Выводы
Можно выделить две группы изменений в проекте закона «О полиции».
1. Первую составляет изменение слога, конструкции и духа закона.
Из текста удалены ссылки на принцип гуманизма, изъято такое направление деятельности как «обеспечение безопасности личности». Имевшиеся ранее ограничения на использование видов специальных средств, оружия и боеприпасов, обязательность получения санкций у органов подчиняющихся субъекта федерации, теперь исключены. Обязанность оказания помощи гражданам заменена оказанием исключительно «первой помощи» при некоторых условиях. Принципы стремления к минимизации ущерба перемещены из статей, касающихся применения оружия. Абзацы, указывающие на ответственность сотрудников полиции, например, при превышении полномочий, удалены.
Кроме того, ранее согласованная и выстроенная система российского законодательства претерпевает размытие. Ссылки на кодифицированное законодательство убраны. Нормы, касающиеся задержания граждан, изъяты из КоАП и УПК и могут применяться не применительно к защите от преступлений и административных правонарушений. Закон «О полиции» допускает ссылки на другие законы. Ранее источником права служил только настоящий закон («Иные задачи на милицию могут быть возложены только настоящим Законом»). Законодательство становится запутанным и непрозрачным.
Дополнением к этому становится запрет на критику сотрудниками полиции своего ведомства, ограничении их свободы слова и членства в общественных организациях и партиях. Предыдущие нормы, конечно, вводили ограничения, но не свыше разумных пределов.
2. Вторая группа наиболее важна, ее составляют радикальное расширение законных прав полиции, ранее вступавших в конфликт с законодательством.
Отныне допускается не только разгон любых мероприятий (п.14 ч.1 ст.14), но и задержание их участников, причем даже вне рамок административного законодательства. Вообще теперь разрешается проверка документов (ст.28) у граждан без особых оснований, и позволяется ограничивать их свободу до часа. Также личный досмотр (ст.14) проводится без прежних оснований подозревать наличие взрывчатых веществ.
Вводится необычная презумпции законности требований и действий сотрудника полиции, «пока в предусмотренном закономпорядке не будет установлено иное» (ст.32).
Расширены полномочия по применению силы и спецсредств, а также оружия. Видна возможность применения этих средств при разгоне митингов, шествий и демонстраций.
Подводя итог, можно заключить, что принципиальных изменений в сфере деятельности органов внутренних дел нет, структура обязанностей осталась прежней, но произошло расширение прав полиции, напрямую касающихся прав и свобод граждан, что вписывается в процесс укрепления «полицейского государства».
источник: http://algus-spb.livejournal.com/52308.html
Отредактировано KarmenLeon (2010-08-08 00:17:45)