Что еще можно делать.
Вот у меня сохранилась подборка советов:
*Делайте *логопедическую гимнастику*
- дуть на бумажку, чтобы она перемещалась по столу,
- "забивать" ватный шарик в "футбольные ворота" - задувать его в промежуток между двумя какими-нибудь коробочками на столе;
- цокать язычком;
- толкать языком щеки - например, пытаясь попасть изнутри по Вашему пальцу, который касается щечки снаружи;
- высовывать язык, как бы пытаясь дотянуться то до носа, то до подбородка и т.д.)
- игра для формирования направленной струи воздуха губами: здесь работает не питье из трубочки, а напротив, выдувание из нее. В банку с водой кидаете шарики от пинг-понга и дуете в воду через трубочку, шарики скачут в банке, это очень забавно. Ребенок с удовольствием за Вами повторит. Ребенку постарше можно делать мыльный раствор для вспенивания через такую трубочку, ну и, конечно, отлично работают собственно мыльные пузыри. Но дуть в воду - более полезно, чем пускать пузыри, для выработки долгого выдоха.
- Попробуйте накупить себе фигурок домашней скотины (свиньи, овцы, собаки, коровы, итд), и ПЕРЕДВИГАЙТЕ их одновременно с тем, как имитируете их звуки. Например, берите овечку, передвигайте ее по столу, и говорите, "Бе-бе" (или что уже овечки говорят в Вашем доме). Есть целая категория детей которые не связывают звук с обьектом без кинетического компонента.
-Учитесь пить из трубочки
-Учитесь играть на примитивной дудочке
-Еще очень хороший импульс к речи - договаривание потешек и любых детских стишков в рифму (те самые "гуси - га-га-га). Бешеный успех имеет "придет серенький волчок - и ухватит за бо..... ЧОК!" - этот "чок" надо допевать резким вскриком, как от щекотки, на октаву выше.
Стишки скандируются, глядя ребенку в глаза интригующим взглядом, Вы держите его за ручки и делаете вместе движения руками в ритм стиха.
Перед последним словом или слогом мама делает выразительную паузу... и договаривает сама, акцентируя последний слог (слово) со смешной интонацией. Ребенок постепенно принимает игру. И вот в какой-то момент мама выдерживает паузу, и ребенок наконец сам изрекает ожидаемое. Все это должно происходить очень весело.
То же - в бытовых ситуациях. Раскладываете суп по тарелкам: не начинайте с ребенка, сначала - всем членам семьи: "Папа, ННННа! Баба, НННа!
Посадите всех мишек и собачек, всем дайте тарелки: "Миша, нннна!"
Ребенку очень нужна "серийность", повторность действий, сопровождаемых словом. Отличная игра - собрать все имеющиеся в доме машинки (вагончики) и всех мелких зверей, и играть в вокзал:
усаживать вместе с ребенком зверя в транспорт и отправлять: "ту-тууууу"! или "би-биииии"! "покаааа!" И так раз десять подряд.
А потом Вы только сажаете зверя и толкаете - ребенок непременно в какой-то момент практически рефлекторна скажет то самое "ту-туууу".
Ребенку ни в коем случае нельза говорить: "Скажи то, скажи это". Нужны, напротив, веселые провокации.
Вообще необходимо постоянно озвучивать все, что происходит, и в частности все действия, которые производит ребенок. В случае упорного неговорения нужны не взрослые слова, а "слова-метки" - междометия, которые малыш сможет легко воспроизвести. Для предметов - не бойтесь использовать лепетные слова.