Какой настрой приведет нас к счастью
Вернемся к деятельности в уме. Центр ума находится в области сердца. Именно поэтому слова, несущие счастье, ложатся бальзамом на сердце, а слова, несущие страдания, режут по сердцу острым ножом. Однако самому, без помощи людей, имеющих чистое сознание, трудно понять, какое общение принесет нам счастье, а какое - нет. Так например, лесть тоже, как бальзам, ложится на сердце. Но на самом деле она ласкает не разум человека, а его эгоизм. Поэтому зачастую похвала является не поддержкой, а испытанием.
Взаимодействие человека с окружающим миром протекает на уровне тонкого тела ума. Когда человек, реагируя в уме на окружающий мир, размышляет над происходящим, он получает от этого либо здоровье, либо болезнь. Всё, что мы пишем или говорим, так или иначе будет иметь положительные либо отрицательные последствия. Если, допустим, я буду излагать здесь какое-то ложное знание, которое способно привести к неблагоприятной деятельности, то последствия этого будут, в первую очередь, пагубными для меня. Тем не менее человек в своих суждениях или поступках не может избежать ошибок. Для того чтобы его действия не привели к страданиям, каждый свой шаг он должен сверять с писаниями. Именно так и поступают разумные люди. Когда человек совершает поступки, он сажает в своём сердце семена их последствий. В сердце -значит в глубине тонкого тела ума.
Деятельностью человека руководит разум. Разум состоит из знания, являющего его силу. Разум направляет и побуждает нас к деятельности. Катализатором и той силой, которая увеличивает могущество разума, является цель жизни. Если человек имеет хорошую жизненную цель, то его разум в процессе деятельности становится более позитивным и чистым. Если у человека плохая цель, то в процессе деятельности его разум оскверняется и становится грязным.
Осквернение разума проявляется по-разному, например, через гордыню, себялюбие, хамство, лицемерие, невежество, но суть во всех этих случаях одна. Человек, оскверненный невежественным, эгоистичным пониманием счастья, загрязняет свой разум собственным необузданным эгоизмом. Если человек эгоистичен, он всегда действует в угоду себе, чем создает вокруг себя, в психической сфере своей жизни, соответствующую психическую силу. Сталкиваясь с нею, другой человек входит в то же состояние или, по крайней мере, вынужден бороться за свой правильный настрой. Если человек не знает, как защитить себя от грязного общения, то неминуемо подвергается осквернению, загрязнению разума.
Если же мы делаем что-то хорошее, то и люди вокруг нас настраиваются на хорошее. Таким образом, происходит очищение окружающих нас людей. Когда мы делаем что-то плохое, то портим сознание, настроение человека, с которым общаемся, и тем самым оскверняем его. Поэтому плохие мысли тоже являются действием, за которое придется отвечать. По закону кармы человек, который имеет плохие мысли, не имея на то собственного желания, окажется в окружении людей, которые постоянно будут портить ему настроение.
Как происходит осквернение сознания? Разберем это на простом, даже банальном, примере. Допустим, лежит пьяный в луже, а мимо проходит трезвый, здоровый, нормальный человек и начинает с отвращением думать об этом пьяном. Мысли с примесью презрения являются показателем оскверненного состояния. Кажется, что трезвый человек, думая плохо о пьяном, ведет себя правильно. Однако следует знать, что, когда человек думает о ком-то негативно, он исходит из эгоистических позиций и в этом не прав. Какую же пользу извлечет из подобных мыслей этот, как будто бы трезвый, человек? Несомненно, думая о ком-то плохо, мы поступаем совсем не трезво, так как оскверняем своё сознание и тем самым призываем страдания.
Другой пример: обычная история - поругались муж с женой? Кто-то из них начинает сердиться и говорить со злостью, другой в ответ обижается и также начинает высказываться нелицеприятно. Кажется что не прав тот, кто затеял спор, но на самом деле они оба не правы. Так один человек вовлекает другого в греховную деятельность и страдания. Импульсом к конфликту был один, другой же, под влиянием своей плохой судьбы, попал в ситуацию, в которой ему пришлось стать неправым. В чем же его неправота? В том, что он злится, гневается, ругается. Все, кто действует с оскверненным разумом, неизбежно совершают грех, даже если они и не являлись инициаторами конфликта. Так, не умея правильно относиться к происходящему, мы, сами того не понимая, загрязняем себе сознание. В результате остаётся ждать страданий. Откуда же возникает эта плохая судьба? От подобного поведения, имевшего место в прошлом.
Почему бывает так, что от плохого настроя одного человека страдают другие люди? Это происходит от того, что все эти люди, попавшие под огонь скандалиста, сами имели плохой настрой в прошлом. Они когда-то в прошлом вели себя плохо и теперь должны за это страдать. От закона кармы не скроешься. Получается, что один человек является марионеткой, участвуяв исполнении плохой кармы другого, и конечно, сам зарабатывает при этом плохую карму. Вокруг нас много таких исполнителей нашей плохой кармы. Однако, несмотря на то, что многие люди ведут себя несдержанно, всё равно мы должны изо всех сил настраивать себя позитивно и желать этим людям добра.
Кроме того, существует внутренняя сила, которая вовлекает нас в викарму , греховную деятельность. Это - эгоистичность, корысть, другими словами, состояние сознания, при котором разум человека пребывает в невежестве. Иногда эгоистичность проявляет себя очень скрытно; нам кажется, что мы делаем что-то важное и полезное для всех, но на самом деле мы трудимся исключительно в своих личных интересах. Как это проверить? Очень просто: если, сделав что-то, мы ждем награды, значит мотивом нашей деятельности являлся эгоизм, а не бескорыстие. Совершив какое-либо действие и не дождавшись награды, мы начинаем считать всех окружающих людей недостойными нашего общества. Так мы зарабатываем себе страдания.
Эгоистично настроенный человек склонен использовать заблуждения других для собственного удовлетворения . Так, если наставляющий кого-то человек действует с позиции оскверненного разума, то его "советы" звучат примерно так: "Да как ты смеешь себя так вести? Как ты смеешь вообще так жить, ты просто глупец". Если, произнося что-либо важное, человек испытывает в своём сердце ненависть или злость - значит, он совершает греховную деятельность. Даже несмотря на то, что он говорит правду. Если же человек добр, то, строго обвиняя кого-то, он делает это без злобы в сердце, а с желанием помочь. В этом случае человек не совершает неблагочестивой деятельности, напротив, приносит и себе, и другому пользу. Его деятельность благочестива, так как не направлена на собственное удовлетворение, а его назидание принесёт другому человеку пользу . Каждую секунду своей жизни мы должны отдавать себе отчет: что мы делаем, для кого, с корыстью или без неё; и всегда нужно задумываться, каковы будут последствия наших поступков.
Все наши действия можно подразделить на две категории: корыстные и бескорыстные. Веды утверждают, что корысть, в конечном счете, приводит к страданиям, а бескорыстие - к счастью. Разумные люди знают, что бескорыстие увеличивается, если человек стремится к постижению своей духовной природы, к исходящему из глубины сердца духовному счастью. Корысть нарастает из-за стремления к телесным радостям (пища, сон, приобретения, секс), которые по закону кармы ведут к животному существованию. И действительно, животные всю свою жизнь только и делают, что отправляют свои телесные нужды. Они просто не способны поступать бескорыстно. Разве в жизни вы не встречали людей с такими же наклонностями?
Все хотят быть счастливыми. Однако счастье люди понимают по-разному. У человека есть выбор: он или стремится любым путем заработать побольше денег, получить побольше сексуальных наслаждений, или стремится постичь тайну божественного устройства этого мира. Если человек отдает приоритет деньгам и материальным ценностям, он теряет духовное счастье. Конечно, и деньги можно использовать для духовного прогресса. Например, их можно жертвовать в храм или копить для посещения святых мест. Но согласитесь, что в основном деньги используются для удовлетворения телесных нужд. Если человек всю свою деятельность посвящает счастью тела, то он постепенно теряет понимание благочестия и благочестивой деятельности. Поэтому каждый из нас должен трудиться из чувства долга, не думая о награде и, тем более, не ставя своей целью постоянное повышение своего комфорта. Только в этом случае мы сможем рассчитывать на хорошую карму. От истины не убежишь: если хочешь настоящего счастья, думай о своём духовном прогрессе.
Духовное счастье означает любовь, доброту, счастье в труде, но не для себя, а во имя Бога и в согласии с Его законами. Когда человек действует в таком направлении, он, несомненно, получает благо. Если же человек стремится получить благо за счёт приобретения каких-то материальных вещей, комфорта и славы, то в его жизни лишь накапливаются проблемы. Напрашивается возражение: "Но ведь все стремятся именно к этому?" Да, это так, но чрезмерное увлечение обустройством своего материального благополучия, согласно ведическому знанию, быстрее всего приводит к страданиям. И не только к страданиям. Многие люди, живущие надеждами на будущее материальное счастье, сами того не замечают, как начинают грешить. Как же так получается, что стремящийся к бескорыстию человек вдруг обретает счастье, а человек, стремящийся к счастью в виде материального процветания, получает страдания? Попробуем разобраться в этом.
Тонкое тело ума взаимодействует с окружающим миром через чувства; это - чувственная деятельность. Чувства - это щупальца ума. Веды утверждают, что чувства также имеют материальное строение и предназначены для восприятия объекта, на который настроен ум. Чувства могут либо дарить нам счастье, либо красть его у нас. Это зависит от настроя нашего разума. Эгоистически настроенный разум, ищущий с помощью чувств каких-либо приобретений, всегда приносит одни лишь беспокойства и страдания. Напротив, разум, ищущий счастья в бескорыстной деятельности, всегда приносит счастье.
Как же корыстно настроенный разум может привести нас к страданию? Разберем этот вопрос на очень простых примерах из жизни. Допустим, нужно сходить в магазин, чтобы купить хлеба. Как будет вести себя в этой ситуации корыстно настроенный человек и как поведет себя человек с правильным настроем?
В супермаркете нашему взору предстаёт обычно множество разных товаров. Если человек настроен корыстно и думает о насыщении своих желаний, то, даже бегло взглянув на товары вокруг, он может привлечься чем-то. В этом, конечно, нет ничего плохого. Но появляется сильное желание купить это что-то, овладеть объектом желания, и тогда чувства сильно привязываются к этому объекту желания. А это уже реальная опасность, так как из-за появившейся привязанности чувств возникнут непредвиденные расходы.
Кажется, наши чувства предназначены для того, чтобы приносить нам счастье. Но на самом деле эгоистично настроенные чувства постепенно вытягивают из кармана все деньги. Кто же от этого пострадает? Наши родственники, знакомые и мы сами. Как же сделать так, чтобы чувства не мешали, а, напротив, помогали? Для этого нужно стараться делать всё не для удовлетворения собственных чувств, своей корысти, а из чувства долга. Поступая так, мы постепенно привыкаем думать не о личном, а об общем благе. Так постепенно придет понимание того, что общего блага можно достичь только в том случае, если всё делать для Бога и духовного прогресса. Как ни странно, при таком настрое и в магазине, и дома чувства не привязываются к ненужным вещам и не отнимают наши силы и деньги. Этот механизм работает не только в случае покупок, но и в отношениях с нашими родственниками, друзьями и сослуживцами. Мы должны учиться всегда контролировать эгоистическую деятельность своих чувств, так как она неизбежно приносит страдания всем.
Но всё-таки может ли корыстный человек отказаться от желаемого? Нет, не может. Если чувства привязались к желаемому, отказаться от того, чтобы купить это, становится невозможно. Больше того, необузданные чувства порождают всевозможные вредные привычки. В результате денег становится меньше, и возникает необходимость больше работать или же обделять в средствах кого-то из родственников. Так постепенно в отношениях корыстно настроенного человека с близкими людьми возникает напряженность. Пока человек не был озабочен приобретением ненужных вещей, то всё было как будто бы хорошо. Но факт остается фактом - корыстный настрой рано или поздно даёт о себе знать. Корысть всегда рождает финансовые проблемы и проблемы во взаимоотношениях.
Нужно ли придавать нежелательным покупкам столько значения? Да, нужно всегда отдавать себе отчет в происходящем. Сначала плохой настрой требует удовлетворения каких-то мелких прихотей, но затем он приводит к большим проблемам. Так, если купить какую-то мелочь, то проблем от этого не появится, а вот если вбить себе в голову, что нужно срочно построить дачу, купить машину или новую комфортабельную квартиру - это уже дело серьезное. Маленькая корысть - маленькие покупки, но большая корысть влечет большие покупки. Бывает и так, что создание материального комфорта действительно необходимо. Однако следует помнить, что и в этом случае духовные интересы следует ставить на первое место. Именно благодаря занятиям духовной практикой человек увеличивает свою хорошую карму и получает возможность, например, улучшить свои жилищные условия.
Итак, маленькая корысть постепенно перерождается в большую. Большие покупки, совершенные из корыстных побуждений, - это всегда большие проблемы. Трудно удовлетвориться достигнутым. Однако, наблюдательный человек понимает, что склонность искать счастье в материальном, всегда приводит к напряженности, усталости, болезням. Посмотрите вокруг себя: большинство людей гонятся за материальными благами. И к чему они приходят? Ко всё большей нехватке личного времени, всё большей усталости, нехватке времени для воспитания детей, развалу семьи и как результат - к несчастной судьбе. Такие проблемы возникают у всех, кто, забывая о духовном прогрессе, живет ради приходящих и неизменно уходящих материальных благ.
Поэтому счастье следует искать в духовном общении, в бескорыстном труде на всеобщее благо, в любви к окружающим людям и главное - в любви к Богу. Для этого не нужно ничего, кроме стремления к счастью. Конечно, одной устремленности недостаточно, нужно ещё правильное общение, благодаря которому появляется вдохновение следовать правилам духовной жизни. И конечно, самое большое счастье можно найти в процессе постижения Бога. К сожалению, эти истины недоступны пониманию большинства людей, которые обладают сильным желанием построить, в первую очередь, своё собственное материальное счастье. Но Веды утверждают, что материальные нужды следует удовлетворять из чувства долга, а все силы необходимо направлять на духовный прогресс. Если человек занимается большим делом, то маленькое дело решается само собой. Тому, как это происходит, посвящена серия книг "Законы счастливой жизни". Поэтому здесь мы не будем разбирать механизм того, как человек, поменявший своё понимание счастья, постепенно приходит к настоящей счастливой жизни. Цель настоящей лекции - показать, как закон кармы влияет на нашу жизнь.
Итак, практически все считают, что счастье - это когда много денег, хорошее положение в обществе, большие возможности заниматься сексом и хороший отдых. Подобные идеи искореняются из сознания с большим трудом. С первого взгляда материальная увлеченность действительно вызывает чувство счастья. Однако почему же большинство людей глубоко несчастны? Потому что материальное счастье имеет природу постоянно разрушаться под влиянием времени. Согласитесь, что все мы стареем и стареет всё то, что нас окружает: наши квартиры, имущество. Даже деловые отношения постепенно увядают и разрушаются.
Но для того, чтобы чувствовать себя счастливым, любое, в том числе и материальное счастье, должно возрастать, потому что мы никогда не останавливаемся на достигнутом. Если кто-то стремится к материальным радостям, то он сталкивается с тем, что их возрастание неизбежно влечёт за собой более напряженный труд, утомительные попытки достичь более высокого положения в обществе и т.д. Для увеличения же духовного счастья деньги и положение в обществе не нужны. Оно достигается совершением добрых дел, что само по себе уже приносит счастье.
Даже бедный человек может постоянно желать всем счастья, и от этого благого дела он будет с каждым днём становиться всё счастливее. Это действие не требует дополнительных финансовых затрат. Если вы начнёте заниматься этой практикой, то быстро почувствуете, что количество счастья возрастает. Тем не менее заниматься пожеланием счастья окружающим людям довольно трудно, поскольку для этого нужна твердая вера в то, что это действительно поможет.
Согласитесь, что все мы стремимся к счастью, но каждый из нас понимает счастье по-своему, и, безусловно, не любое действие приводит к счастью. Одни люди идут к нему обходным путем, думая, что прежде, чем стать счастливым, нужно разбогатеть. Другие же просто желают всем счастья и быстро становятся счастливыми. Конечно, они тоже трудятся, и их труд направлен на то, чтобы принести благо окружающим людям, а не на то, чтобы разбогатеть. Несомненно, от бескорыстного труда деньги тоже появляются, так как труд всегда приносит средства к существованию. К тому же благодаря правильному настрою - труд на всеобщее благо, а не на собственный карман- эти деньги уже не будут вызывать в нас сильного эгоистического чувства. Итак, стремление к деньгам по закону кармы рождает страдания, а стремление к бескорыстию - счастье и достаток. Почему же до сих пор все не стали бескорыстными и счастливыми? Потому что понять эти истины очень и очень сложно.
Большинство людей искренне верит, что, для того чтобы добиться счастья (богатства, престижа, комфорта, славы и силы), нужно тяжело трудиться, зарабатывая деньги. Другие считают, что лучший способ обрести счастье - это обман или финансовые махинации. Согласно Ведам и те, и другие идут дорогой плохой кармы. Утверждения о том, что человек не может жить без пищи, работы, семьи и т.д., справедливы. Безусловно, мы не можем совсем отказаться от материальных потребностей, и вполне естественно, что нужно прилагать усилия для поддержания жизни. Однако не следует искать счастье именно в деньгах. Единственный способ обретения истинного счастья состоит в духовном совершенствовании, материальная же деятельность должна быть не на первом, а на втором плане.
(c) 2000-2004, Доктор О.Г.Торсунов, WWWTORSUNOV.RU