Талант — дар или наказание?
Талант малыша — это серьезная проблема для его родителей. Иногда то, что дается как дар от Бога, становится для маленького человечка источником многих бед и страданий. Первые стихи Ники Турбиной появились в центральной газете «Комсомольская правда» в марте 1983 г.
Однажды девочка весь вечер не могла найти себе места, пожаловалась маме:
«Меня душат слова».
Ночью, когда все уснули, Ника вскочила: «Мамуля, запиши!» (сама Ника писать еще не умела). И она произнесла на одном дыхании, почти без запинки:
Жизнь моя — черновик,
На котором все буквы — созвездья.
Сочтены наперед
Все ненастные дни.
Жизнь моя — черновик.
Все удачи мои, невезенья
Остаются на нем,
Как надорванный выстрелом
Крик.
Продиктовав последнюю строчку, Ника упала на подушку и мгновенно уснула. С той поры мама стала на ночь оставлять под рукой тетрадь и ручку...
Я тоже знаю детей, которые в 5—6 лет не только сочиняли стихи, но и, как Моцарт, писали музыку! Некоторые ребятишки рисовали и лепили, удивляя всех своими произведениями.
Невероятно важно, чтобы особость ребенка, его дар были сразу же замечены, оценены, чтобы малыш чувствовал: то, что в нем есть, — важно для всех.
Тонкий стебелек, поднявшийся с земли, ничего не стоит затоптать равнодушием. Никто не знает, сколько блистательных талантов погибло из-за пренебрежительного отношения взрослых.
К сожалению, человек, в котором убит дар Божий, не может стать социально нормальным и счастливым, ведь счастье для него — следовать своему предназначению, не изменяя ему.
Тем, кто лишен таланта, в каком-то смысле легче жить. Не лучше, но легче. Как верно сказано в Евангелии: «Кому много дано, с того многое спросится». Одаренный человек может хорошо себя чувствовать в жизни лишь в том случае, если его талант востребован и если он полноценно развивается.
Разные судьбы
Увы, не у всех такие мамы, как у Ники. Вот совсем другая история. Женя рисовала с 3 лет. Девочка росла болезненной. Ей запрещали бегать, заниматься спортом. Она целыми днями рисовала. Рисунки поражали специалистов, и они настойчиво советовали маме отдать Женю в художественную школу. Но у мамы были другие планы...
Сейчас Жене 13 лет. Она занимается с репетиторами (осваивает два языка и математику). Девочка ходит в языковую гимназию. Рисовать она не перестала, но прячет от матери свои работы. Чаще это — злые карикатуры.
Женя стала болезненно замкнутой, мрачной. Что ждет ее впереди? Найдет ли силы пойти по жизни своим путем или смирится и выберет чужой? Аня тоже в детстве много болела. Чуть на небе тучки — ее не пускают гулять. В 4 года малышке купили пианино, пригласили учителя. У девочки оказались абсолютный слух и уникальная моторика: через месяц она играла гаммы, которые обычно разучивают года полтора. Анечка очень послушная девочка, болезненно привязанная к маме. Она видела, как той приятны ее успехи, и очень старалась. Первый концерт Аня дала в 6 лет, почти как Моцарт.
Сейчас Ане 10 лет. Она знаменитая пианистка, на счету которой десятки концертов, премии и даже гастроли. Был и я однажды на ее сольном концерте. Бледненькая, худенькая девочка отчетливо и совершенно одинаково играет любые произведения любой сложности. В программе и детские пьесы Глиэра и Чайковского. Играет старательно, но музыку явно не любит и не чувствует. И, конечно, сама этого не осознает.
Что ждет эту девочку? Скорее всего, Аня будет тянуть лямку заштатного аккомпаниатора или станет преподавателем музыки. Плохим преподавателем, поскольку в ней разожгли честолюбие, а роль учителя музыки скромная. Кроме того, Аня не любит музыку.
Зачем же умные солидные люди и даже мама сбивали девочку, внушали ей, что она музыкант, хотя это совсем не так?
Понимать и беречь!
Есть две основные опасности: не заметить заложенный в малыше дар, не придать ему значения — и заметить то, чего на деле нет. То и другое опасно.
По-настоящему талантливые дети нуждаются не только в признании (сдержанном и разумном). Им важно понимание: ведь они более ранимые, тонкие.
От родителей обычного малыша требуются любовь и разумное воспитание.
В обращении с талантливым — нужно много такта и терпения.
У художественно одаренных натур бывают резкие перепады настроения. Они подвержены депрессии, хотя порой ярко и глубоко радуются жизни. Такие контрасты закономерны.
Талантливый человек способен чувствовать, переживать так, как это недоступно другим, в том числе и его родителям. Близким нужно смирить свой гонор и с уважением отнестись к тому, чего нет в них, но дано малышу.
Все дети нуждаются в разнообразии. Но одаренным — особенно нужна смена впечатлений. На однообразие они могут реагировать бунтом или депрессией.
Одаренным детям претят приказы и запреты, на которые взрослые щедры.
У такого ребенка есть чувство достоинства, поскольку он понимает свою особость. Наш герой бывает холодноват в общении, он держит дистанцию, напоминает этакого юного графа.
Часто такие дети склонны замыкаться в себе: их внутренний мир настолько богат, что поглощает их целиком. В таком состоянии они могут быть удивительно нечувствительны даже к близким. Однако эту особенность не стоит путать с бездушием. В действительности ранимые тонкие натуры очень привязаны к близким, но сдержанны. Их чувства еще нужно разглядеть.
Все сказанное не означает, что талантливого ребенка следует освободить от обычных обязанностей. Дескать, раз он на фортепиано играет, ему надо беречь пальцы, а не посуду мыть. Ребенок должен понимать: данный от природы дар — не его заслуга, а, если хотите, его миссия. В остальном же он обычный человек. Ни к чему ставить нашего героя в привилегированное положение. Так можно воспитать лишь капризного барина и эгоиста.
В любой семье может родиться талантливое дитя. Мы все знаем, что ни Ломоносов, ни Шукшин не были потомственными интеллигентами. В самой же суперинтеллигентной семье может появиться ординарный ребенок. Чем же он хуже? Ничем. Был бы хорошим человеком! Всякий из нас уникален, и не талант главное в человеке. Но встречаются честолюбцы, которые в молодости сами мечтали прославиться, да не сложилось. Такие люди видят в своих чадах то, чего нет и в помине. Они переносят свои надежды на детей. Бедные дети! Ребенка нужно уметь понять и принять таким, какой он есть. Не приукрашивая, но и не обедняя его подлинный облик и действительные способности.
Конечно, сложно «диагностировать» талант в раннем возрасте. И на специалистов не всегда стоит полагаться: восприятие искусства, тем более если речь идет о произведениях детей, — по определению субъективно.
Положитесь на свою интуицию. Есть такая закономерность: подлинно одаренный малыш всегда напоминает одержимого. Он не может жить без своего любимого дела. А «искусственный талант» может. Ему нужно не дело, а похвалы. Лишите его похвал, и он быстро забудет о своих «дарованиях». Настоящий талант тоже жаждет похвал, но может обходиться и без них. Он продолжает упорно «гнуть свою линию» даже в неблагоприятных условиях.
Талантливый ребенок — серьезный вызов родителям. С ним нелегко. Но зато успехи детей и их человеческое счастье способны щедро вознаградить нас за терпение и понимание.
Вадим Слуцкий, педагог
Отредактировано KarmenLeon (2009-12-13 20:00:56)