Игральная кость - это кубик, на грани которого нанесены точки. На одной - одна, на другой - две и далее до шести. Число точек на грани кубика определяет число очков. Еще один интересный факт о кубике: суммы очков на противоположных гранях равны семи.
"Почему именно кубик оказался многогранником, наиболее подходящим для игры?" - задается вопросом Кордемский, автор "Математической смекалки". Игральная кость должны быть правильным многогранником, так как только в этом случае при бросании игральной кости для каждой ее грани обеспечиваются равные шансы быть верхней. Но из пяти видов правильных многогранников наиболее подходящим является, конечно, куб: изготовить его не составляет большого труда, и при бросании он довольно легко катится.
Тетраэдр и октаэдр - едва покатятся, додэкаэдр и икосаэдр настолько "круглы", что покатятся почти как шар.
Из этих правильных многоугольников кубик наиболее оптимален для бросания.
Шесть граней кубика навели на мысль использовать 6 первых натуральных чисел, а попарно параллельное расположение взаимно противоположенных граней позволило просто и закономерно расположить эти числа так, что 1 против 6 в сумме давало 7. Кстати, с помощью кубика можно таким образом объяснить состав числа семь.
Этот самый принцип семи является ключом к решению задачек с одним или несколькими игральными кубиками.
Для арифметического фокуса вам понадобится три игральных кубика. Фокусник отворачивается, а кто-нибудь из малышей бросает на стол три кубика. Фокусник предлагает всем ребятам подсчитать сумму очков
на верхних гранях всех трех кубиков, затем поднять какой-нибудь один кубик и число очков на нижней грани этого кубика прибавить к предыдущей сумме. Далее "факир" предлагает снова прокатить тот кубик, который был поднят, и число очков его верхней грани сложить с ранее полученной суммой. После этого фокусник оборачивается, напоминает , что он не знает, какой кубик был брошен вторично, берет в руки все три кубика. Для таинственности можно потрясти их в руке и к удивлению всех угадывает окончательный результат произведенных действий.
Подсказка: прежде чем взять кубики в руку, следует сложить очки на их верхних гранях и прибавить 7.
Полученная сумма и будет той, которая должна быть "угадана".
Столбиком
Поставьте три кубика друг на друга. Взглянув только на верхнюю грань столбика или на две боковые грани, фокусник может определить сразу сумму очков на гранях, по которым кубики соприкасаются, и на самой нижней грани.
В каком порядке
Дайте ребятам три кубика, кусочек бумаги, карандаш и предложите им, расположив кубики произвольно в ряд, составить трехзначное число, цифры которого обозначили бы количества очков на верхней грани каждого кубика. Например, при расположении кубиков
1 , 3, 2
на верхней грани будет
2, 5, 4
К этому числу пусть дети припишут три цифры, обозначающие количества очков на соответствующих нижних гранях кубиков.
Получится некое шестизначное число. 254 523 в нашем случае. Это число предложите разделить на 111 и сказать результат.
Не производя умножения, вы можете быстро определить первые три цифры этого шестизначного числа, а следовательно сказать, в каком порядке были расположены кубики.
Трехзначные числа
По кубикам можно научить ребят произносить трехзначные числа. Бросим три кости - выпадают 1, 6, 4. Громко хором говорим: сто шестьдесят четыре. Теперь по команде пусть все ребята перевернуть кости - кубики. 6, 6, 6. Громко и вместе: шестьсот шестьдесят шесть.
По теории вероятности...
Игральную кость можно рассматривать как генератор случайных чисел в целочисленном интервале [1..N] с одинаковой вероятностью выпадения всех чисел интервала. Такие генераторы обозначают 1dN. Так, например, обычный шестигранный кубик — это 1d6; бросание монетки — это работа генератора 1d2 и т. д.
В книге "Малыши и математика" А.К. Звонкин рассказывает, как он впервые "подступился" к теории вероятности, занимаясь с четырех - пятилетками. "В непрозначную сумку - мешок я кладу два желтых и два черных кубика. Говорю, что это темный чулан, в котором лежит пара желтых и пара черных ботинок. Чтобы пойти в гости, надо достать обязательно пару (нельзя надеть разноцветные ботинки). Но из-за того, что чулан темный, приходится доставать ботинки наугад. Один за другим. Ребята по очереди тащат кубики из мешка и запоминают, сколько кубиков пришлось вытащить до получения пары. Мы обсуждаем, при каком количестве вытащенных кубиков получить одноцветную пару а) нельзя, б) можно, но не обязательно в) обязательно получится пара. Затем то же задание посторяется с шестью кубиками (тремя цветными парами)".