Мама в сети - форум для креативных мам

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Мама в сети - форум для креативных мам » Литература по развитию » Публикации Е. Бурмисторовой, детского психолога


Публикации Е. Бурмисторовой, детского психолога

Сообщений 1 страница 12 из 12

1

"О порядке и распорядке в детской"

Очень часто можно услышать: «Мой ребенок не играет. Игрушки не интересны ему. Он гораздо охотнее возится рядом со мной на кухне, а самые разные игрушки в детской лежат без дела!» Нормальна ли такая ситуация и в чем ее причина? Нужно ли что-то делать, или малыш перерастет и начнет играть больше и лучше? В наше время ситуация с детской игрой и игрушками совсем не такая простая и безпроблемная, какой кажется на первый взгляд.

С появлением ребенка в семье многие родители начинают бесконтрольно покупать игрушки и особенно те, которыми сами бы хотели поиграть. Тем самым пытаясь компенсировать нехватку игрушек в своем детстве. Другой источник появления игрушек в семье – подарки. Считается дурным тоном – прийти в гости, где есть ребенок, без игрушки.

Мода на «развивающие игрушки» тоже внесла свой вклад в разросшиеся игровые наших детей: взрослые покупают развивающие игрушки, которые представлены на современном рынке в столь разнообразном количестве, но, к сожалению, не умеют в них играть. Отданная ребенку в свободное пользование, такая развивающая игрушка очень быстро разбрасывается по комнате или разбирается на запчасти, тем самым увеличивая количество так называемого «игрушечного хлама». Поэтому можно сказать, что современные дети часто не играют от того, что игрушек у них слишком много, а следовательно, они не являются для них ценностью.

Так же дети не играют от того, что отсутствует передача игровой культуры между поколениями – так как дети в городах сейчас редко общаются между собой свободно, и не учатся друг у друга играм. Здесь очень поможет посещение детских игровых комнат и центров, в программе которых есть не только группы раннего развития, но и программы, реализующие потребность ребенка в детской игре: подвижной, сюжетной, коллективной.

Если такой возможности нет, то это отсутствующее звено в передаче игровой культуры нужно заполнить собой взрослым, а взрослые тоже не играют с детьми.
И тут не стоит удивляться, если любимой игрушкой ребенка становится компьютер и мобильный телефон. Ведь именно с этими предметами наиболее часто ребенок видит своих родителей.

Есть такой классический эксперимент в психологии развития: маму просят из всех имеющихся игрушек выбрать ту, в которую ее ребенок любит играть меньше всего, и в течении двух недель ежедневно по несколько минут играть с ребенком именно в эту игрушку. Результаты такого поведения превосходят все ожидания – игрушка становится из самой нелюбимой наиболее предпочитаемой. Ребенок и потом еще долгое время выбирает эту игрушку даже при самостоятельной игре. Дело в том, что для ребенка эта, именно эта игрушка, стала насыщенна присутствием мамы. Беря ее в руки , он вспоминает все предыдущие дни совместной игры, вспоминает что и как мама с этой игрушкой делала. На этой игрушке, как говорят психологи, теперь лежит «печать общения».

Так вот, если вы хотите, чтобы ваш ребенок играл со своими игрушками, вы должны вместе с ним проиграть в них много часов, «оживить» их своим присутствием. Говорят, что «наигранную» и «ненаигранную» игрушку легко можно отличить. Чтобы ребенок играл, необходимо, чтобы мама играла вместе с ним.

Кроме того, масса из предлагаемых игрушек – «неправильные».
«Неправильная» игрушка изготовлена из неправильного  (неестественного) материала, окрашена в неестественные, отсутствующие в природе цвета. «Неправильная» игрушка слишком похожа на настоящий предмет ( например, маленький игрушечный утюг совсем как утюг большой). Эта чрезмерная похожесть не оставляет места для развития фантазии ребенка: игрушка итак слишком похожа на образец, ничего домысливать не надо.

В «неправильных» игрушках часто используется принцип кнопки.  Малыш нажимает кнопку, и от этого одного простого движения загораются лампочки , начинают крутиться колесики, все приходит в движение. То есть затраченное усилие абсолютно не соответствует полученному результату. И не позволяет образовать причинно-следственные связи, а значит, интеллект развивается совсем не так, как при  игре с простой игрушкой. Там где «толкнул – покатилось» или «ударил - отлетело».

Тяга к ранним легким впечатлениям , к тому, что почти все вокруг является развлечением откладывается очень глубоко.

Понятно, что мы живем в цивилизации кнопки -  но чем больше ребенок в дошкольном детстве увидит вещей, принцип работы которых ему более очевиден и доступен, тем лучше у него будет развито логическое мышление.

У детей есть огромный интерес к ручному труду – и мужскому и женскому. Они очень внимательно смотрят на то, что делается руками. И если папа прибивает гвоздь или сверлит стену – то это для малыша просто праздник познания взрослой жизни.
Но к сожалению, если образцы женского ручного труда можно увидеть ( например, на кухне), то во многих семьях весь мужской ручной труд сводится к работе на клавиатуре компьютера. И это закономерно  - такова стадия развития цивилизации.

И тем не менее, папам маленьких мальчиков я бы очень рекомендовала хотя бы изредка заниматься с ними тем, что веками составляло мужскую часть работы по дому.
Это будет для них гораздо более развивающим занятием, чем многие развивающие игры.

Правильная игрушка многофункциональна.
То есть, ее можно использовать многими различными способами в самых разных играх.
Классический пример многофункциональной игрушки – мяч. Его можно и бросать , и катать,он может стать  кукольным арбузом или сказочным колобком.
Чем меньше ребенок, тем больше среди его игрушек должно быть многофункциональных.

Правильная игрушка сделана из экологичного материала ( ткань, дерево, металл, кожа). Конечно, совсем без пластмассовых игрушек обойтись вряд ли получится, но можно стремиться к тому, чтобы их процент был как можно ниже.

Правильная игрушка позволяет ребенку придумывать различные сюжеты и может быть использована в различных играх,а значит и чаще бывает востребована и не запылится на полке.

Один из простых и доступных способов сделать игрушку новой, или почти новой для ребенка – убрать ее подальше (принцип мелкой фасовки).
Если вы разделите все игрушечное имущество ребенка на 3 или 4 примерно равноценные части и  3\4 уберете , и будете менять игрушечную «экспозицию» раз в неделю – ребенок собственные игрушки будет воспринимать почти как новые.

Для ребенка хорошо, если маленькие звери лежат отдельно, машинки отдельно, а конструкторы не перемешаны между собой. Так малышу проще научиться играть, а не создавать вокруг себя хаос. Дети очень любят, чтобы игрушки были разложены в разнообразные ящики, красивые коробочки и корзиночки. Так малышам проще понять, что у каждой игрушки свой домик. Идеально, если в детской комнате присутствует игровая зона, и все игрушки  «живут» именно там. Для детей постарше главным ,организующим пространство игровой зоны предметом может быть игрушечный дом.

Если ваш малыш уже начал ползать или  ходить, игрушки, просто сваленные в ящик или корзину  не подойдут.
Психологи и педагоги считают, что оптимальное расположение игрушек – на уровне глаз ребенка на неглубоких открытых полочках. То есть лучше всего подойдет для игрушек стеллаж, крепко привинченный к стене. Не надо путать такой стеллаж с системой хранения игрушек, которая обязательно должна быть расположена в недоступном для детей месте. Хорошо если игрушки в системе хранения распределены по видам и лежат в закрытых непрозрачных коробках.

Помните, что примерно до 3 лет ребенок гораздо лучше играет, если порядок на игровых полочках поддерживает мама. Дело в том, что дети в этом возрасте не способны создавать то, что специалисты называют «хорошей структурой» для игрушек.

Проще говоря,  малыш увлеченно играет, пока может разрушать порядок и разламывать конструкции, созданные мамой. И как только все разрушено – интерес к игрушкам и игре, как правило пропадает.
Итак, вы добились успеха, ваш ребенок снова играет. Но есть один нюанс в детской игре, про который родители часто забывают. Порядок детской комнате – кому за него отвечать?

Есть замечательная русская пословица : «Любишь кататься – люби и саночки возить». Говорит она, как вы понимаете, о том, что нужно отвечать за последствия своих действий.
Для ребенка, которому скоро должно исполниться два года , подобные вещи начинают быть доступными, если родители считают нужным и правильным тратить время и силы на  совместную уборку игрушек, или участие ребенка в уборке со стола.

По мнению большинства психологов, для  развития ребенка полезно, чтобы у  него присутствовали минимальные домашние обязанности. Именно при каждодневном выполнении дел по дому у ребенка формируется способность отвечать за себя, концентрировать внимание, пробовать доводить начатое дело до конца.

Избавив ребенка от «неприятности» сбора игрушек , вы ему не поможете, а некоторым образом помешаете осознавать мир и себя в этом мире. Естественно, большинству родителей и нянь гораздо проще и спокойнее убрать игрушки самим.

Но если привычка участвовать в уборке детской не возникнет рано, до трех лет, то после сформировать ее будет гораздо труднее, так как ребенок станет активнее сопротивляться.
Старайтесь находить время , силы и фантазию, чтобы не силком привлекать ребенка к ежевечерней уборке игрушек. Сюжеты могут быть разные, но стержень один: сначала ребенок не может такие вещи делать сам, без участия мамы

Устраивая детскую помните, что для ребенка вещи, которые его окружают – это целый мир. И вы вовсе не полочки развешиваете и шкафчики расставляете – вы создаете вселенную, в которой будет расти и учиться всему ваш малыш.

Екатерина Бурмистрова -
практикующий семейный и детский психолог центра поддержки семьи «Рождество», автор психологических курсов для родителей по детской, возрастной и семейной психологии, мама семерых детей .

http://www.rojdestvo.ru/data/publish_ps … yh12.shtml

+1

2

Обсудим?

0

3

"Маленький инопланетянин или своеобразие эмоций нашего малыша".

Все мы, мамы и папы очень любим своих детей. Это, безусловно, это не подлежит сомнению. Но только почему же нам бывает иногда так трудно с нашим сладкими и дорогими малышами?

Почему особенная любовь к детке часто ощущается когда она сладко спит? ( как в народе говорят «зубами к стенке»)
Мы очень любим наших малышей, но нам с ними трудно.

Это просто и объяснимо , только если сказать себе, что они другие.
В чем же это отличие?

Как ни парадоксально, но наши детки очень отличаются от нас по проявлениям эмоций. Они в своем роде инопланетяне.

Они прилетели из каких-то неведомых краев, где не знают о времени. Они уверенны до определенного возраста, что если мама скрылась из виду, то она вообще пропала, исчезла, потерялась, и поэтому надо плакать.

В тех краях, откуда они родом, не знают слов «нельзя» и «надо» - и требуется немалое время, чтобы им эти понятия растолковать и усвоить.
Можно долго перечислять отличия, но сегодня нам хотелось бы поговорить о том, как и чем различаются наши эмоции.

Первое, и, на мой взгляд, самое важное отличие в том, что до тех пор, пока ребенку не исполнится 3-3,5 года, в его нервной системе процессы  возбуждения преобладают над процессами торможения. То есть  в любой ситуации вашему малышу гораздо легче перевозбудиться, чем успокоиться.

И имейте в виду, что это качество есть у детишек всех темпераментов - и у будущих флегматиков (правда, они и в детстве чуть спокойней) , и у сангвиников, и у меланхоликов (их расстройства чаще выражаются не криком а нытьем, изводящим родительскую душу и слезами), я уж не говорю про маленьких холериков: они в первые три года могут задать родителям такого жара, что те еще несколько лет будут с ужасом вспоминать «радости материнства и отцовства» и «маленьких ангелочков».

Так вот, все дети до 3, 5 лет легко возбудимы и крайне чувствительны к переутомлению.

В народе говорят «подрос и успокоился». Действительно, к волшебным трем годам часто и сон налаживается, и плача с криком по любому поводу в доме становится меньше- ребенок вырос. Но три года это большой срок. И неправильными реакциями на детскую эмоциональность можно много дров наломать.

Мы, современные мамы, часто очень хорошо подкованы в плане правильного питания малыша, а также всевозможных развивающих методик. Мы сами старательно учились в школах и институтах и очень настроены на то, чтобы ребенка развивать и обучать.

Но нас нигде не учили тому, что прежде чем мы сможем чему-нибудь обучить нашу кроху, нам нужно стать большими мастерами по утешению, утишению и убаюкиванию и успокоению младенцев.
Научиться в любой ситуации не задумываясь отвечать на вопрос «Ребенок плачет – как его утешить».

О том, что утешение – один из главных материнских навыков издавна знала народная педагогика.

В фольклоре любого народа имеется огромный пласт колыбельных – чтобы малыша убаюкать; потешек – чтобы развлечь ребенка, которому грустно; прибауток и небылиц –  чтобы заговорить зубы раскапризничевшейся крохе. Я не говорю про сказки, которые сказывались всегда и везде, когда ребенка надо было занять и переключить внимание.

Психологи и педагоги считают, что лучших способов для успокоения маленького ребенка не придумали.

Внимание, совет: используйте бабушкин и прабабушкин опыт. А если его нет – читайте книжки по детскому фольклору, или ходит на занятия для родителей, где специально обучают петь колыбельные, играть в народные игры и потешки.

Не пренебрегайте копилкой народной мудрости. Язык песенок и сказок – это родной язык вашего ребенка. Ему это гораздо более понятно, чем резкие слова «немедленно успокойся».
Опытная мама знает наизусть короткие стишки, прибаутки, истории и знает, когда какая подойдет.

Детям постарше хорошо рассказать сказочку про царевну Несмеяну.
А еще для ребенка старше 2,5 лет хорошо подойдут рассказы о том, как «папа был маленьким» - и тоже плакал; «как мама была маленькой, а бабушка ее успокаивала».

Жанр рассказов о маленьких родителях останется любимым очень долго, вплоть до 10-13 лет, то есть до подросткового возраста.

И еще один совет (он вполне современный, из классических психотерапевтических методик) – расплакавшемуся ребенку нужно в простых словах объяснить, что собственно с ним происходит и почему он плачет. По-научному это называется «интерпретацией поведения и состояния». Нужно назвать чувство ребенка и сказать «я понимаю, как ты расстроился, рассердился, устал». Такие слова может быть ненадолго и усиливают плач, но потом ребенок на удивление легко успокаивается. А главное, он со временем начинает лучше понимать самого себя.

Итак, эмоциональные отличия ребенка от взрослого.

Эмоции малыша абсолютно непроизвольны. То есть ребенок абсолютно не является хозяином своих собственных чувств. ОН  просто не может по своему желанию сменить одну эмоцию на другую. Поэтому говорить ему «немедленно успокойся!» бессмысленно – у него не получится, даже если он станет очень стараться.
Это качество, и те, о которых я буду говорить дальше, сохраняются до 3,5-4 лет.

А в этом возрасте картина эмоционального мира малыша несколько меняется, так как, выражаясь по-научному, дозревает корковый контроль. То есть волны эмоционального перевозбуждения начинают гаситься изнутри.

Отличие номер два: эмоции малыша очень лабильны, то есть подвижны и быстро сменяют одна другую (помните – непроизвольно). Бывает так, что слезы еще не высохли, а на лице уже сияет улыбка. Эмоции взрослого человека гораздо более неповоротливы. И нам, родителям, надо уметь ставить точку. А то бывает, что мама еще злиться, а ребенок уже забыл, что собственно произошло.

Третье: помните, что если ребенок здоров и не переутомлен – основные его эмоции все же положительные. Норма «заплачек» и скандалов – не более одного в день, может быть чуть больше в выходные, когда много впечатлений.

Если же ваш малыш плачет и кричит гораздо чаще и продолжается это не неделю и не две – может быть, что действует долговременный стрессор, и стоит показать малыша специалисту по детскому развитию.

Эмоции малыша очень сильны и заразительны. И есть большое искушение подключиться к той же «длине волны». Поднять голос до того же уровня громкости.

Очень важно научиться «держать эмоциональный удар». Не поддаваться напору эмоций вашего ребенка. Оставаться, как говорят, в здравом уме и твердой памяти.

Мама, которая хочет помочь ребенку научиться справляться с эмоциями прежде всего должна уметь делать это сама.
Нужно хорошо знать ,как и чем вы можете себя успокоить.

Ведь быть целыми днями рядом с малышом, реагировать на все его желания, отслеживать всяческие шалости – это совсем не простая работа. Тут есть от чего устать, расстроиться и даже рассердиться. Не понимают этой простой вещи только те, кто никогда не проводил целый день дома наедине с маленьким ребенком.

Но, только спокойная, не озверевшая мама может утихомирить разбуянившегося малыша.

Существуют простые и понятные способы «самоподдержки» для мам. Это та маленькая роскошь, которую вы можете и должны себе позволить. Если не хотите делать это ради себя, делайте ради ребенка – русской женщине часто так проще.

Так вот, ради ребенка (и мужа, и себя) вы должны следить,  за тем, чтобы дом не казался вам клеткой (пусть даже золотой).
*Необходимо хотя бы небольшое количество впечатлений, не связанных с малышом. То есть разрешайте себе хотя бы иногда ходить в гости кино и магазины без ребенка.

*Если малыш болеет, обязательно нужно хотя бы на 15-20 минут выходить из квартиры и дышать воздухом – это лучшая профилактика депрессии.

*Держите в доме «командирский запас» вкусной еды лично для себя. Это на тот случай, если вы сильно расстроитесь или разнервничаетесь. Лучше съесть вредный бутерброд, чем собственного ребенка.

*Подумайте, кому из знакомых вы сможете позвонить в трудный момент, когда кажется, что ребенок совсем неуправляемый и с ситуацией сделать решительно ничего нельзя. В такой момент обязательно нужно услышать спокойный взрослый голос подруги, которая не понаслышке знает, как трудно иногда быть хорошей мамой.

И в заключение хотелось бы сказать, как вести себя тем родителям, которые желают вырастить законченного невротика:
* когда ваш ребенок раскапризничается – кричите на него как можно громче и сильнее «перестань плакать, немедленно успокойся, если ты не перестанешь, я тебе рот вымою мылом и заклею  клейкой лентой»

*Не забывайте каждую фразу сопровождать словами «дрянной мальчишка» или «дурная девчонка»! – это ведь верный способ вырастить человека без амбиций и с низкой самооценкой   
       
*Сердитесь на ребенка как можно дольше, желательно до самого вечера.

*Не вздумайте отвлекать и развлекать его, постоянно напоминайте, какой он плохой малыш.

Конечно же. это все шутка. Но в каждой шутке, как говорится, есть доля шутки

+1

4

maminsite написал(а):

Если же ваш малыш плачет и кричит гораздо чаще и продолжается это не неделю и не две – может быть, что действует долговременный стрессор, и стоит показать малыша специалисту по детскому развитию.

А если он топает ногой-требуя своего криком и слезами.....тоже ко врачу?

0

5

maminsite
:cool: Вовремя темка то.....полезно почитать :writing:

0

6

snezh-ok написал(а):

А если он топает ногой-требуя своего криком и слезами

Вырабатывает характер.
Попробуй сбить его с толку и переключить внимание на что-то другое, что ему покажется более интересным и он изабудет о чем топал.  :)

0

7

maminsite написал(а):

и он изабудет о чем топал.

:crazy: Ха-ха,не тут то было.......ну процентов на 70%, :rolleyes: а иногда срабатывает.. :crazy:

0

8

"Часто задаваемые вопросы по детской психологии ".

Катя, с какими проблемами к вам обращаются чаще всего?
Чаще всего, это, как правило, проблема детского непослушания и неуправляемости. Так обозначают проблему сами родители -  это то, что психологи называют первичным запросом, то, как вопрос формулируется, для родителей. Это то, что лежит на поверхности, на самом деле, часто это не истинный вопрос, а некая «обертка» вопроса настоящего. Обычно в «начинке» такого рода вопросов лежит, то, что ребёнок не непослушный - он просто не совсем такой, как хотелось бы родителям, то есть вопрос стоит о несоответствии родительским ожиданиям.

Второй по частоте вопрос -  проблема детских взаимоотношений в семье. Не всегда все так гладко, как хотелось бы родителям. И это тоже обёртка, а у этой обёртки даже несколько начинок. Часто, если детей в семье больше одного, они дерутся, не обязательно врукопашную, ведь можно бить словами. Совсем уж мирно уживающиеся дети, мне кажется, только в книжках встречаются, да и то в книжках неправдивых. Родителей очень расстраивают эти конфликты, особенно расстраиваются родители те, которые сами росли в семье своей единственными, и в детстве сами этого не видели, не представляли себе, как дети себя друг с другом ведут.

Итак, первая начинка вопроса детских конфликтов – отсутствие родительского опыта. А  второй начинкой этого вопроса  могут быть ошибки родительского поведения: что-то неправильно устроили сами родители, и это вызывает огромный рост конфликтов.

Ну и третий вопрос, это, конечно, отношения в семье, а именно  постепенное охлаждение, увеличение дистанции между супругами. В семьях, где растут дети, динамика бывает такова:  в браке  всё хорошо, у супругов общие интересы, потом рождается ребенок, мама занимается ребёнком, а папа  -  в основном работой. Мужчина редко может себе позволить проводить с ребенком столько времени, сколько ему бы хотелось, а вот женщина, она «у своего станка». Со временем накапливается не то чтобы непонимание, просто интересы начинают расходиться.
Вот, наверное, самые частые вопросы.

Среди наших читателей много многодетных семей. Давайте поговорим о них, тем более что вы упомянули детские конфликты. Знаю, что вы читаете лекции на тему: детская ревность. Что такое детская ревность и как её избежать?

Это большая и серьезная тема. Совсем избежать детской ревности невозможно, потому что где-то глубоко в основе братско-сестринских отношений заложено соперничество. Но, это может быть соперничество как вражда, а может быть соперничество как соревнование – а это не одно и то же. Совсем ревности не избежать, а вот окультурить ревность, то есть сделать так, чтобы жизнь в семье не напоминала войну, вполне можно. Во-первых, золотое правило для родителей: с того момента как младший ребёнок заговорил, детей нужно «сажать в одну лодку». То есть, если вы приходите и видите, что они что-то там не поделили, набезобразничали, и даже если понятно, что виноват один, наказывать нужно обоих, ну, «ругать-наказывать» это в кавычках,  каждый родитель использует свои способы наказания. Ни в коем случае не взваливать ответственность, вину на старшего, потому что если в семье укоренится позиция:» ты старший - ты во всем виноват,  ты за всё отвечаешь» , то старший будет чувствовать младшего как обузу. любви и близости между детьми не будет. Это первый момент.

Второй момент, и очень важный, действительно не показывать разность отношений к детям. Это легко сказать и достаточно трудно сделать, потому что любой родитель двух и более детей знает, что невозможно  даже к  очень похожим друг на друга  детям относиться одинаково, и когда родители говорят: я вас одинаково люблю, они говорят не совсем правду, потому что нельзя двух разных людей любить одинаково.

Можно любить одинаково сильно, это очень важный нюанс.  Сила,  интенсивность родительской привязанности должна быть более-менее ровной, потому что, если есть любимчики, то есть и не любимчики. И ребёнок, который чувствует, что его любят меньше, чем брата или сестру, озлобляется, закрывается внутренне, и эта жесткость выливается в отношения между детьми. Вот. И, наконец, очень важно стараться давать старшему ребенку в семье тепло и ласку, потому что младший ребенок – он всегда ближе к родителям, он до старости малыш, а старший ребенок, как только мама беременеет следующим, сразу становится взрослым, сколько бы ему ни было, а ему может быть год, полтора.

Мне кажется, корень ревности заложен в неравном родительском отношении. Старшему больше достаётся «дисциплинарных взысканий», он «фотографирует» отношение к себе, и на младших, как если бы на своих подчинённых, спускает это недоброе отношение  по цепочке. Какая-то минута, пусть небольшая, должна находиться для каждого, потому что если ребенок вообще не чувствует внимания, а бывает сейчас так, что с ребёнком, в основном, общаются нанятые люди – няни, потом учителя, какие-то репетиторы – они общаются корректно и правильно, но без любви. Короче говоря, ревнуют друг к другу дети несчастные. Если ребенок счастлив, он будет чувствовать себя хорошо, он не будет ревновать или обижать своего брата или сестру.

На лекции одного психолога я услышала, что дети до трёх лет, не находящиеся в постоянном контакте с мамой, за родительскую занятость расплачиваются в будущем неврозами. Позволю себе не согласиться с этим утверждением. Прокомментируйте, пожалуйста.

Я тоже не согласна. Утверждение слишком общее и категоричное. Потом, мне кажется, возраст три года взят слишком абстрактно. Это актуальный вопрос, потому что все хотят быть хорошими родителями. Если ребенок до года, даже до 10 месяцев находится в длительном отрыве от мамы, когда, скажем, в два месяца мама выходит на работу full-time, вот тут действительно могут быть проблемы, потому что в этот период развития Я ребенка и Я матери представляют собой единое целое, то есть они совершенно не отделимы.

Если девять месяцев беременности – это вынашивание физическое, то первый год, пока ребенок не пошел  - это вынашивание, скажем так психическое, психологическое. Где-то  в год, год и два месяца, здесь все индивидуально, наступает следующая фаза развития и ребенку уже не нужно такое постоянное присутствие матери. хотя, мне кажется, что даже в первый год для психологического здоровья мамы ей обязательно нужно отрываться.

Отдыхать,  устраивать себе «шопинг-терапию» или что-то в этом роде, пусть не надолго. Три-четыре часа в перерывах между кормлениями даже маленький ребенок способен нормально перенести, а вот что касается полного рабочего дня после года, там уже есть варианты. Тут уже надо смотреть на ребенка, есть дети, которые уже в год настолько открыты миру другим людям, что их можно оставлять, и видимого вреда не будет но, все равно, мне кажется, не на длительное время. То есть для второго года, для начала третьего подойдет половинная, скажем так, загрузка мамы на работе, либо «половинный» отрыв. Мне кажется, во второй год очень хорошо учиться чему-то новому, или продолжить незаконченное образование в какой-то области.

И второй и третий год  такие по своей психологической специфике, что если мама от ребенка не отходит,  могут возникнуть проблемы совершенно иного круга.

Есть ведь такое народное выражение «свет клином»,  - то есть, если мама сидит около ребенка больше года, не отходя никуда – ребенок становится зеницей ока, пупом земли, единственно важным для матери человеком. Это очень тяжелая позиция, как сейчас принято говорить, и для ребенка, и для мамы, такого ребенка нужно постоянно развлекать, он привык к неотрывному вниманию, и это маме тяжело психологически.

У меня ощущение, что женщины очень часто впадают в депрессию оттого, что им постоянно нужно концентрировать свое внимание на этом дражайшем существе. А ребенку-то уже нужна не только мама, ему нужны разные впечатления от общения с другими людьми, прежде всего, конечно, двигательные впечатления, ему нужны разные взрослые. Конечно, желательно, чтобы это были родственники, но если семьи небольшие, то подойдут другие взрослые – не родственники.

То есть, мне кажется, такое сидение один на один с ребёнком может только усугубить развитие таких личностных черт, как эгоцентризм, эгоизм у ребенка и закрепить  депрессивно-тревожное отношение женщины к ребенку, когда крошечная проблема для женщины становится катастрофической, все мухи превращаются в слонов - потому что она просто сидит дома. Мама тоже должна получать собственные впечатления, чтобы не измельчать характером.

Мне кажется, что второй год жизни желательно, третий год обязательно нужно «разбавлять». После полутора лет ребёнку обязательно бывать на каких-то детских тусовках, занятиях, а вот к трём годам, пора уже отделяться от мамы.

Но до трёх лет самые хорошие  занятия  - это занятия , на которых взрослый не просто присутствует, но и активно участвует. В это время близкий взрослый (мама или няня( как бы переводчик в мире незнакомых людей. А вот после двух с половиной, трёх лет, обязательно нужен какой-то социальный опыт открепления,  скажем так. Потому что «пришитым к юбке» маминым деткам  потом будет трудно. Надо, чтобы всем было хорошо, потому что если мама, сидя при ребёнке, переживает депрессию, то ребенку от этого хорошо не будет, и его личностные проблемы, несмотря на то, что мама при нём сидела, будут гораздо серьезнее, чем, может быть какие-то проблемы у ребенка, мама которого его оставляла, но была при этом таким живым и умеющим радоваться жизни человеком.

Катя, роль мамы понятна. Понятна и озвучена роль бабушек и нянь. А вот роль отца с научной точки зрения, насколько мне известно, не рассматривалась до последнего времени. Какова она?
Знаете, с отцами тема абсолютно отдельная. Роль отца не такая, как роль мамы. Большинство проблем, с которыми приходят семьи на консультацию, заключаются в том,  что женщины ждут от мужчин поведения такого же, какое демонстрируют сами. Они говорят: «Как же так, он с ним никогда ласково не поговорит, или он никогда с ним   в куклы не поиграет, вплоть до того». Понимаете, роль мамы в воспитании– это как бы основа, это база, фундамент. Женщина, которая рожает ребенка или которая сидит с ребенком, автоматически переходит на так называемый baby talk – интернациональный материнский язык.

Интереснейший феномен, он во всех языках прослеживается. Это - речь совершенно другого интонационного наполнения, там используются маленькие слова, легкие для произношении, уменьшительно-ласкательные суффиксы всякие, у языка другая мелодика, в общем-то это нечто среднее между пением и речью.

Так разговаривают матери и женщины с ребенком. Мужчины так не разговаривают. Не потому, что они не делают того, что должны – просто мужчины разговаривают по-другому, и именно речь отца, речь мужчины готовит ребенка к восприятию речи других людей. Очень важно, чтобы мужчина вел себя в доме естественно, именно как мужчина.

Отцы, как правило, затевают более шумные моторные игры, чреватые повреждениями телесными,  и это тоже важно, потому что мамы, если играют, всегда проигрывают  знакомые сюжеты , а когда играет папа – это всегда выход за границы известного, предсказуемого.  И для ребенка это всегда  - шаг вперед, это создание «зоны ближайшего развития», скажем так. Роль папы - вести вперед и давать ощущение надежности. В младенческом возрасте  папа может с ребенком вообще практически не общаться (на что мамы обижаются), но при этом папа дает ребенку ощущение защиты, уверенности, укорененности в мире. Ведь матери хорошо и спокойно только когда она уверена в своих отношениях с мужем, в том, что он ребенка принимает.

Об этом можно очень много говорить. Папа для ребенка важен, даже если он никогда не вытирал ему попу, не кормил его супом и не делал с ним уроки. Мама может говорить с ребенком часами, говорить-говорить, а в памяти сказанное не останется,  тогда как одна-две отцовские фразы отпечатываются. Главное, –  не ждать от мужчин женского поведения.

Спасибо, Катя. О членах семьи мы поговорили, давайте в следующем разговоре поговорим о тех, кто приходит в семью и остается надолго – о нянях.
Я очень часто как психолог сталкиваюсь с фактором женских депрессий, материнских послеродовых и депрессий более позднего времени. У женщины возникает ощущение, что она одна во всем мире и до неё никому нет дела. Это делает женщину несчастной, портятся отношения в семье. Няня нужна как «вторые руки», на которые ребенка можно перекинуть ненадолго, кода тебе нужно заняться чем-нибудь, кроме него. Да, это обширная многоплановая тема, давайте обсудим ее в следующий раз.
http://www.rojdestvo.ru/data/publish_ps … yh06.shtml

0

9

maminsite написал(а):

Так вот, если вы хотите, чтобы ваш ребенок играл со своими игрушками, вы должны вместе с ним проиграть в них много часов, «оживить» их своим присутствием. Говорят, что «наигранную» и «ненаигранную» игрушку легко можно отличить. Чтобы ребенок играл, необходимо, чтобы мама играла вместе с ним.

Очень интересно, со многим согласна!
По своему опыту это знаю, что так и есть!.

0

10

Saga написал(а):

По своему опыту это знаю, что так и есть!.

Я тоже к этому пришла. Особенно заметно стало сейчас, когда малыш уже подрос.
Показала магнит и его свойства - неделю уже сам с ним играет:-)
Развивающие пособия, которые у нас лежат отдельно, вообще самые любимые- уж сколько раз мы в них играли, а ребенок потом сам все эти игры повторяет, проигрывает.

0

11

maminsite написал(а):

Устраивая детскую помните, что для ребенка вещи, которые его окружают – это целый мир. И вы вовсе не полочки развешиваете и шкафчики расставляете – вы создаете вселенную, в которой будет расти и учиться всему ваш малыш.

http://mybb.ru/f/collection/0226.gif  http://mybb.ru/f/collection/0226.gif  http://mybb.ru/f/collection/0226.gif  http://mybb.ru/f/collection/0226.gif

maminsite написал(а):

Обсудим?

Прочла пока только первый пост.
Со всем согласна, беру на заметку. Спасибо! :flag:

Отредактировано vikusik (2009-11-15 03:52:22)

0

12

Очень содержательная и, главное, нужная тема.  :cool:
Согласна полностью со всем! Почитали вместе с мужем развиваю и его потихонечку.  :yep:
А продолжение будет? :question:

0


Вы здесь » Мама в сети - форум для креативных мам » Литература по развитию » Публикации Е. Бурмисторовой, детского психолога