Мама в сети - форум для креативных мам

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Мама в сети - форум для креативных мам » Шахматы » Шахматы. От 2 до 3 лет


Шахматы. От 2 до 3 лет

Сообщений 1 страница 20 из 20

1

Урок 1.С чего начать (самодельные шахматы)

Для начала следует отложить в сторону комплект обычных шахматных фигур и начинать с самодельных мини-шахмат. Необходимо сделать  доску(можно нарисовать на картоне и обклеить скотчем для надежности), на которой вдвое меньше клеток, чем на обычной, но клетки более крупные. Фигурки можно выбрать любые(например игрушки из шоколадных яиц), главное  чтобы получилось по комплекту для вас и малыша. Теперь можно будет осваивать первые шахматные понятия, такие как ходим по очереди и «съел», а так же учим малыша ходить,  только в одном направлении, или по диагонали, по одной или по две клетки.
У нас были динозаврики, маленькие динозаврики прыгали на одну клеточку, а большие сразу на две. Выигрывали по очереди (мамина предусмотрительность) чтобы не было никому обидно.

http://s48.radikal.ru/i122/0811/60/9558dc42ed1a.jpg

Как только будет усвоено понятие ходить по очереди, можно приступать знакомится с фигурами и доской.

Отредактировано Жека (2008-11-05 15:14:40)

+4

2

Урок 2.  Шахматная доска , поле.

Шахматная сказка.
В некотором царстве – Клеточном государстве жили-были белые и черные клетки – поля. Вот такие.
http://s48.radikal.ru/i121/0811/0f/9ba1fc59ff27.jpg http://s46.radikal.ru/i112/0811/e5/d79676e21812.jpg

Скучно жили, друг с другом не играли. Черные поля с белыми не разговаривали, дрались только.
Узнал об этом маленький дракончик Пожиратель полей, обрадовался, прилетел в Клеточное государство и начал глотать поля. Бросились поля в рассыпную, да не убежать от дракончика. Задумались поля: что же делать?
Говорят белые поля черным:
- Давайте возьмемся за руки , дракон нас и не проглотит.
- Вот еще ! – фыркнули черные поля.
А дракончик все глотает и глотает поля. Испугались черные поля, потянули белым полям свои ладошки. Прижались друг к дружке четыре белых и четыре черных поля.
Получилась горизонтальная линия, или горизонталь.
http://s40.radikal.ru/i088/0811/c7/9c0fdbcc24bb.jpg
Удивился дракончик, почесал за ухом, хмыкнул и....... проглотил горизонталь.

Увидели поля, что приключилось с горизонталью, и прижались по-другому. Получилась вертикальная линия, или вертикаль. http://s56.radikal.ru/i152/0811/b0/682a25496e7c.jpg

Удивился дракончик, почесал хвостом за ухом, хмыкнул и разинул пасть. Но не мог проглотить вертикаль. Никак!
Еще шире раскрыл дракончик пасть. И выскочили из нее все проглоченные поля. Вот так.
Призадумался дракончик, почесал хвостом за ухом, хмыкнул, развернулся и проглотил вертикаль.
Обиделись черные поля на белые:
- Уж лучше мы сами как-нибудь, - и прижались друг к дружке уголками. Получилась диагональ.Черная диагональ. http://s53.radikal.ru/i139/0811/a9/05ea56d8cf98.jpg

- И мы – сами как-нибудь, - сказали белые поля и образовали белую диагональ. http://s39.radikal.ru/i083/0811/72/5698330aecb0.gif

Усмехнулся дракончик, развернулся и проглотил черную диагональ.
Затем проглотил и белую диагональ.
Совсем поля пригорюнились. Что же делать?

И тут одна белая клетка по имени Полина закричала: http://s45.radikal.ru/i110/0811/0d/3cb11e68c24e.png 
- Всем собираться в горизонтали и вертикали! По восемь горизонталей и вертикалей!
Послушались поля, снова прижались друг к другу.
- Горизонтали , хватайтесь между собой, а вертикали между собой! -  скомандовала Полина.
Горизонтали прижались друг к другу. Получилась шахматная доска.
И вертикали прижались друг к другу. Тоже получилась шахматная доска.
http://s50.radikal.ru/i130/0811/0c/7bbfd9317ece.gif

Удивился дракончик, хмыкнул, разинул пасть и устремился на шахматные доски. И с одной стороны к ним заходит и с другой. Крепко держаться поля друг за друга, не поддаются дракончику.
Осмотрелся дракончик по сторонам и заметил, что не все поля объединились в горизонтали, вертикали и шахматные доски. Самые непослушные не пожелали протянуть руки полям другого цвета. Они собрались в диагонали разной длины. И в самые длинные из восьми полей и в самые короткие- из двух полей.
Обрадовался дракончик, облизнулся. С диагоналями-то он легко расправится!
Но рано он обрадовался.
- А ну, диагонали хватайтесь между собой! –приказала Полина.
Белые клетки протянули черным свои руки, и из диагоналей тоже сложилась шахматная доска.
Кружил дракончик над шахматными досками, кружил, но только все поля порастерял, которые раньше проглотил. Прикусил язык дракончик, поджал хвост и улетел ни с чем.
Поля с той поры крепко держаться друг за дружку, никогда не ссорятся и никого не боятся.
А горизонтали , вертикали и диагонали ты и сейчас легко можешь найти на шахматной доске.

http://s55.radikal.ru/i148/0811/04/a25e04638ca4.jpg

Для закрепления пройденного материала попросите малыша:
– из кубиков двух цветов выложить фрагмент шахматной доски, обращая внимание на чередование светлых и тёмных кубиков, горизонталь, вертикаль, диагональ.
- показать поле, черное, белое.

Отредактировано Жека (2010-04-12 16:02:34)

+3

3

Жека
Супер!!! :cool:

0

4

Жека молодец!еще плиз! http://mybb.ru/f/collection/0211.gif

0

5

Урок 3. Ладья
http://s48.radikal.ru/i122/0811/fd/0a8afd303add.jpg http://s44.radikal.ru/i103/0811/13/b9b7eb66213b.jpg

Лодка армии – ладья
Плавает легко
Влево, вправо, взад, вперед,
Прямо как в кино.

У ладей очень простой ход. Они ходят только по прямой, на зато в разные стороны: вперед и назад, вправо и влево. Ладья может пойти на любое количество свободных клеток-полей.

http://s56.radikal.ru/i151/0811/e3/0b6e277b6a58.gif

Если ладья встретит на пути фигуру другого цвета, то она может  ее побить или «съесть» и занять ее поле.

Для закрепления пройденного материала попросите малыша:
- из кубиков двух цветов сложить линию;
- начертить линию мелом на асфальте или на листе бумаги;
- обвести и раскрасить картинку:
http://s61.radikal.ru/i171/0811/19/3e2126b75ca1.jpg

Для изучения возможностей ладьи поиграйте в следующие игры:
«На одну клетку». Делайте с ребенком по очереди ходы ладьей, но только на соседнее поле. Учите ставить фигуру аккуратно в середину поля.
«Большой прыжок». Проводится аналогично предыдущим играм, но ладья перемещается через 1,2,3 и т.д. полей.
«Туда-сюда». Сделайте ход ладьей, а ребенку надо будет вернуться на исходное поле. Потом поменяйтесь ролями.
«По всем углам». Предложите малышу пробежаться по всем угловым клеткам и вернуться на исходное угловое поле.
«Ладья против ладьи».  Поставьте в противоположные углы шахматной доски (для начала можно использовать самодельную мини доску, чтобы ребенку было проще ориентироваться) белую и черную ладьи. http://s48.radikal.ru/i120/0811/f5/9654ddfec33d.gif
http://s43.radikal.ru/i101/0811/cd/238e2d2884a2.gif
Цель игры : побить ладью противника. Не исключено, что в начале ребенок будет часто подставлять свою фигуру под бой. Поправляйте его и задавайте наводящий вопрос: «Не возьму ли я здесь твою ладью?». Ошибайтесь сами, заостряя на этом внимание ребенка.

+2

6

Урок 4. Слон

http://s56.radikal.ru/i153/0811/82/00bbb6c5e85c.jpg http://s52.radikal.ru/i138/0811/c6/bc6a7dddc00a.jpg

Не живет в зверинце,
Не берет гостинцы,
По косой он ходит,
Хоботом не водит.

Шахматные слоны не ходят по тем же дорожкам, что и ладьи. Для слонов сделаны другие дорожки – наискосок. Слоны ходят только по косым дорожкам в любую сторону на любую свободную клетку. 

http://s54.radikal.ru/i143/0811/90/c8ae60a41df5.jpg

Слон так же как и ладья не может перепрыгивать через другие фигуры, но если на пути слона встретится фигура противника, он может побить ее.   

Для закрепления пройденного материала попросите малыша:
- выложите из кубиков косую дорожку(диагональ);
- начертить косую линию мелом на асфальте или на листе бумаги.

Для изучения возможности слона поиграйте в следующие игры:
Поиграйте на шахматной доске или на фрагменте доски в игры  : «На одну клетку», «Большой прыжок», «Туда-сюда».
«Слон против слона» - для начала поиграйте одноцветными слонами(т.е белопольными или чернопольными),
http://i070.radikal.ru/0811/20/fb72e5d9cc26.jpg

затем поиграйте разноцветными, обратите внимание ребенка на то что в этой игре выиграть невозможно, т.к. эти слоны никогда не встречаются.
http://i001.radikal.ru/0811/6f/ab496f2c3d58.jpg

Отредактировано Жека (2009-03-06 23:10:54)

+1

7

Урок 5. Ферзь

Одной рукой сжимая меч,
Другой -  приклад ружья.
Ферзь может доску пересечь,
Как слон или ладья.

http://s39.radikal.ru/i083/0811/04/c36383b10d07.jpg http://s39.radikal.ru/i083/0811/0e/bffa177fbb52.jpg

Ферзь – самая сильная фигура на шахматной доске. Может ходить как слон и как ладья. Ферзь не может перепрыгивать через другие фигуры, но если на его пути встретится фигура противника, ферзь может ее побить , заняв поле на котором она стояла.
http://s58.radikal.ru/i162/0812/b3/56553ff4eb18.bmp

Для изучения возможности ферзя поиграйте в следующие игры:
Поиграйте на шахматной доске или на фрагменте доски в игры  : «На одну клетку». «Большой прыжок». «Туда-сюда»,«Ферзь против ферзя».
«Прямо и наискосок». Ходите по очереди с ребенком ферзем попеременно – то по вертикалям/горизонталям, то по диагоналям.

Отредактировано Жека (2009-03-05 01:34:19)

+2

8

Жека
Классно! http://mybb.ru/f/collection/0226.gif  Спасибо! Надо начать знакомство!

0

9

Надо сначала маме научиться играть :writing:

0

10

Урок 6. Король
http://s46.radikal.ru/i111/0903/b8/b74d6d21e85a.jpg http://s55.radikal.ru/i149/0903/2f/39d034590d30.jpg
Король- самая главная фигура в шахматах. Без любой фигуры играть можно, а вот без короля – нет.
Король ходит и по вертикалям, и по горизонталям, и по диагоналям, но только на одну клетку.
http://s48.radikal.ru/i120/0903/3f/b9cda8fb5663.gif
Король – особенная фигура – его нельзя побить!!!

Для изучения возможности короля поиграйте в следующие игры:
«Туда-сюда»,«Прямо и наискосок».

Отредактировано Жека (2009-03-05 02:43:33)

+1

11

Урок 7. Пешка
 
http://s41.radikal.ru/i092/0903/b1/3a79aae30590.jpg http://s42.radikal.ru/i096/0903/c9/cd6195814595.jpg
Мы - шахматные Пешки,
В бою не любим спешки.
Шагаем лишь вперед,
Назад не знаем ход.
Наискосок: налево и на право
Мы «бить» имеем право.
А коль в конец доски придем,
Фигуру новую берем.

Пешка- самая слабая фигура, ходит только вперед на одну клетку.
http://s45.radikal.ru/i109/0903/b6/343eba95b5bf.gif
Бьёт пешка - наискосок.
http://s45.radikal.ru/i110/0903/a7/2546206a5eeb.gif
Если она дойдет до последней линии, то она может превратиться в любую фигуру, кроме короля и пешки.
Пешек больше чем всех остальных фигур, по восемь у каждого противника.

Для изучения возможности пешки поиграйте в следующие игры:
«Кто первый?». Поставьте две пешки рядом, на одной горизонтали. Одной из них будет играть малыш, а другой - вы. Начинает ребенок. Выигрывает тот, чья пешка первая достигнет последней горизонтали.
«Весь отряд – восемь в ряд». Попросите ребенка расставить все белые пешки на второй горизонтали.
«Чемпион». Поиграйте белой пешкой против черной. Белая пешка должна стоять на второй горизонтали, а черная на седьмой. При этом белая пешка должна отстоять от черной как минимум на две вертикали. Побеждает тот кто первый достигнет противоположной стороны доски и превратит  пешку в иную фигуру.
«Отряд на отряд». Расставьте все пешки(черные на седьмой горизонтали, а белые на второй). Начинает ребенок. Ходите по очереди, бейте по диагонали. Выигрывает тот у кого останется больше пешек.

Отредактировано Жека (2009-03-05 02:47:23)

+1

12

Урок 8. Конь
 
http://s48.radikal.ru/i120/0812/38/e29348496fc9.jpg http://s43.radikal.ru/i101/0812/83/c763e27bd49e.jpg

Прыгнет Конь. Подковы – звяк!
Необычен каждый шаг:
Буква «Г» и так и сяк.
Получается – зигзаг!
И повадки
У лошадки
Необычны и смешны:
Притаится, словно в прятки,
И- скакнет из-за спины.

Конь – самая хитрая шахматная фигура, ходит он в любую сторону так: два поля прямо, потом одно поле вбок(«скок-скок-поворот»).
http://s58.radikal.ru/i160/0903/d8/fc3d548c1f71.gif

Советы родителям:
Сделайте шаблон «хода коня» из плотной бумаги.
Поиграйте с ребенком  белым конем, совершая ходы по очереди.

Отредактировано Жека (2009-03-05 02:48:41)

0

13

Веселые шахматные забавы:

“Волшебный мешочек”. По очереди прячьте в непрозрачном мешочке шахматные фигуры и просите малыша на ощупь определить, какая фигура спрятана. Для большего эффекта позвольте и ребёнку прятать фигуры, а сами угадывайте, какая фигура в мешочке. Иногда вы “не угадаете”, и малыш с восторгом укажет на вашу ошибку. В другом варианте игры в мешочек прячутся все фигуры сразу, и ребёнок на ощупь ищет определённую фигуру.

“Шахматный теремок”. Сделайте из деревянной шахматной доски “теремок”. Сюда, следуя сказочному сюжету, по очереди забегут шесть разных белых фигур: от пешки до короля. Король может забраться на “теремок” и уронить его, а остальные фигуры помогут “теремок” “построить” – поднять.

“Шахматный колобок”. Дидактическую игру-инсценировку сказки “Колобок” можно провести так: “дед” – король, “баба” – ферзь, “заяц” – пешка, “лиса” – конь, “волк” – слон, “медведь” – ладья, а колобок – шарик или клубок.

Малыш должен назвать все шахматные фигуры, от которых убегает колобок. Но в конце сказки “лиса” колобка не съест – колобок от неё убежит.

“Шахматная репка”. Посадите “репку” – клубок. Около него малыш по росту выстраивает белые или чёрные фигуры, поясняя: “дед” – это король, “бабка” – ферзь, “внучка” – слон, “Жучка” – конь, “кошка” – ладья, “мышка” – пешка.

“Большая и маленькая”. Поставьте перед ребёнком шесть разных шахматных фигур. Попросите выбрать самую высокую, назвать её, отставить в сторону. Потом малыш выделит самую высокую из оставшихся фигур и т. д.

“Цвет”. Попросите малыша поставить в ряд все белые или все чёрные шахматные фигуры. Когда ребёнок выполнит задание, поменяйтесь ролями и, располагая друг около друга белые фигуры, “по ошибке” поставьте там же одну-две чёрные шахматные фигуры. Малыш должен заметить вашу ошибку и указать на неё.

“Догонялки”. Выберите одну из белых фигур, например, пешку, имитируйте её бег по столу. После этого предложите ребёнку выбрать и назвать какую-либо чёрную фигуру и пуститься ей вдогонку за вашей фигурой. Пусть ваша шахматная фигура “бежит” не очень быстро, и фигура малыша её догонит. Потом поменяйтесь ролями.

“Над головой”. Назовите какую-нибудь шахматную фигуру. Её должен быстро найти и поднять над головой ребёнок.

“На стуле”. Поставьте на стул какую-нибудь шахматную фигуру. По разные стороны от стула, но на равном расстоянии от него встаньте с ребёнком. Досчитайте до трёх и на счет “три” бегите к стулу. Тот, кто первым схватит шахматную фигуру, должен назвать её.

“Убери такую же”. Все шахматные фигуры стоят или лежат на столе. Уберите одну из фигур в коробку. Попросите малыша назвать эту фигуру и положить в коробку другую аналогичную шахматную фигуру и т. д.

“Полна горница”. Полный набор шахматных фигур располагается на столе. Рядом клетками вниз лежит раскрытая шахматная доска (или коробка для фигур). Предложите ребёнку взять одну из шахматных фигур, назвать её и уложить “спать” в коробку или шахматную доску. Следующую фигуру укладываете вы. И так далее, пока все шахматные фигуры не окажутся в коробке. После этого малыш закрывает коробку или защёлкивает шахматную доску.

Последние две дидактические игры предназначены для того, чтобы сделать процесс сбора шахматных фигур после окончания занятия достаточно занимательным.

+2

14

Жека
Спасибо Вам за такую огромную проделанную работу! :cool: Очень полезный материал!

Жека написал(а):

Необходимо сделать  доску(можно нарисовать на картоне и обклеить скотчем для надежности), на которой вдвое меньше клеток, чем на обычной, но клетки более крупные.

Мы уже смастерили доску, в качестве фигур у нас угрушки от киндеров. Откровенно говоря, я сама не ожидала, что ребенку понравится. Уже ходим по очереди, но вот пока нет еще понятия, где чьи фигуры и что ходить нужно только на одну клетку, а не куда хочется :D   А больше всего нравится "съедать" фигуры противника :D

+1

15

vikusik написал(а):

Мы уже смастерили доску, в качестве фигур у нас угрушки от киндеров.

Быстрые вы однако.) :cool:
Мы пока шашки осваиваем. В шахматы я сама пока  не умею играть.

0

16

Алисия написал(а):

Быстрые вы однако.) :cool:
Мы пока шашки осваиваем.

Но нашу игру и даже шашками то пока назвать нельзя, не то что шахматами,  так пока только подготовка  :D
А как у вас с шашками? прогресс есть у Соньки? Ей нравится?

0

17

vikusik написал(а):

А как у вас с шашками? прогресс есть у Соньки? Ей нравится?

У нас маленькие, на магните, дорожные. Очень неудобно! Но прогресс есть. И интерес у Сони тоже. Сейчас хочу купить обычный набор, на деревянной основе, пластмассовые, родные шашки.

+1

18

Жека   http://maminsite.ru/forum/images/smilies/66211-2.gif  http://maminsite.ru/forum/images/smilies/66211-2.gif  http://maminsite.ru/forum/images/smilies/66211-2.gif

0

19

Ух ты сколько маленьких учеников. http://maminsite.ru/forum/images/smilies/66212-3.gif
Я рада что вам нравится.
По поводу выбора шахмат я писала в теме от 3 до 5, повторю здесь:

"Наиболее удобны деревянные или пластмассовые шахматы, размер досок 40*40 см, фигуры средние. На досках меньшего размера фигуры стоят очень близко друг к другу - детям дошкольного возраста трудно ориентироваться в таком скоплении шахматного "войска", да и фигуры очень маленькие".

0

20

Жека написал(а):

Ух ты сколько маленьких учеников. http://maminsite.ru/forum/images/smilies/66212-3.gif
Я рада что вам нравится.

Вам спасибо за возможность, сама бы в жизни не взялась вот так с двух лет шахматами заниматься с ребенком. А с таким материалом  можно и попробовать!   http://maminsite.ru/forum/images/smilies/66212-3.gif  http://maminsite.ru/forum/images/smilies/66212-3.gif  http://maminsite.ru/forum/images/smilies/66212-3.gif

0


Вы здесь » Мама в сети - форум для креативных мам » Шахматы » Шахматы. От 2 до 3 лет