и еще
Занятия для детей 2 лет
Сообщений 21 страница 40 из 44
Поделиться222007-09-28 21:49:32
Продолжать? Принимаю пожелания могу по подробнее.
Поделиться232007-10-22 15:59:40
Мамарина
Спасибо за рассказ, как заниматься с овощами . Овощи у нас есть и возиться мы с ними любим. А чтос ними делать я не знала и мы прсто варили суп А теперь .... Спасибо ещё раз.
А что вы ещё делаете? Интересно.
Поделиться242007-10-28 23:36:40
Мамарина,Вы просто прелесть! плюсик Вам:)
Поделиться252007-10-30 00:33:46
Александра вы тоже прелисть, спасибо за плюсик.
Поделиться262008-01-09 12:16:10
Мы растем! Все о развитии ребенка от 2 лет до 2 лет 6 месяцев
Продолжение статьи. Начало статьи см. № 3, 2006 г.
В предыдущем номере была опубликована мини-программа и задачи развития и воспитания ребенка от 2 лет до 2 лет 6 месяцев. Сегодня мы расскажем вам как именно нужно играть и заниматься с ребенком, чтоб реализовать намеченные цели.
Любовь Павлова
Ведущий научный сотрудник Центра, "дошкольное детство" им. А.В. Запорожца, доцент, канд. психол. наук
Примерные игры-занятия
В процессе общения, предметной деятельности, игры, а затем и зарождающихся новых видах деятельности (рисование, лепка, конструирование, пение, танец и др.) у ребенка 2 лет - 2 лет 6 месяцев происходит дальнейшее развитие психических процессов: восприятия, памяти, речи, мышления, формируются новые потребности и интересы.
Возросшие возможности психофизического развития позволят малышу познавать не только внешние свойства окружающего мира, но и какие-то внутренние закономерности, причинно-следственные связи в предметах и явлениях.
Воспитание, познавательной активности в процессе действий с предметами
Программное содержание
Совершенствовать действия с предметами.
Собирать одноцветные, а затем и разноцветные пирамидки из 4-5 колец, располагая их по убывающей величине. Собирать пирамидки из шаров, кубов одного размера.
Составлять башенки из 3 одноцветных последовательно уменьшающихся деталей-вкладышей (кубы, конусы, цилиндры и пр.).
Разбирать и собирать трехместную матрешку.
Занятие с «занимательной коробкой»"
Цель. Продолжать знакомить ребенка с предметами различной формы и величины. Учить соотносить детали. Осуществлять выбор предметов 2 различных форм (шар, куб) и 3 величин - большой, поменьше, маленький. Учить действовать малыша по словесной инструкции.
Материал. «Занимательная коробка», имеющая прорези трех размеров: квадратные (7 cм2; 5 cм2; 3 см2 и круглые (диаметром 7 см, 5 см, 3 см). Кубы (6 см3, 4см3, 2 см3), а также шары (диаметром 6 см, 4 см, 2 см).
Ход занятия. Мама говорит малышу , что у него есть кубики и шарики разной величины. Она предлагает ему вложить предметы в «занимательную коробку». Для этого надо отсортировать кубы от шаров. Когда ребенок выполнит эту часть задания, взрослый предлагает опустить в нее вначале кубик, а затем шарик. Малыш выбирает указанные мамой предметы, произвольно ориентируясь в их величине. Маленький предмет ребенок сможет опустить в любое отверстие; предмет среднего размера опускается им в большое или среднее отверстие; большой предмет он проталкивает только в самое большое отверстие. Таким образом, он учится не только соотносить предметы по величине, но и выполнять это действие более рациональными способами. Аналогично малыш опускает вторую, а затем третью пару предметов.
Занятие с одноцветной пирамидкой из 5 колец
Цель. Учить собирать пирамидку из 4-5 колец одного цвета, последовательно уменьшающихся и располагающихся на стержне. Продолжать развивать более тонкую дифференцировку при подборе предметов по убывающей величине.
Материал. Одноцветная пирамидка из 5 колец.
Ход занятия. Мама, ставит перед малышом пирамидку, собранную по убывающей величине колец, и предлагает ее разобрать. Вначале нужно отложить на середину стола крышечку, затем снять кольца. « Покажи мне самое большое колечко !», - просит взрослый и предлагает опять нанизать его на стержень. Затем из всех оставшихся колец малыш выбирает вновь самое большое и надевает на стержень. Таким образом, собирается вся пирамидка от самого большого до самого маленького колечка. Пирамидка закрывается крышечкой, отодвигается на середину стола. Мама обращает внимание малыша на то, что он справился с заданием и хвалит его.
Варианты. Мама предлагает выложить все колечки цепочкой (от самого большого до самого маленького) и затем последовательно нанизать их на стержень. Цвет пирамидок варьируется.
Занятие с двумя пирамидками разного цвета
Цель. Учить ребенка выбирать предметы определенного цвета по показу, а затем по словесному обозначению. Продолжать развивать мелкую моторику пальцев при нанизывании шаров на стержень.
Материал. 6 шаров 2-х цветов (например, 3 красных и 3 синих). Невысокий стержень (12-15 см).
Ход занятия. Перед ребенком находится коробочка, в которой лежат шарики красного и синего цвета, имеющие сквозное отверстие. Мама показывает пирамидку в собранном виде. «Эта пирамидка из красных шариков», - поясняет взрослый. Затем показывает точно такую же пирамидку из синих шаров и дает соответствующее пояснение.
В следующей части занятия мама начинает последовательно снимать шарики то с одной, то с другой пирамидки и складывать их в коробку. Таким образом, перед взрослым оказывается аналогичная коробочка, наполненная разноцветными шарами. Далее мама вновь нанизывает шары, выбирая только красные и называя их цвет. «Этот шарик красного цвета, а этот тоже красный, и этот шарик -красненький!»
Малыш собирает пирамидку по показанному образцу. Оставшиеся шары он нанизывает на второй стержень. «Какие красивые синие пирамидки», - говорит взрослый, выделяя голосом название цвета. Затем мама предлагает ребенку снять шарики со стержня и сложить их в коробочку. Шары смешиваются.
В конце занятия ребенок по словесному указанию самостоятельно собирает пирамидку красного цвета, затем пирамидку синего цвета, т.е. повторяется первая часть занятия. Если малыш ошибается, взрослый помогает ему, прибегая к показу и наглядному сравнению.
Варианты.. Аналогичное занятие проводится с 3 одноцветными кубами и прочими подходящими предметами. Варьируется также цвет пирамид.
Занятие с 3 кубами-вкладышами
Цель. Закреплять у ребенка умение соотносить предметы по величине. Развивать более тонкое зрительное восприятие: практические знания о величине предметов в соотношении «большой —поменьше - маленький». Продолжать развивать мелкую моторику пальцев при выкладывании, раскладывании и накладывании однородных предметов разной величины.
Материал. 3 куба-вкладыша разной величины (с разницей 3 см3), одного цвета.
Ход занятия. Мама дает ребенку 3 куба, последовательно вложенных один в другой. Обращает внимание на то, что они вложены друг в друга, и предлагает достать самый маленький предмет, затем средний, наконец, останется самый большой. Взрослый выстраивает их цепочкой так, что образуется как бы лесенка, мама обращает внимание на величину предметов и предлагает показать большой, поменьше и маленький кубики.
«Сделаем башенку из кубиков», - предлагает мама и показывает, как ее построить из 3 деталей: нужно использовать все 3 кубика, располагая их в определенной последовательности и накладывая сверху один, на другой. Башенка отставляется на середину стола («Вот, как Илюшенька умеет!»). Если у малыша возникнет желание поиграть с кубиками, взрослый может предложить им кубы другого цвета.
Варианты. Аналогично проводятся игры в построении башенок из других полых форм (конусов, цилиндров, усеченных трех-четырехгранных пирамид и пр.)
Занятие с трехцветной матрешкой
Цель. Продолжать учить ребенка соотнесению предметов по величине. Формировать умение не только подбирать части предмета, но и совмещать их в соответствии с рисунком. Совершенствовать тонкие движения кончиков пальцев, координацию рук.
Материал. Расписная матрешка (высотой 8-10 см), вмещающая еще две вкладывающиеся матрешки, из которых наименьшая неразборная.
Ход занятия. Мама ставит на стол перед ребенком красивую матрешку. Встряхивает ее, имитирует голосом стук: « Тук, тук, тук! Кто там?» Открывает матрешку, достает вторую. «В гости к тебе пришли две матрешки», - говорит мама. Затем вкладывает малую матрешку в большую и закрывает ее. Предлагает малышу самостоятельно достать вторую матрешку.
Мама предлагает закрыть части первой, большой матрешки, правильно совместив ручки и фартучек. Она демонстрирует этот момент сама: высоко поднимает матрешку, ставит на ладонь и поворачивает так, чтобы малыш видел совместившиеся части рисунка.
Действия со второй матрешкой целиком повторяют первую часть занятия.
В третьей части занятия малыш вкладывает все матрешки в одну большую, совмещая рисунок верхней и нижней половинок. Если малышу трудно выполнить задание самостоятельно, мама должна помочь ему.
Варианты. Аналогично проходит занятие с трехместными расписными бочатами (высотой 6-8 см).
Занятие с пирамидкой из 4-5 разноцветных колец
Цель. Учить ребенка собирать пирамидку из последовательно уменьшающихся 4—5 разноцветных колец. Развивать более тонкую дифференцировку, умение малыша не отвлекаться от поставленной задачи.
Материал. Разноцветная пирамидка из 5 последовательно уменьшающихся колец.
Ход занятия. Мама предлагает разобрать пирамидку из 5 разноцветных колец. Она показывает, как можно выложить кольца цепочкой: большое, поменьше, еще меньше, маленькое, совсем маленькое. Проверяет, чтобы цепочка была составлена правильно.
Во второй части занятия малыш нанизывает кольца последовательно, беря каждое очередное колечко из выложенной цепочки.
Повторно ребенок разбирает и собирает пирамидку самостоятельно или с небольшой помощью взрослого: например, мама напоминает, что каждый раз необходимо выбирать самое большое колечко из всех оставшихся.
На последующих занятиях ребенок учится подбирать предметы по величине с меньшей опорой на автодидактические приемы[1], используя лишь чисто зрительное сравнение.
Занятие на подбор предметов одного цвета
Цель. Учить находить по просьбе взрослого предметы определенного цвета. Развивать умение обобщать предметы по признаку цвета.
Материал. Игрушки одинакового цвета: флажки, ленты, мячи, шары, кубы, корзиночки, матрешки и т.п.
Ход занятия. По всей площади комнаты расставить различные игрушки. Мама показывает, например, красный флажок и просит принести игрушки такого же цвета. Взрослый ставит флажок на середину табурета (детского стульчика) и принимает участие в игре. Когда малыш приносит игрушку, мама прикладывает к ней флажок и говорит: «Правильно, ты принес шарик такого же цвета, как флажок. Красный флажок и красный шарик». Располагает игрушку рядом с флажком. Если же цвет не совпадает, мама не ставит игрушку рядом. На одном занятии малыш может подобрать предметы 2-8 цветов, но одновременно ребенок подбирает предметы только одного цвета.
Занятие с Белочкой и Зайчиком
Цель. Учить ребенка действовать в показанной взрослым системе. Развивать зрительную память. Учить действовать с предметами в системе их чередования. Способствовать развитию воображения, умению действовать в сюжетно-отобразительной игре.
Материал. Кубы: 6 красных и 6 синих. Две игрушки: зайчик, белочка. Все предметы соразмерны.
Ход занятия. Мама показывает малышу зайчика и белочку, говорит, что они живут в лесу и любят вместе играть: в прятки, догонялки, в жмурки и др. Однажды они решили поскакать по пенечкам. На лесной полянке друзья расставили пенечки, и договорились, что у зайчика будут синие пенечки, а у белочки - красные. Каждый может перескакивать на пенечек своего цвета.
Во второй части занятия взрослый берет 10 кубиков и расставляет их по кругу, чередуя по цвету: красный - синий - красный - синий. Предметы располагаются на одинаковом расстоянии друг от друга. Мама ставит зайчика на синий кубик, а белочку рядом с ним - на красный и договаривается с малышом: «Ты будешь зайчиком, а я - белочкой.» Фигурки поворачиваются друг к другу спинками и начинают «перескакивать» через пенечек, попадая только на свой цвет, наконец, они встречаются на противоположной стороне круга, обращенные друг к другу мордочками. Этот момент взрослый эмоционально обыгрывает: зверюшки здороваются, разговаривают и разбегаются в обратную сторону, встречаясь вновь на прежней стороне круга. Сценка встречи повторяется. Затем мама и ребенок меняются ролями. Игра повторяется.
Варианты. Например, зверюшки скачут поочередно по кругу. Если малыш ошибается, зайчик или белочка не могут перескочить через 2 кубика и «отказываются» играть. Второй вариант - зверюшки, встречаясь «договариваются кто, кого пропустит в этот раз». И, наконец, зверюшки, встречаясь, что-то дарят друг другу, поют, читают стихи и т.п. При повторении игры, мама просит ребенка самостоятельно расставить кубики – «пенечки», чередуя их по цвету, форме или величине.
Занятия с предметами-орудиями [2]
Занятие «Достань колечко!»
Цель. Научить ребенка с помощью палочки придвигать к себе разнообразные предметы, формировать понимание назначения орудия.
Материал. Палочки длиной 30-35 см с круглым сечением от 0,5 до 1 см; цветные кольца диаметром от 5 до 8 см; можно использовать пластиковую пирамидку.
Ход игры. Мама располагает на расстоянии 50 см от ребенка разноцветные колечки, предлагает малышу поочередно придвинуть палочкой колечки. Показывает, как это можно выполнить, затем предоставляет ребенку самостоятельность. Когда все колечки будут придвинуты, мама предлагает выложить их по величине «в линеечку», подает малышу стержень для нанизывания колец. Ориентируясь на самое большое колечко, ребенок собирает пирамидку целиком.
Занятие «Ловись рыбка!»
Цель. Познакомить ребенка со свойствами воды, плавающими игрушками. Учить пользоваться сачком для вылавливания игрушек из воды.
Материал. Таз или надувной бассейн, сачок диаметром 10-15 см с ручкой длиной 40-50 см.
Ход игры. Мама предлагает малышу посмотреть, сколько красивых, игрушек плавает в воде (в условиях дома можно использовать ванную, наполнив ее водой на 2/3 объема, температура воды должна быть не менее + 36 градусов С). Нужно опустить в воду разноцветные шары, рыбки, кубы, кольца и пр. Мама применяет вначале метод пассивного движения, т.е. рукой ребенка, в которой он держит сачок выполняет вылавливание одной-двух игрушек. Затем малыш играет самостоятельно под присмотром взрослого. Выловленные игрушки рассматриваются. Отмечается их цвет, величина. Их можно складывать в ведерко.
Примечание. Малыш не должен видеть, как выловленные им предметы вы вновь бросаете в воду. Иначе смысл его «работы» теряется и ребенок может выразить вам протест. Отнеситесь к его игре с пониманием, похвалите за «удачный улов».
Занятие «Забавная ленточка»
Цель. Учить ребенка использовать предметы в качестве подручных средств для решения практических задач, т.е. учить воздействовать предметом на предмет и использовать предметы в качестве орудий, творчески комбинируя их.
Материал. Цветные ленты (длина 1-1,2 м; ширина 2,5- 3 см), фломастеры, по цвету соответствующие лентам (например, красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий и т.п.).
Ход занятия. Мама показывает ребенку цветные ленты, предлагая малышу назвать их цвет, и просит к каждой ленточке подобрать фломастер, соответствующий ее цвету. Предметы раскладываются попарно. Затем, мама открывает крышечку одного из фломастеров, берет ленточку соответствующего цвета, наматывает ее кончик на носик фломастера и плотно закрывает крышечкой. Лента, укрепленная в фломастере, становится предметом для игры. Другие ленточки ребенок закрепляет сам (или с помощью мамы). Ребенок поднимает ленточку над головой как флажок, размахивает, затем опускает вниз, крутит ленточку, делает ею «змейку» и др. Малыш должен действовать левой и правой руками. Мама обращает внимание ребенка, что ленточка «танцует» вместе с ним и учит делать с ленточкой (или двумя лентами одновременно) различные пассы: ленточка извивается красными «узорами». В этом занятии можно использовать музыкальный фон.
[1] Автодидактические приемы – самообучающие приемы, заложенные в конструкции самого игрового предмета. Например, пирамидка на конусе, в которой отверстия колец имеют разную величину. И поэтому, провести маленькое кольцо до основания пирамидки не представляется возможным.
[2] Этот вид занятий разработан С.Л. Новоселовой.
Поделиться272008-01-09 12:18:28
Мы растем! Задачи воспитания ребенка от 2 лет 6 мес. до 3 лет
Любовь Павлова
ведущий научный сотрудник центра «Дошкольное детство» им. А. Б. Запорожца, к. псих.н.
Показатели развития ребенка 3 лет
Ведущие линии развития
Познавательное развитие
Игра
Социальное развитие
Речевое развитие
Эстетическое развитие
Моторное развитие
Воспитание культурно-гигиенических навыков
ИЗО
Музыка
Педагогическая направленность
Сенсорное воспитание; развитие действий с предметами;
конструирование
Сюжетно-ролевая
игра
Познавательное развитие в процессе общения
Ознакомление с
окружающим;
развитие речи
Рисование
Прослушивание музыки,
пение, танец
Развитие
основных
движений
Навыки в быту
1. Свободно ориентируется в объемных геометрических фигурах и знает их названия (шар, куб, «кирпичик» - параллелепипед, «столбик» - цилиндр, «крыша» - призма). Находит их по просьбе взрослого. Действует с фигурами, учитывая их физические свойства. Например: шар – неустойчив, куб - устойчив, призма – устойчива на основании.
2. Находит по образцу и правильно называет предметы красного, зеленого, желтого цветов. В практическом сравнении замечает их оттенки. Например: ель – темно-зеленая, маленькая елочка - светло-зеленая.
3. Ориентируется в семи цветах спектра: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. Находит предметы этих цветов по образцу, по просьбе взрослого.
4. Называет правильно ахроматические цвета: черный, белый, серый. Например: один котенок – белый, другой - черный, зайка – белый, зайка – серый и т.п.
5. Свободно ориентируется в плоскостных геометрических фигурах: легко подбирает геометрические формы к образцу (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал).
6. Визуально (зрительно) соотносит объемные геометрические фигуры (шар, куб, параллелепипед и др.) с их абрисом на плоскости (круг, квадрат, прямоугольник и др.), проталкивая в соответствующие отверстия «занимательной коробки».
7. Определяет на ощупь (в игре) и называет знакомые объемные геометрические фигуры, например, в игре «Чудесный мешочек» и др.
8. Выполняет несложные дидактические задания на подбор, группировку, сортировку предметов (игрушек), не прибегая к их практическому сопоставлению.
Действует по представлению (в мысленном плане):
a) Составляет пирамидки, башенки разных цветов из трех последовательно уменьшающихся деталей;
b) Собирает пирамидку из 8--10 колец (по цвету, форме, величине, чередованию);
c) При подборе деталей может ориентироваться на три свойства одновременно – форму, цвет, величину;
d) Пользуется словами для установления сходства и различия предметов по признакам – цвет, форма, величина. Например, называет: «Шарик маленький желтый» или «Кубик большой зеленый» и т.п.
e) Собирает образцы (пирамидки, башенки) по принципу простого чередования двух деталей (по цвету, форме, величине);
f) Умеет составлять башенку из 2--3 геометрических форм - вкладышей;
g) «Переводит» плоскостное изображение в объем: собирает пирамидки, башенки по рисунку (с помощью взрослого);
h) Самостоятельно подбирает несложные пазлы, разрезные картинки и кубики из двух частей к несложному образцу (рисунку).
ИГРЫ-ЗАНЯТИЯ С ПРЕДМЕТАМИ-ОРУДИЯМИ
9. Использует предметы-орудия в повседневной жизни и в играх с предметами для достижения практического результата: молоточком забивает втулочки в верстачок; нанизывает колечки на шнур, пользуясь «иголочкой» (наконечником); сачком вылавливает «рыбок» из бассейна и т.п.
КОНСТРУИРОВАНИЕ
10. Выполняет из кубиков простые модели:
a) Мебель (стол, стул, диван, кровать, кресло и пр.);
b) Предметы (машина, ворота, скамья, паровоз, вагоны и т.п.).
11. Конструирует из бумаги, с помощью взрослого, фигуры: «мельница», «лодочка», «кораблик», «голубь», «самолет» и др. (методом оригами).
12. Конструирует с помощью ножниц и клея (ножницами действует только взрослый): «сумочка», «корзиночка», «конвертик», «письмо», «домик», «фонарик», «флажки» и т.п.
13. Выполняет из жатой бумаги – поделки: «цыпленок», «колобок», «шарик» и др. (С участием и помощью взрослого).
14. В сотворчестве с взрослым делает поделки из шишек, желудей, веточек и палочек: «ежи», «черепахи», «крокодильчики» и др.
15. Способен, при высокой заинтересованности, выполнять игровые задания до 20-25 минут, не отвлекаясь.
1. Владеет необходимыми способами использования предметов для решения разнообразных практических задач в игре.
2. Проявляет интерес к игрушкам и может занять себя игрой.
3. Использует в игре предметы-заместители (вместо мыла – кубик, вместо градусника - палочка и пр.), игровые модули (набор строителя из крупного пенопласта, набор по правилам дорожного движения и др.)
4. Все чаще переходит от одиночных игр «рядом» к совместным играм с другими детьми, в которых проявляются элементы ролевого поведения.
5. Копируя действия близких, выступает в роли мамы, папы, няни и др. Отражает в игре взаимоотношения «больших» и «маленьких» в семье.
6. Активно «переводит» яркие впечатления в игровой план. Например: посещение зоосада, цирка, театра, книжного магазина, детского кафе, спортивного городка и пр. Творчески проигрывает с игрушками сюжеты на эти темы.
7. Проявляет инициативу для подбора необходимых аксессуаров для игры, используя подручные средства и предметы быта (крышка от кастрюли – руль, деревянная ложка – телефон, диванные подушки – кабина пилота и т.п.).
8. Берет на себя роли, отражая профессии людей в социуме. Например: проигрывает ситуации посещения поликлиники (врач), парикмахерской (мастер), магазина (продавец) и т.п.
9. Проигрывает сценки из жизни детского сада, изображая воспитателя, няню, врача, повара, музыкального работника и т.п. (если посещает).
10. С удовольствием соглашается на предложение взрослого «поиграть», взяв на себя ту или иную роль. Легко входит в образ, если взрослый выступает в качестве партнера, и артистично исполняет свою роль, обогащая выбранный игровой сюжет и оставляя инициативу за ребенком.
11. Испытывает потребность в сообществе сверстников: совместных эмоциях, впечатлениях, ролевом взаимодействии и партнерском общении в игре.
12. Обнаруживает привязанность к взрослым, «умеющим» играть с ребенком, откликающимся на его игровые замыслы.
13. Испытывает симпатию и привязанность к тем детям, которые наиболее удачно входят с ним в партнерские игры.
14. Проигрывает не только реалии жизни, но и сказочные сюжеты. Как правило, берет на себя роли положительных героев (Петушок, Умный мышонок, Колобок и др.).
15. Любит изображать животных. Старается передать их образы в жестах, движениях, звукоподражании голосам.
16. Умеет сочетать ролевое поведение с фольклорным текстом. Например: «Зайка беленький сидит и ушами шевелит: вот так, вот так!» Показ: бегает на носочках, как мышка, скачет, как лягушка, летает, как птичка.
17. Доброжелательно относится к детям, ищет контакты, не отнимает игрушки, не берет без спроса игрушки другого ребенка, предлагает свои игрушки.
18. Развитая сюжетно-ролевая игра ребенка может быть «визитной карточкой» общего развития ребенка и показателем культуры воспитания в семье и детском учреждении.
1. Испытывает потребность в общении с взрослыми и сверстниками.
2. Проявляет инициативу, самостоятельность, независимость, взаимодействуя с окружающим миром.
3. Обнаруживает сформированность «системы Я»: понимает себя как члена семьи или члена детского сообщества (в условиях детского сада). В этой связи:
a) Проявляет настойчивое желание действовать самостоятельно «Я сам!»;
b) Начинает верить в свои возможности (испытывает радость, если смог что-то хорошо выполнить и заслужил похвалу);
c) Обнаруживает появление самооценки и желание соответствовать требованиям взрослых (хочет быть хорошим, ждет похвалы, одобрения, положительного подкрепления со стороны взрослого);
d) Может испытывать чувство гордости за себя («Лучше всех нарисовал», «Моя пирамидка самая красивая» и т.п.) и за своих близких («Мой брат самый большой», «Мой папа самый сильный», «Моя мама самая красивая» и т.п.);
e) При отказе в чем-либо может выразить недовольство, и даже протест, криком, слезами. Например: «Купи мороженое!», «Пусти на балкон!», «Хочу гулять, не пойду домой!» и т.п. Может проявлять упрямство, если взрослый не умеет мотивировать свои требования. Перестает плакать при обоснованном запрете;
f) Испытывает чувства огорчения, стыда, если что-то плохо сделал, с чем-то не справился. Ожидает порицания, может заплакать; самолюбив к насмешкам не только со стороны взрослых, но и детей;
g) Понимает свою половую принадлежность («Я – мальчик», «Я - девочка»); проявляет любопытство к сверстникам другого пола; обнаруживает положительные черты, свойственные для мальчика (смелый, сильный) или девочки (красивая, нарядная);
h) Ревнует, если родители проявляют особое внимание к другому ребенку, хвалят, сравнивают не в пользу сына или дочки. Может заплакать: «Он не твой сынок, я – твой сынок!» Аналогично: «Это моя мама, а не твоя!»
4. Овладевает ситуативно-деловым общением. Вступает в деловое элементарное сотрудничество с взрослым в процессе совместных игр, выполнений поделок, оказаний взаимопомощи.
5. Речевое общение с ровесниками становится эмоционально-практическим (договариваются «кто кем будет», т.е. о ролевом партнерстве; обращается с просьбой о той или иной игрушке и т.п.).
6. Приветливо, эмоционально открыто, доверительно относится к людям. Интересуется их действиями (делами), с готовностью отвечает, если о чем-то спрашивают.
7. Понимает физические состояния других (устал, проголодался, замерз и др.), а также эмоциональные проявления (испугался, засмеялся и т.д.) на основе своего практического (жизненного) опыта.
8. Эмоционально-практически оценивает ситуацию: сопереживает (если кому-то больно), помогает (если надо помочь), сочувствует, если этого требует ситуация (например, ведет себя тихо, потому что спит братик; приносит попить больной бабушке; помогает маме найти зонт, когда она очень торопится и др.).
9. Получает удовольствие от общения со сверстниками. Находит общие интересы в совместных занятиях и играх.
1. Способен сосредоточить внимание на заинтересовавшем объекте, наблюдать длительно. Например: распускающийся на клумбе цветок, птичек, прилетающих к кормушке, и др.
Наблюдение приобретает значение специальной деятельности.
2. Знания о человеке, «людях» приобретают ассоциативный характер, выстраиваются в систему:
a) Имеет элементарные знания о строении человека. Называет части тела: голова, глаза, нос, рот, уши, шея, спина, живот, руки, ноги, пальцы. Их функции: уши слушают, ноги ходят, руки работают и т.п.;
b) По аналогии знает названия частей тела животных в сопоставлении с человеком: у людей руки – у птиц крылья, у людей нос – у птиц клюв и др.;
И более широкие обобщения: все живые существа имеют глаза, уши ноги или лапы, все двигаются, всем необходимы пища и вода;
c) Человек и его дом (мебель, одежда, посуда, предметы быта и т.п.);
d) Человек и растительный мир (деревья, цветы, трава; огородные и садовые культуры: овощи и фрукты – результаты труда людей и пр.);
e) Человек и животный мир - домашние и дикие животные: «Кто с нами рядом живет – кошка, собака и пр.», «Кто живет в лесу – волк, лиса и пр.»;
f) Человек и общественный (социальный) мир: профессии людей – врач, шофер, продавец, дворник, повар, артист и др.; общественный транспорт; народные гуляния;
g) Человек и его деятельность: бытовая, игровая, художественная, трудовая (уборка дома, работа на огороде; футбольная игра, в шашки, лото; игра на музыкальных инструментах, пение и танец; профессиональный труд: лечение людей, выпечка хлеба, уборка улиц, украшение зданий, площадей и др.);
3. Имеет знания о «больших» и «маленьких» в окружающем мире: «взрослые и дети» по аналогии «животные и их детеныши». Знает названия не только животных, но и их детенышей (котенок, щенок, теленок, козленок, жеребенок и др.).
4. Знает и называет некоторых экзотических животных (слон, тигр, черепаха, крокодил и др.), живущих в разных странах.
5. Знает названия и хорошо ориентируется среди предметов ближайшего окружения, функционально соотнося их с той или иной деятельностью человека. Например: кисти и краски - для рисования; пылесос, щетка, веник – для уборки дома; лопата, лейка, грабли – для работы на огороде; мочалка, мыло, полотенце – для купания; тарелка, чашка, ложка – для еды и т.п.
РАЗВИТИЕ РЕЧИ
Пассивная речь
(то, что понимает)
1. Имеет большой словарь понимаемых слов, в 5--8 раз превышающий активный словарь, т.е. употребляемых в речи слов (последнее, зависит от окружающей речевой практики и социальной среды).
2. Может с интересом, длительно слушать чтение или рассказ взрослого, не подкрепленный показами картинок, иллюстраций.
3. Проявляет интерес к сказкам, записанным на аудиокассетах.
4. Прислушивается и эмоционально реагирует на разговоры взрослых между собой.
Активная речь
(то, что произносит)
1. Говорит простыми связными фразами. Может употреблять небольшие сложноподчиненные предложения, связующие слова «потому что», «когда», «поэтому». Например: «Буду летать на самолете, когда вырасту», «Зайка ел снег, поэтому заболел» и т.п.
2. Свои действия часто сопровождает словами (собственная речь).
3. Легко повторяет за взрослыми незнакомые слова, фразы.
4. Может иметь до 1500 и более употребляемых слов в своем активном словаре.
5. Свободно владеет названиями существительных собирательного (обобщенного) значения: игрушки, одежда, мебель, овощи, фрукты, транспорт и пр.
6. Переходит от названия себя в третьем лице к местоимению «Я».
7. Употребляет все части речи, в том числе наречия (близко – далеко, темно – светло, весело – грустно и т.п.), числительные (один, два, три, много, мало), местоимения (он, она, они).
8. Грамматически правильно согласует слова в простых предложениях в роде, числе и падеже:
a) Строит предложения, употребляя глаголы в прошедшем, будущем и настоящем временах.
b) Употребляет все виды вопросов и часто пользуется ими: кто, что, зачем, где, когда, кому, за что, как и т.п.
c) Наиболее часто начинает употреблять вопрос «почему?», раскрывающий причинно-следственные отношения в окружающем его мире. Например: «Почему идет дождь?», «Почему кошка говорит «мяу», а собачка «ав-ав»?»
9. Называет близких по имени, знакомых и некоторых людей ближайшего окружения может называть по имени и отчеству.
10. Знает свою фамилию, может запомнить домашний адрес (если взрослые считают это необходимым).
11. Пользуется ролевой речью в игре: говорит за себя и за куклу (мишку, зайку).
12. Может говорить по телефону, а также имитировать телефонный разговор в игре.
13. Быстро запоминает потешки, стихи, песенки, сказки. Может проявлять склонность к рифмованию слов, словотворчеству. Например: вазелин – «мазелин», «намакаронился» - наелся, «тепломер» - термометр, «свистофор» - семафор, «соловли» - соловьи и т.п.
14. Интенсивно овладевает звукопроизношением: правильно артикулирует многие звуки – гласные и простые согласные. Исключение могут составлять свистящие «з», «с», шипящие «ж», «ш», сонорный «р».
15. Стремится к диалогу с взрослыми и детьми. По собственной инициативе высказывается под впечатлением от происходящего и на темы личного опыта, выходящие за пределы ситуации (по воспоминаниям).
Примечание: овладение речевыми навыками индивидуально!
1. Проявляет интерес к разным видам изобразительной деятельности: рисованию, лепке, аппликации.
2. Проявляет любознательность к рисункам (иллюстрациям) на темы русских народных произведений для детей (потешки, песенки, сказки).
РИСОВАНИЕ
· Владеет простейшими способами изображения: создает простейшие композиции из мазков, пятен, штрихов, линий, форм;
· Проявляет инициативу в создании ассоциативных образов в рисунках, лепке, находя сходство в изображениях;
· Стремится к сходству в рисунке с предметами (цветок, гриб, бабочка, птичка и др.) и явлениями окружающего мира (дождь, снег, следы на снегу и др.);
· Умеет создавать с помощью мазков, ритмичных линий, пятен и пр. простые цветовые композиции, вызывающие эмоциональный отклик своей яркостью, декоративностью;
· Проявляет некоторую самостоятельность в выборе цвета красок, фона листа бумаги. Экспериментирует с красками, карандашами, комком глины, готовыми аппликативными формами;
ЛЕПКА
· Имеет технические навыки в лепке – раскатывает комок глины (пластилина) в ладонях;
· Видоизменяет комок с помощью пальцев, соединяет части;
АППЛИКАЦИЯ
· Имеет технические навыки в аппликации, знает назначение клея, кисти, тряпочки. Наклеивает готовые формы (подготовленные взрослыми).
· Откликается на предложение к сотворчеству.
· С удовольствием сочетает разные виды изобразительных средств – рисование и аппликацию с целью обогащения содержания и средств выразительности.
· Проявляет интерес к результату изобразительной деятельности.
Поделиться282008-01-09 12:20:23
ПЕНИЕ
· поет без напряжения, естественным голосом, не форсируя звук и не выкрикивая слова;
· если поет с кем-то, то вместе начинает и заканчивает пение, выдерживает паузы, слушает вступление и заключение мелодий;
· верно передает в своей основе мелодию и ритмический рисунок песни;
· с удовольствием слушает песни в исполнении взрослого;
· узнает знакомые песни и подпевает ;
· выделяет особенно понравившиеся песни, желает их повторить;
· правильно и быстро запоминает слова песен, понятных ребенку по содержанию;
СЛУШАНИЕ
· слушает хорошую музыку: инструментальные пьесы и песни, которые исполняются взрослыми;
· эмоционально откликается на музыку, слушая знакомые мелодии, звучащие на разных инструментах, в ансамблях;
· в конце третьего года слушает рассказы, иллюстрированные музыкой;
· умеет слушать простые по форме и содержанию программные и ярко выраженные жанровые (танец, марш) музыкальные произведения.
МУЗЫКАЛЬНОЕ
ДВИЖЕНИЕ
· выполняет самостоятельно и более точно музыкальные движения по показу взрослого.
· Музыкальные движения разнообразны и относительно сложные (по сравнению со вторым годом) в упражнениях и плясках, включают ходьбу, бег, прыжки.
ПЛЯСКИ
В плясках выполняет:
· Хлопанье в ладоши и по коленям.
· Хлопанье в ладоши и одновременно притопывание одной ногой.
· Пружинистое качание на двух ногах.
· Бег на месте на носочках.
· Постукивание каблучком.
· Поочередное выбрасывание вперед то левой, то правой ноги.
· Делает шаг вперед – шаг назад на носочках.
· Кружение на носочках.
· Выполняет маленькую «пружинку» с небольшим поворотом корпуса вправо-влево.
· Выполняет бег и шаг по кругу.
Делает движения руками:
1. Руки на поясе.
2. Одна рука на поясе, другая - поднята.
3. Руки разведены в стороны ладонями вверх.
4. Руки «пляшут» - повороты кистей, раскрытых ладоней и округленных пальцев («фонарики»).
Владеет элементарными видами основных и танцевальных движений, которые выполняет не по приказу, а самостоятельно в пляске по собственной инициативе.
МУЗЫКАЛЬНАЯ ИГРА
Участвует в музыкальных сюжетно-ролевых играх, изображая под музыку зайчика, кошечку, мышку, птичку и т.п.
ХОДЬБА
· хорошо ходит в прямом направлении;
· умеет держать заданное направление;
· меняет направление по сигналу;
· двигается, огибая предметы;
· может продвигаться приставными шагами вперед и в стороны;
· ходит по наклонной доске, приподнятой одним концом от пола на 15--20 см, сходит с нее;
· перешагивает через веревку, палку, приподнятую на высоту 15 см от пола;
· встает на ящик высотой10--15 см, сходит с него;
· может хорошо двигаться по неровной площадке, преодолевая бугорки, канавки; ходит в паре, умеет двигаться по кругу.
БЕГ
· бегает в разных направлениях;
· умеет обегать препятствия;
· может пробежать между двумя линиями, не наступая на них, догоняя катящиеся предметы;
· непрерывный бег, может выполнять, в течение 30--40 сек.
ПРЫЖКИ
· прыгает на двух ногах на месте и слегка продвигаясь вперед;
· подпрыгивает до предмета, находящегося выше поднятых рук ребенка;
· перепрыгивает через линию, веревку, параллельные линии «ручеек»;
· прыгает с места на двух ногах как можно дальше.
· Спрыгивает с высоты 10-15 см.
ПОЛЗАНИЕ, ЛАЗАНИЕ
1. Подтягивается руками при скольжении на животе по гимнастической скамейке.
2. Лазает по вертикальной лесенке гимнастической стенки удобным ребенку способом.
3. Проползает в вертикально стоящий обруч, подползает под веревку, скамейку.
4. Перелезает через валик, бревно.
5. Влезает на стремянку (высота 1–1,5 м) и слезает с нее.
6. Катает, бросает, ловит мяч.
7. Скатывает мячи с горки.
8. Катает мячи (шары) в паре (навстречу друг другу).
9. Катает мячи двумя и одной рукой.
10. Умеет бросать мячи (шары) двумя руками снизу, от груди и из-за головы.
11. Ловит мяч, брошенный взрослым.
12. Перебрасывает мяч через ленту, натянутую на уровне груди ребенка.
13. Бросает предметы в горизонтальную цель двумя руками – правой и левой.
К трем годам умеет:
· Скатываться с горки на санках.
· Пробует ходьбу на лыжах.
· Учится кататься на трехколесном велосипеде.
· Ребенок осваивает (с помощью взрослого) некоторые движения в водной среде, учится скользить в воде, двигать руками, ногами.
Любит подвижные игры:
«Где звенит?», «Заинька», «Поезд», «Самолеты», «Прятки», «Жмурки», «Мой веселый звонкий мяч», «По ровненькой дорожке», «Птички в гнездышках» и др.Ссылку
В игре может выполнять имитационные движения, беря на себя роль зайчика, мышки, мишутки и пр.
Называет себя каким-либо персонажем, отвечая на вопрос: «Ты кто?» («Кого изображаешь?»).
1. Самостоятельно надевает одежду, обувь, головной убор.
2. Умеет правильно обуваться, соответственно выбирая, левый или правый ботинок.
В случае ошибки замечает неудобство и самостоятельно исправляет.
3. Понимает назначение обуви для дома и улицы.
4. Самостоятельно переобувается при входе в дом.
5. Умеет правильно, последовательно (начиная с первой) застегнуть несколько пуговиц.
Если ошибается, замечает перекос в одежде и пробует самостоятельно исправить.
6. Аналогично действует при нечаянном одевании предметов одежды наизнанку или «задом наперед».
7. Замечает непорядок в одежде других и стремится им помочь. Например: у мамы - расстегнулось пальто, у бабушки - развязался шнурок, братик надел наизнанку рубашку и т.п.
8. При раздевании аккуратно и последовательно складывает свою одежду.
9. Знает свои туалетные принадлежности, их место хранения, содержит их в порядке: зубную щетку, стаканчик для полоскания, расческу, полотенца для лица и для ног.
10. Следит за своими игрушками, убирает их на место: кубики и строительные наборы в коробки; дидактические игрушки в собранном виде (матрешки, башенки, пирамидки) и т.д.
11. Пользуется носовым платком по необходимости без напоминания.
12. Аккуратно ведет себя за столом. Самостоятельно ест первое, второе блюдо. Умеет удерживать ложку за черенок тремя пальцами. Пользуется салфеткой. Не отвлекается во время приема пищи, благодаря, говорит «спасибо».
13. Правильно употребляет предметы чайной и столовой посуды, использует десертную и чайную ложки, учитывает принадлежность вилки (только для второго блюда).
Примечание: дается специальная детская вилка с закругленными краями.
14. Умеет обходиться без памперсов. Полностью контролирует свои физиологические потребности. Самостоятельно пользуется туалетом (под контролем взрослого).
15. Владеет правилами культуры поведения в обществе:
a) Оказывает помощь, благодарит за услугу, здоровается при встрече, говорит «До свидания» при расставании, желает «Спокойной ночи» вечером и «Доброе утро» при пробуждении.
b) Уважительно относится к старшим: уступает место, подает упавший предмет и т.п.
c) Проявляет доброжелательность к взрослым и детям: желает «угостить», что-то подарить, чем-то поделиться и т.п.
16. Проявляет бережное отношение к животным. Знает правила обращения: не причинять боль, не пугать, не обижать, к незнакомым животным не подходить близко, после игры с животными мыть руки.
17. Выполняет поручения из 2--3 действий.
18. Вытирает ноги при входе в дом.
19. Не сорит в общественных местах: на лестнице, в холле, на детской площадке.
20. Проявляет желание поддерживать порядок: «помогает» дяде-дворнику, не рвет цветы на клумбах и газонах, играет с песком в положенном месте, не забирается в ботинках на лавочки для
Поделиться292008-01-09 12:21:57
Мы растем! Игры-занятия для ребенка от 2 лет 6 мес. до 3 лет
Продолжение статьи. Начало статьи см. № 10, 2006 г.
В предыдущем номере были опубликованы задачи развития и воспитания ребенка от 2 лет 6 месяцев до 3 лет. Материал этого номера поможет вам реализовать поставленные задачи.
Любовь Павлова
Ведущий научный сотрудник Центра «Дошкольное детство» А.В. Запорожца, доцент, канд. психол. наук
Примерные игры-занятия
Занятия с дидактическими игрушками для малышей 2 лет 6 месяцев - 3 лет направлены в основном на развитие активной ориентировки, умения более осмысленно действовать в умственном плане, в воображаемой ситуации; самостоятельно переносить знакомые приемы и средства решения поставленной перед ними задачи в новую ситуацию. Они не задумываются над техникой их выполнения. Главные задачи обучения детей конца третьего года связаны уже не со способами практического выполнения заданий, а с более сложными умственными действиями по группировке, соотнесению, выбору.
Воспитание познавательной активности в процессе действий с предметами
Программное содержание
Более тонко различать форму, цвет, величину предметов, а также их количественное соотношение, положение в пространстве.
Расширить ознакомление с предметами (игрушками), окрашенными в цвета спектра (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый). Развивать цветное зрение ребенка.
Составлять пирамидки разных цветов из 3-х последователь-но уменьшающихся деталей: шаров, кубов, усеченных конусов и пр. Подбирать однородные и неоднородные предметы, ориентируясь на их цвет.
Закреплять практику подбора частей игрушки по принципу их увеличения или уменьшения в системе «маленький-побольше-большой» или наоборот.
Собирать пирамидки, башенки по принципу простого чередования двух деталей (по цвету, форме или величине).
Формировать умение соотносить предметы трех величин и разных форм - плоскостные (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал) и объемные (шар, куб, конус и пр.) геометрические фигуры.
Составлять различные по форме и цвету башенки из 2-3 геометрических форм-вкладышей.
Занятие с разноцветной пирамидкой из 5 колец
Цель. Учить собирать пирамидку из 4-5 колец разного цвета, последовательно уменьшающихся на стержне. Продолжать развивать более тонкую дифференцировку при подборе предметов по убывающей величине, отвлекаясь от признака цвета при выполнении.
Материал. Разноцветная пирамидка из 5 колец.
Ход занятия. Мама ставит перед ребенком пирамидку. Обращает внимание, что она цветная. На стержень нанизаны колечки разного цвета: красное, зеленое, желтое, синее и др. Мама побуждает малыша назвать цвет колец. Если малыш затрудняется, взрослый подсказывает, предлагает повторить. Затем мама побуждает ребенка собрать цветные колечки по убывающей величине. «Покажи мне самое большое колечко!», - просит взрослый и предлагает опять нанизать его на стержень. Затем из всех оставшихся колец малыш выбирает вновь самое большое и надевает. Надев колечко, ребенок и мама обязательно называют его цвет. Таким образом, собирается вся пирамидка от самого большого до самого маленького колечка. Пирамидка закрывается крышечкой.
Варианты._ Взрослый предлагает собрать пирамидку по-другому: начиная с маленького колечка. Колечки выкладываются цепочкой — от самого маленького до самого большого - и затем последовательно нанизываются на стержень. Мама обращает внимание ребенка на то, что пирамидка получилась другая – «вниз носиком».
Занятие с тремя одноцветными шариками разной величины
Цель. Закреплять умение различать предметы одной формы, но разной величины (большие, поменьше, маленькие), подбирая их в определенной последовательности. Продолжать обогащать чувственный опыт при действии с предметами определенной формы и разной величины, познавать их физические свойства. Развивать тонкие движения пальцев.
Материал. Три шарика со сквозными отверстиями одного цвета, последовательно уменьшающихся, например, в диаметре - 5, 4, 3 см. Стержень высотой 15-16 см для нанизывания шаров.
Ход занятия. Взрослый обращает внимание ребенка на то, что у него есть шарики разной величины, которые можно нанизать на стержень. Дает возможность рассмотреть их. «Покажи самый большой шарик? Какой поменьше? А самый маленький какой?» - спрашивает взрослый. Учит сравнивать предметы по величине разными способами. Предлагает составить пирамидку, нанизывая последовательно самый большой шарик, поменьше и маленький, затем произвольно. В конце занятия взрослый предлагает собрать пирамидку, располагая шары в порядке уменьшения их величины, т.е. в определенной последовательности.
Baрианты. Аналогичные занятия можно проводить и с другими геометрическими фигурами (кубы, цилиндры, призмы).
Фигурные пирамидки
Цель. Учить составлять пирамидку из разных геометрических фигур, подбирая их в разных вариантах. Развивать воображение и творческие способности ребенка. Закреплять практическое умение действовать с предметами разной формы. Накапливать сенсорный опыт при действии с объемными геометрическими фигурами, практически познавать их свойства, развивать моторику кистей рук и тонкую двигательную координацию кончиков пальцев.
Материал. Кубики, шарики, цилиндры, кольца,
усеченные конусы разного цвета и размера.
Примечание: следует взять все имеющиеся пирамидки, используя нанизывающиеся части, стержни с крышечками («шапочки» для пирамид).
Ход занятия. Взрослый обращает внимание малыша на то, что у него много разных предметов, из которых можно сделать Фигурные пирамидки, если на один стержень нанизывать разные объемные формы, например, вначале большое колечко, потом кубик, за кубиком малое кольцо, а затем шарик и т.д. «Посмотри, какая интересная пирамидка получилась. Она разноцветная, а можно сделать и по-другому!» Мама показывает варианты подбора деталей. Один
из вариантов включает подбор разных фигур, но одного цвета. Взрослый предоставляет ребенку возможность составить все пирамидки как он хочет. Просит называть форму предмета и цвет. Когда все стержни будут использованы, взрослый предлагает малышу закрыть их «шапочками».
В конце занятия мама и малыш рассматривают каждую пирамидку, находя общее и различное в них. Если ребенок затрудняется в анализе, мама сама подчеркивает особенности собранных пирамидок.
Примечание: при повторных занятиях можно сделать их более занимательными. Необходимо заранее приготовить колпачки из плотной бумаги в виде маленьких пакетиков, на которых с внешней стороны изображены мордочки зверюшек или лица любимых сказочных героев - Петрушка, Матрешка, Буратино, Незнайка и др. Можно использовать изображения из книжек-раскрасок, открыток, иллюстраций старых книг и т.п. Делается пакетик-овал из цветной бумага (высотой - 5см, шириной – Зсм), стороны пакетика-овала склеены на 3/4, а 1/4 часть остается не склеенной. На пакетики наклеиваются мордочки зверушек: зайчика, мышки, лисички, собачки, кошечки и др., а так же лица любимых героев сказок.
Фигурные пирамидки сверху украшаются пакетиками с изображениями, которые опускаются через не склеенную часть на верхнюю крышечку: получились сюжетные игрушки, с которыми можно «разговаривать», катать на машинках, «угощать» и пр.
При желаний пирамидки составляются снова, и сюжетные игрушки получают другие наряды.
Занятие с высокой пирамидой «Башня»
Цель. Учить составлять пирамиду по заданному образцу, развивать зрительную память при подборе деталей.
Материал. Высокая пирамида (25-30 см) из многих деталей («Башня», «Кремль» и др.)
Ход занятия. Взрослый показывает ребенку игрушку и предлагает ее рассмотреть. Отмечает, какие детали находятся в самом низу пирамиды, в средней и верхней частях. Если есть рисунок игрушки, мама обращает внимание на изображение, отмечая детали. Во второй части занятия пирамидка поэтапно разбирается. Все детали последовательно выставляются в ряд. В третьей части мама предлагает малышу последовательно нанизать детали, выстроенные цепочкой. Взрослый помогает, если дитя сбивается в последовательности выбора деталей. Пирамидка сравнивается с изображением. В четвертой части занятия, если у малыша сохраняется интерес к игре, предлагается разобрать пирамиду и собрать так, как хочет кроха. Взрослый помогает, если у ребенка что-то не получается. Полученная модель, выполненная по выбору деталей самим ребенком, рассматривается, сравнивается с предыдущим образцом. На последующих занятиях малыш будет действовать все более и более самостоятельно. Важно научить ребенка действовать по инструкции и по собственному замыслу. Такой тип занятий развивает аналитические, конструктивные и творческие способности малыша.
Занятие с тремя разборными матрешками
Цель. Учить находить по просьбе взрослого идентичные предметы, но различные по величине. Совершенствовать моторику пальцев, координированные движения рук. Научиться совмещать детали игрушки по рисунку.
Материал. Расписная матрешка (высота 8-10 см), вмещающая еще две разборные матрешки.
Ход занятия. Мама предлагает малышу самостоятельно раскрыть матрешку и достать из нее другую «сестрицу» поменьше. Предлагает рассмотреть их «наряды», обращает внимание на необходимость совмещения частей по рисунку. Просит ребенка раскрыть вторую матрешку и достать самую маленькую «сестрицу». Все матрешки выстраиваются «линеечкой». Взрослый раскрывает самую маленькую игрушку, закрывает. Ребенок повторяет действия мамы. Обращается внимание на самую маленькую матрешку: она «разговаривает» более тонким голосочком, для нее необходимы маленький стульчик, чашечка, кроватка и т.п. Далее малыш раскрывает каждую матрешку, собирает и разбирает всю систему вкладывающихся предметов. При этом ребенок совмещает рисунок верхней и нижней частей каждой матрешки. Если малышу трудно выполнить задание самостоятельно, мама помогает ему.
Варианты. Аналогичные занятия можно провести с другими трехместными игрушками. Новизна и усложнение заключается в том, что дитя действует с тремя разборными матрешками или другими предметами-вкладышами (бочата, яйца и др.).
Занятие с предметами-«близнецами»
Цель. Учить находить по просьбе взрослого идентичные предметы, развивать зрительную память, воображение. Совершенствовать умение следовать поставленной задаче, не отвлекаться при ее выполнении.
Материал. Игрушки (машинки, куклы, пирамидки, мячи, шарики, кубики, кольца, ленты, грибки и т.п.).
Ход занятия. Мама подбирает пары игрушек (предметов) абсолютно идентичных – «близнецов». Игрушки делятся пополам. Одна половина выставляется на детский столик (табурет, тумбочку, кресло и пр.), другая убирается в «чудесный мешочек» (красивую наволочку - 40x40 см²). Прежде, чем положить часть игрушек в мешочек, мама и малыш рассматривают каждый предмет, называют, отмечают особенности. Затем ребенок опускает ручку в мешочек и достает первый попавшийся предмет, называет. Мама, предлагает выбрать из всех лежащих на столике точно такой же. Пока малыш подбирает идентичную игрушку, взрослый прячет его игрушку, побуждая действовать по памяти.
Если ребенок затрудняется, мама показывает игрушку издали, называет ее, тем самым, побуждая к действию. Когда ребенок принесет игрушку, взрослый говорит: «Давай посмотри, такую ли игрушку ты принес?» Предметы располагаются рядом. Точно так же поочередно подбираются пары всех других игрушек. Мама учит их сравнивать. В конце занятия малыш играет с подобранными предметами по своему замыслу. На последующих занятиях этого типа взрослый предлагает ребенку более усложненный выбор, в зависимости от индивидуальных показателей развития. Так, например, можно выбирать предметы не идентичные, а похожие, разной величины или цвета.
Занятие с кольцами, чередующимися по цвету
Цель. Учить собирать пирамидку из 4-5 колец, чередуя их по цвету.
Материал. Две пирамидки красного и зеленого цветов с кольцами одного размера. Каждая пирамидка состоит из 4-5 колец. Высокий стержень для нанизывания колец (23-25 см).
Ход занятия. Мама предлагает малышу поиграть с красной и зеленой пирамидками. Ребенок снимает кольца с обеих пирамид. Мама смешивает кольца на середине стола. Затем предлагает собрать вначале красную пирамидку, потом - зеленую. Далее ребенку предлагается высокий стержень. «Мы сделаем с тобой из двух пирамидок одну, разноцветную. Посмотри, одно колечко красное, а другое зеленое опускаю на палочку, беру колечко то с красной, то с зеленой пирамидки. А ты так сумеешь?» - говорит взрослый, показывая как выполнить задание. Мама обращает внимание на высокую, разноцветную пирамиду, подчеркивает, что колечки собраны в порядке очередности, поэтому она получилась разноцветная. Затем взрослый учит малыша собирать высокую пирамиду, отбирая по очереди колечки двух цветов.
Варианты. Ребенок вначале выкладывает детали, чередуя по цвету, а затем, последовательно беря их, нанизывает на стержень. В последствии малыш выполняет задания без опоры на этот автодидактический прием[1]. Аналогично проводится занятие по составлению пирамид по принципу чередования с ориентировкой на величину и форму деталей (пирамиды из кубиков, шаров, колец и др.).
Занятия с кубиками
Цель. Продолжать ознакомление с цветами спектра (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый). Учить находить предметы по цвету. Запоминать названия не только основных цветов (красный, желтый, синий), но и их составляющих (оранжевый, зеленый, фиолетовый). Развивать цветовое зрение при действий с предметами всех цветов спектра.
Материал. Кубики (сторона 5-6 см²) - 6 шт. Шесть сторон каждого кубика обклеиваются цветной бумагой, таким образом, чтобы каждая сторона фигуры была окрашена в один из цветов: красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый.
Коробочка, вмещающая 6 кубиков, в два ряда по три.
Ход занятий. Взрослый показывает малышу вначале один кубик. «Этот кубик не простой, а забавный! Смотри, какие у него красивые стороны. Эта сторона - красная, эта - зеленая, эта - желтая!» -поясняет мама, поворачивая кубик. Затем показывается, что все шесть кубов обладают такими же особенностями. Далее занятие разворачивается в зависимости от поставленных задач. Игра с кубиками имеет много вариантов.
1) Взрослый обращает внимание ребенка на цвета спектра, называет их. Кубики выкладываются цепочкой, повернутые одной из сторон определенного цвета. Таким образом, малыш видит перед собой, глядя на кубы сверху, «полосочку» одного из цветок спектра. Например, мама и ребенок выстроили «полосочку» оранжевого цвета. Взрослый проводит рукой вдоль кубиков и говорит: «Оранжевый». Просит ребенка повторить. Ситуация обыгрывается чтением рифмовочек, сравнительными характеристиками, ответами на вопрос: «Что бывает такого же цвета?» (апельсин, лисичка и др.). Точно так же мама и малыш действуют с каждой «полосочкой» определенного цвета.
Рифмовочки
Красный.
Красный цвет горит как жар,
У меня такой же шар!
или
Ярко-красный гребешок,
Здравствуй, Петя-Петушок!
Оранжевый.
Этот цвет такой, как солнце,
Посмотри, малыш, в оконце!
или
Этот цвет, морковки спелой,
Угостим зайчаток смелых!
Желтый
Желтые: цыплятки — Шустрые ребятки!
или
Ярко-желтый Колобок,
Покажи румяный бок!
Зеленый
Какого цвета травка?
- Зеленая-муравка!
или
Вот зеленый огурец!
Скажем, малый-удалец!
Синий.
Синяя птица в сказке живет,
Звонкие песенки детям поет!
или
Ярко-синие цветочки: Незабудки, василечки!
Фиолетовый.
Фиолетовой фиалке холодно в лесу,
Я солнечный луч в ладошках ей несу!
Варианты. Можно выстроить кубики по вертикали – «башенку», соблюдая те же условия игры. В этом случае желательно поставить ее на середину стола и вместе с ребенком обойти вокруг, отмечая цвет каждой стороны.
Взрослый учит ребенка укладывать кубики в коробочку в два ряда по 3 штуки, ориентируясь на определенный цвет. Малыш делает «коврики» (красный, оранжевый, желтый и т.д.). На каждый коврик укладываются какие-то мозаичные украшения, расцвечивая коврик.
Взрослый учит ребенка чередовать кубы по цвету. Выполняются коврики рисунком «в шашечку». Мама учит ребенка чередовать предметы, ориентируясь на их цвет, а также подбирать сочетания цветов теплых и холодных тонов. При этом развивается сенсорная память, умение удерживать в голове поставленную задачу от начала до конца.
Взрослый учит ребенка выкладывать кубики цветными дорожками, чередуя их по цвету. Коврики рисунком «в полоску».
Взрослый показывает, как можно сделать «коврик» разноцветный, подобрав все цвета спектра, заложенные в конструкций данного материала.
Малыш играет с кубиками по своему замыслу. Взрослый называет цвета сторон, хвалит, если ребенок называет их сам.
Примечание: ребенок постепенно запоминает названия различных цветов, но это не является обязательной задачей.
Занятие с плоскостными геометрическими фигурами
«Кто-кто в домике живет?»
Цель. Познакомить ребенка с плоскостными геометрическими фигурами: квадрат, круг, овал, треугольник, прямоугольник.
Учить находить названный предмет, ориентируясь на его форму.
Материал. Картонные карточки (10x10 см) с фигурными вырезами и разными изображениями.
Изготовление карточек. На каждой карточке аккуратно вырезаются фигурные «окошки». Например, на одной - в форме квадрата, на другой - круга, на третьей - треугольника, на четвертой - овала, на пятой - прямоугольника. Образовавшиеся «окошки» необходимо обклеить прозрачной бумагой (или скотчем) с обратной стороны. Вырезанные геометрические фигуры (квадрат, круг, треугольник и т.д.), послужат «вкладышами», которые помещаются в получившиеся своего рода пазлы, но размер всех сторон фигуры должен быть примерно на 1,5-2 см меньше размера «окошка». На каждой фигуре рисуется или наклеивается зайчик, собачка, петушок и т.д. Геометрические фигуры вкладываются в соответствующие «окошки» изображением вниз.
Ход занятия. Мама знакомит малыша с пособием, показывает карточки с фигурными окошками: «За каждым окошком живут наши друзья!» Взрослый поворачивает карточку и за прозрачной поверхностью ребенок видит изображение одного из персонажей, например, зайчика на кружочке и т.д. Когда карточку переворачивают другой стороной, значит, собачка или зайчик «спрятались», «ушли в домик». Мама дает возможность ребенку рассмотреть карточки, фигурные «окошки»-пазлы и фигурные вкладыши. Подчеркивается, что каждый персонаж имеет свой домик, свое окошко.
Затем взрослый разыгрывает сценку поездки в гости к зверюшкам. Мама спрашивает малыша, к кому они поедут и напоминает, что домик их избранника имеет, характерное окошечко. Малыш стучится в соответствующее окошко: «Тук-тук! Тут ли Мурка живет?" и если кроха выбрал окошко правильно, то персонаж отвечает звукоподражанием (выполняется взрослым), карточка поворачивается и ребенка «встречает» собачка, кошка, петушок и др.
Далее занятие разворачивается ситуативно – малыш может прочитать стишок, спеть песенку, что-то рассказать. Взрослый включается в игру с ребенком, может использовать фольклор.
Например, Зайка.
Зайка беленький сидит
И ушами шевелит.
Собачка.
Вот собачка Жучка -Хвостик закорючкой.
Петушок.
Петушок, петушок - Золотой Гребешок!
Кошка.
Кошка в окошке
Птичек стережет.
Уточка.
Уточка в сережках
Песенку поет:
«Кря-кря!»
Завтра дождичек с утра...
Когда малыш «пообщается» с каким-либо своим избранником, побывает «в гостях», карточка откладывается изображением вниз. Далее каждая карточка обыгрывается аналогично.
Варианты. Все геометрические фигуры собраны вместе на середине стола. Взрослый просит малыша показать круг, квадрат, треугольник и пр. Затем все фигуры переворачивают изображением вверх: все зверушки вышли на прогулку, следует поговорить о каждом персонаже. В конце разыгрывается сценка возвращения «домой». Друзья забыли, кто в каком домике живет. Малыш самостоятельно или с помощью взрослого «разводит» зверюшек по «домикам». Если ребенок сделал правильный выбор, плоскостная геометрическая фигура плотно ложится в пазл, а на обратной стороне появляется четкое изображение. Если произошла ошибка, происходит все наоборот («Это не мой домик!»). Далее идет поиск с ориентировкой на одну из плоскостных геометрических фигур.
Занятие с полыми предметами разных форм
Цель. Продолжать знакомить с различными свойствами полых предметов путем составления башенки из одинаковых по форме и цвету, но различных по величине деталей.
Материал. Три полых куба и три полых цилиндра, отличающиеся
по величине на 2-3 см.
Ход занятия.
Взрослый показывает, что y ребенка есть кубики и цилиндры, предлагает построить из них башенки, вначале из кубиков. Взрослый показывает образец на своем материале. Затем побуждает малыша выбрать кубики из всего множества предметов. Далее составляется башенка из кубов трех размеров в соотношении величин «большой-поменьше-маленький». Во второй части занятия ребенок строит башенки из полых цилиндров трех величин. Мама обращает внимание на две различные башенки, предлагает их рассмотреть и сравнить. В конце занятия малыш разбирает башенки, вкладывая меньшую деталь в большую. В результате получается три вложенных один в другой кубика и три вложенных цилиндра.
Варианты. На последующих занятиях, после составления башенок
из одинаковых предметов, взрослый предлагает построить их из двух разных деталей. На занятиях можно использовать другие сочетания фигур, например: цилиндры и конусы, конусы и кубы и т.д.
Занятие на чередование предметов по форме
Цель. Учить выполнять простейшую последовательность действий с предметами, ориентируясь на их форму и чередуя заданным образом.
Развивать воображение, память, образное мышление.
Материал. Цилиндры–«столбики» (7-10 шт.), параллелограммы–«кирпичики» (7-10 шт.) одного цвета. Уточки, курочки, цыплята, гусята и т.п. — игрушки средних размеров (7-10 см), пластмассовые, деревянные или резиновые.
Ход занятия. В присутствии ребенка делается экспозиция. Мама обращает его внимание на столбики и кирпичики, лежащие на середине стола. «Из кирпичиков и столбиков сделаем заборчик для утят, чтобы они не разбегались по двору»,- предлагает взрослый и демонстрирует принцип чередования предметов: вначале столбик, потом кирпичик, затем вновь столбик и т.д. Мама предупреждает возможные ошибки: нельзя ставить рядим два столбика или кирпичика - такой заборчик легко раздвинуть и убежать (демонстрирует, как утенок расталкивает носом два кирпичика в месте их соединения и убегает). «Нам нужен крепкий заборчик»,- говорит взрослый и еще раз показывает, как его строить. Затем малыш действует самостоятельно. Мама продолжает показывать действия на своем материале, побуждая ребенка к подражанию, помогает малышу закончить часть заборчика, в одном месте ставит рядом два кирпичика - это вход. Когда постройка будет выполнена, взрослый предлагает малышу «загнать» утят за заборчик, «накормить», «напоить» из корытца. Далее игра разворачивается ситуативно. Взрослый побуждает ребенка к имитации голосов птиц, разыгрываются забавные ситуации: утята собираются стайкой или выстраиваются гуськом и т.п.
Варианты. Ребенок может действовать с предметами одного
цвета, но разной формы, чередуя кубики и кирпичики, призмы и цилиндры и т.п. Можно придумывать другие сюжеты с учетом опыта ознакомления детей с окружающим.
Занятие с игрушками и картинками
Цель. Продолжать развивать образное мышление и учить соотносить предметы с их изображением.
Материал. Картинки (8х12 см), на которых изображены игрушки
(мяч, кукла, зайчик, утенок и т.п.), такие же, не обязательно одинаковые, игрушки расставлены по комнате.
Ход занятия. Взрослый предлагает ребенку взять одну картинку,
затем вторую, третью и сказать, что на ней нарисовано. Затем по просьбе мамы малыш находит такие же предметы, какие нарисованы на всех картинках. Если ему трудно найти игрушки в комнате, взрослый располагает все предметы на столе, и дитя подбирает их, глядя на картинки. В конце занятия организуются игры с предметам и игрушками, которые малыш подобрал по картинкам.
Занятие с разноцветными платочками
Цель. Развивать тонкость зрительного восприятия, умение идентифицировать предметы по деталям рисунка.
Материал. Цветные с набивным рисунком салфеточки (лоскуты), подобранные в парном сочетании пяти-шести образцов. Сюжетные игрушки (5-6 шт.), например, кукла, собачка, свинка, обезьянка и др.
Ход занятия. Мама предлагает малышу нарядить своих друзей.
Они завязывают на каждой игрушке «фартучек», т.е. один из пяти различных лоскутов. Вторая пара таких же лоскутков остается у играющих. Мама обыгрывает ситуацию радости друзей, потому что малыш подарил каждому свой фартучек. Во второй части занятия взрослый предлагает подарить друзьям и платочки, которые подбираются к фартучкам такой же расцветки. Малыш самостоятельно подбирает платочки, идентифицируя лоскуты тканей. Если он ошибается, игрушки отказываются их брать: «Это не мой платочек». Далее игра разворачивается по замыслу ребенка.
Примечание: многие пособия родители могут сделать своими руками. В продаже имеются разнообразные материалы, которые следует подобрать по аналогии. Пособия для игр-занятий, выполненные своими руками будут для малыша еще более привлекательными.
[1]Автодидактический прием – самообучающий прием, заложенный в конструкции самого игрового предмета. Например, пирамидка на конусе, в которой отверстия колец имеют разную величину. И поэтому, провести маленькое кольцо до основания пирамидки не представляется возможным.
Поделиться302008-01-09 12:23:15
и еще мнего интиресного здесь
Поделиться312008-01-21 23:21:52
Спасиббо за инфу, очень интересно, попробуем позаниматься дома.
Поделиться322008-01-22 23:20:18
Мамарина, спасибо огромное за такую полезную информацию! Очень пригодились новые идеи с овощами.
Поделиться332008-01-23 02:03:46
Мамарина
спасибо огромное за очень интересный сайт! Плюсик вам
Поделиться342009-10-15 17:04:28
Мамарина Спасибо , для меня это очень актуально!!!!
Поделиться352011-01-02 12:16:34
А мы дома играем . Расскажу сыну сказку "Репка", сделаю в картоне(грядке) отверстие и сажаем туда репку(из смятой и скрепленной клеем цветной бумаги), обыгрываем этот момент.Тогда не капустку рубим, а репку, делая пальчиковую гимнастику. Включаю музыку Железновой и добавляю движений и радости с её песенкой.
Есть у нас карточки с пиктограммами. На одной из них нарисована РЕпка с одной стороны, а с другой написан только слог. Показываю эту карточку, произношу слово, громко выделяя РЕпка. и знакомлю таким образом ещё со слогом РЕ. Предлагаю самому посадить эту репку и мы под отверстие в картоне(грядке) подкладываем и карточку. Я её то прячу , то высовываю. Предлагаю эту карточку отнести на стол, под стол, спрятать в шкаф. Сама при этом закрываю глаза, а потом ищу, спрашивая: на столе? под столом? на окне? и т.д
На следующий день сажу тыкву, т.к у меня есть карточка - пиктограмма с изображением тыквы. Обыгрываем сказку уже с тыквой. Добавляю шнуровку: картинку с изображением тыквы ламинирую, делаю дыроколом дырки и шнуруем. Смотрю мой малыш со временем различает и РЕпку и ТЫкву, куда бы я их не положила и даже стороной, где написаны только слоги. Дальше планирую "тянуть" репку коту, белке, и др. персонажам, которые есть на карточках.
Поделиться362014-01-17 11:44:39
возьму на заметку, спасибо)
Поделиться372014-08-02 22:13:33
мы тоже занимаемся, очень хорошо влияет на развитие
Поделиться382015-09-29 15:10:49
Ой спасибо большое, очень интересно. Обязательно буду использовать!))
Поделиться392015-09-30 18:46:53
Кстати, да, очень полезно
Поделиться402015-10-19 18:26:53
и мне интересно