Мама в сети - форум для креативных мам

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Мама в сети - форум для креативных мам » Будьте здоровы! » Гимнастика для ножек


Гимнастика для ножек

Сообщений 1 страница 18 из 18

1

Сейчас вернулись с Машей от ортопеда. Беспокоило меня, как она ходит. Стопа как-бы заваливалась во внутрь. Правильно беспокоило. Несмотря на то, что обувь мы носим хорошую, сказался пониженный тонус. У Маши начало развиваться плоскостопие и деформация сустава. Хочу поделится информацией, которую получила от врача. Может кому-то пригодится.

ДЕТИ  ОТ  ГОДА  ДО  ТРЕХ  ЛЕТ
Если ребенка, который уже научился ходить, отдать в волчью стаю (или общество обезьян), то он не только выживет, но и даст сто очков вперед любому во всем, что касается двигательных навыков и умений. Однако наш цивилизованный ребенок (которого сажали в манеж, а потом говорили, что нельзя бегать по коридору, прыгать на кровати и влезать на спинку кресла) - это совсем другое дело. Нам придется соз- нательно учить его и лазать, и бегать, и прыгать.
Предлагаемые ниже комплексы упражнений для детей дошкольного возраста хороши всем, кроме одного: вряд ли найдется ребенок, который согласится регулярно и методично выполнять все нужные упражнения в нужной последовательности в определенны* часы. Задача родителей — сделать так, чтобы занятия не стали скучной обязанностью. Все эти упражнения желательно органично включать в ваше совместное  ребенком проведение досуга, ориентируясь при этом больше на его настроение, чем на ваш собственным распорядок дня. Ни в коем случае нельзя принуждать ребенка (по крайней мере до 2-3 лет) к упражнениям, которые он не хочет делать. Детей постарше,  впрочем, надо не принуждать, а разве что убеждать; если же это у вас не получается — оставьте дитя в покое. В противном случае вы можете «выплеснуть с водой ребенка»: навсегда взрастить в малыше отвращение к любому виду физической активности.

Комплекс упражнений для детей в возрасте от 1 года до 1 года 2 месяцев
1. Первые самостоятельные шаги. Встаньте перед ребёнком и поманите его к себе яркой игрушкой, подбадривая словами.
2. Приседания с поддержкой за деревянный обруч желательно яркой окраски. Диаметр обруча— 50см. Ребенок обеими руками держится сверху за обруч, который вы держите с другой стороны. Скажите:«Присядем», — и присядьте на корточки, увлекая за собой малыша. Затем со словами «встанем» оба выпрямитесь, поднимая обруч  вверх. Повторить 3  4 раза.
3. Подползание под палку, а затем выпрямление туловища. Ребенок ползет за игрушкой под палку, приподнятую на высоту 30-35 см от пола. Затем игрушку кладут на табурет высотой 45 см, малыш встает, чтобы ее взять.
Другой вариант: проползти через обруч. Возьмите обруч, перед малышом положите на пол яркую игрушку и постепенно отодвигайте ее, побуждая ребенка еще раз проползти через обруч, поставленный перед ним. Потом положите игрушку на табурет (стул) высотой 45 см на расстоянии 1-2 м от обруча, и малыш встанет, чтобы взять ее. Повторить 1-2 раза.
4. Лазание по приставной лесенке. Для маленького ребенка это довольно сложная задача — влезть приставным шагом на 3-4 перекладины и потом так же спуститься. Сначала он не сразу попадет на нужную перекладину, а попытается шагнуть через две. Обратно слезать еще сложнее, он может повиснуть на руках. Первое время необходимо помогать ему правильно чередовать движения ног и рук, объясняя, как это делать, и подстраховывая. Повторить 1-2 раза.

Рис. 23
5. Напряженное сгибание и разгибание туловища для развития мышц живота. Посадите ребенка на свое колено, зажмите его голени своими бедрами так, чтобы коленки оставались свободными. Потом положите правую руку на живот малыша и попросите его сначала взять игрушку со стула, стоящего справа: ребенок наклонится вперед, поднимет игрушку и выпрямится. Затем  положите левую руку на поясницу ребенка так, чтобы большой палец располагался  вдоль позвоночника, и попросите его поднять игрушку, положенную на стул слева. Со временем   игрушку можно класть не на стул, а на пол (рис. 23).Повторить   1-2 раза.
6. Катание большого мяча. Это упражнение развивает координацию движений рук, внимание, умение
отталкивать мяч, укрепляет кисть. Посадив ребенка
на коврик на пол, сядьте напротив на расстоянии 40-50 см, толкните мяч по направлению к ребенку и попросите его оттолкнуть мяч обратно. Повторить 2-3 раза.

          Комплекс упражнений для детей в возрасте от 1 года 2 месяцев до 1 года 6 месяцев

1. «Беги ко мне». Встаньте на расстоянии 2-5 м от ребенка и позовите его к себе, а когда он подбежит подхватите его на руки и поднимите вверх (или покружите). Повторить 2-3 раза.
2. Ходьба по лежащей на полу ковровой дорожке длиной около 2 м, шириной 35 см. Упражнение развивает чувство равновесия. У противоположного конца дорожки положите игрушку и предложите ребенку принести ее, пройдя по дорожке. Сначала можно помогать малышу, поддерживая его за руку. Повторить 1   2 раза.
3. Перешагивание через лежащую на полу палку. Положите на пол круглую палку и покажите, как через нее перешагнуть. Помогите ему сделать то же самое. Повторить 2 - 3 раза.
4. Перелезание через скамейку. Положите за скамейкой  какую-нибудь красивую мягкую игрушку и попросите ребёнка взять её и бросить вам.  Повторить1  - 2 раза.
5. Подползание под палку, поднятую на высоте 25-35 см от пола. Упражнение полезно укрепления, рук, ног, ориентации в пространстве. За палкой положите мяч и попросите ребенка принести его вам. Повторить 1-2 раза.
6. Лазание по лестнице-стремянке высотой 1 м развивает не только умение лазать, но и координацию движений в целом, ловкость, смелость, внимание. Малыш поднимается на 4-5 ступенек и спускается приставным или переменным шагом. Следите за чередованием движений рук и ног и за тем, чтобы ребенок не повисал на руках. Повторить 1-2 раза. Бросание маленьких мячей вдаль правой и левой рукой, с высоким подниманием руки. Повторить2-3 раза.
7. Ходьба под ритмичную музыку в течение 15-20 секунд.
Комплекс упражнений
для детей в возрасте от 1,5 до 2 лет
1. «Догони собачку (кошку мышку и т.п.)». Взяв в руки большую игрушечную собачку, убегайте от ребенка со словами: «Ну-ка, догони собачку!» Через 20-25 секунд можно перейти на спокойную ходьбу. Повторить 2-3 раза.
2. Ходьба по доске (длиной 2 м, шириной 25 см),один конец которой приподнят на 20-25 см (например, положен на ящик). Ребенок с разведенными в стороны руками поднимается но доске на ящик, затем возвращается вниз.
3. Ползание на четвереньках по скамейке. Это упражнение укрепляет мышцы туловища, а также развивает согласованность движений рук и ног, ловкость. Малыш ползет по гимнастической скамейке до ее конца, затем дайте ему какое-нибудь задание, чтобы он выпрямился, — например, попросите взять со стола кубик и положить его в коробку. Повторить 1-2 раза.
4. «Где кубики?» Взрослый и ребенок сидят на стульчиках напротив друг друга, у каждого в руках по2 кубика. Поднимите свои кубики вверх и спрячьте их за головой; затем наклонитесь вперед и спрячьте кубики позади ног (или ножек стула); затем сядьте прямо  и скажите:  «Давай спрячем кубики за спину
Ну-ка, где кубики?» — и заведите руки за спину. Повторить 3-4 раза.
5. Бросание небольших мячиков в цель (корзину или ящик). Упражнение развивает координацию движений рук и пальцев, внимание, глазомер; укрепляет мышцы плечевого пояса и рук. Поставьте на пол на расстоянии 50-70 см от ребенка корзину диаметром около60 см. Малыш бросает мяч в корзину 2-3 раза каждой рукой. Следите за тем, чтобы он высоко поднимал руку.
6. Ходьба под ритмичную музыку.

                                                  Комплекс упражнений
                                      для детей в возрасте от 2 до 2,5 лет

1. Ходьба и бег, а затем снова спокойная ходьба под ритмичную музыку в течение 5-10 секунд. Следите затем, чтобы ребенок не опускал голову, не шаркал ногами. Упражнение формирует правильную осанку, а также является подготовкой к выполнению следующих
упражнений.
2. «Поймаем мотылька». Встаньте лицом к ребенку и со словами: «Давай ловить мотылька: хлоп! хлоп!» — 3-4раза хлопните в ладоши. Потом скажите: «Нет мотылька, улетел», поднимите руки вверх, в стороны и опустите их. Малыш повторяет ваши движения. Повторить 3-4 раза.
3. Приподнимание туловища на выпрямленных руках. Вместе с ребенком лягте на живот на коврик, вытянув ноги и согнув руки. Скажите: «Теперь поднимемся на руках, а ноги пусть будут прямые». Повторить 3-4 раза.
4. «Наматывание нитки на клубок». Эта игра нормализует дыхание, укрепляет мышцы плечевого пояса, развивает кисть. Встаньте лицом к ребенку, скажите: «Намотаем нитку на клубок», — и покажите, как это делается. Подражая вашим движениям, малыш сожмет кисти в кулачки и будет быстро вертеть правой рукой вокруг левой, а потом рывком разведет руки в стороны. Повторить 3-4 раза.
5. «Ванька-встанька». Ребенок садится на коврик у гимнастической скамейки, цепляется за нее ногами, ложится на спину, руки опускает вдоль туловища (или — что сложнее — кладет их на голову). Теперь предложите ему сесть, по возможности без помощи рук, и положить руки на скамейку. Повторить 3-4 раза.
6. «Птичка». В течение 5-10 секунд ребенок подскакивает на месте как можно выше, одновременно делая руками движения в подражание крыльям птицы. Повторить 2-3 раза.
7. Лазание по гимнастической стенке. Ребенок поднимается на гимнастическую стенку, затем спускается — сначала Приставным шагом, затем чередующимся. Следите за тем, чтобы он не пропускал перекладин и не повисал па руках, а также за правильным положением
кисти (большой палец противопоставлен остальным) Сначала малыша надо подстраховывать, Повторить 1-2 раза.
8. Ходьба по гимнастической скамейке с разведенными в стороны руками. Повторить 1-2 раза.
9. Ходьба под ритмичную музыку. Следите за правильной осанкой ребенка и за тем, чтобы он дыни iчерез нос.

                         Комплекс упражнений для детей в возрасте от 2,5 до 3 лет.

      1.Хотьба и бег на носках под ритмичную музыку в течении 1 минуты.   
      2. «Ножницы» - скрещивание рук перед грудью с последующим разведением их
в стороны. Малыш вытягивает перед собой руки, подражая вашим движениям,
скрещивает их перед собой и разводит в стороны
(«раскрывает и закрывает ножницы»). При скрещивании рук произносит «вжик» — для удлинения выдоха. Повторить 4-6 раз.
     3. Передвижение по скамье на животе и «ласточка». Ребенок ложится на живот па конце гимнастической скамейки, держась согнутыми в локтях руками за края скамейки; ноги вытянуты, голова и плечи приподняты. Затем, подтягиваясь па руках, продвигается к противоположному концу скамейки, стараясь не опускать голову и плечи, а на конце скамьи вытягивает руки вперед и разводит их в стороны, как крылья у ласточки, потом садится на скамью верхом. Повторить 12 раза.
   4. Поочередное и одновременное поднимание ног до палки. Ребенок ложится па спину и поочередно достает выпрямленной ногой палку, которую держат на соответствующем расстоянии, затем достает палку обеими ногами вместе и опускает ноги. Повторить 4-5 раз.
   5. Поднимание палки выпрямленными руками из положения лежа на животе. Ребенок ложится на живот, берет палку обеими руками (хватом сверху); ноги прямые. Затем предложите ему высоко поднять палку и опустить ее. Повторить 3-4 раза.
6. «Лодочка». Боковые наклоны туловища с двумя палками в руках. Сядьте вместе с ребенком верхом на гимнастическую скамью лицом друг к другу. На полу по обе стороны скамьи лежат палки. Малыш разводит широко в стороны руки, затем наклоняется вправо, хватом сверху берет палку, а вы поддерживаете ее за другой конец; потом оба наклонитесь влево и возьмите другую палку. Затем снова наклонитесь вправо, опуская одну палку вниз, а другую одновременно поднимая вверх, пока рука полностью не выпрямится («лодочка качается»). Повторить 3-4 раза в каждую сторону.
7. «Гребля». Наклоны туловища вперед и назад. Сядьте вместе с ребенком верхом на гимнастическую скамью лицом друг к другу и держите палки по обе стороны скамьи параллельно полу, затем одновременно, не выпуская палок, наклонитесь вперед и назад со словами: «Вперед, назад». Следите за ритмичностью движений, при необходимости подтягивайте малыша за палки. Повторить 4-6раз.
8. Бросание и ловля мяча средних размеров (12-15 см и диаметре). Сначала ребенок ловит брошенный ему мяч обеими руками и бросает его обратно, отталкивая от груди ладонями (руки согнуты в локтях, а ладони при этом повернуты вверх). Потом малыш бросает мяч из-за головы. Каждый вариант повторить2-3 раза.
9. Прыжки с места и длину. Малыш становится у края ковра и но команде прыгает вперед на ковер как можно дальше. Обратите внимание на приземление :на две ноги, мягко, колени сгибаются. Повторить 3-4 раза.
10. Спокойная ходьба под музыку.

                                                        ДЕТИ ОТ 3 ДО 7 ЛЕТ

С трехлетнего возраста физические упражнения проводится в форме утренней зарядки, подвижных игр и занимают важное место в режиме дня ребенка. Продолжительность зарядки     около 6-8 минут.
Комплекс подражательных упражнений для дошкольников
1. «Лист ходит по болоту»: ходьба с высоким подниманием попеременно то правой, то левой ноги, согнутой в колене (рис. 24а).
2. «Лягушонок»: приседания е разведением коленей в стороны (рис. 246).
3. «Самолет»: наклоны туловища вправо и влево с разведением рук в стороны (рис. 24в).
4. «Гребля»: из положения сидя на стульчике вытягивание рук вперед, затем сгибание и прижимание их к туловищу (рис. 24г).

5. «Бабочка»: плавные движения рук, имитирующие взмахи крыльев бабочки (рис. 24д).
Дети от 3 до 7 лет
6. «Лодочка качается на волнах»: из положения сидя на стульчике наклоны туловища вправо и влево с
разведением рук (рис. 24е).
7. «Сними шляпу»: поднимание и опускание обруча над головой (рис. 24ж).
8. «Достань из воды»: из положения сидя на стульчике наклоны вправо и влево с целью достать лежащий на полу предмет (рис. 24з),
9. «Длинные и короткие ноги»: в положении сидя на полу сгибание и выпрямление мог (рис. 24и).

10. «Мишка»: в положении стоя на коленях поднять вверх руки, походить па четвереньках, остановиться, поднять одну руку вверх и повернуть голову и туловище в ту же сторону (рис. 24к).
11. «Попади в цель»: бросание мяча в фиксированный обруч (рис. 24л).
12. «Дровосек»: сцепить руки в замок и опускать их впил, проводя между ног (рис. 24м).

13. «Рыбка»: лежа па животе вытянуть руки  в стороны и назад и слегка приподнять верхнюю часть туловища (рис. 24н).
14. .«Большие деревья   качаются»:  поднять руки вверх и  потянуться,  наклониться  влево, вправо(рис. 24о).

15. « Бревно  на дороге»:  перепрыгивание  через полу (рис. 24п).
16. «Перейти через ручеек»: ходьба по дощечке (рис. 24р).

                                               «Йога» для дошкольников

Конечно, это не настоящая йога; это всего лишь комплекс статических упражнений (поз), навеянных системой йогов и адаптированных для детей.
В отличие от «настоящей» йоги, эти упражнения не обязательно выполнять все за один раз, а заниматься можно в любое время суток.
«Мертвая» поза. Лечь на спину, вытянуться, ноги слегка раздвинуть, руки положить вдоль тела, ладони открыты вверх. Спина прямая. Постараться расслабить каждую мышцу от кончиков пальцев ног до затылка. Подбородок опущен, но рот закрыт.
Это упражнение рекомендуется выполнять с 3-4 лет (можно раньше). Лежать необходимо на твердой поверхности, только тогда положение позвоночника будет правильным. В этой позе позвоночник находится в состоянии полного покоя, его кровоснабжение оптимально, улучшается питание головного и спинного мозга и всех систем организма. Снимается напряжение, накапливается энергия. Оставаться в этой позе можно в среднем 2-5 минут.
«Поза плода». Сесть, поджав под себя ноги, подошвы наружу, стоны и колени вместе. Наклониться в перед, чтобы лоб коснулся пола. Руки вытянуты вдоль ног, ладони открыты вверх. Постараться расслабиться (рис. 25).
Эту позу можно делать с 3-4 лет. В результате сдавливания органов брюшной полости и нижних конечностей происходит перераспределение крови, вследствие чего улучшается кровоснабжение всего позвоночника и головы. Эта поза способствует также повышению защитных сил организма, улучшению зрения, нормализации психических реакций. Находиться в этой позе можно в течение 2 минут.
Простое потягивание. Стойка свободная, ноги слегка раздвинуты, руки опущены, спина прямая, глаза смотрят вперед. Переплести пальцы, поднять руки над головой, вывернуть кисти ладонями вверх, сильно потянуться и задержаться на несколько секунд.
Это упражнение рекомендуется детям с 4-5 лет, оно выполняется в любое время дня в течение 3-5 минут.
«Поза льва». Сесть удобно, выпрямив спину; сидеть, либо поджав ноги под себя, либо на скрещенных ногах, либо на стуле. Резким движением сильно высунуть язык вперед и вниз, расширить глаза, напрягая все мышцы вокруг
глаз, и сильно вытянуть пальцы вперед(рис.26). Выдержать позу в течение 5 секунд и медленно выйти из этого положения. Повторите З раза. Рис 26
Эта поза рекомендуется с 3 лет (можно и раньше). Упражнение улучшает кровоснабжение носоглотки. Это хорошая профилактика тонзиллитов, ОРЗ, ангины и т.д.
Вытягивание рук и ног. Поднять правую ногу назад и ухватить ее правой рукой. Вытянуть левую руку вверх и слегка назад; выгнуть корпус (рис. 27). Повторить упражнение 2 раза, затем переменить положение, взяв левой рукой левую ногу и подняв правую руку.
Можно ежедневно в течение 3-5 минут выполнять детям с 5-6 лет. Особенно хорошо делать это упражнение на свежем воздухе. Эти позы развивают ловкость, координацию движений, чувство равновесия.
«Дерево». Встать прямо, руки вдоль туловища, ноги вместе. Поднять правую ногу, сгибая ее в колене и скользя стопой по левой ноге; при этом колено направлено вправо. В конце движения подошва правой ноги упирается в бедро левой. Вытянуть прямые руки в стороны (рис. 28). Медленно поднять руки так, чтобы ладони соприкоснулись на темени. Задержаться в этом положении на 10 секунд. Сменить положение ног и повторить упражнение 2 раза.
Эту позу рекомендуется делать с 5-6 лет. Она способствует повышению концентрации внимания, а также развитию вестибулярного аппарата. При ее выполнении снимается нервное возбуждение.
«Кобра». Лечь лицом вниз, подбородок на иолу, ладони упереть в пол около плеч. Вдохнуть, упереться руками, изгибая спину как можно больше, и медленно поднять голову, глядя вверх. Удерживать бедра на полу (рис. 29). Задержаться в этом положении на 10 секунд, затем, медленно выдыхая, возвратиться в исходное положение. Отдохнуть и повторить упражнение 2 раза.
Эту позу можно выполнять и любом возрасте. Она способствует правильному формированию грудного отдела позвоночника, органов дыхания и носоглотки, улучшает зрение, слух, внимание; снимает нервное возбуждение.
«Натянутый лук». Лечь на пол на живот, руки вдоль туловища. Медленно выдыхая, захватить правой рукой правую голень. Левой рукой захватить и удерживать левую голень и сделать полный выдох. Прогнуть спину и приподнять бедра (рис. 30). Медленно выдыхая, считать до десяти. Медленно опуститься па пол. Повторить еще 2 раза.
Выполнение этого упражнения требует некоторой тренировки.
Ребенок сможет выполнять эту позу с 4-5 лет, в результате чего у пего улучшится гибкость позвоночника, нормализуется работа органов грудной и брюшной полости, а также носоглотки, улучшится зрение.
«Плуг». Лечь им спину, вытянуться, руки по сторонам. Сделать вдох. Опираясь па прямые руки, поднять прямые ноги и завести их за голову; делать выдох по мере сокращения брюшных мышц. Постараться коснуться носками пола за годовой (рис. 31). Дышать глубоко и медленно. Оставаться в этой позе, пока не возникнет ощущения дискомфорта, затем согнуть ноги, Выпрямить их вверх и медленно опустить, возвращаясь в исходное положение, с опорой па руки.
Эта поза рекомендуется детям с 5-6 лет для улучшения кровоснабжения головного мозга, улучшения памяти, внимания, зрения, дыхания.
«Поза кузнечика». Лечь на коврик на живот, вытянуться, руки положить вдоль туловища, кисти сжать в кулаки у бедер. Крепко упираясь кулаками, поднять Выпрямленную правую ногу и удерживать ее в таком положении. Медленно опустить правую ногу и поднять левую. Сильно упираясь кулаками в пол, поднять обе ноги, удерживая их прямыми (рис. 32). Медленно опустить ноги, задержав движение на несколько секунд, когда ноги почти коснутся пола. Полностью расслабиться.
Выполнение этой позы, нормализующей работу органов брюшной полости и таза и улучшающей их кровоснабжение, рекомендуется с 4 -  5 лет.
Стойка на плечах. Лечь на спину, вытянуться, руки вдоль туловища ладонями впил. Используя руки как рычаги, медленно поднять йоги вверх, заведя их за голову. Упереть руки в спину Основной упор — на плечи, подбородок упирается в грудь. Согнуть ноги и опустить прямые руки на иол. Плавно опустить торс, выпрямить ноги и медленно опустить их па пол.
Ребенок сможет выполнять эту позу с 5-6 лет; поза гармонизирует развитие и координацию всех функций организма, стабилизирует вестибулярный аппарат, нормализует все системы организма.

Отредактировано Вика-5 (2007-11-02 15:12:57)

+1

2

Основным средством, способным исправить дефекты осанки, является гимнастика. Использование физических упражнений помогает решить следующие задачи:
1. Улучшить физическое развитие, стимулировать работу органов систем, нормализовать протекание нервных процессов, повысить эмоциональное состояние.
2. Выработать силовую и общую выносливость мышц туловища, укрепить (а в ряде случаев создать) мышечный «корсет».
3. Исправить имеющийся дефект осанки.
4.Сформировать и закрепить навык  правильной осанки.

Среди особенностей корригирующей гимнастики прежде всего следует отметить
следующие:
— длительность занятий;
— систематичность;
— использование специальных упражнений.
Длительность занятий. Первые результаты от занятий гимнастикой вы увидите через 3—4 месяца. Это будет свидетельствовать о том, что идет формирование правильной осанки. Чтобы закрепить достигнутый результат, заниматься гимнастикой следует не менее года, а в дальнейшем, для сохранения правильной осанки, соблюдать профилактические мероприятия (об этом поговорим в 3 главе) и ввести некоторые корригирующие упражнения в комплекс утренней гигиенической гимнастики.
Систематичность. Корригирующая гимнастика должна проводиться не реже 3 раз в неделю. Наиболее эффективно выполнять гимнастику 2 раза в день утром и вечером, а днем сделать несколько специальных упражнений, в виде физкультминуток.
Продолжительность одного занятия гимнастикой может быть от 15 до 25 минут, а физкультминуток — от 3 до5 «мнут. . .
При исправлении осанки у детей применение физкультминуток в течение дня является цельным.
Использование специальных упражнений. вполне сознательно подходить к подбору упражнений для предупреждения или исправления того или иного нарушения осанки, вы должны изучить причины, вызывающие это нарушение, знать мышцы, которые необходимо укрепить в первую очередь.
При асимметричной осанке основную роль играют симметричные упражнения. Они дают выраженный положительный эффект, обеспечивая выравнивание силы мышц спины и ликвидацию асимметрии мышечного тонуса. Такое действие симметричных упражнений связано с физиологическим перераспределением нагрузки: для сохранения срединного положения тела более ослабленные мышцы на стороне отклонения позвоночника во время выполнения упражнения работают с большей нагрузкой, чем более сильные мышцы на противоположной стороне.
При нарушениях осанки в сагиттальной плоскости, связанных с увеличением угла наклона таза, для коррекции используют упражнения, способствующие укреплению мышц задней поверхности бедер, межпоперечных мышц поясницы, а также брюшного пресса. При дефектах осанки, обусловленных уменьшением угла наклона таза, необходимы упражнения для укрепления мышц поясничного отдела спины и передней поверхности бедер.
Нормализации физиологических изгибов позвоночника в ряде случаев можно достичь улучшением подвижности позвоночника в месте наиболее выраженного дефекта (например, при сутулости — в грудном отделе).
Крыловидные лопатки и приведенные вперед плечи могут быть исправлены при помощи              упражнений с нагрузкой на трапецевидные и ромбовидные мышцы, а также на растяжение  грудных мышц.
Выстояние живота устраняется упражнениями для мышц брюшного пресса из исходного положения лежа на спине. Наиболее эффективными из них являются те, которые вызывают максимальное для данного человека напряжение прямых и косых мышц живота.
В комплексы гимнастики для устранения того или иного дефекта осанки, приведенные в этой книге, могут быть включены наряду со специальными и общеразвивающие упражнения. При самостоятельном составлении комплексов упражнений следует руководствоваться следующими принципами:
1. Постепенное увеличение нагрузки.
2. Постепенный переход от простых упражнений к более сложным.
3. Рассеивание нагрузки (т.е. необходимо чередовать упражнения для различных мышечных групп: верхних и нижних конечностей,   мышц  спины  и брюшного пресса, мышц шеи и грудных мышц и т.д.).
4. Использование дыхательных упражнений после интенсивных, трудных упражнений и упражнений, при которых глубокое дыхание затруднено.
Так как возраст, пол, общая физическая подготовленность и состояние здоровья люде! желающих заниматься исправляющей оса* гимнастикой, могут быть различными, мне указано ориентировочное количество повторений для каждого упражнения, которое в каж-1 дом отдельном случае, руководствуясь самочувствием, может быть либо увеличено, либо) уменьшено.
Начинать гимнастику надо с легких упражнений, а затем переходить к более трудным. Общая нагрузка на организм также должна увеличиваться от одного занятия к другому, но постепенно.
Эффективность использования специальных упражнений во многом зависит от выбора исходных положений. Наиболее выгодными из них являются те, при которых возможна максимальная разгрузка позвоночника по оси и исключается влияние на тонус мышц, определяющих угол наклона таза. К таковым относятся: исходные положения лежа на спине, животе и стоя в упоре на коленях (на четвереньках).
Одновременно с выполнением корригирующих упражнений идет формирование навыка правильной осанки, который вырабатывается на основе мышечно-суставного чувства, позволяющего создать нужное положение определенных частей тела. Для этого используют: зрительный самоконтроль (тренировки перед зеркалом),    взаимоконтроль    (занимающиеся контролируют друг друга), исправление осанки по указанию родителей, педагогов, принятие правильной осанки у стены, когда к мышечно-суставным ощущениям прибавляются тактильные. Выработка и закрепление навыка правильной осанки происходят также во время выполнения различных общеразвивающих упражнений, при которых обязательно сохраняется правильное положение тела. При коррекции осанки у детей широко используются игры с правилами, предусматривающими соблюдение хорошей осанки.
Темп движений при выполнении упражнений корригирующей гимнастики должен быть медленным или средним. Все движения необходимо сопровождать глубоким дыханием, обращая внимание главным образом на выдох, так как после хорошего выдоха вдох всегда будет более полноценным и глубоким. Вдыхать рекомендуется только через нос, а выдыхать — через нос и рот. Заниматься следует в свободной хлопчатобумажной одежде.
Зимой перед занятиями комнату надо проветривать, а летом проводить гимнастику на воздухе или стоя у открытого окна.
Очень хорошо, если вы сможете контролировать выполнение упражнений, глядя в зеркало. При занятиях с ребенком контроль осуществляется родителями, поэтому зеркало не является обязательным, но, конечно же, если оно есть, то ребенок сможет сам следить за правильностью движений, а это ускорит достижение положительного эффекта от гимнастики.
После занятий желательно провести водные процедуры в виде душа, обливания или влажного обтирания. Вода вначале должна быть теплой, но постепенно следует переходить к более прохладной. Водные закаливающие процедуры лучше начинать применять летом и продолжать осенью и зимой, это сделает организм более стойким к холоду и простудным заболеваниям.
Как и при любом методе лечения, к проведению корригирующей гимнастики есть
противопоказания. Они следующие:
— высокая температура;
— болевой синдром;
      — опасность кровотечения;
— острая сердечно-сосудистая недостаточность;
— гипертензия (артериальное давление (АД) свыше 220/120 мм рт. ст.) на фоне удовлетворительного состояния;
— гипотензия (АД ниже 90/50 мм рт. ст.);
— частые гипертонические или гипотонические кризы.
Всем занимающимся гимнастикой, исправляющей осанку, следует помнить, что после занятий не должно быть неприятных, а тем более болевых ощущений, вы должны чувствовать лишь приятную мышечную усталость.
КАК ОРГАНИЗОВАТЬ ЗАНЯТИЯ
При нарушениях осанки лечебная физкультура последовательно решает следующие задачи:

1.выработка навыка правильной осанки;
2.укрепление и оздоровление всего организма, тренировка дыхательной системы и сердца; .
3. расслабление и растягивание перенапряженных мышц;
4. тренировка ослабленных мышц;
5.увеличение подвижности позвоночника. Эта задача, впрочем, не является специальной при нарушениях осанки.
Упражнения на развитие гибкости следует выполнять только после выработки хорошего мышечного корсета, при наличии показаний и по назначению врача. Чрезмерное увлечение такими упражнениями может привести к излишнему растягиванию связок, уменьшению стабильности позвоночника и ухудшению его состояния.
Курс лечебной физкультуры желательно пройти в группе при детской поликлинике или реабилитационном центре. Такие занятия имеют целый ряд преимуществ.
□ Предварительно ребенка осмотрят врачи и поставят точный диагноз. «Диагноз» не обязательно означает «болезнь». В это понятие включается и выявление перенапряженных и ослабленных мышц, малоподвижных и излишне подвижных участков позвоночника, и определение других индивидуальных особенностей нарушения осанки. Если при осмотре действительно найдут заболевание опорно-двигательного аппарата, это позволит раньше начать лечение и внести необходимые коррективы в курс лечебной физкультуры. □ Под руководством специалиста-инструктора легче освоить и теорию, и практические навыки выполнения упражнений, можно точнее подобрать индивидуальные упражнения.
□При занятиях в группе дух соревнования помогает выработать мотивацию, в компании сверстников легко (иногда даже слишком) обеспечивается такое необходимое условие тренировок, как положительный эмоциональный фон.
□Подвижные игры придуманные специалистами по лечебной гимнастике специально для детей с нарушениями осанки, не просто дают возможность сделать занятия весёлыми и интересными, а помогают закрепить представление о том , что заниматься физкультурой  не только полезно, но и приятно. Дома невозможно устроить не только пятнашки и догонялки. Бег по кругу или упражнения с баскетбольным мячом требуют большого пространства. Многие упражнения выполняются с партнёром, а бабушка или папа- не самый подходящий партнёр для занятий детской физкультурой. Дома не трудно делать упражнения с  мешочком с песком, гантелями и  эспандером, можно даже поставить гимнастическую стенку и турник, но далеко не каждый заведёт себе пару медицинболов , гимнастическую скамейку и другое специальное оборудование.
Нельзя только думать, что занятий в группе достаточно для исправления осанки. И во время лечения, и после его окончания необходимо каждый день заниматься самостоятельно.

Домашнее задание по физкультуре
Нарушения осанки настолько разнообразны, что дать даже примерные комплексы упражнений на все случаи жизни не представляется возможным. Поэтому здесь мы поговорим об общих принципах и правилах лечебной физкультуры при нарушениях осанки, а также приведем примеры упражнений. Составлять же конкретные комплексы на каждый день придется самим родителям — разумеется, в сотрудничестве с врачом или методистом ЛФК.
Обычная продолжительность ежедневной тренировки — 30-60 минут, в зависимости от возраста ребенка, его физической формы, выраженности нарушений и многих других факторов, включая наличие у родителей свободного времени.
Занятие состоит из трех обязательных частей — вводной (разминки), основной и заключительной части.
Во время разминки (5-10 минут) необходимо настроиться на занятие, подготовиться к выполнению основных упражнений. Нагрузки во вводной части небольшие: легкие общеразвивающие, дыхательные упражнения, упражнения для выработки навыка правильной осанки, на расслабление мышц.
К общеразвивающим относятся, в частности, упражнения на развитие координации движений и чувства равновесия. При лечении нарушений осанки они играют особую роль. Такие упражнения особенно хорошо помогают преодолеть свойственную детям с плохой осанкой неуклюжесть, сформировать правильный двигательный стереотип, приспособиться к изменению схемы тела при изменении осанки.

В основной части (20-40 минут) выполняют специальные упражнения — для растягивания и укрепления мышц, для тренировки равновесия и координации движений, общеразвивающие упражнения с повышенной нагрузкой и т. д. Упражнения следует подбирать в соответствии с индивидуальными особенностями нарушений осанки и общего физического развития.
В заключительной части (5-10 минут) нагрузка постепенно снижается, организм приходит в спокойное состояние.
Проводить занятия следует по возможности в одно и то же время, начинать обязательно не раньше чем через час после еды и заканчивать не позже чем за час до сна.

Как регулировать нагрузку
Число и темп повторений каждого упражнения, время удержания статических поз, вес отягощений, продолжительность и интенсивность тренировки в целом подбираются индивидуально. Главный критерий того, что интенсивность занятий соответствует уровню физического развития ребенка, — так называемое чувство мышечной радости, смесь легкого утомления и большого удовольствия от тренировки.
В общем случае в основной части занятия выполняют 10-15 упражнений. Каждое силовое упражнение повторяют 3-10 раз, между ними выполняют дыхательные и легкие динамические упражнения, упражнения на расслабление. По мере развития общей физической подготовки, укрепления мышечного корсета в занятия вводятся новые, более сложные и тяжелые упражнения, увеличиваются темп и амплитуда движений или время удержания позы, включаются упражнения с грузами или сопротивлением партнера (или инструктора).
Простой и надежный критерий интенсивности нагрузок — частота пульса. По мере улучшения физической формы интенсивность общей нагрузки постепенно увеличивают.
Для динамических силовых упражнений, направленных на формирование мышечного корсета, количество повторений должно составлять 50-70 % от максимально возможного. Например, если после легкой разминки ребенок может выполнить упражнение «до отказа» 10 раз, то во время занятий его следует повторять 5-7 раз. Больше 10 раз повторять силовое упражнение не следует. Если выполнять задание стало слишком легко, следует заменить его более трудным упражнением для той же группы мышц или выполнять с отягощением.
Время выполнения статических упражнений за один подход должно составлять около 20-30 % от максимального. Повторить статическое упражнение можно после расслабления или выполнения других упражнений.
Работа или игра?
Важный момент при организации занятий лечебной физкультурой — то, что в специальной литературе называют созданием положительного эмоционального фона. Нельзя заниматься своим здоровьем из-под палки. Занятия должны быть интересными, веселыми, доставлять ребенку удовольствие и радость.
Необходимо добиться от детей сознательного отношения к занятиям. Формальное выполнение упражнений снижает их эффективность, иногда во много раз. Лучше один раз выполнить упражнение правильно, чем десять раз — кое-как. Например, элементарное движение «исходное положение: стоя, поднять руки вверх» дети часто выполняют с полусогнутыми руками и ногами, опущенной головой и обвисшим туловищем. Пользы от такого упражнения почти никакой. А если поднять голову, выпрямиться и потянуться вверх всем телом, ребенок словно вырастает, позвоночник его распрямляется — а к этому мы и стремимся. Кстати, высоко поднятая голова — это не просто техническое требование. При поднятой голове усиливается общий мышечный тонус, улучшается кровоснабжение головного мозга.
При индивидуальных занятиях, в том числе дома, элементы игры необходимы, и чем младше ребенок, тем больше должно быть игровых упражнений и тем больше родителям приходится выполнять обязанности инструктора и партнера. Подросток может заниматься своим здоровьем самостоятельно. Пятилетний малыш даже под мамины команды будет неохотно выполнять «наклоны вперед из исходного положения стоя с поднятыми руками», или «ходьбу на наружной стороне стоп», или «принимать правильную осанку в исходном положении стоя у стены», но с удовольствием станет «рубить дрова», «ходить, как мишка» и играть в стойкого оловянного солдатика.
Для детей постарше есть хороший способ подкрепить мотивацию к тренировкам — сделать достигнутые успехи наглядными. Во время курса занятий следует раз в неделю проводить функциональные пробы — это
необходимо и для оценки результатов работы, и для того, чтобы своевременно вносить изменения в содержание занятий. Повесьте на стенку расчерченный лист бумаги и-записывайте на нем результаты или изображайте их в виде графика. Например, можно показать, как за время тренировок укрепляется самое «слабое звено» мышечного корсета — брюшной пресс. Результаты еженедельного измерения пробы с поднятыми под углом 45° ногами будут выглядеть так:
1-я неделя — 10 секунд;
2-я неделя — 10 секунд;
3-я неделя — 14 секунд;
4-я неделя — 16 секунд;
12-я неделя — 2 минуты 30 секунд.
Будьте осторожны!
При нарушениях осанки нельзя с ходу бросаться «качать мышцы» и «тянуть связки». Упражнения надо подбирать в соответствии с исходным состоянием всего организма, позвоночника и позных мышц.
Чрезмерно большие физические нагрузки для ослабленного организма — примерно то же самое, что обжорство для организма, умирающего от голода. Слишком интенсивные или неправильно организованные тренировки могут ухудшить состояние опорно-двигательного аппарата.
Традиционно одна из основных рекомендаций при проблемах с позвоночником — тренировка мышечного корсета. Но прежде чем целенаправленно тренировать растянутые и ослабленные мышцы, необходимо обеспечить им такую возможность, то есть расслабить и
растянуть укороченные мышцы-антагонисты, укрепить организм и подготовить его к возрастающим нагрузкам. Именно перенапряженные, спастические мышцы изгибают позвоночник туда, куда не надо, и противодействуют работе мышц, которые должны тянуть позвоночник в противоположную сторону.
В начале курса тренировок широко применяются упражнения в исходном положении лежа, которое позволяет снять напряжение с позных мышц. Здесь тоже необходима осторожность. Например, напряженное выгибание туловища назад в положении лежа на животе, особенно у младших школьников, может вызвать не уменьшение грудного кифоза, а тренировку мышц поясницы и усиление поясничного лордоза. Такое упражнение можно использовать для укрепления мышц спины у школьников старших классов. Чтобы поясница не включалась в это движение, следует поднимать только голову и плечи, а после напряженного выгибания надо сделать несколько глубоких наклонов туловища вперед, расслабляя и растягивая мышцы поясницы.
Осторожно следует выполнять упражнения, требующие больших мышечных усилий. Одновремент ный подъем выпрямленных ног в положении лежа на спине или на животе, глубокие наклоны назад — частые причины неприятностей.
Увеличение гибкости противопоказано при сколиозе, нестабильности позвоночника, дегенеративных изменениях в его суставах.
Глубокие наклоны, интенсивные движения позвоночника опасны при ограниченной подвижности в отдельных его участках. Суставы соседних с блокированным участком позвонков в этом случае обычно
растянуть укороченные мышцы-антагонисты, укрепить организм и подготовить его к возрастающим нагрузкам. Именно перенапряженные, спастические мышцы изгибают позвоночник туда, куда не надо, и противодействуют работе мышц, которые должны тянуть позвоночник в противоположную сторону.
В начале курса тренировок широко применяются упражнения в исходном положении лежа, которое позволяет снять напряжение с позных мышц. Здесь тоже необходима осторожность. Например, напряженное выгибание туловища назад в положении лежа на животе, особенно у младших школьников, может вызвать не уменьшение грудного кифоза, а тренировку мышц поясницы и усиление поясничного лордоза. Такое упражнение можно использовать для укрепления мышц спины у школьников старших классов. Чтобы поясница не включалась в это движение, следует поднимать только голову и плечи, а после напряженного выгибания надо сделать несколько глубоких наклонов туловища вперед, расслабляя и растягивая мышцы поясницы.
Осторожно следует выполнять упражнения, требующие больших мышечных усилий. Одновременный подъем выпрямленных ног в положении лежа на спине или на животе, глубокие наклоны назад — частые причины неприятностей.
Увеличение гибкости противопоказано при сколиозе, нестабильности позвоночника, дегенеративных изменениях в его суставах.
Глубокие наклоны, интенсивные движения позвоночника опасны при ограниченной подвижности в отдельных его участках. Суставы соседних с блокированным участком позвонков в этом случае обычно
бывают излишне подвижными, и движения будут происходить именно в них и травмировать мягкие ткани, ускоряя развитие дегенеративных изменений в новых участках позвоночника.
СКОЛЬКО ДЛИТСЯ КУРС ЛЕЧЕНИЯ
Начальный, или подготовительный, период занимает 1-2 месяца, в зависимости от возраста ребенка, исходного состояния опорно-двигательного аппарата, интенсивности тренировок.
На первых занятиях необходимо уделить достаточно времени теории: разъяснить ребенку, как осанка влияет на здоровье, что такое правильная осанка, какие виды ее нарушений бывают и что необходимо исправить при его индивидуальных особенностях. Ребенок должен понять, как работают суставы, связки и мышцы при поддержании осанки и при выполнении различных упражнений. «Теория» — не значит «скучная лекция», она должна быть понятна и интересна ребенку.
Упражнения для выработки навыка правильной осанки — один из главных моментов в начале тренировок. В дальнейшем эти упражнения будут необходимы для совершенствования, закрепления и поддержания двигательного стереотипа.
Граница между подготовительным и собственно тренировочным периодами условна. Интенсивность тренировок, время выполнения и число повторений упражнений увеличиваются постепенно, новые упражнения вводятся по мере их освоения. Из того, что мы делали в подготовительном периоде, ненужным становится только изучение «теории осанки» — достаточно время от времени напоминать ее основные положения. Упражнения на совершенствование и поддержание навыка осанки, на расслабление и растягивание мышц, общеразвивающие и дыхательные упражнения в основном периоде постепенно уступают главную роль упражнениям, направленным на формирование мышечного корсета и коррекцию индивидуальных нарушений. Длительность собственно тренировочного периода — 1,5-2 месяца, в зависимости от выраженности нарушений.
В заключительном периоде (в течение примерно 1 месяца) окончательно закрепляются достигнутые результаты. Заключительным он назван условно. Одна из главных задач всего тренировочного курса — приучить ребенка к регулярным занятиям физкультурой и обучить упражнениям, необходимым для того, чтобы продолжать поддерживать в порядке позвоночник. При функциональных нарушениях осанки и на ранних стадиях заболеваний нескольких месяцев ежедневных занятий достаточно для того, чтобы осанка стала хорошей или исправилась настолько, насколько это возможно.
Заключительный период не заканчивается никогда. По окончании курса лечения нарушений осанки необходимо как минимум 20, а лучше — 40 минут в день посвящать физкультуре. Если нарушения были функциональными и достигнуто так называемое состояние максимальной коррекции, можно уделять меньше внимания собственно осанке и спине, а больше — общей физической подготовке и спорту. Если лечение началось тогда, когда уже имелось органическое заболевание с выраженными нарушениями осанки, а достигнутые результаты далеки от идеала, необ ходимо постоянно выполнять упражнения для поддержания позвоночника в форме.

КАК ВЫПОЛНЯТЬ УПРАЖНЕНИЯ
Все упражнения необходимо выполнять в соответствии с методическими указаниями. Неправильное положение тела или неверное выполнение движений часто переносит нагрузку с мышц, которые мы хотим тренировать, на другие мышечные группы. Перед тем как приступать к собственно тренировке, необходимо научиться правильно выполнять упражнения. Это также является одной из основных задач начального этапа.
Общеразвивающие и дыхательные упражнения, упражнения на координацию движений, на выработку навыка правильной осанки применяют независимо от индивидуальных особенностей нарушений осанки. Специальные упражнения для укрепления и растягивания мышц, увеличения подвижности позвоночника подбирают индивидуально, с учетом типа нарушений осанки и в соответствии с результатами функциональных проб.
При типичных нарушениях осанки нарушения мышечного тонуса более или менее одинаковы, и при их коррекции следует использовать одинаковые группы упражнений.
При сутуловатости и круглой спине следует уделить больше внимания укреплению мышц спины и плечевого пояса и расслаблению и растягиванию мышц груди, осторожно увеличивать подвижность грудного отдела позвоночника.
При кругло-вогнутой спине необходимо укреплять мышцы живота, спины, задней поверхности бедер, плечевого пояса и растягивать мышцы груди, поясницы и передней поверхности бедер. Необходимо избегать укрепления мышц поясницы и усиления поясничного лордоза. Для этого следует при тренировке 'мышц живота в положении лежа на спине прижимать поясницу к полу и выше поднимать ноги (лордоз при этом уменьшается); при упражнениях для мышц спины в положении лежа на животе поднимать только голову и плечи, а под живот можно подкладывать небольшую подушку.
При плоской спине следует укреплять все группы позных мышц, мышцы плечевого пояса и ног, осторожно развивать подвижность грудного отдела позвоночника и избегать излишнего увеличения поясничного лордоза.
При плоско-вогнутой спине необходимо укреплять все группы мышц, кроме мышц поясницы (их надо растягивать, чтобы уменьшить поясничный лордоз), обратить особое внимание на укрепление мышц задней поверхности бедер и брюшного пресса.
При асимметричной осанке надо особенно осторожно относиться к упражнениям, увеличивающим подвижность позвоночника, а при выполнении упражнений особое внимание обращать на симметричное положение тела.
НАВЫК ПРАВИЛЬНОЙ ОСАНКИ
Выработка нормальной или максимально приближенной к ней осанки — это и конечная цель лечения,
и то, с чего необходимо начать занятия лечебной физкультурой.
Поддерживая правильную осанку, не надо напрягать мышцы, тело не должно быть скованным («как аршин проглотил»). Излишнее напряжение особенно характерно в начале обучения, когда при попытке выпрямиться деревенеет не только туловище, но и руки, и даже лицо.
Для формирования хорошей осанки очень важно ощущение положения собственного тела в пространстве. Правильные исходные положения, правильное выполнение упражнений развивают мышечно-суставное чувство, помогают выработать правильный двигательный стереотип.
Принимать правильную осанку и исправлять замеченные дефекты помогает использование зеркала, а еще лучше — большого трельяжа, в котором можно осмотреть себя не только спереди, но и сбоку.
Исходные положения сами по себе являются одновременно упражнениями: они выравнивают тонус мышц с правой и левой стороны туловища, нормализуют физиологические изгибы позвоночника и тонус позных мышц, помогают выработать навык правильной осанки. Перед тем как приступить к выполнению упражнений, научите ребенка правильно принимать исходные положения.
Лежа на спине. Голова, туловище и ноги расположены на одной прямой, лоб и подбородок — на линии, параллельной полу, плечи опущены, руки лежат вдоль туловища, поясница прижата к полу.
Лежа на животе. Голова, туловище и ноги расположены прямо, лоб опирается на тыльную поверхность положенных друг на друга ладоней. При выполнении
упражнений из исходного положения лежа на животе руки могут располагаться вдоль тела ладонями вниз или опираться ладонями на пол по бокам от груди. При повышенном тонусе мышц плечевого пояса лоб и плечи можно положить на валики.
Лежа на боку. При выполнении упражнений в этом исходном положении необходимо удерживать туловище именно на боку: не заваливаясь вперед или назад, не сгибая ноги в тазобедренных суставах и сохраняя нейтральное положение поясницы (без прогиба вперед или назад). «Нижнюю» руку вытягивают вперед или подкладывают ладонь под щеку. «Верхняя» рука, поставленная «окошком» (перед грудью, опирается ладонью о пол), помогает поддерживать* и контролировать положение туловища(рис.42).

Рис. 42
Стоя. Голова поднята так, чтобы лоб и подбородок находились на одной вертикальной линии; плечи немного опущены и отведены назад, лопатки сведены и прилегают к спине, руки свободно опущены вдоль туловища или опираются ладонями на пояс, грудь выступает вперед, живот втянут, колени выпрямлены, стопы параллельны, на ширине одной ступни или на ширине плеч (рис. 43).
 









Сидя. Голова и туловище — в том же положении, что и в позе стоя, ладони на бедрах или на поясе, ноги расположены симметрично, голеностопные, коленные и тазобедренные суставы согнуты под прямым углом, опора на ягодицы одинакова.
Приведенные ниже упражнения не надо выполнять все подряд. Для каждого занятия выбираются 3-5 упражнений для выработки правильной осанки, столько же — на равновесие, столько же — на расслабление, на растягивание и укрепление определенных мышц и т. д. — в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка.

Упражнения для выработки навыка правильной осанки
Исходное положение (ИП): стоя спиной к стене
1. Принять правильную осанку. При этом затылок, лопатки, ягодицы, икроножные мышцы и пятки касаются стены, голова приподнята, плечи немного опущены и отведены назад, лопатки прилегают к спине. Если поясничный лордоз увеличен, следует приблизить поясницу к стене, немного напрягая мышцы живота и передней поверхности бедер. При этом таз поворачивается вокруг тазобедренных суставов и угол
его наклона уменьшается.
2. Потянуть руки и плечи вниз, голову — вверх, вытягивая шейный отдел позвоночника (выдох), расслабиться (вдох).
3. Потянуться вверх всем телом, от головы до пяток(на носки не приподниматься), опустить плечи, вытянуть весь позвоночник (выдох), расслабиться (вдох).
4. Положить руки за голову, потянуть вверх все тело, кроме шеи и головы, вытягивая грудной и поясничный отделы (выдох), расслабиться (вдох).

Те же упражнения на вытягивание позвоночника можно выполнять и в исходном положении сидя.
5. Принять правильную осанку. Закрыть глаза, сделать шаг вперед, снова принять правильную осанку.
Открыть глаза, проверить правильность осанки, исправить замеченные дефекты.
6.    Принять правильную осанку, сделать 2-3 шага вперед, присесть, встать, принять правильную осанку.
Это упражнение, как и предыдущее, можно делать с закрытыми глазами.
7. Принять правильную осанку, сделать 1-2 шага вперед,  расслабить последовательно  мышцы шеи, плеч, рук и туловища — «обвиснуть». Выпрямиться,
проверить осанку, исправить дефекты.
8. Подняться на носки, скользя спиной по стене, потянуться всем телом вверх. Задержаться в этом положении на 3-5 секунд, вернуться в ИП.
Все эти упражнения можно усложнить — выполнять, не прислоняясь спиной к стене. Исходное положение: стоя
9. Принять правильную осанку. Не отрывая пяток от пола, присесть, разводя колени в стороны и сохраняя прямое положение головы и спины. Медленно встать, проверить правильность осанки, исправить дефекты.
10. Положить на голову мешочек с песком, принять правильную осанку. Присесть, голову и спину держать прямо, стараясь не уронить мешочек. Вернуться в ИП, проверить осанку.
11. Упражнение с партнером: стоя лицом друг к другу с мешочками на голове, перебрасывать мяч друг другу (снизу или от груди). Сохранять правильную осанку, стараться не уронить мешочек с головы.
Исходное положение: лежа на спине
12. Прижать область поясницы к полу, приподнять голову и плечи, проверить правильность расположения тела.
13. Вытянуть руки вперед, перейти в положение сидя, сохраняя спину прямой. Согнуть ноги в коленях, встать, сохраняя правильную осанку.
14. Согнуть одну ногу в коленном и тазобедренном суставах, обхватить колено руками, прижать к животу. Одновременно прижать к полу область поясницы.
Вернуться в ИП. Повторить упражнение с другой ногой. Приподнять голову, проверить положение тела.
.15. Принять правильное положение, проверить его, подняв голову и плечи. Перевернуться «бревнышком» на живот, приподнять голову и плечи, согнуть руки в локтях, кисти поднести к плечам ладонями вперед («крылышки»); Лечь на живот, перевернуться «бревнышком» на спину. Проверить и исправить положение тела.
«Крылышки» — очень популярное упражнение для укрепления мышц, притягивающих крыловидные лопатки к спине. При этом следует лопатки свести, опустить вниз и прижать к спине, плечи отвести назад и опустить вниз. Руки в плечевых и локтевых суставах должны быть максимально согнуты, а лучезапястные суставы и пальцы — выпрямлены. Руки от подмышек до кончиков пальцев должны находиться в одной плоскости с верхней частью туловища. Голова расположена прямо, затылок и верхняя часть спины должны находиться на одной прямой. Удержать такое положение нелегко, хочется расслабить мышцы между лопатками, свести плечи, растопырить локти в стороны и отвести их назад, повыше поднять голову. Но пользы от неправильно выполненного упражнения не будет. Лучше один раз несколько секунд продержаться в правильной позе, чем много раз и подолгу делать упражнение неправильно.
Исходное положение: сидя
16. Прислониться спиной к стене, принять правильную осанку: смотреть прямо перед собой, подбородок поднят, затылок, лопатки и ягодицы прижаты
к стене, плечи на одном уровне, вес тела поровну распределен между ягодицами, ноги согнуты в суставах под прямыми углами. Проверить правильность осанки с помощью зеркала или партнера.
17. Сесть  прямо.  Последовательно расслабить мышцы шеи, плечевого пояса, спины и живота. Закрыть глаза и принять правильную осанку. Открыть глаза, проверить осанку.
18. Сесть прямо, положить на голову мешочек с песком. Встать, сделать 1-2 шага вперед, вернуться назад, сесть. Удерживая правильную осанку, не дать
мешочку упасть.
19. Упражнение с партнером: сидя лицом друг к другу с мешочками на голове, бросать мяч обеими руками от груди и ловить его. Сохранять правильную
осанку, стараться не уронить мешочек с головы.
Ходьба с мешочком на голове:
с остановками для проверки правильности осанки;
с перешагиванием через препятствия — веревочку, скамейку и т. д.;
с выполнением дополнительных заданий: в полуприседе, с высоким подниманием коленей, боком — скрестным и приставным шагом.

0

3

Там еще есть упражнения для шеи, но они с картинками. Я не знаю, как их скопировать, а то они не вставляются. Может я вам отправлю файл, а вы разместите?

0

4

Потом мы по рекомендации врача поехали в магазин "Ахиллесова пята", купили ортопедический коврик иммитирующий галечную поверхность, мячик для массажа стоп, ортопедические стельки. Вот коврик. Когда будут увеличиваться фотки, выложу инструкцию.

Отредактировано Вика-5 (2007-11-02 15:16:15)

+1

5

У кого такие же проблемы, давайте делится опытом.

0

6

Вика-5 написал(а):

Однако наш цивилизованный ребенок (которого сажали в манеж, а потом говорили, что нельзя бегать по коридору, прыгать на кровати и влезать на спинку кресла) - это совсем другое дело.

Это вы серьезно говорите? Не разрешали, да?
Не даром, наверное, на меня мама ругается, что мои дети на голове ходят!

0

7

Вика-5 написал(а):

поехали в магазин "Ахиллесова пята", купили ортопедический коврик иммитирующий галечную поверхность

У нас хоть и нет таких проблем, но я бы с удовольствием тоже такой коврик купила. Такой прикольный, и без плоскостопия массаж полезно будет сделать. А где находится этот магазин?

0

8

Я Машку в манеж не сажала. она у меня с рук не слезала. Это распечатка, которую мне дал врач. Магазин нахадится на ул. Гимназической, 54. тел. 27-13-992. Это рядом с 1-ым роддомом.

Maminsiite, как выложить упражнения для шеи? У меня рисунки не копируются. Может я вам вышлю файл, а вы его разместите?

ссылка на сайт магазинамагазин

Отредактировано Вика-5 (2007-11-06 12:19:27)

0

9

Вика-5 спасибо за подсказки!

0

10

Хочу заказать коврик по почте, т.к. живу не в Москве
http://www.flatfeet.ru/ploskostopie_kovriki.0.0.html
кто-нибудь покупал уже  на этом сайте, как сделать так чтобы не обманули?

0

11

LittleJane
А где вы живете?
Сейчас мало кто обманывает в интернетмагазинах, да и таких мошенников сразу будет видно.

0

12

Мне мама подсказала как самой сделать массажный коврик для стоп. У них так делали мамочки в детсаду (мама бывший работник детского сада). Берется одеяло или что то другое, чтоб только когда ребенок шел по нему не скользило и не приминалось. Нашиваются различные пуговицы (выпуклые, плоские, круглые, большие, маленькие и т.д.). У них в группе после сна детки по такому коврику ходили. Вот и я хочу такой сделать.

0

13

Когда я училась, мы такие делали для практики. Но я обленилась. Предпочла купить готовый коврик. :shine:

0

14

"Укрепляем стопы" ("Мой ребенок" ноябрь 2006)
http://s59.radikal.ru/i165/0809/86/bf125864281ft.jpg

0

15

Мы делали так: в коробку из под обуви насыпали фасоль, немного гороха, и детки или ступали по ним, или ,сидя, ножками водили, как бы перебирали стопочками зернышки.

Отредактировано ЗиМа (2008-09-29 10:37:53)

0

16

мне сегодня  в детском садусказали что у нас плоскостопие (вчера была какая то комиссия). конечно я слегка расстроена(( на следующей неделе поведу естественно к другому врачу - уточнять....и ведь с рождения ходим в правильной обуви, с жесткой пяткой, с ортопедической стелькой(((( эээээх
коврик нашла у нас. диагноз подтвердится будем брать....гимнастику даже не знаю как и когда ее заставлять...

0

17

Катюша, покажи другому врачу, однозначно. И там же проконсуьтируешься. Может не все так и страшно.

+1

18

Triss написал(а):

гимнастику даже не знаю как и когда ее заставлять...

Катя, все не так страшно! С Максом у меня была таже проблема! И обувь мы правильную носили, как ты говоришь, но поработать пришлось. В общем насколько я поняла, тут главное - упражнения, они совсем несложные, но действенные, проверено!  Преподнеси как игру. Надеюсь Тому можно еще увлечь, заинтересовать (или ее ужу не проведешь?) Макс поначалу с удовольствием выполнял все, а потом ленился, так я вместе с ним делала)))лет до 10, наверное. Кроме упражнений и правильной обуви больше ничего не делали. Сейчас плоскостопия нет. Так что дерзайте! 
Хотя, может у вас и нет еще ничего!

+1


Вы здесь » Мама в сети - форум для креативных мам » Будьте здоровы! » Гимнастика для ножек