ЭФФЕКТ КАЗИНИКА
Как я понимаю то, чем занимается Михаил Казиник?
С одной стороны — он учитель и просветитель в привычном смысле этих освященных русской традицией понятий. С другой же — музыкальный педагог и культуролог, владеющий современными технологиями воздействия на аудиторию.
И, что главное, на аудиторию молодежную. Его успех и востребованность, на мой взгляд, этим и объясняются.
В чем же суть его метода?
Здесь требуется небольшое отступление.
В конце ХХ века и особенно в начале ХХI-го жизнь невероятно
ускорилась. Развитие авиации, средств связи (в том числе и
мобильной), глобальная компьютеризация и связанная с ней
информационная революция (Интернет) стремительно изменили
мир. Люди оказались в другой цивилизации и практически не
заметили этого. С другой стороны человеческая природа, как
известно, меняется не столь стремительно (если вообще ме-
няется). Это несоответствие грозит человечеству многими беда-
ми, часть из которых мы уже сегодня наблюдаем воочию. Здесь
и проблема терроризма, и косвенно связанные с ней вопросы
энергетической безопасности (точнее опасности), и стреми-
тельное повышение комфортности жизни (не для всех конечно),
что особенно усиливает уверенность в правильности предпоч-
тения материального духовному. На чем, кстати, уже несколько
столетий, не проявляя ни тени сомнений в справедливости такого
порядка, стоит западный мир. И многое, многое другое… Но это
тема большая и сложная, поскольку затрагивает вопросы смысла
существования человечества вообще и требует либо уточнения,
либо, как сказали бы философы, даже пересмотра его — этого
самого существования человечества — парадигмы…
Но вернемся к Михаилу Казинику.
Его искреннее, даже в чем!то истовое желание разбудить
в душах молодых людей жажду духовного, приобщить их к класси-
ческой музыке и настоящей поэзии, объяснить им на великих
примерах жизненную важность красоты и гармонии, как раз и
связано, на мой взгляд, с интуитивным ощущением опасности,
которую несет нам культ материального благополучия, рожда-
ющий зависть, агрессивность, пошлость и, как результат, интел-
лектуальное и духовное убожество и разочарование в жизни.
Что видят вокруг себя молодые люди сегодня? Жизнь летит
на роскошных авиалайнерах, мчится в шикарных автомобилях,
проходит в фешенебельных ресторанах и казино и все это мимо,
мимо!.. Как за всем этим угнаться, как стать пассажирами этих
лайнеров, владельцами этих авто, завсегдатаями этих рестора-
нов и салонов? Разве могут помочь здесь музыка и стихи? Разве
Бах и Моцарт в силах сделать молодого человека богатым, а
значит, как ему кажется, счастливым?
Словом, ускорение жизни привело к тому, что новое поколе-
ние молодых людей успевает обратить внимание только на ее
внешнюю, материальную сторону; постижение красоты и гармо-
нии, даже если есть к этому предрасположенность, требует
совершенно других жизненных ритмов и скоростей. Которые, как
бы к этому ни относиться, увы, в прошлом.
Так вот, на мой взгляд, просветительское ноу-хау музыканта и
педагога Михаила Семеновича Казиника состоит в следующем.
Выступая в России ли, в Украине ли, собирая полные молодежные
аудитории (для начала с помощью своих друзей. После первых
его выступлений помощь друзей, как правило, уже не требуется),
он со всем присущим ему темпераментом, при этом простым и
ясным языком, обрушивает на аудиторию, построенные по всем
правилам ораторского искусства, вдохновенные речи, и не было
случая, чтобы молодежный зал у же через 10—15 минут не принад-
лежал ему полностью.
Казиник на сцене абсолютно искренен, он горячо верит в то,
что провозглашает, скрипка и фортепиано тут же подтверждают
его выстраданные и парадоксальные мысли, он призывает ауди-
торию к активности, он жаждет вопросов и мгновенно на них отве-
чает, он горит сам огнем искусства и зажигает этим огнем зал.
Словом, Казиник атакует.
И вот это концентрированное и стремительное воздействие
на юные души слушателей, учитывающее (что на мой взгляд это
принципиально важно) природную, а точнее божественную тягу
человека к прекрасному и дает в результате тот (не воспринимае-
мый многими так называемыми профессионалами всерьез)
эффект, который я бы так и назвал — Эффект Казиника.
Против стремительной и полной внешних соблазнов жизни
он выставляет свой не менее стремительный способ мгновенного
воздействия на юные (и, кстати, не только юные!) души своих
слушателей, он раскрывает эти души как бутоны… словом, нужно
было видеть лица и глаза бегущих к сцене после его выступления
в актовом зале Одесского университета молодых людей, жаж-
дущих поговорить еще, поделиться самым главным, самым
заветным. И опять слушать и впитывать…
Да, Михаил Казиник, как мало кто другой, различает среди
рева и грохота нового времени этот уже почти неразличимый
сигнал SOS, он пытается спасти наши души немедленно, он
демонстрирует атакующие возможности культуры, которой, как
выясняется, не обязательно вечно ждать финансовой помощи и
реформ — она сама сильна и могущественна. И способна, не
только защищаться, но и как выясняется в случае с М. С. Кази-
ником, атаковать и даже завоевывать новые, неизведанные для
себя территории…
Книга «Тайны гениев» почти буквальная запись лекций-откро-
вений автора. В ней отчетливо звучит его вдохновенный голос.
Имеющий уши — да услышит!..
Валерий ХАИТ