Мама в сети - форум для креативных мам

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Мама в сети - форум для креативных мам » Мама - учитель: что, где, когда? » Семинар Е. Макаровой глазами детей


Семинар Е. Макаровой глазами детей

Сообщений 21 страница 40 из 91

21

Уроки рисования
Интервью с Эдит Крамер
о ее учебе у Фридл Дикер-Брандейс

Вольный перевод Елены Макаровой и Алексея Лельчука

Разделяй и властвуй. Смотри на мир с разных точек, выбирай и концентрируйся на каком-то одном качестве, например на ритме, фактуре, на том, как вещь сделана, на композиции. Исследуй и работай с этим качеством, потом с другими. Затем собирай все вместе без путаницы по порядку.

Как сделаны вещи. Вязание — важно не просто видеть перед собой вязаную вещь и рисовать ее, например, свитер. Важно представлять себе живо, как нитка входит и выходит, извивается, переплетается. Важно представлять себе, как вещь делалась, какой она была в движении, во время роста.

Диктанты на суть вещей. Мы быстро рисовали на одном листе много неподходящих друг другу вещей, которые нам называла Фридл. Не было времени смотреть на форму вещи, надо было ощутить ее суть, что в ней самое характерное, как она сделана. Это было отличное задание, потому что мы никогда не знали, что будет дальше, — ее фантазия была неисчерпаема.

Тюльпан.  Как он растет, куда он движется, что он хочет — вот в чём рисунок.  Надо понимать, что происходит в вещи — как цветок растет, куда он хочет расти, что ему препятствует.  Тогда у тебя есть план, и ты рисуешь, как живет цветок, а не просто мертвую форму.

Проволока. Мы рисовали фигуру человека, вазу или кувшин, как будто сделанными из проволоки, так что видно все, что происходит внутри.

Упражнение — один человек рассказывает о вещи, которую он рисовал или хотел нарисовать, а остальные рисуют это, но не так, как они бы это нарисовали, а так, как этот человек хотел бы это нарисовать. Идея упражнения идет от диктантов — рисование извне, не по своему выбору. Если это рисунок, где важен цвет, или эмоции, или движение, — нужно было внимательно выслушать, как этот человек рассказывает о своих переживаниях и эмоциях.

Диктанты на ритм.  Раз-и-дваааа — раз-и-двааа — Фридл давала голосом ритм, а мы рисовали его углем на бумаге. Дугами, полосами, волнами.  По рисунку можно было потом прочесть ритм. Очень сложные ритмы у Боттичелли. Сильные и сложные. Я перерисовывала его картины карандашом и углем. Также китайцы — весь рисунок чисто ритмичен.

Ритм везде. Говорят — нужно уметь рисовать прямую линию. Я говорю — не нужно вообще рисовать прямых линий. Но если нужно, то берёшь ритм прямой линии и оп! — прямая линия. Есть фактура, есть размеры, есть пространство, но ритм объединяет это всё, потому что он очень универсален. Только цвет никак не связан с ритмом. Цвет — это вообще отдельная история.

Цветовые коллажи хороши тем, что цвета чисты и не смешиваются.

В рисовании на больших листах участвуют не только кисти рук, но и плечи, всё тело. Всё тело входит в ритм — это легче, чем мельчить на небольшом листе. Большие упражнения позволяют потом и в мелких рисунках не терять ритм и рисовать ритмично. Можно рисовать одновременно двумя руками — получаются такие вазы.

Если картина плоха, она кажется маленькой. Если картина хороша, она кажется большой, независимо от размера.

Казалось, что у Фридл не было системы — разные задания шли вперемежку.

Когда я стала хорошо рисовать углем, она запретила мне им рисовать. Велела рисовать карандашом, или тушью, или акварелью — чем-нибудь более строгим, не таким простым, как уголь. Уголь сам рисует, он имеет фактуру и ритм по самой своей природе. А чтоб карандашом получить фактуру, надо хорошо поработать.

Фридл говорила: Я знаю, что ты можешь нарисовать глаз так, что он будет выглядеть, как глаз. Но ты должна получить настоящее качество глаза, а не просто описание имеющихся вещей. Тут нужна полная концентрация.

Если ты рисуешь портрет человека, но не знаешь, где у него будет задница, то ты не нарисуешь хорошего портрета. Нужно иметь полное представление о том, что ты рисуешь и рисовать это представление. Она просила меня рисовать человека, начиная с ног, а не с головы. Или начинать с фона.

Фридл говорила: Я знаю что ты талантлива, но что ты сделаешь с этим талантом — вот что важно.

Ребёнка нужно хвалить, принимать, не требовать ничего, кроме энтузиазма по поводу того, что он рисует. Ребёнка ничему нельзя научить кроме того, что он уже знает, но не знает, как назвать. Взрослый или подросток должен знать, что он делает и что требуется, а дети просто растут, и иногда они что-то, может быть, решат изучить. Дети проходят очень предсказуемые этапы в своем развитии, и не нужно как-либо в это вмешиваться.

Старый способ обучения — мастер и ученик — гораздо лучше, чем то, что принято сейчас, когда человек учится у нескольких учителей разным вещам.  Раньше, если ты не очень оригинальный художник, то ты просто делаешь то же, что делал мастер, и ничего хуже, чем делал мастер, и имеешь свой кусок хлеба. Если же ты сам оригинальный художник, то ты можешь идти вперед, но у тебя всегда будет твердая база. Ты будешь делать новое только если для этого есть серьезные причины. А сейчас, когда у тебя есть N учителей, которые учат тебя N разным вещам, и ты не знаешь, что хорошо, а что плохо, и что с чем стыкуется.

(Комментарий Лены и мой: в двадцатом веке все стараются изобрести что-то новое, но во-первых, нового вообще не так уж много можно быстро изобрести, тем более в искусстве, а во-вторых, часто лучше просто хорошо делать что-нибудь старое. В-третьих, это проекция науки на искусство. В науке успех — это новое открытие, и сейчас это переняли в искусстве. А искусство — это совсем другое дело; красота вечна.)

Вступительный курс Иттена, выбор талантов для людей. Одна ученица хотела заниматься архитектурой, но всё, что она делала, было плоским, необъёмным.  Иттен посоветовал ей заняться текстилем — сейчас она делает очень хорошие гобелены.

Когда дети учатся писать — это опасный момент. Письмо — это вторая сигнальная система. То, что ты делаешь руками, не связано со смыслом того, что ты хочешь сказать. Это просто технология выписывания значков. Рисование — это первая сигнальная система. Руки должны вытворять на бумаге в точности то, что ты хочешь сказать. Когда дети учатся второй системе, то первая притупляется, и нужны особые усилия, чтоб она не затухла совсем.

Источник: http://www.mydetstvo.com/blogs/lessons/ … anija.html

Отредактировано Nusha (2008-12-14 01:48:56)

+3

22

Ой, Нюша, какая ты умница, что выложила здесь это интервью. В каждом слове тут заложено очень много смысла, каждая цитата гениальна!

0

23

Уроки Елены Макаровой
Елена Макарова, освободительница

Искусство исцеляет, но для этого нужно стать творцом
Когда творческие импульсы глушатся равнодушными взрослыми, ребенок замыкается в себе, теряет ощущение полета. Отсюда аутизм, страхи, агрессия и другие наболевшие особенности детского развития. Если удается вовлечь человека в творческий процесс, многие психологические барьеры исчезают — и у детей, и у родителей. Оказывается, творчество и свобода — незаменимые компоненты здоровой личности.

Баухауз — освобождение через ритм и линию
Деятельность Макаровой-педагога тесно связана с системой школы Баухауза (1919—1933), ее педагогами И. Иттеном, В. Кандинским, П. Клее и другими. Изучением жизни и творчества одной из выпускниц Баухауза, художницы Фридл Дикер-Брандейс, Елена Макарова занималась многие годы.

«Занятия искусством не призваны сделать всех художниками, — писала Фридл Дикер. — Их задача — освободить такие источники энергии, как творчество и самостоятельность, пробудить фантазию, усилить способности к наблюдению и оценке действительности».

Что же касается заданий, которые даются на занятиях и семинарах, то и тут у Макаровой все начинается с Фридл, точнее, с баухаузовского «Вводного курса», который И. Иттен впервые провел в 1919 году. Фридл вела этот курс для новичков в 1920-м, будучи студенткой. Позднее она занималась по этой же методике с детьми и взрослыми в Вене и Праге, а затем — в концлагере Терезин с конца 1942-го и до октября 1944-го, когда она была убита в Освенциме. Остались ее искусство, письма и 5 тыс. рисунков ее терезинских учеников. Кроме этого, сохранился конспект лекции «О детском рисунке», подготовленной ею для учительского семинара в Терезинском концлагере летом 1943 года.

В этой методике важную роль играют так называемые освобождающие упражнения школы Баухауза. Они напоминают рисунки маленьких детей, примерно 2—3 лет. Это сходство не случайно: элементарные формы и траектории линии в пространстве — основа изобразительного творчества. Об этом писали трактаты Кандинский, Иттен и Клее.

С этого все и начинается. Ритм, музыка, движения, образующие формы в пространстве. Ведь и при подготовке музыкантов играются «бессмысленные» упражнения для рук и пальцев (или губ, если это духовой инструмент) — когда их движение наиболее естественно и свободно и еще не стеснено замыслом композитора.

На этой стадии музыка и линия едины, ведь они связаны между собой общим ритмом. В этой стихии живет ребенок. Взрослые, которых оттуда вытащили за шкирку, на семинаре Макаровой возвращаются на круги своя, чтобы потом свободно развиваться творчески. Они видят воочию, как легко обретает линия объем и пластичность, как легко отлепляются от плоскости листа спирали и окружности (а потом луны, деревья и целые картины), как просто и  интересно создать объем и перевести рисунок в скульптуру. И еще одна немаловажная деталь: взрослые начинают любить искусство и показывать детям стоящие картины, а не всякую ерунду, теперь они ходят в музеи с детьми и постигают с ними вместе то, что до недавнего времени казалось непостижимым.

Елена Макарова своим студентам:
«А я сегодня думала: наверное, радуется душа Фридл. Вот ведь чудо — после стольких лет забвения, после такой кошмарной ее гибели мы сидим в разных странах и учимся дышать вместе с линией, для меня это настолько значительное событие, вы даже себе не представляете».

А как это бывает…

Начать с того, что большинство родителей, а тем более бабушек и дедушек, были воспитаны вне искусства и в отрицании смысла искусства для воспитания, в особенности маленьких детей. А если уж брались за эту задачу, то получалась одна тоска — что в детском саду, что в школе.

Не в силах понять и почувствовать, что такое детское творчество и творящий ребенок, — это слишком сложно и непонятно для зашоренного взрослого, — работники образования придумывали «развивающие техники», направленные на то, чтобы «развивать пространственное воображение», «осваивать предметную среду» и т.п.

В детском саду до сих пор заставляют раскрашивать грибочки и кошечек или вырезать их из цветной бумаги и приклеивать на лист. Детский рисунок считается бессмысленным, если взрослый его не понимает. Признаются только те рисунки, на которых «что-то» изображено, причем что-то «нормальное»: домик, деревья, мальчик, собачка. Лепка вообще считается лишь подсобным средством по развитию мелкой моторики.

Беда в том, что взрослые никак не могут уразуметь, что ребенок (как и взрослый, если он открыт) может свободно погрузиться в стихию искусства и овладеть его языком. Искусство для него (как и для взрослого художника) не инструмент, а средство выражения себя и своего отношения к миру. Соотнесение изображения с изображаемым его, по сути дела, не интересует.

Но, почувствовав взрослый «заказ», ребенок может выдавать домики и собачек, так что взрослый может их узнать и умилиться. Без самостоятельного постижения языка искусства дети ломаются, и чаще всего это начало конца их романа с искусством. Но некоторые — их становится больше! — став родителями, понимают, что их сломали и что нужно вернуться к творческой деятельности, дабы не повторить ошибку своих родителей и педагогов.

Первоначально занятия Елены были предназначены для детей, но уже в ходе первого семинара ее ожидал сюрприз. Мамы из средства донесения до детей «послания свободы» превратились в цель! Дети, конечно, загораются от мам — в большей или меньшей степени, — но зато сами мамы горят на всю катушку.

http://www.mydetstvo.com/elena-makarova … arova.html

+1

24

Ира, ждем работ твоего Гриши! :flag:

0

25

Сейчас нам на семинаре дали новое задание - сделать Рождественский вертеп!
Кто что знает о нем, расскажите!

0

26

Посмотрите, какая прелесть!
В тельняшке и лохматый - сын Лены Макаровой -  Федор Макаров!
Хоть и на английском, но настроение поднимает!

Ночь. Открытие "Снежного Шоу Славы Полунина на Бродвее.
Opening Night: Slava's Snowshow
Видео 5 м. Слава и звезды Снежного Шоу - большой дебют на Бродвее.
Video: Slava and the stars of his snowshow on the show's big Broadway debut

http://link.brightcove.com/services/lin … 4366315001

"Мое поздравление всем!
С НОВЫМ ГОДОМ!

Я вас люблю!
В связи с именно этим подарком (фильмом), я желаю всем вам в первую очередь
родительского счастья.
Все, о чем я мечтала, сочиняя свои книги, исполняется в жизни. Из хулигана,
поджигателя и философа, из мальчика, который никогда не сидел на месте,
жевал стекло и заедал его химическим карандашом, вырос такой вот свободный и
счастливый человек!
Пусть ваши дети дарят вам счастье и свободу быть самими собой!
Ваша Лена Макарова"

+1

27

А мы с малым пока в коллажах малюем ))))
Вот некоторые из них!!!!
Не судите строго, Матвею еще только 2 годика, мама рядом рисует, зато у нас достижение - ОН САМ начал себе мурлыкать РИТМ - рисует и проговаривает или даже пропевает!!!! Я была в шоке!

Ну, в общем, вот наши последние творения  :D

+4

28

Последние два не без участия мамы, но с активным участием Матюши  :flirt:

0

29

Ух ты! Работы Матвея просто супер! И это рисовал двухлетка? Нюш, в его рисунках есть ритм, ты видишь? Потрясающе!

+1

30

maminsite написал(а):

Сейчас нам на семинаре дали новое задание - сделать Рождественский вертеп!Кто что знает о нем, расскажите!

Рита, посмотри, может поможет информация
Рождественский вертеп своим руками
Рождественский вертеп
Рождественский вертеп, делаем сами

Отредактировано Юлия (2008-12-22 15:29:55)

+1

31

Девочки, моё вам глубочайшее уважение и восхищение вами и вашими детками!!! :cool:  https://forumupload.ru/uploads/0000/0a/cd/66211-2.gif  http://mybb.ru/f/collection/0230.gif

Отредактировано Кася (2008-12-22 15:32:47)

0

32

maminsite написал(а):

Нюш, в его рисунках есть ритм, ты видишь? Потрясающе!

ага, вот НЕДАВНО только появился!!!! раньше ритма не было, одни каляки )))) но мы терпеливо ждали, когда он начнет ними "играть" ))))

Кася написал(а):

Девочки, моё вам глубочайшее уважение и восхищение вами и вашами детками!!!

Касечка, спасибо огромное!!! Очень приятно что вам понравилось )))), и я тут не только похвастаться хочу, а и вас подзадорить, что ли....пробуйте - у вас тоже ПОЛУЧИТСЯ!!!! главное чтобы от души!
Начинайте с коллажей, спиралей, всяких каляк-маляк и без конкретики )))) ребеночек расслабляется со временем и заигрывается красками, мазками, движением руки....это так приятно наблюдать ))) еще есть один момент: мой рисует ТОЛЬКО вместе с мамой )))) так что Вам тоже стоит попробовать взять в руки кисточку и покалякать )))) Получите от этого УДОВОЛЬСТВИЕ!!!! без солнышек и тучек (это мы пытаемся щас из своих рисунков убрать :D ) а просто ЦВЕТ, РИТМ и УДОВОЛЬСТВИЕ!!!!

Отредактировано Аист (2008-12-22 15:49:46)

+1

33

Юлия- спасибо, вечером дома посмотрю с компа;-) Кася- присоединяйтесь с Данькой!

0

34

Аист написал(а):

и я тут не только похвастаться хочу, а и вас подзадорить, что ли....пробуйте - у вас тоже ПОЛУЧИТСЯ!!!! главное чтобы от души!

maminsite написал(а):

Кася- присоединяйтесь с Данькой!

Девочки, вот клянусь: сама рисовать не умею и даже не представляю КАК надо правильно учить этому Даню :dontknow:  Поэтому и испытываю к вам глубочайшее уважение, что вы занимаетесь этим с детьми, развиваете их способности https://forumupload.ru/uploads/0000/0a/cd/66211-2.gif  http://mybb.ru/f/collection/0230.gif

0

35

Аист написал(а):

ОН САМ начал себе мурлыкать РИТМ - рисует и проговаривает или даже пропевает!!!! Я была в шоке!

Таня, потрясающе!!!! Как здорово у вас получилось!!!! Матвейке  https://forumupload.ru/uploads/0000/0a/cd/66211-2.gif

+1

36

Кася написал(а):

сама рисовать не умею и даже не представляю КАК надо правильно учить этому Даню

Кася, я тоже НЕ умею рисовать, ну и ЧТО???
садитесь и наслаждайтесь гулянием кисточки по листу )))) сочетанием цветов ))))
кстати, еще маленький совет (из собственного опыта) мы купили кисточки - натуральные но достаточно жесткие, теперь ребенок не царапает лист ободком кисточки (жесткость кисти не позволяет) а именно водит щетиной )))) попробуйте с Даней такими кисточками, и еще - мы, например, не любим тоненькие, от них след узкий, не выразительный ))) а мазок красивый получается после широкой кисточки ))))
рисуем ТУШЬЮ )))) она уже готова к употреблению и не надо тратить время на разведение краски (как в случае акварели), но это тоже ИНДИВИДУАЛЬНО!
пробуйте всё, и потом определитесь, что вам больше нравится...

Вот углем Матвей не очень любит рисовать, потому что он НЕ ЦВЕТНОЙ )))) и потом у него на ручках и пальчиках "газь" )))) (грязь) а пачкатся он не любит, вот и выработалась такая индивидуальная "не любовь"...но иногда за мамой все таки повторяет ))))

0

37

Аист написал(а):

садитесь и наслаждайтесь гулянием кисточки по листу )))) сочетанием цветов ))))
кстати, еще маленький совет (из собственного опыта) мы купили кисточки - натуральные но достаточно жесткие, теперь ребенок не царапает лист ободком кисточки (жесткость кисти не позволяет) а именно водит щетиной )))) попробуйте с Даней такими кисточками, и еще - мы, например, не любим тоненькие, от них след узкий, не выразительный ))) а мазок красивый получается после широкой кисточки ))))

Спасибо, Танюшка, огромное! :flag:  Обязательно попробую с Даней позаниматься! :yep:

0

38

Кася написал(а):

Обязательно попробую с Даней позаниматься!

ждем ваших шедевров! даже если это каляки-маляки, как у нас - это же так приятно!!!! :flag:

0

39

Аист написал(а):

ждем ваших шедевров! даже если это каляки-маляки, как у нас - это же так приятно!!!!

Ну, если уж не совсем стыдно  :D  будет, то покажу :rofl:  :crazyfun:

0

40

Кася - какой стыд?
Мы же тут для того и хвастаемся работами, чтобы поддержать юных художников:-)
Я когда Диме своему говорю, что его тетя в компьютере очень похвалила, как он нарисовал, он так гордится, вешает свои работы на стенку - типа выставки, я еще больше его нахваливаю.
Главное сейчас уйти от штампов, как уже сказала Нюша, иначе на корню пресечем фантазию и настоящее понимание искусства через цвет, форму, фактуру материалов.

0


Вы здесь » Мама в сети - форум для креативных мам » Мама - учитель: что, где, когда? » Семинар Е. Макаровой глазами детей