Мама в сети - форум для креативных мам

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Мама в сети - форум для креативных мам » Творческая мастерская » Вопросы о детском творчестве


Вопросы о детском творчестве

Сообщений 1 страница 15 из 15

1

На вопросы о детском творчестве отвечает психолог, консультант по раннему развитию, автор кандидатской диссертации на тему "Развитие цветомузыкального восприятия у детей старшего дошкольного возраста", Виолетта Богданова. ( Можно познакомится с ней в ЖЖ: http://elge.livejournal.com/)

"...творчество - это такая эзотерическая тема, на которой срезаются студенты, прогуливающие семинары :-) А все почему? А они возьмут книжку (обычно одну и ту же каждый год) и прочитают там: "Творчество - это создание субъективно нового продукта". Субъективно - потому что для людей постарше это уже давно не новость, а вот малыш открытие сделал в рамках отдельно взятой своей жизни. Оно, конечно, верно, но тошный препод на это возражает: "Хрена лысова! Вы, сударь, не изволите фишку рубить, а посему соблаговолите выйти вон..." И сударь жутко обижается, потому что ведь в книжке написано.

Смысл в том, что если вдуматься в это расхожее (и безусловно справедливое) определение, то мы увидим, что педагогу от него пользы очень мало - слишком оно общее. Потому что "творчество" - не обязательно именно "создание продукта". Сопереживание музыке, умение включаться в коллективную игровую деятельность, ведение диалога и общение могут быть творческими процессами. Не только ведь рисование или лепка правда?

А вот те студенты, которые не прогуливали лекции и семинары, с непритворным интересом обсуждают проблему трех составляющих творческого процесса и рисуют картинку-схему. А потому что каждого шкурно касается. Но сначала надо кое-что уточнить.

В науке принято раскладывать все по полкам и ящикам. Однако каждый нормальный человек знает, что не все возможно разложить: расчлененка получится. А нам очень надо, иначе разобраться сложно. Поэтому я сейчас напишу три основных понятия, тогда как на самом деле они составляют неделимое целое: интеллект, эмоции и движение (сенсомоторика). Сложно определить, где кончается мысль и начинается чувство, правда? А еще психологи знают, что эмоции и движения у человека тоже связаны друг с другом неразрывно (даже лечат нервнопсихические заболевания, прорабатывая не стрессы и эмоции, а воздействуя на на позу, жесты, мышечные напряжения и т.д.).

Итак, мысль первая:
Творчество - это сложный процесс, который задействует и ум, и чувства, и телесные проявления. И если что-то одно из трех никак не проявлено, то творчества не получится. Будет либо упражнение (интеллект - моторика), либо маловразумительное и бесформенное самовыражение (эмоции - моторика) либо другие парные сочетания, которые не приносят полноценного результата для человека - удовлетворения от созидания.

Я не слишком занудствую? Ну очень хочется! :-D
Мы выяснили, что для того, чтобы творчество было полноценным нужно соблюсти всего одно условие: должны быть сгармонизированы и чувства, и мысли, и тело. Если преобладает что-то одно, то деятельность творческой не является. Так мы ответили на вопрос № 1 из списка.

Итак, задача взрослого в том, чтобы активизировать и сбалансировать психическую и физическую деятельность детей - эмоции и интеллект с одной стороны и сенсомоторику (ощущения+движения) - с другой (к вопросу о "пользе" искусства). Много это или мало, сложно или просто? И вообще можно ли вмешиваться туда, где все так тонко и таинственно?

Это непростой и очень интересный вопрос. Начиная с XIX века ученые рвали на груди кольчугу, защищая каждый свою точку зрения. Одни считали, что сложнейшие закономерности становления детской психики сами по себе являются ценностью, и взрослому там не место. Так родилась "теория свободного воспитания". Другие, видя, как мучается несчастное создание, не умеющее выразить свои чувства, говорили о необходимости развития творчества и снова ругались - теперь уже друг с другом на почве того, чему и как учить. Их колбасило и бросало в крайности от жесткого авторитаризма до потакания детским капризам (кому интересно - подробности "факультативно :-)"). Но ведь есть нормальный, серединный путь, приводящий к замечательным результатам.

Я горжусь тем, что наша отечественная педагогическая школа этот путь нашла. Замечательные ученые, талантливые учителя и психологи, исследователи - Е.А.Флерина, Н.А.Ветлугина, Н.П.Сакулина, Б.М.Теплов и многие другие написали отличные книги, читать которые одно удовольствие. Они собрали воедино большой опыт практиков-экспериментаторов, художников, психологов и искусствоведов. А главное - любящих мамов и папов.

Я к чему? Тут некоторые мне пишут, типа, мы ваших институтофф не кончали. И не надо! Потому что все в один голос говорят: если малыша просто любить и интересоваться его духовным ростом, то педагогом станешь неизбежно. И психологом тоже. И все-таки институты тоже полезны ;-)

Отредактировано east (2006-07-08 02:14:52)

0

2

Продолжаем разговор. Внимание, вопрос (3 штуки). Нужно ли вмешиваться взрослому в малышовский процесс созидания, направлять его? Или отпустить в самостоятельное путешествие? То есть, каково гармоничное соотношение обучения и творчества?

1. Некоторые считают, что вмешиваться нельзя. Ребенок, пока развивается, проходит в своем развитии стадии, похожие на те, что проходит человечество в целом (наскальная живопись, охотничество и собирательство, построение жилищ, создание цивилизации и вхождение в социум и т.д.). Если на ранних этапах ребенка чему-нибудь учить, он, конечно, научится, но не пройдет необходимые ступени самостоятельно, и это ему только навредит.
Другие говорят, что обучать надо. Иначе малыш не сможет стать настоящим творцом, полноценным современным человеком.
А третьи говорят, что не обучать надо, а развивать. То есть помогать расти сообразно со всеми его возрастными особенностями, проходя без потерь все стадии и ступеньки, не перескакивая, но и не задерживаясь. Я отношусь к третьей категории исследователей, поэтому буду рассуждать именно с этих позиций.

2. Если ребенка отпустить в самостоятельный путь (я имею в виду сейчас только изобразительную деятельность), то желание рисовать навсегда погибнет к 7-ми годам. Это неизбежность, проверенная многими тысячами экспериментов. Объяснения нужны, или примем на веру?

3. И остается последний, основной вопрос: каково гармоничное соотношение обучения и творчества? Как помочь, но не навредить?

Вот тут и пригодится все то, о чем я писала в предыдущие разы: ребенку надо обеспечить три главных необходимых условия. Первое - чувства: яркость эмоциональных переживаний / накопление опыта / получение новых впечатлений / игровые сюрпризы и т.д.; второе - ум: необходимые знания об искусстве / работа над развитием специальных способностей (умение располагать предметы на листе, соблюдать пропорции, уверенно пользоваться цветовыми сочетаниями и многие другие) / расширение культурного кругозора и эрудиции; третье - сенсомоторика: технические умения и навыки.
Таким образом, если малыш сам захотел изобразить полюбившийся ему образ, нашел выразительные средства для этого, подобрал по своему вкусу художественный материал и умело им воспользовался, то его работа может быть в полной мере названа творческой. Но, к сожалению, чаще всего, один из компонентов оказывается упущенным. Мы имеем либо простое упражнение и механическое повторение, либо убогий, неинтересный результат, либо вообще далекую от изобразительной замещающую деятельность.

0

3

3. В каком возрасте начинается творчество и почему оно угасает?

4. "Под творческим развитием Вы понимаете развитие творческих способностей и наученных умений и техник или все-таки развитие интереса к творчеству и развитие возможностей что-то создать самостоятельно, без неотступной поддержки гуру?"

5. "А подскажите, в каком возрасте ребенку становится важнее результат, а не "сам процесс"?"

Можно объединить вопросы 3 и 5, и получится, что мы обсуждаем возрастные особенности творчества и соотношение художественных способностей, техники и интереса / самостоятельности.

Результат ребенку становится важен тогда, когда он включается в социальные взаимоотношения. Это не простое общение, а система "дал - взял", "нуждаешься - получаешь (не получаешь)", "согласие - отказ", "хороший - плохой" и так далее. Начиная с кризиса 3-х лет уже есть все предпосылки к тому, чтобы малыш понял: его работа кому-то может быть нужна, а если так, то есть шанс от этого что-то получить взамен (эмоциональное поощрение, улыбку, контакт, и пр.). "Бескорыстие", как его понимают взрослые, пока явление сомнительное. Ребенок сейчас - исследователь границ, он примеряет на себя разные модели поведения и ищет себя в мире взаимоотношений. Кроме того, у него пока много запретов и ограничений, и ему важно понять, как освободиться. Трехлетние малыши - очень интересные дети.
Конечно, творчество должно приносить "чистую радость". Однако бывают ситуации, когда ни творчества, ни результата, ни радости не наблюдается. И тут на помощь приходит сюжетно-ролевая игра. Это давно отработанный механизм, о нем знает каждый, поэтому пока прервемся. Итак, результативность творчества зависит от того, чувствует ли ребенок свою нужность, осознает ли ценность своего творения для зрителя, понимает ли цели своей работы. Почти как у взрослых :-)

А насчет того, что понимается под развитием творческих способностей, я уже отвечала, и тут не может быть "или". Это и развитие техники (обязательно), и необходимость вызвать у детей яркий эмоциональный отклик, переживание, сочувствие, и одновременно с этим развитие специальных способностей, базирующихся на представлении об изобразительном искусстве.

0

4

Продолжение следует.

0

5

Очень интересно.
И особенно сейчас актуально для нас.
Искали ответы на эти вопросы и случайно здесь наткнулись.
Спасибо.

Мой вопрос:
Знакомы ли вы с книгами Елены Макаровой.
Ваши комментарии.

0

6

АлесяЧадова
У нас тут есть человек, кто был на семинаре у Лены Макаровой.
Если она сюда зайдет, то расскажет.

0

7

АлесяЧадова написал(а):

Знакомы ли вы с книгами Елены Макаровой.
Ваши комментарии.

Кстати, наш морской семинар проходил в духе Елены Макаровой.  Та же свобода творчества для всех поколений, такое же общее единение всех - и родителей,  и детей.
https://maminsite.4bb.ru/viewtopic.php?id=2060&p=6
А что вы думаете про "время", о котором Е.Макарова пишет в последних книгах?
Так ли то, что  человек, занимающийся творчеством, находится вне времени?
Хотя я полностью поддерживаю эту мысль, потому как после того же морского семинара, я чувствовала, что я вернулась с какой-то другой временной реальности, откуда-то с луны.
В общем, если Елена Макарова приедет к нам в Краснодарский край, обязательно пойду к ней на семинар!

Отредактировано east (2007-07-07 00:06:22)

0

8

east написал(а):

У нас тут есть человек, кто был на семинаре у Лены Макаровой.
Если она сюда зайдет, то расскажет.

ну где же она? Очень интересно

east написал(а):

В общем, если Елена Макарова приедет к нам в Краснодарский край, обязательно пойду к ней на семинар

Ну и я тоже. Позовём?

0

9

мама-няма написал(а):

ну где же она? Очень интересно

А она сейчас в Калининграде, на семинаре Юлии Ремпель:-))))

0

10

мама-няма написал(а):

Ну и я тоже. Позовём?

Уже:-) Елена Макарова ответила, что без проблем, включит нас в свои планы.

0

11

УРА!!!

0

12

Ага, да и Лена Данилова с нами, все-таки рядом живем:-)

0

13

Нет ли новостей по поводу семинара?
Может пока Елена Макарова в России у неё появится возможность заехать в Краснодар? Кто-нибудь спрашивал?

0

14

елена макарова сейчас в италии. по моему у нее нет в планах краснодара. жаль, конечно...

0

15

А вот тут еще про книги Макаровой.

Книги Елены Макаровой о детях и развитиии.

0


Вы здесь » Мама в сети - форум для креативных мам » Творческая мастерская » Вопросы о детском творчестве