Золотые руки. Товары для детского творчества
19 Февраля 2009
Если вы научите ребенка рисовать, клеить аппликации, плести «фенечки» и заниматься прочими видами творчества, то решите массу самых разных проблем от коммуникативных внутрисемейных до сложностей с обучением письму. И главное – ребенку всегда будет, чем заняться, пока родителям хочется спокойно почитать, лежа на диване.
Творчество прописано детям не только для того, чтобы лет через 20 родители умилялись при взгляде на родные каракули. Рисование, лепка, нанизывание бус – все они серьезно влияют на формирование важных для человека навыков и черт личности. Развитие мелкой моторики (координированных движений мелких мышц пальцев и кистей рук) стимулирует мыслительные функции, от нее напрямую зависят речь и способности к письму. Занятия творчеством развивают воображение и память, тренируют усидчивость. Причем последнее – это не ребенок, окаменевший за партой, со сложенными ручками и напряженным взглядом. На самом деле, «усидчивость» означает умение сосредотачиваться на выполнении какого-либо действия. И этому ребенка тоже надо учить. Ваша святая родительская задача – обеспечить человеку возможность творить. Проще говоря, выдать все необходимое и показать, что можно делать с бумагой, красками, пластилином, клеем и ножницами.
От 1 года до 3 лет
Надежды на то, что кроха, только что научившаяся ходить, сразу начнет ловко управляться с кистью и мольбертом, никакой. В 12-18 месяцев вам будут рисовать беспорядочные каракули, зигзаги, подобия овалов и окружностей. В этот период глаза ребенка просто следят за рукой, оставляющей след на бумаге. В первые месяцы рисования эта рука лежит на бумаге и амплитуда движений потому невелика. Постепенно кисть начинает действовать свободнее.
К 2 годам ребенок вполне сносно освоит рисование вертикальных линий, к 2,5 годам – горизонтальные линии и, как верх мастерства, спирали. И в 3 года детка, вполне возможно, осчастливит родителей первыми вменяемыми кружочками и солнышками. Этот период зовется у психологов «неожиданный реализм»: если до этого человек рисовал просто из желания оставлять след на бумаге, теперь он начинает замечать сходство нарисованных линий с предметами. То есть сначала ребенок что-то калякает, потом смотрит, что вышло и объявляет, что именно нарисовал.
В этот период вам пригодятся пальчиковые краски, акварель, пластилин, восковая пастель или карандаши. Карандаши должны быть очень мягкими, чтобы ребенку не приходилось прикладывать сильных усилий (он быстро потеряет интерес к процессу, если черточки будут получаться тонкими и неяркими). Лучше выбирать карандаши специально для самых маленьких: они имеют более толстый, иногда треугольный корпус (так карандаш легче удерживать в непослушных пока пальчиках). Кроме того, «малышовые» карандаши обычно делаются из древесины или пластика, которые не образуют острых углов на сломах. Новинки, удовлетворяющие всем этим требованиям в этом сезоне представили ведущие мировые производители, ищите в магазинах наборы карандашей Bic Avolution, Koh-I-Hoor Jumbo Natur, Stabilo Trio.
Что касается пальчиковых красок и пластилина, то главный критерий для их оценки… вкус! Что бы не предпринимали бдительные родители, часть материала все равно окажется во рту. Краски из приличных магазинов обычно безвредные (на них написано «соответствуют европейскому стандарту безопасности EN71»), но все же лучше питаться чем-нибудь другим. Поэтому для самых-самых маленьких рекомендуется выбирать пластилин и краски немецких производителей – они отчетливо горькие или соленые. В то время как российские или итальянские производители делают свои материалы безвкусными или сладкими («Медовая» акварель, помните?).
От 3 до 6 лет
В три года у человека начинается новый творческий период. Сначала на рисунках появляются первые человечки (ручки-ножки могут быть отдельно, ничего страшного). Эту стадию психологи зовут «нехваткой реализма» - малыш старается изобразить форму предмета и, по сути, учится делать наброски. К 4 годам в совершенстве осваиваются квадраты и треугольники, и ребенок пытается воспроизводить знакомые ему предметы. В 5 лет уже получаются человечки полностью: с деталями одежды, пальцами на руках, разными прическами, глазами в ресницах. В 6 лет персонажи начинают действовать и периодически попадают в интерьер.
В возрасте 3-6 лет дети просто рисуют. Не пытаясь произвести на свет какую-либо «красоту». Он экспериментирует с предметами, формами и цветом, рисует инстинктивно, для удовольствия или для самовыражения. И родителям желательно не ограничиваться оценками вроде «отличный рисунок, положи на полку». Психологи рекомендуют картинки обсуждать: спросите, что означает та или иная деталь, подробно выясните сюжет, похвалите особенно удачные моменты. Но и прессинга не надо – если у человека нет желания говорить о своей картинке, не настаивайте. Но если принесли, положили в руки и смотрят в глаза – начинайте диалог.
В этот период дети своими рисунками часто пугают родителей. И, в основном, безосновательно. Например, появление на картинках 3-4 летних людей половых органов патологией не является, потому что именно сейчас ребенок начинает понимать различия между мужчинами и женщинами. Еще одна важная особенность возраста – интерес к письму. Дети часто изображают некоторое подобие текста, а когда им объясняют, как написать несколько первых букв, эти буквы начинают появляться на всех рисунках. К тому арсеналу карандашей и красок, что уже имеется, можно добавить разнообразные массы для лепки (высыхающие на воздухе или в микроволновке, вообще не высыхающие многоразовые и все прочие), маркеры, гуашь и кисточки (ребенок уже в состоянии не только намочить кисть, но и смешивать цвета), цветную бумагу, ножницы и клей. Ножницы, разумеется, должны быть специальными детскими, с закругленными на концах лезвиями. Такие этой осенью появились у марки LC: пластиковые, с металлическими фигурными лезвиями, и с комплектом из сменных лезвий, которые делают фигурный разрез. А клей, во избежание глобального семейного конфликта и полной смены мебели, лучше купить в карандаше (например, марки Kores).
От 6 до 10 лет
К 6-летнему возрасту ваш ребенок, по мнению психологов, дозревает до стадии «разумного реализма». Эта состоявшаяся личность изображает то, что знает о предмете, а не только то, что видит. Два основных приема рисования: наложение (объекты рисуются не в перспективе) и прозрачность (предмет и его содержимое рисуются вместе). Например, дом на картинке периодически получается «в разрезе» - с лестницами, шкафами, столами, занавесками и ночным горшком под кроватью. А дерево, которое растет за домом, окажется на рисунке над крышей, вместе со всеми своими яблоками и воронами.
В этом возрасте человек уже вполне может воспринимать конструктивную критику. К примеру, за неряшливость в исполнении рисунка. Всеми подряд картинками восхищаться не стоит. Во-первых, это неискренне, и чадо скоро об этом догадается, а недоверие (даже не вполне осознанное) в семье – штука опасная. Во-вторых, вы упускаете возможность научить ребенка делать что-то лучше, чем он умеет на данный момент.
Когда ребенок пойдет в школу, количество рисунков, аппликаций и всех остальных стихийных произведений искусства в вашем доме станет меньше. Во-первых, рисование всегда в итоге проигрывает письму – этот процесс становится более интересным и более трудоемким (на рисование уже не остается сил и желания). Во-вторых, творческих занятий будет достаточно в школе.
Чтобы ребенок не привык ограничиваться школьной программой и захотел творить дома, вам придется предложить ему новые развлечения. И, что самое приятное, вам ничего особенного делать не придется – зайдите в магазины, все уже придумано. Еще к началу учебного года в магазинах детских товаров появились готовое папье-маше и глиняная масса для начала скульпторской карьеры от марки Jovi, загрунтованные венецианские маски для раскрашивания и любого декорирования – бисером, красками, перьями. Наборы для оригами и бумажного плетения. Единственное, что от вас потребуется – время, поскольку всем этим интересным и полезным вещам ребенка надо будет научить. И не бойтесь – вам обоим понравится.
Как расшифровать детские рисунки
Рисунок может отразить душевные переживания и страхи ребенка. Но расшифровка таких «посланий» – занятие настолько сложное, что заниматься ею должны только профессионалы. Тем не менее, есть признаки, наличие которых дает родителям серьезный повод задуматься: все рисунки ребенка производят болезненное впечатление, у персонажей постоянно не хватает какой-либо части тела, ребенок последнее время отказывается рисовать или рвет рисунки, один и тот же сюжет повторяется месяц за месяцем.
Коллекция шедевров
Специалисты по семейным отношениям советуют обязательно сохранять произведения детского творчества. Речь не идет о «полном собрании сочинений», иначе к моменту, когда детка пойдет в школу, половина квартиры окажется забитой изрисованной бумагой и пластилиновыми уродцами. До двух лет можно придерживаться графика «один рисунок в месяц», затем отбирать просто объективно лучшие по качеству картинки и в дальнейшем время от времени прореживать коллекцию. Такая собирательская деятельность родителей добавляет маленькому человеку уверенности в том, что его любят. Кроме того, коллекция поможет в будущем преодолевать сложности в обучении чему-либо: «Посмотри, вот так ты рисовал, когда тебе был годик, так – в два года, а это – уже в три с половиной. Видишь, рисовать ты уже научился, значит и все остальное тоже получится».
Екатерина Погорелая, специалист по раннему развитию:
Начинать творческую деятельность проще с того, что есть в нашем домашнем обиходе. Например, с рисования пальцем на манке, рассыпанной тонким слоем на противне. Лепить можно из соленого теста, а чтобы работать с ним было интереснее, можно добавить в тесто пищевые красители. С тестом прекрасно уживаются горошины и фасолины – их надо вдавливать в тесто пальцами, развивать мелкую моторику. Специальные пальчиковые краски тоже можно использовать, правда, заканчиваются они очень быстро. И я не вижу ничего страшного в том, чтобы пальцами рисовать с помощью обычной акварели. Детям постарше – в возрасте 2-4 лет – обычно очень нравится закрашивать. На первых порах старайтесь для этого давать им рисунки с простыми формами: мяч, грибок, солнышко. И не переживайте, если конструктивной работы не получается – просто попробуйте другие техники.
Детям лучше рисовать чистыми цветами без «спецэффектов» (блесток, перламутра, неона), чтобы учиться на нормальных красках и фактурах. Разумеется, новогодний рисунок можно и даже нужно украсить особым декором, но злоупотреблять им не стоит. Точно так же девочке, у которой с детства вся одежда была в стразах, трудно будет объяснить, в чем смысл маленького черного платья.
Журнал «Office Magazine»http://deti.mail.ru/roditeljam/4-7_let/razvitie_i_obuchenie/tvorchestvo