Психологами давно установлено, что окружающее нас пространство: цвета, формы, линии, текстуры, звуки, запахи, а также различные образы и символы - все это влияет на эмоциональное состояние человека, его настроение. Кроме того, вышеперечисленные элементы могут способствовать развитию тех или иных способностей, качеств и умений. Так почему же не использовать данное знание при построении, создании развивающей среды для детей.
С помощью зрения, слуха, тактильных и вкусовых ощущений ребенок впитывает «информацию». Поэтому специально подготовленная и созданная взрослыми развивающая среда занимает едва ли не решающую роль в его жизни. С первых дней появления ребенка на свет его разум работает как сложная впитывающая система. Это означает, что не только профессиональным педагогам необходимо со вниманием относиться к проектированию комнат для занятий, но родителям, в доме которых появились малыши, стоит подумать, как организовать жизненное пространство крохи с наибольшей пользой для него.
Развивающий дизайн
Развивающее пространство - среда с элементами, стимулирующими физиологическое и психологическое развитие ребенка, способствующая формированию гармоничной, целостной и незаурядной (творческой) личности. А дизайн развивающих пространств - это конструирование развивающего пространства в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями малыша. С учетом его возможностей и потребностей, включающее базовые принципы развития и формирования личности.
Хотите создать для своего чада среду, которая будет максимально благоприятна для его полноценного развития? Тогда в разработке интерьера необходимо руководствоваться следующими важными принципами:
Крошкина зона
Пространство, в котором ребенок проводит довольно большую часть своего времени, необходимо разделять на определенные зоны. Эта характеристика очень важна, так как она помогает обогатить среду обитания, одновременно разнообразить и упорядочить жизнедеятельность малыша. Также максимально сгруппировать в каждой зоне именно те компоненты и предметы, которые отвечают за развитие в какой-либо конкретной сфере. Например, должно быть игровое пространство, отдельное место для уроков, занятий физическими упражнениями, а еще «норка» - сугубо индивидуальное место, где ребенок может побыть один, спрятаться и помечтать. Особым образом следует также устраивать спальное место, санузел.
В образе и символах
Речь идет об элементах образов или целых образах, благоприятствующих развитию крохи. В пространстве вокруг нас существует множество символов. Некоторые из них универсальны для всего человечества, другие же принадлежат определенной культуре или социальному слою. Символы бывают врожденными и приобретенными. Врожденные пере- даются из поколения в поколение на генетическом уровне, они вызывают определенные стереотипные реакции у любого человека. Приобретенные символы человек получает в результате запечатления. Они становятся движущими силами в определенных реакциях и поведении. Символы работают как автоматические кнопки, которые вызывают реакцию и затем направляют ее в определенное русло.
Разнообразие в четырех направлениях
Разнообразие окружающих ребенка структур определяется исходя из четырех основных систем человеческого восприятия, которые, так или иначе, определяют особенности течения его физиологического и психологического развития.
Начнем со зрительного восприятия окружающей обстановки: цвета, формы, линий. Зрение является одним из мощнейших факторов развития человеческой психики. С первых часов жизни ребенок начинает познавать мир, руководствуясь своими зрительными ощущениями и впечатлениями. Любой зрительный образ проникает в сознание человека, оставляя тот или иной опыт, формируя предпосылки для дальнейшего развития. Особенно важное значение несет в себе информация, которую молодежь получила в ранний период развития. Цвет, форма, линии, текстура объекта или пространства имеют большое влияние на формирование сознания, настроения, внимания, памяти.
Далее - тактильные ощущения, в которых важны форма и текстура. Благодаря им, у человека формируется образ мира, чувственные основы мировосприятия.
Особенно на ранних этапах развития. От того, с какими формами и текстурами взаимодействует ребенок, познавая окружающий мир, может зависеть и то, какими личностными качествами и физическими характеристиками он будет обладать в будущем. Например, для гипер-активного или агрессивного, нервного ребенка наиболее благоприятными будут округлые формы и мягкие текстуры. А для крохи малоподвижного, неэмоционального подойдут угловатые формы, неровные и шероховатые поверхности, которые через тактильный уровень смогут возбудить его нервную систему, придать активность его физическим действиям и психологическим состояниям.
Шум, звуки игрушек, музыка - все это слуховое восприятие. Мир звуков для человека - особая реальность, в которой формируется его психика и от восприятия которой зависит его эмоциональное состояние, настроение, энергетический заряд. Темп, ритм, тональность, частота звуков и мелодий в окружающем пространстве - все это имеет безусловное воздействие на психологию человека, а маленького в особенности.
Различные запахи также играют свою роль в формировании настроений и эмоциональных состояний, что может внести немаловажные вклад в общую концепцию развивающего процесса.
Всего и понемногу
Крайне важно, начиная с самого рождения, наполнять среду ребенка игрушками и предметами, способствующими развитию тех или иных физиологических и психологических компонентов, а также основных жизненных навыков и умений.
Во всем нужна мобильность
Для ребенка, который по своей природе всегда тянется к новым впечатлениям и эмоциям, будет немаловажным плюсом почаще менять обстановку во- круг него. Поэтому всегда хорошо, когда у вас есть возможность хотя бы немного изменить его пространство в цветовом и материальном исполнении. Постараться сделать это можно, используя мебель-трансформер, передвижные ширмы, экраны, планшеты, обои-хамелеоны и другие не менее интересные решения.
В следующих номерах мы расскажем об индивидуальных особенностях каждого цвета, основных форм, а также линий и освещения, запахов и звуков, которые рекомендуются или, наоборот, категорически противопоказаны для использования в детской комнате.
Мария ПУГАЧЕВА
http://www.nanya.ru/opit/9696