Прогноз на сезон лето-2010
Прогнозный рейтинг популярности направлений на старте лета-2010 четко делится на три слоя, внутри которых страны демонстрируют общую динамику показателей. На верхушке – выраженная тенденция к росту, в середине – стабильность, внизу – умеренное снижение.
Самый большой профит – у Турции, чья авансовая котировка на московском рынке увеличилась на 3,5% в сравнении с прошлогодней. Вполне объяснимо: отельеры направления провели работу над ошибками за сезон-2009 и подкорректировали ценовую политику. Напомним: тем летом владельцы гостиниц проигнорировали тенденции мировой экономики и вопреки всем аргументам российских партнеров отказались значительно снижать цены. А когда заметили последствия и приняли меры, было уже поздно – часть турпотока отхлынула в конкурирующие страны.
Теперь турецкие предприниматели повели другую игру. По словам наблюдателей, в большинстве своем они выставили прайсы «где-то посередине между прошлогодним контрактным уровнем и SPO». Это явно ускорило ремиссию направления. Ориентируясь на статистику и глубину весенних продаж, туроператоры ожидают по итогам сезона 10– 15-процентный рост совокупного турпотока из России в Турцию. Что же касается финансовых результатов, то они во многом зависят от того, как поведут себя лидирующие российские ТО: «Пегас Туристик», TEZ TOUR, Coral Travel. «Эти трое контролируют порядка 70% рынка и задают тон ценовой конкуренции, – признают коллеги. – Может быть, как раз на Турции они постараются работать с хорошей рентабельностью, чтобы частично нивелировать собственные финансовые риски на тех направлениях, где демпинг неизбежен».
Среди таких «горячих точек», в частности, значится Греция. Конкурентное обострение здесь выходит на новый виток. Во-первых, появился еще один туроператор, причем в маркетинговом плане весьма агрессивный, – «Библио-Глобус». Во-вторых, стирается грань между островными и континентальными курортами: туроператоры из этих зон, ранее не пересекавшиеся, вторгаются на территорию друг друга (подробнее – на стр. 35, в комментарии к рейтингу предпочтений сотрудничества по Греции). И в довершение всего два крупнейших российских перевозчика, «Аэрофлот» и «Трансаэро», «скрестили шпаги» на регулярном маршруте Москва – Ираклион, в результате пострадали чартерные авиакомпании. Даже в середине мая, когда готовился к печати этот выпуск «ГЛ», еще не было ясности в вопросе о том, кому из них Росавиация разрешила летать на Крит (подоплека этого конфликта раскрыта на стр. 16). А продажи уже шли, причем интенсивно и с хорошей глубиной. Недаром Греция вышла вместо Египта на вторую позицию в прогнозном рейтинге популярности направлений, получив повышенную авансовую котировку – +1,7% к аналогичному показателю за прошлый год.
На следующей позиции в топ-листе значится Испания (+1,3%). Здесь тоже ожидается жаркое лето – в борьбу за этот рынок вступает целая группа новых туроператоров: «Пегас Туристик», Coral Travel, Ланта-тур вояж. И хотя все внешние факторы – от ситуации на валютном рынке до эпидобстановки в стране – благоприятствуют прибыльному сезону, туроператорам здесь придется не столько зарабатывать, сколько бороться за сферы влияния. Кто победит в любом случае – так это клиенты, им предложат Испанию по рекламным тарифам.
Следующую позицию в рейтинге специалисты московских фирм отвели Египту. В прогнозе на лето-2009 он занимал ту же четвертую строчку, но с более скромным показателем (9,2%), в итоговом исследовании набрал значительно больше (15,7%) и рванул на второе место, а теперь снова опустился на пару ступеней, пропустив вперед Грецию и Испанию. Эти скачкообразные движения объясняются политикой отельеров, которые переживают сейчас головокружение от былых успехов. В прошлом сезоне именно они выдали на российский рынок весьма привлекательные антикризисные тарифы и оттянули часть клиентуры у турецких коллег. Загрузку получили высокую (были даже случаи овербукинга – к счастью, разовые). Зима тоже прошла в мажорной тональности, и после этого управляющие египетскими гостиницами сделали вывод, что в условиях столь высокого спроса можно отказаться от обычной практики значительного снижения прайсов на жаркое время года. Российские эксперты предсказывают им падение продаж и отмечают, что все это – вполне тривиальная ситуация для туристического рынка. Давно замечено: чем лучше прошел один сезон, тем хуже может оказаться будущий. Остается только ждать следующего прилива.
Возвращаясь к рейтингу… Сейчас мы входим в тот самый средний слой топ-листа, где царит стабильность. Шесть следующих стран сохраняют котировки на прошлогоднем уровне, с колебаниями в пределах 0,1–0,6%. Среди них следует отметить европейские континентальные направления – Италию, Хорватию, Черногорию и Болгарию, на которых любопытным образом отразилось извержение вулкана в Исландии. В апреле, когда застопорилось международное авиационное сообщение, на этих рынках, как и везде, наступил спад продаж, но очень непродолжительный, и вскоре бронирования пошли даже с большей интенсивностью. Особенно из Европы: впечатлительные туристы, опасаясь новых воздушных коллапсов, стали чаще отдавать предпочтение курортам, куда легко добраться наземным транспортом. Для России это может означать некоторую напряженку с наземкой в высокие даты.
Отдельного комментария заслуживает Хорватия. Вы наверняка помните, что в прошлом году отечественные турфирмы писали коллективные письма отельерам данного направления, убедительно просили снизить цены перед лицом мирового финансового кризиса. Так вот, большинство гостиниц осталось на прежних тарифных рубежах, которые сохраняются и в этом сезоне. Хорошо уже то, что нет подорожания и возможны разные режимы бронирования, то есть практика коммитметов перестала быть тотальной, отмечают эксперты.
Третий слой – уровень стагнации – образуют два направления-антипода: Россия и Франция. В сравнении с личными прогнозными рейтингами за прошлое лето они потеряли, соответственно, 1,5 и 1,2% и делят теперь нижнюю строчку топ-листа с абсолютно одинаковыми котировками. Что касается России, то умом ее, как говорится, не понять: большая часть турпотоков здесь мигрирует диким образом, а сама она движется в рейтинге по синусоиде – то растет, то снижается. У Франции же в последние сезоны наблюдается медленное, но верное снижение котировок: экскурсионные турпотоки мельчают, поскольку в условиях экономической нестабильности массовый турист выбирает насущный пляжный отдых, причем не во Франции. Ибо дорого.