Мама в сети - форум для креативных мам

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Семинары с Е. Макаровой

Сообщений 1 страница 3 из 3

1

Сейчас на форуме майканон проходит он-лайн семинар с Е.Макаровой.
Некоторые из наших форумчанок участвуют в нем.
Так вот статья ою этом семинаре в СМИ:

Искусствотерапия online

Семинар для родителей и детей «Искусство и саморазвитие»

«Искусство и саморазвитие» — первый опыт искусствотерапии через Интернет.

"Представьте себе, что мы изучаем ноты, но только в линии и форме, представьте себе, что мы сейчас проходим тот путь, который вам в детстве не дали пройти самостоятельно. И, если мы это не поймем путем простых упражнений, мы будем делать то же самое со своими детьми."

Схема работы проста: участники разбиты на шесть групп. Ведущая связана с семинаристами «по звезде», то есть выдает групповые задания и получает индивидуальные ответы и вопросы, оценивает работы, отвечает на вопросы и т.п. Кроме этого, все участники соединены по периметру, то есть образуют комьюнити, встречаясь в «гостиных» на групповом и общефорумском уровне.

Русскоговорящий народ со всех континентов с утра до вечера по заданиям ведущей лепит, рисует, создает коллажи, фотографирует, сканирует и выставляет на форуме.

"Когда творческие импульсы глушатся равнодушными взрослыми, ребенок замыкается в себе, теряет ощущение полета. Отсюда аутизм, страхи, агрессия и другие наболевшие особенности детского развития. Если удается вовлечь человека в творческий процесс, многие психологические барьеры исчезают — и у детей, и у родителей. Оказывается, творчество и свобода — незаменимые компоненты здоровой личности."

Елена Макарова, автор 38 книг и куратор почти такого же количества международных выставок искусства, живет в Иерусалиме, а участники ее семинара рассеяны по всему миру, вплоть до Индонезии и Южной Кореи. В семинаре зарегистрировано 126 мамаш и один (!) папаша. Вместе с детьми — их возраст от двух до восьми лет — число семинаристов приближается к тремстам. Семинар платный, с предварительной записью, но за полцены можно в любой момент получить статус наблюдателя.

Можно ли полноценно общаться посредством Интернета? Наверное, да, — недаром число свадеб, заключенных после знакомства в Сети, растет. Но можно ли получить квалифицированную помощь через форум? Или впитать искру вдохновения? Ниже дано задание, которое получили участники семинара, и их отзывы.

Одно из упражнений семинара на перемену состояний:

А. Посмотрите на воду. Поставьте ее кипятить, наблюдайте внимательно за процессом. Лучше всего он виден в прозрачном сосуде, если такого нет, смотрите в кастрюлю сверху, встаньте на стул, что ли. Чайник рисовать не надо.

«Кипение», рисунок участника семинара

Б. Возьмите черную бумагу и белую пастель

Попробуйте передать сначала крайние состояния:

1. Начальное (спокойная вода) и конечное (бурная вода).

2. Попробуйте передать промежуточное состояние (момент перехода).

В. Нарисуйте пастелью три картины, в которых выражены эти состояния:

1. Тишина (без музыки).

2. Возбужденное состояние (закипание).

3. Буря (9-я симфония Бетховена, скерцо).

http://i34.tinypic.com/2mrel44.jpg

А вот несколько впечатлений:

«Сегодня первый день рисовала. Такое опустошение. Хорошее. Во мне столько, оказывается, энергии нерастраченной было. Все в лист ушло. И я теперь спокойная и удовлетворенная. Рисовала без детей, хотелось самой насладиться… У меня после «разминки» ощущения — как после бани: открылись поры, кожа чистая, впитывает как губка. И дышать легко».

«Лена, дорогая! Этот семинар — это кусочек жизни с ровным дыханием, а еще с придыханием и вздохом восхищения! Атмосфера приятия, погружение в творчество, открытость и открытия. И огромное желание общаться и творить дальше!»

«Кто бы мог подумать, что три месяца — это такой большой кусок жизни. Кажется, я всю жизнь вечерами рисую углем, красками, леплю Венер и коллажу Вермеера. А ведь еще каких-то несколько месяцев назад я не знала, что такое уголь, красками не рисовала ни я, ни Даша (о-очень редко), а коллажи я распробовала только к концу семинара. А главное, впитала в себя столько вашего, Лена, внимания и тепла, что теперь не боюсь своих работ (разве что чуть-чуть), а рука все время тянется к карандашу».

Взято отсюда: http://www.chaskor.ru/p.php?id=922

0

2

Елена Макарова, освободительница
Искусство исцеляет, но для этого нужно стать творцом

Когда творческие импульсы глушатся равнодушными взрослыми, ребенок замыкается в себе, теряет ощущение полета. Отсюда аутизм, страхи, агрессия и другие наболевшие особенности детского развития. Если удается вовлечь человека в творческий процесс, многие психологические барьеры исчезают — и у детей, и у родителей. Оказывается, творчество и свобода — незаменимые компоненты здоровой личности.

Баухауз — освобождение через ритм и линию

Деятельность Макаровой-педагога тесно связана с системой школы Баухауза (1919—1933), ее педагогами И. Иттеном, В. Кандинским, П. Клее и другими. Изучением жизни и творчества одной из выпускниц Баухауза, художницы Фридл Дикер-Брандейс, Елена Макарова занималась многие годы.

«Занятия искусством не призваны сделать всех художниками, — писала Фридл Дикер. — Их задача — освободить такие источники энергии, как творчество и самостоятельность, пробудить фантазию, усилить способности к наблюдению и оценке действительности».

Что же касается заданий, которые даются на занятиях и семинарах, то и тут у Макаровой все начинается с Фридл, точнее, с баухаузовского «Вводного курса», который И. Иттен впервые провел в 1919 году. Фридл вела этот курс для новичков в 1920-м, будучи студенткой. Позднее она занималась по этой же методике с детьми и взрослыми в Вене и Праге, а затем — в концлагере Терезин с конца 1942-го и до октября 1944-го, когда она была убита в Освенциме. Остались ее искусство, письма и 5 тыс. рисунков ее терезинских учеников. Кроме этого, сохранился конспект лекции «О детском рисунке», подготовленной ею для учительского семинара в Терезинском концлагере летом 1943 года.

В этой методике важную роль играют так называемые освобождающие упражнения школы Баухауза. Они напоминают рисунки маленьких детей, примерно 2—3 лет. Это сходство не случайно: элементарные формы и траектории линии в пространстве — основа изобразительного творчества. Об этом писали трактаты Кандинский, Иттен и Клее.

С этого все и начинается. Ритм, музыка, движения, образующие формы в пространстве. Ведь и при подготовке музыкантов играются «бессмысленные» упражнения для рук и пальцев (или губ, если это духовой инструмент) — когда их движение наиболее естественно и свободно и еще не стеснено замыслом композитора.

На этой стадии музыка и линия едины, ведь они связаны между собой общим ритмом. В этой стихии живет ребенок. Взрослые, которых оттуда вытащили за шкирку, на семинаре Макаровой возвращаются на круги своя, чтобы потом свободно развиваться творчески. Они видят воочию, как легко обретает линия объем и пластичность, как легко отлепляются от плоскости листа спирали и окружности (а потом луны, деревья и целые картины), как просто и

интересно создать объем и перевести рисунок в скульптуру. И еще одна немаловажная деталь: взрослые начинают любить искусство и показывать детям стоящие картины, а не всякую ерунду, теперь они ходят в музеи с детьми и постигают с ними вместе то, что до недавнего времени казалось непостижимым.

Елена Макарова своим студентам:

«А я сегодня думала: наверное, радуется душа Фридл. Вот ведь чудо — после стольких лет забвения, после такой кошмарной ее гибели мы сидим в разных странах и учимся дышать вместе с линией, для меня это настолько значительное событие, вы даже себе не представляете».

А как это бывает…

Начать с того, что большинство родителей, а тем более бабушек и дедушек, были воспитаны вне искусства и в отрицании смысла искусства для воспитания, в особенности маленьких детей. А если уж брались за эту задачу, то получалась одна тоска — что в детском саду, что в школе.

Не в силах понять и почувствовать, что такое детское творчество и творящий ребенок, — это слишком сложно и непонятно для зашоренного взрослого, — работники образования придумывали «развивающие техники», направленные на то, чтобы «развивать пространственное воображение», «осваивать предметную среду» и т.п.

В детском саду до сих пор заставляют раскрашивать грибочки и кошечек или вырезать их из цветной бумаги и приклеивать на лист. Детский рисунок считается бессмысленным, если взрослый его не понимает. Признаются только те рисунки, на которых «что-то» изображено, причем что-то «нормальное»: домик, деревья, мальчик, собачка. Лепка вообще считается лишь подсобным средством по развитию мелкой моторики.

Беда в том, что взрослые никак не могут уразуметь, что ребенок (как и взрослый, если он открыт) может свободно погрузиться в стихию искусства и овладеть его языком. Искусство для него (как и для взрослого художника) не инструмент, а средство выражения себя и своего отношения к миру. Соотнесение изображения с изображаемым его, по сути дела, не интересует.

Но, почувствовав взрослый «заказ», ребенок может выдавать домики и собачек, так что взрослый может их узнать и умилиться. Без самостоятельного постижения языка искусства дети ломаются, и чаще всего это начало конца их романа с искусством. Но некоторые — их становится больше! — став родителями, понимают, что их сломали и что нужно вернуться к творческой деятельности, дабы не повторить ошибку своих родителей и педагогов.

Первоначально занятия Елены были предназначены для детей, но уже в ходе первого семинара ее ожидал сюрприз. Мамы из средства донесения до детей «послания свободы» превратились в цель! Дети, конечно, загораются от мам — в большей или меньшей степени, — но зато сами мамы горят на всю катушку.

Искусствотерапия: не дирижируйте!

Елена Макарова работает в области искусствотерапии и преподавания искусства вот уже 30 лет, причем размеры ее аудитории все время растут. Начав свою деятельность с Центра эстетического воспитания в городе Химки, она несколько лет путешествовала по московским клубам и подвалам, а затем семь лет работала с детьми в Израильском музее в Иерусалиме. Сегодня тысячи родителей, в подавляющем большинстве мамы, познакомились с ее книгами «Как вылепить отфыркивание», «Цаца заморская» и другими.

Если считать, что педагогика — наполовину наука и наполовину искусство, то Макарова, несомненно, педагог от искусства. Природная интуиция и фантазия, знания и опыт в искусстве плюс нравственный императив помочь ребенку, плюс то, что есть в педагоге от менеджера, — умение зажигать и вести — все это привело ее в стан «педагогов-врачевателей», к которым относились Фридл Дикер-Брандейс, Франц Чижек, Пауль Клее, Иоханнес Иттен, Эдит Крамер и другие.

На своем учительском пути Елена встретила как недругов — советскую бюрократическую систему и вообще представителей «семейства наукообразных», так и друзей-наставников. Среди последних такие личности, как известный генетик Владимир Павлович Эфроимсон, ее главный критик и наставник, которому 21 ноября этого года исполнилось бы 100 лет, и ученица Фридл Эдит Крамер, художница и всемирно известный искусствотерапевт. Она эмигрировала из Европы в Америку в 1938 году и, собственно, там провела идеи Фридл в жизнь.

Несколько слов об искусствотерапии. Давно известно, что восприятие и занятие искусством может быть поддержкой и помощью в решении душевных и психологических проблем. Однако современная клиническая искусствотерапия родилась только в 1940—1950-х годах. Она позволяет проводить диагностику по рисункам или скульптурам детей, которые не в состоянии описать свои проблемы вербально, а также лечение/реабилитацию больных, прежде всего психических, с помощью специальных техник, включающих элементы психоанализа и психотерапии.

Как искусствотерапевт без специального диплома Лена Макарова работает с детьми вне клиники — с детьми-аутистами, педагогически запущенными, гиперактивными и прочими, жизнь которых отягощена различными травмами. Об этом она пишет в книге «Искусствотерапия, или Как преодолеть страх».

Но вернемся к Макаровой — последовательнице Фридл Дикер. Уже в первой книге Елены о воспитании искусством («Освободите слона», 1985) наметились главные установки, сходные с Фридл: 1) освобождать; 2) не мешать; 3) не диктовать и «не дирижировать вспышками детского озарения»; 4) не требовать «готового результата»; 5) идти от материала, в котором «всё есть» (например, слон сидит в куске пластилина и надо его оттуда вытащить); 6) заниматься с каждым ребенком отдельно, хотя и в группе, и 7) опираться на ритм и музыку.

Характерно, что ни Фридл, ни Елена (в отличие от советских и не советских дидактов) не берутся руководить ребенком. В этом заключена мудрость и принципиальное отличие «освобождающей» педагогики (а может ли быть иная?). Если кто-то воображает, что он управляет чьим-то творческим процессом, то он глубоко заблуждается: либо он управляет лишь своим воображением, либо то, чем он управляет, не является творческим процессом. Душа художника автономна, а вмешательство может только испортить дело, особенно если это касается ребенка, эго которого еще не сформировалось, а соблазн получить похвалу от взрослого велик.

http://www.chaskor.ru/p.php?id=923

0

3

Обращение к ученикам
Участникам семинара "Искусство и саморазвитие"

Автор: Елена Макарова

http://www.chaskor.ru/posts_images_200811/392_300_924_isskustv_friedl.jpg

Фридл Дикер-Брандейсова, 1919 год. (Фрагмент)

Дорогие мои, начну глобально и, может, вовсе и неверно, но это то, о чем думаю сейчас: абсолютная свобода аморфна — у нее нет никаких видимых признаков: ни цвета, ни очертаний, ни границ.

К абсолютной свободе нас данные занятия не приведут. Разве что подведут. Наша задача скромней — иметь дело с предметами, которые не что иное, как помещение свободы в разные формы. Форма выражения свободы — это то, что ищет всякое искусство. А теперь спустимся с облаков на землю и посмотрим на наших собственных детей. Они куда свободнее нас, поскольку находятся в неустанных творческих поисках. Отсутствие жизненного опыта у них компенсируется невероятным воображением. Но все же и они земные люди. Превращение во взрослых заставит их задуматься о том, как отразить или выразить реальное, видимое, а не только воображаемое. Как нарисовать или вылепить то или это. На этом месте и происходит ломка. Практически все мы — дети-подростки, которым в школе забили мозги периферийными знаниями, вместо того чтобы просто обратить наше внимание на процессы, происходящие в мире предметном. Как образуется форма? Ведь, чтобы наполнить ее содержанием, надо сначала ее создать!

Представьте себе, что мы изучаем ноты, но только в линии и форме, представьте себе, что мы сейчас проходим тот путь, который вам в детстве не дали пройти самостоятельно. И, если мы это не поймем путем простых упражнений, мы будем делать то же самое со своими детьми.

У ребенка звук и линия органично связаны через ритм, и он своим путем, если ему не мешать, дойдет и до изображений реальности. Но эти процессы мы сами обрываем. Мы хотим понятности. Вы растерялись с «абстрактными линиями» и решили: но ведь могу же я нарисовать домик! Точно так детям, которые рисуют каляки-маляки, показывают, что они могут нарисовать домик. Или обвести ладошку. И тут можно поставить жирную точку. В этом горниле «художественного воспитания» выживают только бунтари, один на миллион, остальные уходят в воронку.

Мы с вами через анализ простых форм и понятий выйдем и к абстракции, и к реальности, но, самое главное, научимся или хотя бы приблизимся к тому, что называется «искусство». Искусство само в вечных поисках. Только подумайте, что бы стало с Рембрандтом, если бы ему показали картину Клее! Для нас же они классики, оба. Мы не знаем, как будет развиваться искусство в мире компьютеризации, когда реальность строится в виртуале. Наверняка это очень интересный процесс. И в нем строительный материал жизни — материя и форма — будет с невероятной скоростью трансформироваться, но никуда, к счастью, не исчезнет. Так что деваться некуда — и мы будем еще много узнавать о божественных свойствах формы и материи.

Важно различать главное и периферийное. Главное — дать детям и, стало быть, вам, моим нынешним детям, возможность творчески пройти те этапы, которые вы не смогли пройти в нужном возрасте. Главное — научить вас отличать красоту от уродства, слышать (видеть) гармонию и дисгармонию. Это то, что важно для вас и ваших детей в первую очередь.

http://www.chaskor.ru/p.php?id=924

0