Мама в сети - форум для креативных мам

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Мама в сети - форум для креативных мам » Шахматы » Для родителей


Для родителей

Сообщений 1 страница 3 из 3

1

Здесь будет немного информации для родителей.

0

2

Когда начинать и зачем это нужно.

Игорь Георгиевич Сухин(старший научный сотрудник Института теории и истории педагогики РАО, член Союза писателей России, автор единственного официально одобренного курса преподавания шахмат в школе):
«Шахматы – это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и действенное, эффективное средство их умственного развития. Процесс обучения азам шахматной игры способствует развитию у детей способности ориентироваться на плоскости, развитию аналитико-синтетической деятельности, мышления, суждений, умозаключений, учит ребенка запоминать, сравнивать, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности и т.п.»

Леонид Яковлевич Береславский(  автор собственной методики развития интеллектуальных способностей у детей) :
«Считается, что шахматы хорошо развивают счетные способности. Безусловно, это так, есть детишки, которые именно благодаря шахматам научились считать. Развивают ли шахматы логику? Конечно, да. В первую очередь, простейшую операцию классификации. Но не только это. Шахматы помогают ребенку овладеть операцией действования в уме. Хочешь не хочешь, но, играя в шахматы, ты вынужден на ход, на два просчитывать свои ходы и ходы своего партнера, иначе попадешь в ловушку. …
Я бы сказал, что шахматы не столько образовывают, сколько воспитывают. Шахматист учится распределять свои силы, просчитывает ходы, он старается сохранить за собой возможность управлять ситуацией, регулировать ее. Мне кажется, что воспитание волевых качеств - главная ценность занятий шахматами в дошкольном возрасте»

Игра в шахматы решает сразу несколько задач:

Познавательную:
-расширяет кругозор, учит думать, запоминать, сравнивать, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности, ориентироваться на плоскости (что крайне важно для школы). Развивает изобретательность и логическое мышление.

Воспитательную:
-вырабатывает целеустремленность, выдержку, волю, усидчивость. А также внимательность и собранность. Ребенок, обучающийся этой игре, становится самокритичнее, привыкает самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах. 
Эстетическую:
-обогащает внутренний мир, развивает фантазию, учит радоваться красивым комбинациям.

Физическую:
-побуждает уделять время физкультуре, чтобы хватало сил и выносливости сидеть за шахматной доской.

Коррекционную:
-помогает гиперактивному малышу стать спокойнее, уравновешеннее, учит непоседу длительно сосредотачиваться на одном виде деятельности.

В наше время считается оптимальным начинать осваивать шахматные премудрости с 3-х лет, впрочем, можно попробовать и после 2-х.

+1

3

Родителям о шахматах.
Немного истории

Родина шахмат – Индия. Время возникновения – первые века нашей эры. Из Индии шахматы проникли в страны Ближнего Востока.
Эта игра носила ярко выраженный военный характер, поэтому ее хорошо встретили в странах средневековой Европы. Здесь шахматы стали известны в X-XI веках, после того как арабы завоевали Испанию и Сицилию.
Из Испании и Сицилии шахматы постепенно проникли в Италию, Францию, Англию, скандинавские и другие страны, несмотря на жесточайшие гонения церкви, запрещавшие шахматы наравне с игрой “в кости” и другими “бесовскими наваждениями”.
Первое упоминание о шахматах на Руси относится ко второй половине XIII века.
В старинных русских народных поэмах встречаются упоминания о шахматах как о популярной игре.
Путь шахмат через разные культуры и языки можно провести так:
http://s57.radikal.ru/i156/0811/c7/948bb6cb527b.png
С XVI века начали появляться объединения любителей шахмат и проводиться более-менее массовые турниры. В течение двух последующих веков распространение шахмат привело к появлению национальных турниров в большинстве европейских стран.
Шахматы давно уже стали одним из видов спорта. Но это не мешает миллионам людей играть в шахматы просто так, находя радость в игре.

Основные положения

Игра происходит на доске, поделенной на равные квадратные клетки, или поля. Размер доски — 8х8 клеток. Поля нумеруются по горизонтали латинскими буквами от a до h слева направо, по вертикали цифрами от 1 до 8 снизу вверх. Каждая клетка имеет соответственное обозначение, например, c4. Поля раскрашены в тёмный и светлый цвета (и называются, соответственно, чёрными и белыми) так, что соседние по вертикали и горизонтали поля раскрашены в разные цвета, а поле а8 — белое.

Играют два игрока. Игроки совершают поочерёдные ходы. За один ход двигать можно только одну свою фигуру. Первыми ходят белые. Ни одна фигура, кроме коня, не может перепрыгивать через свои или чужие фигуры; конь может это делать. Нельзя делать ход на поле, занятое своей фигурой. При ходе на поле, занятое чужой фигурой, она снимается с доски (взятие).

Каждый имеет набор фигур(один игрок играет белыми фигурами, другой — чёрными), в который входят:
1 король (на одну клетку в любую сторону)
1 ферзь (на любое расстояние по вертикали, горизонтали или диагонали)
2 слона (на любое расстояние по диагонали)
2 коня (в форме буквы «Г»: на 1 клетку по горизонтали и на 2 по вертикали, или наоборот, на 1 клетку по вертикали и 2 по горизонтали)
2 ладьи (на любое расстояние по вертикали или горизонтали)
8 пешек (ходит со взятием и без взятия по-разному:
без взятия пешка может сделать первый ход на 1 или 2 клетки вперёд (для белых вперёд значит в направлении возрастания номера строки, для чёрных — убывания), а последующие ходы — только на 1 клетку вперёд;
со взятием — на одну клетку левее или правее той, что впереди текущей позиции пешки; если пешка доходит до противоположной стороны доски (для белых — до 8-ой горизонтали, для чёрных — до 1-ой горизонтали), ходящий должен заменить её на любую другую фигуру того же цвета (по его желанию), кроме короля)

В начале игры фигуры размещаются на фиксированных позициях, занимая ровно две горизонтали (1 и 2 белые, 7 и 8 черные).

http://s56.radikal.ru/i151/0811/e2/70d8e7f8230c.jpg

Кроме того, есть два специальных хода:
рокировка — если король и одна из ладей того же цвета не двигались с начала игры, то король и эта ладья могут одновременно сменить положение (что, вообще, является ходом короля, и первым следует менять его положение на доске): король сдвигается на 2 клетки по направлению к ладье, а ладья ставится на поле между начальной и конечной позицией короля.

Игра может завершиться выигрышем одной из сторон или ничьей.

Источники информации (для всех уроков)

http://www.2mm.ru/razvitie/630
http://ru.wikipedia.org/wiki
http://webchess.ru/index.php
http://www.chessportal.ru/
http://www.zhakhin.nm.ru/children.htm
http://zhurnal.lib.ru/l/lxwowskij_m_b/baby.shtml
http://slovari.yandex.ru/dict/krugosvet … 010588.htm
http://www.solnet.ee/sol/001/s_other.html

И.Г. Сухин «Удивительные приключения в шахматной стране»
И.Г. Сухин "Волшебные фигуры, или Шахматы для детей 2 – 5 лет"
В.Г. Гришин «Малыши играют в шахматы»

Отредактировано Жека (2008-11-08 00:39:53)

0


Вы здесь » Мама в сети - форум для креативных мам » Шахматы » Для родителей