Сейчас вернулись с Машей от ортопеда. Беспокоило меня, как она ходит. Стопа как-бы заваливалась во внутрь. Правильно беспокоило. Несмотря на то, что обувь мы носим хорошую, сказался пониженный тонус. У Маши начало развиваться плоскостопие и деформация сустава. Хочу поделится информацией, которую получила от врача. Может кому-то пригодится.
ДЕТИ ОТ ГОДА ДО ТРЕХ ЛЕТ
Если ребенка, который уже научился ходить, отдать в волчью стаю (или общество обезьян), то он не только выживет, но и даст сто очков вперед любому во всем, что касается двигательных навыков и умений. Однако наш цивилизованный ребенок (которого сажали в манеж, а потом говорили, что нельзя бегать по коридору, прыгать на кровати и влезать на спинку кресла) - это совсем другое дело. Нам придется соз- нательно учить его и лазать, и бегать, и прыгать.
Предлагаемые ниже комплексы упражнений для детей дошкольного возраста хороши всем, кроме одного: вряд ли найдется ребенок, который согласится регулярно и методично выполнять все нужные упражнения в нужной последовательности в определенны* часы. Задача родителей — сделать так, чтобы занятия не стали скучной обязанностью. Все эти упражнения желательно органично включать в ваше совместное ребенком проведение досуга, ориентируясь при этом больше на его настроение, чем на ваш собственным распорядок дня. Ни в коем случае нельзя принуждать ребенка (по крайней мере до 2-3 лет) к упражнениям, которые он не хочет делать. Детей постарше, впрочем, надо не принуждать, а разве что убеждать; если же это у вас не получается — оставьте дитя в покое. В противном случае вы можете «выплеснуть с водой ребенка»: навсегда взрастить в малыше отвращение к любому виду физической активности.
Комплекс упражнений для детей в возрасте от 1 года до 1 года 2 месяцев
1. Первые самостоятельные шаги. Встаньте перед ребёнком и поманите его к себе яркой игрушкой, подбадривая словами.
2. Приседания с поддержкой за деревянный обруч желательно яркой окраски. Диаметр обруча— 50см. Ребенок обеими руками держится сверху за обруч, который вы держите с другой стороны. Скажите:«Присядем», — и присядьте на корточки, увлекая за собой малыша. Затем со словами «встанем» оба выпрямитесь, поднимая обруч вверх. Повторить 3 4 раза.
3. Подползание под палку, а затем выпрямление туловища. Ребенок ползет за игрушкой под палку, приподнятую на высоту 30-35 см от пола. Затем игрушку кладут на табурет высотой 45 см, малыш встает, чтобы ее взять.
Другой вариант: проползти через обруч. Возьмите обруч, перед малышом положите на пол яркую игрушку и постепенно отодвигайте ее, побуждая ребенка еще раз проползти через обруч, поставленный перед ним. Потом положите игрушку на табурет (стул) высотой 45 см на расстоянии 1-2 м от обруча, и малыш встанет, чтобы взять ее. Повторить 1-2 раза.
4. Лазание по приставной лесенке. Для маленького ребенка это довольно сложная задача — влезть приставным шагом на 3-4 перекладины и потом так же спуститься. Сначала он не сразу попадет на нужную перекладину, а попытается шагнуть через две. Обратно слезать еще сложнее, он может повиснуть на руках. Первое время необходимо помогать ему правильно чередовать движения ног и рук, объясняя, как это делать, и подстраховывая. Повторить 1-2 раза.
Рис. 23
5. Напряженное сгибание и разгибание туловища для развития мышц живота. Посадите ребенка на свое колено, зажмите его голени своими бедрами так, чтобы коленки оставались свободными. Потом положите правую руку на живот малыша и попросите его сначала взять игрушку со стула, стоящего справа: ребенок наклонится вперед, поднимет игрушку и выпрямится. Затем положите левую руку на поясницу ребенка так, чтобы большой палец располагался вдоль позвоночника, и попросите его поднять игрушку, положенную на стул слева. Со временем игрушку можно класть не на стул, а на пол (рис. 23).Повторить 1-2 раза.
6. Катание большого мяча. Это упражнение развивает координацию движений рук, внимание, умение
отталкивать мяч, укрепляет кисть. Посадив ребенка
на коврик на пол, сядьте напротив на расстоянии 40-50 см, толкните мяч по направлению к ребенку и попросите его оттолкнуть мяч обратно. Повторить 2-3 раза.
Комплекс упражнений для детей в возрасте от 1 года 2 месяцев до 1 года 6 месяцев
1. «Беги ко мне». Встаньте на расстоянии 2-5 м от ребенка и позовите его к себе, а когда он подбежит подхватите его на руки и поднимите вверх (или покружите). Повторить 2-3 раза.
2. Ходьба по лежащей на полу ковровой дорожке длиной около 2 м, шириной 35 см. Упражнение развивает чувство равновесия. У противоположного конца дорожки положите игрушку и предложите ребенку принести ее, пройдя по дорожке. Сначала можно помогать малышу, поддерживая его за руку. Повторить 1 2 раза.
3. Перешагивание через лежащую на полу палку. Положите на пол круглую палку и покажите, как через нее перешагнуть. Помогите ему сделать то же самое. Повторить 2 - 3 раза.
4. Перелезание через скамейку. Положите за скамейкой какую-нибудь красивую мягкую игрушку и попросите ребёнка взять её и бросить вам. Повторить1 - 2 раза.
5. Подползание под палку, поднятую на высоте 25-35 см от пола. Упражнение полезно укрепления, рук, ног, ориентации в пространстве. За палкой положите мяч и попросите ребенка принести его вам. Повторить 1-2 раза.
6. Лазание по лестнице-стремянке высотой 1 м развивает не только умение лазать, но и координацию движений в целом, ловкость, смелость, внимание. Малыш поднимается на 4-5 ступенек и спускается приставным или переменным шагом. Следите за чередованием движений рук и ног и за тем, чтобы ребенок не повисал на руках. Повторить 1-2 раза. Бросание маленьких мячей вдаль правой и левой рукой, с высоким подниманием руки. Повторить2-3 раза.
7. Ходьба под ритмичную музыку в течение 15-20 секунд.
Комплекс упражнений
для детей в возрасте от 1,5 до 2 лет
1. «Догони собачку (кошку мышку и т.п.)». Взяв в руки большую игрушечную собачку, убегайте от ребенка со словами: «Ну-ка, догони собачку!» Через 20-25 секунд можно перейти на спокойную ходьбу. Повторить 2-3 раза.
2. Ходьба по доске (длиной 2 м, шириной 25 см),один конец которой приподнят на 20-25 см (например, положен на ящик). Ребенок с разведенными в стороны руками поднимается но доске на ящик, затем возвращается вниз.
3. Ползание на четвереньках по скамейке. Это упражнение укрепляет мышцы туловища, а также развивает согласованность движений рук и ног, ловкость. Малыш ползет по гимнастической скамейке до ее конца, затем дайте ему какое-нибудь задание, чтобы он выпрямился, — например, попросите взять со стола кубик и положить его в коробку. Повторить 1-2 раза.
4. «Где кубики?» Взрослый и ребенок сидят на стульчиках напротив друг друга, у каждого в руках по2 кубика. Поднимите свои кубики вверх и спрячьте их за головой; затем наклонитесь вперед и спрячьте кубики позади ног (или ножек стула); затем сядьте прямо и скажите: «Давай спрячем кубики за спину
Ну-ка, где кубики?» — и заведите руки за спину. Повторить 3-4 раза.
5. Бросание небольших мячиков в цель (корзину или ящик). Упражнение развивает координацию движений рук и пальцев, внимание, глазомер; укрепляет мышцы плечевого пояса и рук. Поставьте на пол на расстоянии 50-70 см от ребенка корзину диаметром около60 см. Малыш бросает мяч в корзину 2-3 раза каждой рукой. Следите за тем, чтобы он высоко поднимал руку.
6. Ходьба под ритмичную музыку.
Комплекс упражнений
для детей в возрасте от 2 до 2,5 лет
1. Ходьба и бег, а затем снова спокойная ходьба под ритмичную музыку в течение 5-10 секунд. Следите затем, чтобы ребенок не опускал голову, не шаркал ногами. Упражнение формирует правильную осанку, а также является подготовкой к выполнению следующих
упражнений.
2. «Поймаем мотылька». Встаньте лицом к ребенку и со словами: «Давай ловить мотылька: хлоп! хлоп!» — 3-4раза хлопните в ладоши. Потом скажите: «Нет мотылька, улетел», поднимите руки вверх, в стороны и опустите их. Малыш повторяет ваши движения. Повторить 3-4 раза.
3. Приподнимание туловища на выпрямленных руках. Вместе с ребенком лягте на живот на коврик, вытянув ноги и согнув руки. Скажите: «Теперь поднимемся на руках, а ноги пусть будут прямые». Повторить 3-4 раза.
4. «Наматывание нитки на клубок». Эта игра нормализует дыхание, укрепляет мышцы плечевого пояса, развивает кисть. Встаньте лицом к ребенку, скажите: «Намотаем нитку на клубок», — и покажите, как это делается. Подражая вашим движениям, малыш сожмет кисти в кулачки и будет быстро вертеть правой рукой вокруг левой, а потом рывком разведет руки в стороны. Повторить 3-4 раза.
5. «Ванька-встанька». Ребенок садится на коврик у гимнастической скамейки, цепляется за нее ногами, ложится на спину, руки опускает вдоль туловища (или — что сложнее — кладет их на голову). Теперь предложите ему сесть, по возможности без помощи рук, и положить руки на скамейку. Повторить 3-4 раза.
6. «Птичка». В течение 5-10 секунд ребенок подскакивает на месте как можно выше, одновременно делая руками движения в подражание крыльям птицы. Повторить 2-3 раза.
7. Лазание по гимнастической стенке. Ребенок поднимается на гимнастическую стенку, затем спускается — сначала Приставным шагом, затем чередующимся. Следите за тем, чтобы он не пропускал перекладин и не повисал па руках, а также за правильным положением
кисти (большой палец противопоставлен остальным) Сначала малыша надо подстраховывать, Повторить 1-2 раза.
8. Ходьба по гимнастической скамейке с разведенными в стороны руками. Повторить 1-2 раза.
9. Ходьба под ритмичную музыку. Следите за правильной осанкой ребенка и за тем, чтобы он дыни iчерез нос.
Комплекс упражнений для детей в возрасте от 2,5 до 3 лет.
1.Хотьба и бег на носках под ритмичную музыку в течении 1 минуты.
2. «Ножницы» - скрещивание рук перед грудью с последующим разведением их
в стороны. Малыш вытягивает перед собой руки, подражая вашим движениям,
скрещивает их перед собой и разводит в стороны
(«раскрывает и закрывает ножницы»). При скрещивании рук произносит «вжик» — для удлинения выдоха. Повторить 4-6 раз.
3. Передвижение по скамье на животе и «ласточка». Ребенок ложится на живот па конце гимнастической скамейки, держась согнутыми в локтях руками за края скамейки; ноги вытянуты, голова и плечи приподняты. Затем, подтягиваясь па руках, продвигается к противоположному концу скамейки, стараясь не опускать голову и плечи, а на конце скамьи вытягивает руки вперед и разводит их в стороны, как крылья у ласточки, потом садится на скамью верхом. Повторить 12 раза.
4. Поочередное и одновременное поднимание ног до палки. Ребенок ложится па спину и поочередно достает выпрямленной ногой палку, которую держат на соответствующем расстоянии, затем достает палку обеими ногами вместе и опускает ноги. Повторить 4-5 раз.
5. Поднимание палки выпрямленными руками из положения лежа на животе. Ребенок ложится на живот, берет палку обеими руками (хватом сверху); ноги прямые. Затем предложите ему высоко поднять палку и опустить ее. Повторить 3-4 раза.
6. «Лодочка». Боковые наклоны туловища с двумя палками в руках. Сядьте вместе с ребенком верхом на гимнастическую скамью лицом друг к другу. На полу по обе стороны скамьи лежат палки. Малыш разводит широко в стороны руки, затем наклоняется вправо, хватом сверху берет палку, а вы поддерживаете ее за другой конец; потом оба наклонитесь влево и возьмите другую палку. Затем снова наклонитесь вправо, опуская одну палку вниз, а другую одновременно поднимая вверх, пока рука полностью не выпрямится («лодочка качается»). Повторить 3-4 раза в каждую сторону.
7. «Гребля». Наклоны туловища вперед и назад. Сядьте вместе с ребенком верхом на гимнастическую скамью лицом друг к другу и держите палки по обе стороны скамьи параллельно полу, затем одновременно, не выпуская палок, наклонитесь вперед и назад со словами: «Вперед, назад». Следите за ритмичностью движений, при необходимости подтягивайте малыша за палки. Повторить 4-6раз.
8. Бросание и ловля мяча средних размеров (12-15 см и диаметре). Сначала ребенок ловит брошенный ему мяч обеими руками и бросает его обратно, отталкивая от груди ладонями (руки согнуты в локтях, а ладони при этом повернуты вверх). Потом малыш бросает мяч из-за головы. Каждый вариант повторить2-3 раза.
9. Прыжки с места и длину. Малыш становится у края ковра и но команде прыгает вперед на ковер как можно дальше. Обратите внимание на приземление :на две ноги, мягко, колени сгибаются. Повторить 3-4 раза.
10. Спокойная ходьба под музыку.
ДЕТИ ОТ 3 ДО 7 ЛЕТ
С трехлетнего возраста физические упражнения проводится в форме утренней зарядки, подвижных игр и занимают важное место в режиме дня ребенка. Продолжительность зарядки около 6-8 минут.
Комплекс подражательных упражнений для дошкольников
1. «Лист ходит по болоту»: ходьба с высоким подниманием попеременно то правой, то левой ноги, согнутой в колене (рис. 24а).
2. «Лягушонок»: приседания е разведением коленей в стороны (рис. 246).
3. «Самолет»: наклоны туловища вправо и влево с разведением рук в стороны (рис. 24в).
4. «Гребля»: из положения сидя на стульчике вытягивание рук вперед, затем сгибание и прижимание их к туловищу (рис. 24г).
5. «Бабочка»: плавные движения рук, имитирующие взмахи крыльев бабочки (рис. 24д).
Дети от 3 до 7 лет
6. «Лодочка качается на волнах»: из положения сидя на стульчике наклоны туловища вправо и влево с
разведением рук (рис. 24е).
7. «Сними шляпу»: поднимание и опускание обруча над головой (рис. 24ж).
8. «Достань из воды»: из положения сидя на стульчике наклоны вправо и влево с целью достать лежащий на полу предмет (рис. 24з),
9. «Длинные и короткие ноги»: в положении сидя на полу сгибание и выпрямление мог (рис. 24и).
10. «Мишка»: в положении стоя на коленях поднять вверх руки, походить па четвереньках, остановиться, поднять одну руку вверх и повернуть голову и туловище в ту же сторону (рис. 24к).
11. «Попади в цель»: бросание мяча в фиксированный обруч (рис. 24л).
12. «Дровосек»: сцепить руки в замок и опускать их впил, проводя между ног (рис. 24м).
13. «Рыбка»: лежа па животе вытянуть руки в стороны и назад и слегка приподнять верхнюю часть туловища (рис. 24н).
14. .«Большие деревья качаются»: поднять руки вверх и потянуться, наклониться влево, вправо(рис. 24о).
15. « Бревно на дороге»: перепрыгивание через полу (рис. 24п).
16. «Перейти через ручеек»: ходьба по дощечке (рис. 24р).
«Йога» для дошкольников
Конечно, это не настоящая йога; это всего лишь комплекс статических упражнений (поз), навеянных системой йогов и адаптированных для детей.
В отличие от «настоящей» йоги, эти упражнения не обязательно выполнять все за один раз, а заниматься можно в любое время суток.
«Мертвая» поза. Лечь на спину, вытянуться, ноги слегка раздвинуть, руки положить вдоль тела, ладони открыты вверх. Спина прямая. Постараться расслабить каждую мышцу от кончиков пальцев ног до затылка. Подбородок опущен, но рот закрыт.
Это упражнение рекомендуется выполнять с 3-4 лет (можно раньше). Лежать необходимо на твердой поверхности, только тогда положение позвоночника будет правильным. В этой позе позвоночник находится в состоянии полного покоя, его кровоснабжение оптимально, улучшается питание головного и спинного мозга и всех систем организма. Снимается напряжение, накапливается энергия. Оставаться в этой позе можно в среднем 2-5 минут.
«Поза плода». Сесть, поджав под себя ноги, подошвы наружу, стоны и колени вместе. Наклониться в перед, чтобы лоб коснулся пола. Руки вытянуты вдоль ног, ладони открыты вверх. Постараться расслабиться (рис. 25).
Эту позу можно делать с 3-4 лет. В результате сдавливания органов брюшной полости и нижних конечностей происходит перераспределение крови, вследствие чего улучшается кровоснабжение всего позвоночника и головы. Эта поза способствует также повышению защитных сил организма, улучшению зрения, нормализации психических реакций. Находиться в этой позе можно в течение 2 минут.
Простое потягивание. Стойка свободная, ноги слегка раздвинуты, руки опущены, спина прямая, глаза смотрят вперед. Переплести пальцы, поднять руки над головой, вывернуть кисти ладонями вверх, сильно потянуться и задержаться на несколько секунд.
Это упражнение рекомендуется детям с 4-5 лет, оно выполняется в любое время дня в течение 3-5 минут.
«Поза льва». Сесть удобно, выпрямив спину; сидеть, либо поджав ноги под себя, либо на скрещенных ногах, либо на стуле. Резким движением сильно высунуть язык вперед и вниз, расширить глаза, напрягая все мышцы вокруг
глаз, и сильно вытянуть пальцы вперед(рис.26). Выдержать позу в течение 5 секунд и медленно выйти из этого положения. Повторите З раза. Рис 26
Эта поза рекомендуется с 3 лет (можно и раньше). Упражнение улучшает кровоснабжение носоглотки. Это хорошая профилактика тонзиллитов, ОРЗ, ангины и т.д.
Вытягивание рук и ног. Поднять правую ногу назад и ухватить ее правой рукой. Вытянуть левую руку вверх и слегка назад; выгнуть корпус (рис. 27). Повторить упражнение 2 раза, затем переменить положение, взяв левой рукой левую ногу и подняв правую руку.
Можно ежедневно в течение 3-5 минут выполнять детям с 5-6 лет. Особенно хорошо делать это упражнение на свежем воздухе. Эти позы развивают ловкость, координацию движений, чувство равновесия.
«Дерево». Встать прямо, руки вдоль туловища, ноги вместе. Поднять правую ногу, сгибая ее в колене и скользя стопой по левой ноге; при этом колено направлено вправо. В конце движения подошва правой ноги упирается в бедро левой. Вытянуть прямые руки в стороны (рис. 28). Медленно поднять руки так, чтобы ладони соприкоснулись на темени. Задержаться в этом положении на 10 секунд. Сменить положение ног и повторить упражнение 2 раза.
Эту позу рекомендуется делать с 5-6 лет. Она способствует повышению концентрации внимания, а также развитию вестибулярного аппарата. При ее выполнении снимается нервное возбуждение.
«Кобра». Лечь лицом вниз, подбородок на иолу, ладони упереть в пол около плеч. Вдохнуть, упереться руками, изгибая спину как можно больше, и медленно поднять голову, глядя вверх. Удерживать бедра на полу (рис. 29). Задержаться в этом положении на 10 секунд, затем, медленно выдыхая, возвратиться в исходное положение. Отдохнуть и повторить упражнение 2 раза.
Эту позу можно выполнять и любом возрасте. Она способствует правильному формированию грудного отдела позвоночника, органов дыхания и носоглотки, улучшает зрение, слух, внимание; снимает нервное возбуждение.
«Натянутый лук». Лечь на пол на живот, руки вдоль туловища. Медленно выдыхая, захватить правой рукой правую голень. Левой рукой захватить и удерживать левую голень и сделать полный выдох. Прогнуть спину и приподнять бедра (рис. 30). Медленно выдыхая, считать до десяти. Медленно опуститься па пол. Повторить еще 2 раза.
Выполнение этого упражнения требует некоторой тренировки.
Ребенок сможет выполнять эту позу с 4-5 лет, в результате чего у пего улучшится гибкость позвоночника, нормализуется работа органов грудной и брюшной полости, а также носоглотки, улучшится зрение.
«Плуг». Лечь им спину, вытянуться, руки по сторонам. Сделать вдох. Опираясь па прямые руки, поднять прямые ноги и завести их за голову; делать выдох по мере сокращения брюшных мышц. Постараться коснуться носками пола за годовой (рис. 31). Дышать глубоко и медленно. Оставаться в этой позе, пока не возникнет ощущения дискомфорта, затем согнуть ноги, Выпрямить их вверх и медленно опустить, возвращаясь в исходное положение, с опорой па руки.
Эта поза рекомендуется детям с 5-6 лет для улучшения кровоснабжения головного мозга, улучшения памяти, внимания, зрения, дыхания.
«Поза кузнечика». Лечь на коврик на живот, вытянуться, руки положить вдоль туловища, кисти сжать в кулаки у бедер. Крепко упираясь кулаками, поднять Выпрямленную правую ногу и удерживать ее в таком положении. Медленно опустить правую ногу и поднять левую. Сильно упираясь кулаками в пол, поднять обе ноги, удерживая их прямыми (рис. 32). Медленно опустить ноги, задержав движение на несколько секунд, когда ноги почти коснутся пола. Полностью расслабиться.
Выполнение этой позы, нормализующей работу органов брюшной полости и таза и улучшающей их кровоснабжение, рекомендуется с 4 - 5 лет.
Стойка на плечах. Лечь на спину, вытянуться, руки вдоль туловища ладонями впил. Используя руки как рычаги, медленно поднять йоги вверх, заведя их за голову. Упереть руки в спину Основной упор — на плечи, подбородок упирается в грудь. Согнуть ноги и опустить прямые руки на иол. Плавно опустить торс, выпрямить ноги и медленно опустить их па пол.
Ребенок сможет выполнять эту позу с 5-6 лет; поза гармонизирует развитие и координацию всех функций организма, стабилизирует вестибулярный аппарат, нормализует все системы организма.
Отредактировано Вика-5 (2007-11-02 15:12:57)