Родился 18.08.1952 в Хьюстоне (шт. Техас). Учился в балетной школе в Харкнессе. Окончил балетную школу "Джоффри" в Нью-Йорке, занимался там же в студии "Сан-Джосинто".
О ком-то говорят, что он родился в "рубашке", а вот о Патрике Суэйзи можно сказать, что он родился в "балетных тапочках".
Да и как могло быть иначе, если его мама - известный хореограф в Америке и владелица частной балетной школы? Само собой, что мальчик стал профессионально заниматься танцами и музыкой. Честолюбивая и властная Пэтси Суэйзи вбивала в сына уверенность - ты должен быть первым, чем бы ни занимался.
Лучший ученик в школе, Патрик успевал получать и спортивные призы: он прекрасно плавал, крутил "солнышко" в гимнастическом зале, прыгал с самой высокой вышки, играл в футбол. Но при этом был он подростком смирным, абсолютно незлобливым. Прозвище "маменькин сынок", подкрепляемое тумаками от сверстников, то и дело выбивало из него слезы.
Поначалу наш отличник бегал к спасительной материнской груди, но в один прекрасный день Пэтси сурово молвила - дескать, хватит канючить, научись постоять за себя сам. И отправила неженку в клуб восточных единоборств, после чего его статус в колледже и на улице круто пошел вверх.
Нынче немногое осталось от прежнего тихони. Нет, он не стал развязным, грубым малым, но и в быту, и на съемочной площадке он при надобности жестко защищает и свои интересы, и интересы друзей.
Без ума от него самые самоуверенные красавицы: они восхищаются его внешностью, пластичными движениями, чувством юмора. Сам он 18-летним впервые влюбился в Лизу Ниеми, ей было тогда 15 лет, а училась она в его же балетной школе. Спустя три года они поженились. После окончания балетной школы счастливая пара отправилась покорять Нью-Йорк. Критики и зрители сразу же на "ура" приняли их в бродвейском мюзикле "Бриллиантин". Элегантный, ловкий и красивый Суэйзи быстро становился звездой. Любующимся им поклонницам и в голову не приходило, что у Патрика серьезно повреждена коленная чашечка - следствие еще школьного матча. Он один знал в полной мере, чего это ему стоило. Именно в эту пору боли стали нестерпимыми. Но Патрик терпел, понимая, что он и на день не должен покидать сцену - забудут, найдутся другие.
А мечты о славе уже имели под собой серьезные основания: Патрику посчастливилось выступить на одной сцене с самим Михаилом Барышниковым, причем для них готовился специальный спектакль.
Но вскоре, увы, все рухнуло. Профессор сказал, что необходимо срочное хирургическое вмешательство - колено в ужасном состоянии. И это еще были цветочки. После операции тот же профессор вынес приговор: "В балет вы уже не вернетесь".
Это стало страшным ударом. Патрик Суэйзи был прирожденным танцором, и, в сущности, он ничего другого не умел. Но опять же Пэтси вытянула его, напомнив, что еще мальчишкой он небезуспешно снимался в простеньких сериалах. И ему снова повезло: Патрика пригласили сняться в телефильме "Север и Юг" - в роли юноши, выросшего на плантациях Юга и ставшего генералом армии конфедератов. Со своей ролью Патрик справился прекрасно, и это заметили.
А ошеломляющий успех пришел после фильма "Грязные танцы", где он сыграл молодого танцора, развлекающего богатых туристок. Жизнь актера снова резко изменилась. Его признал высший свет Голливуда со всеми сопутствующими атрибутами - толпами поклонниц, хвалебными рецензиями и наградами на кинофестивалях.
Но именно этот розовый период и надломил Патрика Суэйзи. Актер запирался в собственном кабинете и пил. Подтолкнула его к этому и внезапная смерть от сердечного приступа горячо любимого отца. Патрик не мог простить свою холодность к отцу, он даже не успел сказать, как сильно он его любит.
Тема невысказанных чувств реализовалась у него несколько лет спустя в фильме "Привидение", где главный герой, возвращаясь в этот мир призраком, объясняется в любви своей жене, которую сыграла знаменитая актриса Деми Мур. Он адресовал их не столько своей экранной супруге, сколько умершему отцу. Так он сам говорил кинокритикам.
Наконец, актер понял: надо что(то предпринять, иначе он потеряет все. Он бросил пить, начал лечиться. Лиза помогла ему забыть об алкоголе. Тут надо сказать, что к величайшему разочарованию актрис, окружавших его, Патрик не позволил себе ни одного романа: Лиза всегда оставалась его единственной возлюбленной.
Как актер, как личность Патрик, безусловно, состоялся. Человек искренний, в чем(то и непосредственный, он в каждой роли выглядит удивительно естественным. Осталась и его великолепная координация. Поэтому ему не нужны дублеры, и чем сложнее, опаснее трюк, тем сильнее его желание выполнить все самому.
Режиссеры, конечно, используют и его неувядшее искусство танцора. На съемках фильмов, где есть возможность передохнуть, он танцует блистательно. А еще он прыгает с машины, летящей на бешеной скорости на другую, взмывает на доске на гребень гигантской волны, делает опасные затяжные прыжки с парашютом - а уж в фильме "Дом у дороги", получая по роли затрещины, следит, чтобы его били всерьез.
Особенно сложной была сцена погони в триллере "Письма убийцы", когда Патрику пришлось в мгновения выбираться из разбитого и перевернутого автомобиля, да еще вытаскивать до взрыва застрявшего оператора. Он успел, вышел из опасного положения. А после заявил, что такое артисту на пользу: риск очищает душу.
Но не всегда все заканчивается благополучно. Как-то по сценарию он должен был мчаться по лесу на лошади без седла и уздечки. Патрик и помчался. Но в какой(то момент лошадь с просеки вынесло на огромный дуб. Патрик едва успел сгруппироваться. Голову он спас. Но обе ноги оказались серьезно травмированными: пришлось вживлять металлические стержни. Как только сняли гипс, настрадавшийся артист сразу же приступил к тренировкам.
После этой истории у него, как ни странно, вспыхнула прямо(таки бешеная страсть к лошадям. Он разводит их на собственном ранчо в Северной Калифорнии, и опять же Патрик все делает сам - моет, кормит, тренирует, даже особую люцерну выращивает, рецепт которой открыл ему знакомый фермер из Техаса.
Страсть эта завела его далеко: два года назад Патрик принял участие в скачках по пустыне в Арабских Эмиратах, причем только на лошадях местной породы. Условия были идеальными для любителя острых ощущений: немыслимая жара, бескрайние пески и бешеные скакуны. Четыре часа истязания пеклом, и в итоге только Патрик - единственный из европейцев и американцев, добрался до финиша. Занял 35-ое место, но в глазах арабов это не имело большого значения: если победил дистанцию, ты уже герой.
Патрик Суэйзи (Swayze, Patric).
Подобно Джону Траволте и некоторым другим актерам, в мир кино Патрик Суэйзи пришел из балета, и именно этому виду искусства (где, надо признать, немалого достиг) он посвятил свою молодость. Во всяком случае участие в бродвейском мюзикле "Бриллиантин" (или "Бриолин") сделало его знаменитостью. Критики единодушно отмечали незаурядное мастерство танцовщика, его пластику, грацию и силу. Деятели кино и телевидения, всегда внимательно присматривающиеся к молодым дарованиям, не могли не отметить своеобразия актера, его обаяния, очаровательного мальчишества. Не будучи красивым и даже интересным мужчиной, Патрик Суэйзи тем не менее всегда обращает на себя внимание: его небольшие светлые глаза лучатся доброжелательством, с лица не сходит обаятельная улыбка, а от ладно скроенной, крепкой фигуры так и веет силой. Словом, эдакий уверенный в себе, надежный и порядочный парень. Конечно, для ролей утонченных аристократов Патрик Суэйзи - фигура неподходящая, но в современном американском кино, где требуется герой иного склада "такой же, как мы с вами" - он незаменим. И это достаточно быстро поняли продюсеры и режиссеры, которые сначала попробовали Суэйзи на телевидении, а затем пригласили в кино.
"Ренегаты", "Север и Юг", "Библия, часть I и П" - эти телесериалы, выпущенные в свет в 1979-1980 гг., сделали имя Суэйзи известным, и потому режиссеры фильмов "Аутсайдеры" (1983), "Красный рассвет" (1984), "Молодая кровь" (1986), приглашая Суэйзи в свои картины, не особенно рисковали, справедливо полагая, что профессиональное мастерство танцовщика, умение держаться на сцене помогут ему быстро освоить и новую профессию. И все же успех не сразу пришел к Суэйзи. Понадобилось долгих семь лет, прежде чем актер "ухватил за хвост птицу счастья". Ею стал для него фильм "Грязные танцы" (1987), где Патрик создал запоминающийся образ молодого профессионального танцора, в чьи обязанности входит развлечение богатых туристок. Однако этот современный "жиголо" предстает на экране обычным симпатичным и обаятельным парнем, который умеет и любит танцевать, но не спешит продавать тело и душу за деньги. Вернее, это могло бы произойти, если бы не его встреча с юной отдыхающей девушкой, которую он обучает искусству танца, а вместе с ней постигает и "науку любви". В этой лирической картине раскрылся талант Суэйзи - актера. Ему вполне удалось передать характер главного героя, который от цинизма и скепсиса, присущего человеку его положения, переходит к пониманию истинных ценностей жизни. Это была достаточно сложная в психологическом плане роль, и Суэйзи с блеском справился со своей задачей. Его герой подкупал зрителей обаянием, мальчишеским эпатажем, способностью любить.
Патрик Суэйзи запомнился, и после успеха "Грязных танцев" ему можно было не беспокоиться о своем будущем: приглашения сниматься в новых фильмах не заставили себя ждать. Ежегодно на экраны выходили картины с его участием. "Ближайшие родственники" (1989), "Дом у дороги" (1989), "Привидение" (1990) - все эти работы еще больше укрепили авторитет Суэйзи-актера. К сожалению, режиссеры практически перестали использовать талант Суэйзи-танцовщика. Все эти роли - сугубо драматические. Правда, благодаря участию Патрика, в этих фильмах открываются новые грани его дарования. В "Доме у дороги" - типичном боевике - Суэйзи демонстрирует динамику актера "фильмов действия", а в "Привидении" он неожиданно блеснул комедийным талантом. Ведь по воле сценаристов, его герою суждено было умереть в самом начале фильма, превратиться в привидение, чтобы спасти любимую девушку от всех опасностей, разоблачить коварных врагов и примерно их наказать, прежде чем его "душа" отправится в мир иной. И с этой задачей Патрик успешно справился.
И все-таки жаль, что его умение танцевать "осталось за кадром". Конечно, годы берут свое, и, приближаясь к своему сорокалетию, Суэйзи-танцовщик постепенно уступает место Суэйзи-актеру.
Пока каждая новая роль приносит Патрику все большую известность. Сегодня он уверенно входит в первую двадцатку наиболее популярных актеров Голливуда.
Награды
Золотой глобус, 1996 год
Номинации: Лучшая мужская роль (комедия или мюзикл) («Вонг Фу, с благодарностью за всё! Джули Ньюмар»)
Премия канала «MTV», 1992 год
Номинации: Самый желанный мужчина («На гребне волны»)
Золотой глобус, 1991 год
Номинации: Лучшая мужская роль (комедия или мюзикл) («Призрак»)
Золотая малина, 1990 год
Номинации: Худшая мужская роль («Ближайший родственник»)
Золотой глобус, 1988 год
Номинации: Лучшая мужская роль (комедия или мюзикл) («Грязные танцы»)