошем, что в нем есть, на тех успехах, которые были.
- Необходимо быть искренними в беседе с ребенком о его недостатках.
- В беседе попытаться задать ненавязчивые вопросы, ответы на которые подведут ребенка к мысли, что он не так уж ничтожен, как ему кажется.
- Отмечать его достижения.
- Проявлять заинтересованность к его делам, с уважением относится к его мнению.
Внимательно слушайте все речи ребенка. Вы зевнули, когда ребенок рассказывал что-то, с его точки зрения, важное, перебили его или сменили тему – и ребенок безошибочно узнал для себя, что неинтересен он.
Каждый родитель должен быть готовым к тому, что ребенок будет совершать ошибки, принимать неверные решения, претерпевать неудачи. Задача – научить ребенка делать выводы из ошибок.
Сравнивайте успехи ребенка только с его собственными успехами, а не с результатами других детей. Возможность стать отличником должна завоевываться в соревновании с самим собой. Нужно донести до ребенка, что гораздо важнее получать удовольствие от процесса учебы, а не от заработанной оценки.
2. Другие люди
Еще дети должны узнать, что и другие люди несовершенны. Дети ждут от всех совершенства, то есть они рассчитывают, что все обязаны исполнять их желания, не смогут никогда ошибиться, и никто никогда не должен им сделать больно. Такое возможно только в раю!
На самом деле дети видят вокруг себя различных людей, как хороших, так и плохих, честных и обманщиков. Сумеют ли дети сориентироваться в этом мире, готовы ли они ступить в этот противоречивый взрослый мир? Смогут ли они отличить хороших людей и уклониться от общения с теми, кто может принести им вред?
Или другая крайность! Будут ли люди «достаточно хороши» для общения с ними или ваши дети будут требовать постоянного совершенства от других?
Это также задача родителей. Надо подготовить детей к решению этих задач, избегая двух крайностей: воспитать баловня, требующего от каждого человека полного соответствия своим идеалам или вырастить созависимого человека, прощающего всем и каждому любые разрушительные наклонности.
Это легко проверить, наблюдая за ребенком в игре с другими детьми. Вначале дети проявляют свое отношение к другим играя, затем переносят эти принципы во взрослую жизнь и уже не играя, а живя со своими супругами, или прощают все, или предъявляют завышенные требования.
3. Мир
Не только сам ребенок и окружающие его люди станут причиной многих разочарований – само устройство мира тоже окажется далеким от совершенства. То дождь польется не вовремя, то любимая собачка умрет, то игрушка сломается, то велосипед украдут…На все лады мир будет показывать ребенку, что он живет не в раю. На долю детей выпадет немало дней сплошь наполненных неприятностями.
Но такова участь всех людей, даже и самых счастливых. Дело родителей - помочь ребенку развить в себе такой характер, который позволит ему оставаться счастливым в этом мире, где есть всегда много причин почувствовать себя несчастным. Уже с детства важно показать ребенку светлую и темную сторону жизни. Мудрый родитель сумеет сконцентрировать внимание ребенка на позитивной стороне жизни. Это возможно только в том, случае, если у самого него развит позитивный взгляд на жизнь.
***
Был Свет истинный, Который просвещает всякого человека,
приходящего в мир.
В мире был, и мир чрез Него начал быть, и мир Его не познал.
Пришел к своим, и свои Его не приняли.
(Евангелие от Иоанна 1:9-11)