Мама в сети - форум для креативных мам

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Давайте обсудим

Сообщений 1 страница 20 из 21

1

Вот, наткнулась на небольшую статью-размышление по поводу обучения музыке.

http://s53.radikal.ru/i141/0812/be/4bad6b937c32.jpg

Г. Биктимирова¶ Подумаем вместе

"Всякая педагогика определяется ответами на четыре вопроса: кого учить, для чего учить, чему учить и как учить."( Г.Коган) Как ответит на эти вопросы преподаватель фортепиано районной музыкальной школы?

Кого учить? - Конечно всех, в том числе и не очень одаренных детей. ( Этот вопрос самый легкий).

Для чего учить? - Здесь появляется масса ориентиров. Принципиальных же два: подготовка профессиональных музыкантов (довольно небольшой процент учащихся, один, два на класс) и воспитание образованного дилетанта. Вот о нем, родимом, и поговорим дальше. Дальше два интересных, на мой взгляд, вопроса.

Чему учить и как учить? - Г. Коган отвечает так- " в основном двум вещам: во-первых, внимательному и грамотному чтению нотного текста, пониманию выраженного этими нотами музыкального замысла автора; во-вторых, технике, то есть приемам и средствам, позволяющим воплотить на инструменте…то, что исполнитель "вычитал" в нотах.

Итак текст плюс техника.
"Текст + техника = универсальная формула, но за годы педагогической деятельности приходишь к выводу, что для дилетанта немаловажным является умение музицировать без нотного текста (подбор по слуху, сочинение, импровизация). Как этому научить? Один из вариантов - введение в курс специального фортепиано элементов творческого музицирования.

Каковы цели и задачи занятий музицированием?
- Увлечь, заитересовать ребенка, постараться сделать занятия фортепиано ярким эмоциональным моментом эстетического восприятия.
- Развить творческие (в том числе и композиторские, и исполнительские) способности детей.
- Освоить некоторые первоначальные понятия практической теории музыки.

Чему учить на уроках музицирования? - В младших классах ученика можно научить сочинять небольшие пьесы в форме периода, простой трехчастной формы, ориентироваться в несложных жанрах и соответствующих им фактур(песня, полька, марш, вальс), освоить первоначальные навыки джазовой импровизации, основы практической теории музыки(интервалы, аккорды, тональности и их применение в подборе по слуху, в сочинении).

Как учить на уроках музицирования? - Только радостно! Ребенок должен чувствовать себя на занятиях свободно, освоение новых знаний должно проходить естественно, без лишнего нажима. Нужно уметь восхищаться каждой маленькой "победой" вашего ученика, и тогда ребенок будет уходить с урока, окрыленный своими успехами.

Р.S. Не хотелось бы, чтобы у читающих возникло ощущение, что автор против классической формулы "текст+техника", просто мне кажется, пришло время к этой формуле добавить что-то новое.

Идем дальше. Вопрос "чему учить" хорошо было бы оставить профессионалам. У них методики, программы, у них учебные планы и пр. Увы, здесь кроется большая проблема. Автор предлагает больше внимания уделять музицированию, ипровизации, игре по слуху. И нормальный преподаватель обязательно будет использовать их элементы в занятиях. Поначалу.

Пока ребенок еще маленький и только начинает учиться. Но постепенно про это забудется, и на первый план выйдет разучивание. Гаммы, этюды, развитие пианистических навыков, обязательная полифония и т.д. в соответствии с методиками, программами и учебными планами и пр. И далеко от этих планов преподаватель отойти не может, даже если желание будет. Потому что музыкальная школа - бюджетное учреждение, контролируемое и аттестуемое. И где по каждому ученику составляется куча бумаг.

А ведь дети разные, и всех под одну гребенку не подстрижешь.

Конечно, все не столь жестко, да и преподаватели тоже разные. Но все же надо учесть, что детишек у них много, и выкладываться на каждом далеко не всякий сможет. А значит, весьма велика вероятность, что ваш ребенок скоро перестанет вписываться в систему. Да, к сожалению это система музыкального образования. Хоть слово и относится к музыке, занятию, вообще-то, творческому.

Система творчества. Какое-то внутреннее противоречие присутствует, не правда ли? Спору нет, обучение музыке подразумевает множество не очень увлекательных, рутинных вещей, и от этого никуда не деться. Печально то, что зачастую рутина начинает преобладать, а элемент творчества потом и вовсе куда-то пропадает. И тогда - пиши пропало. Далеко не всякий ребенок будет заниматься долбежкой и заучиванием, если ему не интересно.
Постарайтесь почаще присутствовать на занятиях по инструменту. И тогда, быть может, вам станет более понятно, почему ваш ребенок, еще не так давно радостно рассказывавший о том, какую замечательную песенку он разучил на уроке, теперь ищет причины, чтобы не садиться дома за инструмент. А понимание проблемы - уже часть ее решения.

«Как учить на уроках музицирования? - Только радостно! Ребенок должен чувствовать себя на занятиях свободно, освоение новых знаний должно проходить естественно, без лишнего нажима.»
Покажите мне человека, который стал бы с этим спорить.

Впрочем, сами преподаватели, скорее всего, потом и добавят про то, что «надо». Что надо то и надо сё, про трудолюбие, про обязательность регулярных упражнений и прочее. И все это правильно. Действительно, играть как следует не научишься без усердия и постоянной практики. Но много ли детей добровольно пойдут на такое? Ведь, чего греха таить, и взрослые, которые, казалось бы, способны логически выстраивать причинно-следственные связи, далеко не всегда могут перебороть себя, заставить делать что-то неприятное. Даже осознавая необходимость этого и последствия своего действия или, наоборот, бездействия.

Особенно умиляет манера увещевать детей присказками на тему 1% таланта и 99% пота и крови, еще и с приведением цитат. Или же «стимуляция» к труду уже затосковавшего ребенка по принципу «да у тебя сейчас и нагрузки-то никакой нет, радуйся, вот когда поступишь в училище-консерваторию, вот там придется работать по-настоящему».

И что подумает нормальный ребенок, которого «порадовали» подобными перспективами? Буду кем угодно, только не музыкантом.
А что он сделает?

Вариант первый: перестанет в конце концов учиться. Но на это способны не все дети и далеко не во всех семьях (зависит от характера и от обстановки в семье).

Вариант второй: будет продолжать ходить на занятия на шатко-ни валко, лишь бы не приставали.

Вариант третий (самый унылый): будет продолжать прилежно учиться. Чтобы не огорчать родителей или же из чувства страха. И постепенно возненавидит всю эту музыку. Тут, честно говоря, уже не проблема с музыкой, а вообще проблемы в семье.

Все эти варианты буквально окружают нас. Поспрашивайте своих знакомых, не имеющих ни малейшего отношения к музыке. И удивитесь, сколько среди них обнаружится учившихся когда-то в музыкальной школе. Встретятся даже доучившиеся. И лишь немногие из них хоть изредка что-то пытаются теперь играть. А ведь всех их взяли учиться, то есть, как минимум, какие-то музыкальные задатки у них были. И интерес был.
Был, да сплыл.

А кто мешает вместо постоянного «давай-давай» (особенно сильного как раз при наличии хороших способностей, потому что школа сразу садится верхом на таких детей, так как ей нужны выступления учеников на концертах, грамоты и места на конкурсах - такова система) и загруза на тему слез, пота и крови, попытаться показать ребенку радость от постижения нового, понимания услышанного, от красиво сыгранной разученной или даже сочиненной композиции, от полученной благодарности от слушателей... И все, что для этого нужно – чуть-чуть постараться. И никаких слез и крови.

Увы, ребенок до осознания необходимости пота еще не дорос, а радость общения с музыкой уже куда-то улетучилась, как минимум, в рамках школьной программы (а от нее никуда не деться). Получается какая-то возрастная вилка, в которую дети начинают попадать через пару-тройку лет после начала обучения. И далеко не всякий преподаватель может, да и хочет искать из нее выход. Ведь хороший детский преподаватель – прежде всего еще и педагог.

Поэтому еще раз призываю. Дорогие мои, не пускайте дело на самотек, участвуйте в процессе, следите за тем, чему и как учат вашего ребенка. И главное – как он на это реагирует. Вопросы это непростые, но вполне решаемые. И педагоги хорошие тоже существуют.

Было бы желание. Для начала ваше. А тогда и у ребенка оно, скорее всего, будет.
P.S. К уже сформулированным вопросам я бы добавил еще один.¶Когда учить? Точнее - когда начинать.

Да вот прямо сейчас и начинать! Что, еще и детей пока нет? Очень хорошо. Есть время подготовиться. Потом его будет меньше, так что ловите момент, слушайте хорошую музыку, читайте, ходите на концерты.

Во время беременности уже надо непосредственно приступать к процессу музыкального образования будущего ребенка путем регулярного прослушивания хорошей музыки, не слишком экспрессивной или трагичной, и, не дай Бог, депрессивной. Авангард тоже может подождать, пусть будет больше гармонии и мелодизма. Моцарт очень хорош. Шнитке - не стоит, на всякий случай.
Помимо прочего, хорошая музыка оказывает мощнейшее положительное эмоциональное воздействие, а значит - способствует появлению здорового малыша. Так что отказы по поводу отсутствия планов учить будущего ребенка музыке не принимаются.

0

2

Давайте обсудим: а для чего вам музыкальное развитие и какие его задачи? Какого вы бы хотели учителя музыки для своего ребенка, какие качества на первом месте, а какими можно и поступиться.

0

3

Музыкальное развитие для меня прежде всего - умение слушать, ценить и понимать Музыку.
Мне, например, печально смотреть на нынешнее поколение, среди которых большинство любят "драмчик" и прочие тынц-тынц. Причем не потому, что понимают что-то, а просто потому что модно, потому что это нравится большинству.
По-моему, если разбираться в музыке хоть чуть-чуть, то и в классике, и в современной музыке можно будет подобрать то, что нравится именно тебе, а не Васе Пупкину (прости меня, Вася).
Много диджеев без муз.образования, но у них есть чувство ритма, привязанность к какому-то стилю, мелодии - это и делает их знаменитыми. Т.е. их способности, а не что-то другое.
Поэтому и задачи муз.образования я вижу - научить понимать музыку, чувствовать ее. На самом деле - банально не забить то, что дано - заучиванием гамм и арпеджио, а поддержать и развить. Или постараться развить.
А про учителя ничего не могу сказать. Для меня главное, чтоб человек был увлечен. Но ведь и это может проявляться по разному. Кто-то увлеченно и заразительно в легкой форме научит многому, а кто-то хоть сам и увлечен - засадит за гаммы и будет отбивать ритм линейкой  :dontknow:

Отредактировано Domicile (2009-03-03 12:18:12)

0

4

Domicile написал(а):

Музыкальное развитие для меня прежде всего - умение слушать, ценить и понимать Музыку.

https://forumupload.ru/uploads/0000/0a/cd/66211-2.gif

0

5

Скрипола написал(а):

«Как учить на уроках музицирования? - Только радостно! Ребенок должен чувствовать себя на занятиях свободно, освоение новых знаний должно проходить естественно, без лишнего нажима.»Покажите мне человека, который стал бы с этим спорить.

Ага, и это не только к музыке относится!

0

6

Domicile написал(а):
Музыкальное развитие для меня прежде всего - умение слушать, ценить и понимать Музыку.

Присоединяюсь!
От себя добавлю,что настоящая Музыка обогащает человека невероятно, открывает такой МИР, познав который,уже вряд ли сможешь возвратиться к тынц-тынц. Но безусловно, что УМЕНИЕ слушать и понимать музыку нужно трепетно взращивать в ребенке и себе, прежде всего.
В учителе хотелось бы видеть:
-способность его,учителя, передать ребенку свои знания так, чтобы ребенок не чувствовал, что его УЧАТ, а был поглощен ПРОЦЕССОМ обучения;

0

7

LANKA написал(а):

В учителе хотелось бы видеть:-способность его,учителя, передать ребенку свои знания так, чтобы ребенок не чувствовал, что его УЧАТ, а был поглощен ПРОЦЕССОМ обучения;

Вот-вот. Не вбивание гам, а что бы было интересно. Тут как в рисовании и вообще везде - сначало творчество, техника потом. Надо дать ребенку полюбить музыку. Что бы было, как наш папа недавно сказал, глядя на рисующую дочь. "Она научится рисовать, так же как научилась говорить". Мне был бальзам на душу. Наш папа понял, то, что я пыталась донести до него, после Макаровой. Вот так и в музыке надо.

0

8

Вика-5 написал(а):

"Она научится рисовать, так же как научилась говорить"

Золотые слова, Викуль! Как я за вас рада!

Знаете, я вчера заснула с мыслью о Казинике внутри.
Очень впечатлили его слова: "Я думаю плохо по-поводу всей системы  гуманитарного  образования. Я думаю с ужасом о будущей  гуманитарной  жизни  страны , у которой НЕ Пушкин, и НЕ Достоевский, и НЕ Толстой, и НЕ Чайковский, и НЕ Мусоргский, и НЕ Булгаков, и НЕ Лесков, и НЕ Гоголь - имя  Россия . А Невский, Столыпин и Сталин. Три инквизитора. И, если кто-то будет ставить в пример Англию, где тоже - НЕ Шекспир, то скажу два слова: мы до сих пор не построили ни одного автомобиля, ни одного компьютера, именно потому, что мы были Великим  Гуманитарным  народом. Именно мы в 19 веке поставили перед миром вопрос о приоритете культуры НАД экономикой и всем прочим. А в 20 - всё это предали. В результате - ни компьютеров, ни Пушкина. Кто же мы теперь? ЕГЭ? Единая Россия? А В ЧЁМ единая? Что нас объединяет? Столыпин со Сталиным? Или исторический сомнительный Невский? Или попса беспросветная, безальтернативная? Как докричаться? До кого?"

+1

9

Да. Это точно. Потому сейчас для многих детей егэ по литературе страшнее, чем по английскому. А бедным гуманитариям с обязательной везде математикой вообще мало, что светит.

0

10

maminsite вот поэтому важно то чем мы занимаемся.

0

11

Вика-5 написал(а):

"Она научится рисовать, так же как научилась говорить".

Я думаю, после воплощения идей и методик этого семинара Вы и о музыкальном развитии доченьки подобное от папы услышите! :whistle:  :yep:

+1

12

Скрипола написал(а):

maminsite вот поэтому важно то чем мы занимаемся.

Поддерживаю!
Очень актуальная тема семинара, к месту и со знанием дела поток информации подается!
Скрипола https://forumupload.ru/uploads/0000/0a/cd/66211-2.gif

0

13

LANKA спасибо!!!

0

14

LANKA написал(а):

Я думаю, после воплощения идей и методик этого семинара Вы и о музыкальном развитии доченьки подобное от папы услышите!

Надеюсь! Вот еще повникаю...

LANKA написал(а):

Очень актуальная тема семинара, к месту и со знанием дела поток информации подается!

Да, мне тоже очень нравится! Спасибо!

0

15

Может эту тему вынести в открытый для всех доступ?
Мне хочется, чтобы как можно больше мам узнали и поняли, что значит для них и деток музыкальное развитие. Ведь не секрет, что музыкой с детками многие занимаюся просто как прослушивание дисков и детских песенок. Классику ставят уже обработанную кем-то, пусть там нежно звучащие колокольчики вставлены, приятные уху, но это уже не оригинал.
А наши музыкальные школы убивают всю охоту к музыке. Так с моей старшей дочкой случилось. Она с 5 лет начала занимаьться музыкой, в 8 лет уже ее невзлюбила и бросила. До сих пор (ей 16) ненавидит учительницу (хотя на мой взгляд учитель была неплохая, но требовательная). Так вот не хотелось бы так. Младшему хочу привить любовь к музыке и не испугать его догмами. Наверное в музыкалку отдавать точно не буду.
У нас есть хороший пример - наш папа. Он сейчас сочиняет музыку, композитор и аранжировщик.
Но его в детстве не учили музыке. В музыкалку он пошел уже сам после школы, когда учился в институте.
И сейчас музыка для него отрада (даже иногда больше чем надо, его оттуда трудно вытащить в реальность).
И Дима сейчас подходит к папе и спрашивает: папа, кто тебя научил играть? Папа: я сам научился.
Вот и думаю - а настолько ли нужно посещать музыкальную школу в детстве?
Ведь Моцарта тоже никто не учил специально играть. Он просто слушал как играет отец и сам стал сочинять.
В общем, много вещей для раздумывания.

0

16

к огромному сожалению не работает комп дома. заскочили с сынулей в интернет-кафе. скопировала что могла. дома буду разбираться. всем спасибо за организацию и проведение семинара.

0

17

maminsite я не буду против вынесения темы на всеобщее обозрение, просто сне кажется чтобы разобраться надо пройти весь семинар, он ведь бесплатный, а поэтому у всех желающих есть возможность. Рита, решайте сами.

0

18

Ритуля, я думаю, что это очень полезная информация для всех мамочек. Уверена, что каждая вынесет для себя и малыша очень и очень много полезной и нужной информации. И все тебе только СПАСИБО  скажут  :flirt: Да и Скрипола не против совсем.
Сама читаю и мурашки по спине......Ещё раз большое Вам спасибо за семинар и Риточке за организацию.  http://mybb.ru/f/collection/0211.gif  http://mybb.ru/f/collection/0211.gif  http://mybb.ru/f/collection/0211.gif

0

19

Я хотела вынести тему, в которой отзываются о семинаре, чтобы те, кто не участвовал, захотел тоже пройти семинар.
Наверное нужно не переносить, а создать новую тему в общем доступе,  и попросить всех еще и там высказаться.

0

20

Рита, я думаю если надо, то и перенести можно.

0