"О порядке и распорядке в детской"
Очень часто можно услышать: «Мой ребенок не играет. Игрушки не интересны ему. Он гораздо охотнее возится рядом со мной на кухне, а самые разные игрушки в детской лежат без дела!» Нормальна ли такая ситуация и в чем ее причина? Нужно ли что-то делать, или малыш перерастет и начнет играть больше и лучше? В наше время ситуация с детской игрой и игрушками совсем не такая простая и безпроблемная, какой кажется на первый взгляд.
С появлением ребенка в семье многие родители начинают бесконтрольно покупать игрушки и особенно те, которыми сами бы хотели поиграть. Тем самым пытаясь компенсировать нехватку игрушек в своем детстве. Другой источник появления игрушек в семье – подарки. Считается дурным тоном – прийти в гости, где есть ребенок, без игрушки.
Мода на «развивающие игрушки» тоже внесла свой вклад в разросшиеся игровые наших детей: взрослые покупают развивающие игрушки, которые представлены на современном рынке в столь разнообразном количестве, но, к сожалению, не умеют в них играть. Отданная ребенку в свободное пользование, такая развивающая игрушка очень быстро разбрасывается по комнате или разбирается на запчасти, тем самым увеличивая количество так называемого «игрушечного хлама». Поэтому можно сказать, что современные дети часто не играют от того, что игрушек у них слишком много, а следовательно, они не являются для них ценностью.
Так же дети не играют от того, что отсутствует передача игровой культуры между поколениями – так как дети в городах сейчас редко общаются между собой свободно, и не учатся друг у друга играм. Здесь очень поможет посещение детских игровых комнат и центров, в программе которых есть не только группы раннего развития, но и программы, реализующие потребность ребенка в детской игре: подвижной, сюжетной, коллективной.
Если такой возможности нет, то это отсутствующее звено в передаче игровой культуры нужно заполнить собой взрослым, а взрослые тоже не играют с детьми.
И тут не стоит удивляться, если любимой игрушкой ребенка становится компьютер и мобильный телефон. Ведь именно с этими предметами наиболее часто ребенок видит своих родителей.
Есть такой классический эксперимент в психологии развития: маму просят из всех имеющихся игрушек выбрать ту, в которую ее ребенок любит играть меньше всего, и в течении двух недель ежедневно по несколько минут играть с ребенком именно в эту игрушку. Результаты такого поведения превосходят все ожидания – игрушка становится из самой нелюбимой наиболее предпочитаемой. Ребенок и потом еще долгое время выбирает эту игрушку даже при самостоятельной игре. Дело в том, что для ребенка эта, именно эта игрушка, стала насыщенна присутствием мамы. Беря ее в руки , он вспоминает все предыдущие дни совместной игры, вспоминает что и как мама с этой игрушкой делала. На этой игрушке, как говорят психологи, теперь лежит «печать общения».
Так вот, если вы хотите, чтобы ваш ребенок играл со своими игрушками, вы должны вместе с ним проиграть в них много часов, «оживить» их своим присутствием. Говорят, что «наигранную» и «ненаигранную» игрушку легко можно отличить. Чтобы ребенок играл, необходимо, чтобы мама играла вместе с ним.
Кроме того, масса из предлагаемых игрушек – «неправильные».
«Неправильная» игрушка изготовлена из неправильного (неестественного) материала, окрашена в неестественные, отсутствующие в природе цвета. «Неправильная» игрушка слишком похожа на настоящий предмет ( например, маленький игрушечный утюг совсем как утюг большой). Эта чрезмерная похожесть не оставляет места для развития фантазии ребенка: игрушка итак слишком похожа на образец, ничего домысливать не надо.
В «неправильных» игрушках часто используется принцип кнопки. Малыш нажимает кнопку, и от этого одного простого движения загораются лампочки , начинают крутиться колесики, все приходит в движение. То есть затраченное усилие абсолютно не соответствует полученному результату. И не позволяет образовать причинно-следственные связи, а значит, интеллект развивается совсем не так, как при игре с простой игрушкой. Там где «толкнул – покатилось» или «ударил - отлетело».
Тяга к ранним легким впечатлениям , к тому, что почти все вокруг является развлечением откладывается очень глубоко.
Понятно, что мы живем в цивилизации кнопки - но чем больше ребенок в дошкольном детстве увидит вещей, принцип работы которых ему более очевиден и доступен, тем лучше у него будет развито логическое мышление.
У детей есть огромный интерес к ручному труду – и мужскому и женскому. Они очень внимательно смотрят на то, что делается руками. И если папа прибивает гвоздь или сверлит стену – то это для малыша просто праздник познания взрослой жизни.
Но к сожалению, если образцы женского ручного труда можно увидеть ( например, на кухне), то во многих семьях весь мужской ручной труд сводится к работе на клавиатуре компьютера. И это закономерно - такова стадия развития цивилизации.
И тем не менее, папам маленьких мальчиков я бы очень рекомендовала хотя бы изредка заниматься с ними тем, что веками составляло мужскую часть работы по дому.
Это будет для них гораздо более развивающим занятием, чем многие развивающие игры.
Правильная игрушка многофункциональна.
То есть, ее можно использовать многими различными способами в самых разных играх.
Классический пример многофункциональной игрушки – мяч. Его можно и бросать , и катать,он может стать кукольным арбузом или сказочным колобком.
Чем меньше ребенок, тем больше среди его игрушек должно быть многофункциональных.
Правильная игрушка сделана из экологичного материала ( ткань, дерево, металл, кожа). Конечно, совсем без пластмассовых игрушек обойтись вряд ли получится, но можно стремиться к тому, чтобы их процент был как можно ниже.
Правильная игрушка позволяет ребенку придумывать различные сюжеты и может быть использована в различных играх,а значит и чаще бывает востребована и не запылится на полке.
Один из простых и доступных способов сделать игрушку новой, или почти новой для ребенка – убрать ее подальше (принцип мелкой фасовки).
Если вы разделите все игрушечное имущество ребенка на 3 или 4 примерно равноценные части и 3\4 уберете , и будете менять игрушечную «экспозицию» раз в неделю – ребенок собственные игрушки будет воспринимать почти как новые.
Для ребенка хорошо, если маленькие звери лежат отдельно, машинки отдельно, а конструкторы не перемешаны между собой. Так малышу проще научиться играть, а не создавать вокруг себя хаос. Дети очень любят, чтобы игрушки были разложены в разнообразные ящики, красивые коробочки и корзиночки. Так малышам проще понять, что у каждой игрушки свой домик. Идеально, если в детской комнате присутствует игровая зона, и все игрушки «живут» именно там. Для детей постарше главным ,организующим пространство игровой зоны предметом может быть игрушечный дом.
Если ваш малыш уже начал ползать или ходить, игрушки, просто сваленные в ящик или корзину не подойдут.
Психологи и педагоги считают, что оптимальное расположение игрушек – на уровне глаз ребенка на неглубоких открытых полочках. То есть лучше всего подойдет для игрушек стеллаж, крепко привинченный к стене. Не надо путать такой стеллаж с системой хранения игрушек, которая обязательно должна быть расположена в недоступном для детей месте. Хорошо если игрушки в системе хранения распределены по видам и лежат в закрытых непрозрачных коробках.
Помните, что примерно до 3 лет ребенок гораздо лучше играет, если порядок на игровых полочках поддерживает мама. Дело в том, что дети в этом возрасте не способны создавать то, что специалисты называют «хорошей структурой» для игрушек.
Проще говоря, малыш увлеченно играет, пока может разрушать порядок и разламывать конструкции, созданные мамой. И как только все разрушено – интерес к игрушкам и игре, как правило пропадает.
Итак, вы добились успеха, ваш ребенок снова играет. Но есть один нюанс в детской игре, про который родители часто забывают. Порядок детской комнате – кому за него отвечать?
Есть замечательная русская пословица : «Любишь кататься – люби и саночки возить». Говорит она, как вы понимаете, о том, что нужно отвечать за последствия своих действий.
Для ребенка, которому скоро должно исполниться два года , подобные вещи начинают быть доступными, если родители считают нужным и правильным тратить время и силы на совместную уборку игрушек, или участие ребенка в уборке со стола.
По мнению большинства психологов, для развития ребенка полезно, чтобы у него присутствовали минимальные домашние обязанности. Именно при каждодневном выполнении дел по дому у ребенка формируется способность отвечать за себя, концентрировать внимание, пробовать доводить начатое дело до конца.
Избавив ребенка от «неприятности» сбора игрушек , вы ему не поможете, а некоторым образом помешаете осознавать мир и себя в этом мире. Естественно, большинству родителей и нянь гораздо проще и спокойнее убрать игрушки самим.
Но если привычка участвовать в уборке детской не возникнет рано, до трех лет, то после сформировать ее будет гораздо труднее, так как ребенок станет активнее сопротивляться.
Старайтесь находить время , силы и фантазию, чтобы не силком привлекать ребенка к ежевечерней уборке игрушек. Сюжеты могут быть разные, но стержень один: сначала ребенок не может такие вещи делать сам, без участия мамы
Устраивая детскую помните, что для ребенка вещи, которые его окружают – это целый мир. И вы вовсе не полочки развешиваете и шкафчики расставляете – вы создаете вселенную, в которой будет расти и учиться всему ваш малыш.
Екатерина Бурмистрова -
практикующий семейный и детский психолог центра поддержки семьи «Рождество», автор психологических курсов для родителей по детской, возрастной и семейной психологии, мама семерых детей .