На занятиях с дошкольниками мы используем пособие, напоминающее шахматную доску.
На тонкий лист металла размером 550 х 550 мм с двух сторон наклеиваются листы белого ватмана. На одной из сторон рисуется клетчатая сетка. Наверху — разметка 1, 2, 3, 4, 5.
Сбоку — разметка из букв А, Б, В, Г, Д. В комплект с планшетом входит набор карточек с картинками, имеющими на задней стороне магнитик.
Изображения на маленьких карточках можно связывать единым сюжетом.
Это пособие мы используем для развития пространственных представлений и формирования умения у детей ориентироваться на плоскости.
Первый раз знакомя детей с пособием, педагог объясняет, что каждый квадрат на планшете имеет свое название в зависимости от пересечения столбиков: есть квадрат А1, квадрат А2, А3, А4, А5. Есть квадрат Б1, Б2, Б3 и т.д.
Педагог показывает детям, как находить квадраты, и после небольшой тренировки начинается «выкладывание» сказки на планшете.
Педагог: В одной сказочной стране стоял маленький домик. Домик стоял в квадрате В3.
К планшету выходит кто-то из детей, выбирает маленькую карточку с изображением домика и ставит в названную клетку.
Педагог: Домик освещало веселое солнышко. Светило оно из квадрата А3.
Следующий ребенок ставит картинку с солнышком в указанную клетку.
Педагог: Слева от домика, в соседнем квадрате рос цветок.
И так далее — до окончания рассказа.
Другую сторону планшета можно использовать по усмотрению педагога для крепления любых наглядных пособий на магнитах.
Константин ШЕВЕЛЕВ,
педагог дополнительного образования
Центра детского творчества «Тушино», Москва, автор пособия
Источник