Вот нашла интересную статью, так и распирает поделиться. Но невольно назревает вопрос, как всё успевать??? Ведь и семью кормить надо, и по дому работы всегда полно, и ребёнку хочется уделить побольше времени.
Поделитесь опытом кто и как всё успевает. (Ну что б и в доме чисто, и дети румяны, веселы, и муж доволен, и сама вся из себя.)
Один день из жизни или Где взять время на развитие речи (Наталья Кулакова)
Утром я вспомнила, как недавно одна моя знакомая пожаловалась, что дочка у нее совсем не говорит в отличие от моей (ее ровесницы). “А ты занимаешься с ней пальчиковой гимнастикой, разговариваешь много? Читаешь? Помнишь, я тебе распечатку давала?” “Когда? Пока приготовлю, пока уберусь, погуляем, поедим, да и устаю я…”. Она осеклась, видимо, вспомнила, что у меня-то двое детей примечание ЛД - теперь у наташи уже трое детей - добавился маленький Гоша). “Ну когда ты успеваешь, может, у тебя день длиннее?” Я опять хотела внутренне возмутиться, но мысли мои отвлеклись, потому что Ксения (ей 2 года 9 месяцев) и Настена (которой 10 месяцев) начали просыпаться.
Жмурясь от весеннего солнца и сладко потягиваясь, Ксения пожелала мне доброго утра и заявила, что сегодня сама будет печь оладушки, ну, конечно, с моей помощью. Настя тоже что-то счастливо прокурлыкала и стала разыскивать грудь. Мы еще немного повалялись, рассуждая, какой сегодня день чудесный – уже совсем весна, вспомнили, какие весенние месяцы мы знаем и что скоро, наверное, прилетят птицы из жарких стран: грачи, скворцы, ласточки (всех их мы уже рассматривали на специальных карточках и в энциклопедии). Потом я показываю два новых весенних пейзажа (из календаря, который я купила исключительно ради репродукций): “Март” Левитана и “Грачи прилетели” Саврасова. Для Насти я четко произношу фамилии художников и названия картин. Но, видимо, живопись ее интересует не так серьезно, как музыка, она направляется к музыкальному центру, сама, (спустившись с кровати, это она делает месяцев с семи), жмет на все подряд кнопки, пока мы рассматриваем с Ксенией картинки. Наконец, ей удается его включить, радио настроено на волну, где обычно звучит джаз. Джаз мы слушаем постоянно, но после детского джаз-концерта, на котором мы недавно побывали, Ксения частенько заявляет, что нужно включить джаз.
На этот раз я ищу что-то более динамичное: мы будем танцевать и делать зарядку. Что-то вроде аэробики, ходим на носочках и пяточках, как уточки на корточках, потом еще ползаем наперегонки, крутим обручи (кто крутит, а кто и роняет). Настя смешно притопывает и кружится, ползет за нами (это очень полезно для спины, ведь она очень рано начала ходить). Потом я еще немного раскачиваю их по очереди на “качалке-перекладине”, которую сделал наш папа. Физическая нагрузка достаточная: за день они много раз еще раскачиваются, бегают, прыгают, Ксения висит вниз головой, забирается по шведской стенке и наклонной лесенке, когда ей нравится. Настя “зовет” меня частенько, чтобы я помогла ей повторить за сестрой понравившийся трюк. Кроме того, она обожает висеть и раскачиваться у меня (или папы) в руках – элементы динамической гимнастики, и кататься на мяче (по “старой” привычке). Потом причесываемся и бежим умываться, девочки дома всегда голышом (спят тоже) – закаляются.
Настя едет у меня на руках – соскучилась уже. Я четко проговариваю для нее все слова (“Пойдем в ванную, да, туда, умываться, ручки мыть, где у Насти ручки, вот правильно, где пальчики и т. д.). Они долго брызгаются, внизу (по их росту прибиты крючки для полотенец и полочка для мыла и щеток – Настя постоянно оттуда что-то утаскивает и смешно пытается вытереть лицо полотенцем, как старшая сестра).
Идем готовить завтрак. Ксения придвигает стул, достает миску: “Прощай каша, будем печь оладушки!” Она командует, что мы с Настей должны достать: муку, яйцо, сахар, соду надо погасить… Я все еще раз четко называю и объясняю для Насти. Ксения перемешивает все, сама насыпает из сахарницы сахар (осторожно несет ложку, чтобы не просыпать, берет щепотку соли – все упражнения очень полезны, развивают моторику рук). Выпекать она любезно разрешает мне. Пока я выпекаю оладушки, Ксения показывает Насте буквы из магнитной азбуки, которые прикреплены к холодильнику, Настя их с удовольствием грызет. Я предлагаю ей слова, а она определяет, есть ли в этих словах звук “А”, “К”, “М”, конечно для нее это пока непросто, я стараюсь произносить четко, утрированно.
Ксения заявляет, что съест десять оладий, но осиливает только шесть. Считает сама. Делаем артикуляционную гимнастику: облизываем губки по кругу, тянемся до носика, щек, подбородка с силой язычком (ведь мы выпачкались в варенье), облизываем тарелочку, как это делает киска (неприлично, зато очень полезно). После завтрака моем руки, чистим зубы, причем Настя тоже с удовольствием жует щетку.
Я поручаю Ксении помыть посуду (две тарелки) – мне нужно приготовить обед, около раковины она стоит на стуле, старается – отжимает губку – отличная тренировка для рук. Насте, конечно, тоже хочется. Чтобы отвлечь ее, достаю кастрюли, ложки и ее любимые баночки, к каждой из которых она подбирает крышечку. Немного “поиграв” на кастрюлях, начинает открывать и закрывать на них крышки, прячет большие в маленькие, потом открывает шкаф ставит туда кастрюлю, закрывает, снова открывает. Я напоминаю ей, какая кастрюля маленькая, а какая большая, изучаем размер и на ложках.
Овощи для супа: картошка, морковка, лук, капуста. Настя все пробует на зуб, крутит в руках (предварительно помытое, что надо очищенное). Ксения, домыв посуду, присоединяется к нам. Я загадываю ей загадки: “Сидит на грядке девица – коса на улице”, “Этот длинный рыжий нос по макушку в землю врос” – “Морковка”. Потом придумывает сама: “Гладкая, оранжевая, длинненькая, сладкая…”. Настя уже устала, и Ксения приходит мне на помощь: предлагает подмести и помыть пол. Выдаю им маленькие (но не игрушечные) щетки, ведерки и тряпочки, воды чуть-чуть, конечно, все это будет на полу, надеваю Насте тапки, чтобы ноги не скользили. Пока я все доделываю, они усердно моют пол. Я только чуть-чуть помогаю в самом конце. Потом еще вместе поливаем цветы: у них свои леечки, Насте нужна моя помощь и комментарии цветочки должны расти, но листик оторвать все-таки очень хочется…
Идем собираться на улицу. Одеваться они – терпеть не могут. Ксения торгуется. Договариваемся сначала немного почитать. Я читаю “Телефон” Чуковского. Это для Насти, Ксения уже давно читает “Винни-Пуха” и “Буратино”. Но оказывается ей тоже полезно освежить в памяти стихи, кое-где она мне помогает, а я показываю Насте, кто где нарисован, чем занимается. Ксения еще успевает наклеить несколько наклеек с животными на карту мира (на тот материк, где они обитают), пока я рассказываю им про этих животных, мы бодро одеваемся: подбадривает перспектива кормления лошадей в парке, на всякий случай захватываем санки-ледянки.
Спускаемся, считая ступеньки, сразу заходим в магазин, чтобы купить для лошадок хлеб. По дороге к парку дважды нужно переходить дорогу: Ксения комментирует: “Красный свет – дороги нет и т. д.”. Покормив лошадей (а заодно и птиц). Парк называется Академическим (при Академии Художеств), лошади живут при мастерской и часто позируют художникам, смотрим недолго ученические работы. Потом идем гулять по парку, пока Ксения выискивает сокровища (подброшенные мною желуди), рассказываю Насте, как лает собачка (уже в который раз), каркает ворона, какие замечательные здесь деревья, колонны, скульптуры…Поскольку Ксении постоянно нужна смена впечатлений, идем на площадку – кататься с горки, рассматриваем по дороге небо, обсуждаем весну и пение птиц. Настя тоже “катается” с горки, поэтому руки у меня очень быстро устают.
Домой возвращаемся уставшие и голодные, моем руки, я быстренько подогреваю обед, Ксения помогает сервировать стол под моим руководством: “Положи, пожалуйста, три кусочка хлеба”, – кладет безошибочно. Настя сидит на руках, потому что очень хочет спать – я стараюсь отвлечь ее кусочком сыра и разговорами. Пока я укладываю Настю, Ксюша раскрашивает фигурки, которые мы сделали с ней из теста еще вчера – сегодня они подсохли. Сегодня ей больше всего нравится оранжевый цвет, о чем она с удовольствием сообщает.
Я быстро мою посуду, а она уже помчалась выбирать книгу, которую я буду читать ей перед сном. Неожиданно ей “на пути” попадается грецкий орех и она умоляет рассказать ей про него сказку (это ловко замаскированный массаж для рук, который мы часто делаем, поэтому я соглашаюсь, хотя понимаю, что “капельку почитать” она все равно попросит). Я рассказываю про орех (с его личным участием), о том, как он свалился с дерева от ветра. Ксения старательно дует (тренирует долгий выдох – речевая гимнастика), а орех встречает детей, которые с удовольствием с ним играют: прячут и находят его в кулачке (кулачок сжимается и разжимается), катают на карусели (одной ладонью по другой с силой по кругу), катают с горки (рука прижата к столу тыльной стороной ладони, образуя горку, другой рукой катить орешек от кончиков пальцев к запястью и обратно). Потом катают его по ковру ладошкой вперед и назад, вперед и назад, словно он машинка. Все несколько раз сначала одной, потом другой рукой. Орешку все очень нравится, в конце игры он прячется в бассейне, где вместо воды горох. Найти его непросто (миска с горохом – полезная вещь), так он играет в прятки, пока мы массируем пальчики. Наконец читаем про март (Бианки “Синичкин календарь” – я сама ей это предлагаю).
Дети спят, а я могу немного почитать, проверяю почту, правда, я уже давно задумала сшить им сенсорные подушечки. Горох для двух под рукой, две другие наполняю манкой, еще две толстыми макаронами, еще две ватой, еще две фасолью, зашиваю (подушечки из одной ткани примерно 10 на 10 см.). Задача ребенка – на ощупь выбрать одинаковые.
Вот и Настя проснулась, обнаружила неубранный горох – разбрасывание предотвратить не удалось, но пальчики она размяла как следует. Предлагаю ей осмотреть подушечки, после этого ее привлекла юла, а пока я собирала горох, она занималась своей любимой баночкой (с небольшим отверстием из-под соли), проталкивала в дырочку макароны. Играем в “Ладушки” и “Сороку”. Видимо, смеемся слишком громко: Ксения тоже просыпается.
Полдничаем, Ксения фрукты не очень любит, хотя и определяет их по запаху с закрытыми глазами безошибочно. Настя выбирает банан. А Ксении я достаю замороженные сливы.
После полдника Ксения предлагает танцевать и играть в “догонялки”. В догонялки я советую ей играть с папой, а вот потанцевать я не против. Достаем сарафаны и платки (костюмы я шила им на Масленицу), марокасы, бубен, трещотку, ксилофон. Все разбирают себе то, что нравится. Включаю кассету с русскими и казацкими песнями. Танцуем до упаду. После этого я спокойно пью чай, читаю новый журнал, а девочки продолжают веселиться, таскают платки, правда, покой мой длится недолго – назревает конфликт из-за невозможности поделить ксилофон. Приходится вмешаться и предложить каждой по палочке, а потом и новую игру. Играем в дочки-матери, причем, Ксения – мама. Устраиваем постельку, стол из стопки книг, расставляем посуду, пока Ксения готовит обед, я “отпрашиваюсь” у нее на прогулку с Настей и еще одним малышом в колясочке, Настя катает коляску, вытаскивает куклу, качает, мы ищем у нее глазки, носик, волосики и т. д., заворачиваем в одеяльце. Игра продолжается до самого ужина.
Пока жарятся котлеты и варятся макароны, Ксения открывает ящик в столе с манкой (на дно плоского ящичка в кухне можно насыпать манки, он не переворачивается, манка практически никогда не высыпается, на ней можно рисовать пальчиком, писать буквы, у нас ящик с манкой прямо под тем, в котором лежат ложки и вилки). Легкий толчок, и “лист” снова чистый.
Вместе накрываем на стол и ужинаем, считаем все вместе вилки и тарелки. После ужина, пока я мою посуду, каждая занимается своим делом, Ксения показывает мне, как ловко она находит парные мешочки, Настя нанизывает пирамидку, потом они уносятся в комнату, пока я включаю стиральную машину и т. д., они периодически прибегают, Ксения поясняет, что показывает Насте сказку (на руках у нее пальчиковые куклы – лиса и заяц), но мир длится недолго – Насте тоже срочно требуется лиса и заяц, я иду к ним. Мы заканчиваем сказку, а потом рассматриваем животных в энциклопедии, в основном с Ксенией, потому что Настя не может долго концентрироваться. Пока я готовлю ванну, приходится взять Настю с собой, потому что она не дает Ксюше строить замок из кубиков – разрушает.
Перед купанием разрешаю им порисовать, расстилаю на полу бумагу, даю всего две краски для рисования руками – желтую и синюю. Объясняю Насте, какие это цвета. Они рисуют не только на бумаге, но и на себе. Потом купаемся, Ксения берет миску с разными камешками, шишками, тарелочками, баночками (предметы я периодически обновляю) и “проверяет” – мой юный физик и биолог в одном лице, – что тонет, а что нет. Настя отлавливает то, что не пошло ко дну.
После купания я укладываю Настю, а Ксения слушает кассету со сказками. Ксюня обязательно хочет еще немного пообщаться перед сном: мы рассматриваем картинку, на которой “что-то” нарисовано неправильно. Труднее всего ей, оказывается, сориентироваться, что у стола не хватает одной ножки. Приходится забраться под стол, чтобы пересчитать, сколько у него ножек.
Заканчивается ее день кефирчиком, поцелуями и колыбельной, а я отправляюсь к компьютеру – работать, вернее, отдыхать, потому что моя работа – любить и развивать моих детей. Никто не сделает ее лучше меня.
Источник: http://www.danilova.ru/publication/devel7_02_12.htm