Мама в сети - форум для креативных мам

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Мама в сети - форум для креативных мам » Психология » Воспитание характера. Грани ответственности.


Воспитание характера. Грани ответственности.

Сообщений 1 страница 7 из 7

1

Грани ответственности. Любовь

Posted in Вопросы воспитания, Статьи в мая 26, 2008

Ответственность не есть природное качество, ее надо прививать ребенку через систему воспитания. Здесь важно так отработать свой личный взгляд на воспитания сына или дочери, чтобы ответственность и ее внедрение в жизнь малыша или подростка занимала одно из центральных мест.
Ответственность очень тесно связана со свободой. Свобода – очень сладкое слово, к ней стремиться каждый, малыш или подросток. На первых порах обучения ответственности родители могут встретить бурное сопротивление детей, которые воспримут свою ответственность как нарушение личной свободы. Но родители должны быть тверды и непоколебимы в вопросах обучения ответственности. Если такое получится, то очень скоро ребенок поймет, что быть ответственным не так уж и плохо и не будет избегать ее потому, что ответственность будет давать ему и сладкую свободу. Но здесь важен мудрый подход родителей.

Когда сын или дочь признают реальные преимущества ответственности, они станут вашими союзниками и помощниками.

Генри Клауд и Джон Таунсенд, говоря об ответственности, ее воспитании выделили четыре грани:

Любовь

Истина

Свобода

Реальность

Если ребенок познакомится с этими сторонами ответственности в должной мере и правильной последовательности, то ему безответственность покажется болезненной, а ответственность приятной.
По мере роста и развития детей ответственность входит в их души становиться частью крепнущего характера.

Первая грань ответственности - ЛЮБОВЬ!

Ребенок может научиться ответственности только, будучи безусловно любимым. Прежде чем дети смогут научиться ответственности, родители обязаны сделать все возможное, чтобы достичь эмоционально – насыщенной близости с сыном или дочерью.

Ребенок должен понимать:

- родители всегда на моей стороне, даже когда наказывают;
- родители заботятся о моем благополучии, даже когда вводят запреты;
- родители берегут меня, я в полной безопасности;
- родители способствуют развитию моих интересов и увлечений даже тогда, когда спорят со мной.

Любовь родительская должна строиться в гармонии строгости и доброты. Любовь родителей помогает ребенку понять законы жизни - если переступать закон, то следует наказание или негативное последствие.

Подчиняться правилам не приходит произвольно и добровольно. Этому важно обучить детей в семье. Столкнувшись с правилами, зачастую ребенок становится очень недовольным «А почему нельзя!?» В его понимании запрет, закон ограничивает его свободу, вызывает гнев. Это может привести к капризам, хныканью, протестам – «Так нечестно!» Даже возможно ребенок перенесет гнев на самого себя и будет чувствовать себя виноватым, хотя действия родителей были правильны, последовательны и разумны в обучении дисциплины. И только его уверенность в том, что он действительно любим, поможет ему перенести «всю эту несправедливость», смириться с правилами во взаимоотношениях в семье.

Любовь допускает протест против законов, но, тем не менее, учит их соблюдать. Любовь спасет ребенка от самоосуждения, когда он с чем-нибудь не справиться, она убережет его от бунта, ведь правила, не согретые отношениями, часто порождают мятеж.

Любящий родитель сочувствует борениям, в которых рождается ответственный характер ребенка. Чтобы помочь детям принять на себя ответственность, родители должны сами умело сочетать доброту и строгость в семье. Прежде, чем начать обучать ребенка ответственности за свои поступки и устанавливать границы, важно убедиться, что труд по созданию привязанности проведен в полной мере и ребенок убежден в безусловной любви родителей к себе.

Любовь быстро восполнит разрыв в отношениях, который возможен после наказания ребенка.
Бывает, что воспитывая ответственность, ребенок может отвергать любовь родителей. Ненависть ребенка может быть болезненной и для родителей. Но это является частью родительской ноши в жизни. Не прекращайте поддерживать связь с детьми и не избегайте соблюдения правил, по причине боязни встретить ненависть своего сына или дочери.

+1

2

Грани ответственности. Истина

Posted in Вопросы воспитания, Статьи в мая 27, 2008

В воспитании любовь необходима. Ответственность неразрывно связана с истиной. Истина означает признание реально существующих вещей, а ответственность - наше отношение к ним.
Ответственность, как истина, разделяет и проясняет различные явления реальности. Ответственность подчеркивает различие между людьми. В начале у ребенка маленькая ответственность за свою жизнь, но по мере взросления она увеличивается.

Любовь необходима для развития характера, но ее одной недостаточно. Благодаря любви ребенок чувствует себя в безопасности. Но этого мало – он должен узнать истину, познакомится с ответственностью, обязанностями, научиться их исполнять. Неразумно возлагать вину за дурное поведение на человека, незнающего истину. Истина становится руководством, которому человек подчиняется, осваивая житейские правила.

Если родители устанавливают четкие и соответствующие взрасту границы, давая детям ясно понять, что от них ожидается, то дети, подрастая, смогут лучше отвечать на предъявленные им жизнью требования.

Если родители требуют меньше, чем ребенок может сделать, то получиться следующее – незрелость и недостаточные способности к жизнедеятельности. Если вы потребуете слишком много, на что ребенок пока еще не готов, то ответом будет раздражение, либо малодушие.( в конце выпуска перечисление по возрасту возможностей ребенка, за которые он готов нести ответственность).

Важно и то, в какой форме подается ребенку истина – необходимые жизненные правила.

- Правила и требования должны основываться на семейной системе ценностей. Для начала данные ценности должны быть обговорены между родителями и приняты единогласно. ( не секрет что каждый супруг вынес со своей семьи свои ценности, вступая в брык, возможно они нуждаться в изменении и корректировке уже соответственно новой семьи).

- Действовать надо обдумано, а не под влиянием крайних обстоятельств. Ни в коем случае не устанавливать правила для ребенка в порыве гнева.


- Правила нуждаются в повторении для ребенка. Родитель должен удостовериться, что сын или дочь поняли, что от них требуется.
- Важно сообщить ребенку обязанности всех членов семьи и стараться додерживаться их.
-Важно установить грань между общеобязательными правилами предписаниями для конкретных, исключительных случаев.
Перечисление самых необходимых задач, которые родители вправе требовать от детей согласно возрасту ( по книге Генри Клауда иДжона Таунсенд « Как воспитать замечательного ребенка»)

ВОЗРАСТ ЗАДАЧИ

Младенчество
Доверие
Зависимость
Привязанность
Физическое развитие (режим еды, отдыха, рост)
Умение ориентироваться и находить объект привязанности
Способность принимать утешение от другого человека

Ранее детство
Быстрое физическое развитие и взаимодействие с окружающим миром
Все большая подвижность, ползание, а затем умение ходить.
Исследование окружающего мира, появление любознательности
Первые навыки использование и понимания языка
Развитие способности замечать и признавать границы
В конце периода понимание, что открытое неповиновение бесполезно
Возрастание независимости и отдаленности
Установление правил

Младшая школа
Навыки игры, проявление способностей, например к спорту, искусств, музыке…
Новые навыки отношений и взаимодействия с разными людьми
Развитие интеллекта
Привычка соблюдать правила даже в отсутствие властных фигур
Развитие моральных и духовных качеств
Уважение к другим людям и их собственности
Начало сексуального воспитания

Отрочество
Необходимость принять изменения своего тела по мере того, как проявляются взрослые физиологически качества
Пробуждение сексуальности
Расширение системы нравственных ценностей, включающей и область секса
Включение в моральное воспитание отвлеченных понятий. Развитие способностей постигать принципы и причины, по которым надо соблюдать правила.
Изменений отношений с родителями в соответствии с возрастанием зрелости
Приобретение большей независимости
Укрепления навыков общения с противоположным полом, первые свидания
Дальнейшее развитие талантов и способностей, обнаруженных на предыдущих стадиях развития
Большая сосредоточенность на личных возможностях и способностях
Проверка и самостоятельная выработка ценностей
Выбор группы сверстников
Значительное влияние сверстников и способность иметь с ними дело
Подготовка к самостоятельной жизни вне дома.


От детей нельзя требовать слишком много потому, что для решения каждой задачи существуют «критические окна» времени. Это связно с ростом и укреплением человеческого мозга.

Например, если период близости прожит в ускоренном темпе или вообще пропущен, то ребенку будет трудно потом его наверстать. Если слишком поздно вводиться дисциплина, то агрессия может выйти из-под контроля и стать неотъемлемой чертой складывающейся личности.

+1

3

Грани ответственности. Свобода

Posted in Вопросы воспитания, Статьи в мая 27, 2008

Для воспитания ответственности важно родителям безусловно любить ребенка и принимать его таким каким от есть, прививать истину – жизненнонеобходимые правила поведения. Но этого недостаточно для того, чтобы воспитать ответственного человека. Если ребенок уверен в любви родителей, обучен всем необходимым правилам жизни, то это еще не залог того, что он буде вести себя так, как вы ожидаете.
Сами по себе любовь и истина не научат ребенка вести себя ответственно. Чтобы родителей не постигло разочарование, важно вводить в воспитание такой необходимый элемент ответственности как свобода.

Свобода позволит ребенку самому делать выбор и нести за него ответственность.

Свобода ребенку нужна по таким причинам:

Во-первых, без свободы нет ответственности. Знать правила это хорошо, но надо еще их испытать, то есть нарушить и узнать, что за этим последует. Ребенок должен обладать достаточной свободой, чтобы отказать в послушании родителям. Если он не может не ослушаться, его характер не развивается. Он просто подчиняется правилам игры, возможно лишь внешне и не становиться цельным человеком. Свобода дает человеку цельность. Полностью поверить в себя можно научиться, лишь обладая свободой выбора. Ребенку надо предоставить свободу выбора, чтобы самому выбирать послушание или непослушание. И если такая свобода выбора предоставляется в семье, то если сын или дочь выбирает «да», то это подтверждается всем естеством и добровольно, исключает внутренний бунт.

Нет никакого смысла воспитывать роботов из детей, не давать им право выбора. Свобода - неотъемлемое условие любви. Свобода лежит в основе всех здоровых отношений.

Во-вторых, ребенку нужна свобода, потому что без нее погибают и любовь, и надежность. Ребенок, который лишен возможности отвергнуть правила, живет в постоянном страхе. Если принуждать ребенка всегда к послушанию через запугивание, то очень скоро он начнет быть терзаем страхом утратить любовь, будет бояться остаться в одиночестве, родительского гнева, агрессии, осуждения. Страх не совместим с любовью, со свободным выбором.

В-третьих, свобода нужна детям для того, чтобы сделав неправильный выбор и получив неприятные результаты, ребенок в этом винил не родителей, а самого себя. Легко оправдать себя, если кто-то другой не понял или поступил неправильно. Важно обучить ребенка брать здоровую вину на себя, если были нарушены установленные родителями правила.

Предоставляя необходимую свободу ребенку, родители научат свое чадо видеть источник своих поступков в самом себе. Желательно последовательно применять заранее оговоренное наказание.

В-четвертых, свободу важно давать детям еще и потому, что все равно родители не смогут полностью и всегда контролировать своих детей. Сам по себе контроль очень разрушителен. Каждое принуждение ребенка без объяснений ему причин для чего это нужно, может обернуться не сильно приятными последствиями для семейной жизни. Искусство воспитания детей заключается в том, чтобы найти правильную причину требования и предложить ребенку поступить, так как необходимо.

Объясняя правила жизни и просто поведения, заведомо надо рассказывать ребенку, что есть два выбора. Обязательно в доступной форме донести, что каждый выбор будет иметь свои последствия для жизни ребенка, а зачастую и для окружающих людей. Предоставьте право выбора! Заставить любой ценой повиноваться - не самый хороший способ в воспитании.

Разумеется, речь не идет о том, чтобы предоставить ребенку полную, ничем неограниченную свободу. Когда встает вопрос безопасности ребенка, то свобода выбора отходит на второй план. Дайте возможность детям ощутить неприятные последствия ослушания. Но от опасных ситуаций родители должны уберечь своих детей.

+1

4

Итак, четыре фактора воспитания – четыре грани ответственности
Любовь
Истина
Свобода

Сегодня о важном факторе воспитания – реальности.

Родителям важно показывать детям через наказание реальное устройство внешнего мира. Дети должны с детства знакомиться жизненной действительностью.
А реальность такова, что есть причина и следствие. Каждое действие несет за собой ответное действие. Например, когда взрослый поддается эгоистичному порыву и обижает других, то он может лишиться друзей.

Реальность также включает в себя, что ребенок может и ослушаться. Только испытывая и нарушая границы, дети приучаются ответственности за свою жизнь. И если возникает вопрос, а что делать, когда ребенок переступает границы, то есть нарушая установленные в семье правила? Ответ! Пусть переступает! Родитель должен преподнести урок жизни. Ребенок нарушил, переступил установленные границы, мать или отец по другую сторону уже ждет и показывает, что может произойти, если ты вступаешь не на свою «территорию», «запретную зону». Так постигается ребеночком на собственном опыте важное правило жизни – что человек посеет, то он и пожнет. Чтобы этот закон был понят и прожит в детстве ребенком, родителям важно запастись мудростью и не реагировать слишком эмоционально на негативное поведение детей. Особо важно обращать внимание на слова, обращенные к непослушному ребенку. Ни в коем случае не произносить никаких оскорбительных слов.

Ощутив наличие границ, понесся какую-ту утрату, или, лишившись чего-то очень приятного, ребенок начнет постигать истину:

Безответственность причиняет боль и наносит личный ущерб мне же самому.
Ответственное поведение дает положительные результаты.

На собственной «шкуре», испробовав жизненную реальность, ощутив ее неприятные последствия, ребенок начинает дисциплинировать себя самостоятельно и учиться управлять собственной жизнью.

Важный момент! Если родители заметили малейшие усилие сына или дочери самостоятельно справиться с возникшей трудностью, важно отметить это похвальными, поощрительными словами. В таком случае, не скупитесь на хорошие слова! Положительные слова вовремя порой способны сделать намного больше, чем часовые нравоучительные лекции по поводу поведения ребенка.

Очень хороших результатов в воспитании можно добиться если акцентировать свое внимания на успехах и достижениях малыша, подростка больше, чем на негативных моментах совместного проживания.

Такой подход к воспитанию привнесет в сознание детей, что мир добр, а не злой, что плохих людей меньше, что жизнь прекрасно и всего можно достичь в мире. На этот момент стоит обратить внимание потому, что советская система воспитания была сосредоточена больше на исправление недостатков в детях, чем на раскрытии положительных сторон личности.

Изменилась реальность, должны измениться и подходы к воспитанию.

Также важный момент нового подхода к наказаниям.

Наказания не должны сводиться к угрозам. Не грозите детям последствиями, которые даже не собираетесь или не можете осуществить. Говоря одно и не исполняя его, может привести к тому, что ребенок «запишет» себе: « Можно не обращать внимания на предупреждения, моя жизнь все равно будет не моей проблемой!».

Самое главное в наказаниях – неотвратимость. Родители могут заранее приготовиться к постоянному испытанию ребенком границ. Ребенок, не испытывающий границ дозволенного, не сможет научиться ответственности за свою жизнь.

Чтобы наказание достигло цели, оно должно:

- быть как можно ближе к реальным последствиям. Например, когда ребенок отказывается от еды, он не получит ничего другого в замен, пока не съест или хотя бы не попробует предложенного;

- соответствовать уровню развития ребенка;

- соответствовать «тяжести преступления». За плохое поведения четырехлетнего малыша можно усадить на стул для спокойного сидения на непродолжительное время.

Мятеж против мамы - можно лишить на некоторое время любимых игрушек. Поздно возвращающего подростка - лишить общения с друзьями на некоторое время;

- все наказания назначайте с любовью. В качестве наказания недопустимо угрожать лишением любви. Назначая наказание, подчеркивайте, что любите малыша. «Я люблю тебя, но должен сделать следующее…»;

- наказание должно быть определено точно. Угрозы « Ты об этом еще пожалеешь!», «Запомни это, я тебе потом покажу» - ничему не научат ребенка, он не сможет получить важный жизненный опыт - нарушения границ;

- быть гибкими. По мере того, как ребенок взрослеет и становится более ответственным, нужно менять и правила и наказания. Какие-то ограничения можно отменить, если родители уверенны, что ребенок уже справляется самостоятельно с собой, какие-то наказания можно будет убрать из жизни. поскольку важные правила уже освоены. Можно двигаться дальше, обучаться новому в приобретении самостоятельности и ответственности за свою жизнь.

Если процесс обучения самостоятельности не упускать из виду и постоянно иметь у себя на контроле, то ничего сложного не будет в том, чтобы ребенок обучился ответственности за свою жизнь.

Но важно понимать, что по мере взросления детей, родители должны с себя снимать ответственность за жизнь сына или дочери. За частую родители просто не хотят отделаться от этой ответственности. Легче нести порой ответственность за ребенка, чем за свою жизнь. «А что буду я делать?» - могут задаваться некоторые мамы, если не буду отвечать своего ребенка? Родителям важно совершенствоваться и не быть гиперотвественными за жизнь хоть и родного и любимого, но другого человека – своего ребенка.

Не так редко родитель настолько входит в роль попечителя своего ребенка, что не способен увидеть в своем сыне или дочери совершенно другую личность со своими возможностями и желаниями. Такие родители могут продолжать смотреть на своих детей как на продолжение себя, и далеко переступая за возраст детства. Это говорит о том, что родитель не вкладывал себя в развития своей личности.

Итак, четыре фактора воспитания – четыре грани ответственности
Любовь
Истина
Свобода
Реальность,

взятые вместе, создают среду, в которой ваш ребенок сможет научиться ответственности и вплавить ее в свой характер. Если родителям получиться быть последовательными в течении какого - то времени, ребенок станет испытывать границы, протестовать против них, бунтовать, но убедившись в том, что мама и папа сильнее его и упорнее в достижении поставленного, он начнет соблю

+1

5

" Ответственность позволяет справляться с жизнью "

Никто не будет спорить, что чувство ответственности является ключевой чертой характера человека ибо характер ребенка – сумма способностей ребенка, которые позволят ему справляться с жизнью.
Характер ребенка не есть данный ему природой и неизменяемый. Родители имеют полномочия и обязанности формировать необходимые качества, которые нужны для успешной жизни каждому. Детский возраст - это возраст, когда закладываются личностные основы. Об этом важно помнить и не пропустить драгоценные моменты совместного проживания с детьми и преподать все необходимые уроки. Это гарантирует вам чувство выполненного долга перед своим ребенком и свободу от разрушающего чувства вины за будущую жизнь своего сына или дочери.

Генри Клауд и Джон Таунсед в книге «Как воспитать замечательного ребенка» определили 6 самых важных черт характера, которые необходимо привить каждому ребенку, чтобы он смог прожить успешную жизнь:

1.Умение общаться с людьми;
2.Чувство ответственности;
3.Чувство реальности, которое поможет жить в несовершенном мире;
4.Наличие твердых, моральных принципов;
5.Умение развивать и совершенствоваться в сфере своих талантов;
6. Основы духовной жизни.

Каждый родитель хочет, чтобы у ребенка в жизни было «все хорошо». У каждого человека свой смысл слов «все хорошо». Родители понимают это по-разному: для одних это хорошая работа и финансовое благополучие, другим важно воспитать честность и трудолюбие, кому-то важно лишь здоровье, а все приложиться само…

Все эти желания правильные и необходимы для успеха в жизни. Но они смогут осуществиться только в том случае, если родители воспитают в ребенке ответственность за себя и свою жизнь.

Ответственность – это способность справляться с жизнью как со своей собственной проблемой.
Ответственность — это особое качество, которое не дается человеку от рождения, а развивается с годами. Некоторым это дается легко, другим же приходится прикладывать усилия и напрягать волю.

Каждый ребенок, который понял, что ответственность идет ему на пользу, берет хороший старт в жизни и:
- осознает, как бы не были сложны проблемы, ситуации, обстоятельства, в конечном итоге, все зависит от него самого;
- знает, что он сам должен решать поставленные перед ним задачи и делать свои дела;
- понимает о необходимости исполнять свои обязанности, которые возрастают по мере его взросления;
- со временем сможет правильно и самостоятельно принимать верные нравственные решения;
- способен предвидеть последствия своего выбора;

Неотъемлемым спутником ответственности является свобода. Нет ответственности без свободы и свободы без ответственности.

Когда родители сумеют уверить ребенка, что его жизнь принадлежит ему самому, он убеждается, что ответственность делает его жизнь лучше, а безответственные поступки влекут за собой безрадостные последствия. Ребенок всегда чем-то занят, задача родителей состоит в том чтоб помочь ему организовать и распределить время и силы таким образом, чтобы это способствовало развитию ответственности, учитывая возраст малыша или подростка. Тут очень пригодиться родительская чуткость.

Главное значение ответственности заключается в том, что она приводит любовь в действие. Все мы созданы для того, чтобы завязывать и развивать хорошие взаимоотношения.
Одна из функций жизни на земле - это делиться любовью друг с другом. Развитое чувство ответственности помогает уберечь эту любовь в себе и разделить ее с другим, приумножить. Именно внутренняя ответственность не позволяет человеку ограничиться только пассивным принятием любви и ее переживанием в одиночку, любовь надо взращивать в себе и делиться ею. Мы созданы для того, чтобы приумножать любовь благими делами.

Отношения – это снова и смысл существования, а ответственность укрепляет и оберегает их.
Одной любви недостаточно для счастливой семьи, нужна ответственность всех членов семьи за сохранении и умножения любви.

С самого детства ответственные люди развивают в себе множество способностей, которые помогают им успешно преодолевать проблемы и не упускать хорошие возможности в жизни.
Если родители сумеют воспитать отвесвенность в ребенке прежде всего перед собой, потом перед другими и обществом, они могут быть уверены в том, что сын или дочь будут:

- Правильно принимать решения в жизни;
- Находить выход из сложного положения;
- Быть честным, даже если это причиняет боль;
- Не превращать любовь в хаос из неуправляемых чувств и необдуманных поступков;
- Брать на себя инициативу;
- Владеет собой;
- Противиться злу и отверзать дурное;
- Делать свободный выбор;
- Признавать свои ошибки и учиться на них;
- Делать добрые дела;
- Активно участвовать в жизни;
- Откладывать удовлетворения желаний;
- Стремится к своей цели;
- Жить согласно собственной системе ценностей;
- Свободны от манипуляций со стороны других людей…

Или одним словом, ответственные люди – это хозяева своей жизни.
Привязанность и ответственность должны возрастать в ребенке объединенно. Когда привязанность и ответственность разделены, это не способствует развитию мира во взаимоотношениях.

Например, многие очень любящие дети, но безответственные дети, привязчивы, готовы к общению, милы, но на них нельзя положиться. Привязчивый, но безответственный ребенок доставляет множество хлопот своим родителям и окружающим.

0

6

Воспитание характера. Границы личности

Posted in Вопросы воспитания, Статьи в мая 26, 2008

Мечта каждого родителя, чтобы ребенок научился отвечать за свою жизнь самостоятельно. Но здесь имеется одна трудность: изначально ребенок не заинтересован стать ответственным человеком. Мама рядом, всегда на подхвате, если что… выручит. Да и папа, если хорошо попросить, все исполнит. Хорошо, спокойно, зачем быть ответственным? Малыш охотно вступает в отношения с матерью и принимает всю зависимость от нее, не сопротивляясь. Но когда заходит речь о том, чтобы взять свое бремя ответственности в семье, ребенок становиться маминым противником « А с какой-такой стати, я должен это делать?»

Детям не дано природного понятия, почему и зачем они должны брать отвесвенность на себя за свои поступки. Младенец полностью лишен самоконтроля, он полностью зависит от других людей. Все на что способно маленькое дитя, это требовать хорошего ухода за собой.

Неосознанные родители, которые не понимают важности своей родительской роли на Земле, из-за ложного чувства любви нередко и впрямь берут на себя всю ответственность за ребенка, в том числе и за те обязанности, которые ребенок должен исполнять сам.

Если родители, бабушки, дедушки во всем подменяют ребенка, то лишают его возможности, по мере взросления, научиться самому справляться с жизнью.

Уже становится понятным, что ответственность не появится ниоткуда. Ее надо откуда-то взять и привить малышу. И надо начинать уже на первом году жизни. Обязательно надо учитывать возраст ребенка, поскольку возможны и существует перегибы и в другую сторону. На маленьких детей, подростков легкомысленные родители, рады стараться, и перекладывают груз своей ответственности, да и еще и строго спрашивают о ней. Чтобы такое не происходило, важно родителям самообразовываться. Ну не учат нигде, ни в каких учебных заведениях, как воспитывать детей, строить взаимоотношения в семье. Чтобы не корить себя о допущенных ошибках в конце жизни, лучше добровольно и осознанно обучаться каждый день искусству воспитания детей.

Главная задача при воспитании ответственности в ребенке – это установление границ. Границы оберегают личное пространство людей – невидимые, но реальные. Они определяют, где кончается ответственность одного человека и начинается ответственность других. Границы помогают человеку понять, что мое, а что чужое, за что есть личная ответственность, а что «не мое дело».

Границы нужны, и умение защищать и ставить свои личные границы помогают предотвратить зло, нежелательные жизненные ситуации, даже конфликты.

Границы очень важны там, где приветствуется контроль и манипуляции во взаимоотношениях.

Чтобы обучить ребенка искусству ставить и не переходить личные границы, важно родителям самим их приобрести.

Границы очень важны для –
- развития свободы;
- самодисциплины;
- умения владеть собой;
- умения распоряжаться своим временем;
- свободы в принятии решений;

Приучаясь к границам, ребенок развивается как добросовестный и ответственный человек. Установленные вами границы превращаются в структуру, которую ребенок впитывает в себя и усваивает навсегда.

Без границ ответственность немыслима.

В детстве люди обучаются определенным схема поведения, которые потом автоматически переносят во взрослую жизнь.
Вот какие проблемы поджидают людей, которые в детстве не усвоили понятии «границы»:

- Неспособность сказать «Нет» агрессивным людям, положить конец их оскорблениям.
- Неумение сказать «Нет» собственным порочным импульсам.
- Неумения принять отказ и неуважение чужих границ.
- Неспособность отложить удовольствие ради достижения целей и важных жизненных задач.
- Тяга к безответственным и агрессивным людям и последующие попытки «исправить их».
- Желание брать на себя отвесвенность за чужую жизнь.
- Роль объекта манипуляций в чужих руках, сложность со собственным мнением.
- Неспособность быть честным с близким человеком.
- Неспособность решать внешние и внутренние конфликты.
- Комплекс жертвы. Отсутствие цели в жизни и хозяйского отношения к ней.
- Склонность к вредным привычкам и зависимостям.
- Неорганизованность неумение довести начатое до конца.

Итак, границы личности – это условная линия, ограничивающая пределы чей-либо собственности, показывающая, где заканчивается частная собственность одного человека и начинается частная собственность другого. Если хорошо известно, где проходит граница личного пространства человека, то хорошо виден сам Человек, его владения – таланты, способности, наклонности. Тогда мы можем требовать, чтобы он нес ответственность за свои чувства, поступки, взгляды.

Запомните! Детям нужны родители, имеющие свои границы.

Нередко можно встретить супругов, которые спорят, ищут виновного. При этом ни один не хочет взять на себя ответственность за происходящие. В любых отношениях мы должны определить, чего мы ожидаем от другого, чего можем дать сами. Лишь после этого станут известны обязанности каждого в пределах личных границ. Когда каждый отвечает за себя, отношения между людьми складываются так – люди добиваются поставленных перед собой целей и задач. Без границ семья похожа на « лебедя, рака и щуку».

Все выше описанное относиться и к ребенку. Ребенку нужно знать - кто он? (любимый сын или дочь, маленькая личность со своими правами, потребностями, ну естественно, и обязанностями)

Если в семье ребенок:
- усвоит границы личности;
- узнает, что мир требует от него;
- научиться отвечать за себя;
- нести ответственность за свое поведение…
то есть много шансов, что жизнь мальчика или девочки сложиться успешно.

Обучая ребенка отвесвенность, вы обучаете его границам. И наоборот. Процесс связан.

Воспитание ответственности или искусству установления границ можно сделать тремя важными путями:
- обучение
- собственный пример
- помощь в усваивании нового.

0

7

Свобода и ответственность: возможно ли одно без другого?

Стивен Харрисон

Если идею достаточно долго никто не проверяет и не оспаривает,
с ней происходит кое-что другое.
Она становится мифом и обретает огромную власть.
Она заставляет повиноваться.
Она запугивает.
          Э. Л. Доктороу

История образовательной политики и споры вокруг нее на первый взгляд кажутся однообразными и удивительно бесцельными. Но за всей этой политикой скрывается интересный вопрос: может ли истинное обучение происходить в условиях принуждения, в условиях ограничения подвижности тела, разума и духа, свойственного нашей школе?

Способен ли ребенок, чьи условия жизни и школьная среда полностью навязаны ему извне, усвоить что-либо иное, кроме нюансов правил поведения и поглощения информации? Разумеется, можно сказать, что правила поведения и способы запоминания - это своего рода образование, но оно не имеет ничего общего с истинным образованием, которое включает умение принимать решения и целостно взаимодействовать со средой обитания. Зазубривание позволяет приобрести лишь попугайские навыки, а попугаи, как известно, нуждаются в дрессировщиках.

Того ли мы хотели для своих детей - чтобы они воспитывались путем модификации поведения и получали знания посредством внушения? А ведь именно этим и занимаются общественные и даже многие частные школы. Неудивительно, что за последние десятилетия умение решать задачи у школьников заметно ухудшилось, несмотря на то что коэффициент их интеллекта все время возрастает.

Для истинной учебы, исследования и экспериментирования ребенку просто необходима полная свобода. Без свободы нельзя научиться ответственности. Мы же в основном учим тому, что называем ответственностью, решая задачи вместо учеников, воплощая свои решения в правилах поведения и силой проводя эти правила в жизнь. Те, кто сопротивляются, требуют свободы и берут на себя ответственность, действуя за пределами правил, объявляются изгоями. А те, кто покоряются, - считаются ответственными гражданами. Хотя очевидно, что это никакая не ответственность, а просто выбранная манера поведения.

Ответственность требует свободы. У каждого человека должно быть право наошибку, чтобы он мог в полной мере ощутить и принять последствия своей оплошности. Исследование взаимодействия личных желаний и социальных требований школьного сообщества - путь к осмыслению жизни, основанной на человеческих взаимоотношениях. Автоматическое поведение в условиях свободы не срабатывает и оборачивается множеством проблем. Только в активном осознанном личном контакте человек может согласовать устремления своей души со своими отношениями с другими людьми.

Школы, в которых детьми управляют, отнимают у ребенка не только свободу, но и ответственность. По счастью, дети учатся не только в школе. Это позволяет им сохранить пытливость ума и жизнерадостность духа.

0


Вы здесь » Мама в сети - форум для креативных мам » Психология » Воспитание характера. Грани ответственности.