Игры для развития двигательных навыков
Упражнения на траве
Снимите обувь и бегайте по траве вместе со своим ребенком. Высоко поднимите руки, а затем нагнитесь до земли. После нескольких таких упражнений прочитайте малышу стишок и посмотрите, будет ли он подражать вашим движениям.
Вверх до неба,
Вниз до травки.
Вверх до неба,
Вниз до травки.
А теперь покружись,
И на травку повались.
Поднимайте и опускайте руки, как сказано в стишке, затем, когда дойдете до пятой строки, покружитесь. На шестой строке упадите и скажите: "БУХ!"
Игра в мяч
Для игры на свежем воздухе возьмите два мяча. Один мяч нужен для вас, другой - для вашего ребенка. Покажите малышу все, что вы можете делать с мячом, напевая при этом на какой-нибудь мотив, что именно вы делаете.
Мы катим, катим мячик,
Укатим далеко.
Ах, до чего катить его
Приятно и легко!
Дайте мяч ребенку, и пусть он делает с ним все то же, что и вы.
Забавная акробатика
Расположитесь на полу вместе с ребенком и перевернитесь через голову. Скажите ребенку: "Я кувыркаюсь. А ты можешь кувыркнуться?" Демонстрируйте разнообразные движения и смотрите, может ли ваш малыш делать так же, как и вы. Каждый раз объясняйте ему, что именно вы делаете, и спрашивайте его, сможет ли он повторить это. Детишки этого возраста любят кувыркаться, играть в салки, стоять на голове, раскидывать руки и т.п. Называя производимые вами действия, вы развиваете и речевые навыки ребенка.
Скатывание с горки
Занимаясь с ребенком, не забывайте постепенно внушать ему представление о правой и левой стороне. Несмотря на то, что детишки этого возраста еще не способны понимать, что такое правое и левое, они могут узнать, что их тело имеет две стороны. Найдите пологий травянистый склон или небольшой холмик. Покажите ребенку, как ложиться на бок и затем катиться вниз по склону. Для начала вы даже можете его легонько подтолкнуть. Затем покажите ребенку, как лечь на другой бок и также скатиться вниз. Когда малыш научится скатываться самостоятельно, ловите его у подножия. Эта игра доставляет много удовольствия, особенно когда после слов "Я пришла ловить тебя", вы начинаете катать малыша по траве внизу, куда он уже скатился.
"Догонишь меня?"
Поползайте по полу вместе с ребенком, а затем скажите ему: "Догонишь меня?" Ползите впереди малыша, изображая волнение от того, что он, по-видимому, догоняет вас. Пусть он поймает вас. Повернитесь и скажите: "Я сейчас тебя поймаю!" Теперь позвольте ребенку ползти впереди вас. Когда вы "поймает" малыша, обязательно крепко его обнимите. Детишки воспринимают эту игру как замечательную забаву и хотят играть в нее снова и снова.
"Чу-чу, чу-чу"
Расстелите большое пляжное полотенце на полу. Посадите малыша на полотенце. Теперь очень медленно и осторожно тяните полотенце вместе с ребенком по полу. Скажите ему, что он путешествует. Если вы решите, что он путешествует на автомобиле, издавайте соответствующие звуки, если на самолете, подражайте звуку летящего самолета. Если же вы выберете поезд, то говорите: "Чу-чу, чу-чу". Даже если ребенок не поймет, о каком средстве передвижения идет речь, он, тем не менее, с радостью будет повторять эти звуки. Чему же научится ваш ребенок? Соблюдать равновесие.
"Ножки"
Возьмите малыша за руку и читайте ему какой-нибудь ритмичный стишок, выполняя указанные в нем действия.
Ножки мои умеют ходить,
И я не устану весь день бродить.
Теперь показывайте другие возможные движения ног.
Мои ножки умеют бегать...
Мои ножки умеют прыгать...
Мои ножки умеют скользить...
Мои ножки умеют маршировать...
Можно упоминать и другие части тела.
Я смотрю глазками...
Я качаю головкой...
Я шевелю пальчиками...
"Малыш кувыркается"
Вам понадобится твердая поверхность. Вы должны быть вполне уверены, что ребенку не грозит опасность ушибиться, если он решит кувыркаться, когда вас не будет в комнате. Скажите ребенку, чтобы он посмотрел на свой животик. Чтобы сделать это. Ему придется наклонить голову. Тогда очень осторожно наклоните рукой его голову вниз, к грудной клетке. Придерживайте малыша и приподнимайте его бедра, когда он с вашей помощью будет переворачиваться через голову. Убедитесь, что он согнулся и плотно прижал подбородок к грудной клетке. Продолжайте кувыркаться. Всякий раз, когда вы приготовите малыша к тому, чтобы он кувыркнулся, говорите: "Внимание, на старт, ПОШЕЛ!"
"Повторяем движения пальчиков"
В эту игру кроме вас и ребенка должен играть по крайней мере еще один человек. Выберите лидера. Все остальные, включая вас с ребенком на коленях, садятся напротив лидера. Обязанность лидера - производить простые движения пальцами рук и ног, чтобы остальные участники могли подражать ему. Когда все начнут повторять за лидером движения, пусть ребенок постарается проделать то же самое. Называйте того, за кем вы повторяете движения: "Папочка шевелит пальцами рук" и т.д. Руководите действиями малыша, пока он не сумеет проделать это самостоятельно. Продолжая шевелить пальцам рук и ног, попытайтесь делать ими круговые и хватательные движения, трясти ими, ударять друг о друга и т.д.
"Оливер Твист"
Декламируя этот стишок, сопровождайте это соответствующими движениями и дотрагивайтесь до той части тела ребенка, название которой упоминается в стихах.
Оливер Твислт танцует твист
Под музыки грохот, шум и свист.
Он танцует до рассвета,
Может сделать то и это:
Он присядет и нагнется,
Носа пальцем он коснется.
Он помашет нам руками,
И подвигает ногами.
Он живот погладит свой,
Покачает головой,
Улыбнется, подмигнет
И сначала все начнет!
Или:
Шел козел по лесу - по лесу - по лесу,
Искал себе принцессу - принцессу - принцессу.
Давай коза, попрыгаем - попрыгаем - попрыгаем,
И ножками подрыгаем - подрыгаем - подрыгаем,
И ручками похлопаем - похлопаем - похлопаем,
И ножками потопаем - потопаем - потопаем,
Головкой покачаем - качаем - качаем,
И снова начинаем - чинаем - чинаем.
автор: Марина Ланцбург.
При подготовке использованы материалы из книг Силберг Джеки "Занимательные игры с малышами от года до двух": Пер. с англ.-М.: "ЭКОПРОСС", "Издатцентр", 1997; М.Сигал, Д.Адкок "Ребенок играет от года до двух лет", СПб.:Питер Пресс, 1996.