Мама в сети - форум для креативных мам

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Мама в сети - форум для креативных мам » Психология » У нас появились ночные страхи...


У нас появились ночные страхи...

Сообщений 1 страница 15 из 15

1

Теперь,когда мы укладываемся спать, начинается...(у меня мальчик Степа, 3года и 2 мес). Мы боимся пауков, змей. Даже не знаю, откуда он это взял (придет Паук и укусит и т.д, и т.п). Примичательно, что бояться мы начинаем именно ночью.
Девочки. я прошу помощи: может, кто знает какие сказки, истории про страхи. (Вернее, как ничего не бояться, избавиться от них)Мы тут читали серию "Сказки на все случаи жизни". Очень замечательная вещь! Нам помогло-мы теперь игрушки убираем, чтобы они не ушли, как у Мити. Там есть сказка и про ночные страхи, но, что-то на Степку она не действует. Мы и разговаривали с ним, и объясняли, но без толку!
Очень прошу Вас, поделитесь опытом!
Заранее благодарна!!!

0

2

Честно говоря, опыта по этой теме у меня нет. Но сразу вспомнился фильм "Майор Пейн".( Там мальчик боялся спать, потому что у него кто-то сидит в шкафу. Пришел майор, выстрелил несколько раз из пистолета в шкаф, и мальчик спокойно заснул.)
Возможно, ваш ребенок что-то страшное видел по ТВ, или, что хуже, дома не совсем благоприятная обстановка, и таким способом он старается привлечь ваше внимание. Или ему просто не хватает мамы. Постарайтесь обратиться к психологу.
Но вначале я бы сказала, что мама будет всю ночь сидеть и прогонять пауков. Или положила бы возле него детский  игрушечный молоточек-если придет паук, то мы его стукнем и т.д.
Может, я что не так написала, но это мое мнение.

0

3

marusya
Тут Вика-5 недавно выкладывала психологические сказки для терапии всяких страхов и прочих жизненных ситуаций.
Там как раз есть сказка про Чебурашку, который боялся темноты и не мог спать.
Почитайте, мне очень понравилось.
Мы хоть и не боимся ничего, но я все равно эту сказку рассказала и она нам теперь помогает быстрее засыпать:
Сказкотерапия

0

4

Спасибо, девочки, будем пробовать!

0

5

Пампушка написал(а):

Но вначале я бы сказала, что мама будет всю ночь сидеть и прогонять пауков. Или положила бы возле него детский  игрушечный молоточек-если придет паук, то мы его стукнем и т.д.

Это ошибка. Так вы убеждаете ребенка, что паук действительно есть. Ребенок будет боятся заснуть, а вдруг мама уйдет (вы же не собираетесь действительно сидеть рядом всю ночь), а вдруг паук придет, когда он спит. Вы закрепите страх. Тут важно убедить ребенка, что паука нет и не будет. Если ребенок с криком проснулся не надо говорить, что мама прогнала паука, надо включить свет, осмотреть с ребенком все углы, УБЕДИТСЯ, что паука НЕТ и НЕ БЫЛО.
Страх, в данном случае паука, можно рисовать, потом пририсовывать, что-то такое, что вызывает смех, например одеть его в подгузник, дать соску, повесить кучу колокольчиков разноцветных, можно порвать, выбросить, можно лепить, потом ломать.

0

6

Кое-что о детских страхах

Лариса Геннадьевна Скоробогатова,
Практический психолог высшей категории, руководитель маминой школы «Кенгуру» для будущих родителей.

Детские страхи - что это такое? Иногда, мы их не замечаем, относимся к ним снисходительно, видя в них милые глупости, иногда, мы взрослые сами боимся детского страха, не зная, что с ЭТИМ делать. А между тем знание детских страхов открывают нам доступ к внутреннему миру детей.

Хочу сразу оговориться, страх - это одна из основных эмоций, сигнализирующих об угрозе благополучию, здоровью, жизни человека, и что страх вовсе не всегда является симптомом нервного или психического заболевания. С точки зрения эволюции человека, он играет защитную и обучающую роль, способствуя познанию окружающего мира. В развитии ребенка страх - это еще и способ отграничения собственного “я” от всего чужеродного и опасного.

Страх возникает непроизвольно и сопровождается беспокойством, тревогой, волнением. При неврозе или психическом заболевании переживания страха отличаются от нормальных страхов особой яркостью, сюжетностью. Они, как правило, сопровождаются сердцебиением, потливостью, ознобом, чувством жара, нарушениями сна, аппетита. Для них характерны сильное беспокойство и тревога, иногда достигающая степени ужаса, паники. При невротических страхах ребенок становится более пассивным, не стремится к познанию нового, уходит в свои проблемы. В этих случаях страх утрачивает функцию полезной, адаптивной эмоции и указывает на бессилие, утрату веры в себя, несет дезадаптивную функции.

Чего боятся наши дети?

Условно страхи можно разделить на две большие группы "врожденные" и "приобретенные".

Страхи, названные нами "врожденными" сопровождают определенный возрастной период развития.

У детей до года оно выражается в инстинктивном беспокойстве при громких звуках. У ребенка 8-месячного возраста, могут появляться страхи, связанные с отсутствием матери, появлением рядом незнакомых людей. Нередко реакция ребенка зависит от выражения лица матери: мать улыбается - ребенок спокоен, мать напугана - соответствующим образом реагирует и малыш.

Благодаря страхам, после первого года жизни малыш учится: - остерегаться падений, разумно обходить препятствия, предметы, кажущиеся ему опасными, страшными.

В 2-3 года бывает страх наказания и страх боли (при посещении врачей). Типичен для младшего возраста страх одиночества и темноты. Дети требуют, чтобы не выключали свет в комнате или, не всегда четко объясняя причину, стараются заснуть в постели родителей.

Чуть позже (у мальчиков в 3 года, у девочек - в 4) появляются страхи, вызванные бурным развитием воображения, образного мышления в сочетании с наивностью и внушаемостью. Собственные фантазии соединяются у ребенка с впечатлениями, полученными извне, и могут излишне возбуждать психику, вызывать страхи. Маленькие дети могут бояться всего: темноты, звука сирены, дождя или даже безобидной с виду мягкой игрушки. И даже если вам кажется, что ваш ребенок пережил какую-либо пугающую его ситуацию без какого-то вреда для себя, то спустя, несколько дней, или даже недель, у него могут появиться страхи.

У детей 6-7 лет может появиться страх смерти в чистом виде - своей или своих близких. В этом возрасте ребенок обычно впервые осознает, что человек смертен, и любое стихийное бедствие - гроза, ураган, пожар - ассоциируется у него с угрозой для существования.

Детям школьного возраста свойственны усиление ответственности, социальной активности, рост самосознания. Поэтому у них преобладают страхи порицания и наказания. Особое место у школьников занимают страхи устных ответов, заикания и в целом опасение оказаться несостоятельным в той или иной деятельности. Дети этого возраста хорошо осознают опасности реального мира, но у них нет достаточного жизненного опыта, и поэтому они не могут правильно судить о своих страхах.

.

Теперь о "приобретенных" страхах. Давайте проясним, какие страхи, и по каким причинам возникают, и что мы можем сделать, чтобы их предупредить.

Первая причина - это некое вполне конкретное событие, случай, реально произошедший с ребенком. Например, ребенок боится заходить в лифт (или в другое замкнутое пространство), потому что в нем ранее застревал, испытав при этом ощущение беспомощности, страха, ужаса. Страх может быть связан с объектами, лицами. Сюда относятся страхи собак, отрицательных персонажей и … "нехороших" людей. Такого рода страхи легче других поддаются коррекции и если неприятные события не повторяются, то нередко проходят сами собой. Однако не все дети приобретают страхи в результате травмирующих событий. Многое зависит от особенностей характера ребенка, от степени его эмоциональной чувствительности и восприимчивости, тревожности, что можно выделить как вторую причину.

Третья причина - это запугивание в воспитании.
Так, дети-дошкольники из конфликтных семей более часто, чем их сверстники боятся животных, природных стихий, заболеваний, смерти, им чаще снятся кошмары.

Иногда, родители не замечают того, как они своими высказываниями способствуют зарождению страхов у ребенка. "Будешь капризничать - я тебя отдам чужой тете!". Здесь два варианта исхода: ребенок понимает, что родители запугивают его для того, чтобы получить желаемое поведение, и будет в дальнейшем использовать подобные способы управления людьми, или, действительно верит вашему запугиванию, и у него не только появляется ощущение незащищенности в большом мире, но и вы выступаете для него источником этого страха.

"Не пугайте ребенка волками, милиционерами, врачами и т.п." - рекомендуют психологи. Ведь ребенок всерьез воспринимает то, что нам кажется незначимым или нереальным. Родители и другие взрослые люди могут внушить ребенку страх нереализуемыми угрозами вроде: "Если будешь плакать, то я вообще тебя здесь оставлю одного, явится Баба Яга и заберет тебя!"

Дело в том, что иногда, сами того не осознавая, взрослые прививают ребенку страхи: "Пойдешь к врачу - и он будет тебе делать уколы." Да, уколы неприятны, и ребенок помнит об этом. Но в следующий раз, когда нужно будет сделать прививку, ребенка сложно будет привести к врачу. Высказывания такого типа провоцируют страх врачей. Давайте вспомним, сколько взрослых людей испытывают страх перед врачами. Может, Вы входите в их число, или ваши знакомые.

Причина четвертая - тревожные родители. Очень часто ваш ребенок боится чего-то не сам по себе, а потому, что этого боятся родители. Особенно часто такая ситуация случается в семьях, где мама или бабушка обладают высоким уровнем тревожности, который увеличивается во сто крат по отношению к малышу. Особенно, если он - единственный, поздний или не слишком здоровый. Для таких родителей мир вокруг их чада наполнен опасностями: "Не гладь собаку - укусит", "Не ходи по лужам - заболеешь", "Не ходи один во двор - там хулиганы". Если ребенок здоров и психически устойчив, то он, скорее всего, привыкнув, перестанет обращать на все это внимание, относясь к предостережениям взрослых как некоторому фону. Но беда в том, что наследственность и многократные повторения тоже способны сделать свое дело: у тревожных матерей часто растут тревожные дети.

Причиной возникновения страха может быть как неподходящая для их возраста информация, услышанная по телевизору, так и какие-либо события, произошедшие неподалеку от вашего дома (например, драка или ограбление). Большое влияние оказывает и домашняя обстановка ребенка. В своем доме ребенок должен чувствовать себя защищенным от всех опасностей. К тому же, дети часто обсуждают, услышанное или увиденное между собой в школе. Они верят, что подобные опасности могут случиться и с ними, и эти опасения неосознанно преобразуются в детские страхи. Это, в общем-то, тоже нормальная реакция, позволяющая ребенку познавать реальности окружающего его мира.

Дополнительные источники страхов СМИ. Обращайте внимание на то, какую информацию ребенок получает из средств массовой информации, что он видит в новостях. .

То, что ребенок видит по телевизору - родителям нужно обязательно знать. Если ребенку внезапно стали сниться кошмары, участником которых является герой телепрограммы или мультфильма, то исключите из просмотра для вашего ребенка эти картины, замените на менее травмирующие.

Рядом с телевидением стоит литература Чем меньше возраст ребенка, тем большее впечатление производит на него чтение. Действительно, иногда у взрослого человека проходит некоторый мороз по коже при представлении картины описываемых событий в детской литературе. Именно поэтому, читая ребенку незнакомую сказку, забегайте глазами по тексту вперед, когда вы почувствуете нежелательные слова, которые, возможно нарушат спокойное существование вашего ребенка, пересказывайте смысл происходящего своими словами.

Довольно часто у нормально развивающихся детей бывают ночные страхи. Ребенок во время сна (чаще в первой половине ночи) внезапно с выражением ужаса на лице начинает кричать, пытается куда-то бежать или защищаться от мнимых преследователей. По его отрывочным высказываниям удается понять, что он видит что-то страшное. Проснувшись, он в первую минуту не узнает родителей, не понимает, где находится, контакт с ним невозможен, однако его удается быстро успокоить, и обычно он засыпает вновь. Наутро ребенок полностью или частично забывает о ночных переживаниях, иногда у него сохраняются лишь отрывочные воспоминания. Ночные страхи возникают с разной частотой: каждую ночь, 1-2 раза в неделю или реже. Иногда в бессвязных, неразборчивых высказываниях можно уловить связь с психотравмирующей ситуацией.

Причиной ночных страхов могут стать разные житейские коллизии - пожар, драки, скандалы, укус собаки, яркие устрашающие впечатления, особенно если ребенок испытывал страх, засыпая. Именно поэтому не стоит рассказывать детям страшные истории перед сном. И уж совсем недопустимо, чтобы ребенка будили семейные скандалы.

К счастью, большинство детских страхов, обусловлены возрастными особенностями и со временем проходят, но именно родители должны постараться, чтобы эти страхи не стали болезненно навязчивыми и не сохранились на длительное время.

Как вести себя, если у ребенка страхи?

Любые страхи детей требуют от родителей внимательного и тактичного отношения. Если ваш ребенок боится засыпать в темноте или оставаться один в комнате, ни в коем случае нельзя подвергать его “закаливанию” и запирать одного в темной комнате, “чтобы привыкал”. В этом случае он не избавится от своего страха, а лишь приобретет новые опасения или иные расстройства.

К сожалению, не все родители понимают, сколь хрупка психика ребенка. Насмешка, грубый окрик, неоправданно строгое наказание могут серьезно ранить ее и привести к неврозу. Вообще, чего бы ни боялся ваш ребенок, каким бы пустяком ни казался вам его страх, нужно показать ему, что вы его понимаете, что в его страхе нет ничего необычного, что и вы, и многие другие люди в его возрасте испытывали что-то подобное.

Нельзя относиться к страхам детей, как к капризам, тем более наказывать детей за “трусость”. Ведь страх, как уже говорилось, - одна из основных эмоций человека. В этих переживаниях нет ничего противоестественного. Ни один ребенок не рождается трусом.

Но независимо от того, боится ли ребенок чего-то воображаемого или реального, родители должны помочь ему справляться с его страхами.

Как же нужно вести себя, если у вашего ребенка страхи?

· Признавайте существование этого страха. Важно дать понять вашему ребенку, что вы его хорошо понимаете, и что, когда вы сами были ребенком, вы тоже боялись некоторых вещей. Это позволит ребенку не зацикливаться на своем страхе. Помните, что дошкольники с трудом отличают реальный мир от воображаемого. Поэтому бесполезно говорить дошкольнику "Монстров не существует!", для него они также реальны, как и все остальное. Помогите ребенку облечь его страхи в слова. Чем лучше он поймет свой собственный страх, тем менее угрожающим он будет казаться ребенку.

· Не принижайте значение этого страха для ребенка. Не отмахивайтесь от него в надежде, что с возрастом все пройдет. Говоря "Но это же глупо!" или "Такой большой мальчик боится такой ерунды!", вы заставляете ребенка чувствовать себя виноватым. А появившийся стыд может помешать ребенку, в дальнейшем говорить об этих страхах, что только усугубит ситуацию, поскольку страх только загоняется глубже.

· Уверьте ребенка в его безопасности. Он должен верить, что вы знаете, что делать, и не позволите случиться с ним чему-либо плохому. Ничто так не способствует усилению страхов, как чувство, что взрослый растерян и не знает, что делать.

· Обсудите с ребенком его страхи. Родители должны помочь ребенку осознать, что же действительно его беспокоит, и предложить решения, как можно с этим справиться. Но помните, что, в конце концов, ребенок должен научиться справляться со своими страхами сам.

· Во время приступов паники постарайтесь отвлечь внимание ребенка с помощью знакомых ему и любимых вещей. Можно почитать ему любимую книжку или поиграть в любимые игрушки.

· Не идите у страхов на поводу. Вы должны обеспечить ребенку поддержку и уверенность, но не стоит специально менять весь свой жизненный уклад или окружающую обстановку. Такие радикальные перемены могут временно облегчить его беспокойство, но в долгосрочном плане они на подсознательном уровне внушают ребенку, что его страхи оправданы и реальны, и в дальнейшем его страхи могут возобновиться с двойной силой, или возникнут новые.

· Посетите детского психолога или психотерапевта, если фобия усугубляется и сопровождается такими симптомами, как: ночное или дневное недержание мочи, бессонница, потеря аппетита, слезливость.

Например, если ребенок боится темноты, но затрудняется описать, что же конкретно его пугает, можно задать ему следующие наводящие вопросы: Ты боишься монстров? Или ты боишься бандитов? Ты боишься, что может начаться пожар? Или ты просто боишься в темноте пойти в туалет?

Когда ребенок проговорил все свои страхи, следует попытаться найти решение проблемы: "Давай посмотрим, что мы с тобой можем сделать". Временным решением может быть: оставить гореть ночник; спать в одной комнате с кем-либо из членов семьи (обычно страхи ребенка уменьшаются, даже если он спит в одной комнате с более младшим ребенком); поставить в комнате телефон, чтобы ребенок знал, что всегда сможет позвонить, если начнется пожар или придут бандиты; положить рядом с кроватью свисток, чтобы ребенок знал, что может предупредить вас в опасной ситуации. Ваша задача – внушить ребенку уверенность в его собственных силах.

0

7

СТРАХ СКАЗОЧНЫХ ПЕРСОНАЖЕЙ, ЧУДОВИЩ, ПРИВИДЕНИЙ
     
     
      Это один из самых распространенных страхов, причем в последнее время он встречается особенно часто и приобретает особенно тяжелые формы. Ничего удивительного тут нет: нынешнее искусство для детей нельзя назвать щадящим. Еще не так давно С.Образцов, создатель знаменитейшего кукольного театра, на полном серьезе не рекомендовал родителям приводить пятилетних детей на спектакль "Красная шапочка", считая, что образ волка может произвести на них слишком тяжелое впечатление. А теперь пятилетние дети часто смотрят не только мультфильмы, в которых действуют монстры, роботы-убийцы, вампиры, зомби и проч., но и боевики, триллеры и фильмы ужасов. Если добавить к этому компьютерные игры, герои которых тоже мало похожи на добродушных мишек, задумчивых осликов и милых поросят, то можно лишь поразиться, как при такой нагрузке на психику еще не все наши дети невротизированы.
     
      Поэтому даже к такому вроде бы безобидному детскому развлечению, как просмотр мультиков, сейчас следует относиться очень осторожно, и если ребенок подвержен страхам, не следует разрешать ему подпитывать свою фантазию образами монстров. Даже если он этого требует (среди детей нередко встречаются такие, которые, замирая от страха, не могут, тем не менее, оторваться от экрана, когда там показывают ужасы).
     
      Вы ведь не пойдете у него на поводу, если он потребует наркотиков или водки, а ведь в данном случае вред вполне сопоставим.
     
      В то же время не стоит забывать и о том, то страх сказочных персонажей и чудовищ подчас маскирует боязнь чересчур строгих, авторитарных или грубых родителей. И в этом случае вам придется менять свое поведение, иначе положительных сдвигов не будет, сколько бы вы ни потратили сил на коррекционные игры. Как определить такую боязнь? Ну, во-первых, попробуйте посмотреть на себя со стороны. Например, фиксируйте в течение недели, сколько раз в день вы делаете ребенку замечание и сколько раз хвалите его. Или поинтересуйтесь мнением окружающих, только не обижайтесь, если оно окажется для вас не совсем лестным. А потом пригласите в компанию еще одного-двух человек (желательно таких, у которых с ребенком нейтральные отношения) и разыграйте в куклах несколько сказок с участием отрицательных персонажей. Если при раздаче ролей ребенок будет упорно назначать вас на роль Бабы Яги, Волка и проч., я бы расценила это как повод к размышлению.
     
     
      "МАСКИ СТРАХА" (для детей 4-8 лет)
     
     
      Этот прием используют очень многие психологи и психиатры. Детей просят сделать маску страха (или "кого-то страшного"), а которой малыши потом по очереди пугают друг друга.
     
      Эту игру нужно проводить на большом эмоциональном подъеме, не скупясь на шутки и смех, чтобы заглушить чувство страха, которое поначалу может овладеть детьми. Взрослым пугать ребенка не стоит. Лучше пригласить в гости одного-двух соседских ребятишек и тщательно дозировать игру. Не давайте малышам перевозбуждаться, а то резкий выплеск страхов может привести к проявлениям агрессивности. Не настаивайте, если ваш ребенок будет отказываться играть роль боящегося и захочет только пугать (или наоборот). Затевайте игру примерно раз в неделю и через некоторое время он, скорее всего, заразившись примером товарищей, согласится исполнить обе роли (это важно для не только преодоления робости, но и чересчур критичного отношения к себе, нередко сковывающего поведение нерешительного ребенка).
     
      Через два-три сеанса введите в игру новый элемент: пусть тот, кого пугают, прогонит страшную маску. Но только пантомимой. Следите, чтобы опять дело не дошло до рукоприкладства.
     
      И ни в коем случае не допускайте, чтобы при дошкольниках рассказывались "страшилки" типа "Черная рука". Они популярны среди детей лет 9-12, и для них это своеобразная психологическая закалка, этакая " психотерапия детским фольклором", а на малышей подобные истории производят ужасное впечатление.
     
     
      "ПУТЕШЕСТВИЕ К БАБЕ ЯГЕ" (игра, предложенная А.И.Захаровым для детей 3-5 лет)
     
     
      Отправьтесь вместе с ребенком к Бабе Яге или Кощею. Соорудите из диванных подушек их жилище. Помните, что ребенок любит преодолевать препятствие. Поэтому надо, чтобы ваш путь лежал через горы и долины, реки и пропасти (нагроможденные табуретки, подушки, коврики и т.п.) Идите как можно смелее! Пусть ребенок угрожает Бабе Яге или Кощею, нападает на них. Потом поменяйтесь ролями. Теперь малыш будет восседать в роли Кощея на подушках. Встречаясь лицом к лицу с опасностью (пусть вымышленной) и даже побывав "в шкуре" злодея, ребенок перестанет его бояться. Но вы должны непременно его хвалить, подчеркивать его смелость.
     
     
      Источник материала Портал-СЛОВО
     
Татьяна Шишова

0

8

его боится ваш ребенок? Часто ли ему снятся страшные сны? Страхи свидетельствуют о том, что у него все благополучно.

Ночные кошмары и тревожные фантазии ребенка можно рассматривать как тест на благополучие семьи, а также на благоприятствование обстановки в детском учреждении, которое посещает ребенок. Часто родители уверены, что дома и в саду (в школе) все хорошо, и не понимают, почему ребенок излишне беспокоен, почему он по ночам вскрикивает и зовет маму, дрожа от ужаса. Однако страхи не возникают просто так, их всегда можно объяснить. Попробуем проанализировать причины детских ночных кошмаров, рассматривая наиболее «популярные сюжеты».

Физическое уничтожение

Ребенку снится, что его хочет съесть людоед, чудовище, баба-Яга. Это значит, что «съедение» происходит и в жизни, только не физическое, а духовное. Кто-то из членов семьи, учитель или воспитатель проявляют агрессивность по отношению к ребенку, пытаясь убить его естественную сущность.

Что это значит? Ребенка критикуют, обвиняют, и не за плохие поступки, а за его натуру, потому что кому-то хотелось бы, чтобы он был другим: «Ты не должен быть таким вялым, надо бегать, играть с ребятами! Посмотри, все играют в мяч. подтягиваются на перекладине, а ты?» Ни в чем не повинный медлительный ребенок хотел бы жить согласно своей природе: читать книги, думать, наблюдать за миром, но ему не дают. В нем фактически убивают душу. Это и есть съедение. Разумеется, такой ребенок во сне увидит вокруг себя людоедов.

Преследование

Если ребенку снится, что за ним кто-то гонится, а он еле передвигает ноги, это означает, что есть на свете человек, который поглощает его энергию. Вероятно, кто-то из родителей предъявляет к нему слишком много требований. Возможно, у ребенка есть приятель, который им всячески манипулирует: обижается, командует, ставит в неловкое положение, высмеивает. Может быть, на ребенка оказывает психологическое давление учительница. Страх погони возникает по тем же причинам, что и страх съедения, но погоня снится в более легком случае, когда ребенок способен за себя постоять. И расспросите его, на кого было похоже приснившееся чудовище, особенно подробно выясните цвет и форму глаз.

Боязнь темноты

Это беда детей, которым не хватает родительского внимания. Темнота в подсознании ребенка ассоциируется с одиночеством, беспомощностью, невозможностью определить свое местонахождение и защититься от врагов, которые могут подкрасться незаметно. Этот страх также свидетельствует, что ему многое неясно: например, как себя вести, чтобы все были довольны. Поэтому если ребенок боится темноты, надо чаще бывать с ним — не только физически, но и душевно. Даже если вы вынуждены общаться в основном по телефону, он должен чувствовать, что вы рядом, что его любят, одобряют то, что он делает, а если он вступит с кем-нибудь в конфликт, то родители примут его сторону. Возможно, по описанию вы поймете, кого из реальных людей боится ребенок.

Опоздания

Когда снится, что он не успел что-то сделать, опоздал на поезд, на урок или на какое-то важное мероприятие, это значит, он находится в постоянном стрессе, который напоминает о себе ночью. Такому ребенку необходимо отдохнуть, успокоиться. Уменьшите ему нагрузку, на неделю освободите от школы, дайте хорошо выспаться.

Катастрофы

Если ребенку снится, что он попал на войну, что его дом рушится, что начинается землетрясение, пожар или другое стихийное бедствие, это значит, что в семье происходят явные или скрытые волнения. Возможно, родители находятся в плохих отношениях между собой. Вероятно, мать ненавидит бабушку (свекровь) и не скрывает этого. Ребенок чувствует напряжение в доме, даже если все демонстрируют перед ним полное благополучие. Днем ребенок может быть уверен, что в семье все хорошо, однако ночью сердце ему подскажет, что что-то не так.

В этом случае родителям предстоит серьезно задуматься о своем поведении и отношениях. Иногда неблагополучная обстановка в семье вовсе не связана с чьей-то виной (папа пьет, мама закатывает скандалы и т.п.).
Маленькой девочке из хорошей семьи все время снились кошмары. Родители водили ее к врачу, но он ничего не мог понять. А причина была такой. У девочки папа был военным летчиком. Когда он отправлялся в полет, мама очень нервничала, весь день занималась с дочкой, затаив в сердце страх. Девочка не понимала, что папа находится на опасной работе, но материнское беспокойство передавалось ей и бурно проявлялось в ее сновидениях.

Страшные сны могут сниться детям, родители которых находятся в неуравновешенном душевном состоянии по причине служебных неприятностей. Если кто-то из родителей испытывает гнев, страх, ненависть (неважно к кому и почему), ребенок не может оставаться спокойным. Выражение лица матери или отца в момент, когда они задумываются, их мимолетные злобные взгляды, мрачные интонации голоса при разговоре по телефону не остаются незамеченными ребенком. Днем он об этом не задумывается, однако ночью видит кошмары.

Многие считают, что детям снятся кошмары из-за фильмов, которые те смотрят, или из-за жестоких компьютерных игр, и пытаются детей от них оградить. На самом деле такие люди путают причину со следствием. Ребенок тянется к страшным или жестоким играм и фильмам, а также увлекается ужасами, которые видит на экране, именно потому, что эти занятия соответствуют его душевному состоянию. А пришел он в такое состояние из-за неблагоприятной обстановки в семье или в детском учреждении. Как только жизнь изменится к лучшему, интерес к ужасам у ребенка пропадет, а в темную комнату он будет входить без страха и совершенно спокойно.

ЮЛИЯ ДЖУММ, психолог

Ж. Мой кроха и я. № 4/2002г.

0

9

Мама, я боюсь!

Я стояла около эскалатора и вдруг заметила молодую маму, которая пыталась заставить свою маленькую дочку встать на движущиеся ступени. Ребенок, которому на вид было года четыре, отставал, цеплялся за перила и рыдал: "Нет, нет, мама, я боюсь!" Мать, руки которой были полны свертков, продолжала дергать ребенка. "Не будь такой маленькой, - говорила она ей, - мне стыдно за тебя. Здесь нет ничего страшного".

В этот момент высокий седой мужчина, который ждал, чтобы пройти на эскалатор, наклонился к маленькой девочке и сказал: "Ты знаешь, что это такое? Это лесенка для маленьких крольчат. Ночью, когда магазин закрыт, они прыгают по ступенькам. Это их любимая игра. Но днем кролики пугаются людей и прячутся, разрешая мальчикам и девочкам ездить по их ступенькам до ночи". Девочка внимательно посмотрела на него. Затем с серьезным выражением лица доверчиво взяла его за руку, и они вместе поехали вверх по эскалатору.

"Как чудесно", подумала я про себя. Должно быть, у этого мужчины есть дети и внуки, раз он умеет так хорошо отвлечь ребенка. Но что-то в этой ситуации заставляло меня вновь и вновь возвращаться к ней. Все было так мило - и все-таки что-то было не так.

Я поняла это позже, вечером. Беда была в том, что, хотя девочку и убедили подняться по эскалатору, никто не сказал ей, что вполне нормально то, что она боится. А это намного важнее, чем просто отвлечь ее. Страхи маленьких детей часто имеют так мало общего с реальностью, что взрослые почти постоянно повторяют "ничего страшного". Помню, я сама все время говорила так, когда дочка была маленькой. Как жаль, что тогда я не была такой мудрой, какой кажусь себе сейчас!

Что я усвоила за эти годы, так это то, что иррациональные страхи часто бывают намного сильнее, чем страхи реальные, и именно они преобладают в раннем детстве. Чувства собственной неадекватности и непривлекательности у взрослых связаны с тем, что, когда в детстве они признавались, что им страшно в той или иной ситуации, им говорили, что они наивны, глупы и неразумны.

Что меня больше всего задело в случае с маленькой девочкой у эскалатора, так это то, что я не успела с ней поговорить. Я бы сказала ей: "Это ничего, что ты боишься. Все маленькие дети чего-то боятся". Затем, может быть, и добавила: "А раз ты боишься, может быть, тебе поможет, если я расскажу тебе забавную сказку... или возьму тебя на руки".

Маленьким детям крайне необходимо знать, что они нормальны и достойны любви. Ужасно испытывать чувства, которые другие люди не понимают. Плохо само по себе бояться грозы или темноты, и еще страшнее, когда люди, которых ты любишь, теряют терпение или сердятся на тебя за это.

Детские страхи подобны ощущению усталости, когда малыш просто не может держать происходящее под контролем. Эти ощущения захлестывают его целиком. Если бы ими можно было управлять, мы бы имели дело со взрослым, а не с ребенком. Когда кажется, что маленький ребенок все время чего-то боится, нам надо проанализировать, откуда берутся страхи и что они означают.

"Когда я была маленькой девочкой, - вспоминала моя подруга, - я боялась льва, который заходил ночью в мою комнату. Отец старался подбодрить меня, говоря, что это невозможно и что все львы живут в зоопарке. Это совсем не помогало, потому что я знала, что он прав; когда он был рядом, все львы были действительно в зоопарке. Но именно тогда, когда я оставалась одна в темноте, один лев уходил из зоопарка и приходил, чтобы растерзать меня. Это казалось мне столь ясным и логичным, что я не могла понять, почему отец не понимал меня".

Взрослым следует помнить, что маленькие дети видят мир совсем иным. Например, когда моей дочери было четыре года, она ужасно боялась темноты. Ночник в ее комнате и свет в коридоре, похоже, не помогали. И несмотря на то что я прочитала все книги по детской психологии, я вела себя как любая другая усталая, изнуренная и загнанная мать. "В темноте нет ничего страшного", - настаивала я. Однажды ночью дочь посмотрела на меня серьезными глазами и сказала: "Я не боюсь твоей темноты, я боюсь своей темноты". Мы не можем отмахнуться от богатых и сильных впечатлений, которые дает нам фантазия, сочтя их несущественными или нереальными. Делать так - значит отсекать от ребенка его самые глубокие переживания.

Чего бы ни боялся ребенок на эскалаторе - его страх был весьма реальным. Говорить ему, что он глупый, не значит избавить от страха. А если будете намекать, что он плохой, раз так мешает маме, можно вызвать у него ощущение, что с ним что-то не в порядке, что он не заслуживает любви.

Родители часто не хотят признавать детские страхи, потому что они боятся, что тем самым они закрепят их и даже будут способствовать рождению новых. Это беспокойство можно понять, но нельзя признать его оправданным. Если допустить, что чувство страха существует, и проявить настоящее сочувствие, то это будет лучший способ помочь ему исчезнуть. За все годы моей работы с родителями и детьми я не помню ни одного случая, когда сочувствие и понимание усилили бы детские страхи.

Одна мать очень рассердилась на меня, когда я сказала ее плачущему ребенку: "Я знаю, как ужасно ты себя чувствуешь из-за того, что мама собирается оставить тебя здесь, в детском саду". Как объяснила мать: "Я так стараюсь убедить дочь, что здесь нет ничего страшного, а вы своими словами сводите на нет всю мою огромную работу!" Ее гнев, однако, перешел в смущение, когда девочка зарылась в мои колени, посасывая палец и слегка хныча, но больше не рыдая.

В подобной же ситуации оказался один отец, который старался загнать сына в море. Мальчик плакал, в его глазах был испуг, но отец продолжал спрашивать: "Что с тобой? Почему ты ведешь себя как маленький? Ты думаешь, я дам тебе утонуть? В воде так здорово!" Когда я бесцеремонно вмешалась, чтобы сказать: "Мальчик, эти волны действительно пугают, я знаю множество мальчиков и девочек, которые боятся моря", - отец, вероятно, с трудом сдержал желание стукнуть меня. Мальчик убежал играть в песке, а его отец сказал: "Это уж слишком для вашей расчудесной психологии. Вы же фактически сказали ему, что он правильно боится. Теперь он никогда не полезет в воду".

Я не говорила мальчику, правильно или неправильно он боится; все, что я сделала, это признала реальность его страха. Мать мальчика, по-видимому, поняла меня. Через несколько минут она играла с сыном, убегая от "гадких маленьких волн, которые нас кусают". Мальчуган замечательно проводил время, стараясь преодолеть свой страх, забегая в воду и возвращаясь с криками и смехом на берег.

Когда вы говорите ребенку, что вы понимаете его страх и что многие дети чувствуют то же, вы освобождаете его энергию для преодоления боязни. Ребенок, который чувствует: "Я нормальный и хороший", обладает достаточной энергией, чтобы справиться со страхами. Самый смелый ребенок в кабинете врача - это тот, которому сказали: "Ты, может быть, испугаешься, и тогда стоит поплакать. Я буду крепко держать тебя за руку, и все скоро закончится". С такой моральной поддержкой вряд ли найдется что-нибудь такое, чего ребенок не смог бы сделать.

Источник: Ле Шан "Когда ваш ребенок сводит вас с ума"

+1

10

Андрей Тазов

Ваш малыш чего-то боится? Главное – не оставлять ребёнка наедине со своими страхами. Их можно и нужно вырвать из его жизни. Причём Вам тут не обойтись без помощи самого ребёнка. Предлагаю Вам избавляться от страхов через игру. Детский страх боится детского смеха. Помните это. Помогите ребёнку посмеяться над своим страхом.

Фантазия, которая очень помогает Вашему малышу ступать по тропкам знаний, при этом неизбежно сталкивает родителей с проблемами. Фонтан воображения ребёнка иногда пугает взрослых. Прежде всего, самим не стоит бояться того, что Вы не справитесь со страхом малыша. Есть множество самых разных вариантов борьбы с детскими негативными переживаниями.

Вот, например, один из самых легкодоступных способов. Просто попросите ребёнка нарисовать на листочке бумаги то, чего он боится. Сядьте рядом и следите, как малыш это делает. Не отходите от него сейчас, а постарайтесь проследить, какие чувства его наполняют. Если малыш не хочет даже рисовать того, кого боится, то не стоит настаивать.

Ребёнок всё-таки нарисовал свой страх? Пора действовать. Позвольте ему разделаться с тем, что его пугает. Очень осторожно обсудите с ним то, насколько жалкое существо на бумаге он видит. Дайте волю его бесконечной фантазии. Пусть он пририсует страху какие-нибудь смешные ушки, рожки. Главное – не давить. Малыш должен сам решить, что делать дальше. Предложите ему порвать бумажку с изображением существа на мелкие-мелкие снежинки или даже помогите сжечь! (Только, пожалуйста, позаботьтесь о том, чтобы малыш не пожелал потом сам подобным образом поиграть с огнём).

Подобным образом страх можно, например, слепить из пластилина, а после превратить в безвредную лепёшку. Помните только про осторожность и здесь. Вы не учите ребёнка агрессивности, а избавляете от страха, поэтому сами старайтесь не увлекаться и делать всё без ненужной жестокости. Спокойно, но с подавлением негативных эмоций. Будьте рядом, и пусть ребёнок почувствует, что защищён. При этом крайне важно дать ему понять, что он сам одолел страх.

Игра – очень сильный инструмент по борьбе со страхом. Не забывайте и про сказки. Каждый страх индивидуален. Поэтому и подход к его устранению должен зависеть от личности ребёнка. Легко сочинить сказку, но не обычную, а такую, которая лечит страх. Для этого можно почитать специальную литературу, даже использовать готовые истории, намеренно предназначенные для лечения страха.

Суть такой методики проста. Вы рассказываете своему ребёнку такую сказку, в которой главный герой (например, зайчишка-трусишка, мышка) боится всего на свете. Сделайте этого персонажа как можно более смешным. Пусть он попадает в самые нелепые истории. Бояться герой должен самых нестрашных вещей, например, собственной тени, листочка, упавшего с дерева, дуновение ветерка. Главное – добиться такого эффекта, чтобы малыш неосознанно начал всё больше и больше уподоблять себя герою сказки.

Наберитесь терпения. Единственной сказкой делу не поможешь. Вам постепенно надо будет изменять сюжет, оставляя героя прежним. Продолжайте рассказывать сказку. Каждый день. Только главное: пусть герой её понемногу осознаёт свою трусость и на глазах у вашего ребёнка становится смелее. Наконец, сведите Вашего зайку (или кого ещё, в зависимости уже от Вашей фантазии и от страхов ребёнка) с главным противником (можно действительно страшным, скажем волком), тем, кого он больше всего боится (помните: этот кто-то должен быть похож на страх Вашего ребёнка). Постарайтесь сделать Вашу сказку такой, чтобы этот кульминационный момент ребёнок воспринял эмоционально, чтоб история захватывала. Герой сказки должен непременно одолеть антигероя а, прежде всего свой собственный страх. Помогите этими сказками самому ребёнку победить то, что его пугает.

Успехов Вам и здоровья вашим детям!

0

11

marusya, советов Вика дала много и хороших.
Но у меня есть одини вопрос: где спит ваш сын? С вами в комнате или отдельно? Если один, то может для начала в комнате повесить мальникой ночник?
Я в детстве боялась гладильной доски (гладильное место было оборудованно в нише моей комнаты), она на меня в темноте наводила панический ужас. Потом родители купили ночник и страх прошел.

0

12

Вика-5 написал(а):

Если ребенку снится, что за ним кто-то гонится, а он еле передвигает ноги, это означает, что есть на свете человек, который поглощает его энергию. Вероятно, кто-то из родителей предъявляет к нему слишком много требований.

А это мой сон. Девочки, теперь, когда я живу отдельно от мамы я могу убегать во сне. Надо же. Только сейчас связала изменения во сне с переездом.

0

13

Вика-5 написал(а):

А это мой сон. Девочки, теперь, когда я живу отдельно от мамы я могу убегать во сне. Надо же. Только сейчас связала изменения во сне с переездом.

Видать у мамы с тобой большая энергетическая связь.

0

14

Очень интиресно возьму на заметку, у меня вопрос. Саша играет в пластмассовых животных, среди них есть бегемот, он чуть крупнее чем все остальные и у него открыта пасть, Саша когда ими играет говорит что он сейчас сьест тигра, зайца и т.д. , я говорю что он зевает и хочет спать и что он ест только травку, может его убрать?

0

15

Даю здесь тоже ссылочки на похожие темы:
Как победить детские страхи
Сказкотерапия в работе над страхами

0


Вы здесь » Мама в сети - форум для креативных мам » Психология » У нас появились ночные страхи...