Почему так жестоки дети?
ИСТОРИЯ из столичной криминальной хроники.
Две школьницы 14 и 15 лет утопили в Яузе свою подругу. Сначала они ее избили, потом пытались зарезать пилкой для ногтей и разбитой бутылкой.
Уже потерявшую сознание жертву оттащили к реке, положили в воду и сели сверху.
Не вставали до тех пор, пока, по их словам, «не перестало булькать». Затем девицы отправились в свой двор и обо всем преспокойно рассказали подругам.
«ЗАЧАСТУЮ действия девушек и молодых женщин по ряду критериев приближаются к криминальным поступкам, характерным для мужчин», — отмечает доктор юридических наук Марк Крутер. Впрочем, и парни не отстают. Недавно в Ясеневе задержали юных отморозков, подозреваемых в убийстве 31-летней сотрудницы Минюста.
Возвращаясь домой поздним вечером, женщина шла мимо школы, где на заборе сидели четверо тинейджеров. Ни слова не говоря, затащили ее в школьный двор и изнасиловали. Затем задушили и забрали сумочку и золотые украшения. Заводиле этой компании всего 15 лет… Почему наши подростки такие жестокие?
Порочный круг
СЧИТАЕТСЯ, что жестокость и агрессия детей вызваны неправильным поведением взрослых. Иначе говоря, ошибками в воспитании. Скажем, двухлетний малыш, ползая по квартире, залез на стол и схватил вазу. Мать вырывает вазу из рук: «Нельзя!» Ребенок плачет, тянется к ней, но она сердится: «Отойди от меня!»
Малыш страдает, не понимая, в чем его вина. Позднее, в совершенно непредвиденной ситуации, как утверждают психологи, эти страдания могут выйти боком. Ребенок (или уже подросток, а то и взрослый) отыграется агрессией по отношению к другому человеку. Причем агрессией немотивированной, то есть ничем не обоснованной.
Кто из нас не видел такую картину: родители лупят ревущего малыша и гневно кричат на него. «Здесь-то и возникает порочный круг, — считает кандидат психологических наук Светлана Колосова. — Агрессия порождает агрессию.
В сознании ребенка жесткое поведение родителя фиксируется как допустимая форма социального поведения. А если ребенок воспитывается в агрессивной микросреде, что сейчас для Москвы не редкость, то он вырастает человеком, для которого это единственное средство достижения целей».
«Нравственное самосознание, способность давать моральные оценки закладываются только в возрасте 7–8 лет. А до этого ребенком движет чистое любопытство, желание познать мир через собственный опыт. И в процессе этого познания ребенок может доставить страдания другому живому существу — кошке, птенцу», — поясняет старший научный сотрудник Института психологии РАН Маргарита Воловикова. По ее мнению, возросшая детская жестокость имеет целый ряд причин:
«Многие московские семьи сейчас имеют по одному ребенку и предпочитают воспитывать его дома, в «тепличных условиях» — в детских садах дефицит мест, а доходы позволяют нанять няню. Но малышу надо общаться со сверстниками, только так он научится понимать другого человека, в том числе его страдания и боль. Еще одна причина — современное телевидение и реклама.
Детям нужны сказки, мультики о дружбе и добре. А что хорошего в голливудских мультфильмах, где герои лупят друг друга, где один непременно должен добиться преимущества над другим с помощью физической силы и оружия? Да, это может быть положительный герой, но тогда он задает установку: насилие — не обязательно зло, «хорошие» тоже себя так ведут».
От зависти — к агрессии
К РЕКЛАМЕ у психологов особые претензии. В качестве образца она предлагает детям и подросткам то, чего у них нет и будет только тогда, когда родители соблаговолят выделить из кошелька энную сумму. Школьник видит, что у сверстников есть сотовые телефоны. А его семье хватает только на пропитание, тут уж не до мобильника.
В качестве компенсации возникает агрессия: да, я бессребреник, но зато я сильнее. Конечно, такое было и раньше (вспомним, как в советских школах недолюбливали «мажоров»), но в условиях катастрофического социального расслоения, которое особо остро чувствуется в мегаполисе, озлобленность на благополучных ровесников становится нормой. Со всеми вытекающими...
После ровесника агрессия перекинется на бомжа, иностранца, случайного прохожего, что уже стало практически ежедневно происходить в Москве…
«Раньше молодежная преступность преобладала над подростковой, теперь отрыв резко сокращается, — подчеркивает Марк Крутер. — Те правонарушения, что 10 лет назад были свойственны 20-летним, теперь совершают 15-летние. Примерно треть случаев — хулиганство, 20% — кражи, далее идут грабежи и разбои, тяжкие телесные повреждения, изнасилования.
Примечательно, что подростки и молодежь чаще, чем взрослые, совершают преступления в отношении лиц, с которыми они вообще не были знакомы. А ведь с чужим, незнакомым человеком можно вести себя особо жестоко — ничто не сдерживает».
Кстати, количество попыток самоубийства среди подростков по сравнению с прошлым годом увеличилось более чем в два раза. И это тоже жестокость и насилие. Только по отношению к самим себе.
НАКАЗЫВАЯ детей за провинности, нельзя раздражаться и злиться на них. Они должны чувствовать, что вам не нравятся их плохие поступки, а не они сами.
Если вы пришли с работы уставшими или у вас плохое настроение, надо успокоиться и достичь душевного равновесия, прежде чем браться за игры с ребенком или его воспитание.
Присутствие в доме животного способствует нравственному развитию ребенка. Для него это источник радости и положительных эмоций. Общаясь с животным, ребенок учится проявлять заботливое отношение к миру в целом. С 3–4 лет можно завести дома хомячка, рыбок, черепаху или котенка, с 5 лет — собаку.
Не забывайте и о том, что лучшая методика нравственного воспитания — это приобщение к вере.