После достижения ребенком возраста один год, педиатр приглашает маму с малышом на осмотр уже не каждый месяц. Профилактические осмотры проводятся один раз в три месяца в возрасте от года до двух лет и один раз в шесть месяцев в возрасте от двух до трех лет.
Кроме общемедицинского осмотра, проведения вакцинации согласно национальному календарю прививок, в задачу врача входит оценка нервно – психического развития ребенка.
В возрасте 1 год и 3 месяца расширяется запас слов, понимаемых малышом. Ребенок уже ориентируется в названиях предметов, действий, но в момент двигательной активности и радости еще пользуется лепетом и отдельными облегченными словами. Кроха хорошо ориентируется в двух контрастных величинах предметов (например, кубов) с разницей в размере не менее 3 сантиметров.
Во время игры малыш воспроизводит ранее разученные действия с предметами (кормит куклу, катает машину, нанизывает кольца на стержень). Ребенок длительно ходит, не присаживаясь, легко меняет положение тела: наклоняется, приседает, переворачивается. Он самостоятельно ест густую пищу ложкой.
В 1 год 6 месяцев малыш умеет обобщать предметы по существенным признакам, например, указывает на все, имеющиеся в доме часы. Называет предметы и облегченными «ав-ав», и правильными «собака» словами, особенно в момент сильной заинтересованности. Малыш ориентируется в 3 - 4 контрастных формах предметов (шар, куб, кирпичик). Кроха перешагивает через препятствия приставными шагами, и умеет самостоятельно есть ложкой жидкую пищу, хотя еще не очень аккуратно.
К 1 году 9 месяцам подросший малыш понимает несложный рассказ по сюжетной картинке, может отвечать на вопросы взрослого. Во время игры ребенок обозначает свои действия словами и простыми предложениями. Кроха ориентируется в 3 – 4 контрастных величинах предметов с разницей в размере не менее 3 сантиметров.
Ребенок воспроизводит несложные постройки, например, скамейку или домик. Малыш уже умеет ходить по ограниченной поверхности шириной 15 -20 сантиметров, приподнятой над полом и при незначительной помощи взрослого снимать с себя одежду (шапку, обувь).
В возрасте 2 лет ребенок понимает рассказ о событиях, имевших место в его жизни без показа. В общении со взрослыми малыш пользуется двухсловными предложениями, иногда употребляя местоимения и прилагательные. Кроха подбирает по образцу 3 – 4 контрастных цвета, а в игре воспроизводит ряд последовательных действий (начало сюжетной игры). Малыш уже может одеваться, но только частично, помощь взрослого ему пока необходима.
В 2 года 6 месяцев ребенок говорит многословными предложениями, у него появляются вопросы «где», «куда». Игра крохи носит сюжетный характер, малыш отражает взаимосвязь и последовательность действий. Кроха уже самостоятельно одевается, но еще не умеет застегивать пуговицы и завязывать шнурки. Малыш легко перешагивает через палку или веревку, приподнятую над полом на 20 – 30 сантиметров.
В 3 года малыш продолжает активно познавать мир, у него появляются извечные вопросы «почему» и «когда». Можно отметить появление ролевой игры, наблюдая за малышом. Он уже может одеваться сам, прибегая лишь к небольшой помощи взрослого. Ребенок по просьбе называет 4 основных цвета, умеет перешагивать через веревку, приподнятую на 30 – 36 сантиметров над полом.