Мама в сети - форум для креативных мам

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Мой красивый край

Сообщений 61 страница 80 из 237

61

Новороссийск, двадцатый год прошлого столетия. Пыльный, ветреный город, переполненный испуганными, мечущимися людьми. огромный порт, забитый судами, беженцами-дворянами, белыми офицерами, дезертирами… Целые эскадры иностранных судов ежедневно увозят тысячи пассажиров, но народу не убавляется. По городу гуляет тиф, опустошая целые дома и кварталы; на место умерших, не дожидаясь дезинфекции, тут же вселяются новые семьи, месяцами ждущие своей очереди на пароход. налетает норд-ост и целые недели бесчинствует, разбивая корабли, сдувая людей, как щепки. Паника, ужас, тоска – и смутная, почти сумасшедшая надежда на какое-то мифическое будущее… Возвращение? Победу? Но умудренные знают – будущего больше нет. есть только страшное настоящее: Новороссийский порт – воплощенный бег, осязаемая штормовая волна эмиграции. Во главе эвакуации Новороссийска в эту пору стоял Антон Иванович Деникин, генерал-губернатор Кубанской области и верховный главнокомандующий Доброволь­ческой армии. Это были последние дни его командова­ния. После блестящих побед 1917-1918 годов внутри армии стремительно разрастался кризис. Невозможно вообразить большей неразберихи из паники и амбициоз­ности, которые царили в это время в руководящем соста­ве. Казачество сотрясали вспышки сепаратизма. Монар­хисты и эсеры, неожиданно усилившие свои движения, тянули одеяло в противоположные стороны. Между тем большевики легко форсировали Кубань, вошли в Екатеринодар и наступали на пятки Добровольческой армии, которая разваливалась на глазах. Железнодорожный состав главнокомандующего Донской армией в панике пробивался на запад. Кубанские казаки, разобщенные и деморализованные, частично переходили на сторону красных или соединялись с бандами «зеленых», бази­ровавшихся под Геленджиком. Донские казачьи корпуса шли в Новороссийск. Это вавилонское столпотворение, при полной потере связи с центральной Ставкой, не остав­ляло никаких шансов Белой гвардии. Не удивительно, что отношение к ней союзников было двойственным. Россий­ское государство разбилось на тысячи осколков, и каждый осколок кричал о себе самом... Формировать новые части армии в этой ситуации не было ни возможности, ни смысла. Вихрь выметал людей из России, выметал царя из страны и головы. Единственной реальностью казались зыбкие, качающиеся на волнах па­роходы. В своих мемуарах под названием «Очерки русской сму­ты» Деникин писал: «...Новороссийск, переполненный свыше всякой меры, ставший буквально непроезжим, залитый человеческими волнами, гудел, как разоренный улей. Шла борьба за «мес­то на пароходе» - борьба за спасение... Много человеческих драм разыгралось на стогнах города в эти страшные дни. Много звериного чувства вылилось наружу перед лицом нависшей опасности, когда обнаженные страсти заглушали совесть и человек человеку становился лютым ворогом». He в состоянии разрешить конфликт с кубанским ка­зачеством и ввиду неотвратимого приближения Красной армии, генерал Деникин в конце марта 1920 года спешно эвакуировал остатки своих войск из Новороссийска. 4 ап­реля Антон Деникин сдал полномочия генералу Врангелю и эмигрировал в Англию. прыжок в Европу Знаменитую писательницу Надежду Тэффи в Новорос­сийск привез из Одессы бравый пароходик под названием «Шилка». Он намеревался идти дальше, во Владивосток, но выяснилось, что храбрый кораблик и до Новороссийс­ка-то добрался на чистых амбициях, чудом не потонул, но «непременно потонет». Пришлось сходить на берег, искать комнату и ждать... как тысячам и тысячам беженцев. «Какой огромный порт! Мол за молом, без числа. Всю­ду, как шеи гигантских черных журавлей, вздымаются подъ­емные краны. Бесконечные амбары, сараи, склады. На молах и на набережной - народ. Сначала показалось, что это пассажиры ждут парохода. Но, побродив между ними, увидела, что они не ждут, а просто живут здесь. Устроили из лохмотьев и корзинок палатки, развесили рваное барахло, обжились и живут. Старухи тут же на жаровнях жарят какие-то огрызки. Полуголые дети играют стеклыш­ками от бутылок и бараньими костями». Позже роди­лась метафора: «Новороссийск- пестрый, присев­ший перед прыжком в Европу». Единственное, что не давало ей окончательно впасть в уныние, так это то, что она Тэффи - автор, над чьими юмористическими рассказами смеялась до слез вся просвещенная Россия. Но теперь ее зоркий глаз подмечал не только смешное, но и пе­чальное... потрясающее... страшное. Интеллиген­ты-чистоплюи, ворующие еду и последние вещи. Кисейные дворяне, замешивающие своими рука­ми ржаное тесто. Шныряющие в Москву и обратно «господинчики», которым все равно, белые деньги или красные. Тиф косил людей. «В аптеках продавали какие-то патентованные средства, мази, жидкости и даже ладанки, предохраняющие от заразы. Советовали туго завязывать концы рукавов вокруг руки, чтобы ничто не могло заползти». В конце января скончался в Новороссийске от тифа князь Евгений Николаевич Трубецкой, известный философ, брат Сергея Трубецкого. Месяцем позже тиф унес «думского шута» и скандалиста Владимира Пуришкевича, известного тем, что он швырял стаканом с водой в депутата Милюкова. Им не суждено было покинуть Родину. Через несколько недель другой пароход, «Великий князь Александр Михайлович», увозил Надежду Тэффи за границу - как она думала, на время. Последним родным пристанищем был для нее Новороссийский порт. «Дрожит пароход, стелет черный дым. Глазами, широко, до холода в них, раскрытыми, смот­рю. И не отойду. Нарушила свой запрет и оглянулась. И вот как жена Лота, застыла, остолбенела навеки и веки видеть буду, как тихо-тихо уходит от меня моя земля». Примерно в это же время другой теплоход - итальянс­кая «Семирамида» - увозил из Новороссийска в Венецию жемчужину русского балета, возлюбленную последнего государя-императора Матильду Кшесинскую. В ее знаме­нитом московском особняке к тому времени размещался штаб большевиков. В Италию она бежала с великим князем Андреем, ставшим впоследствии ее мужем. Уезжала вели­кая балерина практически без багажа. У Матильды оста­лось лишь одно запасное платье, у князя Андрея - золотой портсигар и немного денег. Многие беженцы в дороге со­вершенно нищали. Деньги и вещи приходилось раздавать матросам, под угрозой сдать корабль большевикам. волна эмиграции История эмиграции из России в XX веке насчитывает три волны: 1917-1922 гг., после Второй мировой войны и в «застойные» 70-80-е гг. Первая волна эмиграции, сформи­ровавшаяся в результате революции и Гражданской войны (1917-1922 гг.), насчитывает, по разным данным, от одного до двух миллионов человек, и большую часть ее составляют военнослужащие. Группы беженцев и офицеров, эмигриро­вавшие в 1919-1920 гг., можно назвать самым многочислен­ным и трагическим ее слоем. Массовая эвакуация уносила политических деятелей, бывших дворян и мещан, торгов­цев, офицеров, творческую интеллигенцию - всех, кто мог попасть на отплывающие пароходы. Этот слой представлял практически все социальные структуры дореволюционной России: от крестьян и казаков до членов императорской се­мьи. Новороссийский порт, наряду с Севастопольским и Одес­ским, был последней пядью земли, по которой прошла «Рос­сия, которую мы потеряли» - и последним клочком земли для эмигрантов, навсегда потерявших Родину.

http://s55.radikal.ru/i148/0808/dd/561285bc7e8b.jpg

«Вы были в Новороссийске? А вы видели, какой стала на­бережная?» Были и видели: и зрелище оказалось очень ярким. Ново­российск сегодня – цветущий, активно развивающийся город, крупнейший порт юга России. А его набережная, широкая, об­нимающая море, порт и морвокзал, – настоящее сердце горо­да. Здесь с утра до вечера кипит работа; под величественными громадами судов, под флагами и парусами, стоят, задрав голо­вы, восхищенные туристы, прогуливаются дамы с собачками, любуются закатами влюбленные парочки, резвятся счастливые дети, дышат свежим морским воздухом пенсионеры. Вечером набережная зажигается сотнями разноцветных огней, напоми­ная о вечном празднике жизни. Такой и должна быть настоящая набережная – прекрасной, немного фантастичной, олицетворя­ющей одновременно «край земли» и «берег родной». Что же помогло сделать ее именно такой? В рамках активного развития городской инфраструктуры адми­нистрацией Новороссийска был принят проект реконструкции набе­режной. Активное участие в этом проекте приняла группа компаний «Выбор». Именно «Выбор» изготовляет и укладывает плиточные покрытия, парапеты и архитектурные элементы, составляющие осно­ву и украшение новороссийской набережной. Тротуарные плиты с гранитным и гладким фактурным слоем, иде­альной формы бетонные шары, элегантные скамейки с бетонными опорами и даже урны – все является частью единого ансамбля. Когда идешь по набережной, чувствуешь под ногами не просто опору. Ок­руглая, переливающаяся разными оттенками шершавая плитка слов­но пружинит в ответ на каждый шаг. Более крупная гладкая плитка, похожая на шоколадную клетку, обрамлена большими квадратами, напоминающими взлетную полосу аэродрома. Крепкое, надежное покрытие, которому не страшны ни ветры, ни дожди, ни летняя жара, никогда не подводит, никогда не надоедает и легко демонтируется. К тому же муаровые переливы гранитной плиточной фак­туры и геометрические фигуры фактуры гладкой – это насто­ящие живопись и графика: словно новый жанр урбанистичес­кого искусства. По сути, лучший выбор для новороссийской набережной – и не только. Созданная в 1996 году в Новороссийске строительно-ин­жиниринговая компания «Выбор» сейчас – ведущее объеди­нение Краснодарского края и одна из крупнейших строитель­ных компаний Юга России. Начинавшая свою деятельность как заказчик и генпод­рядчик строительства объектов «под ключ», в 2002 году она пополнилась новой структурой – заводом по производству элементов благоустройства и стенового ограждения ООО «Выбор-С». Используемая в производстве современная тех­нология полусухого вибропрессования обеспечила огромное количество заказчиков не только в Новороссийске и его окрестнос­тях, но и по всему Краснодарскому краю. Наряду с тротуарной плит­кой спросом пользуются и малые архитектурные формы: скамьи, ступени, бетонные урны, элементы строительной облицовки. В 2005 году компания открыла новый завод, производящий деко­ративные плиты на основе природного камня с добавлением мра­морной крошки. В ее производстве использовалась инновационная технология гиперпрессования. Но главное достижение «Выбо­ра» – открытие в 2006 году нового завода в п.Афипский Северского района. Здесь сосредоточен мировой опыт в производстве бетонных изделий методом полусухого прессования. Завод, чьим фирменный знаком является применение передовых технологий, оборудован самой современной скоростной автоматизированной линией гер­манской фирмы Hess. Непрерывно меняясь и совершенствуясь, «Выбор» постепенно меняет и облики современных городов, делая их по-настоящему яркими и неповторимыми. Новороссийская набе­режная подтверждает: лучший выбор – это «Выбор»!


Последний причал "Нахимова"

http://s48.radikal.ru/i120/0808/50/d2b601bd76e1.jpg

Воспоминание обращает время вспять, продлевая жизнь тем, кого уже нет с нами. Именно поэтому сегодня, 22 года спустя, создавая образ города Новороссийска на страницах журнала, мы не можем не вспомнить о трагедии, всколыхнувшей когда-то всю страну - последней ночи парохода «Адмирал Нахимов». 31 августа 1986 года один из крупнейших пассажирских лайнеров СССР затонул в водах Цемесской бухты в 15 километрах от причалов Новороссийского порта. На его борту находилось 1243 человека, 423 из которых погибли вместе с кораблем. С 1957 года пароход «Адмирал Нахимов» совершал регулярные двухнедельные круизы по Черному морю меж­ду портами Одессы, Ялты, Новороссийска, Сочи, Сухуми и Батуми. Для миллионов советских граждан отправиться в путешествие на «Нахимове» было недосягаемой мечтой, которая из года в год подпитывалась рассказами и впечат­лениями побывавших в круизе счастливчиков. Тогда мало кто помнил, что белоснежный корабль грез, жемчужина Черноморского пароходства - это военный трофей весьма преклонного возраста, доставшийся нашей стране после раздела между победителями флота поверженного Треть­его Рейха. Лайнер «Берлин» был построен в далеком 1925 году и многие годы бороздил Атлантику. В начале 40-х судно ста­ли использовать для перевозки заключенных, переброски воинских частей и в качестве плавучего госпиталя. В са­мом конце войны, подорвавшись на мине, корабль затонул в Балтийском море на небольшой глубине, но в 1947 году был поднят советскими специалистами. Судно отремон­тировали и дали ему новое имя - «Адмирал Нахимов» -в честь прославленного героя Севастополя. С 1970 года из-за возраста и технического состояния, не отвечающего международным конвенциям, «Нахимов» перестали выпус­кать за пределы внутренних вод. Но именно в этот период пароход обеспечил себе всесоюзную известность и сто­процентную наполняемость пассажирами. После последнего ремонта и сертификации кораб­лю продлили срок службы до конца курортного сезона 1986 года - 5 сентября «ветерана» должны были отправить на слом. Вряд ли кто-то был способен предположить, что прощальный рейс лайнера, на протяжении 60 лет исправно служившего многим поколениям мореплавателей, может закончиться масштабной катастрофой. и целого моря мало… Ярко освещенный тысячами огней «Адмирал Нахимов» в сопровождении двух буксиров покинул свой последний причал у морвокзала Новороссийского порта и стал не­спешно набирать скорость, направляясь к выходу из бух­ты. В это же время со стороны Турции к бухте приближался 50-ти тонный груженный зерном сухогруз, носящий имя партизана Петра Васёва. Танкер был предупрежден дис­петчерами портнадзора о курсе пассажирского лайнера и получил команду снизить скорость и пропустить «Нахи­мов» на выходе из бухты. То, что произошло далее, до сих пор вызывает недоумение не только у обывателей, но и у опытных моряков, заставляя задаваться одним и тем же вопросом: «Как такое возможно?» Приняв приказ о снижении скорости и многократно до­ложив о своем намерении его исполнить, сухогруз «Петр Васёв» практически под прямым углом врезался в центр правого борта «Нахимова», нанеся ему рваную пробоину в 80 квадратных метров. Удар пришелся в самое сердце лайнера - была разгромлена переборка между машинным и котельным отделением, освещение погасло. Корабль за­полнялся водой с колоссальной скоростью - 29 000 кубо­метров в минуту. И уже через 7 с половиной минут после смертельного тарана «Адмирал Нахимов» погрузился на дно. Как могли два корабля, управляемые опытными капита­нами, не суметь разойтись в открытом море, имея полную информацию о курсах, скоростях и поддерживая постоянную радиосвязь друг с другом? Поиск ясного и однозначного от­вета на этот вопрос, несмотря на срок давности трагедии, по-прежнему не дает покоя исследователям. два капитана Официальная версия случившегося - выявленная судом преступная халатность капитанов Вадима Маркова, ведшего «Нахимов», и Виктора Ткаченко, стоявшего у руля сухогруза. Оба моряка за «нарушение работниками транспорта правил, повлекшее несчастные случаи с людьми» были осуждены по статье 85 УК РСФСР и приговорены к 15 годам лишения сво­боды. В списке роковых ошибок Маркова значатся: отсутствие его на мостике в момент столкновения; открытые иллюмина­торы в нижних каютах, ставшие причиной дополнительного притока воды; незакрытые вовремя клинкетные двери, кото­рые могли сыграть роль переборок, делая судно многоотсе­ковым и замедляя его погружение. Капитана обвинили также и в том, что он не объявил сигнал шлюпочной тревоги. Од­нако, несмотря на серьезность нарушений Маркова, не все зависело от его воли: иллюминаторы оставались постоянно открытыми из-за отсутствия вентиляции на нижних палубах, клинкетные двери заклинивало и они давно уже не закры­вались автоматически - только в ручную, а на спуск каждой шлюпки требовалось от 15 до 30 минут, которых у «Нахимо­ва» не было. Вина Виктора Ткаченко более очевидна - несколько раз он сообщил о готовности пропустить пассажирский лайнер, но, несмотря на это, до последних минут двигался, не сбав­ляя скорости. Сам Ткаченко объяснил свои действия тем, что всецело полагался на показания системы радиолока­ции - новейшего японского прибора, которым был оснащен сухогруз «Петр Васёв». По его словам, монитор показывал расхождение «Васёва» с «Нахимовым» (при сохранении ско­рости и курса) на расстоянии двух миль (4 км) друг от друга. Загадочная ситуация со столь серьезной погрешностью сверхнадежной аппаратуры породила в умах исследователей совершенно фантастические гипотезы, которые стали появ­ляться на страницах газет после того, как в 1992 году оба капи­тана были официально помилованы и отпущены на свободу. истина где-то рядом Согласно одной из версий, предложенной доцентом Вла­димиром Чуевым, причиной катастрофы явилось применение микроволнового оружия через спутник. Ученый, посвятивший поиску разгадки новороссийской трагедии многие годы, об­наружил доказательства того, что в момент аварии Цемесская бухта подвергалась воздействию неизвестного излучения, которое и вызвало сбой в показаниях радаров на «Васёве». По мнению исследователя, таким способом руководство КГБ избавилось от собственного соратника, якобы обладавшего каким-то компроматом на членов Политбюро. Это предполо­жение основано на том, что в числе погибших во время кораб­лекрушения действительно оказался начальник управления КГБ по Одесской области генерал-майор Крикунов со своей семьей. Не менее загадочную гипотезу выдвинул профессор Санкт-Петербургской академии аэрокосмического прибо­ростроения Алексей Синяков. По его мнению, причиной ка­тастрофы стал так называемый «локальный геофизический резонанс» (ЛГР) - малоисследованное природное явление энергетического взаимодействия планет Солнечной систе­мы. Ученый обратил внимание на то, что вечером 31 августа 1986 года в районе аварии наблюдалось необычное свечение атмосферы, а через два часа после гибели «Нахимова» про­изошло мощное подводное землетрясение. Во время ЛГР, который длится, как правило, не более 15 минут, человек, уп­равляющий техникой, теряет возможность адекватно оцени­вать ситуацию. Этим Синяков объясняет странное поведение капитана сухогруза Виктора Ткаченко, упорно ведшего свой корабль на «Нахимов». Другие более или менее правдоподобные версии продолжают появляться до сих пор, ведь с материалов уголовного Дела 1986 года, возложившего всю вину за трагедию в Цемесской бухте исключительно на двух капитанов, все еще не снят гриф «секретно». Но годы идут, многие участни­ки событий и очевидцы ушли из жизни, поэтому разобрать­ся в хитросплетениях фактов становится все труднее. История гибели парохода «Адмирал Нахимов» - это не только череда фатальных ошибок, ужаса и сотен оборван­ных судеб, но также память о мужестве, энтузиазме и са­моотверженности тех, благодаря кому 836 человек с за­тонувшего лайнера были спасены. После крушения всем кораблям, находившимся поблизости, была отдана ко­манда следовать в место аварии для спасения выживших. О том, как проходила спасательная операция, вспоминает капитан Новороссийского портофлота Олег Максимович Лях, прибывший к месту крушения через 40 минут после затопления парохода: - На буксире «Беспощадный» я отводил «Нахимов» из порта - пассажиры веселились, на корме была большая танцплощадка, играли «Лаванду»... Вернувшись к причалу я сел заполнять судовой журнал и по радиосвязи слышал все переговоры двух судов, как они выясняли, кто кого пропускает... А через 15 минут «Васёв» передал в эфир: «Нахимов» утонул!» Мы не могли поверить в это. Чтобы так стремительно затонуло стометровое судно - таких случаев в мореходстве не бывало. В эфире повисла тишина - никто не мог ничего сказать, не могли понять, что теперь делать... Через 4 минуты раз­далась команда всем буксирам следовать к месту гибели парохода. Чтобы преодолеть это расстояние, мне требо­валось около часа, но я двигался полным ходом и прибыл раньше. Начали подбирать людей. Руководил действия­ми спасателей заместитель начальника порта Каминский с судна «Килия». Он скомандовал: «Брать только живых, мертвые подождут». У меня на буксире команда состояла из двух матросов-мотористов, и оба, как назло, низкорослые, по метру пять­десят, поэтому поднимать людей было очень сложно - бор­та у буксира высокие, для спасения людей «Беспощадный» был совершенно не приспособлен. Мы подняли из воды девять человек. Вообще в Новороссийском порту в то вре­мя существовала аварийно-спасательная служба (АСПТР), но, как ни парадоксально, ни одного специального спаса­тельного судна у них не было. В месте крушения в ту ночь работал лоцманский катер, который должен был встречать сухогруз и 5-6 буксиров. Утром там плавало уже полсотни судов, но сама спасательная операция продолжалась не более полутора часов - за это время все выжившие были подняты из воды и отправлены на берег На рассвете начали собирать мертвых с поверхности воды... за ночь всплыло много мусора: мебель, чемоданы, обувь... Потом к работе приступили водолазы. Они извлека­ли из затонувшего корабля тела тех, кто не успел выбраться с нижних палуб - «Нахимов» тонул слишком быстро. Тела в рефрижераторах отправляли к печально известному 15-му причалу - там проходило опознание. Я работал в районе аварии в течение месяца - с зато­нувшего корабля вытекало топливо, и буксиры держали боновые заграждения, чтобы нефть не растекалась по всей акватории. Место гибели «Нахимова» оградили буями, ко­торые остаются там до сих пор.


Абрау-Дюрсо

http://s55.radikal.ru/i150/0808/19/14995c35de31.jpg

Дорога, словно асфальтовая речка, осторожно петляет по тенистому каньону из леса и скал. Внезапно лабиринт заканчивается, и густая растительность отступает, открывая взору волшебную долину. В обрамлении покатых, бархатистых гор там мерцают отраженным солнцем изумрудные воды Абрау – самого крупного озера Северо-западного Кавказа, на берегу которого расположился одноименный поселок . Возникшая перед глазами картина вызывает ощущение пребывания в сказочном мире, где время способно остановиться и даже течь в обратную сторону. Название озера Абрау в переводе с тюркского означа­ет «провал», «обрыв». Из уст в уста передается старинное черкесское поверье о его происхождении. Легенда гласит, что в стародавние времена на месте озера была обширная плодородная долина, на землях которой обитало богатое племя. Однажды одна из знатных дочерей этого народа, красавица Лидия, влюбилась в бедного пастушка из сосед­него поселения. О соединении влюбленных не могло быть и речи - родители девушки были против неравного брака. В пару дочери они подыскали немолодого, но знатного же­ниха, и решили поскорей выдать несчастную замуж. Был устроен пир на весь мир, гостей услаждали яства­ми, винами и музыкой, а позже, пресытившись, богачи ус­троили состязание по метанию хлебных лепешек. Господь покарал людей за этот грех - ударила молния, земля рас­ступилась, и поселок со всеми жителями навсегда увлекло в пропасть. В живых осталась одна только Лидия, которая в самый разгар праздника незаметно покинула селение и бросилась в лес на поиски любимого пастушка. Вернув­шись поутру, она обнаружила, что на месте родного дома теперь плещется большое тихое озеро, словно вечный символ покаяния и очищения. Горько плакала девушка, и от слез ее образовался ру­чей, который по сей день зовется «Слезы черкешенки». Бросилась Лидия в озеро, желая утопиться, но вода не приняла ее, и шла она от берега к берегу в тоске и нигде не находила любимого пастушка. А ее возлюбленный, увидев, как Лидия кинулась со скалы, решил, что она утонула, и сам свел счеты с жизнью. Долго еще бродила дева по окрестностям, мелькая прозрачной тенью перед глазами забред­шего в эти места редкого путника. А прекрасное горное озеро с тех пор зовут Абрау - «провалившееся». Этот уникальный водоем расположен на заповедном полуострове в 14 километрах к Западу от Новороссийска, в часе ходьбы от моря. Путешественники часто сравнивают Абрау со знаменитым озером Рица в Абхазии. Абрау имеет туже продолговатую форму, оправу из лесистых гор и почти такую же длину - около 3 километров. Ширина его достига­ет 600 метров, а площадь водного зеркала даже больше, чем у Рицы - 180 гектаров. Абрау питают воды впадающей в него речки и подземные источники. Озеро не имеет по­верхностного стока, поэтому уровень воды в нем регули­руется поверхностным испарением. Специалисты, правда, предполагают, что оно имеет подземный сток к морю - об этом свидетельствуют отсутствие болотной растительнос­ти и постоянная свежесть воды. До сих пор ученые не разрешили главную загадку озе­ра - вопрос о происхождении его котловины. Одни, взяв за основу этимологию названия, предполагают, что Абрау об­разовалось в результате карстового провала - мягкие гор­ные породы постепенно размывало подземными реками, и под слоем почвы образовалась огромная зияющая ниша, которая однажды обвалилась и быстро заполнилась водой. Другие считают, что озеро - это небольшой остаток Ким­мерийского пресноводного бассейна, существовавшего на месте Черного моря более 1 млн. лет назад. По мнению третьих, озеро могло появиться вследствие оползня, перегородившего устье реки Абрау, которая раньше впадала в море. Несмотря на обилие версий, ни одна из них так и не была окончательно доказана - загадочное озеро про­должает хранить свою тайну. Местность вокруг Абрау отличается разнообразием ландшафта - его южный берег практически непроходим, так как склон горы под углом в 30-40 градусов обрывается прямо в воду, а восточный напротив - пологий и песча­ный. Абрау - одно из самых теплых озер Европы: из-за небольшой, чуть более 10 метров, глубины вода в нем прогревается до 28 градусов и остывает медленно, по­этому, несмотря на близость моря, здесь много купающихся, особенно в конце весны и ранней осенью. В случае, если нет желания принимать водные процеду­ры, в Абрау можно с успехом порыбачить- в нем водятся карп, сазан, красноперка, американской окунь, а также реликтовая селедочка. В конце XIX века на берегу озера был построен став­ший знаменитым на весь мир завод шампанских вин. На окрестных землях стали выращивать виноград, а само имение, объединившее два соседних поселка, получи­ло название Абрау-Дюрсо. В конце 50-х годов прошлого века заметили, что озеро постепенно мельчает - глубина, достигавшая когда-то 30 метров, теперь не превышает и 11. Чтобы спасти Абрау от заиления, было решено пере­нести окружавшие его виноградники, так как весенними потоками немалое количество грунта и опавших листьев смывало в озеро. Западный берег укрепили бетонными плитами, а склоны окрестных гор засадили пицундской сосной. Ходят слухи, что во время Великой Отечественной вой­ны в водах Абрау было затоплено 40 тысяч бутылок шам­панского. Этот клад так и не был обнаружен, что до сих пор вселяет надежду в сердца многочисленных энтузиастов, отправляющихся на его поиски. Отдыху озера может быть дополнен экскурсией по заводу, с непременным посеще­нием винных подвалов и дегустацией различных марок игристого напитка. Но не только шампанское манит лю­дей в Абрау. Сюда, как правило, приезжают те, кто не ищет мимолетных шумных удовольствий и острых впечатлений. Озеро в отличие от моря или реки способно подарить ни с чем несравнимое ощущение покоя, совершенства, веч­ности. В этих местах ищут гармонии с природой и собс­твенной душой. В Абрау часто рассказывают историю о злом кузнеце, который был дьявольски силен и очень уродлив. Этот угрюмый человек жил в отдалении, и односельчане подозрева­ли его в связях с разбойниками. И вот однажды на бере­гу озера в вечерних сумерках он встретил юную деву - ее прекрасный образ промелькнул и сразу скрылся за зер­кальной гладью вод, успев тяжело ранить силача в самое сердце. Бедолага забросил кузницу, оставил дом и целый год скитался по окрестностям в надежде отыскать ее, но безрезультатно. Отчаявшись, бывший кузнец ушел в лес и навсегда поселился там, став отшельником. Люди по­ражались произошедшим в нем переменам - сделавшись знахарем, он долгие годы помогал им побеждать недуги. Старец прожил очень долгую жизнь, но никто не мог ска­зать, как он умер. Поговаривают, будто бы вновь повстре­чалась ему прекрасная Лидия, которая вышла из озера, чтобы на этот раз забрать его с собой.

http://s45.radikal.ru/i108/0808/ef/3e86dc33d503.jpg

«Абрау-Дюрсо» - не просто географическое название. Большинству россиян оно знакомо как самое высококлассное отечественное шампанское. Мерцающее пламя свечей, озорные пузырьки, один за другим поднимающиеся вдоль тонких прозрачных стенок бокалов... Всего один глоток благороднейшего напитка, и каждый безошибочно угадывает вкус «Абрау-Дюрсо». «Здесь открыта новая Калифорния для вин. Трудно отыскать в мире какую-нибудь хотя бы сходную с ней местность. Ни Бургундия, ни Шампань, ни Кахетия, а тем более Крым не могут служить примером и образ­цом для полного подражания», - писал об удельном имении «Абрау-Дюрсо» агроном Ф. И. Гейдук. Имение было создано по указу императора Алек­сандра II в октябре 1870 года. В нем предполагалось вести хозяйство, приносящее доход в царскую казну. Виноградарство и виноделие оказались для этого от­личной сферой деятельности. В 1874 году «Абрау-Дюрсо» стало виноградно-винодельческим предприятием. Спустя несколько лет отцом русского шампанского, Львом Сергеевичем Голицыным, в Абрау были приглашены французские специалисты по производству классических шампанс­ких вин, в 1896 году произвели здесь первую закладку шампанского - шестнадцать тысяч бутылок. Здание завода было построено в 1900-1907 годах. Сейчас оно является музейно-историческим комплек­сом, стенам которого более ста лет. Пять подвалов завода «Абрау-Дюрсо» были постро­ены по чертежам князя Л. С. Голицына казаками и на­емными рабочими специально для выдержки шампан­ского. Чем хороши подвалы? Тем, что глубоко под зем­лей сохраняется постоянная температура: круглый год около плюс пятнадцати градусов. Влажность может колебаться от семидесяти пяти до восьмидесяти пяти процентов. Именно в таких условиях происходит мно­голетняя выдержка игристых вин. После Великой Отечественной войны производс­тво вина на заводе увеличилось, поэтому возникла необходимость строительства новых подвалов. В се­мидесятом году был построен подвесной конвейер, протяженностью около трех километров, состоящий из нескольких линий. Между собой подвалы соединены промежуточны­ми тоннелями. Некоторые из них двухэтажные. И если первые тоннели строили специалисты из Франции, то новые - московский «Метрострой». В общем, получи­лось шестнадцать тоннелей общей протяженностью пять с половиной километров. шампанские реки - дубовые берега Большие бочки - так называемые буты, в которых выдерживают вина, делают из кавказского дуба воз­растом не менее семидесяти лет. Мастера-бондари сбивают их без единого гвоздя и без клея: они под­гоняют дубовые клёпки и затем стягивают их раска­ленными металлическими обручами. Буты объемом от пяти тысяч литров могут быть круглыми или оваль­ными. Форма овала обеспечивает компактное распо­ложение бутов в пространстве подвала, и скопление осадка при выдержке вина происходит в их самой нижней части. Что же происходит внутри дубового бута с вином? Через поры дерева в вино попадает определенное ко­личество кислорода, за счет которого формируется сложный, многогранный «букет», а у молодых красных вин изменяется оттенок. Известно, что терпкость винам придает танин, ко­торый попадает в напиток частично из кожицы и се­мечек винограда, а частично - из дубовой клёпки. Хочешь получить вино с высоким содержанием танина - бери новый бут, с низким - тот, в котором вино уже выдерживалось. Чем больше по объему дубовый бут тем дольше он используется в производстве. Кстати, бочку можно реанимировать. Со временем стенки бочки отдают все меньше и меньше танина, по­этому при необходимости с них счищают тонкий слой дерева. И бочка начинает новую жизнь! а сейчас вылетит… пробка! Пробковый дуб растет на побережье Каталонии, Испа­нии и в прибрежной зоне Атлантического океана. В воз­расте двадцати лет на нем нарастает кора, которую сре­зают каждые девять лет. Кору обрабатывают, после чего из нее и вырезают пробки, которые используют в основ­ном для укупорки тихих вин, не содержащих углекислоту. Для укупоривания шампанского, как правило, изготав­ливают комбинированные пробки: верхнюю часть скле­ивают из кусочков, а нижнюю, соприкасающуюся с ви­ном, - из цельной бархатной или полубархатной пробки. Под такой пробкой шампанское может храниться не­сколько лет, потому что она позволяет герметично упако­вать игристое вино. Но, несмотря на это, некоторое ко­личество вина испаряется из бутылки, поэтому даже при самых благоприятных условиях хранения уровень вина в ней снижается. И, если он опустится до плечиков бутыл­ки (в особенности это касается тихих вин), стоит рассмат­ривать такое явление как сигнал - нужно срочно выпить! правила игры Сейчас «Абрау-Дюрсо» специализируется на выпуске шампанских и игристых вин. Для приготовления одной бутылки классического шампанского требуется пример­но два килограмма винограда и четыре года кропотливого труда: год происходит подготовка виноматериала, и три года длится процесс выдержки вина в бутылках. В конце августа - начале сентября, когда содержа­ние сахара в винограде стабилизируется и достигает восемнадцати-девятнадцати процентов, начинается сбор винограда. Для производства шампанских вин в «Абрау-Дюрсо» используют такие традиционные сорта виногра­да, как Пино-Блан, Пино-Фран, Шардоне, Рислинг. Виноград поступает на пресс, где из ягоды извлекают самую нежную часть сусла. Для производства классичес­кого шампанского используется только сок первого отжи­ма - так называемое «кюве». Сначала из винограда получают высококачественные шампанские виноматериалы. Затем из виноматериалов, тиражного ликера и живой культуры винных дрожжей со­ставляется тиражная смесь. Смесь разливают в бутылки особой прочности, способные выдерживать давление в семнадцать атмосфер и укупоривают специальными пробками. Наполненные бутылки выкладывают в штабе­ли. При брожении в бутылке постепенно образуется угле­кислота, которая заполняет воздушную камеру. Затем под давлением, ею же создаваемым, она постепенно раство­ряется в вине. Это и есть процесс шампанизации - появ­ляются пузырьки. Активное брожение длится около двух месяцев, затем происходит выдержка вина на дрожжевом осадке. Чем дольше выдержка, тем роскошнее букет и оригинальнее вкус. Коллекционным шампанское становится тогда, ког­да оно выдержано не менее трех лет. Образовавшийся за время хранения бутылок в тон­нелях осадок необходимо извлечь из бутылок. Для этого бутылки из штабелей переносят в специальные пюпитры и устанавливают горлышком вниз. Мастер в течение ме­сяца ежедневно поворачивает бутылки быстрыми колеба­тельными движениями, постепенно переводя их в «почти вертикальное» положение. Дрожжевой осадок при этом перемещается на пробку. Эта операция называется ремю-аж, а мастер, столь искусно проводящий ее, - ремюором. Собранный на пробку осадок дрожжей удаляют из бу­тылки. Этот процесс носит название «дегоржаж»: пробку вместе с осадком замораживают путем погружения в низ­котемпературные ванны, после чего мастер-дегоржер вручную открывает бутылку, из которой пробка вылетает вместе с осадком. Затем бутылку укупоривают корковой пробкой. Резервуарные вина не выдерживаются. Поэтому на их этикетках вы не увидите слов «коллекционное» или «клас­сическое». На них просто будет написано - «Российское шампанское «Абрау-Дюрсо»». При производстве резер-вуарного шампанского подготовленная тиражная смесь разливается в акратофоры (резервуары из нержавеющей стали емкостью в несколько тысяч литров). Брожение в ак-ратофорах происходит в условиях регулируемого давле­ния и температуры, что позволяет существенно ускорить процесс изготовления шампанского. Готовый продукт из акратофоров разливается в бутылки. приз зрительских вкусов В подвалах завода «Абрау-Дюрсо» для посещения ту­ристов открыты шесть дегустационных залов: «Француз­ский», получивший свое название в честь французских специалистов, которые готовили здесь шампанское до революции; «Александровский», названный в честь ос­нователя удельного имения императора Александра II; «Голицынский», названный в честь князя Голицына, вы­дающегося русского винодела, по чертежам которого в «Абрау-Дюрсо» были построены первые подвалы для производства шампанского; «Царский» и два VIP-зала. По­сещение завода - это не только экскурс в историю одного из старейших предприятий российского виноделия - это настоящий праздник души для всех ценителей изысканных шампанских вин! В экспозиции музейно-исторического комплекса «Аб­рау-Дюрсо» представлена коллекция этикеток шампанско­го и вин, выпускаемых под маркой «Абрау-Дюрсо», которые хранятся на заводе ещё с царских времен; коллекция оборудования, винной утвари и орудий труда виноградарей. После демонстрации фильма об истории производства шампанского экскурсантам предоставляется возможность соприкоснуться с таинством рождения напитка радости и счастья. Они спускаются по старинным ступеням в вин­ные погреба, где их знакомят с технологическими особен­ностями производства. Дегустация «искрящегося чуда» проходит в старинных стенах, где, кажется, исчезает реальное чувство времени, и дегустаторы попадают в XIX век... Технологические тонкости шампанского производс­тва передаются виноделами из поколения в поколение. Именно труд, мастерство, энергия и трепетное отношение специалистов завода к своей работе рождают уникальный напиток- шампанское «Абрау-Дюрсо». За участие в выставках и дегустационных конкур­сах, классическое шампанское было удостоено вы­соких наград и приобрело мировую известность, за­воевав 195 международных медалей, из которых 87 золотых, 92 серебряных, 16 бронзовых и 9 - междуна­родных Гран-при. Девятый Гран-при виноделы получили в апреле на выставке «Вина и напитки-2008», которая проводилась в г. Краснодаре. Награда была присвоена новой элит­ной марке - «Российское шампанское “Абрау-Дюрсо Империал” Брют коллекционное». Это ли не подтверждение превосходного качества вин, выпускаемых «Абрау-Дюрсо»! Этот бренд заключает в себе историческую ценность и традиции всего русского вино­делия. Шампанское, выпускаемое заводом «Абрау-Дюр­со» - высококачественный продукт с великолепным буке­том и изысканным вкусом.

по материалам "небо кубани"

+4

62

а это наш памятник реконструированный к 200-летию казачества

http://s53.radikal.ru/i141/0808/6c/dd0395e576a8.jpg

0

63

А это наш "Мост поцелуев" через реку Кубань, с недавних пор  появилась традиция посещать его в день свадьбы (ведь есть хорошая примета в день свадьбы переходить\переезжать мост и чем больше будет мостов, тем счастливее будет семейная жизнь), а теперь ещё на этот мост новобрачные вешают замки "для скрепления брачных уз".

http://img-fotki.yandex.ru/get/34/barhatovas.b/0_17397_821240c9_L.jpg

0

64

Храм в честь иконы Пресвятой Богородицы "Всецарица" в Краснодаре

http://img-fotki.yandex.ru/get/15/lkibardina.6/0_79cf_94540ff6_-1-L.jpg

0

65

А это памятник возле нашей администрации на главной улице города Красной.

http://img-fotki.yandex.ru/get/22/sowaskan.2/0_a80e_b8bfb11f_L.jpg
«Краснодар. Памятник кубанскому казачеству. Фрагмент.»

полностью

http://img-fotki.yandex.ru/get/16/sowaskan.2/0_a80d_895a65f3_L.jpg
«Краснодар. Памятник кубанскому казачеству.»

0

66

Архыз
http://s53.radikal.ru/i141/0809/b4/8a669c1465d3.jpg

+1

67

http://i044.radikal.ru/0809/a0/f24618f3166b.jpg

+3

68

http://s58.radikal.ru/i162/0809/e2/cdb848a5f64b.jpg

+1

69

http://i037.radikal.ru/0809/3b/12beb87f28e2.jpg
http://s55.radikal.ru/i149/0809/9c/2febb2c2b6d8.jpg

+1

70

Ева вот красотища! а я пропустила наверное, откуда у тебя такие фотографии?

0

71

http://s40.radikal.ru/i089/0809/c0/36b1311f9a84.jpg
http://s49.radikal.ru/i125/0809/ac/e2fa41671f6c.jpg

+4

72

Манипура написал(а):

Архыз

у мну уже плюсики для тебя закончились.

0

73

:cool: Супер красотиЩща!А озеро как не настоящее-как нарисованное.....Здорово!!!

+1

74

Ласковая Соня
муж в августе в категорийный поход ходил, в "единичку" :)
http://i008.radikal.ru/0809/d3/0843c773a598.jpg

0

75

Ласковая Соня написал(а):

у мну уже плюсики для тебя закончились.

у мну тоже :angry:

0

76

http://i046.radikal.ru/0809/2a/88512e2b981d.jpg
http://s59.radikal.ru/i163/0809/76/7e6802767718.jpg
Озер в Архызе много, маленькие и большие, очень чистые и очень холодные - иногда лед плавает летом.
А вообще, там можно сгореть, так что если кто соберется, кроме 25-кг рюкзака берите еще крем с высокой защитой от ультрафиолетовых лучей :)

Отредактировано Манипура (2008-09-23 00:13:13)

+2

77

Какая красота, восхищаюсь и вдохновляюсь.Такая девственная природа.

+1

78

Манипура написал(а):

муж в августе в категорийный поход ходил, в "единичку"

Ева, фотки КЛАСС! :cool:
Расшифруй, плиз!
Категорийный - ...
в "единичку" - ...
:blush:

0

79

Saga
категорийный - это категория по сложности похода. Единичка - это неделя-10 дней в походе, т.е. идешь целый день, вечером привал на ужин и ночевка, утром подъем, завтрак, сбор палаток и вперед дальше до вечера. И так 10 дней :)

0

80

Манипура написал(а):

И так 10 дней

Супер!

0