Мама в сети - форум для креативных мам

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Глен Доман

Сообщений 1 страница 20 из 40

1

"Дети быстро схватывают бесчисленное множество предметов".
Цицерон.

"Итак, не станем напрасно терять времени, тем более что для начала всех наук нужна одна память, которою дети одарены в самой высокой степени."
"О воспитании оратора" М. Ф. Квинтилиан (42-118 гг. н. э.)

В конце сороковых годов американский военный врач Глен Доман, работая в филадельфийском институте, позже названным "Институтом ускоренного развития ребенка" ("Better Baby Institute" (BBI)), начал заниматься лечением детей с травмами мозга. Выводы, к которым он вместе с сотрудниками пришел, схематично можно описать следующим образом: стимулируя один из органов чувств, можно добиться резкого усиления активности мозга в целом (5 - 9). В первую очередь, больных детей (кроме слепых) учили читать, показывая им карточки со словами, написанными очень крупным красным шрифтом, и эти слова громко произносили вслух. Весь урок занимал 5-10 секунд, но таких уроков в день было несколько десятков. Со слепыми детьми дело обстояло сложнее - первый шаг их программы состоял в том, чтобы дать им возможность видеть хотя бы очертания.

В результате, когда такие дети начинали читать, параллельно с этим, постепенно, понемногу, они начинали и двигаться. До обучения по методике Домана эти дети отставали по всем показателям физического развития детей, а спустя некоторое время после начала обучения - по весу, росту, окружностям головы и грудной клетки на 20% превосходили обычных детей!

И опять же возникает вопрос, который задавала себе еще Мария Монтессори: "что же надо делать с обычными детьми, чтобы мои бедные малютки их перегоняли?"

Систему, разработанную для больных, Доман попробовал применить в работе со здоровыми детьми. Своими трудами он показал, что человеческий потенциал огромен, что еще в очень раннем возрасте детей можно очень многому научить. В его институте дети двух, трех, четырех лет начинают читать, превосходно осваивают математику, становятся настоящими эрудитами, и вместе с тем прекрасно развиты физически: они хорошо плавают, бегают, лазают. Творческие возможности этих детей настолько широки, что сам Доман называет их детьми Возрождения.

Целью, которую поставил себе Доман, является - "дать детям неограниченные возможности в жизни. А осуществление этой цели будет определяться тем, что выберет для себя ребенок, кем он решит стать, что приглянется ему из длинного списка возможностей."

Доман хорошо знает, что учеба эффективна только в период роста мозга. А мозг человека растет до семи - семи с половиной лет, но сильней всего он растет в первые три года. Исходя из этого, свою систему он построил для трех-четырехлетних малышей.

В первую очередь, считает Доман, надо предоставить ребенку возможность двигаться с первых дней жизни. Простые усилия могут привести к тому, что в первый месяц жизни ребенок будет проползать по несколько метров в день. Это сильно влияет на развитие способностей ребенка.
Конечно, надо обучать так, чтобы это было психологически комфортно ребенку, надо стараться исподволь развить его врожденные рефлексы.

Мне кажется, что дети, которых пеленали, в большинстве своем более апатичны, не позволяют себе сделать того, что они хотят, в более старшем возрасте, чем дети, которым позволяли и помогали двигаться так, как они хотят. Вы когда-нибудь видели, какая радость написана на личике трехмесячного малыша, которому помогают стоять и ходить? Если да, то после этого Вы никогда не скажете, что такое раннее развитие вредно.

Доман разработал целую систему физического развития ребенка. Он рекомендует учить его делать все, что только возможно и вертеть и крутить его различными способами. Развивая ребенка таким образом, еще во время первого года жизни можно сделать очень серьезный задел на всю его будущую жизнь. И это подтверждают спортсмены, занявшие во многих видах спорта лидирующее положение благодаря тому, что они взяли в руки ракетку, вышли на лед или начали плавать не позже двух лет. Кроме того, Глен Доман считает, и это проверено им на больных детях, что физическое развитие стимулирует и умственное. Когда ребенку исполнится год, надо параллельно с физическим развитием начинать развивать и такие способности, как лингвистические, математические и другие.

По мнению Домана, лингвистические способности - врожденная функция человеческого мозга. Он считает, что все младенцы обладают невероятными способностями к языкам. Глен Доман выделяет факты, из которых состоят языки. Они называются словами, числами или нотами, в зависимости от того, о каком языке идет речь. Он считает, что в том, что касается заучивания голых фактов, дети могут выучить все, что мы им дадим. Более того, чем они моложе, тем легче они заучивают. Исходя из этого, идея "готовности к чтению" (а также все другие "готовности") является полнейшим вздором. Утверждение о том, что ребенок готов к чтению в пять или шесть лет, не только абсурдно, но и опасно. Готовность созидается в детях, а если не созидается - случайно или с какой-то целью - она не появится вообще.

Доман считает, что если учить ребенка фактическому материалу в математике, а факты, на которых основывается математика, - это числа, такие как один, два, три, четыре, пять, шесть, - то он откроет такие математические правила, как сложение, вычитание, умножение, деление и т.д. Из этого он делает вывод, что математические способности - также неотъемлемые функции человеческого мозга.

Обучение математике состоит в том, что ребенку показывают карточки с крупными красными точками (по пять штук) и громко называют их количество. Доман показывает количество точками, а не цифрой, для того, чтоб ребенок мог почувствовать реальное количество, а не абстрактный значок цифры.

Когда ребенок пройдет первые двадцать цифр, ему, кроме цифр, начинают показывать примеры. Большинство детей, которые внимательно просматривают то, что им показывают, примерно через пару месяцев могут визуально отличить 56 точек от
7 и решить несложный пример.

Кроме обучения чтению и математике Глен Доман рекомендует еще давать и энциклопедические знания. Для этого родители делают подборку карточек с изображением растений, животных, великих людей и многого другого. Было бы, наверное, неплохо, если бы ребенку не просто давали энциклопедические знания, но еще и рассказывали, где и как они применяются, как они взаимосвязаны между собой, подкрепляли бы примерами из жизни (тогда информация становится менее безликой, а, значит, и более интересной для ребенка).

Доман рекомендует показывать каждую карточку, вне зависимости от того, что на ней изображено, по 1 - 2 секунды. Таким образом, весь урок занимает 5 - 10 секунд. Мне же кажется, что лучше показывать настолько быстро, насколько ребенок успевает охватить взглядом все составляющие образа, т. е. слова и точки - быстро, а картины - медленно.

Для обучения чтению Доман берет старинную англо-германскую систему: предъявление и озвучивание целого слова. Он рекомендует показывать карточки с написанными на них красными словами на белом фоне. Доман советует начать обучение как можно раньше, лучше - до года. Но в этом возрасте ребенок еще мало знает названий предметов, и в этом случае он узнает их из карточек, причем узнает только название, без образа предмета. Если же у него уже сформировалась взаимосвязь между образом и предметом, то он, скорей всего, все равно не представит себе за словом предмет (т. к. слишком быстро показывают и часто меняют слова, он не успевает к ним привыкнуть). Получается, что мы, с самого раннего возраста, учим ребенка мыслить абстрактно. А может, лучше образно? Кстати, дети с образным мышлением эту методику плохо воспринимают. Мне кажется, что было бы лучше, если бы показывали одновременно на одном листе сверху - картинку, снизу - подпись.

По мере взросления ребенка Доман предлагает увеличивать продолжительность и количество занятий. По достижение ребенком возраста 1,5 - 2 лет с ним начинают, например, изучать японский язык, знакомить его с современным искусством или обучать игре на скрипке.

Как и у всякой методики, и у методики Домана есть свои отрицательные стороны. Главная из них заключается в том, что при использовании данной методики ребенок из активного участника процесса обучения превращается в его объект. Во время обучения ребенок пассивен, работает только его зрительная система, охватывая ту информацию, которая расположена на карточках. Малыша нагружают фактами (делают из него "ходячую энциклопедию"), но не учат думать (использовать полученные знания). Страдает эмоциональное и когнитивное развитие, т. к. нельзя развивать только одну (в данном случае зрительную) компоненту. "Факт" надо пощупать, потрогать и полизать, т. е. исследовать его всеми органами чувств, и потом, используя его взаимосвязи с другими "фактами", определить ему место в мире.

Подробнее смотри doman.zip

(http://www.mtu-net.ru/sivash/Archiv/doman.zip)

Смотрите также:
1. Энциклопедические знания на сайте Лены Даниловой
Вступление
О методиках Глена Домана
Общие знания. От рождения до полутора
Общие знания. От полутора до двух
Общие знания. От двух лет
География История
2. "Биты знаний" по методике Глена Домана находятся
в разделе публикации по раннему развитию сайта 7ya.
Карточки для чтения:
Файл в zip-архиве (21,7 Кбт)
Файл в zip-архиве (697 Кбт)
Файл в zip-архиве (5,41 Кбт)
Карточки для счета:
Файл в zip-архиве (21,7 Кбт)
Файл в zip-архиве (332 Кбт)
Файл в zip-архиве (4,37 Кбт)
Файл в zip-архиве (21,7 Кбт)
Файл в zip-архиве (681 Кбт)
Cайт с большим количеством разнообразных карточек по Глену Доману. http://www.maximumkids.com/flashcardmain.html Карточки бесплатные, загружаются очень хорошо. Единственный минус - это то, что сайт, как и карточки, на английском языке.
в разделе "Университет" на страничке Ольги Борисовой.

Источник и ссылки на файлы "Биты знаний" http://defacto.examen.ru/db/Examine/cat … facto.html

+1

2

Вика-5
Ой, это не новая методика. Не буду голословно утверждать, но когда я училась в педагогическом университете эту теорию преподносили как несколько однобокую и устаревшую, не формирующую мышление. Равно как методику Мнтессори и Вальфдорскую педагогику. Их уже давно и нигде не используют в чистом виде.

0

3

Методики Домана на сайте "Мама в сети"

Как работать с карточками Домана: http://maminsite.ru/early.files/early17.html

Скачать карточки Домана:
"Домашние животные" в формате rar ( 246 Кб).
"Объекты природы" в формате rar (200 Кб).
"Овощи" в формате rar (219 Кб).
"Фрукты и ягоды" в формате rar (206 Кб).
Можно тут: http://maminsite.ru/early.files/early 12.html

Скачать карточки:
* "Дикие животные" в формате rar (681 kb): белый медведь, бурый медведь, верблюд, жираф, зебра, кенгуру, лев, носорог, обезьяна, олень, слон, тигр.
*"Продукты питания" в формате rar (1.23 Mb): ветчина, джем, картофель, кекс, колбаса, конфеты, макароны, мороженое, мясо, пельмень, печенье, пирожное, пицца, рогалик, сосиски, суп, сыр, торт, хлеб, хлопья, цыпленок, шоколад, яйцо.
*"Предметы обихода" в формате rar (1.14 Mb): булавка, ваза, ведро, веник, вентилятор, весы, вешалка, замок, зонт, кисть, ключ, кран, лампочка, лопата, ножницы, подушка, прищепка, расческа, свеча, совок, стол, стул, тачка, телефон, топор, туалетная бумага, утюг, фен, холодильник, часы, щетка.

Можно тут: http://maminsite.ru/early.files/early 9.html

Тем, кто не хочет изготавливать карточки Домана самостоятельно, можно купить готовые комплекты:

Комплект "Умница" - чтение с пеленок (с подарком)
Комплект "100 цветов"
Комплект "Букварь с пеленок" (с подарком)
Комплект "Математика с пеленок" (с подарком)
Комплект "Энциклопедические знания. Гений с пеленок"

В магазине развивающих игр:  http://maminsite.ru/shop2.htm

0

4

Нам тоже так преподносили. Но потом, когда я вникла в эти методики, поняла, что преподносили очень однобоко. Во всем мире эти методики активно используют. Школы Монтессори, например, были очень распространены в довореволюционной России. Сейчас к этим методикам возвращаются снова. Только уже в более "нормальном", приближенном к первоисточнику варианте.

0

5

Ну тут уже каждый выбирает для себя. Можно взять из каждой методики то, что подходит.

0

6

Вика-5 написал(а):

Ну тут уже каждый выбирает для себя. Можно взять из каждой методики то, что подходит.

Да, в этом суть, безусловно.

0

7

Вика-5 написал(а):

(http://www.mtu-net.ru/sivash/Archiv/doman.zip)

Жалко сайт не грузится, ошибка. :(

0

8

Вика-5 написал(а):

Ну тут уже каждый выбирает для себя. Можно взять из каждой методики то, что подходит.

:yep: Что я и делаю!  :)

0

9

Да, ошибка. Попробую завтра еще поискать.

0

10

Не читая всех ссылок
А я со ст.сыном занималась по этой методе.....Сейчас вон-качай карточки и всё просто,а я клеила,вырезала ,писала,рисовала сама....В полтора года ребёнок способен запомнить по 1-3 карточки в день....
От себя могу добавить-слова я писала ,на обороте красным и синем цветом,с учетом гласных и согласных.Перевернув карточку словом вверх,просишь ребёнка найти нужную картинку.Зрительно помня как пишется "картинка",он с радостью её находит...
А начинать лучше с фото МАМА и ПАПА(дать дня два-три),любимого кота,и тд,что ребёнок любит и знает....,а новый материал попозже,когда ребёнок привыкнет к занятиям...

Отредактировано snezh-ok (2008-04-28 21:56:52)

0

11

По Доману оч. муторно и неудобнозаниматься, имхо... Много времени отнимает, много терпения.. к тому же там такая фишка, что надо каждый день обязатательно занимактся. иначе толку не будет..
Нам не понравилось

0

12

Мы занимались прямо на компьютере, в режиме слайд-шоу, и мама озвучивала.
Но потом забросили.

0

13

snezh-ok написал(а):

А я со ст.сыном занималась по этой методе.....Сейчас вон-качай карточки и всё просто,а я клеила,вырезала ,писала,рисовала сама....В полтора года ребёнок способен запомнить по 1-3 карточки в день....
От себя могу добавить-слова я писала красным и синем цветом,с учетом гласных и согласных
А начинать лучше с фото МАМА и ПАПА,любимого кота,и тд,что ребёнок любит и знает....

У тебя больше метод Зайцева напоминает. Или еще Лена Данилова так советует показывать картинки с надписями. Но делятся буквы не на гласные-согласные, а на ударные-безударные слоги. Ударные - черные, безударные - зеленые.
Как тут примерно: http://maminsite.ru/early.files/early10/cow.jpg

0

14

Мы занимались почти год,потом развод,переезд,работа (тогда не было компа, поиск и клейка навых картинок,отнимало много времени) и тоже забросили...

0

15

Вспомнила,прикол...
Дима никак не мог запомнить картинку ИНДЮК (у свекрови было целое стадо,оголделых)
Показав сново картинку,переворачиваю и указательным пальцем сканирую И-Н-ДЮК,спрашиваю Диму сново:
-Дима,кто это?(Диме 1,7мес,говорит подражательными звуками)
Тычет маленьким пальчиком по слагам:
-Гыль-гль-гыль.... :glasses:

0

16

snezh-ok
Снежана - посмотри сюда - о чем я говорила: http://danilova.ru/publication/devel6_13_09.htm
А еще много складовых  карточек тут можно найти: http://kyznetsova-e.livejournal.com/22325.html

0

17

maminsite
Да,Ритуль как у Кузнецовой маленькие карточки (без подписей),а цвета на глассные и согласные....

0

18

Татьяна и Настена написал(а):

Вика-5 написал(а):
Ну тут уже каждый выбирает для себя. Можно взять из каждой методики то, что подходит. Что я и делаю!

А Вы не могли бы поделиться опытом?

0

19

maminsite написал(а):

Мы занимались прямо на компьютере, в режиме слайд-шоу, и мама озвучивала.
Но потом забросили.

И какое время  вы так занимались? Я вот тоже об этом подумываю, но видимо небыло результата раз забросили!?

0

20

Алисия, вы здесь? Вас интересует эта тема, может поговорим, поделимся опытом?

0