Мама в сети - форум для креативных мам

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Вальдорфская педагогика

Сообщений 1 страница 5 из 5

1

Ребенок, который учится работать руками, становится исполнителем. Ребенок, который учится работать руками и головой, становится создателем. Ребенок, который учится работать руками, головой и сердцем, становится творцом.

Руки, голова, сердце

Малыш, который совсем недавно казался крошечным, теперь уже не держится за мамину юбку и даже говорит: "Я сам". Он любит по двадцать раз в день рассказывать наизусть стишок "Милый котик сел на плотик, моет ротик и животик". Он подружился с соседским карапузом. У него уже есть любимые сказки и игры. В песочнице он подрался из-за синего совочка. Он взрослеет.
Мамочки малышей-ровесников с детской площадки вовсю обсуждают, в каком детсаду ребенку будет лучше: в одном - каждый день кормят ананасами, в другом - учат английскому, в третьем - как раз набирает группу самая добрая в мире воспитательница. Куда же податься?
В поисках ответа на этот вопрос я набрела на вальдорфскую педагогику, которая не спешит нагружать малое дитя иностранными языками и математикой, а предлагает сначала научить кроху осознавать себя в мире, воспитать его яркой, свободной личностью.
А начинают вальдорфцы с заботы о трех человеческих сущностях: теле, душе и духе. Иными словами, педагоги рассматривают ребенка как целостного, гармоничного человека во всех его проявлениях - интеллектуальных, эмоциональных, духовных, социальных и физических.
Рудольф Штайнер, австриец по происхождению, ученый, художник и философ, основал первую вальдорфскую школу в1919 году в немецком городе Штутгарте. В ее основе - глубокое понимание внутреннего мира ребенка: кто он, как развивается, как откликается на воздействие окружающего мира. Задача такого образования - разностороннее развитие малыша. Обучение, в которое включены и руки, и голова, и сердце. Обучение, которое не загружает детскую память, требуя от дошкольника механического запоминания стихотворения, алфавита, порядка чисел. Может быть, поэтому вальдорфским педагогам удается сохранить и приумножить в каждом ребенке искреннюю любовь к учению?

Ребенок копирует и подражает

Согласно вальдорфской концепции, развитие ребенка идет семилетними циклами. И первое семилетие - самое важное. Оно является фундаментом для дальнейшей жизни, в нем закладывается основа для здоровой сильной воли в чувствах, мыслях, поступках и стремлениях. В ребенке формируются самые глубокие пласты и уровни личности. Именно поэтому на первый план выступают не формальные требования к знаниям, а человеческие отношения с воспитателем, общее самочувствие малыша в детском саду, атмосфера в группе. Развитее ребенка начинается с восприятия - увидеть, пережить, удивиться. Так приобретается жизненный опыт, потом на его основе делаются выводы и строятся теории.
Малыш в этом возрасте - единый орган чувств, он открыт окружающему миру, впитывает его, словно губка. Все хорошие и плохие поступки, радость и гнев, мимика и интонации взрослых - все это ребенок воспринимает, и, подражая, обучается.

Малыш постигает мир опытным, а не рассудочным путем. Ему, как существу, наиболее близкому к естественным законам природы, свойственно подражание, то есть неосознанное копирование поведения. Поэтому в вальдорфских детских садах нет деления на группы: младшую, среднюю, старшую. Есть разновозрастная группа, в которой дети от 3,5 до 6 лет живут, как в большой семье. Маленький ребенок стремится подражать старшим, участвовать во всем, что они делают, и обучаться. А дети постарше подражают воспитателю и закрепляют свои навыки, помогая малышам.

Ритмы жизни

В детском саду дети живут в ритме дня, недели, года. Причем эта ритмичность не является каким-то надуманным педагогическим изобретением, а соответствует великой мудрости наших предков: жить в согласии с тем, что нас окружает, что было и будет всегда, независимо от нас и наших желаний, - явлениями природы, сменой времен года.
Ритм является носителем здоровья, с ритмом связаны все жизненные процессы. И если создать для ребенка определенный ритм, дать возможность проживать неизменную последовательность событий своей жизни, то он обретет уверенность и спокойствие. Ритм недели связан с повторяющимися по одним и тем же дням занятиями.
Годовой ритм связан со сменами времен года - зимой, весной, летом и осенью. Каждый сезон приносит с собой особенные чувства, которые воспитатель передает детям в игре, хороводе, стихах, песнях, занятиях рукоделием и живописью. Например, зимой дети лепят из теплого воска, который передает малышам чувство защищенности и уют. Летом ребята рисуют акварельными красками, которые несут с собой свежесть и прохладу. Весной, когда природа пробуждается, воспитатель рассказывает о том, что пришло время обработки земли, и малыши на детской площадке делают свои грядочки и сажают пшеницу, мастерят изделия из дерева, лозы, шерсти, ткани. Так дети переживают настроение сезона, и из этого сопереживания рождается чувство близости с природой. Завершение каждого сезона, целой эпохи для ребенка, всегда отмечают особенным праздником, который не готовят заранее и не репетируют изо дня в день. Он как бы рождается сам собою и становится кульминацией всех чувств. И самое лучшее угощение на нем - это пироги, выпеченные детскими ручонками из муки, которую они сами смололи из пшеницы, которую они сами вырастили!

Жизнь в сказке

Ну а самый главный праздник для каждого ребенка - это, конечно же, его День Рождения. Малыш принимает поздравления, сидя на троне. А воспитатель рассказывает сказочную историю о появлении на свет именинника - о появлении не как случайном событии, а как о долгожданном подарке любящим родителям от Ангела-хранителя, который будет сопровождать ребенка всю жизнь и помогать ему в самые трудные минуты...

"Вдох" и "выдох"

Режим дня в вальдорфском садике связан с "вдохом" и "выдохом". "Вдох" - это время, когда воспитатель занимает внимание детей: хоровод, сказка, живопись, лепка, пальчиковые и жестовые игры. "Выдох" - это свободное время малышей, которое связано с игрой или деятельностью взрослых. Например, воспитатель делает игрушки, шьет, вяжет или рисует, а ребятишки, заинтересовываясь его занятием и подражая ему, тоже втягиваются в работу. Это может быть подготовка к празднику, рукоделие, плетение корзин, рисование мелками, выпекание булочек. Детям не задают определенной темы, и нет никакого давления извне. Стимул - только интерес ребенка, его фантазия, всячески поддерживаемые и развиваемые взрослыми.

Как же строится вальдорфский день? Первый "вдох" - это утренний круг, ритмическая игра-действие, в которой дети вместе с воспитателем проговаривают и поют какой-нибудь игровой сюжет. Такой способ занятий позволяет малышам, непоседам и егозам, соединить свои возрастные особенности с занимательными речевыми упражнениями в виде игры. Дети копируют определенные движения-жесты воспитателя, ритмически двигаются. Повторяя эти игры каждый день в ненавязчивой форме, ребята запоминают стихи и песни. У них развивается память, а движения день ото дня становятся более четкими и скоординированными. Каждую неделю малыши узнают новую сказку, которую воспитатель рассказывает или показывает в виде театрального мини-представления. Дети, подражая взрослому, не только сами начинают рассказывать эти сказки, но и придумывают новые. Развиваются и музыкальные способности малышей, слух и чувство ритма - ведь в группе много поют. А пение воспитатель сопровождает игрой на флейте, ксилофоне, лире или другом народном инструменте. Так, благодаря игре, сказкам и музыке, решается одна из главных задач воспитания маленького человечка - созвучие души и тела.
Пальчиковые и жестовые игры, которыми малыши занимаются после дневного сна (это второй "вдох"), развивают мелкую моторику рук и речи. Ведь каждый пальчик, как и все человеческое тело, имеет свое представительство в коре больших полушарий мозга, которые расположены очень близко к центрам речи. Так, благодаря интересным занятиям, у малышей развивается речь.
За "вдохом" следует "выдох" - подвижные игры, координирующие движения и чувство равновесия, и игры-ожидания… Что это такое? Представьте: воспитатель в один тканевой мешочек насыпает, например, кофейные зерна, в другой - каштаны, в третий - соль (вариантов очень много). А детишки по внешнему виду мешочков, ощупывая их, и запуская ручонки во внутрь, стараются угадать, что же там спрятано. Такие игры развивают интуицию, осязание и внимание.

Детское искусство

Один раз в неделю в группе проводят занятия различными видами искусства. Это и живопись акварельными красками, и рисование цветными восковыми мелками, и лепка из пчелиного воска или воскового пластилина. Сначала малыши разогревают воск в своих ручках, а когда он становится теплым и более пластичным, то сам начинает согревать маленькие пальчики. Лепка развивает моторику и чувствительность кистей и пальцев.
Во время рисования или, правильнее, "игры с красками", детям не задают общей темы, их воображение не привязывается к заданному шаблону. Воспитатель лишь побуждает малышей к творческому фантазированию. И если рисунки малышей обычного детсада впоследствии мало чем отличаются друг от друга (и ничего удивительного - там хвалят за похожесть, приводя в пример "правильные", "хорошие" рисунки), то в вальдорфской группе все дети рисуют так интересно и своеобразно, что удивляют даже специалистов. Ведь каждый ребенок одарен врожденным талантом не просто слышать звуки или видеть цвета, но и душой откликаться на их воздействие.
Очень важно, что детское творчество воспитатель не оценивает как хорошее или плохое. Собственное произведение всегда нравится ребенку, и это дает ему желание продолжать творить, не оглядываясь на то, похож его результат на образец или нет.

Игра в камушки

Игрушки в вальдофских садиках рукотворны или природны. Это камушки, нитки, желуди, деревянные кубики, вязанные или шитые самодельные куклы и фигурки животных. Они позволяют малышу пофантазировать, додумать что-то свое, сочинить новую сказку, в отличие от детально прорисованных пластмассовых игрушек, не оставляющих шанса для детских "придумок". Но не только самоделки учат детей смотреть и видеть, чувствовать и понимать происходящее вокруг, осознавать причинно-следственные связи - помогает и тесное общение с реальным миром. Воспитанники вальдофских дестких садиков и школ (которые существуют более чем в ста странах мира), выращивают на грядках пшеницу и пекут из нее хлеб, прядут нитки и ткут из них ткань, трудятся в кузнях и ухаживают за животными. "Вальдорфские" дети получают гораздо более широкое и глубокое представление об окружающем мире, чем те, что часами просиживают за компьютером или обучаются по изготовленным для них взрослыми формальным пособиям.

Кстати
Обстановка игровой комнаты - естественна и гармонична. Деревянные стеллажи, столы, полки, маленькие плетеные стульчики, корзины с игрушками. Легкие и пестрые натуральные материи, из которых можно соорудить и "халабуду", и плащ рыцаря, и наряд принцессы. Здесь нет пластмассы и синтетики. Стены, занавеси, пологи на деревянных кроватках - в нежной розовой гамме, наиболее естественной и полезной для маленького ребенка.

На заметку
Многих пугает то, что в вальдорфском садике не занимаются ранним обучением математике, письму, чтению. Но если предлагать малышу заучивать готовые знания, разве он станет от этого мудрее? Вальдорфская педагогика способствует развитию и мышления, и воображения, и характера. Представьте, например, какие мыслительные и творческие процессы происходят в ребенке, придумывающем и собственноручно "строящем" свою сказку!

Мария ГАЛЬЧЕНКО

Журнал "Мир семьи", № 4, 2004 год

+1

2

Вальдорфская система образования основанна на уважении к детству. Ее цель - развить природные способности каждого ребенка и укрепить веру в собственные силы, которая понадобиться ему во взрослой жизни.

Основой вальдорфской педагогики является уважение к индивидуальности каждого человека, к его свободе и творческим возможностям.

В первые 3 года своей жизни ребенок усваивает прямостояние и учится говорить в непосредственном контакте прежде всего с матерью или с ухаживающим за ним лицом (няней). После того как около 3 лет ребенок начинает говорить о себе «я», т.е. появляется и укрепляется сознание «Я», а также наступают известные изменения в его поведении, например, возникают новые формы игры (свободная ролевая игра), ребенка можно отдать в детский сад, не нарушая при этом его здорового развития. В более раннем возрасте отдавать ребенка в детский сад не рекомендуется.

Можно выделить следующие основные методико-дидактические принципы работы вальдорфского детского сада.

Общий принцип — природосообразности развития и воспитания — конкретизируется в следующих положениях:

— воспитание через подражание и пример;
— культивирование многообразных форм игровой деятельности (прежде всего «свободной игры», ритмических игр, традиционных народных игр и др.);
— ритм и повторение;
— общий художественно-эстетический фон.

Вальдорфские детские сады очень отличны от  других дошкольных учреждений. В них существуют несколько своеобразных запретов:
запрет на раннюю интеллектуализацию и обучение (воспитание не расчитано на развитие интеллекта и на раннее обучение; до 7 лет избегают нагрузки на память и на мышление; маленький ребенок постигает мир опытным, а не рассудочным путем; следует как можно дольше оставлять ребенка в его образно-сказачном мире; значительно важнее обращаться не к мыслям, а к воле ребенка, вызывая его желания к различным действиям);
запрет на радио, кино и телевидение (СМИ для маленького ребенка - источник слишком сильных впечатлений, которые оказывают внушающее воздействие; они действуют на ребенка разрушительно, он не в силах отстоять свой собственный мир и попадает в зависимость от технических средств);
запрет на всякую оценку реьенка (ребенок, ожидающий оценки, действует под внешним давлением взрослого, при этом он лишается возможности действовать исходя из своей сущности, из любви к самому делу)

Следует беречь и поддерживать любую инициативу ребенка и как можно реже говорить ему "нет". Существует только три причины, по которым можно отказать или запретить что-то делать:
если выполнение желания ребенка может причинать вред ему самому (например, выйти на улицу в холодную погоду без пальто);
если его действия могут повредить другим (например, нельзя шуметь, когда другие спят);
если могут пострадать какие-либо вещи (например, нельзя рисовать на стене)

Чем реже воспитатель использует слово "нет", тем больший вес он имеет для ребенка. При этом запрет взрослого должен быть четким, лаконичным и не допускающим возражений. Тогда он будет действенным и ребенок поймет, что все в жизни происходиит не по произволу взрослого, а подчиняется необходимым законам.

Главным содержанием работы в вальдорфском детском саду является освоение народной культуры и разнообразыных видов художественной деятельности. Сказки, песни, танцы, мифы пронизывают жизнь детей. Одним из наиболее распространенных занятий является рисование. Кроме того проводятся такие занятия, как лепка, пение, танец, ритмика, театрализованные представления и др.

Однако главной и самой важной деятельностью детей является игра. Свободная сюжетно-ролевая игра детей рассматривается как специфическая для дошкольников форма подражания, в которой ребенок постигает мир и выражает себя. Все поведение воспитательницы и оборудование детского сада должны способствовать свободной игровой деятельности детей.

Организационной основой жизни вальдорфского детского сада являются ритм и повторение. Ритм дня предствавляет собой чередование "выдоха и вдоха", т.е. самостоятельных форм детской активности, когда ребенок выражает и проявляет себя (выдох), и занятий с воспитательницей, когда ребенок впитывает, вбирает в себя что-то новое (вдох).

Использованы материалы сайтов: "Вальдорфская педагогика", "Сервер по вальдорфской педагогике" и книга "Дошкольная педагогика от Фребеля до "Истоков".

http://www.psyparents.ru/index.php?item=1519

0

3

Вальдорфские детские сады России

Москва и Московская область:
г.Москва-Зеленоград К-498, корп. 445, кв.57.
Тел.: (495) 530-69-43.
г. Москва, ул. Мещанская, д. 13, Вальдорфский Д/с «Садко» при д/с № 1277.
Тел.: (495) 281-95-81.
г. Москва, пер. Стремянный, д. 10, Вальдорфский д/с № 859.
Тел.: (495) 236-84-16.
г. Москва, ул. Кулакова, д. 3, кв. 2, «Семейный лад».
Тел: (495) 750-95-53.
г. Москва, ул. Сибиряковская,  д. 5, НОУ школа Андромеда гр. «Травушка-Муравушка».
Ттел.: (495) 473-89-52.
г. Москва, ул. Дубнинская, д. 14/5, Д/с № 1262.
Тел.: (495) 481-61-00, 481-45-23.
г. Москва, ул. Капицы, д. 24а, Д/с №1673.
Тел.: (495) 420-28-33, 420-37-33.
г. Москва, ул. Кооперативная, д. 3, Детский клуб «Аристотель».
Тел.: (495) 245-44-11.
г. Москва, ул. Паустовского, д. 8, корп. 2, Вальдорфская группа.
Тел.: (495) 421-53-33.
г. Москва, ул. Профсоюзная, д. 92, в помещен. Библиотеки.
Тел: (495) 426-70-47.
г. Москва, ул. Старобитцевская, д. 17б.
Тел.: (495) 711-42-64.
г. Москва, ул. Сахалинская, д. 6, Д/с № 699.
Тел: (495) 467-49-46.
г. Москва, Б. Харитоньевский пер., д. 13а, Центр «Золотой петушок».
Тел.: (495) 923-00-94, 925-51-49.
г. Москва, ул. Городецкая, д. 10, Д/с № 1690.
Тел.: (495) 791-44-46.
г. Москва, Комсомольский пр-т, 46/1, Клуб «Рождество».
Тел.: (495) 245-73-70.
г. Москва, ул. Удальцова, д. 36. Семейный центр «Волшебный ребенок».
г. Москва, ул. Азовская, д. 11, корп. 2.
Московская обл., г. Балашиха, ул. Карбышева, д. 17, Д/с № 66 «Надежда» гр. «Ладушки».

Санкт-Петербург:
г. Санкт-Петербург, ул. Торжковская, 2/3 «Иванушка», «Аленушка».
г. Санкт-Петербург, пр. Композиторов, д. ½ Вальдорфская, гр. «Светлячок» при я/с № 132.
Тел.: (812) 592-10-85, 595-08-19.
г. Санкт-Петербург Канонерский остров, д. 21, д/с Вальдорфский Центр Искусства воспитания.
Тел.: (812) 113-94-89.
г. Санкт-Петербург, ул. Маршала Жукова, д. 37/2, ЦРР «Росток», группа «Зернышко».
Тел.: (812) 145-99-88, 123-21-96, 261-81-66.
г. Санкт-Петербург, ул. Фурштатская, д. 35а, д/с № 15, гр. «Лучик».
Тел.: (812) 343-91-18.
г. Санкт-Петербург, Пушкин, ул.  Леонтьевская, д. 38, д/с № 35.
Тел.: (812) 470-03-84, 541-03-96.
г. Санкт-Петербург, ул. Замшина, 21/2, в  д/с № 74.
Тел.: (812) 543-98-86.
г. Санкт-Петербург, Дачный пр., д. 3/3, д/с № 33 «Крошечка-Хаврошечка».
Тел.: (812) 152-16-30.
г. Санкт-Петербург, ул. Брянцева, д. 4, группа «Гнёздышко».
Тел: (812) 530-34-26, 559-16-10.
г. Санкт-Петербург, ул. Б. Пушкарская, д. 28/2, д/с № 1 гр. «Жемчужинка».
Тел.: (812) 584-28-85.

Нижний Новгород и Нижегородская область:
г. Нижний Новгород, ул. Голованова, д.43.
Тел.: (8312) 66-35-83.
Нижегородская обл., г. Бор,  ул. Больничная, д/с № 17 «Золушка».

Владимир:
г. Владимир, ул. Нижняя Дуброва, д. 32а, д/с № 108 «Дубравушка».
Тел.: (0922) 24-53-31, 24-52-09.
г. Владимир, ул. Михайловского, д. 22, д/с № 35 «Разноцветики».
Тел.: (0922) 23-70-11.

Республика Марий Эл:
Марий Эл, г. Волжск, д. 14/1, кв. 196.

Воронеж:
г. Воронеж, ул. Шендрикова, д. 7, МОК № 2, дошк. отд.
Тел.: (0732) 31-37-27.

Екатеринбург:
г. Екатеринбург, ул. Восстания, 110, кв. 156.

Иваново:
г. Иваново, Бакинский пр-д, д. 59, кв. 27.
Тел.: 38-36-15.

Иркутск:
г. Иркутск, ул. Коммунаров, усадьба 17-3 «Семейная группа» вальдорфского д/с.

Ижевск:
г. Ижевск, ул. Коммунаров, д. 321, я/с № 230 «Золотой ключик».
г. Ижевск, Боткинское ш., д. 138, д/с № 152 «Гнездышко».
Тел.: (3412) 24-38-13.

Казань:
г. Казань, ул. Гаврилова, д. 54, Вальдорфский д/с «Гномики», филиал при д/с № 397.
Тел.: (8432) 57-30-67.
г. Казань, ул. Коллективная, д. 25, д/с № 165.
Тел.: (8432) 43-17-92.
г. Казань, ул. Жуковка, д. 2 д/с №91 гр. «Солнышко».

Киров:
г. Киров, ул. Горбачева, д. 48а.
Тел.: (8332) 67-39-34.

Калуга:
г. Калуга, ул. Воскресенская, д. 15, Вальдорфская группа.
Тел.: (0824) 57-01-66.

Красноярск:
г. Красноярск, ул. Киренского, д. 121, гр. «Родничок».

Набережные Челны:
г. Набережные Челны, д. 27/09, кв. 127.

Оренбургская область:
Оренбургская обл., г. Орск,  ул. Ново-Московская, д. 98а, группа «Золотой улей».
Тел.: (35372) 1-90-65.

Рязань:
г. Рязань, ул. Павлова, д. 19, Вальдорфский д/с «Росточек».
Тел.: (0912) 77-37-17.
г. Рязань, ул. Павлова, д.19, Вальдорфский д/с«Домовёнок».
Тел.: (0912) 77-37-17.

Самара:
г. Самара, ул. Спортивная, д. 23, д/с № 125.

Смоленск:
г. Смоленск, Рабочий пер., д. 2, Вальдорфская группа при д/с № 26 «Жемчужинка».
Тел.: (08122) 3-30-81.
г. Смоленск, ул. Кирова, д.15а, МДОУ № 16 «Аннушка», гр. «Яблонька».
Тел.: (08122) 66-46-57.

Сыктывкар:
г. Сыктывкар, ул. Катаева, д. 37, Вальдорфская группа «Теплый дом» при Д/С № 100.
Тел.: (8212) 43-33-32.

Томск:
г. Томск, ул. Щорса, д. 15а, Вальдорфская группа «Гнездышко» при д/с № 72.
Тел.: (3822) 55-61-02.
г. Томск, ул. Василова, д. 6, Вальдорфские группы при д/с № 81.
Тел. (3822) 25-99-47, 25-80-14.

Республика Коми:
Республика Коми, г. Ухта, ул. Первомайская, д. 24а, Вальдорфский д/с «Лучик» при д/с № 8.
Тел.: (82147) 6-28-30.

Чебоксары:
г. Чебоксары, ул. Фруктовая, 8-28.
Тел.: (835) 29-88-74.

Ярославль:
г. Ярославль, ул. Вольная, д. 8, Вальдорфский д/с.
Тел.: (0852) 30-57-45.

http://www.psyparents.ru/index.php?item=1519

+1

4

Кстати, на наших семинарах больше используется именно эта методика развития детей.

0

5

]maminsite[
А можно узнать подробне что за семинары очень интересует Вальдорфская педагогика в Краснодаре

0