Питание в детском саду
Отправляя малыша в детский сад, родители беспокоятся о том, чтобы ребенок был опрятно одет, чтобы ему было интересно в группе, на прогулке, чтобы он отдыхал в тихий час... и т. д. Но самый главный вопрос, волнующий мам и пап, – это чем малыша будут кормить.
В детских садах обычно составляют одно общее меню для малышей в возрасте от года до трех и для детей 3-7 лет. Каждое детское учреждение, по нормам Института питания, должно иметь два сезонных меню: зимне-весеннее и летне-осеннее. Составляя меню, как правило, на две недели вперед, работники кухни в детском саду учитывают: суточный набор продуктов для каждой возрастной группы, объем порций, время приготовления блюд, питательную ценность продуктов и некоторые другие показатели.
Разработкой меню в дошкольном учреждении занимается целый ряд специалистов. При составлении дневного рациона в первую очередь им нужно позаботиться о наличии в нем главного строительного материала – белка. Его больше всего в мясе, рыбе, яйце, молоке и молочных продукты. Из растительных продуктов белком богаты бобовые, некоторые крупы (гречневая, овсяная, пшенная) и хлеб.
Специалисты также учитывают то, что большая часть жиров в суточном рационе ребенка должна быть животного происхождения. Они содержатся в сливочном масле, сливках, сметане. Общее количество растительных жиров (кукурузное, подсолнечное, оливковое масло) в рационе ребенка оставляет не менее 15-20% от общего количества жира в суточном меню.
Рафинированные источники углеводов – сахар, варенье, мед, кондитерские изделия – не очень полезны для малыша. Потребность в углеводах лучше удовлетворить за счет круп, хлеба, макаронных изделий и, самое главное, овощей и фруктов. Последние содержат еще и важные для детского организма витамины, минеральные соли и микроэлементы. Кроме того, в овощах и фруктах есть пектины, пищевые волокна, клетчатка, которые благотворно влияют на процессы пищеварения. Масла и ароматические вещества многих фруктов способствуют выделению желудочного сока и усиливают аппетит. Они полезны детям ослабленным и болезненным. Хорошо также включать в меню свежую зелень петрушки, укропа, сельдерея, а также лук и чеснок.
Некоторые продукты ребенок может употреблять ежедневно – это молоко, масло, хлеб, сахар, овощи и фрукты, реже – мясо. Яйцо можно давать через день, творог – через два по 100-150 г, рыбу один раз в неделю по 150-170 г.
Работники детского сада задумываются и о том, что в меню на каждый день не должны повторяться блюда, схожие по составу. Например, если в обед на первое готовится суп с крупой или вермишелью, то на гарнир лучше подать овощи, а не кашу или макароны. Детям с плохим аппетитом прием пищи лучше начинать с салата из сырых овощей или кислых фруктов, которые стимулируют выработку желудочного сока и повышают аппетит. Овощные салаты дают в небольших количествах, но регулярно, чтобы выработать у ребенка привычку употреблять свежие овощи.
Очень важно правильно распределить продукты в течение суток. Ведь пища, богатая жирами и белками, дольше задерживается в желудке, так как для ее переваривания требуется большее количество времени. Поэтому блюда из мяса, рыбы, яиц дают в первой половине дня. В состав ужина лучше включать молочно-растительные блюда. Разработанное меню обязательно проходит процедуру апробации. Длится она две недели. За это время возможно внесение в него изменений.
Еще одним непременным условием при составлении меню является учет требований санитарных врачей в отношении запрещенных продуктов и блюд, использование которых может быть причиной возникновения желудочно-кишечных заболеваний, инфекций или пищевых отравлений. Кроме того, особое внимание обращается на состояние здоровья персонала, работающего на кухне в детском саду.
И еще в детских дошкольных учреждениях стараются учитывать и то, что процесс приема пищи не может быть полноценным без соответствующей обстановки. При неправильном подходе к процессу кормления, особенно, когда малыша заставляют есть или кормят с уговорами и развлечениями, у ребенка возникает отрицательный рефлекс на любую еду.
За каждым ребенком в детсаду закреплено постоянное место за столом, а воспитатели заботятся о том, чтобы ему было удобно сидеть и пользоваться столовыми приборами. Для этого мебель в группе соответствует возрасту воспитанников.
Здоровья вам и вашим деткам.
http://www.gorodfm.ru/broadcast/broadca … .20070917/ от 17.09.2007