Мама в сети - форум для креативных мам

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Мама в сети - форум для креативных мам » Мама - учитель: что, где, когда? » Пять принципов гармоничного развития


Пять принципов гармоничного развития

Сообщений 1 страница 2 из 2

1

Родители — самые предвзятые люди на свете! Одна мама годовалого мальчика сокрушается, что ее сын еще не знает, где же у него нос. Другая, чья дочка давно это усвоила, переживает, что ее чадо никак не произнесет сакраментальное слово «мама». Третья же родительница, изучив вдоль и поперек учебник по возрастной психологии, ждет не дождется, когда наконец у ее чада появится «указующий жест». При этом указывать куда-то в туманную даль крохотным пальчиком умеют двое предыдущих детей, но их мам это не радует: ценная книжка им еще не попадалась...

Запомните главное: каждый ребенок талантлив в чем-то своем. Вместо того чтобы с пеленок заставлять его заниматься всем на свете, можно поступить иначе: подождать, когда малыш сам покажет вам, куда двигаться дальше. От мам и пап требуется лишь одно: создать для этого условия, то есть — позаботиться о том, чтобы развитие малыша было гармоничным. Задача окажется легковыполнимой, если вы возьмете на вооружение следующие принципы.

Принцип 1..
      Вокруг – мир! или Развитие осознанного внимания

     Уже в конце первого года жизни ребенок начинает активно осваивать окружающее его пространство, ежедневно расширяя «сферу своего влияния». Чем больше он будет узнавать о мире, тем быстрее будет развиваться, а чем лучше он развивается, тем быстрее станет узнавать о мире новое.
      Способности концентрироваться и учиться тесно связаны между собой. Нельзя усвоить что-то новое, не уделив этому должного внимания. И чем больше нового человек уже усвоил, тем большее количество вещей и явлений привлекает его.
      Старайтесь, чтобы ни одна прогулка не прошла без пользы, во всем ищите свою «изюминку». Как только вы увидите, что ребенок, не отвлекаясь, может выслушать ваши истории (2,5–3 года), старайтесь ежедневно расширять его кругозор. «Выуживайте» из окружающей действительности все, что только можно: любознательность и способность детей быстро переключаться с одного объекта на другой станут вашими главными союзниками.
      Подумайте о том, что вы не всегда сможете находиться рядом и выдумывать для крохи занятия; поэтому имеет смысл с раннего детства приучить его активно относиться к действительности, быть занятым чем-то интересным и находить это интересное самому. Подрастая, сын или дочка уже не смогут проводить время, слоняясь в тоске по дому, а позже вам никогда не придется стонать вслед подросшему чаду это вечное: «Занялся бы чем-нибудь!»

     Старайтесь брать на прогулки минимум игрушек: когда мама или бабушка вместе с ребенком волокут на улицу все содержимое его манежа, кроха автоматом привыкает считать, что вокруг ничего интересного просто нет. Безусловно, свежий воздух важен для здоровья, но не за ним одним вы отправились на улицу.

Принцип 2..
      Вокруг — люди! или Развитие контактности

     Мир населен не только растениями и животными. И чем старше будет ребенок, тем большее влияние будут на него оказывать не смена времен года, а люди, его окружающие. И научить маленького человека ладить с ними — ваша прямая обязанность.
      Еще дома грудного малыша ориентируйте на других членов семьи: маму, папу, бабушку, сестер и братьев. Делайте это даже тогда, когда вам кажется, что кроха людей не различает, поэтому именно так она быстрее научится делать это. Например, позовите малышку по имени, и пусть папа скажет: «Тебя мама зовет!», затем – поменяйтесь с мужем ролями. Играйте так чаще. Как можно больше говорите с малышом, смешите его, призывайте обращать внимание на того или иного члена семьи.
      Непременно знакомьте ребенка с гостями, когда он в настроении, поощряйте любые взаимодействия с другими людьми. На улице как можно раньше обращайте его внимание на других детей, особенно – если они тоже заинтересовались вашим карапузом.
      Если малышу уже два годика, вы можете предложить ему какую-то совместную деятельность. Скажите: «Пойдем посмотрим, что
      делает папа (бабушка, братик) может быть, мы можем ему чем-то помочь?» или просто попросите его отнести папе бутерброд или конфетку.
      Постоянно приучайте ребенка к мысли, что он – человек, который живет среди людей, что необходимо видеть их, слышать, замечать. Ваша задача – разными способами постоянно преподносить ему один и тот же урок: только человек, который нужен другим людям, может быть счастлив.

Принцип 3..
     
     Расскажите своему трехлетнему малышу о жизни леса. Начать можно, например, с истории о том, что деревья в лесу растут не просто, как придется, а по правилам. Скажите, что лес устроен, как дом, и каждый этаж принадлежит кому-то: на первом живут травы, цветы, грибы, ягоды и мелкий кустарник вроде черники. На втором — лиственные деревья — березы, клены, осины. На третьем — самые высокие деревья: ели и сосны. Ребенку наверняка будет интересно узнать, что потребность растений в солнечном свете согласуется с их положением в лесной иерархии — черника высохнет на ярком солнце, а сосна нуждается в солнечных лучах и поэтому должна тянуться вверх, вверх и вверх. Обратите внимание юного ботаника на те лиственные деревья, которые растут в смешанном лесу — положение обязывает их приспосабливаться, и также тянуться к солнцу. Сравните их с равнинными березами — пышными и раскидистыми.

Ощущаю, слышу, вижу, или Воспитание трех главных чувств

     Нервная система человека устроена так, что может работать нормально, лишь когда все органы чувств находятся в контакте с миром. Особенно это важно для ребенка: ведь его мозг только формируется. В дальнейшем то, насколько чувствительной будет психика вашего малыша, а также его способность быть внимательным, отличать один стимул от другого, обучаться и восстанавливаться, противостоять стрессу – все это во многом будет зависеть от того, сколь богат и разнообразен был сенсорный опыт, полученный маленьким человеком в детстве.
      Развитие сенсорной сферы напрямую связано с развитием самосознания. Чем больше нового человечек узнает о мире, в котором он живет, тем больше он узнает и о себе в нем. Тем лучше себя понимает. Ведь он – часть этого мира.
     

      И снова о моторике и тактильной чувствительности
      С самого начала уделите этому как можно больше внимания. Чем меньше вы будете пеленать крошку, тем лучше: пусть себе дрыгает ручками и ножками. Если при этом карапуз плохо засыпает, постарайтесь ограничиться только пеленанием нижней части тела, оставляя руки свободными. И уж точно забудьте про распашонки с зашитыми рукавами. И по возможности часто, каждые 4 дня, стригите крохе ногти. Подушечки пальцев младенца должны быть «открыты миру».
      Через активные движения маленький человек не только познает мир, но и получает новый телесный опыт: он узнает пределы своих физических возможностей, ежедневно их расширяя.
      Когда малыш подрастает, хлопот становится больше. И все-таки постарайтесь предоставить ему максимальную свободу. Например, откажитесь от манежа, а вместо этого – позаботьтесь о безопасности квартиры. Не запрещайте, во избежание сокрушительного падения, годовалому разбойнику влезать на диван! Лучше – потратьте несколько дней, чтобы научить его правильно слезать оттуда: не головой, а ногами вниз.
      Что же касается тактильной (кожной) чувствительности, то это одно из самых древних чувств. Заметьте: прежде чем рассмотреть предмет, ребенок всегда старается пощупать его. Увидев новое, он тянется к нему. Это важно: рассматривая и трогая, карапуз связывает полученную информацию в единое целое. Коллекционируя таким образом все возможные признаки сначала новых, а затем – знакомых предметов, он учится мыслить целостными образами и предвосхищать события. Так, взрослому человеку совсем не обязательно проверять на ощупь, горячий ли огонь — он видит и знает это.
      Важный момент: развитие тактильной сферы тесно связано с развитием мелкой моторики — тонких, высокодифференцированных движений пальцев рук. Она, в свою очередь, тесно связана с развитием речи и речевого мышления.
      Если ребенок уже не тащит в рот что попало, можно начинать игры с водой, песком. А дома вы также можете предложить крохе самые разные «тактильные» игры. Например, «пожертвуйте» для него половиной пачки макарон! Сварите, остудите, и пусть чадо возится с ними. Не забудьте о температурной чувствительности! Дайте малышу поиграть с кусочками льда, воду для них можно покрасить акварелью в разные цвета или потрогать грелку, трубу отопления. Самое сильное впечатление на кроху произведут даже не сами ощущения, а их контраст.

     Ребенку 3-х лет вы можете предложить прекрасную развивающую игру. На ее изготовление у вас уйдет всего несколько вечеров. Достаточно наклеить на кусочки фанеры гречку, наждачную бумагу, кусочек грубого холста, замши, меха, бархата или дать застыть каплям герметика. Такие кусочки фанеры можно просто изучать на ощупь и рассматривать, а можно предложить малышу постарше закрыть глаза и устроить игру-угадайку. Заменив куски фанеры пустыми спичечными коробками, вы получите ту же игру, но — в объеме!

     Слух всему голова
      Наверное, нет нужды говорить о том, сколь тонко дети улавливают настроение родителей по интонации их голоса, как замечательно, когда в доме звучит красивая музыка, или — что игрушки, издающие звуки, должны быть по возможности разными, а звуки эти — мелодичными.
      Кстати, в качестве игрушек зачастую подходят самые обычные вещи. Например, картонные цилиндры, оставшиеся от бумажного полотенца, очень хороши для того, чтобы говорить в них, дудеть и кричать, а также — шептать друг другу на ухо что-нибудь секретное. Кроме того, в них интересно бросать мелкие предметы и слушать, как они летят вниз, и появляются с противоположного конца.

     Зрение Роль зрения в нашей жизни
      трудно переоценить. Повторю то, что все давно знают: с помощью зрения мы получаем 90% всей информации об окружающем мире. Добавлю еще, что информацию эту необходимо не только получить, но еще осознать и использовать. Для этого с самого раннего возраста приучайте ребенка быть внимательным к тому, что он увидел.
      Рассматривайте все подробно и внимательно, отмечайте вместе каждую мелочь. Старайтесь «обеспечить» ребенку как можно больше зрительных впечатлений: всякий раз обращайте его внимание на закат солнца, необычное облако и уж конечно — на радугу. Смотреть салют — целый праздник для детей. Если в вашем районе он плохо виден, отправляйтесь туда, где панорама будет прекрасной!
      Поощряйте интерес крохи к рисованию, лепке. Не забудьте, что рисовать можно не только карандашом и красками, и не только дома. Берите на улицу мелки, рисуйте вместе. Рисовать также можно пальцами по песку или запотевшим стеклам, чертить палочкой по земле.
      Тренируйте вместе с малышом зрительную память: возьмите знакомую игрушку или другой предмет. Рассматривайте его вдвоем в течение одной минуты. Затем — уберите предмет и нарисуйте его по памяти. Сравните ваши рисунки с оригиналом, проанализируйте упущенные нюансы. Уберите предмет, попробуйте нарисовать его снова.

Психологические принципы развивающих игрушек
С самого рождения ребенок активно взаимодействует с окружающим миром. Начиная от рождения свет, цвет, форма, звук привлекают внимание малыша и вызывают интерес. Сначала кроха знакомится с миром с помощью взрослых, он наблюдает, как они взаимодействуют с окружающими предметами, затем (примерно с трех месяцев, научившись хватать предметы) ребенок сам активно начинает изучать все вокруг. В этот период жизни у него развивается наглядно-действенное мышление. Именно этот тип мышления является первой ступенькой к развитию высшей формы деятельности: логического и абстрактного мышления. Благодаря наблюдению и манипулированию с предметами ребенок узнает о них всю необходимую информацию. Обедненная среда замедляет развитие ребенка. Поэтому так важно предоставлять ему как можно больше разнообразной информации об окружающем его мире в доступной на этом этапе развития для него форме. Ею для ребенка являются развивающие игрушки.
     

      Например, игрушки для детей от рождения до года создаются с учетом избирательной чувствительности детей к различным стимулам. Дети в этом возрасте:
      — предпочитают смотреть на более сложные узоры, особенно их привлекают края и контуры предметов, кривые линии; яркие насыщенные цвета или контрастные (черно-белые), мигание света;
      — восприимчивы к человеческому лицу (округлые формы, глаза, улыбки);
      — реагируют на различные звуки, например, низкочастотных, ритмично повторяющихся, привычные звуки их успокаивают.
     

      Все эти игрушки ориентированы на развитие сенсорных способностей детей: осязание, зрение, слух младенца, которые почти полностью сформированы и быстро совершенствуются на протяжении первых 6 месяцев жизни. Игрушки сочетают слуховую, зрительную и тактильную стимуляцию.
      Развивающие игрушки, как правило, многофункциональны.
     

      Игрушки для детей от 6 месяцев до 2 лет в основном направлены на развитие тонкой и грубой моторики.
      Один из основных принципов развивающих игрушек: ориентир не только на актуальные возможности ребенка, но и на следующий этап его развития. То, что сегодня малыш делал вместе со взрослым, завтра он сможет сделать сам.
      Наличие в некоторых игрушках позитивного подкрепления (при правильном выполнении загораются огоньки, играет мелодия) усиливает положительный эффект, ориентируя ребенка на успех.

Принцип 4..
      Развитие фантазии

      Способность детей фантазировать напрямую связана с уровнем их интеллекта: чем он выше, тем больше развита у ребенка фантазия. Зависимость здесь двусторонняя, поэтому повлиять на интеллектуальное развитие малыша можно и через фантазию. Поэтому помогайте маленькому человеку во всем увидеть необычное. Таких игр несчетное количество.
      Любые совместные игры на развитие фантазии приветствуются, вы можете делать вместе тайники из стекляшек и потом проверять их, строить крепости. Помогите начать малышу фантазировать: «одушевляйте» в шутку неживые предметы. Скажите ему: «Смотри, как одно дерево наклонилось к другому — будто хочет доверить ему свою тайну».

Принцип 5..
      Никогда не говори «никогда»

     Счастливый человек находится в согласии с самим собой. Если вы хотите, чтобы малыш вырос счастливым, скажите себе, что теперь вы приобрели еще одну профессию — всегда быть его адвокатом. Если ребенок сделал что-то плохое, прежде всего, попытайтесь понять, как и почему это произошло. Так вы и ему поможете разобраться во всем, и затем вы вместе подумаете, как сделать, чтобы это больше не повторилось. Вряд ли стоит проверять аксиому: человек, способный на низость, вырастет из того ребенка, которого в детстве никто не оправдывал и не защищал.
      С этой же позиции вы должны подходить ко всему, что делает ваш малыш. Дети так устроены, что им тяжело решить даже пустяковую задачу, лишившись родительской моральной поддержки. Конечно, у них не всегда будет получаться задуманное. Чтобы любая затея удалась, в какой-то момент необходимо отбросить сомнения и начать действовать. Для этого необходимы целеустремленность и уверенность в себе — качества, которые с генами не передаются, а закладываются в нас воспитанием.
      Вот ваш ребенок взялся за какое-то дело — он хочет уравновесить на вершине пирамидки явно лишний кубик, пробует сам пить из полной до краев чашки, воткнул яблочное семечко в кадку с пальмой и ежедневно проверяет его... Каким бы безнадежным поначалу не выглядело предприятие, ваша задача — поддержать ребенка. Не потому, что полезно потакать всему на свете, а потому, что именно таким образом маленький человек усваивает, что можно и нужно проявлять инициативу, пробовать новое и верить в свои силы.
      Важно то, какие слова вы находите для малыша, чтобы поддержать его. Эта формула не только делает его сильнее сейчас, он присваивает ее себе, чтобы воспользоваться как палочкой-выручалочкой тогда, когда вас не будет рядом. Эстафета передается из поколения в поколение: что вы говорите себе в самый ответственный и тяжелый момент, когда силы на исходе? Вероятно, что-то вроде: «Давай, золотко, все получится, чуть-чуть постарайся!» Теперь вслушайтесь внимательней: это голос вашей мамы.

     Когда мы впервые понимаем, что лучшее — враг хорошего, каждому из нас делается немного не по себе. Ведь это означает, что момент, когда нужно остановиться в погоне за идеалом, мы определяем сами, и никто не может выбрать его за нас. Впоследствии нам придется убедиться в этом снова и снова. Много раз. С каждым разом мы будем относиться к переоткрытой истине все спокойнее, но только не тогда, когда речь идет о наших детях! Наверное, это правильно: ведь мы хотим, чтобы они выросли лучше и счастливее нас.
------------------------------------------------------
Автор: Гавердовская Полина
http://www.nanya.ru/opit/8385

Отредактировано небесная (2007-03-15 13:00:10)

0

2

Уважаю Гавердовскую!
Спасибо за статью!

0


Вы здесь » Мама в сети - форум для креативных мам » Мама - учитель: что, где, когда? » Пять принципов гармоничного развития