На вопросы о детском творчестве отвечает психолог, консультант по раннему развитию, автор кандидатской диссертации на тему "Развитие цветомузыкального восприятия у детей старшего дошкольного возраста", Виолетта Богданова. ( Можно познакомится с ней в ЖЖ: http://elge.livejournal.com/)
"...творчество - это такая эзотерическая тема, на которой срезаются студенты, прогуливающие семинары А все почему? А они возьмут книжку (обычно одну и ту же каждый год) и прочитают там: "Творчество - это создание субъективно нового продукта". Субъективно - потому что для людей постарше это уже давно не новость, а вот малыш открытие сделал в рамках отдельно взятой своей жизни. Оно, конечно, верно, но тошный препод на это возражает: "Хрена лысова! Вы, сударь, не изволите фишку рубить, а посему соблаговолите выйти вон..." И сударь жутко обижается, потому что ведь в книжке написано.
Смысл в том, что если вдуматься в это расхожее (и безусловно справедливое) определение, то мы увидим, что педагогу от него пользы очень мало - слишком оно общее. Потому что "творчество" - не обязательно именно "создание продукта". Сопереживание музыке, умение включаться в коллективную игровую деятельность, ведение диалога и общение могут быть творческими процессами. Не только ведь рисование или лепка правда?
А вот те студенты, которые не прогуливали лекции и семинары, с непритворным интересом обсуждают проблему трех составляющих творческого процесса и рисуют картинку-схему. А потому что каждого шкурно касается. Но сначала надо кое-что уточнить.
В науке принято раскладывать все по полкам и ящикам. Однако каждый нормальный человек знает, что не все возможно разложить: расчлененка получится. А нам очень надо, иначе разобраться сложно. Поэтому я сейчас напишу три основных понятия, тогда как на самом деле они составляют неделимое целое: интеллект, эмоции и движение (сенсомоторика). Сложно определить, где кончается мысль и начинается чувство, правда? А еще психологи знают, что эмоции и движения у человека тоже связаны друг с другом неразрывно (даже лечат нервнопсихические заболевания, прорабатывая не стрессы и эмоции, а воздействуя на на позу, жесты, мышечные напряжения и т.д.).
Итак, мысль первая:
Творчество - это сложный процесс, который задействует и ум, и чувства, и телесные проявления. И если что-то одно из трех никак не проявлено, то творчества не получится. Будет либо упражнение (интеллект - моторика), либо маловразумительное и бесформенное самовыражение (эмоции - моторика) либо другие парные сочетания, которые не приносят полноценного результата для человека - удовлетворения от созидания.
Я не слишком занудствую? Ну очень хочется!
Мы выяснили, что для того, чтобы творчество было полноценным нужно соблюсти всего одно условие: должны быть сгармонизированы и чувства, и мысли, и тело. Если преобладает что-то одно, то деятельность творческой не является. Так мы ответили на вопрос № 1 из списка.
Итак, задача взрослого в том, чтобы активизировать и сбалансировать психическую и физическую деятельность детей - эмоции и интеллект с одной стороны и сенсомоторику (ощущения+движения) - с другой (к вопросу о "пользе" искусства). Много это или мало, сложно или просто? И вообще можно ли вмешиваться туда, где все так тонко и таинственно?
Это непростой и очень интересный вопрос. Начиная с XIX века ученые рвали на груди кольчугу, защищая каждый свою точку зрения. Одни считали, что сложнейшие закономерности становления детской психики сами по себе являются ценностью, и взрослому там не место. Так родилась "теория свободного воспитания". Другие, видя, как мучается несчастное создание, не умеющее выразить свои чувства, говорили о необходимости развития творчества и снова ругались - теперь уже друг с другом на почве того, чему и как учить. Их колбасило и бросало в крайности от жесткого авторитаризма до потакания детским капризам (кому интересно - подробности "факультативно "). Но ведь есть нормальный, серединный путь, приводящий к замечательным результатам.
Я горжусь тем, что наша отечественная педагогическая школа этот путь нашла. Замечательные ученые, талантливые учителя и психологи, исследователи - Е.А.Флерина, Н.А.Ветлугина, Н.П.Сакулина, Б.М.Теплов и многие другие написали отличные книги, читать которые одно удовольствие. Они собрали воедино большой опыт практиков-экспериментаторов, художников, психологов и искусствоведов. А главное - любящих мамов и папов.
Я к чему? Тут некоторые мне пишут, типа, мы ваших институтофф не кончали. И не надо! Потому что все в один голос говорят: если малыша просто любить и интересоваться его духовным ростом, то педагогом станешь неизбежно. И психологом тоже. И все-таки институты тоже полезны
Отредактировано east (2006-07-08 02:14:52)