Дети познают мир, создавая свои фантастические миры. Увлеченно рисуют, лепят, мастерят… Что такое детское творчество? Игра или работа?
Французская художница Тильда Лови, открывшая в Московском центре современного искусства детскую студию Pour l’amour de l’art («Из любви к искусству» – фр.), старается развить в малышах таланты, изначально заложенные природой. Маленькие подопечные Тильды Лови работают над автопортретами, пейзажами и играют в сказочные страны и далекие путешествия.
«Ты все умеешь!»
«Если ребенок говорит, что хочет нарисовать кошку, но не знает как, и просит меня показать, я отвечаю: «Подумай и сделай, ты сам все умеешь». Задаю вопросы: «Какая кошка? Где у нее голова? Тело? Хвост?» Дети не любят, когда их учат. Поэтому я никогда не говорю: «Это – так, а это – так». Только спрашиваю и жду их ответов», – рассказывает Тильда Лови. Так построены все занятия. Малышам не надо напрягать внимание, слушая монологи педагога. Вопросы заставляют думать, развивают фантазию. Тильда Лови принимает любые ответы, даже самые неожиданные. Если из детских рук выходят забавные рожицы с розовыми ушами или зелеными носами, Тильда никогда не интересуется, почему так получилось. У каждого ребенка свое видение. «Мне кажется, что надо просто уметь смотреть. У детей другой мозг и другие руки. Но как интересно переходить от своего мира в их мир и от их мира – к своему. Мы играем, но играем серьезно, и при этом работаем», – говорит художница.
Малыши трудятся над собственными автопортретами в мозаичной технике. Глядя на себя в зеркало, рисуют свои мордашки, а потом наклеивают на картинку кусочки крашеной бумаги, отрывая их от больших листов. Тильда Лови придает большое значение жесту обрывания. Так маленькие дети познают разные возможности бумаги, ее свойства и фактуру. А изображения, составленные из неровных кусочков, получаются полуобъемными. И каждый портрет очень похож на своего автора. Конечно, во время работы Тильда расспрашивает маленьких художников о том, что такое голова и лицо, где расположены глаза, а где рот? После вопроса «Рот на лице или лицо на рту?» все понимают, с чего надо начинать. Сначала нарисовать большой овал и только потом уже – глаза, нос, рот, волосы и уши. А если начать сразу с красивых глаз, продолжение уже вряд ли получится.
Играем в краски
Маленькие ученики, как взрослые художники, имеют дело с профессиональной гуашью, а не с детскими наборами красок. В начале занятий открываются разные банки, и дети сами выбирают цвета. Цветовые пристрастия раскрывают характер, темперамент, психологические особенности каждого ребенка и даже его сиюминутное настроение. К примеру, одна очень солнечная девочка постоянно выбирает разные оттенки желтого, а другой бурный малыш предпочитает резкие сочетания красного и голубого. Если малыши еще не знают, как называется полюбившийся им цвет, педагог тактично подсказывает. Выбор красок может происходить в игровой форме: «Мы в ресторане. Что вам на первое, что на второе?» В роли блюд – разные гуаши. Дети учатся разбавлять и смешивать краски. Замечают, что получится, если добавить слишком много воды или совсем не развести краску. Помогают сравнения с молоком, сметаной, кефиром. Так проще усвоить разницу между густыми, насыщенными и прозрачными тонами. Что из чего может получиться, педагог показывает на отдельных листах бумаги, никогда не вмешиваясь в работу ребенка, не разрушая его замысла, пусть даже и неправильного. «Рисунок каждого – его собственность. И материал усваивается гораздо быстрее и легче, если тебя не исправляют», – убеждена художница.
Дети раскрашивают листы, делают заготовки для будущих работ. Самые удобные кисти для малышей – большие, плоские и жесткие. Потом, когда они будут рисовать более мелкие детали, возьмут в руки кисточки поменьше. Важно сразу научить держать их правильно – не в кулаке, а тремя пальцами. А карандаши, толстые и жирные, наоборот, пока лучше ухватить всей пятерней. Тогда маленькая рука более уверенно выведет линии на листе бумаги.
Рисуем и бегаем
Малыши, как правило, быстро переключаются с одного на другое. Но в студии современного искусства продолжают трудоемкую работу в течение нескольких занятий. «Они точно знают, где остановились и откуда надо продолжать». Художнице удалось увлечь творческим процессом даже самых неуемных непосед. Секрет прост: важно прислушиваться к естественному ритму ребенка. Педагог не возражает, если малышу хочется побегать, посмотреть в окно или вокруг себя и только потом приступить к работе. И прервать труд можно в любое время. В студии есть много развивающих игр, помогающих переключать внимание. При таком подходе нет опасности переутомиться от монотонной работы и бросить ее недоделанной на полпути.
Волшебная глина
Мозаика, коллаж помогают переключиться от плоского изображения к объемному. Детей увлекает лепка, создание скульптур. Интереснее всего лепить из глины. На протяжении работы она несколько раз меняет свои свойства. Сначала это порошок, купленный в художественном магазине. Но, если подлить воды, сухое вещество превращается в мокрое. Дети замешивают глиняное тесто, с помощью педагога определяя нужную густоту, и знают, что податливая масса через некоторое время станет твердой, а фигурка, высохнув, уменьшится в объеме. При неосторожном обращении произведение может легко разбиться, поэтому важно научить ребенка понятиям равновесия и устойчивости. Большая голова вряд ли удержится на длинной тонкой шее. Дети раскрашивают готовые скульптуры, а иногда начинают преображать даже дощечки, на которых лепили.
Детей вовсе не обязательно учить рисовать и лепить профессионально. Главное, дать им узнать и полюбить окружающий мир.
Глиняные фигурки – часть большой инсталляции. Тильда Лови придумала проект-игру: «Скульп-туры детей – «археологические находки», раскопанные в древней стране, в которой жили только дети. Там был король-ребенок, девочка-королева и все подданные – малыши. Мы «отправились» в экспедицию на корабле и привезли домой все, что нашли за время путешествия. Кто-то нашел королевскую корону, кто-то – собаку, кто-то – пирог… А один маленький художник «привез» с раскопок глиняных червячков и жучков, составленных в интересную абстрактную композицию. Все экспонаты тщательно изучены, снабжены специальными этикетками и расставлены на большой географической карте в точном соответствии с местом «происхождения».
Дети создают композиции и сочиняют истории. Их важно выслушивать от начала до конца. Причем маленькие авторы всегда объяснят свой замысел. Неисчерпаемая детская фантазия не перестает удивлять Тильду: «Один малыш слепил сказочного человечка. И на вопрос, где он живет, не задумываясь ответил: «В Африке». Тут же слепил эту страну в виде грота, не забыв сделать «вход в Африку». А рядом приладил глиняную лампу, чтобы в гроте было светло».