По-моему интересная информация
Визуал, аудиал, кинестетик, дискрет - что это?
Эти слова означают особенности восприятия и переработки информации людьми различного возраста.
Визуал - человек, воспринимающий большую часть информации с помощью зрения.
Аудиал - тот, кто получает основную информацию через слух.
Кинестетик - тот, кто воспринимающий информацию через другие ощущения (обоняние, осязание и др.) и с помощью движений.
Дискрет - человек, у которого восприятие информации происходит через логическое осмысление, с помощью цифр, знаков, логических доводов. Эта категория людей встречается реже всего, а детям, в том числе и школьникам, обычно вовсе не свойственна.
Такие особенности психики проявляются уже в дошкольном возрасте и играют большую роль в налаживании контактов ребенка с окружающими, в успешности обучения, получения новых навыков и умений. Как распознать у человека ведущий канал восприятия и переработки информации? Часто достаточно понаблюдать!
ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ
Малыш-визуал при восприятии информации больше полагается на зрительные ощущения. Он быстро запоминает цвет, форму, размер. Если малышу предложить новую игрушку, он сначала внимательно рассмотрит ее со всех сторон. Дети-визуалы любят лепить, рисовать, вырезать, складывать пазлы. У маленьких визуалов бурная и живая фантазия. Их занятия и игры включают в себя взаимодействие глаз и рук. Такие детки предпочитают рассматривать картинки в книжке, чем слушать сказку (например, на аудио кассете или в исполнении мамы). Для ребенка-визуала важно, что на нем одето, он сам выбирает цвет колготок, платья, кофточки; девочки трепетно относятся к украшениям, заколкам, бантикам. Для малыша-визуала может стать целой трагедией если он запачкает одежду или его насильно одевают в то, что ему не нравится. Малыш-визуал первым делом запомнит и расскажет, кто, в чем пришел сегодня в садик, у кого на площадке была самая яркая игрушка. Визуал довольно аккуратен (для своего возраста), он, например, не полезет в лужу, потому что ботинки будут грязными, некрасивыми. В общении со сверстниками ребенок-визуал сначала наблюдает, а уже потом идет на контакт (совместную игру), может подолгу играть один. В воспитании малыша-визуала необходимо уделять внимание развитию речи (он неразговорчив), коммуникабельности (умению общаться), физической координации. Люди-визуалы очень хорошо помнят, что видели. В то же время им тяжело даются словесные инструкции, они неоднократно переспрашивают задания.. Никогда не кричите маленькому визуалу «глаза бы мои тебя не видели», для них это самое тяжелое оскорбление.
Ребенок-аудиал познает окружающий мир через звуки, поэтому раньше других начинает говорить, имеет большой словарный запас. Такие малыши любят слушать музыку, сказки на аудио, вести разговоры - обсуждать, доказывать. Даже когда малыш играет в одиночестве, он может говорить сам с собой непрерывно Придумывает различные сказки, игры. Умеет убеждать, уговаривать. Но в подвижных играх участвовать не любит. Дети-аудиалы очень общительны. Они могут немного отставать от сверстников в развитии навыков, связанных со зрительным (поиск отличий на картинках) и моторным (умение ловко залазить на горку, быстро и долго бегать) восприятием. Поэтому стоит эти навыки развивать с помощью игр, упражнений.
Маленький кинестетик познает мир с помощью прикосновений, движений. У него хорошо развита моторика, он очень много двигается, обычно рано начинает ходить. Такой малыш любит активные игры, связанные с прыжками, бегом, борьбой, ему трудно усидеть на одном месте, долго заниматься одним делом. Малыш-кинестетик любит все трогать, ощупывать; ему особенно важны . Самыми несправедливыми словами на свете такие малыши считают фразу: «Не трогай!», ибо они познают мир именно через тактильные ощущения, поэтому чаще ласкайте, прижимайте к себе, целуйте. Часто, когда учатся читать, водят пальцами по тексту. Во время разговора совершают множество движений и жестикулируют, стоят близко возле собеседника. Ребенка-кинестетика стоит чаще целовать и обнимать. Когда говорите малышу «молодец», не забудьте погладить его по голове или обнять. В школе они учатся лучше, если обучение сопровождается практической работой.
Достаточно легко можно определить, кто ваш ребенок: аудиал, визуал, кинестетик — и соответственно выстраивать обучение, воспитание и игры. Важно использовать методы обучения, близкие ребенку. Так, разговаривая с аудиалом, используйте голосовые возможности: паузы, интонацию, громкость. Больше используйте аудиоматериалы. Если аудиал не слушается, то ему достаточно сказать: «тихо» или «ш-шш». Стоит помнить, что при выполнении домашнего задания ребенок-аудиал шевелит губами и говорит сам с собой.
Если ваш ребенок — визуал, то в разговоре стоит использовать слова, описывающие форму, цвет, структуру, местонахождение предмета. Разрешайте своему ребенку подчеркивать цветными ручками важные пункты в книге. Больше используйте наглядные пособия: таблицы, схемы, рисунки, слайды, как готовые, так и сделанные собственными руками. Если ребенок-визуал готовит домашнее задание или пишет контрольную в классе, ему жизненно необходимо иметь черновик, лист, на котором можно чертить, рисовать, записывать. Если школьник-визуал не слушается, ему достаточно погрозить пальцем или покачать головой.
Обучая кинестетика, следует объяснять материал медленно, использовать действия, жесты, прикосновения. Кинестетик может «обыгрывать» информацию. Помните, что ребенок-кинестетик — это больше практик, нежели теоретик. Если он выполняет домашнее задание, не требуйте от него неотрывного сидения за рабочим столом, неподвижность для такого ребенка «смерти подобна». Позволяйте малышу походить по комнате, подвигаться, попрыгать. Учителю, чтобы успокоить сорванца-кинестетика на уроке, нужно всего лишь подойти к нему и положить руку на плечо.
Школьное обучение для ребенка - это, в основном, процесс восприятия и усвоения предложенной информации.
Почему важно знать, каким образом учащийся воспринимает информацию?
На уроке учитель может представлять информацию детям, используя все каналы восприятия: и зрение, и слух, и кинестетический канал. Тогда у каждого из них есть шанс усвоить хотя бы часть этих сообщений. Обычно так и происходит. Этот шанс значительно повышается, если, к примеру, и учитель и ученик - визуалы (или аудиалы). Кинестетиков, к сожалению, среди педагогов вообще немного, а в средних и старших классах их практически нет (если не считать учителей физкультуры и труда).
От того, какой канал у ребенка ведущий, зависит освоение многих важных навыков. Например, чтения или письма.
Особенности умственной работы существенно отличаются (например, уровень отвлекаемости, особенности запоминания и др.).
Если родители и учитель знают, к какой категории относится их ученик, им легче строить с ним отношения. Многое становится понятным: почему возникают проблемы с дисциплиной, почему мы "говорим на разном языке", как правильно поощрять ребенка или делать ему замечания и т. д.
Теперь кратко о том, как мы можем распознать у человека ведущий канал восприятия и переработки информации. Если ребенок учится в начальной школе или в средних классах, выводы делаются в основном по наблюдениям. Если это подросток или взрослый, то ему можно предложить еще и специальный опросник (самодиагностика).
На что обязательно обращают внимание?
Словарь общения. Визуал в своей речи употребляет существительные, глаголы, прилагательные, связанные в основном со зрением (смотреть, наблюдать, картина, на первый взгляд, прозрачный, яркий, красочный, как видите и т.д.). Для аудиала характерно употребление слов, связанных со слуховым восприятием (голос, послушайте, обсуждать, молчаливый, тишина, громкий, благозвучный и т. д.). Словарь кинестетика в основном включает слова, описывающие чувства или движения (схватывать, мягкий, теплый, прикосновение, гибкий, хороший нюх и пр.).
Направление взгляда. У визуалов при общении взгляд направлен в основном вверх, у аудиалов - по средней линии, у кинестетиков - вниз.
Особенности внимания. Кинестетику вообще трудно концентрировать свое внимание, и его можно отвлечь чем угодно; аудиал легко отвлекается на звуки; визуалу шум практически не мешает.
Особенности запоминания. Визуал помнит то, что видел, запоминает картинами. Аудиал - то, что обсуждал; запоминает слушая. Кинестетик помнит общее впечатление. Запоминает двигаясь.
Есть еще такие характеристики, как предпочитаемая поза, телодвижения, тембр голоса, темп речи. Однако существующие по этим пунктам мнения пока достаточно противоречивые.
А сколько возможностей у учителя и родителей понаблюдать за разными типами учащихся в их повседневных делах! Например, посмотреть, кто как записывает домашнее задание. Допустим, оно написано на классной доске.
Визуал: послушно откроет дневник и запишет, вернее, перепишет с доски то, что задано на дом. Он предпочитает иметь нужную ему информацию, чем спрашивать у других. Он легко воспримет ее записанной именно на доске.
Аудиал: если захочет записать домашнее задание в школе, то, скорее всего, переспросит у соседа по парте, что задано. Со слуха запишет эту информацию себе в дневник. Дома может "сесть на телефон" и узнать о том, что задано, у одноклассников. Или просит сделать это родителей и сказать ему.
Кинестетик: чаще всего долго роется у себя в портфеле, достает оттуда учебники, находит нужные страницы и прямо в учебниках обводит номера нужных упражнений.
Многое даст наблюдение за поведением детей на перемене
Визуал: чаще всего остается в классе, если большинство учеников из него выходит. Для него главное - возможность спокойно окунуться в свои зрительные образы. Но ему могут помешать шумные диалоги аудиалов или подвижные игры кинестетиков. Тогда он предпочтет выйти в коридор, где будет наблюдать за другими детьми или рассматривать информацию на стенах.
Аудиалы используют перемену, чтобы наговориться и пошуметь. Особенно если на предыдущем уроке пришлось "держать рот на замке".
Для кинестетика перемена нужна, чтобы размяться, подвигаться.
О чем говорят эти наблюдения? Не стоит заставлять всех детей водить на перемене хороводы или слушать тихую музыку. Каждый ребенок инстинктивно выбирает подходящий ему способ восстановления сил.
Так же индивидуально нужно подходить к каждому из них и в учебной работе.
Специалисты говорят:
от визуала можно требовать быстрого решения задач;
от аудиала - немедленного повторения услышанного им материала;
от кинестетика лучше не ждать ни того, ни другого - он нуждается в другом отношении, ему нужно больше времени и терпения со стороны учителей и домашних!
При выполнении работы на уроке или дома рекомендуется:
визуалу разрешить иметь под рукой листок, на котором он в процессе осмысления и запоминания материала может чертить, штриховать, рисовать и т.д.;
аудиалу не делать замечания, когда он в процессе за поминания издает звуки, шевелит губами - так ему легче справиться с заданием;
кинестетика не заставлять сидеть долгое время неподвижно; обязательно давать ему возможность моторной разрядки (сходить за мелом, журналом, писать на доске, дома - сходить в другую комнату и т.д.); запоминание материала у него легче происходит во время движения.
Разумеется, очень важно общаться с ребенком на "его языке":
с визуалом используя слова, описывающие цвет, размер, форму, местоположение; выделяя цветом различные пункты или аспекты содержания; записывая действия, используя схемы, таблицы, наглядные пособия и др.;
с аудиалом используя вариации голоса (громкость, паузы, высоту), отражая телом ритм речи (особенно головой) со скоростью, характерной для этого типа восприятия;
с кинестетиком используя жесты, прикосновения и типичную для них медленную скорость мыслительных процессов; помнить, что кинестетики обучаются посредством мышечной памяти; чем больше преувеличения, тем лучше для запоминания; позволять им проигрывать в ролях части вашей информации.
Да и замечание ребенку произведет нужный эффект, если будет сделано "на его языке":
визуалу лучше покачать головой, погрозить пальцем;
аудиалу - сказать шепотом "ш-ш-ш";
кинестетику - положить руку на плечо, похлопать по нему.
Следует также помнить, что «чистые» аудиалы, кинестетики и визуалы встречаются нечасто. В большинстве случаев это комбинация двух типов. Особенности восприятия также зависят от возраста: так, если малыши все тянут в рот, чтобы «познакомиться с предметом поближе», то школьники чаще используют зрение и слух. Восприятие информации через определенный канал может иногда радикально меняться с возрастом, особенно вследствие психологической или физической травмы, но такие случаи единичны.
Если вы научитесь различать типы восприятия информации, это поможет вам лучше понимать других: собственных детей, родных, друзей, знакомых, сотрудников. Вот, к примеру, некоторые фразы, которые зачастую используют аудиалы: «держать язык за зубами», «в одно ухо влетело, в другое вылетело», «слово за слово», «это неслыханно», «свистни, когда будешь готов». Фразу «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» стопроцентно придумали визуалы. А еще люди этого типа восприятия часто употребляют словосочетания: «смотреть сквозь розовые очки», «поживем — увидим», «без тени сомнения», «приглядеться друг к другу», «я внимательно рассмотрю эту идею», «прояснить ситуацию», «точка зрения» и т.д. Люди-кинестетики любят фразы: «я свяжусь с вами», «я уловил эту идею», «пальцем не пошевелил», «хладнокровный человек», «места себе не находит», «задержись на минуту», «это касается...», «руки чешутся», «я его в порошок сотру», «загорелся желанием», «схватил звезду с неба» и т. п...
И помните: между кинестетиками, аудиалами и визуалами могут возникать значительные недоразумения, поскольку у каждого из них — свой взгляд на окружающий мир, но все эти недоразумения легко преодолимы, стоит только захотеть.