Я,я за- Петра-1
Первый русский император. Выдающийся реформатор и всадник. Основатель Санкт-Петербурга. Герой бесчисленных художественных произведений.
В первый день 1700 г. Россия перешла на новое летосчисление. По указу главы государства следовало «...в знак доброго начинания и нового столетнего века в веселии друг друга поздравлять с Новым годом, .. у ворот и домов учинить некоторое украшение от древ и ветвей сосновых, еловых и можжевеловых, ...чинить стрельбу из небольших пушечек и ружей, пускать ракеты сколько у кого случится, и зажигать огни». Так, вслед за 31 декабря 8208 г. от Сотворения мира наступило 1 января 1700 г. от Рождества Христова. Россия стала жить по новому календарю. Петр был первым и единственным из русских правителей, кто открыто и официально, по документам, призывал подданных зажигать и палить почем зря.
Петр, по праву получивший от потомков торжественное прозвание Великий, живейшим образом откликался на все новое, что происходило в мире. Существуй в его времена такие явления, как «инновации» и «нанотехнологии», государь непременно бы отдал соответствующие распоряжения о повсеместном насаждении в стране упомянутых диковин. Кажется, не было такого уголка России, которого Петр не желал бы до неузнаваемости изменить. К концу его правления мало осталось мест, избежавших Петровских преобразований.
Без Петра Великого не было бы ни Питера, этой его «гениальной ошибки», основанной на костях и болоте в 1703 г., ни славного русского флота, ни вооруженной до зубов армии, ни первого русского музея, ни первой русской газеты, ни много чего еще.Первого русского императора смело можно причислить к единицам избранных, которым удалось повернуть ход истории. Возможно, удалось это не в последнюю очередь потому, что ход русской истории к концу XVII в. и ходом-то назвать трудно. Преобразования, инициатором и главной движущей силой которых был Петр, вызывали и будут вызывать самые разные оценки. Даже для своих современников он был одновременно и земным богом, и антихристом, и «людомором».
Будущий Петр Великий родился в 1672 г. в многодетной семье второго русского царя из династии Романовых Алексея Михайловича, прозванного за рассудительность и умиротворенность (которые проявились в полной мере в его деятельности на посту главы государства) «Тишайшим». Обстоятельства детства юного Петра были связаны с традиционной борьбой околовластных группировок за сферы влияния. В результате – после смерти старшего сына Алексея Михайловича Федора (бывшего царем с 1676 по 1782 гг.) сложилась уникальная ситуация – на царство были венчаны сразу два государя: 10-летний Петр и его старший брат Иоанн (ни смекалкой, ни энергичностью не отличавшийся), регентом при малолетних государях была назначена их старшая сестра Софья.
Почти детсадовская инфантильность молодого государя не знала никаких границ. Не слишком вникая в государственные дела, он почти все время проводил в «забавах экзерциций военных», придав своим увеселениям поистине грандиозные масштабы. В ходе «игрушечных» битв молодого царя гибли десятки людей.
Возмужав, Петр, не отличавшийся миролюбием, направил свою энергию в еще более серьезное русло. Почти все его царствование прошло в войнах: Азовские походы (1695-1696 гг.), Северная война (1700-1721 гг.), шедшие с переменным успехом войны с Турцией и Персией. Воинственность эта, однако, была полностью оправданной и служила реализации национальных интересов, которые государь схватывал на лету.
Успехи Петра Великого на внешнеполитическом поприще огромны. В ходе Северной войны, прямой наследницы войны Ливонской, Россия прорвалась наконец к морю. Этот важнейший геополитический шаг в массовом сознании людей закрепился в терминах плотницкого ремесла. Благодаря пресловутому «евроокну» Россия получила замечательную возможность прорубать дальнейшую дорогу своим экономическим, политическим, культурным и всем другим интересам в Европу и мир.
Длительное пребывание в Европе окончательно укрепило Петра в том, что в России все должно быть на европейский самый продвинутый манер. Насмотревшись на чудеса технического прогресса в милой его сердцу Голландии, Петр принялся рьяно насаждать их у себя на родине, без сожаления разрушая старый быт и уклад. Бритье бород – самое невинное из его нововведений. Ни одна европейская культура не претерпела такого крутого, жесткого тотального слома, какой претерпела русская культура в эпоху Петра. По существу, его реформы были попыткой переделать нацию, перестроить ее национальное сознание на протестантский манер. Но Россия не поддалась.
Однако многие из Петровских новшеств, особенно в области госуправления, экономики, транспорта были разумными и вполне прижились. За четверть века его активных реформ построено множество каналов (Вышневолоцкий, Мариинский и Тихвинский), объединивших в единое целое речную сеть страны, а также большое количество мануфактур и горных предприятий, освоены новые месторождения по добыче железной руды и цветных металлов, создана регулярная армия, написаны первые воинские уставы, реформировано местное управление.
Петр создал новую систему госучреждений, сохранившуюся с некоторыми изменениями до начала XIX в. Как ни странно (учитывая абсолютистскую натуру государя), система эта была основана на коллегиальном принципе управления. В центре ее был Правительствующий Сенат – высший орган по делам законодательства и управления. Коллегии (предшественницы министерств) подчинялись Сенату в соответствии с Генеральным регламентом, который определял их внутреннее устройство, компетенцию, порядок принятия решений, обязанности должностных лиц. Табель о рангах утверждала единую систему чинов.
Справедливости ради надо признать, что громадье преобразований Петра касалось крайне узкого слоя населения страны – господствующего класса. Подавляющее же большинство – крестьянство – как жило по старинке, так и продолжало жить, претерпевая все больше притеснений. Указом 1723 г. Петр окончательно превратил крестьян в собственность помещиков, закрепив и дворянскую собственность на землю, и право передавать всю недвижимость в наследство одному из сыновей.
За два года до указа, в 1721 г., логически завершилось оформление абсолютной монархии по-русски, которая на века получила свой грозный и непобедимый брэнд «Российская империя». Однако путь к монаршему абсолюту не был гладок. Воспользовавшись пребыванием Петра за границей в 1698 г. (во время «Великого посольства» – первого официального визита Петра в Европу), его политические недруги подняли стрельцов на очередное (оно же и последнее) восстание. Спешно возвратившись в Москву, Петр лично учинил следствие, в результате которого стрельцы были казнены. Судьбу стрельцов разделили и сторонники сестры царя Софьи, которая подбила буянов на мятеж. Вообще репрессии и насилие были одним из основных приемов, с помощью которых он управлял государством, оставаясь верным хранителем отечественных средневековых традиций. Впрочем, на то Петр и творец истории, что единственной конституцией для него была его собственная воля.
Обладавший неуемным темпераментом и бешеной энергией император испробовал себя в сотне профессиональных и человеческих ролей – от дантиста, артиллериста, плотника и парикмахера до богохульника и палача собственного сына. Символично, что обычно не слишком церемонившийся с судьбами и даже жизнями окружавших его людей, Петр умер от болезни, которую подхватил, самолично спасая солдат во время наводнения
http://www.nameofrussia.ru/