Пишу по просьбе подруги.
Её сынок (1,7 л.) отличается повышенным чувством собственничества к своим вещам. Когда они выходят гулять во двор, то как и все остальные дети, приносят игрушки. Естественно, кому нравится играть своими, все бегут к чужим. Но если кто-то подходит к игрушками её сына, то у него начинается истерика. Он сразу начинает их собирать и бежит прятать к маме. Если пытаются дотронуться до его велосипеда, начинает махать руками, кричать, толкать ребенка.
Чужими игрушками он тоже старается не играть.
Еще один момент. Если он увидит точно такую же игрушку, как у него, то обязательно заберет обе.
И если кто-нибудь из детей дотронется до его мамы, то тут же становится между ними и отталкивает этого ребенка.
Подруга очень переживает по этому поводу. Объяснения, что надо делиться с детьми , не помогают. Её уже стыдно выходить во двор.
Кстати, когда к ним приходят дети в гости домой, он на посягательства на его игрушки не реагирует.
Подруга очень просит совета, как ей себя вести с сыном во время его «приступов жадности», что бы исправить положение. Или единственный выход, гулять отдельно от детей?
Обостренноё чувство собственничества у ребенка.
Сообщений 1 страница 10 из 10
Поделиться12009-04-02 18:20:16
Поделиться22009-04-02 18:28:58
Может мама сама провоцирует ребенка на такое поведение? Как в семье распределяются вещи между членами семьи? Выделается ли ребенок среди остальных членов? За столом делается ли акцент, что вот это только для ребенка, другим не брать?
Поделиться32009-04-02 19:31:29
вот статья детского психолога Юлии Василькиной:
Не жадность, а познание границ «Я»
К двум годам наступает совершенно новый этап в психологическом развитии ребенка, когда он начинает произносить слова «я» и «мое». Помните, как раньше малыш говорил? «Ваня кушает, Ваня играет», т.е. о себе в третьем лице. Теперь же у него начинает формироваться целостная картина самого себя и проявляется это в том числе и в появлении слова «я» в речи ребенка.
Вместе со словом «я» возникает и слово «мое»: «Это моя игрушка, моя мама, мой стул». Все, что ребенок обозначает словом «мое» является продолжением его личности. Все эти люди и предметы входят в его личное пространство. Именно поэтому ребенок так эмоционально относится к тому, что кто-то сядет на его стул, поиграет с его игрушкой» или подойдет к его маме.
В этом возрасте о жадности как черте личности не может быть и речи. Ребенку важно знать, что он сам, а также его вещи неприкосновенны без его согласия.
Очень важно, что в это же время наряду со словом «мое» ребенок начинает понимать и что такое «чужое». Вы можете услышать, как ребенок говорит: «Это папины часы, это мамина юбка, это бабушкины тапочки». Это подходящий период, чтобы начать учить ребенка, что всегда нужно спрашивать перед тем, как взять чужое.
Как типично развивается ситуация во время прогулки? Ребенок выносит свои игрушки, некоторое время играет, а потом отвлекается на что-то другое: горку, лесенку или чужую игрушку. Но вот малыш видит, что кто-то взял его вещь, и тут же бросается в бой! Может закричать, затопать ногами, начать вырывать, даже ударить. С его точки зрения чужак покусился вовсе не на совочек (как думает мама), а на него самого. Дальше мама испытывает массу противоречивых чувств: от желания полностью оправдать действия малыша до стыда за свое «жадное» чадо. Ей кажется, что все на площадке смотрят на нее осуждающими взглядами, и она испытывает чувство вины перед «обществом».
Собственно, проявления такой «жадности» у ребенка – это проблема не малыша, а его мамы. Именно ей неудобно, стыдно и хочется оправдаться перед окружающими. И именно потому, что это проблема мамы, ей надо задуматься над тем, как она ведет себя в этой ситуации. В основном действия мамы сводятся к двум конкурирующим позициям: «он ДОЛЖЕН делиться, несмотря ни на что» и «он МОЖЕТ поделиться, если захочет».
Мама, придерживающаяся позиции «должен делиться», может начать громко ругать ребенка и даже шлепнуть его при всех (напомню, речь идет о малыше 1,5-2 лет). Она может отнять отвоеванную игрушку, чтобы отдать ее «обиженному» ребенку. Маме, видимо, в этот момент кажется, что она должна показать окружающим, что она воспитывает ребенка, причем довольно строго. «Общество» должно быть довольно.
Действуя таким образом, мама ориентируется не на ребенка, его интересы и особенности этапа развития, а на собственные иллюзии по поводу того, что о ней, как о маме, подумают. Но нельзя научить доброте, ругая, шлепая и отнимая. И нельзя научить щедрости, заставляя делиться, ведь истинная щедрость может идти только от души.
В возрасте 1,5-2,5 лет формируется еще очень важное умение говорить слово «нет». Люди, которым не дали научиться говорить «нет», очень страдают, став взрослыми. Вам наверняка известны примеры, когда мужчина всем без отказа дает деньги в долг, который потом ему частенько не возвращают. Или женщина, которая дает платье коллеге по работе «на вечер» и потом стесняется попросить его обратно. Истинная ли это щедрость? Нет! Это последствия той самой «песочницы», где их заставляли делиться. Их мамы очень боялись, что они вырастут жадными, а они выросли безотказными. И вот уже взрослых людей психологи учат говорить слово «нет», чтобы те смогли, наконец, научиться отстаивать свои интересы.
Бывает, что те, кого активно заставляли делиться, становясь старше, склонны действовать «вопреки» («ну теперь-то мне никто не помешает делать так, как я хочу!»). И ребенок (подросток) начинает отказывать в щедрости даже в мелочах. То, чего так боялась мама, становится реальностью.
Но вернемся к нашей песочнице. Вторая стратегия родительского реагирования - «он МОЖЕТ поделиться, если захочет». Это – здоровая позиция, т.к. она исходит из интересов ребенка.
Человек, родители которого придерживались такой стратегии, сможет в будущем отстоять свои права, интересы, честь, собственность. Воспитывать уважение к предметам, принадлежащим тебе, – это тоже важно. Так уж заложено, что у ребенка сначала (в 1,5-3 года) формируется стремление отстаивать себя, свои вещи и желания, и только потом (в период с 3 до5 лет) уровень развития ребенка позволяет воспитывать в нем умение делиться.
Несколько практических советов, как сохранить мир в песочнице, если ваш малыш не желает делиться:
-В тот момент, когда ваш ребенок грубо отобрал свою игрушку у другого, возьмите себя в руки. Не сердитесь и не кричите на своего малыша. -Собственно, также не сердитесь и не называйте жадиной того, кто отобрал игрушку у вашего ребенка.
-Вы можете мягко предложить малышу все же поделиться («Видишь, Вася расстроился, может, покажешь ему машинку?»). Может получиться, а может и нет.
-Можно попробовать вовлечь обоих детей в совместную игру, хотя дети начинают по-настоящему играть вместе только после 3 лет. Скорее всего, оба ребенка будут завороженно смотреть, как Вы играете с машинкой. Но ведь конфликт будет исчерпан, внимание переключено!
-Можно предложить «обиженному» ребенку другую игрушку вместо спорной, но обязательно спросив согласия маленького владельца.
Если мама «обиженного» ребенка смотрит на вас осуждающе, то у нее либо еще совсем маленький малыш, не достигший возраста «вредничания», или она придерживается стратегии «он ДОЛЖЕН делиться». В любом случае не вступайте в полемику. Мамы годовичков скоро все познают на примере собственных детей, а вербовка в свой лагерь тех, кто считает, что нужно воспитывать щедрость принуждением, - дело неблагодарное.
Помните, что ребенок способен понять, что значит «чужое». Поэтому сначала покажите ему своим примером, что надо спрашивать, прежде чем взять чужую игрушку на улице. Так вы заложите уважение не только к своей, но и к чужой собственности.
Поделиться42009-04-02 20:55:59
Может мама сама провоцирует ребенка на такое поведение? Как в семье распределяются вещи между членами семьи? Выделается ли ребенок среди остальных членов? За столом делается ли акцент, что вот это только для ребенка, другим не брать?
Таких акцентов вроде нет.
маруся, спасибо за статью. Распечатаю, дам почитать подруге.
Поделиться52009-04-02 21:04:28
А я конечно не психолог, но честно говоря для года и семь не увидела ничего ужасного. Тем более что
Чужими игрушками он тоже старается не играть.
Ну не забирает у чужих/чужое и своими тихонечко играет. Может для него сейчас ЭТО (игрушки) на улице создают свой мир и нЕкую защиту может быть....
Не считаю что он ОБЯЗАН делиться.
Вот когда-нибудь...скоро...ему что-то у кого-то понравится и захочется и мама не пропустит момент и предложит поделится своими, например...
А сейчас ему так, в своем мирке комфортно, он еще маленький.
Поделиться62009-04-02 22:36:02
Распечатаю, дам почитать подруге.
да её можно и не распечатывать, а своими словами рассказать подруге, что в этом возрасте у деток понятия жадности просто не существует. А мамочке надо пока не зацикливаться на этом. Вот после 3-х лет уже можно будет предлагать поделиться, а пока это бессмысленно
Поделиться72009-04-03 00:53:14
маруся Ксень, статья замечательная
Я бы еще вспомнила про закон отражения, и в свое время занималась еще и со своей жадностью.
Ведь ребенок отражает мать...
И родителей обычно "дергает" жадность, если их самих в детстве заставляли делиться, когда им этого не хотелось...
Поделиться82009-04-03 01:04:58
Не считаю что он ОБЯЗАН делиться.
Меня это вообще поражает....
Пример одного психолога....
Вот,у вас мно тюбиков лака для когтей,или у бабушек Икон в доме....так ПОДЕЛИТЕСЬ ими ,или раздайте...
слабо?
Так с какой стати ребёнок обязан по вашему хотению делиться чем либо.....тем более такой маленький,у него ещё границы мира, на маме заканчиваются,а вы....
Поделиться92009-04-03 01:45:12
Дети ассоциируют игрушки с собой....это они как киска мяукают,как самолёт летят,это их друзья....
Если вашу подругу у вас на глазах заберёт ни весть кто,как вы себя будите чувствовать?Забирая игрушку-вы забираете частичку ребёнка....ему явно плохо от этого.....Как вы думаете почему детей до трёх лет рекомендуют корить грудью и укладывать с мамой?Чтобы ребёнок чувствовал псих.комфорт и уверенность в защите....
как ей себя вести с сыном во время его «приступов жадности», что бы исправить положение. Или единственный выход, гулять отдельно от детей?
Он ещё маленький,до объяснений.....Если вот он захочет взять чужую,тогда надо показать как можно поменяться......и только время даст ему уверенность,что после чужих рук,его игрушки к нему вернуться....Очень жаль,что на площадке не находит понимания,но ломать своего ребёнка не стоит....избегать площадок не выход,пусть к нему тоже привыкают...Он такой какой есть,со своими фазами развития.....Со временем он научится играть в коллективе....ИМХО!
Поделиться102009-04-03 12:58:02
Девочки, спасибо за участие.
Сейчас подруга решила выходить гулять с минимальным количеством игрушек, что бы меньше было поводов для драк и истерик.
Понимание со стороны других мам есть, но маленьким детям трудно объяснить, почему к Сашиным игрушкам нельзя дотрагиваться.
В этом году они идут в садик, может там ситуация переломится.