Предисловие к семинару:
"Многие родители становятся перед вопросом – когда же стоит начинать это самое развитие, и в чем же оно должно заключаться?
Нет необходимости доказывать, что музыкальное воспитание детей должно быть направлено, прежде всего, на развитие восприимчивости к языку музыки, способности к эмоциональному отклику, а также на активизацию слуховых способностей и потребности слушать музыку. Начальный этап обучения должен быть увлекательным, изобиловать разнообразием впечатлений. Особенно важно ребенка увлечь музыкой, развить его художественное мировосприятие независимо от того, станет он профессиональным музыкантом или нет.
Музыкальное развитие способствует целостному формированию личности ребенка. Во время слушания музыки происходит развитие центральной нервной системы, мышечного аппарата, облегчается процесс социализации, развивается художественное мышление, чувство прекрасного.
Основными задачами музыкального развития являются:
• воспитание гармоничной личности;
• развитие творческих способностей;
• выявление и развитие музыкальных способностей (музыкальной памяти, ритма, слуха);
• развитие координации;
• развитие мелкой моторики;
• знакомство малыша с различными стилями в искусстве;
• обучение переживанию музыки и радости музицирования!
Музыка — искусство, воздействующее на ребенка уже в первые месяцы его жизни. Непосредственное влияние ее на эмоциональную сферу способствует возникновению первоначальных ответных действий, в которых можно видеть предпосылки к формированию в дальнейшем основных музыкальных способностей.
Исследования разных аспектов музыки с уверенностью подтверждают, что музыка в первую очередь – искусство эмоционально-двигательное, психомоторное, включающее при восприятии мышечно-двигательные реакции, а уже во вторую очередь – искусство слуховое. И если учесть общеизвестное утверждение о том, что наша память сохраняет 90% из того, что мы делаем, 50% из того, что мы видим, и 10% из того, что мы слышим, то просто необходимо в процесс освоения музыкального языка ввести действие.
Именно поэтому очень эффективна методика Карла Орфа, в основе которой лежит “принцип активного музицирования” и “обучение в действии”. По мнению Орфа, детям нужна своя музыка, специально предназначенная для музицирования на начальном этапе, первоначальное музыкальное образование должно быть полно положительных эмоций и радостного ощущения игры. Комплексное обучение музыке предоставляет детям широкие возможности для творческого развития способностей. К.Орф считает, что самое главное – атмосфера занятия: увлеченность детей, их внутренний комфорт, то, что позволяет говорить о желании детей проявить себя на уроке музыки в роли активного участника.
И так, прогрессивные идеи К.Орфа:
• всеобщее музыкально-творческое развитие;
• детское музыкальное творчество как метод активного музыкального развития и становления творческой личности;
• связь детского музыкального творчества с импровизаторскими традициями народного музицирования.
В свете идей К.Орфа очень эффективны совместные занятия музыкой родителей вместе со своими детьми. Цель таких музыкальных занятий — общение родителей с детьми средствами музыки. Для них средства музыкальной выразительности – движение, ритм, мелодия, игра на орф-инструментах — как раз то, в чём нуждается ребёнок и с помощью чего он осваивает музыкальный язык.
В элементарном музицировании ребёнок выступает не только слушателем или исполнителем музыкальных пьес, но главным образом творцом, создателем музыки. Элементарное музицирование становится инструментом не преподавания, а учения, деятельностью самого ученика. Внимание учителя направляется не столько на то, как учить ребёнка, сколько на то, как ребёнок учится.
Рождение музыки происходит в движении от деятельности простой, воспроизводящей, к деятельности творческой, преобразующей, универсальной. Парадоксальным образом проблемы воспитания средствами музыки соприкасаются с проблемами развития воображения у ребёнка. Ребёнок с неразвитым воображением не удерживает целостность совместного музыкального действа и выпадает из него. Его работа начинает носить бессмысленный, бестолковый характер. В этой ситуации ребёнок чувствует постоянный дискомфорт.
Ведь сейчас всё более становится ясным, что личность не может целостно формироваться на индивидуальных занятиях (как это можно наблюдать в музыкальных школах), ей нужно общение со своими сверстниками, с ребятами постарше и помоложе и со взрослыми. Ребёнок прежде всего осваивает способы коллективного музицирования, когда знания одного мгновенно становятся достижением всех, и когда действие каждого ребёнка находится в композиционной связи с действиями других детей. Это обеспечивает им взаимообмен средствами музыкального общения, требует от каждого постоянного контроля собственных действий и действий всех участников ансамбля.
Таким образом, элементарное музицирование может стать первой очень важной ступенькой, которая поможет ребенку открыть для себя мир музыки, овладеть игрой на простых музыкальных инструментах, активизировать потребность в освоении игры на том музыкальном инструменте, который выберет ребенок."