Мама в сети - форум для креативных мам

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Мама в сети - форум для креативных мам » Психология » Что посеем, то пожнем


Что посеем, то пожнем

Сообщений 1 страница 20 из 22

1

Автор: Бердникова Анна . детский психолог

Посей мысль - пожнешь поступок, посей поступок - пожнешь привычку, посей привычку - пожнешь характер, посей характер - пожнешь судьбу, - такова восточная мудрость. А психотерапевт и социолог Эрих Фромм писал, что характер ребенка - это слепок с характера родителей и он развивается в ответ на их характер. Не все, конечно, что хотят родители, можно развить в ребенке, но положительно повлиять на характер малыша точно в их силах.

Клеточка со нравом
Когда начинает формироваться характер? Еще когда малыш живет в мамином животике.
Перинатальные психологи считают, что спокойная семейная атмосфера, в которой пребывает ожидающая малыша мама, благотворно воздействует на ребенка. Позитивная эмоциональная среда даже приравнивается ими к развивающей. Так что формирование детского характера начинается задолго до рождения ребенка. Однако сам характер ярче всего начинает обрисовываться и проявляться в дошкольном возрасте. В это время складывается привычный образ поведения, модель общения с взрослыми и сверстниками, определенное отношение к действительности.

Теория кризисов
Известный психоаналитик Эрик Эриксон в своей книге «Детство и общество» предполагал, что все люди проходят через 8 психологических кризисов, 5 из которых приходится на детство. Возраст для каждого кризиса, конечно, определяется приблизительно и может сильно отличаться у разных детей. Характерно, что в период кризиса малыши трудно поддаются воспитанию. Снижается школьная успеваемость, работоспособность, ослабляется интерес к бывшим любимым занятиям. Характерны конфликты с окружающими, внутренняя жизнь часто связана с болезненными переживаниями. И, самое главное - эти негативные проявления создают впечатление, что ребенок не столько развивается, сколько теряет приобретенное прежде.

"Как можно объяснить девятимесячному ребенку, что нельзя обрывать листочки, нельзя открывать шкаф? Я и кричу на него, и шлепаю по попе, но он не понимает!" Девятимесячному ребенку невозможно объяснить понятие «нельзя». А строгий голос и физические наказания вызывают у него недоумение и обиду - мир вокруг небезопасен, даже теплая и заботливая мама может больно ударить, она непредсказуема и не заслуживает доверия. Из-за таких методов воспитания ребенок может вырасти замкнутым, недоверчивым, держащим дистанцию даже с близкими.

Кризис одного года
В этом возрасте ребенок ещё полностью зависит от заботы взрослых. И, общаясь только с узким кругом близких людей, малыш составляет представление о мире в целом, отвечает на вопрос: могу ли я доверять миру?
Дети уже отличают «своих» от «чужих» и не желают ни на минуту расставаться с мамой, слезать с ее уставших рук. При любой попытке «захвата» со стороны бабушки раздается крик на весь дом.
Дело в том, что ребенок еще не освоил понятий «потом» и «сейчас», ему кажется, что он с мамой расстается навсегда - никогда больше она не вернется из ванной, не приласкает, не обогреет, не накормит вкусным пюре... Понимаете весь трагизм состояния? Здесь нельзя настаивать - нужно просто немного подождать. Возможно, уже через полчаса кроха с удовольствием потянется к «другим». Важно понимать: если проблема возникла сейчас, то она не навсегда и может исчезнуть через каких-то 5-10 минут.
Черты характера, закладывающиеся в этом возрасте:
доверие или недоверие;
открытость;
умение строить близкие отношения.
В этом возрасте также обостряется противоречие между усилившейся потребностью ребенка в общении со взрослыми и невозможностью сказать «все, что он думает» о своем состоянии и желаниях. Ребёнок и взрослый говорят как бы на разных языках. Однако именно это противоречие даёт импульс для развития у ребёнка главного средства общения - речи.

"Моему сыну 2.5 года. Он, подражая старшим, начал уносить свой горшок в туалет, не позволяет вытирать себе попу, кричит: «Я сам!» Но вытирает-то кое-как - все штанишки потом грязные. Как с этим бороться?"
Чего стоят грязные штанишки по сравнению с триумфом независимости? Ребенок пытается изо всех своих детских сил быть самостоятельным, но терпит в этом неудачу, и его за это наказывают или называют неряшливым, неспособным. Он привыкает испытывать стыд и сомнение в собственных силах.
А через несколько лет мама будет удивляться - почему ее ребенок такой ленивый и пассивный? Почему не может сам разогреть себе обед в микроволновке? Почему в школе не проявляет никакой инициативы?

Даешь эмансипацию!
Второй этап - примерно от года до трех. В этот период ребенок учится быть самостоятельным, решает вопрос - могу ли я управлять своим поведением? Начиная ходить, дети постигают возможности своего тела и способы управления им. Малыш учится без посторонней помощи кушать и одеваться, пользоваться туалетом и помогать маме по хозяйству.
Послушный трехлетка - явление почти такое же редкое, как и покладистый и ласковый подросток. Трудновоспитуемость, конфликтность в данный период впервые проявляются реально и в полном объеме. Недаром кризис трех лет называют иногда еще «возрастом строптивости».
И именно сейчас можно существенно затормозить развитие ребенка. Вечно торопящейся маме гораздо проще самой быстро одеть чадо, чем полчаса ждать результата безуспешных попыток натянуть колготки. Не у каждой хватит выдержки наблюдать, как полуторагодовалый малыш размазывает манную кашу по столу, стремясь попасть ложкой в тарелку.

«Моя дочь непрерывно говорит, - жалуется мама шестилетней девочки. - Мне иногда кажется, что ей не важно, слушают ее или нет. Я устаю от звуков ее голоса, мне хочется тишины, я теряю нить ее рассуждений. Но периодически она спрашивает: «Да, мама?» Если я говорю «да», она успокаивается. Если спрашиваю: «Что?» - девочка обижается."
Если детская инициатива не поощряется, если малыша критикуют за это, он привыкают чувствовать себя виноватыми за свои поступки. В будущем ребенок будет склонен испытывать чувство вины, иногда безосновательно.
Если круг общения ребенка в этом возрасте ограничен, например, только семейным кругом, то малышу будет сложно освоить различные модели взаимодействий. Ребенку важно понять, что общение с бабушкой-соседкой строится так, а с такой же бабушкой, но продающей мороженое в магазине на углу, совсем по-другому.
Черты характера, закладывающиеся в этом возрасте:
самостоятельность/ зависимость;
активность / пассивность;
уверенность в себе;
креативность.
Малыш на все говорит «нет», «не буду», «не хочу»? Тогда и не заставляйте его! Предложите ему два варианта: рисовать фломастерами или карандашами, гулять во дворе или в парке, есть из синей или из зеленой тарелки. Вы сбережете нервы, а ребенок получит удовольствие и уверенность в том, что с его мнением считаются.

Возраст почемучек
Третий этап - примерно от четырех до шести лет. Главный вопрос для ребенка - могу ли я стать независимым от родителей и где границы моих возможностей? В этом возрасте дети уже уверенно владеют своим телом, и поэтому у них есть возможность узнать, как устроен окружающий мир и как можно повлиять на него. В поле зрения попадают многочисленные новые предметы, животные, люди.
Черты характера, закладывающиеся в этом возрасте:
умение устанавливать и поддерживать социальные контакты;
способность достигать компромиссов;
возможность чувствовать настроение другого человека;
появляются реальные и вымышленные друзья, с которыми ребенок часто ссорится и мирится, обменивается ценными «штучками», обсуждает важные происшествия.
Вряд ли найдутся родители, которые не хотели бы воспитать у своих детей силу воли, настойчивость, инициативность и творческий подход к делу. Но все ли предоставляют ребёнку поле для самостоятельной деятельности и создают условия для проявления инициативы? Нередко родители довольны лишь тогда, когда ребёнок слушается, и поощряют тем самым лишь послушание, пассивную дисциплинированность. Ясно, что в этом случае инициативные черты личности ребенок может воспитать у себя лишь вопреки родителям, в условиях тягостного для обеих сторон конфликта отцов и детей, истоки которого зарождаются в раннем детстве.

Тварь я дрожащая?

Четвертый этап - примерно от шести до одиннадцати лет. Дети развивают многочисленные навыки и умения в школе, дома, в различных кружках и секциях. Большее значение приобретает сравнение себя со сверстниками. Родительское одобрение и высокая оценка любых достижений очень важны для ребенка.
Черты характера, закладывающиеся в этом возрасте:
трудолюбие;
умение достигать результата;
адекватная/завышенная/заниженная самооценка.
Иногда в родительском сознании часто присутствует убеждение, что малышу необходимо со всей строгостью указывать на его ошибки, тогда он сможет осмыслить их и в будущем не совершит ничего подобного. Однако, услышав замечание от родителей, ребенок испытывает обиду, а вовсе не желание что-то исправлять. В этом возрасте особенно сильный вред наносит негативное оценивание ребенка по сравнению с другими.
Необходимо всячески избегать подобных реплик:
У всех дети как дети, а у меня...
У соседки дочь и в магазин сходит и дома порядок наведет, а ты...
Сколько раз я могу тебе говорить?
Когда ты научишься понимать меня с первого раза?
И кто же я?

Пятый этап - двенадцать лет и до наступления юности. Подростки узнают целый ряд разных ролей - ученика, друга, старшего брата или сестры, спортсмена или музыканта. В этот период важно разобраться в этих различных ролях. Молодые люди ищут базисные ценности и установки, стремятся ответить на вопрос: кто я? каковы мои убеждения, взгляды и позиции?
В подростковом возрасте авторитет семьи резко падает. На первый план выходят «тусовки» и компании, отношения с друзьями становятся более значимыми. В общении со сверстниками идет поиск своего места в группе, формируется четкое представление о себе. В этот момент ребенок выбирает позицию лидера или подчиненного, души компании или человека в тени.
Здесь для завоевания авторитета очень пригодятся любые практические навыки, которыми ребенок хорошо владеет: умение играть на гитаре, рисовать, танцевать, боксировать или паять микросхемы.
Семье важно психологически «отпустить» ребенка в этот момент. При этом важно, чтобы он чувствовал поддержку близких - в любое время ему придут на помощь, если это потребуется.
Если же семья ребенка не «отпускает» (родители не разрешают задерживаться после семи вечера, контролируют и определяют круг общения), то ребенку не остается ничего другого, как направить свои силы на борьбу за собственную свободу и независимость.
К сожалению, для многих родителей «хорошесть» ребенка зачастую напрямую зависит от степени его послушности. В период кризиса на это надеяться не стоит. Ведь происходящие внутри ребенка изменения, переломный момент его психического развития не могут пройти незаметно, не проявив себя в поведении и отношениях с окружающими.

+3

2

Вика-5 написал(а):

Если же семья ребенка не «отпускает» (родители не разрешают задерживаться после семи вечера, контролируют и определяют круг общения), то ребенку не остается ничего другого, как направить свои силы на борьбу за собственную свободу и независимость.

:flag: Можно немножко понаглеть? :dontknow: Как же отпустить без ущерба для своих нервов?.....про подросткоковые перемены хотелось бы......... :writing: чОтто старший вредничать стал...

0

3

snezh-ok написал(а):

про подросткоковые перемены хотелось бы

Это вообще тема отдельная. У меня старшей дочери 17 лет. Я ее вовремя не "отпустила". Пытаюсь сейчас это сделать.

snezh-ok написал(а):

ак же отпустить без ущерба для своих нервов?...

Подпишусь под этим.

Обязательно выложу материал после праздников. Советую почитать книги Ю.Б. Гиппенрейтер "Общатся с ребенком. Как?" и "Продолжаем общаться с ребенком. Так." По опыту знаю, что надо "отпустить".

0

4

:rolleyes:

Вика-5 написал(а):

Советую почитать книги Ю.Б. Гиппенрейтер

:cool: А где бы скачать?Плиис,прошу пардону за назойливость....,но уж  бона "мазоль больная"... :(

0

5

snezh-ok написал(а):

но уж  бона "мазоль больная"...

У меня тоже.

Первая книга есть на нашем сайте любимом  :D

http://maminsite.ru/Library/libr.htm

Вторую поищу.

0

6

Вика-5
:cool: Большой поклон труду! :yep:

0

7

А у меня к сожалению ограничитель на компе, не получилось закачать :(

0

8

А вообще психология чел-ка сама по себе оч. интересная штука. я в институте все это проходила, но хотела еще почитать!!!

0

9

Вика-5 написал(а):

Советую почитать книги Ю.Б. Гиппенрейтер "Общатся с ребенком. Как?"

Есть такая книга  :yep:  тож по совету приобрела, про продолжение не слышала правда.
Нравится как она пишет, очень понятно, с примерами и картинками. Остановилась на активном слушании, не совсем обычно, поэтому непривычно, и на практике пока проверить пока не могу. Будем ждать когда подрастем))
Очень полезная книга.

0

10

Мне кстати вторую книгу даже интиреснее и потятнее было читать, советую, очень стимулирует.

0

11

Мамарина написал(а):

Мне кстати вторую книгу даже интиреснее и потятнее было читать, советую, очень стимулирует.

хорошо, спасибо  :flag:
надо купить

0

12

Вика, спасибо за статью:) очень интересно и конкретно:)

0

13

Вика, молодец, что нашла такую краткую и содержательную статью. Иногда мы порой действительно забываем, что дети переживают гораздо больше нас, и нам их необходимо всячески поддерживать.

0

14

Мамарина написал(а):

Мне кстати вторую книгу даже интиреснее и потятнее было читать, советую, очень стимулирует.

Мне тоже. Особено про школу понравилось.

0

15

Вот на похожую тему пришла Рассылка Юрия Мороза

   
    Воспитание или ужасы детства

   
   
    Вернемся немного к     недавно затронутой теме — о том, как родители управляют своими     детьми. Не знаю — у кого какие воспоминания о своем детстве:     кому-то детство кажется прекрасным, кому-то не очень, но я     предлагаю объективно взглянуть на этот вопрос. В этой главе я     набросал несколько очень коротких зарисовок на тему того — как     именно родители держат своих детей в рабстве. Написаны они в     форме обращения к маленьким детям, но не забывайте, что вы все,     увы — дети до конца своих дней. Живы ваши родители или уже     умерли — вы продолжаете как роботы до последнего вздоха     оправдывать их ожидания. Прочтите эти зарисовки, обращенные к     детям, а потом пойдем дальше.

   
   
   * * 01 * *
   
   
    Есть один старый, но действенный способ, с помощью которого     взрослые удерживают тебя в рабстве. Этот способ — внушение идеи     о том, что есть что-то «хорошо» и что-то «плохо». С самого     раннего детства, как только ты стал понимать слова, тебе сразу     же стали говорить — «вот это хорошо» и «вот это плохо». При этом     взрослые скрывают от тебя то, что это «хорошо» и «плохо» только     для них самих, а не для тебя. Ну конечно — а зачем это говорить…     это ведь так удобно. Теперь, когда тебе внушили, что что-то     хорошо, а что-то плохо, теперь взрослым достаточно сказать с     важным видом — «ай-яй-яй, это так нехорошо», и ты сразу станешь     паинькой. При этом они делают очень важный вид, надувают щеки и     вообще выглядят очень важными — это им надо, чтобы ты поверил,     что это в самом деле так.
   
    Конечно, чем дальше, тем больше они стараются пользоваться этим     способом — это очень удобный для них способ — не надо тебя ни     бить, ни наказывать, ни объяснять — просто сказал — «это     нехорошо», и все! И все они объединяются против тебя. Если один     взрослый в компании других станет тебе говорить, что «это     плохо», то все они постараются показать, что тоже так считают —     им всем выгодно, чтобы дети были рабами и просто подчинялись им.
   
    Сами они очень часто делают именно то, что называют плохим, и не     делают то, что называют хорошим — понаблюдай это. Правда,     некоторые из взрослых в самом деле уверены, что что-то «плохо» и     что-то «хорошо», ведь когда они были детьми, то с ними было     сделано то же самое — им с важным видом говорили это, а если они     не слушали или, что еще хуже, спрашивали — «а почему?», то их     просто тогда наказывали или говорили «не твоего ума дело» или     «станешь взрослым — поймешь».
   
    Не задумывался ли ты о том — что будет, если ты решишь спросить     — «а почему это плохо» ? Что будет? Проверь. Вариантов может     быть несколько. Например, тебе могут сказать так: «Ну как же ты     сам не понимаешь!» — и сделают удивленное лицо. При этом они     хотят, чтобы ты подумал — «Ну наверное я что-то не понимаю, если     вот взрослые так удивляются, что я этого не понимаю». На самом     деле, они часто и сами ничего не понимают — они просто хотят,     чтобы ты делал то, что им надо, и не делал того, что им не надо.
   
    Что еще бывает, когда спрашиваешь взрослых — «почему это плохо?»     Иногда они обижаются. Представляешь? Ты их спрашиваешь — «почему     это плохо», а они обижаются. На самом деле, они обижаются     потому, что им сказать тебе нечего — они просто НЕ ЗНАЮТ, почему     это плохо — им просто надо, чтобы ты так думал, и все. А ты     спрашиваешь, а им ответить нечего — вот они и обижаются.
   
    Что еще бывает? Взрослые тебе могут сказать — «А потому!». И     все. И если ты продолжаешь спрашивать, тебе просто заткнут рот     любым способом — могут ударить, могут оскорбить, могут     какую-нибудь грубость сказать.
   
    Иногда взрослые могут делать вид, что они на самом деле что-то     хотят объяснить. Они начнут тебе объяснять, но будь очень     внимателен! Никогда не говори, что ты что-то понял, если ты     этого не понял! Чтобы все было честно. И тогда посмотри — что     получится. В конце концов очень может быть так, что тебе просто     скажут, что ты слишком маленький или что-то в этом роде — то     есть все-таки не объяснят, а заставят сказать, что ты все понял.
   
    Если ты хочешь стать свободным человеком — попробуй спрашивать     взрослых — попробуй задавать им вопрос «А почему это плохо» и «А     почему это хорошо». Попробуй.

   
   
    * * 02 * *

   
    Конечно взрослые понимают, что управлять тобой с помощью слов     «плохо» и «хорошо» долго не удастся — ты же ребенок с головой,     рано или поздно ты увидишь, что они сами не знают — что такое     «хорошо» и что такое «плохо». Кроме того, легко заметить, что     очень часто они сами не делают то, что «хорошо» и делают то, что     «плохо». И когда ты спрашиваешь — «а почему так?» — то они     начинают ругаться или беситься и говорить тебе: «Это не твое     дело», или — «Следи за собой», или «Мал еще мне указывать» — в     общем — сам знаешь, что говорят в таких случаях взрослые.
   
    И все-таки взрослые постоянно хотят неограниченной власти над     тобой. Иногда кажется, что они готовы контролировать каждый твой     шаг — почему — это другой вопрос, об этом позже.
   
    Есть еще один очень эффективный способ держать тебя в рабстве,     которым пользуются очень часто взрослые — это очень хитрый     способ. Итак, ты сделал что-то не то — ну например ты не     улыбнулся гостю твоих родителей. Он может быть очень противный     человек, а твои родители заставляют тебя ему улыбаться и     говорить всякую ерунду типа «здравствуйте», «еще чаю» и так     далее. Итак, ты не сделал того, что от тебя требуют. В таких     ситуациях взрослые стесняются просто заставить тебя — это когда     дома гостей нет, тогда они могут конечно просто крикнуть на     тебя, или ударить, а при гостях они могут стесняться этого. Что     же они делают?
   
   Они делают обиженное лицо, они делают вид, что им очень стыдно     за тебя, что им очень неприятно и плохо. Они хотят, чтобы ты     ПОЖАЛЕЛ их и поэтому сделал то, что они хотят. Понимаешь? Им     часто совершенно наплевать на твои чувства — им главное, чтобы     ты делал то, что они хотят. И если ты добрый человек, они     обязательно этим будут пользоваться. Они будут стараться вызвать     в тебе жалость, они хотят, чтобы ты подумал — «Ну вот, я не     сделал это, а теперь ему так плохо от этого, ну ладно, черт с     ними, сделаю…» И конечно ты часто так и делаешь — ведь ты добрый     человек. И тогда взрослые говорят радостно себе — «Ага!     Сработало! И кричать на него не надо, и бить не надо — КАК     УДОБНО!».
   
    И с тех пор, как это «сработало» в первый раз, они будут все     чаще и чаще этим пользоваться, а когда тебе надоест и ты скажешь     — «Да ну их, ну не хочу я это делать и не буду», тогда они     скажут тебе: «Какой ты жестокий, какой ты бессердечный, тебе     совсем меня не жалко, я тебя растил, я тебя воспитывал ну и так     далее».
   
    Ну конечно — кому хочется обижать людей? Да никому наверное не     хочется — ведь приятно, когда людям рядом с тобой приятно, даже     если это совсем незнакомые тебе люди. Ну не хочется обижать… Но     что же делать, если эти люди так нагло пользуются твоей     добротой? В конце концов надо ставить точку — нельзя быть всю     жизнь игрушкой в руках других людей, даже если это неплохие     люди.
   
    Я думаю, что в таких случаях надо говорить: «Мне тебя жалко, да,     сочувствую, но я этого делать не буду, потому что не понимаю     зачем и вообще просто не хочу — я живой человек, я хочу сам     решать — нравится мне что-то или нет.» Можно человека пожалеть,     но это не значит, что ты должен делать то, что он от тебя хочет.     Ну представь себе — а что если кто-то тебе скажет — «мне так     плохо, ну выпрыгни из окна, пожалуйста, мне станет легче…»     Такого человека можно пожалеть, конечно, если хочешь, но это же     не значит, что ты выпрыгнешь из окна!
   
    Помни — жалость — это то чувство, с помощью которого тобой часто     вертят, как хотят. Я еще раз хочу сказать — я не говорю, что     надо быть безжалостным — это как тебе нравится — хочешь жалеть —     жалей, но не позволяй взрослым и другим людям управлять тобой с     помощью твоей жалости.

   
   
    * * 03 * *

   
   
    Вспомним еще об одном нечестном приеме, которым часто пользуются     взрослые. Они могут тебе сказать: «Я заставляю тебя что-то     делать, потому что я о тебе забочусь». Не правда ли —     замечательно, да? Они о тебе заботятся и теперь — они так думают     — ты должен просто слепо повиноваться им во всем.
   
    К сожалению, очень многие дети попадаются на эту удочку. Но тут     надо подумать о следующем: многие взрослые только делают вид,     что они что-то знают, а на самом деле они не знают почти ничего     — им некогда знать, они только и делают, что занимаются работой,     или пьют пиво, или сидят перед телевизором, или вяжут, или… да     посмотри сам вокруг себя — чем заняты взрослые? Скажи-ка, видел     ли ты когда-нибудь ДУМАЮЩЕГО взрослого? Думающего не над тем,     что сегодня по телеку показывать, и не о том, как им засолить     капусту, а именно ДУМАЮЩЕГО — думающего о жизни, о себе, о том —     почему бывает легко на душе, а почему тяжело? К сожалению,     думающий взрослый — это такое же редкое явление, как скажем     говорящая собака. Они вечно суетятся — посмотри им в глаза — у     них вечная суета в голове, когда им думать? Поэтому, как это ни     удивительно, взрослые НЕ УМНЕЕ тебя, а зачастую гораздо ГЛУПЕЕ,     потому что у них было больше времени, чем у тебя, чтобы     поглупеть. Это, конечно, нелегко понять, это может быть даже     страшно понять, ведь раньше ты думал, что взрослые тебя смогут     защитить, что они тебе могут что-то объяснить, а оказывается,     что взрослые — это просто состарившиеся и изрядно поглупевшие     дети, такие же беспомощные. Нет, они даже ЕЩЕ БОЛЕЕ беспомощны,     чем ты, потому что они уверены, что все знают, и от этого     делаются совершенно беспомощными. Так что тебе самому надо за     себя думать — никто это за тебя не сделает.
   
    Так что когда взрослый говорит, что он тебя заставляет что-то     делать, потому что он о тебе заботится, то надо при этом     понимать, что он только думает, что заботится, на самом деле он     просто как робот, просто как автомат. Ну к примеру — на улице     прохладно. И взрослые тебе говорят — ты ДОЛЖЕН одеть эту куртку,     иначе не пойдешь гулять. И им наплевать на то, что тебе эта     куртка не нравится, что тебе сегодня и так жарко, что ты вообще     мерзнешь меньше чем они. Они говорят — «Я забочусь о тебе — так     что или одевай и никаких возражений, а то…». В этот момент они     ни о чем не думают — они просто поступают как роботы — кажется     им, что холодно — все, никаких возражений — одевайся. И     бесполезно их убеждать. Вот еще что надо понять — убеждать их     бесполезно, потому что убедить можно того, кто думает, кто     относится к тебе как к человеку, а они не думают, они просто     решили, что ты что-то должен, и все, поэтому переубедить их как     правило невозможно. И ты для них не человек — ты для них вещь —     ты ИХ ребенок, и относятся они к тебе, как к дорогой и ценной     вещи, которую они обязались охранять.
   
    Очень часто взрослые доходят до того, что следят за каждой     мелочью — что ты одеваешь, как жуешь, как ходишь, как дышишь —     они непрерывно, каждый минуту «заботятся» о тебе, и в результате     жизнь твоя может стать просто невыносимой.
   
    Конечно, взрослые все-таки могут иметь больше информации, чем     ты, поэтому нельзя всегда не обращать внимание на их советы и     приказы — надо просто каждый раз разбираться — что к чему и     почему. Если тебе запрещают совать пальцы в розетку — спроси     «почему» и прими к сведению, что электрический ток тебя может     убить. Вопрос, конечно, серьезный, поэтому тут можно и поверить     на слово взрослому. С другой стороны, тебе могут сказать — «вот     ты идешь на улицу без куртки, замерзнешь, заболеешь и умрешь».     Тоже, вроде бы серьезное предупреждение, но его можно и     проверить. Универсальных рецептов нет — смотри, думай, наблюдай,     разговаривай, спрашивай и делай выводы.
   
    К сожалению, взрослые о тебе все-таки не заботятся, ведь если бы     они всерьез о тебе заботились, то они бы понимали, что когда они     20 раз скажут какую-то глупость, то в 21-й раз трудно всерьез     принять их слова, даже если они имеют под собой реальное     основание.

   
   
    * * 04 * *

   
    Одним из самых зверских приемов удержания в рабстве, которые     взрослые применяют к тебе — это запрет на свободное время.
Когда     ты садишься где-то просто так — посидеть, подумать, почитать или     просто попялиться в окно — взрослые тут же появляются и     немедленно стараются придумать тебе какое-то занятие. Они всеми     силами стараются, чтобы ты постоянно что-то делал, ведь когда ты     что-то делаешь — тебе некогда думать. Тебе некогда что-то     вспомнить, поплавать в своих чувствах — это опасно для взрослых,     ведь если у тебя будет свободное время, ты, того и гляди,     додумаешься до чего-нибудь. Есть такая пытка — не давать     человеку спать. Взрослые часто прибегают к другой пытке — они не     дают ребенку думать и чувствовать. Они словно не понимают, что     когда ты сидишь и ничего не делаешь — это не значит, что ты в     самом деле ничего не делаешь. В это время ты о чем-то мечтаешь,     что-то вспоминаешь, думаешь, просто расслабляешься. Ведь     расслабление — когда ни о чем не думаешь и просто пялишься в     окно — это очень важная часть твоей жизни. В эти минуты в твоей     душе что-то укладывается, что-то наоборот приподнимается, об     этом трудно рассказывать, но это легко почувствовать.
   
    И вот, когда у тебя появляется потребность отставить все заботы     в сторону и просто дать в душе чему-то пожить своей жизнью, в     этот момент немедленно появляется взрослый и говорит тебе: «Ага!     Ты опять бездельничаешь! Ну-ка давай…» и немедленно находятся     дела — в магазин сходить, уроки сделать, книгу почитать — да     мало ли что — что угодно. Как часто тебе приходится делать вид,     что ты что-то делаешь, только для того, чтобы тебя оставили в     покое?
   
    Покой — этого боятся взрослые. Они боятся покоя в твоей душе,     потому что покой — это основа жизни. В состоянии покоя человек     начинает многое понимать о себе, о жизни, он становится более     умным, сильным, самостоятельным. Замечал ли ты, что часто     взрослые просто в бешенство приходят, когда видят, что ты     «бездельничаешь» ? Конечно, они может и не специально все это     делают, они сами давно уже забыли — что такое покой, но почему     именно ты должен отдуваться за это? Они сами вечно что-то     делают, суетятся, суетятся… это знаешь почему? Потому что когда     они просто сядут и просто посидят, ничего не делая, то они     начнут понимать, что жизнь их совсем не такая, какую бы им     хотелось иметь, но нет сил вырваться из этого всеобщего болота,     в котором они сидят, и они и тебя тянут в то же самое болото,     может даже и не понимая этого.
   
    Когда я говорю о том, что взрослые держат тебя в рабстве, я не     говорю, что они СПЕЦИАЛЬНО это делают — конечно нет, во всяком     случае — не всегда. Но они это делают, тем не менее. Специально     или не специально — но они это делают, и ты, хочешь или не     хочешь, являешься их игрушкой.
   
    Почему-то каждый родитель считает, что он способен воспитывать     ребенка. Посмотри на мир вокруг себя — ты видишь там много     умных, радостных, мудрых, сильных людей? Их много? Нет, их     крайне мало. Как назло, всё почему-то попадаются мелкие, ничего     не значащие лица, с пустыми глазами, с неприятным лицом,     охваченным какой-то мелкой страстишкой. А ведь все эти люди —     родители, у всех есть дети, и все своих детей воспитывают, то     есть это они так называют — «воспитывают». А на самом деле они     конечно не воспитывают детей, а просто распоряжаются ими как     своей собственностью, как вещью.

   
   
    * * 05 * *

   
   
    Тебе надо вот что еще иметь в виду, когда ты имеешь дело с     родителями: дело в том, что твои родители когда то были детьми —     это конечно трудно вообразить, но это так, и у них тоже были     родители, которые их «воспитывали». То есть заставляли делать     массу вещей, которые никому не нужны. Твои родители тоже ходили     в школу, им тоже вбивали в голову, что какие-то вещи хорошие, а     какие-то плохие. И когда они выросли, то в голове у них все это     осталось. Они ведь просто выросшие дети, у них тоже не было     времени подумать о своей жизни. И теперь, когда у них появился     ты, они и понятия не имеют — что с тобой делать. Они в     растерянности, потому что не способны даже что-то о своей жизни     понять, не говоря уже о чем-то большем. Но у них в голове сидит     идея, что детей надо воспитывать. А как это — воспитывать?     Воспитывать что? Они этого не знают. И тогда они просто… просто     делают то, что делают все остальные, что делают их соседи, что     делают их знакомые и что с ними делали их родители — они     начинают все за тебя решать и принуждать делать то, что в свое     время их заставляли делать.
   
    Но если бы только это — а все гораздо хуже. Дело в том, что все     родители имеют кучу планов на своих детей. Ну представь себе     такую ситуацию — твой отец, к примеру, когда был ребенком, ходил     в школу. Его родители хотели, чтобы он вырос талантливым     математиком, или хорошим слесарем, или певцом, или поэтом, или     еще кем-то. Не важно — кем именно. Важно, что его родители     хотели, чтобы их сын — твой отец — вырос заметным человеком,     чтобы им восхищались, чтобы говорили — «Ах какой у вас ребенок»     — а они бы от этого чувствовали гордость — вот как воспитали,     вот какие мы… Прошло время. Иллюзии растаяли. Твой отец стал     просто взрослым человеком, которым никто особенно не     восхищается, который давно понял, что он так и не станет ни     талантливым поэтом, ни слесарем 6-го разряда, ни даже     начальником отдела, ни вообще кем-то, кем кто-то будет     восхищаться. Хорошо, если при этом он понимает, что НА САМОМ     ДЕЛЕ ЭТОГО И НЕ НАДО, не это делает тебя живым, настоящим     человеком. Чтобы это понять, достаточно пообщаться с этими     математиками, начальниками и т.п. и увидеть, что жизнь их так же     ничтожна, как и у других людей. Ведь человеку главное — просто     чувствовать себя на своем месте, чувствовать удовольствие,     радость от жизни, и совсем не важно — какую табличку на тебя     повесили — выдающийся ты, или талантливый, или способный — это     ведь ничего в жизни не изменит. К сожалению, не все это     понимают. И когда у твоего отца появился ты — он решил примерно     так: ну вот из меня не получилось — мне то-то и то-то помешало,     но для своего сына и для своей дочери я сделаю все, чтобы уж они     то точно смогли стать кем-то.
   
    И начинается кошмар. Он начинает конечно что-то делать «для     тебя», но он заставляет теперь тебя еще и принимать этот его     «дар» ! Он хочет, чтобы ты реализовал те глупости, которые в     свое время пытались навязать ему его родители. Он требует от     тебя, чтобы ты оправдывал его надежды. Нет ничего ужаснее, когда     тебя заставляют оправдывать чьи-то надежды. Твои родители делают     из тебя фишку в своей азартной игре — получится у них     «талантливый» ребенок, или не получится. Более того — теперь,     когда они хотят из тебя сделать что-то, что им надо — они     окончательно махнули на себя рукой. И в случае чего они     обязательно тебе скажут — «Ах ты… такой-сякой. Я бросил такую     работу, или я не стал делать то-то, и все ради того только,     чтобы ты учился, все ради тебя, а ты…»
   
    Они стараются всеми силами сделать так, чтобы тебе стало стыдно,     и чтобы ты снова впрягся как лошадь. Они попросту делают из тебя     козла отпущения — теперь они думают — ну вот из меня «ничего не     получилось», так зато из моего ребенка получится. И когда они     так думают, то им становится легче, потому что им кажется, что     таким образом они оправдывают наконец-то те надежды, которые на     них возлагали их родители.
   
    Понимаешь? Понимаешь какой получается замкнутый круг? А потом ты     вырастешь, конечно же, ты не оправдаешь всех этих надежд, потому     что все эти надежды — это глупость сплошная. Сама по себе цель     стать знаменитым или каким-то там выдающимся — это глупость     невероятная, никто еще не стал счастливым от того, что на нем     висит какая-то табличка. И ты вырастешь, в душе у тебя останется     осадок — жалко, все-таки, родителей — они так много ждали от     тебя… и… и ты начнешь так же мучить своих детей, и так из     поколение в поколение.

   
   
   * * 06 * *

   
   
    Не замечал ли ты, что все взрослые иногда кажутся идиотами,     когда разговаривают с детьми? Вот человек, вроде нормальный,     вроде умный, ты к нему подходишь, спрашиваешь что-то о жизни, о     себе, о нем — и вдруг… вдруг он превращается в идиота: лицо его     растягивается в кривой улыбке, он растерян, он начинает нести     какую-то чушь, он весь скован, как будто его связали, и так     далее. Это все потому, что тебя — ребенка — за человека никто не     принимает.
   
    С самого раннего детства взрослые всеми силами стараются, чтобы     ты как можно дольше был глупым, они с тобой не разговаривают     нормально, они с тобой сюсюкают. Посмотри, как взрослые общаются     с маленькими детьми — они с ними сюсюкают, говорят     неестественными голосами, выглядят как идиоты. Представь себе,     что так они разговаривают с другими взрослыми — смешно, правда?     Оборжаться можно, представляя себе такую картину, когда взрослые     сюсюкают друг с другом.
   
    Тем не менее, смешного тут мало. Взрослые стараются не давать     тебе шансов стать умным. Они начинают говорить с тобой серьезно     и о серьезных вещах только тогда, когда ты уже просто     заставляешь их это делать. Именно заставляешь. Если ты просто     будешь говорить — «Я уже не маленький, почему со мной как с     маленьким разговариваете?» — то они просто будут раздражаться —     мол куда лезет, или смеяться над тобой.
   
    Я видел очень мало родителей, которые бы со своими детьми     говорили серьезно, как с другим взрослым человеком. А в     результате что получается? В результате у тебя просто нет     возможности тренировать свой ум, думать и говорить о чем-то     важном, интересном. Тебя изолируют, и тебе приходится всеми     силами пробивать эту изоляцию. Сколько раз в жизни ты слышал     фразу «Ты еще маленький» ? Этой фразой взрослые хотят сделать     тебя глупым, они говорят тебе — «нечего об этом думать —     маленький еще…». Они боятся помогать тебе думать, ведь тогда ты     станешь более самостоятельным в мыслях, а затем и в поступках.

   
   
    * * 07 * *

   
   
    Воспитание — поразительная штука. Все о ней говорят, как о     чем-то хорошем, о добром, говорят, что учителя и воспитатели —     это благородная профессия и т.п. Между тем почему-то никто не     задумывается о том — что же это такое — воспитание. Подумай,     ведь воспитание — это целенаправленное воздействие на человека с     тем, чтобы изменить его как-то так, как этого тебе хочется.     Причем хорошими воспитателями считаются те, кому удается     «хорошо» воспитывать, а что такое «хорошо» ? Это значит, что     воспитатель делает с тобой все, что хочет, и ему это удается.     Создана даже псевдонаука — педагогика. Есть педагогические     институты, где людей учат, как лучше всего воспитывать, то есть     — какие у ребенка есть слабые стороны и как их использовать для     того, чтобы делать их него то, что воспитателю хочется.
   
    Конечно, все это опять же прикрывается словами о помощи, о том,     что воспитание направлено на какие-то там благие цели, но ведь     так всегда считали! И когда во времена Древнего Рима воспитывали     ненависть к карфагенянам или христианам, и когда в средние века     воспитывали ненависть к тем, кто не верит в бога, и когда в     ленинские времена воспитывали классовую ненависть к     непролетариям, и когда в сталинские времена воспитывали     ненависть к тем, кто не обожает советскую власть и т.п. — всегда     во все времена взрослые люди старались воспитывать детей, то     есть делать из них то, что им хочется. При этом им совершенно     наплевать на то — что хочет и как понимает сам ребенок.
   
    Как же так получилось? Как получилось так, что обдуманное,     заранее спланированное и массовое насилие над человеком — над     ребенком — стало не просто практикой, а стало связываться в     сознании человека с чем-то добрым и благородным? Это     поразительно. И конечно в первую очередь в детях «воспитывают»     именно это — отношение к воспитанию как к чему-то правильному и     нужному. Как хорошо — внушил ребенку, что твое воспитание — это     именно то, что ему нужно, попугал его хорошенько, и вперед —     теперь он уже смирный и принимает все твои извращенные усилия     как должное. Как же, это же говорит воспитатель, значит так     надо, а если мне не хочется что-то делать как он велит — значит     я плохой… В результате психика ребенка терпит просто гигантский     ущерб. Наверное даже представить себе невозможно — как бы мы     жили, если бы в обществе вдруг поняли, что надо не заставлять     ребенка делать то, что взрослым хочется, а помогать ребенку     реализовывать те интересы, которые у него есть. Если ребенку     хочется читать — предложить ему на выбор несколько книг, если     ему хочется прыгать и бегать — предложить ему те возможности для     этого, которые у тебя есть — вот как я понимаю настоящее,     человеческое отношение взрослого и ребенка.
   
    Ну, первым делом сумасшедшие взрослые начинают орать: «как же!     Все им разрешать! Во всем помогать! А если они захотят наркотики     курить да сексом заниматься да перед телевизором целыми днями     сидеть — что же — во всем им помогать? Этого что ли ты хочешь, о     страшный и ужасный Бодхи?» Песня это старая, и даже возражать на     эти вопли смертельно скучно, можно лишь сказать пару слов:     во-первых, помогать можно только тому, чему хочется помогать —     это просто, не правда ли? Не хочется чему-то помогать — так и не     помогай. Во-вторых, страхи были всегда — всегда. Всегда боялись,     что если не воспитывать детей, то из них непременно вырастет     что-то ужасное.
   
    Это конечно глупости. Из человека вырастает то, к чему он     склонен. Помогать ему реализовывать его интересы, если тебе     этого хочется — это все, что ты можешь для него сделать. Вот и     все воспитание, но конечно это нельзя назвать воспитанием — это     можно назвать помощью. Почти все взрослые люди просто больны     страхами, они страдают ярко выраженной патологией — это просто     параноики, они ждут от жизни и живых существ только плохого, они     всего боятся, они вообще не верят в жизнь и в природу. И к     сожалению, такой подход стал нормой. Поэтому они не доверяют ни     своей природе, ни природе своих детей, и отсюда происходит     безумие всеобщего насилия.
   
    Воспитание, воспитание… взять бы какого-нибудь воспитателя, да     воспитать, пусть почувствует — каково это… Он хочет одного, а     ему навязывают другое, и чуть в сторону — сразу по шее — вот бы     комедия была — я с удовольствием посмотрел бы на это.
   
    Надо доверять. Просто доверять. Доверять жизни, естественным     влечениям, жизнеспособности человека, тогда жизнь пойдет     навстречу и придет и наполнит тебя собой. Мой опыт показывает     мне ясно — когда делаешь шаг навстречу жизни, она навстречу тебе     делает два шага. Если ты в это не веришь — иди своей дорогой и     не мучай других, вот что я думаю. И еще я думаю, что надо     активно бороться против этой мерзости, которую называют     «воспитанием», и я думаю, что надо не делать ванильные глаза и     стыдливо пропускать эту тему, а ясно и недвусмысленно заявлять о     своей нетерпимости к такой варварской форме узаконенного     насилия.
   
    Из книги «Путь к Самадхи»

+3

16

:canthearyou: Утрованно,но почему то вспомнила своё детство :(

0

17

Снежана, спасибо. Тоже детство вспомнила. Вспомнила себя в роли Кристининой родительницы.  :angry: К счастью я стала ДУМАЮЩИМ взрослым. Надеюсь, с Машей будет все иначе. Да и уже иначе. Хотя конечно работать над собой еще ой-ой как надо! Чего и всем желаю! Становитесь ДУМАЮЩИМИ!  :flag:

0

18

Да, и еще. Воспитывая таким образом мы сами подъменяем БЕЗУСЛОВНУЮ ЛЮБОВЬ УСЛОВНОЙ. И самой страшное - учим этому детей. А потом удивляемся, что откуда берется. Правильно, надо доверять жизни, миру вокруг нас, ведь мы сами создаем его. Надо просто любить ребенка, не тащить его за собой, а идти рядом с ним. Наблюдать, прислушиваться, расти вместе с ним.
Любить РЕБЕНКА, а не тот образ который придумали в голове, а потом всеми силами пытаемся притянуть к нему своего ребенка. Эту пусть маленькую, но ЛИЧНОСТЬ!

+2

19

snezh-ok и Вика-5 спасибо за статьи http://mybb.ru/f/collection/0211.gif  http://mybb.ru/f/collection/0211.gif  http://mybb.ru/f/collection/0211.gif

0

20

snezh-ok написал(а):

И еще я думаю, что надо     активно бороться против этой мерзости, которую называют     «воспитанием», и я думаю, что надо не делать ванильные глаза и     стыдливо пропускать эту тему, а ясно и недвусмысленно заявлять о     своей нетерпимости к такой варварской форме узаконенного     насилия.

Это точно!

0


Вы здесь » Мама в сети - форум для креативных мам » Психология » Что посеем, то пожнем