Мама в сети - форум для креативных мам

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Мама в сети - форум для креативных мам » Родители » Визуал, аудиал, кинестетик, дискрет - что это?


Визуал, аудиал, кинестетик, дискрет - что это?

Сообщений 1 страница 7 из 7

1

По-моему интересная информация

Визуал, аудиал, кинестетик, дискрет - что это?

Эти слова означают особенности восприятия и переработки информации людьми различного возраста.

Визуал - человек, воспринимающий большую часть информации с помощью зрения.

Аудиал - тот, кто получает основную информацию через слух.

Кинестетик - тот, кто воспринимающий информацию через другие ощущения (обоняние, осязание и др.) и с помощью движений.

Дискрет - человек, у которого восприятие информации происходит через логическое осмысление, с помощью цифр, знаков, логических доводов. Эта категория людей встречается реже всего, а детям, в том числе и школьникам, обычно вовсе не свойственна.

Такие особенности психики проявляются уже в дошкольном возрасте и играют большую роль в налаживании контактов ребенка с окружающими, в успешности обучения, получения новых навыков и умений. Как распознать у человека ведущий канал восприятия и переработки информации? Часто достаточно понаблюдать!

ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

Малыш-визуал при восприятии информации больше полагается на зрительные ощущения. Он быстро запоминает цвет, форму, размер. Если малышу предложить новую игрушку, он сначала внимательно рассмотрит ее со всех сторон. Дети-визуалы любят лепить, рисовать, вырезать, складывать пазлы. У маленьких визуалов бурная и живая фантазия. Их занятия и игры включают в себя взаимодействие глаз и рук. Такие детки предпочитают рассматривать картинки в книжке, чем слушать сказку (например, на аудио кассете или в исполнении мамы). Для ребенка-визуала важно, что на нем одето, он сам выбирает цвет колготок, платья, кофточки; девочки трепетно относятся к украшениям, заколкам, бантикам. Для малыша-визуала может стать целой трагедией если он запачкает одежду или его насильно одевают в то, что ему не нравится.  Малыш-визуал первым делом запомнит и расскажет, кто, в чем пришел сегодня в садик, у кого на площадке была самая яркая игрушка. Визуал довольно аккуратен (для своего возраста), он, например, не полезет в лужу, потому что ботинки будут грязными, некрасивыми. В общении со сверстниками ребенок-визуал сначала наблюдает, а уже потом идет на контакт (совместную игру), может подолгу играть один. В воспитании малыша-визуала необходимо уделять внимание развитию речи (он неразговорчив), коммуникабельности (умению общаться), физической координации. Люди-визуалы очень хорошо помнят, что видели. В то же время им тяжело даются словесные инструкции, они неоднократно переспрашивают задания.. Никогда не кричите маленькому визуалу «глаза бы мои тебя не видели», для них это самое тяжелое оскорбление.

Ребенок-аудиал познает окружающий мир через звуки, поэтому раньше других начинает говорить, имеет большой словарный запас. Такие малыши любят слушать музыку, сказки на аудио, вести разговоры - обсуждать, доказывать. Даже когда малыш играет в одиночестве, он может говорить сам с собой непрерывно Придумывает различные сказки, игры. Умеет убеждать, уговаривать. Но в подвижных играх участвовать не любит. Дети-аудиалы очень общительны. Они могут немного отставать от сверстников в развитии навыков, связанных со зрительным (поиск отличий на картинках) и моторным (умение ловко залазить на горку, быстро и долго бегать) восприятием. Поэтому стоит эти навыки развивать с помощью игр, упражнений.

Маленький кинестетик познает мир с помощью прикосновений, движений. У него хорошо развита моторика, он очень много двигается, обычно рано начинает ходить. Такой малыш любит активные игры, связанные с прыжками, бегом, борьбой, ему трудно усидеть на одном месте, долго заниматься одним делом. Малыш-кинестетик любит все трогать, ощупывать; ему особенно важны . Самыми несправедливыми словами на свете такие малыши считают фразу: «Не трогай!», ибо они познают мир именно через тактильные ощущения, поэтому чаще ласкайте, прижимайте к себе, целуйте. Часто, когда учатся читать, водят пальцами по тексту. Во время разговора совершают множество движений и жестикулируют, стоят близко возле собеседника. Ребенка-кинестетика стоит чаще целовать и обнимать. Когда говорите малышу «молодец», не забудьте погладить его по голове или обнять. В школе они учатся лучше, если обучение сопровождается практической работой.

Достаточно легко можно определить, кто ваш ребенок: аудиал, визуал, кинестетик — и соответственно выстраивать обучение, воспитание и игры. Важно использовать методы обучения, близкие ребенку. Так, разговаривая с аудиалом, используйте голосовые возможности: паузы, интонацию, громкость. Больше используйте аудиоматериалы. Если аудиал не слушается, то ему достаточно сказать: «тихо» или «ш-шш». Стоит помнить, что при выполнении домашнего задания ребенок-аудиал шевелит губами и говорит сам с собой.

Если ваш ребенок — визуал, то в разговоре стоит использовать слова, описывающие форму, цвет, структуру, местонахождение предмета. Разрешайте своему ребенку подчеркивать цветными ручками важные пункты в книге. Больше используйте наглядные пособия: таблицы, схемы, рисунки, слайды, как готовые, так и сделанные собственными руками. Если ребенок-визуал готовит домашнее задание или пишет контрольную в классе, ему жизненно необходимо иметь черновик, лист, на котором можно чертить, рисовать, записывать. Если школьник-визуал не слушается, ему достаточно погрозить пальцем или покачать головой.

Обучая кинестетика, следует объяснять материал медленно, использовать действия, жесты, прикосновения. Кинестетик может «обыгрывать» информацию. Помните, что ребенок-кинестетик — это больше практик, нежели теоретик. Если он выполняет домашнее задание, не требуйте от него неотрывного сидения за рабочим столом, неподвижность для такого ребенка «смерти подобна». Позволяйте малышу походить по комнате, подвигаться, попрыгать. Учителю, чтобы успокоить сорванца-кинестетика на уроке, нужно всего лишь подойти к нему и положить руку на плечо.
      Школьное обучение для ребенка - это, в основном, процесс восприятия и усвоения предложенной информации.
       
      Почему важно знать, каким образом учащийся воспринимает информацию?
На уроке учитель может представлять информацию детям, используя все каналы восприятия: и зрение, и слух, и кинестетический канал. Тогда у каждого из них есть шанс усвоить хотя бы часть этих сообщений. Обычно так и происходит. Этот шанс значительно повышается, если, к примеру, и учитель и ученик - визуалы (или аудиалы). Кинестетиков, к сожалению, среди педагогов вообще немного, а в средних и старших классах их практически нет (если не считать учителей физкультуры и труда).
От того, какой канал у ребенка ведущий, зависит освоение многих важных навыков. Например, чтения или письма.
Особенности умственной работы существенно отличаются (например, уровень отвлекаемости, особенности запоминания и др.).
Если родители и учитель знают, к какой категории относится их ученик, им легче строить с ним отношения. Многое становится понятным: почему возникают проблемы с дисциплиной, почему мы "говорим на разном языке", как правильно поощрять ребенка или делать ему замечания и т. д.

      Теперь кратко о том, как мы можем распознать у человека ведущий канал восприятия и переработки информации. Если ребенок учится в начальной школе или в средних классах, выводы делаются в основном по наблюдениям. Если это подросток или взрослый, то ему можно предложить еще и специальный опросник (самодиагностика).
       
      На что обязательно обращают внимание?
       
      Словарь общения. Визуал в своей речи употребляет существительные, глаголы, прилагательные, связанные в основном со зрением (смотреть, наблюдать, картина, на первый взгляд, прозрачный, яркий, красочный, как видите и т.д.). Для аудиала характерно употребление слов, связанных со слуховым восприятием (голос, послушайте, обсуждать, молчаливый, тишина, громкий, благозвучный и т. д.). Словарь кинестетика в основном включает слова, описывающие чувства или движения (схватывать, мягкий, теплый, прикосновение, гибкий, хороший нюх и пр.).
       
      Направление взгляда. У визуалов при общении взгляд направлен в основном вверх, у аудиалов - по средней линии, у кинестетиков - вниз.
       
      Особенности внимания. Кинестетику вообще трудно концентрировать свое внимание, и его можно отвлечь чем угодно; аудиал легко отвлекается на звуки; визуалу шум практически не мешает.
       
      Особенности запоминания. Визуал помнит то, что видел, запоминает картинами. Аудиал - то, что обсуждал; запоминает слушая. Кинестетик помнит общее впечатление. Запоминает двигаясь.
       
      Есть еще такие характеристики, как предпочитаемая поза, телодвижения, тембр голоса, темп речи. Однако существующие по этим пунктам мнения пока достаточно противоречивые.
       
      А сколько возможностей у учителя и родителей понаблюдать за разными типами учащихся в их повседневных делах! Например, посмотреть, кто как записывает домашнее задание. Допустим, оно написано на классной доске.
Визуал: послушно откроет дневник и запишет, вернее, перепишет с доски то, что задано на дом. Он предпочитает иметь нужную ему информацию, чем спрашивать у других. Он легко воспримет ее записанной именно на доске.
Аудиал: если захочет записать домашнее задание в школе, то, скорее всего, переспросит у соседа по парте, что задано. Со слуха запишет эту информацию себе в дневник. Дома может "сесть на телефон" и узнать о том, что задано, у одноклассников. Или просит сделать это родителей и сказать ему.
Кинестетик: чаще всего долго роется у себя в портфеле, достает оттуда учебники, находит нужные страницы и прямо в учебниках обводит номера нужных упражнений.

      Многое даст наблюдение за поведением детей на перемене
Визуал: чаще всего остается в классе, если большинство учеников из него выходит. Для него главное - возможность спокойно окунуться в свои зрительные образы. Но ему могут помешать шумные диалоги аудиалов или подвижные игры кинестетиков. Тогда он предпочтет выйти в коридор, где будет наблюдать за другими детьми или рассматривать информацию на стенах.
Аудиалы используют перемену, чтобы наговориться и пошуметь. Особенно если на предыдущем уроке пришлось "держать рот на замке".
Для кинестетика перемена нужна, чтобы размяться, подвигаться.

      О чем говорят эти наблюдения? Не стоит заставлять всех детей водить на перемене хороводы или слушать тихую музыку. Каждый ребенок инстинктивно выбирает подходящий ему способ восстановления сил.
       
      Так же индивидуально нужно подходить к каждому из них и в учебной работе.
       
      Специалисты говорят:
от визуала можно требовать быстрого решения задач;
от аудиала - немедленного повторения услышанного им материала;
от кинестетика лучше не ждать ни того, ни другого - он нуждается в другом отношении, ему нужно больше времени и терпения со стороны учителей и домашних!

      При выполнении работы на уроке или дома рекомендуется:
визуалу разрешить иметь под рукой листок, на котором он в процессе осмысления и запоминания материала может чертить, штриховать, рисовать и т.д.;
аудиалу не делать замечания, когда он в процессе за поминания издает звуки, шевелит губами - так ему легче справиться с заданием;
кинестетика не заставлять сидеть долгое время неподвижно; обязательно давать ему возможность моторной разрядки (сходить за мелом, журналом, писать на доске, дома - сходить в другую комнату и т.д.); запоминание материала у него легче происходит во время движения.

      Разумеется, очень важно общаться с ребенком на "его языке":
с визуалом используя слова, описывающие цвет, размер, форму, местоположение; выделяя цветом различные пункты или аспекты содержания; записывая действия, используя схемы, таблицы, наглядные пособия и др.;
с аудиалом используя вариации голоса (громкость, паузы, высоту), отражая телом ритм речи (особенно головой) со скоростью, характерной для этого типа восприятия;
с кинестетиком используя жесты, прикосновения и типичную для них медленную скорость мыслительных процессов; помнить, что кинестетики обучаются посредством мышечной памяти; чем больше преувеличения, тем лучше для запоминания; позволять им проигрывать в ролях части вашей информации.

      Да и замечание ребенку произведет нужный эффект, если будет сделано "на его языке":
визуалу лучше покачать головой, погрозить пальцем;
аудиалу - сказать шепотом "ш-ш-ш";
кинестетику - положить руку на плечо, похлопать по нему.

Следует также помнить, что «чистые» аудиалы, кинестетики и визуалы встречаются нечасто. В большинстве случаев это комбинация двух типов. Особенности восприятия также зависят от возраста: так, если малыши все тянут в рот, чтобы «познакомиться с предметом поближе», то школьники чаще используют зрение и слух. Восприятие информации через определенный канал может иногда радикально меняться с возрастом, особенно вследствие психологической или физической травмы, но такие случаи единичны.

Если вы научитесь различать типы восприятия информации, это поможет вам лучше понимать других: собственных детей, родных, друзей, знакомых, сотрудников. Вот, к примеру, некоторые фразы, которые зачастую используют аудиалы: «держать язык за зубами», «в одно ухо влетело, в другое вылетело», «слово за слово», «это неслыханно», «свистни, когда будешь готов». Фразу «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» стопроцентно придумали визуалы. А еще люди этого типа восприятия часто употребляют словосочетания: «смотреть сквозь розовые очки», «поживем — увидим», «без тени сомнения», «приглядеться друг к другу», «я внимательно рассмотрю эту идею», «прояснить ситуацию», «точка зрения» и т.д. Люди-кинестетики любят фразы: «я свяжусь с вами», «я уловил эту идею», «пальцем не пошевелил», «хладнокровный человек», «места себе не находит», «задержись на минуту», «это касается...», «руки чешутся», «я его в порошок сотру», «загорелся желанием», «схватил звезду с неба» и т. п...

И помните: между кинестетиками, аудиалами и визуалами могут возникать значительные недоразумения, поскольку у каждого из них — свой взгляд на окружающий мир, но все эти недоразумения легко преодолимы, стоит только захотеть.

0

2

Откуда возникает это предпочтение -- ориентация на аудиальность или на визуальность? Она определяется моментом появления ребенка на свет. В утробе растущий человечек ориентируется прежде всего на звуки: стук сердца, дыхание, работу внутренних органов матери, звуки ее голоса и приглушенные шумы внешнего мира. Рождение -- это шок, резкая перемена внешней среды. Только что было тихо, темно, тепло -- и вдруг стало ярко, шумно и гораздо холоднее. Однако если этот момент сопровождался сильными положительными эмоциями -- любящие глаза мамы, ласковые большие руки, освобождение из родового канала -- закрепляется ориентация на визуальность. Если шок был слишком сильным, а положительного подкрепления не произошло -- тогда закрепляется ориентация на аудиальность.

Итак, визуалы. Для них реальность -- это мир яркого света. Отсюда театральность, яркость, демонстративность в их поведении, острота их первичных переживаний, драматизм. Их переживания -- это пересечение некоей новой границы в восприятии. Интересно, что визуалу вполне ЭТОГО достаточно. Он может дальше и не пойти. Вспышка света, неожиданное сочетание красок, цветов, оттенков, образов -- этим он может наслаждаться снова и снова, это сообщает его жизни необходимую яркость ощущений.

Аудиалы изначально находятся в конфликте с внешним визуальным миром. Информацию о мире они получают преимущественно (а иногда -- исключительно) через звуки. Их восприимчивость к окружающим звукам, их нюансам, изменениям огромна. Их поведение скромно, сдержанно, говорят они медленно, монотонно. Аудиалы всё время прислушиваются к себе, к тому, что происходит внутри, к своим внутренним процессам -- поэтому производят впечатление людей слегка заторможенных. Они крайне не любят, когда их торопят, -- шум и спешка для них мучительны. Развитые аудиалы прекрасно разбираются в музыке, с ее помощью корректируют свое эмоциональное состояние и могут даже вылечить музыкой практически любую болезнь (!) (если она не запущена).

Поэтому для визуала важно, как выглядит его интерьер, а для аудиала -- как он звучит. К примеру, как выбирает визуал мебель? Для него не важно, насколько она функциональна, насколько удобно ею пользоваться -- главное, чтобы она смотрелась красиво, то есть эффектно! И -- свет, игра света, светильники и вообще световой дизайн. И, конечно, зеркала. А в квартире аудиала самое главное -- музыкальный центр и акустика пространства. И, как уже говорилось, ничего лишнего, не несущего важной (для аудиала) информации. Зеркала могут обернуться для него постоянным мучением, потому что аудиал стесняется собственного тела и с трудом принимает его. И МИНИМУМ раздражающих звуков. Продвинутый аудиал, конечно, способен из разных случайных звуков срежиссировать музыкальную пьесу -- но он этим должен заниматься. То есть это -- отдельная специальная сфера деятельности: либо аудиал направляет на эти окружающие случайные звуки всё свое внимание и аранжирует их, либо, слыша их, раздражается, потому что они его отвлекают от деятельности, которой он в этот момент занят.

Вода, капающая из крана... Крик попугая в клетке... Радио за стенкой... Шум вентилятора в компьютере... Гудение воды в трубах... Цоканье когтей собаки по плиточному полу... Лай... Хлопанье дверей... Беготня соседского ребенка наверху... Скольжение роликов в роликовой двери в шкафу... Звон ветряного колокольчика... Кашель и сопение пожилого родственника... Для аудиала все эти звуки значимы и забирают на себя внимание. И, не понимая отчего, человек напрягается и чувствует себя задерганным и уставшим. А всего-то нужно осознать, что дело в каком-то звуке, который просто не хочется слышать. А визуал может вообще не заметить, что где-то что-то звякает или шумит, зато увидит (и будет неприятно задет), где какая пыль скопилась, или пятно, или обои отстали...

Или представьте себе: в интерьере всё выстроено из стекла, керамики, металла. Смотрится очень эффектно, для визуала -- раздолье! А для аудиала? Звуки здесь многократно отражаются, гулко разносятся по квартире, слышно эхо, многократные наложения. Звонкий пустой интерьер. Холодный. Или другой вариант: множество пушистых ковров, мягкой мебели, драпировок. Звуки вязнут и глохнут, возникает состояние расслабленности, истомы. Сон... Вы такого эффекта добивались, да?

И еще один важный момент. Склонность к коллекционированию -- черта прежде всего аудиала. Причем для него важна именно информация, те сведения, которые можно сообщить о предметах коллекционирования (и он с удовольствием их вам все выложит, поразив своей эрудицией), а вовсе не их художественные достоинства (!).

А теперь -- новое задание. Обратите внимание на то, какие слова Вы чаще употребляете в своей речи, и какие -- Ваши близкие, живущие с Вами под одной крышей. Это позволит лучше сориентироваться, какой канал у кого больше задействован и как по возможности учесть в интерьере интересы каждого члена семьи.

Визуальные слова: Блестящий, Вглядываться, Видеть, Визуализировать, Воображать, Всматриваться, Выглядеть, Выставлять, Выявлять, Графический, Демонстрировать, Замечать, Излучать, Изображать, Исчезать, Казаться, Картинка, Колоритный, Любоваться, Маскироваться, Мелькать, Мерцать, Мигать, Мрачный, Наблюдать, Обнаружить, Освещать, Осматривать, Отражать, Показывать, Предвидеть, Представлять, Привлекательный, Просматривать, Прятать, Разглядывать, Ракурс, Раскрывать, Рассматривать, Сверкать, Светиться, Следить, Смазанный, Смотреть, Смутный, Темный, Туманный, Тусклый, Фокусироваться, Яркий, Ясный...

Аудиальные слова: Бесшумно, Бормотать, Булькать, Вдохновение, Вздыхать, Визжать, Вопить, Ворчать, Восклицать, Вторить, Гармонировать, Глухой, Говорить, Голос, Громко, Декларировать, Дискуссия, Звать, Звонкий, Звучать, Кричать, Мелодичный, Называть, Намек, Неслышный, Обсуждать, Объявлять, Объяснять, Отвечать, Отзываться, Откликаться, Переводить, Петь, Предложение, Произносить, Пронзительный, Просить, Рассказывать, Расстраивать, Резонанс, Слушать, Слышать, Созвучный, Спорить, Спрашивать, Тихо, Тишина, Шумный...

0

3

Телесный (кинестетический) интеллект.
"Телесный" тип мышления тесно связан с осязанием, вообще с кинестетическим восприятием. Ребенок-кинестетик, как правило, равнодушен к описаниям или картинкам. Чтобы получить информацию о предмете, ему нужно пощупать его, понюхать, словом, "ощутить" предмет.

Как правило, такие дети обладают:

* Исключительным контролем над своим телом
* Хорошей координацей, ловкостью, гибкостью
* Чувством времени
* Тягой к спорту
* Хорошо развитым осязанием
* Отличными предпосылками к ручному труду
* Высокой физической активностью
* Быстро переключающимся вниманием (отсюда проблемы с концентрацией, повышенная отвлекаемость)

Кроме того, они:

* Любят участвовать в театральных постановках (особенно выразительны в пантомиме и пластике)
* Запоминают лучше действия, чем слова

Использовать все это в обучении можно следующим образом:

* Запоминать информацию, накладывая ее на движения (как в рэпе). Отличным примеров такого запоминания служит любимая всеми первоклассниками считалка-разминка: "Мы писали, мы писали, наши пальчики устали".
* Делать частые перерывы в занятиях, чтобы поиграть и побегать, выполнить несколько физических упражнений
* Использовать наглядные модели, которые можно потрогать и которыми можно манипулировать
* Устраивать загородные прогулки
* Использовать ролевые игры в обучении
* Делать физические упражнения со словами

Этот тип интеллекта задействован только на уроках труда или физкультуры. И так ли уж удивительно тогда, что дети, еле-еле тянущие на "3" по основным предметам, как правило, хорошо успевают на названных уроках?
.

0

4

Вспомнить все

Какому родителю не хочется, чтобы у его ребенка была хорошая память! Сегодня мы поговорим о том, как ее можно развить

Многие считают, что то память у человека зависит, прежде всего, от наследственности: что если у папы или мамы память крепкая, то ребенок обязательно пойдет по их стопам. Увы, это далеко не так. Память — в первую очередь психический процесс и он не передается по наследству, а развивается и формируется в течение первых лет жизни ребенка. А мы, взрослые, можем и должны помочь этому процессу.

Вижу, слышу, трогаю

Перво-наперво родителям-педагогам следует запомнить главное правило: занимаясь целенаправленным развитием ребенка, не переусердствуйте! Ребенок — не компьютер, его не загрузишь, как машину, под завязку без последствий. А последствия могут быть самые разные и не очень приятные, ведь рост и развитие ребенка в возрасте до 3 лет — это процесс, идущий одновременно в разных направлениях: физическом, интеллектуальном, эмоциональном. И если сделать упор на интеллекте, то сверхспособности появятся, но где-то в другом месте обнаружится “дыра”. Поэтому давайте будем делать упражнения “по ходу дела”, не настаивая на моментальных результатах, а доставляя удовольствие ребенку и себе.
Теперь немного теории. Мы уже говорили, что память — это психический процесс, и то, как он протекает, зависит от темперамента и наклонностей ребенка. Некоторые малыши активнее реагируют на звук (аудиалы), другие — любят все рассматривать (визуалы), а третьи — стремятся все потрогать (кинестетики). И вы наверняка уже в курсе, что больше по душе вашему непоседе. Эти знания мы и будем использовать в своих занятиях, но не увлекаясь и учитывая два факта: “чистые” типажи — это большая редкость, чаще всего они смешанные; все детки в этом возрасте склонны к “пальчиковым” исследованиям — тактильному изучению мира. Поэтому мы попробуем всего понемногу, выберем то, что ребенку больше всего понравится, но время от времени станем разбавлять эти упражнения “нетипичными”, чтобы дать и им шанс развиться.

Когда она рождается?

С какого момента жизни можно считать, что у ребенка уже есть память? Современные ученые утверждают — памятью наши малыши обладают уже во внутриутробном состоянии, а именно с 20 недели “беременной жизни”. Именно благодаря этому будущая мама может установить со своим крохой диалог: научить его реагировать на слова толчками или “вступать в контакт” с будущими родителями в строго определенное время суток. Кроме того, уже давно известно, что если ввести человека в состояние гипноза, то он может вспомнить, как ему жилось в животике у мамы.

Вперед и с песней

Развитие памяти идет параллельно общему развитию мышления у малышей. С каким багажом знаний приходит наш кроха к первому своему дню рождения? Он умеет улыбаться, хмуриться, злиться и радоваться (развились эмоции), он учится ходить (двигательная активность), начинает осваивать речевые навыки… Вот это мы и возьмем на вооружение: в возрасте от года до двух развиваем аффективную (эмоциональную) и механическую (моторную, двигательную) память. Начнем с потешек или стихов для самых маленьких. Для примера возьмем известное стихотворение Агнии Барто:
Идет бычок, качается,
Вздыхает на ходу:
Ой, доска кончается,
Сейчас я упаду!

Хотите, чтобы малыш запомнил его поскорей? Изображайте движения бычка, охайте и обязательно падайте в конце. Таким (и только таким образом) “проигрываем” все стишки.

Малышам-аудиалам желательно стишки пропевать. А самое главное, что петь и “изображать в лицах” можно не только стихи, но и все, что угодно: от “два плюс два равно четыре” до “у кошечки — котята, у львицы — львята, у слона — слонята”. Чем проще слова и больше повторов, чем ярче и эмоциональнее вы все это изобразите, тем скорее малыш запомнит, а значит, начнет тренировать свою память. Со временем говорите только первую фразу, а малыш — пусть пробует повторять, к примеру, вы: “Кошка, кошка, мяу…”, малыш договаривает: “мяу” и т.д.

Стоит пару раз показать ребенку, что слон — во-о-от такой, большой-большой (встаньте на цыпочки, поднимите руки), а мышка — маленькая-маленькая (присели и показали руками, какая она маленькая) и увидите, что скоро услышав эти слова, кроха сам будет тянуть к потолку ручки и приседать в нужных местах. А главное — играйте, как актриса на сцене, вызывая эмоциональную реакцию крохи (обычно малыши реагируют на старания родителей заливистым смехом), так как все, что вызывает у нас эмоции, быстрее запоминается и долго помнится. И не забудьте потом поиграть в “Кто сказал мяу?” (спросите кроху, как “говорит” кошечка, коровка, собачка).

Думал, думал и придумал

В два-три года у ребенка начинается формирование логическо-образного мышление. Кроха активно начинает разговаривать, познавать мир, изучать свойства предметов, сравнивать и анализировать. Пришло время подключать воображение, ассоциации и и искать логические связи.

“Один и группа”. Нашей памяти проще всего запоминать информацию не хаотично, а группами, когда между предметами есть “связующее звено”. К примеру, наклейте на один лист (или подберите готовую картинку) с изображениями разных фруктов. Покажите малышу ее (задействуется зрительная память): “Смотри, это банан, это яблоко, это персик, а все вместе они — фрукты!”. Как вариант, соберите несколько карточек, на которых фрукты изображены по отдельности, выложите каждую, а затем предложите малышу устроить кучу-малу, смешать все карточки в кучу (задействуется моторика), а потом скажите: “Это фрукты!”. То же самое можно проделать с любыми группами (овощи, птицы, животные, цветы и т.д.). Затем можно поупражняться на тему: “Что это?” (показываем карточку и спрашиваем, что на ней изображено). Сначала достаточно 3-4 карточек для запоминания, затем — увеличивайте количество по 1 каждые три дня.

“Кто лишний?” Когда знакомство с группами произошло, переходим к следующему упражнению. Выложите на столе несколько карточек из одной смысловой группы и одну — из другой (к примеру, 3 фрукта и 1 овощ). Спросите кроху: “Кто здесь лишний? Кто пришел из другой семьи?”. Как только малыш найдет “самозванца”, похвалите его и порадуйтесь находке вместе с ним.

“Найди отличия”. Это игра также предназначена для тренировки зрительной памяти, как и две предыдущие. Тут уж не обойтись без готовых материалов, но, к счастью, эту популярную задачку можно легко найти в различных книжках-игрушках, имеющихся в продаже. Кстати, загляните на последние страницы журнала, в раздел “Забавы для малышей”, почти в каждом номере есть одно такое упражнение. Задача проста: сравнить две вроде бы одинаковые картинки и найти различия между ними.

“Пропажа”. Возьмите несколько игрушек крохи, положите их рядышком и попросите ребенка запомнить “присутствующих”. Затем накройте игрушки платком, незаметно уберите одну, снимите платок и спросите малыша: “Кто пропал?”. Начните с 2-3 ярких, больших игрушек. Постепенно их количество необходимо увеличивать, а сами предметы — выбирать меньших размеров.

К слову, зрительная память — одна из ведущих. Поэтому даже если ваш малыш не визуал, развивать его способности в этом направлении нужно обязательно.

Развитие слуховой памяти подразумевает любые упражнение, в которых нужно запоминать информацию на слух.
“Сиди и слушай”. Сидеть, конечно, не обязательно! Можно идти, стоять, лежать. И слушать. Стихи, к примеру, “Муху-цокотуху”. Но читать необходимо не монотонно и однообразно, а конечно же, с чувством, толком, расстановкой. Для облегчения запоминания необходимо проходить логические ассоциации, “подключать” образы, объяснять, что значат те или иные слова.

Муха, муха-цокотуха,
Муха по полю пошла,
Муха денежку нашла…

(Вытащите монетку из кармана и покажите крохе — вот такую денежку; “А ты знаешь, что такое поле?”.. и т.д.)
“Игра в ассоциации”. На кого похож самолет? “Посмотри, он такой же большой, как слон. Помнишь, как выглядит слон? У самолета есть крылья, у кого из живых существ есть крылышки?”. Строительный кран похож на жирафа, автобус — на свинку. Хотите, чтобы ребенок запомнил геометрические фигуры? Нарисуйте круг, покажите его крохе. Потом вернитесь к карточкам с фруктами-ягодами круглой формы (яблоко, персик, арбуз) и предложите крохе сравнить: это круг и фрукты — круглые.

Правила запоминания

То, над чем мы трудились сегодня — это упражнения для развития произвольной памяти. Непроизвольную, свойственную всем детям, развивать не надо, об этом давным-давно позаботилась природа. А вот все остальное (знания, которые нам необходимы в течении жизни, а так же любую “дополнительную” с точки зрения природы информацию) человеку приходится “усваивать”, делая над собой усилия. Поэтому такой вид памяти называется произвольным — требует волевого напряжения. И чем активнее мы тренируем эту память в нежном возрасте, тем легче малышу будет в садике (где к каждому утреннику необходимо выучить несколько стишков), в школе (вспомните, как сами зубрили Таблицу умножения и “Гимн Советского Союза”), в институте (где одним студентам, готовящимся к сессии, приходится зубрить с утра до вечера, а другим — достаточно пробежаться один раз глазами, чувствуете разницу?).
Вы хотите, чтобы ваш ребенок обладал легкой памятью (и в прямом и переносном мысле). Тогда вам следует знать, что она, как на трех китах, стоит на: впечатлении, повторении и ассоциациях. Что же это такое?

Впечатление

Говоря о впечатлениях, подразумеваем 5 органов чувств. Научите кроху при знакомстве с новым предметом задействовать как можно больше органов чувств. Как это сделать? Допустим, показываете малышу новый фрукт — к примеру, манго. Фрукт — экзотический, ребенку незнакомый, и при первом контакте ему необходимо составить наиболее полную “ячеечку” в памяти, отведенную под понятие “манго”. Не наученный “правилам знакомства на долгую память”, ребенок скорее всего посмотрит на плод, подержит в руках, откусит и все. Преподнесите малышу манго как событие. Скажите: “Посмотри, какой гость к нам прибыл из жарких стран. Видишь, какого он интересного цвета, а пощупай, какая у него гладкая кожура. Теперь понюхай, пахнет? А давай попробуем… Вкусно?”. В дополнение можно рассказать какую-нибудь историю про этот “экзот”, и будьте уверены, в его ячеечке появится обширное, разностороннее “досье” на него. Если вы станете преподносить любую новинку таким образом, кроха научится быть внимательным к мелочам. И память его пополнится намного быстрее.

Повторение и ассоциации

В качестве правил по количеству повторов, обратимся к методике, по которой обучают… шпионов. Знаете ли вы, что чтобы запомнить какую-то информацию надолго (а шпионам это жизненно необходимо: прочитать записку, запомнить и съесть, не говоря уже о сложных шифрах), ее необходимо повторять через определенное количество времени. Существует даже точное указание через какое. Итак, прочитали крохе стишок. Повторили ненавязчиво пару раз и… забыли. Через 5 минут спросите у малыша, помнит ли он стишок, повторите его, попросив ребенка договаривать последнее слово: “На лугу пасутся… кто? Правильно: козы”. Затем опять забудьте и вернитесь к стишку через 20 минут, затем через 2 часа, на следующее утро, повторив еще раз через сутки — будьте уверены, малыш запомнить этот стих надолго!
Повторять необходимо и “безвременно”, просто так. Гуляете по парку, поиграйте в игру “Что где стоит?”.  Заключается она в том, чтобы вспомнить, например, в какой комнате находится телевизор, кровать, игрушки ребенка, где установлен телефон. Или “Какие фрукты ты знаешь?” —  вы же играли с крохой в “кучу-малу” с фруктами, теперь спросите: “Какие фрукты есть у нас на карточках?”. Еще одна игра — “Как кого зовут?”:  как зовут бабушку/маму/папу/соседку по песочнице. Вы задаете вопрос медленно: “А ка-а-ак зову-у-ут…”, потом быстро добавляете: “…бабушку”. И малыш должен быстро-быстро ответить.
Про ассоциации повторяться не будем, думаем, смысл этого механизма понятен и так. Только помните: чем полнее, ярче и понятнее образ-ассоциация, тем легче малышу запомнить.

+2

5

А теперь несколько интересных фактов. В России на данный момент весьма приблизительное распределение по типам такое:

Визуалы-35%;
Аудиалы-5%;
Кинестетики-35%;
Дигиталы - 25%.

А, например, для США это выглядит немного иначе:

Визуалы — 45%;
Аудиалы - 5%;
Кинестетики - 45%;
Дигиталы –5%.

Если говорить о культуре, то можно сказать что в России и США визуально-кинестетические культуры. А вот в Англии аудиально-визуальная культура. В то же время почти все древние культуры были кинестетическшли. При этом учтите, что у людей разных типов свой стиль одежды, свои компании, свои разговоры и своя работа. Например, среди чиновников весьма большой процент дигиталов и аудиалов, впрочем как и среди военных.

Но при этом надо помнить, что, вообще говоря, деление по типам весьма условно, и хотя действительно существуют люди, пользующиеся практически одним каналом, но их достаточно мало. Большинство же достаточно эффективно пользуются несколькими, просто один они предпочитают больше. Вот об этом канале предпочтения и идет речь.

В чем же отличия визуалов, аудиалов, кинестетиков и дигиталов друг от друга? Отличия будут касаться очень многих вещей, например, способов поведения и обучения, организации мышления и памяти.

Кинестетик запоминает все телом, мышцами - у тела есть своя память. Этот способ весьма эффективен, чтобы научиться ездить на велосипеде или плавать, но для запоминания способа решения интеграла или номера телефона может быть весьма неудобен. Для того, чтобы запомнить номер телефона, кинестетик должен написать его собственноручно, аудиал - произнести, визуалу же достаточно запомнить, как он выглядит.

Визуал любит информацию в виде графиков, таблиц, фильмов, ему нужно на что-то смотреть. При этом он способен "видеть весь лист". Аудиалу обычно надо все это проговорить внутри себя.

Кинестетику нужно щупать, делать, двигаться. Он тут же начнет выяснять, а как конкретно что-то сделать, и на что нужно нажать, чтобы эта штука бренькнула, и желательно в его руках. Визуал же скорее попросит показать, как это делается, аудиал - рассказать подробнее. Дигитал в первую очередь попросит показать инструкцию и сначала чрезвычайно подробно изучит потребляемую мощность и расход воды на килограмм белья.

На практике это можно применить следующим образом.

Например, визуалу лучше дарить украшения, предметы интерьера: например, можно подарить картину или другую красивую вещицу. Он оценит удачное соотношение цветов и приятный для глаза пейзаж (если это картина). Если вы подключите дизайнера, и ваша милая вещица будет мило вписываться в дизайн комнаты визуала, в ваш адрес посыплются слова восторга.

Кинестетику необходим такой подарок, который будет давать ему приятные ощущения. Приятные на ощупь вещицы из стекла: гладкие и прохладные, мягкие затейливые подушки ручной вышивки – уютные и такие домашние, мягкие игрушки, пушистый свитер – мягкий и удобный.

Аудиалу желательно подарить то, что он с наслаждением будет слушать: диск с его любимой группой или вашим признанием в любви, только не монотонным, а выразительным голосом, выделяя важные моменты интонацией. Очень подойдут вещицы, о которых можно долго рассказывать, и хвалиться. Например, если это будет вещица из серии искусства, например, картина, то она непременно должна быть со «судьбой». Либо она от известного художника, либо ее похищали, а как, это уже ваша фантазия!

Дигитал обрадуется подаркам с функциональным значением. Технические вещи и то, что из разряда «цифровые товары» - это для него. Из безделушек, например, обереги, будут оберегать его; если это вазочка, то непременно копилка! Произведения искусства дигитал рассматривает с точки зрения выгодного вложения капитала. Никто не удивится, если он ваш подарок из серии искусства через 10 лет выгодно продаст, и сделается довольно богатым человеком!

Кинестетики

Про таких детей говорят, что они все смотрят руками. Что ж делать! Такова их природа. Не беда, что игрушки у них недолговечны: разбирая их, они познают мир. Маленькие кинестетики не могут подолгу смотреть телевизор и чаще всего не любят театр. Зато обожают возиться, драться и устраивать различные соревнования.

Ребенок-кинестетик ни за что не будет слушать сказку перед сном, если вы при этом не гладите или не обнимаете его. Он очень привязан к родителям, особенно к маме, долго не слезает с рук и даже в младшем школьном возрасте любит забираться к родителям на колени. Появление младшего братика или сестренки вначале воспринимает трагично, зато потом самозабвенно берет на себя роль няньки.

Ребенку-кинестетику лучше всего дарить мягкие игрушки, конструкторы, игры-самоделки и все то, что можно разбирать, мять, гнуть...

А главное - не скупитесь на внимание и теплоту.

Дискреты

Обычно это дети из неблагополучных семей с одним родителем или вообще без них. Строгость и пространные нравоучения для детей-дискретов бессмысленны и вредны. Спасти от одиночества их может только открытость и доброта.

С такими детьми ни в коем случае нельзя лукавить, хитрить, что-то утаивать даже в шутку. Так как дискреты не любят говорить и не признают подвижных игр, то вывести их на контакт крайне сложно. Но вооружившись терпением и верой, постепенно, не спеша, ребенка- дискрета можно раскрепостить и избавить его от многих комплексов. Для этого нужно прежде всего любить его и постоянно давать ему это почувствовать. Уделять ему максимум внимания. Делиться с ним своими мыслями и на собственном примере показывать ему, что быть открытым не страшно.

Подарки для дискрета - это одно из доказательств вашей любви к нему. Дарите преимущественно развивающие подарки и постарайтесь, чтобы это были игрушки или игры, в которые можно играть только вдвоем или втроем.

Аудиалы

Дети-аудиалы - это прирожденные шпионы. Они всегда все знают. Все секреты и новости им тут же становятся известны, но это совсем не означает, что они специально подслушивают. Просто у них слух развит намного лучше, чем у обычного ребенка. Поэтому, разговаривая шепотом в другой комнате, помните о том, что ему вас слышно так же хорошо, как если бы вы стояли рядом с ним.

Ну и конечно же, в противовес отличному слуху, он порой не обладает хорошим зрением, поэтому плохо запоминает правописание и не силен в рисовании. Снисходительно относитесь к этому. У каждого есть свои плюсы и свои минусы.

Зато ваш ребенок, если вы постараетесь, может стать выдающимся музыкантом. Для этого вы должны с самых малых лет дарить ему всевозможные музыкальные инструменты.

Это могут быть дудочки, маленькие игрушечные пианолы или простейшие клавишные, различные металлофоны, ксилофоны и т.п. Ребенку постарше можно дарить более серьезные инструменты - гитару, флейту, скрипку. Хороший музыкальный инструмент плюс опытный педагог, и из вашего аудиала обязательно вырастет замечательный музыкант.

Визуалы

Это дети-недотроги. Ненавидят объятия, поцелуи и сюсюканья, однако охотно поговорят с вами на взрослые темы и на расстоянии вытянутой руки. Выглядят обычно старше своих лет, потому как держатся обособленно и немного высокомерно. Любят поучать старших и цитировать фразы из телевизора, который они обожают.

Визуал-ребенок - благодарный зритель, он запоминает каждую мелочь из просмотренного фильма или спектакля. У него великолепная память и хороший вкус. Он улавливает по лицу ваши настроения и желания, но не всегда дает вам понять это (конечно же, в корыстных интересах).

Маленьким визуалам хорошо дарить интересные видеофильмы, аксессуары для юного художника и красочно иллюстрированные книги.

+1

6

все 4 вида восприятия также относятся и к взрослым :)
В словах людей хорошо это слышно.

0

7

Как улучшить восприятие через слух и кинестетику? Игры и упражнения

Аудиалов, как говорят специалисты, у нас меньше, чем визуалов, поскольку зрительный нерв гораздо толще слухового, а стало быть, и проводимость у него больше.

Когда при мне говорят: «Зачем рыбе зонтик?», я представляю трогательное создание с длинным вуалевым хвостом и тросточкой в плавнике, на конце которой раскрыт яркий купол, и думаю: «Бедный-бедный кинестетик, ты перегружен информацией и прикрылся от нее, но защита-то мнимая».

И расхожая сленговая фраза «На фига козе баян?» тоже вызывает профессиональную реакцию: «Чтобы лучше слышать!» И выражение «как слону дробина»... И другие.

Шутка, конечно. А если серьезно, то аудиалов, как говорят специалисты, у нас меньше, чем визуалов,
поскольку зрительный нерв гораздо толще слухового, а стало быть, и проводимость у него больше. Это утверждение я могу только процитировать, ибо в анатомии не слишком сильна.

Как бы то ни было, понимать этих самых аудиалов, не напрягаясь в подыскивании предпочитаемых ими выражений, лучше всего, если развить собственное слуховое восприятие. Вот несколько практических способов, которые можно использовать в виде развлечений дома, в дружеской компании, на занятиях с детьми.

«Знакомые звуки»
Эта игра походит на разминку, которая предлагалась для тренировки зрительного канала информации. В группе, в паре или в одиночку находятся ответы на просьбу назвать, а затем назвать и воспроизвести:
- звуки природы;
- голоса животных;
- шумы, издаваемые приборами.

Можно предложить озвучивание на разном расстоянии
(собака, которая лает за стеной или в непосредственной близости; шум прибоя, доносящийся через открытую балконную дверь или прямо под ногами и т.д.).

Разумеется, нужно учитывать возраст участников. Но сколько бы им ни было лет, они охотнее будут играть, чувствуя одобрение и рассчитывая на поощрение. А разнообразить набор заданий можно по собственному желанию и усмотрению.


«Угадай мелодию»

Это, пожалуй, самый распространенный способ, варьировать который можно, предлагая:
- узнать мотив из знакомого для группы или партнера репертуара,
- напеть его;
- продолжить начатую мелодию.

«Щелчок в уме»
Сосредоточившись на себе в тишине, щелкнем пальцами, прислушиваясь к звуку, а потом попробуем воспроизвести его в уме. Если не получится – не беда, можно повторить столько раз, сколько потребуется. Зато потом окажется, что этим воображаемым щелчком можно «управлять»: мысленно перемещать его звук, чтобы он раздался сверху – снизу, слева – справа, громче – тише.

Попробуйте, это довольно забавно и одновременно – полезно!

Теперь о кинестетике, которая выражается в образах прикосновений, запахов, вкусов. В качестве разминки подойдут игры, аналогичные ранее предложенным для визуального и слухового восприятия, а затем к ним добавляются те, что рассчитаны на более глубокое усвоение.

Для тактильных ощущений:

«Знакомые ощущения»

В этой игре предлагается назвать определенное число:
- занятий на кухне (в гараже, на спортплощадке);
- видов спорта, связанных с игрой в мяч (рукоделия, кулинарной обработки продуктов);
- объектов, имеющих гладкую поверхность (шероховатую, бугристую).
- объектов, о которые можно уколоться (обжечься, зацепиться).

«Пантомима»
Часть заданий предыдущей игры можно использовать для воспроизведения в пантомиме, но можно добавить и другие:
- изобразить вдевание нитки в иголку (с последовательным приготовлением и использованием воображаемых предметов), надевание тесной обуви и т.п. Смешные задания выполняются с большей охотой, как правило, – и это стоит учесть!

«Воображаемое прикосновение»
Предлагается представить касание к различным поверхностям: к шелку, бетону, телевизору, горячей плите и т.п. В группе это можно организовать таким образом, чтобы во втором туре все по очереди изображали это действие, а остальные угадывали, к чему "прикасался" игрок.

Для вкусовых:

«Вкусы по памяти»
Участники называют:
- пять сладких блюд;
- пять трав, используемых в качестве приправ к еде;
- пять объектов, горьких на вкус.

«Странная дегустация»

После разминки тренер предлагает всем почувствовать вкус:
- соленых огурцов, смешанных с мороженым;
- помидоры с клубничным вареньем;
- манную кашу с горчицей;
- молочный суп с селедкой; а напоследок –
- молоко с шоколадом или еще что-нибудь вкусное (а то игроки устанут морщиться).

Для обоняемых, т.е. запахов и ароматов:


«Назови запахи»:

- связанные с природой;
- связанные с двигателями;
- самые приятные.
Условия те же, что и в других подобных играх.

«Запахи, которых нет, но они есть»
В этом упражнении предлагается почувствовать запахи различных объектов без представления их зрительных образов: клубника… бензин… горячий борщ… холодный борщ. После того, как начнет получаться, можно также тренироваться в «управлении» ими: представлять запахи более сильными или слабыми, поступающими с разных сторон.

Ну вот, в принципе, и все. То есть, конечно же, не все. Можно и по-другому. Но лучшее – враг хорошего, так что, пожалуй, пора остановиться.

Удачи и взаимопонимания!

+2


Вы здесь » Мама в сети - форум для креативных мам » Родители » Визуал, аудиал, кинестетик, дискрет - что это?