Мама в сети - форум для креативных мам

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Мама в сети - форум для креативных мам » Развиваемся, играя » Развивающие игры от двух


Развивающие игры от двух

Сообщений 1 страница 19 из 19

1

Игры для развития двигательных навыков

"Ловись, рыбка"
Снимите крышку с картонной коробки. Поместите в нее несколько металлических пробок от бутылок. Лучше, если они будут разноцветными. Привяжите к одному концу веревки или тесемки палочку, а к другому - брусок магнита. Покажите ребенку, как "выуживать" "рыбок" из коробки, притягивая металлические пробки магнитом. Если у вас разноцветные робки, то научите малыша вытягивать "рыб" определенного цвета. После того как будут извлечены все пробки, сосчитайте их и начинайте сначала.

Забава с лентой
Длинные ленты из гофрированной бумаги - замечательные игрушки для подрастающих детишек. Здесь предлагается несколько способов игры с такими лентами на свежем воздухе.
Бегайте с лентой в руках. Накручивайте ленту себе на руку. Держа ленту низко над землей, предлагайте малышу перепрыгнуть через нее. Привяжите несколько лент к ветке дерева так, чтобы ваш ребенок, подпрыгнув, мог достать до них. В ветреный день просто держите ленту в воздухе и наблюдайте, как она развевается на ветру.

"Прыгаем через подушку"
Положите на пол небольшую подушку. Покажите ребенку, как прыгнуть через нее. Напевайте на любой мотив, который покажется вам подходящим:

Через пуфик, через пуфик
Прыгнул я, ура, ура!
Через пуфик, через пуфик
Прыгнул я, ура, ура!

Возьмите малыша за ручки и снова пойте эту песенку. Дойдя до слов двух последних строчек, поднимите его и пронесите над пуфиком. "Я" можно заменять именем ребенка. Повторяйте игру вновь и вновь. Когда малыш научится прыгать через пуфик самостоятельно, замените ее более крупным предметом. Можно также учить ребенка подпрыгивать на одной ножке, изображать полет, делать плавательные движения, ходить задом наперед и т.п.

"Следуй за лидером"
В эту игру можно играть всей семьей. Сделайте на полу прямую дорожку из газет. Покажите дорожку малышу и скажите: "По этой длинной дорожке ты можешь гулять". Покажите, как можно пройти по дорожке, балансируя обеими руками, чтобы сохранить равновесие. Попросите малыша следовать по этой дорожке за вами. Если он не поймет, возьмите его за руку и ведите. Но в этом случае вам понадобится помощь еще одного человека, за которым вы оба будете идти. Если ваш ребенок хорошо справляется с этой задачей, сделайте дорожку более замысловатой формы, с изгибами или ведущую из комнаты в комнату.

"Мишка прыгает"
Расстелите на полу большое полотенце. На середину его посадите мишку. Скажите малышу, что мишка собирается попрыгать. Попросите малыша взяться за один конец полотенца, а сами держитесь за другой. Со словами "Раз, два, три!" поднимите полотенце в воздух. Добейтесь того, чтобы ребенок понял, что, когда он услышит "три", полотенце нужно поднять. Важно, чтобы мишка не упал с полотенца. После нескольких подбрасываний поднимайте полотенце быстрее, чтобы мишка подлетал над ним выше. Эта игра очень хорошо тренирует руки и глаза, делая их движения более согласованными.

Игра в "джунгли"
Разместитесь вместе с ребенком на полу и покажите ему, как надо ползти, подобно змее. На середине пола поставьте стул и ползайте вокруг него вместе с малышом. Сделайте "туннель" из двух или трех стульев, поместив их в ряд один за другим и накрыв одеялом. Проползайте друг за другом через этот "туннель". Пока будете ползти, пойте незамысловатую песенку на какой-нибудь простой мотив:

В джунглях густых ползет змея,
Ползет змея, ползет змея.
В джунглях густых ползет змея,
Скользит, скользит и шипит на меня.

"Я хожу..."
Вот искренне любимая детишками игра. Ходите с малышом, держа его за руку, и декламируйте:

Я хожу, хожу, хожу,
Я хожу, хожу, хожу,
Я хожу, хожу, хожу,
Слово "СТОП" я вдруг скажу!

Ходите по кругу. Когда дело дойдет до слова "СТОП", замрите на месте. Попытайтесь затем заменить ходьбу прыжками то на двух то на одной ноге, подпрыгиванием, скольжением, ходьбой на цыпочках, маршировкой, бегом, кружением, движениями, имитирующими плавание. Ваш малыш будет точно знать, что делать на слове "стоп", и даже может удивить вас, неожиданно произнеся это слово.

Прокати мяч через "туннель"
Для этой игры вам понадобятся три или четыре человека. Старшие брат или сестра, друзья и соседи с радостью поиграют с вами и вашим малышом. Попросите их встать друг за другом, расставив ноги в стороны. Кто-нибудь один должен стоять у конца этого "туннеля", чтобы ловить мяч. Покажите малышу, как катить мяч через "туннель" прямо в руки ловящего. Продолжайте играть до тех пор, пока ваш ребенок не станет прокатывать мяч без чьей-либо помощи. Позвольте малышу и половить мяч.

Игры для начавшего ходить малыша
Как только ваш ребенок научится ходить, нужно стараться использовать разные возможности, чтобы улучшить его координацию. Покажите ему разные способы ходьбы: вприсядку, пятясь назад или высоко, как лошадка, поднимая ноги. Маршируйте, ходите на носочках или скользите. Вытяните руки перед собой, а ладони пусть двигаются взад-вперед, касаясь друг друга и расходясь. Идите медленно, как бы раскачивая свой "слоновый хобот". Ходите медленно и быстро. Всячески поощряйте желание ребенка подпрыгивать, прыгать, скакать и бегать. При ходьбе вместе с малышом разговаривайте с ним на разные голоса - низким голосом, высоким голосом, детским голосом и т.п.

"Лови мяч"
Очень хорошо для начала слегка сдуть пляжный мяч. Он должен быть достаточно легким, чтобы ваш ребенок мог его бросать. Еще один взрослый должен стоять примерно в метре от ребенка и бросать ему мяч. Встаньте сзади малыша и помогайте ему сделать по крайней мере несколько первых пасов. Покажите ему, как следует держать руки, чтобы поймать мяч. После этого попросите другого игрока бросить мяч малышу.

"Прыгаем"
Это замечательная игра, требующая силы, чувства равновесия, координации и ловкости. Найдите достаточно крепкую невысокую опору (например, тумбочку), чтобы она смогла выдержать вес вашего ребенка. Поставьте ребенка на опору и возьмите его за руки. "Приготовься, начали, ПОШЛИ!" Помогите малышу спрыгнуть с опоры. Ваши руки должны быть на высоте его плеч, чтобы он "приземлился" за счет собственного веса. Ему понравится игра, и он захочет проделывать это снова и снова.

Одеяло "с сюрпризом"
Для этой игры вам понадобятся небольшое одеяло и мяч. Возьмите одеяло за два угла, а два других пусть держит ваш ребенок. Покажите ему, как встряхивать одеяло. Положите мяч на середину одеяла и попробуйте встряхивать одеяло так, чтобы он подпрыгивал. Когда мяч упадет, пусть малыш поймает его и снова положит на одеяло. Это чудесная забава. Ваш малыш, конечно, захочет положить на одеяло не только мяч, но и другие предметы.

"Рыбка"
Читайте этот стишок, сложив вместе ладони, чтобы изобразить ими рыбку.

Рыбка плавала, играла,
Бойко хвостиком махала,
В речке весело жила,
К нам в тарелку приплыла.
Открывай скорее ротик -
Пусть она плывет в животик!

"М-м-м, как вкусно!"
Двигайте ладонями из стороны в сторону, как плывущая рыбка, произнося вторую и третью строчки. Открывайте и закрывайте ладони, имитируя движения рта, пробующего кусочек. Читая последнюю строчку, потрите себе живот. Попросите малыша проделать движения ладонью вместе с вами.

Автор: Марина Ланцбург.
При подготовке использованы материалы из книг Силберг Джеки "Занимательные игры с малышами от года до двух": Пер. с англ.-М.: "ЭКОПРОСС", "Издатцентр", 1997; М.Сигал, Д.Адкок "Ребенок играет от года до двух лет", СПб.:Питер Пресс, 1996.

0

2

Игры для развития тонкой моторики

"Разверни игрушку"
Заверните мяч или игрушку в цветную бумагу. Покажите завернутую игрушку ребенку и спросите: "Как ты думаешь, что там внутри?" Дайте завернутую игрушку малышу, чтобы он снял с нее бумагу. Это трудно для такого маленького ребенка, и он окажется полностью захвачен этим усилием, причем шорох бумаги может взволновать его больше, чем сама игрушка. Используйте для завертывания разную бумагу: папиросную, типа фольги, оберточную, газетную. Возьмите игрушку, которую ваш ребенок уже развернул, и заверните ее снова, но в другой вид бумаги, причем у него на глазах. Пусть он опять развернет эту игрушку. Играйте до тех пор, пока ребенок не утомится.

"Бабушкины очки"
Читайте стишок вместе с ребенком, сопровождая его движениями рук.

Здесь у бабушки очки,
(Сделайте пальцами колечки, проложите их к глазам, изобразив очки.)
А тут ее шляпка.
(Соедините большие и указательные пальцы треугольником и приложите к голове.)
Любит руки она скрестить
(Скрестите руки.)
И на колени положить.
(Положите руки на колени.)
Здесь у дедушки очки.
(Сделайте "очки" большего, чем у бабушки, размера.)
А тут его шапка.
(Сделайте "шапку" большего, чем у бабушки, размера.)
Руки любит он согнуть,
(Согните руки.)
А потом слегка вздремнуть.
(Закройте глаза и всхрапните.)

Игра со щипцами
Положите несколько маленьких игрушек в большую коробку или миску. Дайте малышу пару кухонных щипцов и покажите ему, как захватывать предметы щипцами. Когда ребенок научится легко брать игрушку щипцами, покажите ему, как помещать взятую игрушку внутрь коробки. Поместите форму для оладий рядом с коробкой. Покажите малышу, как класть игрушку в ячейку формы, пользуясь щипцами. Это очень полезно для развития координации. Если вам захочется усложнить игру, попробуйте положить игрушку в лоток для замораживания кубиков льда. Игры, подобные этой, предваряют игры для освоения счета.

0

3

Игры, поощряющие исследование и экспериментирование

"Волшебная" смесь
Возьмите кукурузный крахмал, добавьте воды и размешайте, чтобы полученная масса имела консистенцию теста для выпечки хлеба. Скажите своему малышу: "Давай посидим тихо и посмотрим фокус". Если скатать массу, она примет форму шара. Если же оставить ее лежать неподвижно, то она станет жидкой. Спойте малышу песенку на любой мотив, пока вы скатываете из крахмала шар:

Смеси "волшебной" немного возьмем,
Шарик скатаем и песню споем.
А тот, кто тихонько потом подождет,
Увидит, как шарик наш вдруг пропадет.

Кухня - замечательное место для игр и опытов с тестом. Покажите ребенку, как раскатывать кусок теста, мять его и месить, разрывать. Дайте ребенку какие-нибудь орудия, которые используют при разделке теста, например специальные палочки, для того чтобы месить, резать, соскребать и зачерпывать его. Он может раскатывать тесто скалкой, держа ее обеими руками, пока оно не станет плоским. При помощи формочек для печенья малыш может сделать печенье для своего мишки.

Игра со спагетти
Сваренные спагетти (макароны) приносят малышам массу радости. Ребятишки могут сжимать их в ладошке и чувствовать, как они выскальзывают из пальцев. Они могут держать их за концы и пытаться разорвать на части. Напевайте песенку и проделывайте то, о чем в ней поется.

С сыром спагетти, с сыром спагетти -
Нет ничего вкуснее на свете!
(Положите немного тертого сыра на спагетти.)
Сверху еще котлетка лежала,
Кто-то чихнул - и котлетка упала!
(Скажите: "Апчхи!" - и сделайте вид, что плачете.)

Дуть во что-нибудь и на что-нибудь
Детишкам этого возраста очень нравится дуть на что-нибудь. Это требует определенного навыка, в то же время это упражнение укрепляет мышцы рта, что очень полезно для развития речи. Здесь дается несколько примеров подобных игр.
Продувайте воздух через соломинку. Выдувайте пузыри в большой чашке с водой. Дуйте себе на пальцы. Дуйте на один палец. Надувайте бумажный пакет. Сдувайте листочек с вашей ладони. Дуйте на маленький воздушный шарик через соломинку, заставляя его перемещаться по комнате. Дуйте на цветок или травинку.

Игра с полой прозрачной трубочкой
Это сложная игра, но ваш малыш полюбит ее, переливая воду при помощи трубочки и наблюдая за этим процессом. Поставьте рядом два прозрачных сосуда среднего размера. Наполните один сосуд водой. Добавьте в воду пищевой краситель для пущего эффекта. Покажите ребенку, как опустить трубочку в воду и выдуть на ее поверхности пузырек. Покажите также, куда нужно смотреть, чтобы увидеть, как вода заполняет трубочку. Покажите малышу, как вылить воду из трубочки в другой сосуд.

"Почта пришла"
Ребенок с удовольствием займется исследованием почты - будет рвать ее, рассматривать марки и картинки разных форм и размеров. И в самом деле, прежде чем выкинуть уже использованную почту, почему бы не отдать ее ребенку, если это к тому же способствует развитию речевых навыков и координации движений? Вскрытие конвертов - большое удовольствие для детишек такого возраста. Если это еще не под силу самому малышу, сделайте это сами, а ему предоставьте возможность вынуть содержимое. Конверты полны сокровищ: прекрасных картинок, листков бумаги разных форм и размеров и различных на ощупь. Все это развивает у ребенка исследовательские навыки. Сделайте вид, что вы почтальон, и скажите малышу: "Почта пришла, и у меня есть для тебя несколько писем. Посмотри, кто их прислал?" Теперь сделайте вид, что вы читаете письма от бабушки, дяди, других членов семьи, с которыми ваш ребенок хорошо знаком.

0

4

Игры, развивающие мышление

"Которая из них?"
Сядьте на пол вместе с ребенком. Найдите три каких-нибудь непрозрачных емкости (очень подойдут, например, жестяные банки из-под продуктов и т.п.). На глазах у ребенка положите под одну из банок маленькую игрушку. Медленно передвиньте банки, меняя их расположение на глазах у ребенка. Пусть теперь он возьмет одну из банок, под которой, по его мнению, находится игрушка. Если ваш малыш не понял, поднимите банку и покажите ему игрушку. Покажите ему также, что под остальными банками ничего ни спрятано. Играйте с ребенком и подсказывайте ему ответ до тех пор, пока он не поймет суть происходящего и не сможет играть без вашей помощи.

"Подбери фигурки"
Эта игра понравится вашему ребенку и будет снова и снова привлекать его внимание. Соберите несколько формочек для печенья. Постарайтесь взять те из них, чьи очертания знакомы малышу, например, имеющие форму известных ему животных, елочных игрушек и других предметов. Обведите одну из формочек. Дайте ребенку ту формочку, чей контур вы обвели. Покажите ему, как положить формочку на рисунок таким образом, чтобы их очертания совпали. После того как вы обведете несколько формочек для печенья и покажите ребенку, как совместить их с их контурами, дайте ему две формочки и один контур. Теперь посмотрите, сумеет ли ваш малыш сложить их так, чтобы их очертания совпали. Когда вы увидите, что ребенок понял суть дела, дайте ему контуры других фигурок и другие формочки для печенья.

Картинки-головоломки
Соберите несколько картонных коробок, украшенных какими-либо картинками. Вырежьте и затем разрежьте каждую такую картинку на две части, чтобы получилась головоломка. Разрежьте так, чтобы они имели различную форму. Дайте малышу одну из частей какой-нибудь картинки. Другие же кусочки картинок смешайте и разбросайте по полу. Поговорите с малышом о той части картинки, которую он держите в руках, - о ее цвете, форме и других особенностях. Помогите ему найти подходящую к ней часть. Продолжайте игру, используя другие фрагменты картинок. Помогайте ребенку, пока он не научится играть сам.

"В сумке"
Эта игра развивает мыслительный процесс. Ребенок слышит слово, у него возникает ассоциация, и он находит нужный предмет. Возьмите большую сумку для покупок. Попросите малыша принести вам вещи, чтобы положить их в сумку. Каждый раз называйте лишь один предмет, который ребенок будет по вашей просьбе класть в сумку. Всякий раз говорите ему "спасибо". Отберите предметы, принадлежащие самому ребенку, которые он может достать и принести вам: любимую игрушку, серебряный столовый прибор, одеяло, полотенце, зубную щетку.

Игра в "одинаковое и разное"
Дайте ребенку три одинаковых предмета, например чайные ложки. По очереди берите каждую ложку, называйте ее и делайте вид, что вы что-нибудь едите ею. Дайте ребенку подержать каждую ложку, чтобы он ощутил ее форму и текстуру. Замените одну из ложек вилкой. Попросите малыша дать вам ложку. Попросите его дать вам другую ложку. Возьмите вилку и назовите ее. Сделайте вид, что вы едите ею что-то. Дайте вашему ребенку подержать вилку, чтобы он ощутил ее форму и текстуру. Положите две ложки и вилку. Попросите малыша дать вам вилку. Похвалите его, если он сделает правильный выбор.

"Зеленые горошины"
Посадите ребенка на его высокий стул. Положите перед ним несколько горошин. Возьмите одну горошину, положите ее себе в рот и скажите: "Ой, как вкусно!" Попросите малыша взять горошину. После того как он положит ее себе в рот, скажите: "Правда, хорошо?" Расскажите ему о горошинах, об их цвете, форме и т.д. После того как малыш закончит есть, прочитайте стишок и, подражая горошинам, делайте все, как рекомендуется ниже.

Зеленые горошины
В своем стручке лежали,
Одна к другой прижавшись,
Тихонечко дремали.
(Лягте на пол.)
Так много времени пришлось
В стручке им провести,
Но вдруг они проснулись
И начали расти.
(Начинайте подниматься с пола.)
Растут они, растут,
Растут, не устают.
(Продолжайте подниматься.)
И скоро, скоро, скоро
Уже наступит срок -
Их солнышко пригреет
И лопнет вдруг стручок!
(Подпрыгните высоко.)

Группирование предметов по форме (для детей от 1 года 4 месяцев и старше)
На занятии у ребенка закрепляется умение группировать однородные объекты, ориентируясь на слова такой, не такой, выполнять простые действия с предметами: нанизывать на стержень.
В качестве дидактического материала используются 2 пирамидки разной формы: одна с кольцами, вторая - с квадратами.

Мама показывает пирамидку с кольцами. Сняв первое кольцо, объясняет, что в этой пирамидке все кольца вот такие, круглые (держит кольцо так, чтобы ребенок хорошо видел его форму) Разобрав пирамидку, раскладывает кольца в ряд, справа от основания стержня. Опять подчеркивает, что колечек много и все они круглые.
Демонстрируя пирамидку, состоящую из квадратов, также обратите внимание ребенка на форму каждого предмета. Разложив бруски слева от стержня, поясните, что теперь на столе две дорожки: одна такая, другая вот такая. Затем предложите ребенку собрать круглую пирамидку. Помощь взрослого необходима при выравнивании сторон и углов квадратной пирамидки. Затем предложите ребенку надеть на стержень квадратные бруски. Когда обе игрушки будут собраны, обратите внимание ребенка на то, что они разные.
Когда ребенок будет в следующий раз снова собирать пирамидку, учите его по мере необходимости выравнивать углы и стороны квадратов.
Занятие длится 5-8 минут и проводится 2-3 раза.
Для более старшего ребенка можно перемешать кольца и квадраты произвольно, предлагая сгруппировать их по форме и надеть на стержни.
Закрепление полученных знаний и умений происходит в самостоятельных играх с предметами.

Размещение больших и маленьких вкладышей разной формы в соответствующих отверстиях
(для детей от 1 года 8 месяцев и старше)

Это задание направлено на закрепление умения группировать по величине однородные и соотносить разнородные предметы.

Вам понадобятся 6-8 решеток (размер каждой 17,5 на 35 на 0,5 см) с четырьмя большими (4,5 на 4,5 см) и пятью маленькими (3 на 3 см) квадратными отверстиями и с аналогичным количеством вкладышей; 2-3 решетки с прямоугольными большими (3 на 5 см) и маленькими (2 на 3 см) отверстиями и с соответствующим комплектом вкладышей; 2-3 решетки с треугольными большими (4,5 на 4,5 на 4,5 см) и маленькими (3 на 3 на 3 см) отверстиями. Высота всех вкладышей равна 1,5 см.
Вначале мама показывает ребенку решетку с большими и маленькими квадратными отверстиями и объясняет, что в "домике" (решетке) имеются большие и маленькие "окна". Затем демонстрирует большие и маленькие вкладыши квадратной формы. Поясняет, что окошки можно закрыть. Большим вкладышем можно закрыть большое окошко. Ребенок наблюдает, как это действие выполняет мама, предварительно примерив вкладыш к отверстию. Маленькое окошко тоже можно закрыть (маленький квадрат помещается в маленьком гнезде).
После этого мама предлагает малышу взять любой вкладыш (большой или маленький), рассмотреть его внимательно, затем, сравнив предмет с отверстиями на решетке, найти окошко такой же величины, примерить к нему вкладыш и затем закрыть. Аналогичные действия производятся с другим вкладышем. Затем ребенок самостоятельно выполняет задание.
Если малыш испытывал на предыдущих занятиях затруднения, ему предлагаются именно те решетки, которые использовались при объяснении задания. Если малыш был успешен, ему даются решетки с большими и маленькими другой формы (например, прямоугольными и треугольными).
При необходимости мама помогает детям методом "рука в руке" размещать вкладыши определенной формы (квадратной, прямоугольной, треугольной) в соответствующих гнездах, соотнося углы предметов и длину прямоугольников.
Ребенок действует одновременно только или с квадратными, или прямоугольными, или треугольными предметами. Форма предметов не называется, их можно называть общим словом игрушки.
Показ каждого предмета сопровождается словами "такой", "не такой", "большой", "маленький". В основе объяснения лежит наглядный показ предметов, слова носят вспомогательный характер, употребляются только по мере надобности. К месту употребленное слово организует, углубляет восприятие. Лишние слова на данном занятии могут нарушить целостность зрительного восприятия, отвлечь детей от основной задачи. Важным оказывается также способ подачи материала.

Размещение резко различных по форме вкладышей в соответствующих отверстиях
(для детей от 1 года 9 месяцев и старше)

Ваша цель - закреплять умение детей группировать однородные предметы по форме, соотносить разнородные, осуществлять одновременно выбор предметов из двух заданных форм.

На занятии можно использовать 6-8 решеток размером 17,5 на 35 на 0,5 см, имеющих по 10 отверстий (5 одной и 5 другой формы). К каждой решетке нужен набор из 10 вкладышей соответствующей формы.
На занятии используются вкладыши и решетки с отверстиями следующих форм: квадратная-круглая, квадратная-треугольная, квадратная-овальная, прямоугольная-круглая, прямоугольная-треугольная, круглая-треугольная, треугольная-овальная.
Покажите ребенку решетку с круглыми и квадратными отверстиями. Пять круглых отверстий диаметром 3 см каждое должны быть в правой части решетки, а в левой - пять квадратных отверстий (сторона квадрата - 3 см). Внимание ребенка фиксируется на том, что в домике (решетке) имеются разные окошки - такие и вот такие. Этими словами сопровождаются жесты взрослого, обводящего рукой форму окон. Потом покажите вкладыши и поясните, что у вас есть много игрушек и они тоже разные: такие (круглые) и вот такие (квадратные). Затем, демонстрируя еще раз решетку и вкладыши одновременно, подчеркните, что окна можно закрыть. Взяв круглый вкладыш, примерьте его к соответствующему окну и закройте круглое отверстие, а квадратный вкладыш после примеривания разместите в квадратном отверстии.
После такого общего показа и объяснения можно перейти ко второй части занятия. Выясните, как ребенок понял задание. С этой целью дайте ему круглый вкладыш и предложите рассмотреть его внимательно, затем найти такие окошки в домике, показать их и закрыть. Аналогичные действия ребенок производит с квадратным вкладышем. Следует учитывать, что круглый вкладыш легко входит в соответствующее отверстие, а вот квадратный может войти только при соответствующем совпадении углов вкладыша и отверстия. Вот здесь-то и нужна ваша помощь. Взяв руку ребенка, помогите ему найти соответствующий ракурс и разместить вкладыш в гнезде.
Дети, выполнявшие предшествующие занятия, обычно выполняют задание быстро и правильно. В работе с ними нет необходимости использовать расчленение задания, детальное рассматривание, сопоставление сенсорных свойств предметов.
Затем ребенок самостоятельно выполняет задание. При размещении вкладышей квадратной, прямоугольной или овальной формы, ребенок сможет все внимание сосредоточить уже не только на соответствии предметов по форме, но и на координации мелких мышц руки при совмещении углов и линий.

"Белочки"
Читайте стишок и используйте руки для этой игры.

Раз, два, три, четыре, пять -
Пришли белки поиграть.
("Выпрыгивают" пять пальцев.)
Одна куда-то подевалась -
(Спрячьте руку за спину.)
Четыре белочки осталось.
("Выпрыгивают" четыре пальца.)
А теперь скорей смотри -
(Спрячьте руку за спину.)
Их уже осталось три.
("Выпрыгивают" три пальца.)
Ну и ну, какая жалость -
(Спрячьте руку за спину.)
Только две у нас осталось.
("Выпрыгивают" два пальца.)
Эта новость так грустна -
(Спрячьте руку за спину.)
Осталась белочка одна.
("Выпрыгивает" один палец.)
Затем скажите:
Пока мы с тобой считали,
Белочки от нас сбежали.

Поговорите с малышом о том, куда могли бы пойти белочки вздремнуть, поискать еду.

Понятие о двух и паре
Подрастающие малыши еще не умеют ни считать, ни распознавать цифры, но они в состоянии усвоить основной смысл понятия "два". Помогите ребенку осмыслить это, указывая ему на множество парных предметов: два ботинка, два носка, две руки, две стопы, два уха. В беседе с ребенком используйте слово "два" везде, где только можно: "Посмотри на эти два цветка". Давайте ребенку по две вещи: "Вот две ложки" или "Вот две игрушки".

"Пять мишуток"
Читайте стихотворение. Прочитав первую строчку, поднимите один палец. Следующий палец поднимайте каждый раз, когда по ходу действия появляется другой мишка.

Один мишутка за столом котлетку уплетал,
Но тут, откуда ни возьмись, другой вдруг прибежал,
Их стало двое.
Он стал котлетку отнимать, он тоже есть хотел,
Но прибежал еще один и все котлеты съел.
Их стало трое.
Три глупых маленьких мишутки закрыть хотели дверь.
Но дверь открылась, и еще один ворвался зверь.
Их стало четверо.
Четыре маленьких мишутки нашли пчелиный рой,
Еще один вбежал мишутка и поднял громкий вой.
Их стало пятеро.
Кусают пчелы не на шутку - и убежали все мишутки!
На последней строке спрячьте свою руку за спину.

"Найди такую же"
Для этой игры возьмите пару ботинок, пару варежек, две одинаковые цветные салфетки, два одинаковых полотенца и т.д. Перемешайте несколько таких предметов и помогите ребенку правильно их подобрать. Пойте песенку на любой мотив, который сочтете подходящим.

Варежка у меня одна,
Красненькая она.
Где мне найти другую,
Точно такую?
Да вот же она!
Тапочка у меня одна,
С белым шнурком она.
Где мне найти другую,
Точно такую?
Да вот же она!
Салфетка у меня одна,
Желтенькая она.
Где мне найти другую,
Точно такую?
Да вот же она!

0

5

Игры, развивающие навыки самообслуживания

"Собираем игрушки"
Если, выполняя домашнюю работу, вы будете напевать, это облегчит ее и сделает более приятной. Когда ребенок разбросает игрушки, в которые он играл, пригласите его помочь вам собрать их. Сядьте радом с ним и покажите ему, как взять коробку и уложить в нее игрушки. Дайте малышу в руки игрушку и скажите, чтобы он положил ее в коробку. Дайте другую игрушку и попросите ребенка, отнести ее в коробку. Пока малыш и вы складываете игрушки в коробку, напевайте на любой приятный вам мотив что-нибудь в таком роде:

Мы игрушки собираем,
Мы игрушки собираем,
Тра-ля-ля, тра-ля-ля,
Их на место убираем.

Можно использовать для собирания игрушек самосвал. В его кузов малыш охотно будет складывать игрушки и отвозить их к месту хранения.

"Я чищу зубы"
Эта игра учит ребенка уходу за собой.

Чистим зубы по утрам,
До чего приятно нам!

Декламируйте этот стишок, делая вид, что вы чистите зубы. Помогите своему малышу проделать то же самое. Теперь подобный же стишок декламируйте применительно к другим действиям, сопровождая их показом того, как это делается:

А еще приятней нам
Умываться по утрам!

0

6

Игры, развивающие речь

"Все обо мне"
Сделайте фотографии своего ребенка в разные моменты одного и того же дня. Наклейте их на отдельные листы плотной бумаги, сделайте отверстия в каждом листе и проденьте через них металлические кружки, чтобы получилась книга. Рассматривайте фотографии вместе с малышом и рассказывайте ему о том, что он делал в течение дня: одевался, ел, играл, выходил гулять, принимал ванну. Следуя таким образом за событиями дня, показывайте ребенку картинки, изображающие те или иные его действия. Вскоре вы заметите, что ваш ребенок самостоятельно рассматривает книжку и получает от этого массу удовольствия.

Первая из игр, подготавливающих ребенка к чтению
Возьмите картинки с изображением знакомых ребенку предметов, животных, людей. Покажите картинки ребенку и поговорите с ним о них. Побеседуйте о цвете нарисованного на них, о форме, назначении и т.п. Дайте ему картинку и назовите нарисованный предмет. Пусть это будет ботинок. Теперь попросите малыша дать вам картинку, на которой нарисован ботинок. Когда малыш поймет суть игры, введите в нее и другую картинку. Когда вы снова попросите малыша дать вам картинку, у него будет выбор между двумя изображениями.

"Поговорим о еде"
Кухня - чудесное место для совершенствования речевых навыков вашего ребенка. Когда ребенок начинает называть те предметы, которые ему особенно нравятся, его словарный запас возрастает. Поместите три разных кушанья из тех, которым он больше всего радуется, на поднос его высокого стула. Коснитесь каждого из них и назовите. Повторите названия, и пусть теперь ваш ребенок коснется их. Спойте песенку об этих трех видах еды на мотив, который вы сочтете наиболее подходящим.

Ой, как вкусно, ой, как вкусно,
Есть печенье и изюм,
Есть печенье и изюм,
Ой, как вкусно, ой, как вкусно,
Пить оранжевый, как солнце,
Апельсина сок до донца.
Ой, как вкусно, ой, как вкусно!!
Все в животик твой идет,
Тебе силы придает.

Пойте такие песни обо всех блюдах, которые вы готовите.

"Бегом к дереву"
Вот уж что детишки этого возраста любят, так это бегать. Эта игра даст вашему ребенку возможность побегать и в то же время поможет усовершенствовать речевые навыки. Прогуливайтесь вместе с малышом по двору. Привяжите цветные ленты в двух или трех местах - к дереву, к двери, на каком-нибудь знакомом ребенку участке двора. Скажите малышу: "Я хочу побежать к дереву". Возьмите ребенка за руку и бегите к дереву. Потом бегите в другие места, всякий раз объясняя малышу, куда именно вы хотите бежать. Теперь пусть малыш один побежит к дереву, затем к двери и т.д. Ребенок будет восхищен, особенно если вы его очень похвалите, когда он достигнет места назначения.

Игра с карманным фонариком
Детишки любят эту игру, чрезвычайно полезную для развития речи. Затемните комнату и сядьте на пол, посадив ребенка себе на колени. Пусть свет фонарика медленно перемещается по всей комнате. Одновременно беседуйте с малышом о том, что в данный момент освещает луч фонарика. Дайте фонарик ребенку, и пусть он попробует перемещать луч фонарика по комнате. После того как вы поговорите с малышом о многих предметах - это могут быть дверь, пол, потолок, дверная ручка, картина на стене, стул, - начинайте другую игру. Скажите: "Раз, два, три, фонарик, гори!" При словах "фонарик, гори!" включите его и назовите предмет, который он осветит.

"Шевелящиеся пальчики"
Разуйтесь сами и разуйте ребенка. Покажите малышу, как шевелить пальчиками на ногах. Пойте стишок на какой-нибудь мотив:

Пальчик, пальчик, шевелись,
И согнись, и разогнись.
Шевелиться вам не лень
Час, и два, и целый день.

Пойте в том же духе о ногах, плечах, локтях, кистях рук, голове и т.д. Это очень поможет ребенку запомнить названия частей его тела.

Разговор по телефону в машине
Мобильный телефон стал в наши дни настолько популярен, что игрушечный телефон в машине будет вполне уместен. Когда малыш уже сидит в своем кресле, предложите ему позвонить кому-нибудь. Расскажите ребенку, куда вы едете, и подайте ему мысль предварительно позвонить: "Позвони бабушке и скажи ей, что мы скоро приедем". Подскажите ему, что именно следует сказать. Пусть он скажет, например: "Здравствуй, бабушка, мы будем у тебя через пять минут". Когда же вы направляетесь в магазин, в парк или забрать кого-нибудь из школы, сделайте вид, что разговариваете и ними по телефону из машины. Спустя некоторое время ваш малыш самостоятельно будет придумывать, что ему сказать по телефону.

"Занимательная беседа" в машине
Езда в машине идеально подходит для бесед с малышом, что очень полезно для развития его речи. Укажите ребенку на какой-нибудь знакомый ему предмет. Когда он назовет его, повторите это слово, но в законченном предложении. Если он сказал: "Собака", ответьте: "Это коричневая собака" или "Да, это большая собака". Назовите части салона машины: дверь, руль, сиденье и т.д. Всякий раз, когда ребенок повторит то или иное название, произносите в ответ целую фразу с этим словом. Ребенок впитает в себя ваши слова, которые позднее помогут ему самому составлять предложения.

0

7

Игры, стимулирующие творчество

Игра "в песочек"
Игры с песком хорошо развивают творческие способности ребенка. Ваш маленький художник получит огромное удовольствие от этих игр. В вашем кухонном выдвижном ящике найдется немало подходящих предметов, при помощи которых можно проделать с песком много интересных вещей. Это, например, лопаточка для переворачивания оладий, ложка с отверстиями, мерные стаканы, формочки для печенья. Покажите малышу, как орудовать каждой из этих вещей, чтобы соорудить что-нибудь из песка. Покажите малышу, как наполнить чашку влажным песком, а затем опрокинуть ее, чтобы получился холмик ("куличик"). Вместо песка можно использовать соль. Наполните глубокий противень солью и играйте с ней. Чтобы стереть нарисованное, нужно всего лишь потрясти противень.

Игра в песочнице
Игра в песочнице приносит массу удовольствия детишкам. Во время этой игры можно развить самые разные навыки. С песком можно проделывать множество вещей:
Наполнять им разные емкости и опорожнять их.
Проводить в песке дорожки и затем возить по ним машинки.
Закапывать в песок босые ножки малыша.
Закапывать в песок его пальчики, а затем откапывать их.

Рисование на свежем воздухе
Наполните противень для выпечки пирогов песком или солью и вынесите его во двор или садик. Предложите ребенку рисовать пальчиками на этом "грунте". Когда ему надоест это занятие, встряхните противень, и рисунки исчезнут. Вынесите во двор или садик мольберт или просто подставку для будущего рисунка, а также краски и кисти. Пусть ваш малыш попробует рисовать на мольберте. Когда он закончит, вывесите лист с нарисованным для просушки. Наполните пластиковый поднос взбитыми сливками, и пусть ребенок порисует на них пальчиком. Для пущего удовольствия он может потом облизать пальчики.

"Рисуем ножками"
Расстелите где-нибудь вне дома большой лист бумаги. Положите несколько губок в большой неглубокий поднос, поставьте его рядом с бумагой. Пропитайте губки красителем. Используйте свои подошвы в качестве кистей. Возьмите ребенка за руку и покажите ему, как погрузить ступню в краситель. Теперь пройдитесь по бумаге, держа ребенка за руку, чтобы он случайно не поскользнулся. Проделайте это, пользуясь красками разного цвета, или окрасьте мяч и прокатите его по бумаге; можно сделать и отпечаток руки.

"Делаем коллаж"
Соберите вместе множество всяческих обрезков и остатков - старые конверты, поздравительные открытки, кусочки пенопласта, пакетики из-под воздушной кукурузы, куски пряжи, веревочки, кусочки оберточной бумаги, фасоль и т.п. Расстелите на столе большой лист плотной бумаги или картона. Возьмите клей с кисточкой; теперь берите по одному из собранных предметов, мажьте его клеем с одной стороны и передавайте ребенку, чтобы он наклеил его на бумагу. Разрешите малышу самому выбирать предметы, которые ему хотелось бы наклеить. Внимательно понаблюдав за вами, ребенок сумеет и сам намазывать клей. Повесьте завершенный коллаж на видном месте, чтобы всякий мог им полюбоваться.

"Лепим из глины"
Здесь дается несколько примеров того, что мог бы вылепить из глины ваш ребенок. Помогите ему скатать мячик или змейку. Поговорите с ним о разных окрасках глины. Смешайте куски глины разного цвета. Вылепите из глины круги, треугольники и квадраты. Сделайте буквы. Спрессуйте или раскатайте глину скалкой. На выровненной поверхности соорудите какие-нибудь строения из кубиков и игрушек, пусть там будут долины и горы. Разрежьте кусок глины при помощи формочек для печенья.

Печатки из тыквенной кожуры
Вырежьте из тыквенной кожуры фигуры разной формы: квадраты, треугольники, прямоугольники, круги и фигуры неправильной формы. Обмакните их в темперу или другую какую-нибудь краску и делайте отпечатки на больших листах бумаги. Сделав очередной отпечаток, говорите ребенку, как эта фигура называется. Дайте какую-нибудь фигуру ребенку. Назовите ее, и пусть он сам сделает ее отпечаток. Делайте сначала отпечатки правильных геометрических фигур, а затем принимайтесь за работу с фигурами неправильной формы, придумывая для них названия. Вместо кожуры тыквы можно также использовать морковь, кусочки яблока и картофеля. Хороши для этой цели и губки. Вырежьте из них интересные фигурки и сделайте их отпечатки на бумаге.

Самодельная "музыка"
Создание простых, способных производить ритмические звуки инструментов увлечет вашего малыша и сделает пение более забавным. Барабаны можно соорудить из круглых коробок. Закройте открытый верх каждой коробки клейкой пленкой и для надежности стяните ее по краям резинкой. Коробки поменьше будут издавать более высокий звук, а те, что побольше, - низкий. Сделайте погремушки, положив в коробочки из-под фотопленки камушки, бусинки или пуговицы и плотно закрыв их крышками. В сопровождении этих инструментов пойте ваши любимые песни.

0

8

Просто полезные игры

"Мишка-музыкант"
Спойте одну из любимых песенок малыша. Возьмите игрушечное пианино или соорудите пианино воображаемое. Спросите малыша: "А что, если мишка поиграет на пианино?" Посадите мишку за пианино и передвигайте его лапы по клавишам. Спросите ребенка: "Какую песенку мы попросим мишку сыграть?" Потом скажите: "Мишка, сыграй, пожалуйста (название песни)". Снова передвигайте лапы мишки по клавишам. Вскоре вы увидите, что ваш малыш сам играет в эту игру вместе со своим мишкой.

"Круг, еще круг и - бух!"
Водите со своим ребенком хоровод. Скажите малышу: "Давай поиграем в эту игру с твоим мишкой". Покажите ребенку, как мишка кружится в хороводе, и затем упадите вместе на пол. Дайте малышу мишку и посмотрите, сумеет ли он покружиться с ним в хороводе, пока вы поете. Посадите в кружок несколько мягких зверюшек и поиграйте с каждой из них.

"Мишка, мишка..."
Читайте этот стишок, и пусть ваш малыш выполняет все, о чем говорится в каждой его строке.

Мишка, мишка, повернись.
А теперь земли коснись.
Убери игрушки быстро,
Перед сном умойся чисто,
Свет скорее потуши
И в постельку поспеши.
Вижу, спать ты хочешь очень,
Всем скажи: "Спокойной ночи".

"Где кукла?" (мишка или мягкая игрушка)
Вам понадобятся два мишки (куклы или игрушечных зверька), а также две коробки. Сядьте на пол вместе с ребенком и покажите ему, куда можно положить мишку. Каждый раз, когда вы говорите ребенку, куда класть мишку, выполняйте все действия вместе с малышом. При этом напевайте на какой-нибудь мотив что-нибудь вроде:

В коробку мишку положи,
В коробку, в коробку,
В коробку мишку положи,
Ура, ура, ура!
Находите новые места для мишки:
Держи мишку над коробкой...
Положи мишку сбоку от коробки...
Положи мишку позади коробки...
Положи мишку перед коробкой...
Посади мишку в коробку...

"Мишка-водитель" (кукла или мягкая другая мягкая зверушка)
Предложите ребенку "вести машину". Покажите ему, как двигать руки слева направо, крутя руль воображаемой машины. Прогуливайтесь по комнате, делая вид, что вы управляете машиной. Когда ваш малыш научится делать это, скажите, чтобы он предложил поводить машину своему мишке. Покажите малышу, как двигать лапы мишки. "Ведя машину" по комнате, имитируйте характерный звук едущего автомобиля и иногда гудите "бип-бип", а когда останавливаетесь, нажимайте ногой на "тормоз".

"Три зверушки"
Как можно проще перескажите своему ребенку сказку о трех медведях. Традиционная сказка слишком длинна и сложна для детишек этого возраста. Вот один из вариантов:

Жили были три зверька: один (покажите один палец),
два (покажите два пальца),
три (покажите три пальца).
Они пришли в дом к... (назовите имя ребенка),
чтобы попросить его прийти и поиграть с ними.
(Имя вашего ребенка) пригласил их к столу, угостил молоком и печеньем.
Потом они все вместе поиграли в кубики.

Когда вы окончите рассказ, поставьте три чашки и положите три кусочка печенья. Вновь расскажите сказку, но теперь с участием всех "действующих лиц". Пригласите зверушек к столу и угостите их. Сделайте вид, что они пьют молоко и едят печенье. Выньте кубики и сделайте вид, что все играют в них.

Завтрак с мишкой (куклой или мягкой игрушкой)
Скажите ребенку, что сегодня мишка (кукла или мягкая игрушка) будет завтракать вместе с ним. Освобождая место за столом для мишки, говорите малышу о том, что вы делаете: "Здесь будет мишкина тарелка, вот его чашка" и т.д. Помогите ребенку задать мишке вопрос: "Спроси мишку, любит ли он масло?" Когда малыш задаст свой вопрос, спросите его: "Что же ответил мишка?"

"Круг за кругом"
Сначала играйте в эту игру только с ребенком, а потом включите в нее куклу (мишку). Поставьте малыша лицом к себе и возьмите его за руки. Медленно двигайтесь по кругу, приговаривая:

Круг за кругом мы идем, мы идем,
Круг за кругом мы идем, мы идем,
Круг за кругом мы идем - СТОП!

При слове "СТОП" надо замереть так, чтобы не дрогнул ни один мускул. Малыши обожают эту игру и будут играть в нее снова и снова. В следующий раз кружитесь в противоположном направлении и чуть быстрее. Повторяйте игру, пока не сможете двигаться достаточно быстро. Теперь дайте ребенку куклу (мягкую зверушку). Посмотрите, сможет ли он играть с игрушкой без вас, самостоятельно. Можете еще раз продемонстрировать ему эту игру.

"Песенки куколок"
Возьмите куклу (петрушку) в руку на палочке и дайте куклу ребенку. Спойте песенку от имени куколки. Пусть ваш малыш танцует вместе с куклами под вашу песню, мотив которой вы выберете сами:

Где же кукла, где же кукла?
Здесь я, здесь я, и вас я знаю.
Я поднимаюсь, я опускаюсь
И улетаю, и улетаю...

В начале и в конце стишка держите куклу за спиной. На второй строке вы показываете куклу, затем высоко ее поднимаете, а потом опускаете. Пусть кукла появляется и исчезает.

"Маленький слоненок"
Разыгрывайте этот маленький стишок с ребенком.

Однажды маленький слоненок
Из дома убежал играть.
(Изобразите хобот слоненка, вытянув и держа руки перед лицом.)
И паучок на паутинке
Тихонько стал его качать.
(Изобразите, будто идете по паутинке.)
Так рад был маленький слоненок,
Что стал дружка-слоненка звать.
(Этого слоненка будет изображать ваш ребенок.)
Но двух слонят на паутинке
Никак, никак не удержать... БАХ!
(Падайте вместе с малышом.)

А вот другой вариант - для запоминания цвета.

Однажды маленький слоненок
Из дома убежал гулять.
На улице большой и шумной
Стал веселиться и играть.
Он прыгал, бегал и кричал,
Машину желтую искал.
Машин примчалось слишком много,
Загромоздилась вся дорога... БАХ!

Используйте игрушечные машины разных цветов. Соберите в кучу все машины, говоря: "Машин примчалось слишком много".

0

9

Сколько игр! Супер!

0

10

Девушки, а как вы играетесь со своими детками?
В какие игры?

0

11

Небесная, ты самая лучшая!!!!!!!!!!!!!! ухххххххх, спасибо!!!!!!!! И как же мне все это сохранить или хотя бы скопировать - неполучается.  А ты не можешь мне это на мыло скинуть, ну если тебя не затруднит?  Какие игры суперские! Я в восторге! Вот чем можно заниматься в дождливые весенние дни!!!!!!!!!! yahoo.gif

0

12

Doroteya написал(а):

Небесная, ты самая лучшая!!!!!!!!!!!!!! ухххххххх, спасибо!!!!!!!! И как же мне все это сохранить или хотя бы скопировать - неполучается.  А ты не можешь мне это на мыло скинуть, ну если тебя не затруднит?  Какие игры суперские! Я в восторге! Вот чем можно заниматься в дождливые весенние дни!!!!!!!!!!

СПАСИБКИ :)) прям покраснела от смущения, скинула на мыло--ловите  blush2.gif  to_become_senile.gif

0

13

Небесная!!!!!!!!!!! Спасибо тебе огромное!!!!!!!!!!!!!!!!!!!! Какая ты отзывчивая!!!!!!!! МОЛОДЧИНА!!!!!!!!!!!!!!!! pig_ball.gif  give_rose.gif

0

14

Для небесной

0

15

Doroteya написал(а):

Небесная!!!!!!!!!!! Спасибо тебе огромное!!!!!!!!!!!!!!!!!!!! Какая ты отзывчивая!!!!!!!! МОЛОДЧИНА!!!!!!!!!!!!!!!!

не за что

Doroteya написал(а):

Для небесной

ой, красява как, спасибо give_rose.gif

0

16

Хорошая подборка игор спасибо))))

0

17

Много разных игр для развития памяти, внимание и логического мышления для детей разного возраста на этом сайте http://pro-igrushek.ru/dlya detei 1,2,3.html
Заходите!  http://maminsite.ru/forum/images/smilies/66212-3.gif

0

18

Девочки, какие классные игры!!!! мы уже с дочей играем. Особенно Спасибо Небесной за игры! я тут тоже по интернету поискала игры для деток от 2-х лет . Вот,что нашла http://igraemdoma.com/igry-dlya-detey/ot-2-let
Мне  нравится, как на этом блоге одна мамочка рассказывает о том, как она учит своего ребёнка в игровой форме. :)

У меня столько фантазии не хватает:)

0

19

Спасибо огромное! Очень хорошая подборка. Вы молодец! Проделали такую работу, да еще и с другими мамочками поделились)) Почерпнула для себя полезности )) сын очень любит еще конструкторы Nanoblock собирать! они довольно простые и у него уже получается их собирать) покупаем ему довольно часто. Прям не оторвать! хорошо что цены не кусаются)))

0


Вы здесь » Мама в сети - форум для креативных мам » Развиваемся, играя » Развивающие игры от двух