Мама в сети - форум для креативных мам

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Мама в сети - форум для креативных мам » Развиваемся, играя » Детские игрушки: развлечение или судьба?


Детские игрушки: развлечение или судьба?

Сообщений 1 страница 17 из 17

1

Среди сенсационных сообщений о жизни и смерти титулованных особ почти незамеченной промелькнула краткая заметка в недавнем номере журнала "Тайм". В ней говорилось о том, что ушел из жизни человек, чье имя каждому из нас знакомо с малых лет, - Кристофер Робин Милн. Тот самый Кристофер Робин, которому его отец - английский писатель А.А.Милн - отвел заметную роль в сказке о Винни-Пухе.

Наверное, это и явилось самым ярким приключением в жизни К.Р.Милна. По крайней мере на протяжении долгих лет он не давал никаких иных поводов вспомнить о себе. И лишь на склоне лет невольно подарил миру сенсацию. Не так давно на аукционе Сотби были выставлены редкие игрушки, среди которых особое внимание коллекционеров привлек старый плюшевый мишка. Он якобы когда-то принадлежал семейству Милнов и послужил прообразом знаменитого Винни. Дотошные корреспонденты разыскали бывшего хозяина мишки - Кристофера Робина, который сам давно успел стать дедушкой, и поинтересовались, как он относится к факту продажи столь ценной реликвии.

Его ответ обескуражил миллионы поклонников доброй старой сказки. Кристофер Робин заявил, что мишка вовсе не его. Сам он, оказывается, мягких игрушек вообще не любил и не припомнит, чтобы когда-то играл с плюшевым медведем. Наверное, ради светлой памяти сказочника Милна упоминать этот факт вообще не следовало бы. Но, похоже, отношения отца и сына складывались неважно, и даже по прошествии лет сын не удержался от обескураживающей колкости. Конечно, это нисколько не умаляет достоинств милой сказки. Но кое о чем заставляет задуматься. Писатель Милн выдумал особый сказочный мир, куда и поселил своего сына вместе с ожившими игрушками. А сын тем временем жил в совсем ином мире, не подвластном воображению отца. Он играл совсем с другими игрушками и в итоге стал, судя по всему, совсем не тем человеком, которого хотел воспитать папа Милн.

Не впадаем ли мы иной раз в подобную иллюзию? Мы оформляем мир наших детей по своему разумению, а потом, бывает, удивляемся их "неожиданным" желаниям и настроениям. Нас удивляет, отчего ребенок иной раз относится к дорогому подарку с непонятным равнодушием или с необъяснимым рвением предается игре, которая нам кажется совсем не интересной.

А ведь, присмотревшись повнимательнее к детским играм, мы могли бы глубже и тоньше понять характер ребенка, отчасти предсказать его будущие увлечения и пристрастия, да и просто достичь большего доверия и взаимопонимания, так необходимого и родителям, и детям.
Верно подмечено: "Мы поймем смысл всех людских занятий, если вникнем в суть развлечений" (Б.Паскаль).
Впрочем, игра - это не только развлечение. Для ребенка это важнейшая часть жизни, а его игрушки - важнейшая часть окружающего материального мира. Играя, ребенок учится действовать и мыслить, и всякая манипуляция с игрушкой - прообраз его будущих отношений с миром.

Повзрослев, ребенок научится более сложным действиям, его игрушки станут дороже и изощреннее. Но его мироощущение во многом останется тем же, что и в те далекие годы, когда он делал свои первые шаги. Почитайте жизнеописания великих людей. Если такие детали не ускользнули от внимания биографов, нетрудно заметить, что великий изобретатель с малых лет что-то мастерил из любого подручного материала, полководец водил в атаку войско оловянных солдатиков, архитектор свои первые постройки возводил из кубиков. Бывают и иные примеры. Печально знаменитый испанский король Филипп Второй в детстве развлекался сожжением кукол и даже домашних животных. Прошли годы, и Европу затянул дым инквизиторских костров, зажженных повзрослевшим монархом.

Припомните, какие игрушки вы любили в детские годы. Психологи считают, что на этом основании многое можно сказать о характере взрослого человека. Попробуем и мы по этому несложному признаку провести своеобразный психологический самоанализ. А обратив чуть более пристальное внимание на вкусы и предпочтения своего ребенка, сможем в какой-то мере предугадать и его жизненный сценарий.

Для начала обратим внимание на то, что игрушка - это предмет, несущий в себе знаково-символическую функцию. Во все времена и у всех народов почти любая игрушка выступала более или менее точным аналогом реальных предметов - инструментов, оружия, посуды и т.п. Маленький ребенок еще не в состоянии выполнить многие действия взрослых, но он может выполнить их понарошку, используя не реальные предметы, а своего рода их заместители. В качестве таких заместителей могут быть использованы самые разные предметы, даже если они по форме лишь отдаленно напоминают реальные.

Например, карандашом можно не только рисовать, но и представить его в качестве градусника, кинжала, детали архитектурной постройки. Конечно, игрушки-копии предметов, существующих в быту взрослых, приобщают ребенка к этим предметам. Малыш познает их функциональное назначение, и это помогает ему психологически войти в мир настоящих вещей. Но не меньшее, а, пожалуй, даже большее развивающее значение имеют предметы с не столь выраженными функциональными свойствами. По сути дела взросление в том и состоит, что человек учится решать проблемы. А главная проблема - приспособить окружающий мир к удовлетворению своих нужд и запросов.

Если приспосабливать ничего не требуется, а надо лишь пользоваться, то и сам психологический механизм принятия конструктивных решений формируется с трудом. Эту особенность в редкой психологической наблюдательностью подметил сатирик М.Задорнов. В одном из своих монологов он заявил, что наши дети гораздо умнее, скажем, японских. Почему? Наши готовы приспособить для игры любой предмет, их воображение не сковано заданными формами. Например, играя в рыцарей, в качестве меча можно использовать обычную палку (как чаще всего и бывает). Маленькому японцу мастера игрушечной индустрии предлагают на выбор множество точных копий самурайских мечей. О каком воображении тут может идти речь?

Вспомните, каким игрушкам вы в свое время отдавали предпочтение - многофункциональным (пускай и неказистым) или тем, что обладали определенной формой и свойствами? Может быть, вы любили мастерить поделки из природного материала, охотно использовали в игре бытовые предметы, наделяя их разными функциями. Это означает явное преобладание конструктивного творческого мышления, стремление приспособить окружающий мир к своим потребностям и интересам.

Если же вы особенно ценили, чтобы игрушечный пистолет был похож на настоящий, а, скажем, спичечные коробки или наперстки считали неважной заменой игрушечной посуды и т.д., значит, ваше мышление более приземленное, конкретное, привязанное к заданным условиям. Люди такого склада часто бывают добросовестными исполнителями, умеющими приспособиться к требованиям жизни. Но при решении нетривиальных задач при отсутствии четко заданных условий они нередко теряются.

В этом отношении очень показательна такая игрушка, как конструктор. Обычно набору деталей сопутствует схема сборки каких-то конкретных сооружений. Ребенок, который упорно и досконально следует этой схеме, вероятно, вырастет человеком, который предпочитает привычный ход событий и не любит неожиданностей. Оригинальные постройки, наоборот, свидетельствуют о тяге к экспериментированию. К тому же человек, задумывающий какую-то постройку без схемы-опоры, вероятно, вполне уверен в своих силах. Впрочем, такая уверенность может быть и чрезмерной.

Еще более показательный материал - пластилин. Любители играть с ним обожают усовершенствования, причем стараются, не ограничиваясь фантазиями, создать своими руками новую реальность. Равнодушие к пластилину выдает основательность мышления, стремление оперировать четкими, а не расплывчатыми формами.

Спортивные игрушки, главная среди которых мяч, предпочитают деятельные натуры, не склонные к долгим размышлениям. Такие люди, что-то задумав, стараются действовать быстро и решительно. Они страстные любители соревнований, в которых любят участвовать, а не только наблюдать. Для полного счастья им необходимо общение с близкими по духу людьми, готовыми разделить и оценить их активность.

+2

2

Мягкие игрушки - мишки, собачки, зайчата, - а также всевозможные куклы считаются игрушками для девочек. Конечно, если мальчик проявляет повышенный интерес к игре в куклы, тут, возможно, есть повод насторожиться: в качестве мальчика он (скорее всего по вине родителей) чувствует себя не очень уютно. Однако многие мальчики, особенно в младшем возрасте, охотно играют с мягкими игрушками. И это нормально.

Позднее их заменяют солдатики - по сути те же мальчишеские куклы. Любовь к игрушкам - копиям живых существ и сказочных героев выдает активную ориентацию ребенка на эмоционально насыщенное общение. Ведь кукла или мишка выступают для него идеальным другом, который всегда правильно себя ведет, все понимает и не помнит зла. Плохо только, если такой идеальный друг - единственный, а настоящих нет. Впрочем, ребенок, ориентированный на эмоциональную сторону отношений, как правило, имеет достаточно друзей. Не исключено, что судьбой ему предназначено изучать человеческую природу.

Особого разговора заслуживают так называемые агрессивные игрушки, главным образом копии оружия. Отношение к ним сложилось неоднозначное, хотя мальчишки испокон века играли в военные игры. Это естественно: в игре растущий человек стремится освоить формы поведения взрослых, приобщиться к образцам мужественности. А воин - это утвержденный веками идеал мужчины.

Сегодня на волне гуманистических деклараций кое-где даже проводятся демонстративные акции по якобы антимилитаристскому воспитанию. Так, однажды группой энтузиастов было предложено мальчикам-дошкольникам и младшим школьникам сдать свои военные игрушки и получить взамен мягких плюшевых пупсов. Собранная куча "оружия" была торжественно сожжена. Но организаторы этой акции, по мнению психологов, достигли совсем не той цели, к которой стремились. В самосознании мальчишек произошел болезненный надлом: у них отняли символы формирующейся мужественности и заставили символически соскользнуть на стадию младенчества.

Как говорили древние, все есть лекарство и все есть яд - важна только мера. Пластмассовый пистолет - это всего лишь игрушка. И манипуляции с ним в разумных пределах даже полезны для формирующейся личности мальчика. Однако выход за эти пределы должен настораживать. Чрезмерное пристрастие к стрельбе - пускай и понарошку - скорее всего свидетельствует о каких-то внутренних психологических конфликтах, не находящих иной разрядки, кроме как в форме символического "пиф-паф, ты убит!" Следует обратить внимание, в кого чаще целится юный стрелок.

Если в сверстников, то, вероятно, он не вполне удовлетворен тем, как складываются его отношения с ними. Если в родителей, то, значит, их воспитательные установки он приемлет с напряжением и неудовольствием. Если же вообще во все на свете, то тут мы имеем дело с общей неприспособленностью к миру, который ребенок неосознанно воспринимает как враждебный и потому стремится ответить встречной агрессией.

Таким образом, увлечение игрушечным оружием и военными играми вовсе не однозначно свидетельствует о формирующейся агрессивности, как может показаться. Скорее наоборот - к настоящему оружию чаще тянутся те взрослые, которые в детстве не наигрались в игрушечное.

Не имеет смысла ограничивать ребенка в одних играх и навязывать ему другие. Лучше присмотреться к его склонностям и интересам, которые и отражают его подлинную природу. Тогда он, когда повзрослеет и найдет в шкафу свою старую машинку или куклу, улыбнется теплой улыбкой, а не скорчит отчужденную ухмылку Кристофера Робина.

+2

3

Okikyki написал(а):

Особого разговора заслуживают так называемые агрессивные игрушки, главным образом копии оружия. Отношение к ним сложилось неоднозначное, хотя мальчишки испокон века играли в военные игры. Это естественно: в игре растущий человек стремится освоить формы поведения взрослых, приобщиться к образцам мужественности. А воин - это утвержденный веками идеал мужчины.

Okikyki написал(а):

Сегодня на волне гуманистических деклараций кое-где даже проводятся демонстративные акции по якобы антимилитаристскому воспитанию. Так, однажды группой энтузиастов было предложено мальчикам-дошкольникам и младшим школьникам сдать свои военные игрушки и получить взамен мягких плюшевых пупсов. Собранная куча "оружия" была торжественно сожжена. Но организаторы этой акции, по мнению психологов, достигли совсем не той цели, к которой стремились. В самосознании мальчишек произошел болезненный надлом: у них отняли символы формирующейся мужественности и заставили символически соскользнуть на стадию младенчества.

По мне пусть лучше мой сын гоняет (когда подрастет) с тистолетами и ружьями, чем превращается в амебу, не способную за себя постоять. Пусть в стрелялки играет на компе играет, выплескивает отрицательные эмлоции, чем несет агрессию в жизнь.
Пока конечно он не просит оружее. У нас сецчас фавориты машинки и мягкие игрушки. Но когда он проявит интерес, то постараюсь вместе с папой объяснить ему что к чему. :)

0

4

Юлия написал(а):

Пусть в стрелялки играет на компе играет, выплескивает отрицательные эмлоции, чем несет агрессию в жизнь.

А вот на западе,дети играющие в стрелялки на компе,не могут отличить реальную жизнь от компьютерной(как говорят психологи).в результате,в последнее время увеличились массовые убийства в школах :-((вспомните,не так давно в Германии,США).Видимо эти дети все время проводили у компьютера?

0

5

Okikyki Оксана, хорошие статьи! :cool:

+1

6

Okikyki написал(а):

Не имеет смысла ограничивать ребенка в одних играх и навязывать ему другие. Лучше присмотреться к его склонностям и интересам, которые и отражают его подлинную природу.

Это точно!

0

7

Юлия написал(а):

По мне пусть лучше мой сын гоняет (когда подрастет) с тистолетами и ружьями, чем превращается в амебу, не способную за себя постоять.

Мой старший вырос  без оружия!  Не думаю, что этотак плохо! Для того, чтоб постоять за себя решительность нужна и ум, а не оружие, именно это я сыну всегда и объясняла.

Okikyki написал(а):

Не имеет смысла ограничивать ребенка в одних играх и навязывать ему другие.

А тут полностью согласна!  НЕ люблю, когда делят игрушки на "девичьи" и "мальчуковые"... Вот мы сегодня Мишутке посудку купили, что ж делать, если все мои половники у него в игрушках. Теперь своих жуков с тараканими в кастрюльках "варит" :D

+2

8

vikusik написал(а):

Теперь своих жуков с тараканими в кастрюльках "варит"

:crazyfun: а у меня старшая дочка все время в пупсичков играла и мягких кошечек - теперь боится с горки кататься, плавать сама, а насекомые вообще у нее панику вызывают - от бабочек до жуков..Овода, пчелу увидит - орееееет аж в ушах свистит  :canthearyou:  :crazyfun:
Надо было навверное ее в догонялки гонять и вышибалу....а не цветочки нюхать в оранжерее... :dontknow:

Отредактировано Лала (2010-01-09 15:40:54)

0

9

Лала написал(а):

Надо было навверное ее в догонялки гонять и вышибалу....а не цветочки нюхать в оранжерее...

Надо все и в меру, наверное, А то если только в догонялки играть, а цветочков не понюхать :D , то тоже что-то важное можно упустить...

0

10

vikusik написал(а):

Мой старший вырос совсем без оружия! без единого пистолета! Не думаю, что этотак плохо! Для того, чтоб постоять за себя решительность нужна и ум, а не оружие, именно это я сыну всегда и объясняла.

Викусь, извини, можно я задам тебе вопрос. Если сочтешь нужным, удалю свой пост.
Ты писала, что старший ведомый или, точнее бы сказать, не лидер. не может принять сам решение. Та же  история с супермаркетом.
Мне кажется, если бы были разные игрушки, в том числе и пистолетик, то был бы более решительный. Ведь это не показатель: оружие в руках ребенка- воспитываем агрессора. Я так не считаю. Совсем. Соня с пистолетами носится вовсю. Да, это девочка. А разница какая, по сути?

0

11

Алисия написал(а):

Ты писала, что старший ведомый или, точнее бы сказать, не лидер. не может принять сам решение, когда случилась история с супермаркетом.

Да я уже и сама задумывалась об этом, но ведь, согласись, неужели в жизни оружие помогает проблемы решать???  Разве что учит агресси, может она и нужна дозированная??? Значит будем делать выводы!

0

12

Алисия написал(а):

Мне кажется, если бы были разные игрушки, в том числе и пистолетик, то был бы более решительный.

Вот сижу и думаю, дейчтвительно получается, игрушки - это судьба!

0

13

vikusik написал(а):

Разве что учит агресси, может она и нужна дозированная???

Нет, не агрессии. А именно побыть в роли воина освободителя, не злодея, понятное дело.
Сонька за котов пистолетом заступается, мнимых врагов разгоняет. На вопрос:" Ты убиваешь" ответила: "Нет, разгоняю". Меня этот ответ удовлетворил. Но, опять же, это наш случай. Другой может покрутит пальцем у виска на сие, а нам -норма.

0

14

vikusik написал(а):

Вот сижу и думаю, дейчтвительно получается, игрушки - это судьба!

:cool:  :cool:  :cool:

0

15

Очень интересная статья, зацепила, есть над чем подумать. Очень много прообразов с нашей жизнью...

0

16

vikusik написал(а):

Мой старший вырос  без оружия!  Не думаю, что этотак плохо! Для того, чтоб постоять за себя решительность нужна и ум, а не оружие, именно это я сыну всегда и объясняла.

Согласна. Я  не утверждаю, что для этого оружие необходимо. Сыну крестный на рождество подарил набор: лук, стрелы, ножи всякие - интереса, как к новой игрушке и ВСЕ! Уже лежит на полке.

vikusik написал(а):

А тут полностью согласна!  НЕ люблю, когда делят игрушки на "девичьи" и "мальчуковые"... Вот мы сегодня Мишутке посудку купили, что ж делать, если все мои половники у него в игрушках. Теперь своих жуков с тараканими в кастрюльках "варит"

Мы тоже посуду купили, покупали подружке на НГ, так и Илье понравилась и понадобилась :)

Отредактировано Юлия (2010-01-10 17:20:34)

+1

17

vikusik написал(а):

Для того, чтоб постоять за себя решительность нужна и ум, а не оружие, именно это я сыну всегда и объясняла.

Юлия написал(а):

Согласна. Я  не утверждаю, что для этого оружие необходимо. Сыну крестный на рождество подарил набор: лук, стрелы, ножи всякие - интереса, как к новой игрушке и ВСЕ! Уже лежит на полке.

Юль, зато у Ильи есть выбор. Разве плохо?
По поводу ума, он никогда лишним не бывает. :)
Все хочу спросить, да забываю. Соня обожает палки, она и констрУкции из них строит  и просто машхать любит ими, и гоняет котов, и ямки копать ими любит, хоть и лопатка рядом лежит, и грязючку ими разводить... Я к чему, разве это не альтернатива оружию, когда воинственно настроена, против тех же чужих котов, обижающих нашего, молодого котика? И ведь страсть к палкам у большинства детей, разного возраста. Или с ними запрещать играть? Я не разрешаю играть только в одном случае, когда рядом люди, особенно дети.

0


Вы здесь » Мама в сети - форум для креативных мам » Развиваемся, играя » Детские игрушки: развлечение или судьба?