Мама в сети - форум для креативных мам

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Мама в сети - форум для креативных мам » Психология » Кризис 3-х лет....


Кризис 3-х лет....

Сообщений 1 страница 5 из 5

1

Мне 24 года, моей дочери 2,7 лет. Похоже, у нас начался кризис 3-летнего возраста как говорит психолог в садике (мы ходим в детский сад с 1,6 лет). Воспитатели говорят, что в садике ребенок хорошо себя ведет, слушается. Но, как только мы приходим домой, начинается ужас, плохо ведет себя: не слушается, если я говорю, что этого делать нельзя, то мне надо гаркнуть раз десять, чтобы она это услышала, а чтобы не делала, надо отлупить, потом начинаются слезы и мама я больше не буду, или мама ты плохая и я с тобой не дружу.
А пришла как то в садик за ней то воспитатель рассказала, что ребенок рассказывал, что дома ее обижают и бьют. Не могу найти с ней общий язык. Ребенок первый. Ольга.


Ответ

Здравствуйте, Ольга! Вам «повезло» - и кризис начался, и еще одна особенность есть, что этот кризис может усиливать. Многие дети в саду ведут себя очень примерно, соблюдают режим и правила поведения, не шумят и не балуются. Причина такого поведения, скорее всего, из-за боязни быть наказанным, или воспитатель строгий. И приходя домой, ребенок начинает «отрываться» дома, ведь напряжение накапливается.

Что значит для ребенка - сдерживать свои эмоции и движения! Отнеситесь к этому с пониманием. Попробуйте следующий метод: дайте девочке возможность после садика отбегаться на улице, откричаться, чтобы к приходу домой она немного сняла напряжение в такой вот двигательной активности. Поговорите с воспитателем, попросите, чтобы она понаблюдала за девочкой, не беспокоит ли ее что-либо, не слишком ли зажата в проявлении своих детских эмоций. Понаблюдайте по возможности сами, как общается с детьми воспитатель, не слишком ли строг.

А по поводу слов ребенка, что ее обижают, это сигнал родителям, что дома девочку не понимают, вот она и ищет защиты у других значимых взрослых. Однако это ни в коем случае желание вас «подставить», а стремление любым способом получить больше внимания и понимания. Уделите вечером девочке больше времени, поиграйте в спокойные игры, поговорите, если все же ругаете, обращайтесь чаще к своим чувствам (я расстроилась из-за твоего поведения), а не к личности ребенка (ты плохая). Дети не могут еще разграничить и сопоставить свои поступки и то, как их оценивает самый значимый человек, слово плохой прочно закрепляется и создает дискомфорт и неуверенность в себе, а вот то, что ребенок совершил нехороший поступок, как раз и не откладывается. В итоге – я плохой, значит, меня не любят, а поведение остается прежним.

Уверена, что у вас все получится!

Светлана Сушинских


   

Комментариев: 1
Вавилина Наталия пишет:
18 Март 2008 в 6:49
Из журнала Бриллиант Общения

К трём годам ребёнок входит в кризис, который психологи называют «Я – сам!». Ещё вчера такой понятный и милый малыш становится неуправляемым, неудобным: он спорит, капризничает, отказывается выполнять давно освоенные действия. Со стороны может даже показаться, что в развитии наступил регресс.

В этот период как никогда актуализируется потребность малыша быть как взрослый, т.е. быть самостоятельным в действиях, самому принимать решения, относящиеся к его жизни. Требуя своего, настаивая на своём, ребёнок негативно относится к требованиям взрослых.

Надо понимать, что любой кризисный возраст, а 3 года это кризисный возраст, это отделение ребенка от мамы. «Я большой» - это значит «Я знаю, я умею, я могу и хочу» и возникает противоречие – «я могу, а вы не даете». Ребенок начинает настаивать на своих правах и если родители занимают принципиальную позицию, если больше запретов в воспитании, то можно сломить зачатки очень важных для человека качеств – настойчивость, целенаправленность, целеустремленность, поскольку в этом возрасте закладываются очень важные черты характера.

Родителям очень важно понять, что что-то важно разрешить ребенку делать самому, отдать ту часть ответственности, которую он может и хочет нести, и поставить понятные и четкие границы – в тех делах, которые он не может сделать сам.

Когда ребёнок испытывает радость от выполненного дела, удовлетворяется его потребность в эффективности, появляется чувство значимости и закладываются условия для формирования ответственности, как черты характера.

Для этого возраста характерен негативизм. Часто на предложение взрослого ребенок отвечает отказом, на любое слово «Нет, не так, не буду» Важно понимать, что это не значит: «Я тебя, мама, не люблю, не хочу тебя слышать», а это значит: «Нет, потому что это Ты говоришь, а я ведь уже большой». Негативизм по отношению к словам и действиям взрослого, который командир, который главный. Этот негативизм направлен на то, чтобы показать взрослому, что ребенок уже многое может сам, сам решить, что он уже сам взрослый.

Кроме того, ребёнку, находящемуся в кризисе, важнее добиваться своего, нежели выполнять ваши требования. Проявляя нежелание следовать вашим указанием, он пытается отстаивать своё право делать что-то по-своему или не делать это в данный момент.

Что касается запретов в этом возрасте - есть рекомендация на каждое «Нельзя» говорить 4 «Можно». «Можно это, это, это и это, а вот это нельзя», тогда ребенок это «Нельзя» воспринимает легче, потому что у него есть выбор.

И, наконец, общее правило для всех возрастов: каждое действие, пока оно ещё не освоено, должно быть эмоционально привлекательным.

http://webcommunity.ru/201/

+1

2

snezh-ok написал(а):

«Можно это, это, это и это, а вот это нельзя», тогда ребенок это «Нельзя» воспринимает легче, потому что у него есть выбор.

Спасибки, Снежана...где-то и мы уже к этому возрасту подбирается...во всяком случае первые звоночки появились!
Хорошо, что ты пришла! Мы за тобой скучали!!!   [взломанный сайт]

0

3

Nusha написал(а):

Хорошо, что ты пришла! Мы за тобой скучали!!!

Снежан, а и правда, а ГДЕ ты была??? :dontknow: Без тебя ТА-А-А-К скучно :(
Вот теперь про кризис:
у нас это просто караул!!! :canthearyou:  Вплоть до того, что может на землю валиться и рыдать. Это же ужас какой-то для меня, которая двух детей воспитала и такого никогда не видела со своими детьми.  И в основном все истерики из-за "Купи". Если только скажешь, что :"Нет, не куплю", то всё... В худшем случае истерика, а в лучшем: Даня: "Бабуля, ты мне купишь шоколадку?". Я:"Нет, Даня, не куплю". Даня:"У-у, жадина-говядина-солёный огурец". Ну, это уже принесённое из садика, т.к. мы дома так не говорим. Поэтому, чтобы избежать истерик с падением на землю, себе дешевле сказать что, хорошо, куплю. Но ведь это же неправильно. Каждый день идём из садика и обязательно что-нибудь ему покупается (шоколад, конфеты, бананы или маленькая машинка копеечная), результат один - ему опять что-то КУПИЛИ!!! И он доволен и счастлив! А я уже в панике: что же дальше будет? :dontknow:

0

4

Самое интересное, что у моей баришни он и в 5 лет продолжается.

0

5

Александра написал(а):

Кризис трех лет
Три года – совершенно особенный возраст. Во-первых, это рубеж между младенчеством и дошкольным детством, а во-вторых, это момент, когда рождается самооценка и самосознание.

Казалось бы, что нам до этих психологических терминов?
Нам бы выяснить, почему любимое чадушко бьется в истерике, никого не желает слушаться и как нам в этом кошмаре выжить и сохранить остатки душевного спокойствия и равновесия. Между тем, все эти вещи тесно взаимосвязаны между собой – ведь малыш вступил в критический возраст. Что же нас ждет?

Негативизм
"Недобрый не доктор не Айболит Не под деревом не сидит" - именно так в трехлетнем возрасте декламировал известную сказку один трехлетний мальчик.

Если ребенок не соглашается с вами ни в чем, на ваше предложение надеть красный костюмчик наденет все остальные вещи, кроме этого костюмчика, облака называет зелеными, а снег черным – это негативизм. Делает он это для того, чтобы выразить свое отношение к миру, показать, что оно у него «свое собственное» и он имеет на это полное право.

Тактика борьбы

Воспользуйтесь моментом и поиграйте с маленьким спорщиком в специальную игру «Делай наоборот!». Она, кстати, еще и внимание развивает отлично. Показываем на нос и комментируем: «Это мой рот!» Задача ребенка – раскрутить цепочку в обратном направлении, т.е. показать на собственный рот и сказать: «А это мой нос». Теперь показываем на левую ногу и сообщаем: «А это моя правая нога». Ребенок показывает свою правую ногу и говорит: «Это моя левая нога».

В бытовых ситуациях предложите упрямцу надеть что-нибудь, только не красный костюм. Цель будет достигнута, вот увидите.

Упрямство
«А я хочу так!» или «Не знаю как, но не так!». Упрямство – это когда ребенок действует только по своему желанию и не слышит ваших увещеваний. К упрямству очень близка строптивость – это когда чадушко не хочет подчиняться никаким требованиям взрослых. Одним словом, любимый малыш превращается в армию Сопротивления, сконцентрированную в единственном лице.

Цель такого поведения – показать себе и миру, что ты уже не беспомощный младенец, а взрослый и независимый человек. Приступы упрямства начинаются уже с полутора лет и продолжаются в среднем лет до четырех. В период острого кризиса их может быть от пяти до двадцати в день, и мальчики обычно бывают упрямее девочек. Так что готовимся!

Тактика борьбы

В тех случаях, когда ребенок упрямо настаивает на своем, хотя вы прекрасно знаете, что это закончится для него не самым лучшим образом, неплохо работает метод естественных последствий. Ведь это только ваш опыт и ваше знание – что время не бесконечно, что иголка острая, а чайник горячий.

Разумеется, мы не призываем вас разрешать ребенку на собственном опыте познавать опасности уличного движения или засовывать в целях эксперимента ножницы в розетку. Но зачастую мы слишком сильно оберегаем наших детей от бытовых проблем. Например, ничего страшного нет в проверке на практике, что если слишком долго убирать игрушки, то не останется времени почитать любимую книжку. А если коснуться пальцем горячей кастрюли, ощущения будут не самыми приятными.

Кстати, когда ребенок убедится в вашей правоте в мелочах, ему, возможно, не захочется проверять ее в ситуациях, которые связаны с риском для жизни и здоровья.

Обесценивание ценностей
То, что еще вчера было важным, теперь кажется пустяком. Например, мама трехлетнего Саши, который с младенчества обожал книжки, рассказывает, что теперь ее сын даже смотреть на книжки не хочет – все бы ему по площадке носиться. Другой вариант обесценивания – неожиданно грубые слова по отношению ко взрослым: «Ты – дура!».

Неужели к этому тоже нужно относиться как к само собой разумеющемуся и спускать с рук? Конечно, нет. Иначе, через пару лет вы уже не сможете справиться с маленьким сквернословом.

Тактика борьбы

Что касается книжек и прочих любимых занятий, то имеет смысл просто подождать. Возможно, у ребенка сейчас наступил период, когда ему нужно немного отдохнуть от познавательного процесса, потом он непременно к нему вернется.

С грубостью нужно действовать иначе. Во-первых, обратить внимание на свою речь и на речь своих близких. Если ребенок, катая по полу свои машинки, кричит: «Куда прешь, козел?!», вам это ничего не напоминает? Не проскальзывают ли у вас по отношению к ребенку словечки типа «бестолочь», «идиот» и пр.? Если нет, то, во-вторых, объяснить, что в вашей семье так говорить не принято. К бранным словам, «принесенным» из сада или с улицы, отнеситесь так же – не реагируйте на них и спокойно скажите, что интеллигентные люди таких слов не употребляют.

Как надо себя вести
Установите простой и четкий распорядок дня. Ребенку, который мечется от одной крайности к другой, очень важно знать, что в мире все устроено в определенном порядке: сначала он просыпается, на стульчике его ждет одежда, которую нужно надеть, потом умыться, позавтракать и т.д. Точно так же вечером (допустим, после всенародно любимой передачи «Спокойной ночи, малыши») придет время уборки игрушек. Так заведено! Вальдорфские педагоги говорят, что с трех лет начинается возраст повторений – ребенок будет вести себя так, как это принято и, что немаловажно, как вы себя ведете. Поэтому без лишних слов постарайтесь и сами следить за порядком в своих вещах, комнате, не взывайте к совести малыша (ему и в хаосе неплохо!), а изо дня в день вместе с ним живите по четкому ритму.
Система запретов должна быть разумной и четкой. Пусть их будет не слишком много (и в самом деле, вещей, которые касаются безопасности, жизни и здоровья ребенка на самом деле не так уж много), но они должны соблюдаться неукоснительно. Это твердые рамки, стены, на которые можно опереться. Внутри этих стен ребенку позволено все, что угодно. Но он должен знать, что ни при каких обстоятельствах он не может, например, включать плиту или утюг, брать в руки спички, выходить на проезжую часть и пр. Имейте в виду, что ребенок будет постоянно проверять, насколько тверды рамки ваших запретов. Может быть, то, что запрещают утром, разрешат вечером? Или то, что не позволяет мама, позволит папа? Будьте тверды и единодушны – это нужно и вам, и еще больше – вашему малышу.
Специально для поклонников либерализма.  В современном обществе считается, что прогрессивный родитель должен всегда советоваться с ребенком, спрашивать его мнение по любому поводу и объяснять каждое свое действие. Но здесь есть некоторое лукавство. Полная свобода предполагает полную ответственность. Готов ли трехлетний кроха полностью за себя отвечать? Конечно, нет. Ему, несмотря на все его «Я САМ!», нужны родители, которые помогут ему, поддержат и, в конце концов, возьмут на ручки. И если вам с ребенком НУЖНО куда-либо пойти, честно ли спрашивать его, хочет ли он это делать? И посему вывод очень простой – серьезные решения принимайте сами и ставьте ребенка перед фактом, а для менее серьезных предлагайте альтернативу. Например, так: «Мы идем гулять. На чем поедет твой мишка на прогулку – в коляске или в грузовике?»
Придумайте приятные перспективы для не самых приятных дел. Например, такие: после уборки игрушек ты пойдешь смотреть мультик (рисовать, читать с мамой книжку и т.д.).
Чего делать нельзя
Кричать, шлепать, наказывать и заставлять силой делать то, что вам надо. Этими методами вы только усугубите все проявления кризиса.
Делать вместо ребенка то, что он сам в состоянии сделать. Ведь ему так хочется почувствовать себя взрослым! Но в то же время не давайте ему слишком сложных заданий. Например, если первый раз в жизни смог сам натянуть рубашку и колготки, это не повод требовать от него, чтобы каждый день он за считанные минуты это делал. Вспомните – ползать, сидеть и ходить он тоже учился постепенно!
Не стоит по любому поводу давать долгие и занудные объяснения – ближе к делу! Иначе малыш так и не поймет, зачем нужны были все эти разговоры.
И помните – для малыша жизненно важно знать, что вы его любите. Всегда. Даже капризного и вредного.

Инесса Смык

http://mybb.ru/f/collection/0229.gif

Отредактировано snezh-ok (2008-10-10 00:21:52)

0


Вы здесь » Мама в сети - форум для креативных мам » Психология » Кризис 3-х лет....