Почему дети разные?

Даже самые маленькие дети отличаются друг от друга не только внешним обликом, но и особенностями поведения.

Одни энергичны, подвижны, другие медлительны, вялы.

Одни дети бурно выражают свои чувства: громко плачут и громко смеются. Другие при подобных же обстоятельствах лишь хнычут или улыбаются.

Отчего зависят эти и другие индивидуальные особенности детей? Многое определяют условия жизни, воспитание и обучение, а также состояние здоровья ребенка.

Дети отличаются друг от друга также врожденными особенностями нервной системы, т. е. типом нервной высшей деятельности, накладывающим отпечаток на некоторые стороны их поведения. Тип нервной высшей деятельности определяется свойствами нервных процессов, возбуждения и торможения, происходящих в коре головного мозга, их силой или слабостью и тем, уравновешивают ли они друг друга или же преобладает один из них.

Таким образом, различают четыре типа нервной высшей деятельности: три сильных (уравновешенный и два неуравновешенных — с преобладанием возбуждения или с преобладанием торможения) и слабый тип, у которого оба процесса — возбуждение и торможение — слабые.

У детей первого года жизни тип нервной системы проявляется в том, как малыш выражает свои эмоции, в устойчивости настроения или частой смене его; в том, насколько легко и быстро привыкает ребенок к режиму дня и тем изменениям, которые вносят в него родители.

От типологических особенностей нервной системы зависит, как быстро засыпает ребенок, глубина его сна, устойчивость аппетита, отношение к новым видам пищи, а также его общая подвижность и даже сроки, в которые он начнет поворачиваться на живот, садиться, вставать, ходить.

Однако типологические особенности нервной высшей деятельности не предопределяют тех индивидуально-психологических качеств, которые формируются у ребенка под влиянием воспитания и обучения. Какие именно привычки, умения, навыки приобретет ребенок — зависит от условий его жизни, воспитания и обучения.

Быстрота же их закрепления зависит не только от правильности методов воспитания, но и от особенностей нервной системы ребенка. Типологические особенности нервной высшей деятельности благоприятствуют формированию одних черт характера и затрудняют воспитание у ребенка других.

Если родители не будут принимать во внимание индивидуально-типологические особенности ребенка, то у него будут складываться главным образом те черты характера, образованию которых благоприятствует его тип нервной системы. Более того, игнорирование особенностей нервной системы, предъявление непосильных с точки зрения возможностей нервной системы требований могут привести к возникновению нежелательных форм поведения и даже к нервным срывам.

Поэтому знать и понимать ребенка — одно из непременных условий воспитания. Недаром замечательный педагог К.Д. Ушинский говорил, что для того, чтобы воспитывать ребенка во всех отношениях, его надо знать во всех отношениях.

Все дети, с любыми особенностями нервной системы, могут правильно развиваться, приобретать необходимые навыки, полезные привычки. У каждого ребенка могут быть воспитаны все лучшие черты характера. Индивидуальный подход к ребенку с учетом особенностей его нервной системы обеспечит ему полноценное развитие.

А недостатки в поведении малыша, плохие привычки или однобокое развитие не могут быть оправданы прирожденными особенностями его нервной системы, а являются результатом неправильного воспитания.

С разными затруднениями в воспитании детей сталкиваются родители. Например, для одних родителей научить ребенка есть с ложки не представляет особых трудностей. Другим приходится проявлять большое терпение и настойчивость, потому что не все дети осваивают новое одинаково: одни принимают это спокойно, другие — с опаской, а то и с явным нежеланием и даже плачем. Следовательно, необходимо учитывать реакции детей и в зависимости от них искать соответствующий подход.

Есть дети, которым не подходит общий режим. Приходится вносить в него изменения, приспосабливать к особенностям ребенка.

Не всегда особенности типа нервной системы проявляются достаточно отчетливо. Один и тот же малыш в разных ситуациях может вести себя по-разному. Например, ребенок, которому свойственно спокойное поведение, становится вдруг возбужденным, раздражительным.

Происходит это потому, что нарушается привычный для него распорядок дня или изменяются привычные условия. Малыша взяли с собой в гости. Всегда такой спокойный, приветливый, он настороженно смотрит по сторонам и разражается громким плачем.

Каковы же характерные различия в поведении детей с разными особенностями нервной системы?

Дети с сильными, уравновешенными процессами возбуждения и торможения (условно называемые уравновешенными) отличаются спокойным поведением, радостной настроенностью. И если родители правильно воспитывают такого ребенка, он, как правило, бодр и весел, плачет редко, и лишь в том случае, когда есть причина. А при устранении ее быстро успокаивается.

Сон у ребенка глубокий, засыпает он быстро. Может спать при небольшом шуме. Легко привыкает к режиму дня: спит положенное время и просыпается к моменту кормления.

У него устойчивый аппетит. При правильном введении прикорма малыш быстро привыкает к новой пище.

Ребенок не боится новых людей и, подрастая, легко вступает в контакт со сверстниками.

Дети этого типа с удовольствием занимаются как подвижными, так и спокойными играми и занятиями. Например, с 7—8 мес. они могут подолгу и сосредоточенно складывать колечки в ведерко или (несколько позднее) надевать их на стержень.

Родителям, как правило, легко с малышом, у которого нервная система сильная и уравновешенная. Но если родители нарушают привычный режим дня, кормят ребенка в разное время, беспорядочно, не укладывают вовремя спать, возбуждают перед сном, насильно кормят или допускают другие ошибки в воспитании малыша, он может стать раздражительным, капризным, у него могут нарушиться сон и аппетит.

Есть дети, которых условно называют возбудимыми (нервные процессы у них сильные, но неуравновешенные: возбуждение сильнее, чем торможение). Характерно проявление эмоций у таких детей: они бурно выражают и радость, и огорчение, очень легко и быстро переходят от одного состояния к другому. Они активны, подвижны, часто меняют положение тела, живо реагируют на игрушки.

У возбудимых детей неглубокий, чуткий сон. Малейший шум в комнате, где спит малыш, даже негромкий разговор,— и он уже проснулся, плачет. А перед тем как заснуть, он долго вертится в кроватке. Наконец засыпает. Бережно охраняйте его сон. Для полноценного отдыха такого ребенка необходима полная тишина и полумрак.

Для малышей этого типа характерны неравномерные прибавки веса по месяцам: то в пределах нормы, то ниже ее. Нередко они имеют недостаточный вес. Это объясняется особенностями их обмена веществ и неустойчивым аппетитом. Замечено, что возбудимые дети наибольшее количество пищи съедают утром и вечером.

Возбудимый ребенок легко отвлекается. Поэтому старайтесь кормить малыша всегда в одном и том же месте, где нет сильных раздражителей: незнакомых людей, новых предметов.

Дети этого типа нередко не выдерживают интервалов между кормлениями: просыпаются до наступления времени приема пищи, громко, безутешно плачут. Если вы убедились в том, что малыш систематически не выдерживает промежутка между кормлениями, нужно его немного сократить.

Природная живость этих детей способствует формированию у них в дальнейшем склонности к занятиям, требующим подвижности. Но родители уже теперь должны воспитывать у ребенка умение сосредоточенно, спокойно заниматься игрушками, наблюдать за окружающим.

Если вы вовремя не позаботитесь об этом, ребенок может расти непоседливым, невнимательным, а это впоследствии будет мешать ему в играх и в учебе. Постарайтесь приохотить его к занятиям, развивающим сосредоточенность и устойчивое внимание. Но ни в коем случае нельзя принуждать ребенка, так как это может привести лишь к обратному результату — формированию отрицательного отношения к предлагаемому занятию.

Своей заинтересованностью постарайтесь вызвать у ребенка желание подражать вашим действиям. Общаясь с малышом, старайтесь, чтобы тон ваш был спокойным, ровным. Избегайте шумных забав, игр, развлечений, вызывающих у него бурный восторг.

У так называемых возбудимых детей надо постепенно тренировать тормозной процесс, приучая их, когда это необходимо, обуздывать свои желания, согласовывая их с реальными возможностями и интересами окружающих. Чтобы не перенапрягать нервную систему ребенка, не следует злоупотреблять запретами. Однако слово «нельзя» эти дети должны усвоить уже к концу первого года жизни.

Природные особенности ребенка очень устойчивы и могут быть лишь сглажены воспитанием. Если взрослые попытаются сломить те или иные природные задатки, они причинят ребенку вред.

Бесконечное сдерживание очень живого, подвижного малыша приведет к нервному перенапряжению, к конфликтным ситуациям, к капризам. Противоположностью так называемому возбудимому типу являются дети, у которых нервные процессы тоже сильные, но преобладает не процесс возбуждения, а процесс торможения.

Эти дети отличаются спокойным поведением. Им не свойственно бурное выражение эмоций, так характерное для возбудимых детей. Плачут они редко, радость выражают очень умеренно, улыбкой.

Своим ровным, спокойным поведением такие дети не доставляют родителям особых хлопот. Тем не менее, они также очень нуждаются во внимании. Малоподвижному, инертному ребенку родители должны помочь стать более активным, подвижным. Сон у этих детей спокойный, продолжительный.

Малыш спит и при негромких разговорах и неярком освещении. Засыпает хоть и не быстро, но перед тем, как заснуть, лежит спокойно. Просыпается ко времени кормления, а иногда может проспать и дольше, чем следует. Проснувшись, спокойно ждет, пока его покормят. Ребенок не реагирует так чутко на незначительные шумы, как дети, о которых мы только что рассказали.

Вес этих детей на первом году жизни нередко превышает средние нормы. В отличие от возбудимых детей у них, как правило, хороший аппетит.

Поскольку у этих детей преобладает процесс торможения, они обычно несколько позднее, чем дети уравновешенного и возбудимого типов, овладевают движениями: на 4—6 недель позднее закрепляется умение встать, сесть. Но и научившись тому или иному движению, ребенок мало пользуется этим умением, подолгу сохраняет статическое положение тела.

Если вы заметили, что малыш длительно находится в одной позе, почаще стимулируйте его к перемене положения: привлекая игрушкой, побуждайте повернуться на животик, проползти. Если малыш равнодушен к игрушкам, надо постараться заинтересовать его, привлечь внимание к новому интересному для него предмету, показать что-нибудь яркое, звучащее. И обязательно вызывайте у малыша радость. Тем самым вы поможете ему стать более подвижным, активным, жизнерадостным.

Дети, у которых оба нервных процесса — возбуждение и торможение — слабые (слабый тип нервной системы), очень чувствительны к различным воздействиям. Именно этим свойством и определяются характерные особенности их поведения.

Сон ребенка, принадлежащего к этому типу, очень чуткий. Засыпает он не сразу. Перед тем как заснуть, может поплакать. Он очень чувствителен к малейшим неудобствам. Его беспокоит даже небольшая складка, образовавшаяся в постели или одежде; незначительный шум или свет может разбудить его. Дети этого типа быстрее, чем все другие, утомляются.

Не всегда такому ребенку подходит режим, рекомендуемый для детей его возраста. Например, если вы заметили, что малыш систематически засыпает, раньше временя, посоветуйтесь с врачом, может быть, нужно изменить режим, несколько удлинив продолжительность сна. У ребенка неустойчивый аппетит: то он хорошо ест, то отказывается от пищи. Он может не сразу согласиться есть из ложки, когда вы начнете приучать его к этому.

Надо ли в таком случае отказаться от кормления ребенка новым способом или прибегнуть к кормлению из бутылочки? Безусловно, нет. Но и кормить его насильно не стоит. Если вы будете терпеливы и настойчивы и дадите малышу возможность привыкать есть с ложки и к новой пище постепенно, дело обойдется без конфликтов. Настроение у ребенка неустойчивое. Он часто по незначительным поводам плачет. К незнакомым людям .привыкает с трудом. Радость выражает тихой улыбкой.

Дети со слабыми нервными процессами начинают поворачиваться на животик, садиться, стоять, ходить позднее, чем дети с уравновешенными нервными процессами и дети так называемого возбудимого типа. Эти навыки закрепляются у них медленно.

Дети со слабыми процессами возбуждения и торможения могут вырасти неуверенными в себе, обидчивыми, замкнутыми, если не предупреждать появления этих черт. Надо подбадривать такого ребенка, помогать преодолевать боязливость, робость, вступать в контакт со сверстниками.

На данном этапе развития родители должны организовывать жизнь малыша так, чтобы он хорошо себя чувствовал, меньше плакал, больше радовался. Создайте подходящий для него режим дня, порадуйте привлекательными игрушками, будьте ласковы с ним. Дети этого типа особенно чувствительны к тону, с которым к ним обращаются.

Избегайте резких изменений в условиях жизни ребенка. К новому режиму и к новой пище приучайте постепенно. Если малыш боится незнакомых людей, не действуйте по поговорке: «Клин клином вышибают». Дайте ему возможность привыкнуть к новому лицу постепенно, в вашем присутствии. Особенно это важно, если вы предполагаете оставить ребенка на его попечении.

Неправильно было бы и полностью изолировать такого боязливого ребенка от посторонних людей. Впоследствии это может обернуться еще большими трудностями. Таких детей необходимо осторожно и постепенно приучать к смене впечатлений, к изменениям в распорядке дня, так как они с трудом приспосабливаются к новому и настороженно воспринимают непривычное. Резкие перемены могут привести к нервному срыву.

Игнорирование типологических особенностей нервной системы ребенка может привести к одностороннему развитию. Например, ребенок возбудимый вырастает очень подвижным и потому непоседливым. Ему не будет хватать выдержки, усидчивости. Его противоположность — медлительный ребенок будет способен проявить выдержку, усидчивость, но там, где потребуется быстрота реакций, сноровка, решительность, ему придется трудно.

Вместе с тем надо помнить, что нельзя предъявлять ребенку непосильных требований. Так, например, если малыш спит очень чутко, а родители не учитывают этого, громко разговаривают и т. д., то в результате ребенок недосыпает, становится раздражительным, капризным.

Дети с разными типами нервной системы значительно отличаются друг от друга. Каждый имеет свои особенности, и следует непременно учитывать это в воспитании малыша. Но учитывать индивидуально-типологические особенности — это значит не только приспосабливать к ним воспитательные воздействия, но и активно вмешиваться в развитие ребенка, поддерживать намечающиеся положительные качества и перестраивать нежелательные.

Итак, правильное, гармоничное развитие ребенка может быть достигнуто лишь в том случае, если родители принимают во внимание его индивидуальные особенности.

http://kid.com.ua