Мама в сети - форум для креативных мам

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Мама в сети - форум для креативных мам » Психология » Подросток попался "в сеть".


Подросток попался "в сеть".

Сообщений 1 страница 7 из 7

1

Подросток попался «в сеть»

Как относиться к тому, что ваш ребенок готов часами просиживать за компьютером, играть в игры, блуждать по Интернету, общаться в социальных сетях? Почему этот вид деятельности так притягивает детей? Насколько это полезно или вредно для его психики? Что считать нормой, а что — состоянием зависимости от Интернета?

Нет сегодня ни одного родителя, который не без известной доли раздражения периодически не восклицал, обращаясь к своему ребенку-подростку: «Сколько можно сидеть за компьютером?!» и не слышал хорошо знакомый ответ: «Ну, еще немножко!» или «Скоро заканчиваю!», или что-нибудь в этом роде. Как относиться к тому, что ваш ребенок готов часами просиживать за компьютером, играть в игры, блуждать по Интернету, общаться в социальных сетях или просто плутать по сайтам. Почему этот вид деятельности так притягивает детей? Почему так трудно оторваться? Насколько это полезно или вредно для его психики? Как относиться к тому, что ребенка казалось бы, больше ничего не интересует, кроме этого вида деятельности? Что считать нормой, а что — состоянием зависимости от Интернета или, пользуясь современной психологической терминологией, Интернет-аддикцией? Как влияет на ребенка использование современных технологий? Как избежать негативных последствий? Попробуем разобраться в этих сложных вопросах.

Можно провести небольшой экскурс в прошлое и вспомнить те времена, когда компьютеры были чем-то из разряда фантастики (трудно представить, что это было не так уж и давно), а телевизоры были далеко не в каждой семье (это совсем невозможно представить, но в жизни наших родителей, бабушек и дедушек так и было). Главным источником информации, любимым времяпрепровождением детей и подростков было тогда чтение книг. И даже одним из наказаний в школе был временный запрет на получение книг в библиотеке (знаю это из рассказов старшего поколения). Думаю, что если рассказать это нашим детям, они будут крайне удивлены. Кстати, вопрос о том, как приучить ребенка читать художественную литературу и вообще читать, интересует родителей и учителей не меньше, чем тот, который мы обсуждаем в рамках этой статьи. Общение с современными детьми и их родителями показывает нам, что история про наказание в виде лишения возможности читать повторяется, но только уже в современном интерпретации. Для нынешнего подростка запрет на использование компьютера, а не на чтение книг, сродни невыносимым испытаниям. Так что же происходит с нашими детьми, и так ли страшны новые информационные технологии и, в частности, компьютер и Интернет?

Прежде чем переходить к чему-то более конкретному, к советам и рекомендациям, соблюдая логику изложения, все же рассмотрим некоторые важные теоретические аспекты данной проблемы. Первый аспект связан с результатами современных исследований психологов по проблемам последствий влияния новых информационных технологий на психику и здоровье детей. Результаты этих исследований неоднозначны, т.к. сама проблема является сравнительно новой, ее изучением активно стали заниматься начиная примерно с конца 80-х годов прошлого века, в основном это были исследования зарубежных авторов. Условно разделяя медицинский и психологический аспекты нужно сказать, что с точки зрения медиков, и многие это уже «проверили» на практике, длительное сидение за компьютером приводит к проблемам со зрением, к головной боли, проблемам, связанным с тем, что человек длительное время испытывая статическую нагрузку, сидит в неподвижном и однообразном положении — затекают мышцы шеи, спины, ног и др., что снижает и без того низкую физическую активность современного человека. Не разрешены до конца и вопрос о том, как влияет на здоровье человека излучение, исходящее от компьютера, и многие другие медицинские проблемы. Что же касается психики, то здесь тоже все непросто. Психологи говорят нам о появлении нового вида зависимости (наряду с хорошо известными всем наркотической, алкогольной, игровой, пищевой зависимостями) — Интернет-зависимости, или, по-другому, Интернет-аддикции. С точки зрения исследователей этой проблемы, Интернет-зависимость — это такой вид зависимого поведения, при котором процесс пребывания в Интернете затягивает настолько, что человек оказывается не в состоянии полноценно функционировать в реальном мире, предпочитая жить «виртуально». Интернет воспринимается как своеобразный аналог реальности. Человек не нуждается в контактах с окружающим миром, либо эти контакты очень сужены, сведены к минимуму. Он довольствуется жизнью «в сети».

Один из ведущих исследователей этой проблемы К. Янг выделил пять типов Интернет-зависимости, среди которых: пристрастие к работе с компьютером, патологическая привязанность к азартным играм в Интернете, к аукционам или электронным покупкам, зависимость от общения в чатах, групповых играх и телеконференциях, зависимость от сайтов сексуальной тематики. Современные исследователи данной проблемы говорят о том, что Интернет как среда по своей природе неоднороден и включает в себя множество возможностей, широкое разнообразие форм и видов деятельности пользователей. Это может быть общение, игровая, познавательная и др. деятельность. Поэтому и зависимость может наступать от определенного вида деятельности в Интернете, а не от самого Интернета как среды.

Согласно классическому определению К.Янга, Интернет-зависимость проявляется во всепоглощенности Интернетом; потребности проводить в сети все больше и больше времени; наличии повторяющихся попыток уменьшить использование Интернета; возникновении так называемых «симптомов отмены» при прекращении пользования Интернетом, причиняющих человеку беспокойство; проблемах контроля времени; проблемах с окружением (семья, школа, работа, друзья); ложью по поводу времени, проведенного в сети; изменением настроения посредством использования Интернета.

Исходя из этих характеристик можно сделать вывод о том, что большое количество современных подростков имеют предрасположенность к формированию такой зависимости. Вместе с тем, исследователи Интернет-зависимости сходятся во мнении о том, что при формировании зависимости первичны психологические особенности самого пользователя Интернета. Собственно Интернет и общение в нем может приобретать сверхзначимость для некоторых людей в силу их личностных особенностей: сложности в принятии своего физического облика; замкнутости, сложности в непосредственном общении и взаимопонимании (может быть связанным со сложностями в общении с противоположным полом); чувстве одиночества; эмоциональной напряженности и некоторой склонности к негативизму; наличии хотя бы одной фрустрированной потребности; обостренном чувстве независимости; нереалистичными представлениями об идеальном «Я», заниженной самооценке. Многие из перечисленных признаков являются характерными для подростков, т.к. сам подростковый возраст, являясь переходным, кризисным периодом, может сопровождаться такими проявлениями.

С психологическими особенностями подросткового возраста связан и второй аспект рассматриваемой проблемы. Всем известно, что каждый возрастной период обладает своей спецификой. Психика ребенка не тождественна психике взрослого, а его личность активно развивается начиная с раннего детства. Наиболее ярким и переломным периодом становления личности принято считать подростковый возраст. Именно этот период совпадает с началом активного использования ребенком Интернет-среды. Не умаляя факт использования компьютера и Интернета детьми дошкольного и младшего школьного возраста, отметим, что все же в этом возрасте обычно еще наблюдается более строгий контроль за временем использования компьютера со стороны взрослых и не такое активное и всепоглощающее стремление к «жизни в сети».

Почему именно подростки? Подростковый возраст — возраст общения, возраст наибольшего стремления к получению одобрения со стороны сверстников и той группы, которая является значимой для подростка. Многие свои представления о социальных ролях и жизненных ценностях подростки получают именно отсюда. Подростки живут в мире разнообразных ролей, предлагаемых многочисленными группами — семьей, друзьями, социальными институтами и др. Современная Интернет-среда, являясь, по сути, тоже социальной «виртуальной» средой, позволяет подростку реализовать те роли, проигрывание которых в реальной жизни представляется для него затруднительным, но в «проживании» этой роли подросток испытывает необходимость, чтобы либо принять, либо отвергнуть те ценности, установки и идеалы, которые эта роль подразумевает. Тем более, такая особенность Интернет-среды как анонимность создает все предпосылки для такого ролевого экспериментирования.

Ярко прослеживаются именно подростковые черты в том, как осуществляется самопрезентация подростков в Интернете. Она более раскованна, является более эпатирующей и менее социально желательной по сравнению с тем, что представляет собой подросток на самом деле. Этот факт является закономерностью нормативного развития в этом возрасте, следствием пока еще не сформировавшейся личности подростка, его особого отношения к миру, потребностью во взрослости, которая может и в реальной жизни проявляться в эпатаже, а в виртуальной и анонимной Интернет-среде - тем более. Виртуальная самопрезентация, отличающаяся от реального образа, создается подростком для того, чтобы получить новый опыт, и обусловлена его стремлением испытать нечто ранее не испытанное, поиском себя.

Если рассмотреть более подробно вопрос о том, для чего и почему подростки используют Интернет, то наши исследования показали, что для подростков, регулярно использующих Интернет, наиболее привлекательны мотивы общения и игровые мотивы. Они проводят наибольшее количество времени в социальных сетях («В Контакте», «Мой мир», «Одноклассники») и различных чатах. Здесь достаточно ярко можно увидеть самопрезентацию подростков со всеми описанными выше особенностями. На втором месте игровые мотивы (он-лайн игры). Мотив поиска информации стоит на третьем месте.
Таким образом, ссылаясь на данные ученых (Н.В.Чудова), мы видим, что Интернет является новой социальной средой, культурой, в рамках которой появились новые средства для личностного развития человека. Особенную значимость Интернет может приобретать для тех, кому по каким-либо причинам «трудно формировать свой образ Я с опорой на свои природные данные или социальные достижения». На наш взгляд этот вывод демонстрирует более прогрессивный взгляд на проблему, который полностью применим, в том числе, и к вопросу «жизни в Интернете» детей подросткового возраста. Подводя некоторый итог, вернемся к началу разговора и ответим на те вопросы, которые были поставлены в начале статьи.

Итак, относиться к тому, что ваш ребенок готов часами просиживать за компьютером, играть в игры, блуждать по Интернету, общаться в социальных сетях или просто плутать по сайтам, нужно спокойно. Главное понять, носит это стремление навязчивый, патологический характер или нет. В большинстве случаев такое стремление является нормальным, свойственным большинству детей и подростков. Для того чтобы избежать Интернет-зависимости у ребенка (и игровой зависимости в том числе), родителям необходимо стараться регулировать время нахождения ребенка за компьютером (и в Интернете). Медики советуют ограничивать это время полутора-двумя часами в день. Для детей дошкольного и младшего школьного возраста — получасом. Нужно сказать, что если родители разносторонне развивают своего ребенка и у него есть какие-либо увлечения кроме компьютера, то время пребывания за компьютером у него будет сокращено так сказать естественным путем, т.к. кроме времени, проведенного в школе, времени, затраченного на подготовку домашнего задания, он должен успеть подышать свежим воздухом, посетить кружки и секции, так что на компьютер остается не так уж и много. Если же досуг подростка не организован, вероятность более длительного нахождения за компьютером и тесного общения с Интернет-средой не исключена.

Что касается зависимости от игр, то здесь тоже большая ответственность лежит на родителях. Зачастую родители, сами того не ведая, приучают ребенка к компьютеру начиная уже с дошкольного возраста. Обычно это бывает так: сначала ребенку предлагаются так называемые познавательные и развивающие игры, ребенок овладевает техническими возможностями компьютера, а затем в его жизни появляются первые игры развлекательного характера, которые оказываются очень интересными и захватывающими. Ребенок готов часами играть, при этом родителям бывает это очень удобно, т.к. ребенок занят, не мешает, не доставляет никаких хлопот. К подростковому возрасту время игр увеличивается в разы, накладываются особенности подросткового возраста, которые были рассмотрены нами выше, справиться с чрезмерным стремлением к игре становится очень сложно. Что касается стремления подростков к общению «он-лайн», то оно является нормативным явлением, удовлетворяющим потребность ребенка в том ведущем типе деятельности, который соответствует этому возрастному периоду – в деятельности общения. Благодаря такой своей особенности, как анонимность, Интернет позволяет подросткам, имеющим проблемы с общением в реальной жизни, реализовать свою потребность в коммуникации виртуально.

Подросткам, не испытывающим таких проблем в реальной жизни, Интернет дает дополнительные возможности развития коммуникативных способностей. Кроме того, ребенок, которого лишают возможности использовать Интернет, будет чувствовать себя в компании своих сверстников не в своей тарелке, т.к. будет лишен возможности обсуждать актуальные для сверстников проблемы. Таким образом, несмотря на определенные опасности, которые представляет чрезмерное использование компьютера детьми и подростками, трудно представить себе современного развитого ребенка без компьютера, компьютерных игр, без стремления попасть в мир «всемирной паутины». Соблюдая правило «во всем хороша мера» и имея доверительные отношения со своими детьми, можно не беспокоиться о том, что «сеть» затянет ребенка на самое дно.

источник: http://materinstvo.ru/art/5586

0

2

о, Оль, все не осилила((((( уж прости http://mybb.ru/f/collection/0211.gif
я лично планирую с заисимостью от сети проводить профилактические работы. точно так же как предупреждение интереса к сигаретам и алоголя. где то уже говорила -если ребенок "сел" на игры онлайн - это беда сроне наркомании.не надо ходить и изо дня в день говорить пустые фразы "сколько можно сидеть за компьютером?" -  надо предпринимать решительные меры.

0

3

Triss написал(а):

это беда сроне наркомании.не надо ходить и изо дня в день говорить пустые фразы "сколько можно сидеть за компьютером?" -  надо предпринимать решительные меры.

Кать, всё верно, говорить без толку. И хорошо бы не запускать ситуацию.

0

4

Я тут откопала кое чего и с этим могу полностью согласиться.

Впервые понятие Интернет-зависимости было введено в начале 1990-х годов для описания патологической и практически непреодолимой тяги к использованию Интернета. Для облегчения идентификации проблемы сам термин «зависимость» был заимствован из лексикона психиатров, которые ассоциируют тягу к Интернету с социальными и психологическими проблемами.
Как правило, сетевая зависимость выражается в навязчивом веб-серфинге - бесконечным путешествиям по Сети, пристрастии к виртуальным знакомствам, либо онлайновым азартным играм. Мало кто признается в порно-серфинге или приверженности к эротической переписке, но посещаемость таких ресурсов говорит сама за себя. Сравнение Интернета с наркотиком многим уже давно кажется правомерным.

На фоне таких утверждений неудивительны последние выводы китайских ученых - чем больше времени человек проводит в Интернете, тем больше вероятность развития у него депрессии. Если человек не может контролировать, сколько времени он проводит в Сети до такой степени, что это мешает ему поддерживать нормальную жизнь - это верный путь к психическим расстройствам, от которых не так просто избавиться.

Ученые пока не могут сказать, что первично: страдающих депрессией тянет к Интернету или сам Интернет становится причиной депрессии. Существует гипотеза, согласно которой к многочасовому путешествию по сайтам склонны уже страдающие депрессией, таким образом они пытаются уйти от проблем в реальной жизни. В таких случаях может помочь персональная психотерапия, целью которой является уменьшение желания регулярно сбегать от проблем при помощи Интернета.

отсюда:
http://medkrug.ru/community/show_article/29?aid=5810

0

5

Triss написал(а):

"сколько можно сидеть за компьютером?" -  надо предпринимать решительные меры.

например, Кать?
мы часто сына не может с боем от игровой приставки отрываем.... :dontknow:
обычно срабатывает нормально (но очень временно) способ бартера....предложение других занятий, которые могут показаться ему интересными более менее...
но это не выход...

0

6

Нора написал(а):

например, Кать?
мы часто сына не может с боем от игровой приставки отрываем....

честно - точно сказать не могу. но вот я уже выше проводила параллель с курением. чисто теоретически - поговорила бы фактами.  вот какими именно - надо дальше думать. но так как я сама переболела игрозависимостью - надеюсь смогу что нибудь придумать.....могу для устрашнения сказать - игромания - страшнее сигарет...... в край - пойдем к специалисту......
вообще я давно в теме про похудение рассказывала основной принцип работы реабилитационных центров от любой зависимости - будь то еда, интернет, курение, наркомания, алкоголизм и тд......существует круг удоволсьтвий. рисуем круг и в нем выделяем сектора - сектор семья, сектор сон, чтение, курение, и тд и тп. просто основываясь на времени сколько мы отдаем конкретному удовольствию.....вот у наркомана от 50% занимают наркотики, у игромана эти 50% будут занимать мысли об игре и сама игра и по аналогии с другими зависимостями. задача окружающих уменьшать эти 50% добавляя другие удовольствия.....искать другие увлечения....

сразу прошу прощения % приблизительные и теорию я рассказала своими словами не сильно научными.....точно можно в инете поискать

+3

7

Triss написал(а):

сразу прошу прощения % приблизительные и теорию я рассказала своими словами не сильно научными.....точно можно в инете поискать

Это ничего, Кать...сам принцип понятен...это что-то типа заместительной терапии**...Переключаться на что-то иное....Уверена, будет работать.....во всяком случае с детьми...Надеюсь...Будем думать...

+1


Вы здесь » Мама в сети - форум для креативных мам » Психология » Подросток попался "в сеть".