Мама в сети - форум для креативных мам

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Мама в сети - форум для креативных мам » Психология » Опасное сравнение


Опасное сравнение

Сообщений 1 страница 17 из 17

1

Автор: Кравцова Марина . журнал "Няня", 2002 год № 5

http://www.nanya.ru/podpiska

Умение сравнивать — необходимое качество мышления. Ребенок постигает свойства и функции окружающих его предметов, сравнивая их между собой. Благодаря сравнению он ориентируется в собственных состояниях и чувствах, осознает свою индивидуальность. Именно сравнивая, он находит себе подобных для увлекательного общения. Родители же сравнивают своего ребенка: со своим представлением об идеальном малыше, которое есть у каждого взрослого, — с самими собой — сначала ищут внешнюю похожесть, а затем — поведенческую, потом со сверстниками и с его братьями и сестрами, если они есть.Если же кроха не похож на тех, с кем его сравнивают, родители расстраиваются и идут к психологам с жалобой, которая обычно начинается со слов: «Вы знаете, он совершенно не похож на...» Далее следует один из перечисленных выше вариантов

    Ребенок и родители: разные характеры
     Психологи считают, что характер человека складывается в процессе воспитания под воздействием окружающей среды, а темперамент — это некое врожденное свойство нервной системы реагировать на происходящее. Качества темперамента закладываются в процессе формирования нервной системы малыша и зависят не только от наследственности, но и от условий внутриутробного развития. Поэтому очень часто бывает, что у мамы и ребенка оказываются совершенно разные темпераменты, и это составляет отдельную психологическую проблему.
     В таком случае малыш, по мнению матери, «слишком» медлительный или «чересчур» подвижный. Ее удивляет, а иногда и возмущает, что он не посидит, не почитает спокойно: как это так, ведь она в его возрасте всегда любила тихие игры! Бывает наоборот, мама переживает, что ребенок ни с кем не дружит, играет один, тогда как она в детстве была заводилой, и у нее было полно друзей. Особенно тяжело застенчивым, медлительным мальчикам с мамами, которые были в детстве бойкими девочками, и дочкам-непоседам, воспитываемым прилежными тихонями. Но такая расхожесть неудивительна. Скорее всего, в семье есть бабушка, дедушка, дядя, папа с похожим типом реагирования на окружающий мир. И почему-то взрослых с подобными качествами мы принимаем. То, что для ребенка недостаток, для наших мужей уже достоинство — сдержанный, спокойный, или общительный, энергичный...
     Сравнивая ребенка с собой, некоторые родители ошибочно полагают, что ребенок в своем отношении к жизни, к общению похож на них. Такое бывает с теми, кто страдал в детстве от воспитательных «перегибов» собственных родителей. В моей практике был случай, когда девочка переживала не столько проблемные отношения с некоторыми одноклассниками, сколько то, что ей не с кем было ими поделиться. Чувствовалось, что она очень нуждалась в поддержке и совете мамы, но с ней у нее не складывались отношения. Вот она и «выплеснула» все свои переживания в одной письменной работе, где каждая строчка говорила: «Выслушайте меня!» Ее мама была очень удивлена, узнав о потребности своей дочери поделиться своими личными проблемами. Нет, она не считала, что ее дочка еще мала, чтобы иметь какую-то свою жизнь и переживать что-то. Мама признавала за дочкой право на личную жизнь, но она не только ничем не интересовалась, а всячески избегала разговоров о школьной жизни дочери. Она рассказала, что в детстве сама очень страдала от повышенного интереса к своей жизни со стороны родителей. «Они постоянно и назойливо лезли мне в душу! Я хочу, чтобы дочка была свободной, поэтому никогда ее ни о чем не расспрашиваю». Девочка же воспринимает эту свободу как отсутствие интереса к себе и сочувствия.
     Другая крайность сравнения с собой, это когда родитель признается: «Я сам был таким, и мне было трудно, плохо...» Это воспитание по принципу: «Ты должен быть другим, лучше меня!» Такие родители недовольны прежде всего собой, своей жизнью, они боятся, что ребенок повторит их путь, желают для него лучшей жизни. А им в первую очередь следовало бы полюбить себя, найти положительное в своем характере и научиться радоваться, а не переживать, что ребенок похож на них.
   
     «Паршивая овца в семье»
     Так грубовато, но вполне оправданно, называет американский психолог Фромм детей не соответствующих ожиданиям своих родителей. Ребенок, который, несмотря на все усилия сделать его «правильным», не поддается, становится объектом постоянных упреков, нареканий и невыгодного сравнения. Все чаще он слышит: «Бери пример с брата, а вот Маша никогда бы так не сделала, я в твоем возрасте...» Какого же результата можно добиться такими средствами? Менее всего вы должны лелеять себя надеждой на то, что он исправится. Вот наиболее вероятные результаты такого отношения к детям.
     Пониженная самооценка. Ребенок начинает заранее ожидать провала, он убежден, что у него все равно ничего не получится. Это ожидание неуспеха сказывается на результате практически любой его деятельности. Протест. Отчаявшись добиться одобрения родных, заслужить их похвалы, ребенок начинает делать все назло. Он специально совершает то, в чем его обвиняют. Малыш стремится хотя бы таким способом привлечь к себе внимание окружающих.
     Злость и раздражение по отношению к тем, с кем сравнивают. Известно, что невыгодное сравнение наиболее частая причина ревности между братьями и сестрами. Ребенок начинает конфликтовать со своими более успешными братьями или сестрами, вместо дружеских отношений у них формируются сопернические. А сверстников, которых ему ставят в пример, он может начать ненавидеть, стремиться сделать им какую-нибудь пакость — отомстить за свою несправедливую отверженность и их успешность. Кстати, отношения взрослых к «любимчикам» описано и в художественной литературе, например «Том Сойер» Марка Твена. Постоянные воспоминания родителя о том, каким он был ребенком: покладистым, послушным, трудолюбивым, «Не то что ты!», постепенно начинают вызывать у маленького человека раздражение. Отношения между ними еще больше усложняются, ребенок и родители отдаляются друг от друга, а любая попытка поговорить по душам заканчивается неудачей. Дочь или сын, привыкший к упрекам и невыгодному сравнению, уже заранее готовится пропустить мимо ушей все, что вы скажете. Он как бы говорит: «Знаю все, что ты скажешь, надоело!» Одна мама своим не очень трудолюбивым и аккуратным дочерям любила приводить в пример себя в их возрасте. При этом она всегда повторяла: «Я была идеальным ребенком». Однажды, выговаривая им за какой-то хозяйственный проступок, мама сказала, что никогда бы так не сделала на их месте. На что дочки устало и зло заметили: «Конечно, ты же была идеальным ребенком!». И вместо того чтобы продолжить нотацию, она посмеялась над их словами. «Я вдруг взглянула на эту ситуацию со стороны, — рассказала она, — получается, что если ты изначально не идеальна, то и не следует пытаться. Я лишала своих дочек права на ошибку, а значит, и возможности хоть чему-то научиться. Но главное, что я своими упреками отбивала у них желание пробовать». У моей героини хватило чувства юмора и мудрости понять, что постоянными упреками и невыгодным сравнением она лишь отдаляется от дочерей, теряет их доверие.
     Почему все-таки так сложно удержаться от сравнения, так сложно избежать разочарования? Многим родителям хочется, чтобы их ребенок был похож на них. Ведь так удобнее — понятно, чего ожидать, как общаться... Но все дело в том, что, став взрослыми, мы часто забываем, что у нас тоже получалось не все и не сразу. Мы не помним или не хотим помнить свои детские проблемы.
     Как-то я пожаловалась своей маме, что мой сынишка только начал уверенно ходить на улице, а уже всегда идет не в ту сторону, в какую мне надо. Мама усмехнулась: «Ты делала точно так же, чем доводила отца до белого каления. Эти ее слова заставили меня задуматься: мой малыш уже имеет свои резоны идти в ту или иную сторону, кроме того, он же не знает, куда и зачем надо идти мне. Конечно, если мы торопимся или там, куда он стремится, непролазная грязь, я проявляю настойчивость. Но если время и ситуация позволяют, я покорно иду за сыном, потому что мне интересно и приятно дать ему возможность быть самостоятельной личностью. Родители не могут помнить себя совсем маленькими, поэтому если есть такая возможность, то почаще слушайте рассказы родных о своем детстве. Старайтесь вспомнить себя маленькими. Вашему ребенку полезно знать, что в детстве и у вас были проблемы, но вы смогли их преодолеть. Человек не сразу рождается успешным, часто уважение к себе он зарабатывает в долгой борьбе, путем проб и ошибок.
     Известный чешский психолог Зденек Матейчек выводит основное правило воспитания детей: «Если у разных детей надо воспитать одинаковые положительные качества, добиться гармонического развития их личности — надо с каждым обращаться немного иначе, то есть с учетом их индивидуальности».
    Для успешного взаимодействия необходимо:

хорошо знать своего ребенка;

интересоваться его характерными особенностями;

уметь ставить себя на его место;

почаще вспоминать о своих детских проблемах.

   

Идеальный ребенок?
     Большинство родителей считают, что «идеальный ребенок — это не такой, как наш». Родственники чересчур общительного сорванца всегда будут завидовать родителям застенчивого тихони и наоборот. Особенно не повезло тем детям, чьи родители были отличниками в школе. Они на собственном примере убедились, что учиться на отлично возможно, это не миф, поэтому требуют от ребенка того же. Им очень сложно смириться, если выясняется, что их ребенок не может быть отличником в силу своих физических и психологических особенностей, что он совсем другой. Они не хотят понять, что красивый почерк или способности к математике далеко не всегда являются результатом усидчивости и трудолюбия.
     Вы заметили, с какой радостью дети рассказывают, что признанные гении плохо учились, что у Пушкина был отвратительный почерк, а Эйнштейна учителя вообще считали неполноценным? Для них эти истории — надежда на возможность стать стоящей личностью, добиться признания.
Чтобы воспитать «идеального ребенка», надо помнить:

нет плохих или хороших темпераментов, нет плохих качеств, но любое может стать отрицательным при соответствующих условиях, бережливость превратится в скупость, осторожность — в трусость;

даже близнецы, по свидетельству их родителей, сильно различаются по характеру и поведению уже в младенческом возрасте;

«не ошибается тот, кто ничего не делает»;

идеальный ребенок — это тот, который любим и принимаем родителями.

+1

2

Вика-5 написал(а):

идеальный ребенок — это тот, который любим и принимаем родителями.

:flag:  :cool: ППКС!

0

3

Вика-5 написал(а):

Психологи считают, что характер человека складывается в процессе воспитания под воздействием окружающей среды, а темперамент — это некое врожденное свойство нервной системы реагировать на происходящее. Качества темперамента закладываются в процессе формирования нервной системы малыша и зависят не только от наследственности, но и от условий внутриутробного развития.

Вика, вот с этим я согласная на 150%. :flag:
Пока малыш находится внутри мамы, мама своими желаниями формирует будущий темперамент и будущее своего малыша. Испробовала на себе.  И поэтому когда женщина беременна, она должна постараться жить только с положительными эмоциями и любовью к будущему малышу, а весь негатив нужно сразу же гнать от себя как только он появляется.

0

4

Вика-5 написал(а):

нет плохих или хороших темпераментов, нет плохих качеств, но любое может стать отрицательным при соответствующих условиях, бережливость превратится в скупость, осторожность — в трусость

ППКС! спасибо за статью!

0

5

Вика, спасибо за интересную статью, балуешь ты нас различными материалами. :flag:  Но несмотря на то, что в целом это интересно, с некоторыми выводами и утверждениями (без вариантов) автора не могу согласиться.

Вика-5 написал(а):

Родители же сравнивают своего ребенка: со своим представлением об идеальном малыше, которое есть у каждого взрослого, — с самими собой — сначала ищут внешнюю похожесть, а затем — поведенческую, потом со сверстниками и с его братьями и сестрами, если они есть.Если же кроха не похож на тех, с кем его сравнивают, родители расстраиваются и идут к психологам с жалобой, которая обычно начинается со слов: «Вы знаете, он совершенно не похож на...» Далее следует один из перечисленных выше вариантов

Я не знаю, что из себя представляет "идеальный малыш", каков он. И думать об этом даже не приходит в голову. Он мой, для меня он самый лучший и идеальный.  Да, я радуюсь успехам других детей, их достижениям, радуюсь, когда родители счастливы за своих деток. Но сравнивать своего с кем-то и ориентироваться на какой-то мифический идеал - да никогда. "Все люди разные" - мы спокойно произносим эту фразу в отношении взрослых и согласны с ней практически все. Но почему автор утверждает, что в отношении детей все думают иначе и сразу бегут к психологу, если их ребенок "не как все"?????? Мне например, очень нравится, что мой ребенок - не как все. Он ни на кого не похож, он особенный, мало того, я даже горжусь этим. Он и в таком возрасте  - уже индивидуальность.

А чего стоит фраза

Вика-5 написал(а):

Большинство родителей считают, что «идеальный ребенок — это не такой, как наш». Родственники чересчур общительного сорванца всегда будут завидовать родителям застенчивого тихони и наоборот.

Она это серьезно? И вы с этим согласны? Тоже серьезно?
Нет слов... :dontknow:
А это вообще "шедевр":

Вика-5 написал(а):

Особенно не повезло тем детям, чьи родители были отличниками в школе. Они на собственном примере убедились, что учиться на отлично возможно, это не миф, поэтому требуют от ребенка того же. Им очень сложно смириться, если выясняется, что их ребенок не может быть отличником в силу своих физических и психологических особенностей, что он совсем другой.

Ну ващщще :dontknow:  %-)  :O
То есть на моем ребенке этот горе-автор сразу поставила жирный крест. С чего вообще взялась такая мысль, что ВСЕ бывшие отличники требуют от ребенка "покорения тех же высот"? Что касается меня, то в этом вопросе мне гораздо ближе позиция доктора Е.Комаровского, не однажды упомянутого на форуме. Заключается она в том, что он тоже предлагает сравнить, что предпочтительнее: Болезненный математик-шахматист в очочках, гордость школы или здоровый румяный энергичный троечник. Там он высказал предположения, каков будет выбор со стороны учителя-математика, кто "предпочтительней" для школьного коллектива, и со стороны детского врача, какой ребенок ему "более симпатичен" в силу профессии.
Для себя я этот вопрос решила давно. Мне хочется, чтобы ребенок смог реализовать свои возможности, интересы, стремления. Чтобы он был счастлив и считал себя таковым! А количество пятерок в дневнике и соответствие каким-то стереотипам поведения, ожиданиям  других - это совсем не то же самое. ИМХО.
Извините, если получилось резковато, возмутило безапелляционность автора. Тут явно собственные стереотипы и шаблоны, не дающие возможность смотреть и ВИДЕТЬ шире. Всех под одну гребенку.....
ЗЫ. А кто она такая - Кравцова Марина?

0

6

О характерах и темпераментах, о том, как правильно вовремя "разглядеть", кто ваш ребенок - читала и продолжаю почитывать вот эту книжку
http://i030.radikal.ru/0806/e4/9a367b20581e.jpg
Она не редкость, продается повсеместно.
вот, например, http://www.bs-books.ru/ws/19/1853.htm
Идея книги:
Какой темперамент у вашего ребенка?
- непоседы и шустрики;
- задиры и драчуны;
- копуши и тихони.
Какой характер у вашего ребенка?
- кривляки и визжалки;
- упрямцы и нахалыши;
- нытики и вредины;
- растяпы и крикуны;
- врунишки и фантазеры.

Вот здесь книги этого же автора
http://www.bolero.ru/person-342005.html?topic=181441
http://www.bolero.ru/person-188174.html?topic=181441

Серия "Мамина школа" разработана ведущими специалистами в области проблем материнства и детства, авторами множества методических рекомендаций, которые уже помогли и, несомненно, помогут молодым мамам справиться со многими проблемами, возникающими до и после родов, а также в первые годы жизни малыша.

В этой серии я еще кое-что читала. Авторы разные, материалы интересные.
Но в сети скачать ничего не нашла, кроме отрывков :dontknow: , надо покупать, если кому интересно.

Отредактировано Русинка (2008-06-13 18:58:32)

0

7

Автор Шелопухо Ольга Анатольевна

Факультет психологии
ЛГУ им. А.С. Пушкина
Старший преподаватель кафедры, кандидат психологических наук, занимается проблемами адаптации, психологического сопровождения, психодиагностики, функциональной асимметрии человека.
http://psy-lengu.ru/departments_opp_stuff.php

0

8

Таня, ты молодец.

Русинка написал(а):

Я не знаю, что из себя представляет "идеальный малыш", каков он. И думать об этом даже не приходит в голову. Он мой, для меня он самый лучший и идеальный.  Да, я радуюсь успехам других детей, их достижениям, радуюсь, когда родители счастливы за своих деток. Но сравнивать своего с кем-то и ориентироваться на какой-то мифический идеал - да никогда. "Все люди разные" - мы спокойно произносим эту фразу в отношении взрослых и согласны с ней практически все.

Это правильно. Но для меня совсем не секрет, что многие родители СРАВНИВАЮТ. И ТРЕБУЮТ СООТВЕТСТВИЯ СВОИМ ПРЕДСТАВЛЕНИЯМ. Я тому пример.

Русинка написал(а):

Вика-5 написал(а):Большинство родителей считают, что «идеальный ребенок — это не такой, как наш». Родственники чересчур общительного сорванца всегда будут завидовать родителям застенчивого тихони и наоборот.Она это серьезно? И вы с этим согласны? Тоже серьезно?Нет слов...  А это вообще "шедевр":

Очень жаль, но серьезно. Я в саду практику проходила. Наслушалась от разных родителей. Всякого. И видела, как одна мамаша била ребенка по голове, потому что он сделал какой-то рисунок "не так, как Миша". И когда Кристину в сад водила, мне некоторые говорили - какая она у вас шустрая, а моя тютя, не знаю, сто с ней делать.

Русинка написал(а):

А это вообще "шедевр":Вика-5 написал(а):Особенно не повезло тем детям, чьи родители были отличниками в школе. Они на собственном примере убедились, что учиться на отлично возможно, это не миф, поэтому требуют от ребенка того же. Им очень сложно смириться, если выясняется, что их ребенок не может быть отличником в силу своих физических и психологических особенностей, что он совсем другой.Ну ващщще       То есть на моем ребенке этот горе-автор сразу поставила жирный крест. С чего вообще взялась такая мысль, что ВСЕ бывшие отличники требуют от ребенка "покорения тех же высот"?

У меня сестра медалистка. А я не удалась. Мне об этом регулярно напоминали. А сестрица, старше меня на 12 лет, упорно делала из меня отличницу. Ремнем. Каждый день. А родителям запрещала говорить. А то кошку любимую выгонит.

Автор предостерегает многих родителей. И правильно делает. Не многим же везет.

0

9

Вика-5 написал(а):

Большинство родителей считают, что «идеальный ребенок — это не такой, как наш».

Можете забросать меня помидорами, но все-таки я считаю, что это "большинство" - задавленные собственными комплексани и стереотипами, зашоренные родители, не особо ценящие ЛИЧНОСТЬ своих детей, их индивидуальность, лепящие из них такую же зашуганную посредственность, как сами.

Вика-5 написал(а):

Очень жаль, но серьезно. Я в саду практику проходила. Наслушалась от разных родителей. Всякого. И видела, как одна мамаша била ребенка по голове, потому что он сделал какой-то рисунок "не так, как Миша".

:O  Жуть!!!

Вика-5 написал(а):

У меня сестра медалистка. А я не удалась. Мне об этом регулярно напоминали. А сестрица, старше меня на 12 лет, упорно делала из меня отличницу. Ремнем. Каждый день. А родителям запрещала говорить. А то кошку любимую выгонит.

Вика, сочувствую, от всей души. :|
У меня младший брат, был совсем не отличник. Но мне и в голову не приходило "воспитывать" его именно в этом направлении...Да и родители особо не гоняли. Следили, чтобы уроки готовил, а как - в школе оценят. А надо мной вообще никогда никакого контроля в плане учебы не было. Только дневник на подпись раз в неделю. Мама просматривала журнал классный иногда и все, этого было достаточно, чтобы быть в курсе моих дел (она в школе работала). А уж как и когда я уроки готовлю - таких вопросов вообще не задавалось. :)

0

10

А еще я помню мамину фразу. Мне было лет 12. Я даже помню место, где это было мне сказанно. Погоду. И в чем я была одета. "Когда ты родилась папа сказал, что мы будем тобой гордится. А оказалось, что гордится нечем".

А сейчас она мне говорит "Что бы я без тебя делала". А сестра с ней не общалась больше 10 лет.

Таня, ты же читала это http://www.kp.ru/daily/23388.5/33249/,/
Благополучная, прекрасная семья.
Вот чтобы так не получилось, и нужны такие статьи. ИМХО

0

11

Вика-5 написал(а):

Я даже помню место, где это было

детская память -штука такая. я тоже многое помню из детства, но слава Богу только хорошее, не могу сказать, что родители меня всегда хвалили, но знала даже если ругают, то за дело и всеравно любят и просто беспокоятся!!! Я помню как я один раз соврала, естественно родители все узнали... получила... хорошенько... и на всю жизнь запомнила врать не хорошо, а мне было всего ни чего...

0

12

Ромкина написал(а):

только хорошее,

Хорошего много было. Но такие фразы, сказаные пусть даже случайно, из "лучших побуждений" часто все перечеркивают.

0

13

Окси написал(а):

Пока малыш находится внутри мамы, мама своими желаниями формирует будущий темперамент и будущее своего малыша. Испробовала на себе.  И поэтому когда женщина беременна, она должна постараться жить только с положительными эмоциями и любовью к будущему малышу, а весь негатив нужно сразу же гнать от себя как только он появляется.

Согласна!!!! моя свекровь говорит, что она ни разу в жизни не видела такой позитивной беременной, как я. я ОБОЖАЛА свою беременность, я нравилась себе, любила свой живот и наслаждалась каждой минутой своего состояния. меня ничего не раздражало, радовало буквально все! сейчас смотрю - и сынуля у меня такой же, улыбчивый, спокойный, ласковый.

Русинка написал(а):

Для себя я этот вопрос решила давно. Мне хочется, чтобы ребенок смог реализовать свои возможности, интересы, стремления. Чтобы он был счастлив и считал себя таковым! А количество пятерок в дневнике и соответствие каким-то стереотипам поведения, ожиданиям  других - это совсем не то же самое. ИМХО.

и тут соглашусь с Русинкой! Я тоже в проллом отличница, но уже в институте стала проще относится ко всему. а сейчас - мне конечно хотелось бы видеть своего сына прилежным учеником, но без фанатизма.

+1

14

Вика-5 написал(а):

Таня, ты же читала это http://www.kp.ru/daily/23388.5/33249/,/
Благополучная, прекрасная семья.
Вот чтобы так не получилось, и нужны такие статьи. ИМХО

Да, читала. Вика, я согласна с тобой, что  материалы такой направленности нужны, они должны быть. Неприятно только то, что автор, не утруждая себя, как я уже писала - всех под одну гребенку... :dontknow:

0

15

Вика-5 написал(а):

Хорошего много было. Но такие фразы, сказаные пусть даже случайно, из "лучших побуждений" часто все перечеркивают.

А потом часто оказывается так, что такие вещи, сказанные родителями своим детям для пущей убедительности, пущего эмоционального эффекта в отдельно взятый момент, дети помнят всю свою жизнь, а родители забывают на следующий день или через неделю, считая их одной из "умных" мыслей в процессе воспитания. :|

0

16

Cosmo написал(а):

Я тоже в проллом отличница, но уже в институте стала проще относится ко всему. а сейчас - мне конечно хотелось бы видеть своего сына прилежным учеником, но без фанатизма.

Я еще и в институте была "отличницей, спортсменкой, комсомолкой, активисткой..."
Это потом поумнела, надеюсь, немного :D

0

17

Вика-5 очень хорошая статья! http://mybb.ru/f/collection/0211.gif
Есть такая история со знакомой моей мамы.Она постоянно сравнивала свою дочку со мной,или еще с кем...Она хотела сделать её идеальной...Хорошим это не кончилось...у девушки не сложилась жизнь,и её уже нет на белом свете...Царство ей небесное...
Вот до чего могут привести ошибки мамы... :'(

+1


Вы здесь » Мама в сети - форум для креативных мам » Психология » Опасное сравнение