Намного интереснее и познавательнее будет, если в течение какого-то времени предлагать ребенку игры и занятия, связанные одной темой. Такие занятия можно назвать комплексными. Например, мы с сыном играли в игры на тему «Лето», «Космос», «Медузы» и многие другие.
Как придумать комплексное занятие?
Для этого есть два пути - импровизировать по ходу игры и расписать все задания заранее. Если хватает фантазии, одна игра может превратиться в другую без всякой предварительной подготовки.
Что для этого надо?
Расскажу на примере нашего занятия на тему «Злаки».
Начните играть с ребенком в любую игру, которая ему нравится. Мы, например, начали играть с посудкой.
Выберите во время игры какое-нибудь одно понятие. Я сначала взяла понятие «каша», так как ее мы и варили в игрушечной кастрюле. А потом мы с Сережей задались вопросом, из какой крупы бывает каша, и я добавила понятие «злаки».
А теперь постепенно задание за заданием начинаем придумывать игры на выбранную тему. Не старайтесь сразу объять необъятное. Придумайте какое-нибудь одно задание. Выполните его и спросите себя: что еще можно сделать на эту тему? И еще один волшебный вопрос: как можно ПРОДОЛЖИТЬ последнее задание?
Итак, вот что я придумала на тему «Злаки».
Конечно же, сначала мы пошли на кухню и достали из шкафа крупу. Посмотрели, какая крупа у нас есть, как она называется, чем отличается.
Затем отсыпали несколько видов крупы в спичечные коробки. Сережа тоже насыпал крупу ложечкой. Вот вам и еще одно занятие, простое, но полезное, так как развивает координацию рук.
На спичечные коробки наклеили этикетки с подписями – рис, гречка, манка. Пусть малыш видит и запоминает новые слова.
А теперь продолжим игру на чтение и составим эти слова из кубиков Зайцева. А чтобы было интереснее, представим, что получившиеся слова – полочки для каждой крупы, и поставим на них соответствующие коробочки.
Пока составляли слова из кубиков, отметили, что кубики гремят. Потрясли и коробочки – слушали, как гремит разная крупа. Задание можно и усложнить: попробуйте угадать с закрытыми глазами, коробка с какой крупой гремит.
С коробочками поиграли, пора и кашу уже варить. Снова пересыпаем крупу, теперь уже в кастрюлю и по тарелкам.
Что такое? Разные крупы перемешались! Надо срочно их рассортировать – прекрасное упражнение на развитие мелкой моторики.
Сережу, конечно, уже не проведешь – забыли налить в кастрюлю воду И вот новая игра – перемешиваем крупу в воде. Заодно изучаем, какая крупа как себя ведет в воде: манка набухает, рис и гречка тонут, а некоторые зернышки всплывают.
Пока Сережа спал, сделала презентацию «Зерновые». А после ее просмотра почитали детскую энциклопедию.
Что еще можно было придумать на эту тему?
Какое-нибудь творческое задание:
- хаотичную аппликацию, т.е. беспорядочно разбросать зерна на листе бумаги, смазанном клеем;
- аппликацию-мозаику, например, заполнить контур какого-нибудь рисунка крупой;
- лепка – вдавливать крупу в пластилин или нарисовать на бумаге колос и приклеить пластилиновые шарики-зерна;
Подмести крупу с пола или кисточкой со стола.
Сделать плакат «Злаки», приклеив вместе с малышом изображения различных растений.
Сделать плакат-объяснялку «Строение колоса».
Сделать лото по этой же теме.
Прочитать и инсценировать сказку «Колосок».
Угадывать с закрытыми глазами на вкус, какую кашу предлагает мама.
Сшить мешочки и наполнить их разной крупой, а затем угадывать наощупь, в каком мешочке какая крупа.
Прочитать и поиграть, как получается крупа: что такое поле, комбайн, когда и как сеют зерно, как его собирают и обрабатывают.
Игра на развитие речи: из какого растения какая каша получается – из гречихи гречневая, из овса овсяная и т.д.
Если у Вас не получается придумывать задания с ходу, запишите их заранее. Задавайте себе те же вопросы – что можно сделать еще и как продолжить последнее задание. Пусть во все записанные игры вы и не поиграете, зато Вы потренируете свою фантазию и у Вас под рукой будет уже готовый конспект игр на другой день. Ведь проводить комплексные занятия можно в течение нескольких дней! В Интернет-курсе «Как систематизировать занятия с ребенком…», например, одна и та же тема повторяется в разные дни.
В третьем месяце в день развития речи, например, мы ставим мини-спектакль «Заинька-зайка» с самодельными игрушками, потешками и подвижными играми. А на следующий день повторяем тему уже в виде творческих заданий. В этом же месяце в день жизни людей играем и занимаемся по теме «Мебель. Домашняя обстановка»: изучаем плакаты-объяснялки, смотрим презентации, выполняем творческие задания, ставим эксперименты и даже обустраиваем домик для куклы. Вдохновения и интересных игр Вам и Вашему малышу!
Источник