Иппотерапия (от греческого иппо - "лошадь"), как ясно уже из самого названия, - лечение лошадью. Ведь верховая езда - это не только способ хорошо отдохнуть: лошадь может оказаться и настоящим "ключом" к здоровью. В качестве лечения верховая езда применялась с глубокой древности. Гиппократ определял ее как "природные упражнения". В Англии во время первой мировой войны верховая езда рекомендовалась как средство реабилитации раненых солдат. Датчанка Лиз Хартель, больная полиомиелитом, продемонстрировала лечебные возможности верховой езды, выиграв серебряную медаль на Параолимпийских играх в Финляндии в 1952 году. В результате общения с лошадьми ноги ее окрепли, а возможность координированных действий заметно возросла.
И все-таки, что же такое иппотерапия? От чего "лечат" лошади? Как? И не опасно ли это? Ведь и здоровый всадник не всегда cправится с конем, что уж говорить про больного. Я давно занимаюсь верховой ездой, но, признаться, с трудом представляла себе, как может ездить верхом инвалид без руки или ноги, аутист или человек, страдающий детским церебральным параличом?!
И вот я отправляюсь в гости к Анне Пахомовой, одному из тренеров Московского конно-спортивного клуба инвалидов, работающего совместно с СДЮШОР "Матадор". Бывший стадион неподалеку от Рогожского кладбища. Рядом, за самой оградой - церковь. "А колокола? - тут же подумалось мне. - Неужели не пугаются лошади? Здоровый-то всадник справится, а как быть инвалиду?" И я не преминула задать этот вопрос тренеру. Как оказалось, лошадей для занятий с инвалидами отбирают и готовят даже более тщательно, чем коней для каскадеров. Эти кони не боятся никакого шума, криков, резких движений, они отличаются спокойствием и добронравием. Но при этом это отнюдь не замученные клячи, которых в жизни уже ничего не интересует; ведь лошадь, отобранная для иппотерапии, обязательно должна быть здоровой, обладать ритмичным широким шагом. Такой конь никогда не причинит вреда всаднику. Лечебно-реабилитационное воздействие иппотерапии идет по двум основным направлениям. Первое - физическая реабилитация, когда лошадь используется, грубо говоря, как "тренажер", а специально подобранные комплексы упражнений позволяют тренировать определенные группы мышц и вырабатывать опыт их согласованной работы. Второе - это психологическая реабилитация и коррекция поражений психоэмоциональной сферы, когда используется эмоциональная реакция на лошадь, практически одинаковая у больных и здоровых людей.
Ну а почему, спросите вы, для этого нужна именно лошадь? Чем она лучше, к примеру, кошки или собаки? Предположим, человек замкнулся в себе и отказывается от контактов с окружающими из-за травмы, повлекшей за собой инвалидность, или из-за каких-то поражений психоэмоциональной сферы. Вполне возможно, что он будет рад обществу не только лошади, но и собаки. Но в случае с собакой на этом прогресс в общении и закончится. А лошадь будет "провоцировать" больного, как минимум, на контакт с тренером, который объясняет, как ездить верхом. Вдобавок лошадь по природе своей существо травоядное, а значит, куда менее агрессивное, чем та же собака или кошка. Она стерпит, когда на нее кричат, машут руками, неумело дергают за поводья.
Ну а теперь самое главное: кому и в чем может помочь конь? Я бы разделила "лошадиных" пациентов на три условные группы.
Во-первых, это люди, получившие инвалидность вследствие травмы [отсутствие конечностей, поражение органов чувств (слепота, глухота)].
Во-вторых, пациенты, страдающие такими заболеваниями, как рассеянный склероз, детский церебральный паралич, паралич вследствие инсульта.
И наконец, третья группа - люди, страдающие нарушениями интеллекта и психоэмоциональной сферы, возникшими в результате генетических или органических нарушений.
Итак, давайте по порядку.
Что может дать верховая езда, к примеру, человеку без руки или ноги? В этом случае речь идет скорее о психологической реабилитации. Представьте себе чувства человека, пересевшего из инвалидной коляски на лошадь, будь то взрослый или ребенок! Он получает возможность ощутить красоту и свободу движений. У такого человека повышается самооценка, он обретает чувство собственного достоинства, ведь и родители, и знакомые начинают по-другому смотреть на него. Лошадь возвращает людям с ограниченными возможностями уверенность в своей самостоятельности, благодаря чему они перестают чувствовать себя (и восприниматься окружающими) полностью зависимыми членами общества.
Наиболее значительный физиотерапевтический эффект от верховой езды наблюдается у людей, страдающих рассеянным склерозом или церебральным параличом. При рассеянном склерозе у больных часто возникают трудности при ходьбе, слабость, появляются проблемы, связанные с мочевым пузырем и желудком, депрессия. То же самое можно сказать и о людях, больных детским церебральным параличом. В этих случаях иппотерапия поистине незаменима. Кроме того, верховая езда помогает преодолевать последствия инсульта. Для таких больных очень важна имитация движений человека, идущего нормальным шагом, а при езде на лошади тазобедренная часть и нижние конечности всадника почти полностью имитируют эти движения. У тела имеется свой моторный опыт, так что подобная стимуляция приносит вполне ощутимые плоды. Даже после получасовой прогулки на лошади у больного существенно улучшается походка. Подобный опыт согласованного движения всадник-инвалид переносит из сферы верховой езды в повседневную жизнь.
Что касается различных нарушений интеллекта и психоэмоциональной сферы, возникших из-за генетических сбоев, то работа в этом направлении крайне разнообразна и зависит от конкретных проблем. Человеку с умственной отсталостью или психическими нарушениями трудно находить общий язык с окружающими, ему проще действовать через "третье лицо", и тут лошадь оказывается незаменимым посредником между больным человеком и миром. Скажем, если ребенок не терпит, когда к нему прикасаются, можно похлопать или погладить его лошадь, поговорить с ней. Ребенок, разговаривающий с лошадью, часто поверяет ей все то сокровенное, о чем он не решился бы рассказать окружающим его людям. Верховая езда помогает выработать еще один навык, крайне необходимый человеку с ограниченными возможностями. Лошадь очень ясно дает понять взаимосвязь между поступком и ответной реакцией. В отличие от человека она не дает эмоциональной оценки действиям всадника, а реагирует на них в соответствии с определенными правилами. Например, если всадник хочет остановить лошадь, он должен сначала потянуть повод на себя, а когда лошадь остановится, немного его ослабить. Бесполезно колотить коня или гладить по шее, кричать на него или уговаривать - все это не приведет к желаемому результату. Это один из важнейших уроков взаимоотношений, которые всадник потом переносит на отношения с людьми. В борьбе с навязчивыми страхами и тревожными состояниями, которые зачастую сопутствуют многим заболеваниям, используется естественный страх перед лошадью, возникающий у любого новичка при непосредственном общении с таким крупным животным. Навязчивый страх проецируется на лошадь и проходит постепенно, по мере того как исчезает страх перед лошадью.
Вообще, физиотерапевтический эффект от верховой езды полезен не только для инвалидов. Посмотрите, сколько на улице людей с плохой походкой! А до чего свободна и красива походка танцоров или гимнастов! А ведь это тот самый "опыт согласованного движения", который жизненно необходим не только людям с поражениями опорно-двигательного аппарата. Конечно, "накачать" мускулы, "вылепить" красивую фигуру можно с помощью всевозможных тренажеров, однако всей этой благоприобретенной красотой нужно еще уметь пользоваться! К тому же попробуйте заставить ребенка заниматься зарядкой. А вот поездить верхом - со-овсем другое дело! Так что по коням, господа! Нас ждет здоровье!
Источник: Доктор Лошадь
Nusha
У меня есть подружка, так вот её дочь просто помешана на лошадях!!! И это уже длится много много лет!
Маленькая она коллекционировала игрушечных лошадок,
потом её отдали на занятия верховой езды - 2 раза в неделю, но воскресенье практически целый день с лошадьми проводит,
потом купили лошадь, соревнования, показательные выступления...но не ради наград, а ради неё - ЛОШАДИ!!!!
сейчас она помимо всего вышеперечисленного все свои карманные деньги тратит на попоны, всякие там прибамбасы для лошадей, делает видео-ролики и только ними - лошадьми - и дышит!
Девочке 14 лет
Saga
Nusha написал(а):
У меня есть подружка, так вот её дочь просто помешана на лошадях!
У меня в четвертом классе была такая подружка... Она так их рисовала красиво, как настоящие.
И только несколько лет назад в какой-то лекции услышала о лошади, стоящей на второй ступени общения с человеком.
А ступени общения выглядят так:
1. Дельфины
2. Лошали
3. Собака
4. Корова