Недавно наткнулась на очень интересную статью:
***
Еще древние арии пришли к мысли о том, что в основе Мироздания лежит единый безличный принцип. Собственно говоря, он и есть Мироздание, творящее само себя. Принцип этот имеет множество эманаций, воплощений (энергии, боги). Даже когда Создателем предстает персонифицированное божество - Брахма, Вишвакарман, Пуруша - оно является лишь олицетворением, воплощением безличного начала. Вот как повествует об этом Брихадараньяка-Упанишады: "Вначале не было ничего, кроме Великого Я, Брахмана. Иными словами, существовал лишь Брахман. И когда люди приносят жертвы тому или иному богу или богине, в действительности они поклоняются только Брахману. Ведь он стоит за всеми вещами в этом мире...Брахман принял форму Брахмы, Творца..." (Брихадараньяка-Упанишады//Мифы Индии//).
Цикл жизни Вселенной, управляемой единым началом, описан индуизмом наиболее детально, но в явной или скрытой форме эта идея содержится во всех жизнеутверждающих традициях.
А. Степанов, Лаборатория Альтернативной Истории
Многие исследователи заметили, что уже гностики открыли мир окружающих человека энергий (архонтов), восходящих к Первоначалу, и ныне прекрасно определяемых физически (Йонас Г. Гностицизм. СПБ, Лань, 1998; Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера земли. Л., Гидрометеоиздат, 1990.). Но только ли гностики и самостоятельно ли? В "Законах Ману" говорится, что Первопринцип Брахман создал через ряд эманаций десять праджапати - Владык Порождений, воплощающих отдельные его качества и создающих все элементы видимого мира. В них несложно увидеть прототип гностических архонтов, только со знаком плюс, а не минус. Об Едином же и его истечениях (энергиях) писали современники гностиков - неоплатоники. В невербализованной форме эта идея просматривается в Эддах.
Комплекс космогонических представлений является основополагающим ядром "донаучного" мышления и вытекает безусловно из чувства мистической сопричастности, единства человека с Миром.
В неменьшей степени вопрос о происхождении и устройстве Вселенной волнует и современную науку. Но, разумеется, она использует совершенно иные методы. Поэтическому мировосприятию наших предков она противопоставляет рационализм, образам - понятия, благоговению - скальпель. Но что удивительно, при всем своем отточенном детерминизме и презрении к любому иррациональному опыту, она базирует свои выкладки на не вполне научном, скажем больше, мистическом субстрате. Речь идет о знаменитой теории Большого Взрыва (БВ) - одной из самых блестящих догадок человечества. Сама по себе теория строга и логически выверена, но вот в основе ее лежит одна досадная неувязка. Дело в том, что пресловутая точка сингулярности (точка с бесконечно малым объемом и бесконечно большими плотностью и температурой) не описывается математически. Впрочем, физики прибегают здесь к ухищрению, заявляя, что БВ вовсе не следует считать Началом, что он является закономерным продолжением бесконечных предшествующих процессов. Это вполне вероятно - "никто не знает, сколько миров существовало до нашего и сколько будет после него" (Брахманда Пурана// Мифы Индии. Там же.), - но ежели все это предшествование не поддается математическому описанию, следовательно сама точка отсчета теории представляет собой предмет веры, и научное мышление расписывается в том, от чего столь безапелляционно пытается отмежеваться: в мифологичности в своей собственной основе. Не значит ли это, что все это торжество детерминизма оказывается лишь шелухой надмившегося сознания, что изменился только характер нашего мышления, его инструментарий, в своей же глубинной сути, в структуре оно осталось таким же надэмпиричным, как было тысячелетия назад?
...
Для начала изложим в двух словах теорию БВ (Разум природы и разум человека. М., НТЦ Университетский, 2000 //http:www.kirsoft. com/ru/intell/ksnews_idx1.htm; Даутова С.Г. Большие проблемы Большого взрыва. //http://astronomy. superreferat.ru/view/detail184441.html; Все тайны мира. М., Ридерз Дайджест, 2001. С. 310 - 312.):
Все вещество Космоса изначально (15 млрд. лет назад) представляло собою невероятно малую точку (10-50 см) - упомянутое уже состояние сингулярности. Система, по всей видимости, пребывала в состоянии равновесия термоядерных и гравитационных сил, хотя можно только гадать, что же в действительности там происходило. В силу необъяснимых причин это равновесие было внезапно нарушено - произошел БВ. Здесь уместно предположить нарушение закона сохранения энергии. Весь физический состав Вселенной был сформирован в течение первых трех секунд после БВ, но только спустя 800 тыс. лет вещество начало испускать фотоны, т.е. Универсум стал "видимым". С течением времени образовалась видимая нами картина Вселенной, расширение которой продолжается до сих пор. Существует множество вариантов теории. Упомянем наиболее значимые из них:
1. Теория "тепловой смерти" Вселенной. Эта гипотеза наиболее согласуется со 2-м началом термодинамики. Согласно ей в результате постепенной растраты энергии (энтропийный процесс), полученной в результате импульса БВ, расширение Космоса в конце концов прекратится. Грубо говоря, прекратится вообще всякое движение, Вселенная замрет в максимуме энтропии. Эта теория была взята на вооружение христианскими теологами, использующими ее для доказательства существования бога.
2. Теория бесконечно пульсирующей Вселенной. Она утверждает, что Вселенная не имеет ни конца, ни начала, а бесконечно сжимается и расширяется через огромные промежутки времени. Теория о бесконечных вселенских циклах весьма точно перекликается с индуистскими представлениями о днях и ночах Брахмы.
3. Еще одна версия предполагает развитие Мироздания из первоначального хаоса, одни "части" которого были горячими и расширялись, другие - холодными и сжимались.
Теперь посмотрим, что думали о "Начале" древние.
Согласно индуистским астрономическим трактатам Вселенная в начале представляла громадное (ок. 4 тыс. световых лет на нынешний пересчет) яйцо Брахмы - шар из звезд (Демин В.Н. Тайны русского народа. М., Вече, 2000. С. 362). Отличие от современной теории состоит только в размерах Первоначала, принцип же, по сути, один.
Более определенно высказались древние Египтяне, согласно мнению которых "космическое яйцо было невидимым, так как оно возникло во тьме до сотворения Мира" (Там же. С. 369 - 370).
Представления о Мировом яйце вообще лишены какой-либо унификации. Оно то является "первосубстратом", то возникает в результате определенных манипуляций предшествующих ему начал. Но мифологические построения древности - и не только касательно Мирового яйца - бессмысленно упрекать в непоследовательности в нашем смысле слова. Противоречивыми они кажутся только поверхностному, профанному взгляду. Мир символов не подвластен формальной логике. Невыразимое невозможно описать единообразно. Оно постижимо лишь интуитивно, экстатически, описуемо только всей палитрой образов.
Необычайно целостную панораму рисует Эдда Снорри Стурлусона, что, безусловно, является результатом авторской компиляции разрозненного в силу ряда причин свода, но, тем не менее, не умаляет его информативной значимости.
Изначально, читаем мы у Снорри (Стурлусон Снорри. Младшая Эдда. Л., Наука, 1970. С. 15 и далее), был Нифльхейм - "темный мир". В его образе мы видим Неявленность - Космос в нераскрытом состоянии, Первосубстрат, ту самую точку сингулярности. В центре этого мира находился поток Хвергельмир - "Кипящий Котел". Название чрезвычайно емкое и значимое. Это ли не символизация потока творческой энергии, движителя всех вещей (Бергсоновского жизненного порыва, Тинктуры алхимиков), уже клокочущего в недрах неявленности? Недаром из него произрастает один из корней Мирового древа, гложимого Нидхёггом, олицетворяющим силу Энтропии.
Один из самых загадочных эддических образов - образ Муспелля. Эта огненная страна выступает в начале как космотворящая сила (космический жар - тапас). В день же Рагнарека он предстает как авангард хаотических сил, сворачивающих Универсум. И сидящий у его границ от начала Мира великан Сурт, словно воплощающий в себе реваншистские устремления Хаоса, сжигает Мир огненным мечом. Здесь в метафорическом виде заключена великая убежденность древних во всеединстве Бытия, преодолевающая все противоречия и оппозиции парадигма "ВСЁ во ВСЕМ": что в начале, то и в конце. Вселенский круговорот.
Затем Высокий рассказывает о реках Эливагар - "Бурные волны". В них следует видеть присутствующие во всех мифологиях первозданные воды. Их истечение от начала (Кипящего котла?) видимо знаменует манифестацию, развертывание Первопринципа, а застывание и обращение в лед - растрату энергии и застывание в состоянии энтропии (ситуация, описываемая руной "isa"). Не вполне понятным остается образ Гиннунгагап - Мировой Бездны. Что это - вакуум, метафора небытия?
Далее в речах Третьего описывается взаимодействие стихий - "игра" энергий и их нейтрализация в точке равнодействующей, пока, наконец, не происходит скачек, возможно означающий нарушение закона сохранения - иней тает под действием тепла, энергия "прорывает оковы энтропии", Космос разворачивается (БВ). Оживленные теплотворной силой капли принимают облик человека - Имира. Этот персонаж имеет свою, особую смысловую нагрузку, но в данном контексте в лице Имира до момента его расчленения мы видим своеобразный первый этап развертки Универсума - до того времени, как он стал видимым. Т.е. Бытие еще не обрело формы. Перед нами эдакий концентрат, сгусток энергий, Мироздание в состоянии разворачивающемся, но еще не оформленном.
Из растаявшего инея - освобожденных первозданных вод - возникает корова Аудумла. Чрезвычайно схожий по семантике персонаж имеется в индуистском мифе: из Молочного океана (пахтанье его богами - еще один вариант космогонии) первой появляется корова Сурабхи (Беди А. Боги и богини Индии. М., Периодика, 2001. С. 122). У многих народов корова ассоциировалась с Богиней-Матерью, Великой богиней, являясь ее зооморфным образом. Здесь перед нами предстает женская ипостась творящего принципа - Шакти, Вирадж, Пракрити - энергия Вселенной (в орфической космогонии в ее роли выступает Никта Эвринома). Рождаясь из праматерии, она сама является ее олицетворением и, таким образом, матерью Имира. Кормя великана, она наполняет его Энергией. В дальнейшем, в ходе развития мифологических представлений, Великая богиня станет Матерью-Землей и женой Одина, у индусов - супругой Шивы в ипостаси Парвати, но, опять же, Матерью-Землей - Дхарти Мата. Когда корова лижет камни, она питает себя и, одновременно, одухотворяет косную материю. Появление Бури и Бора, а затем Одина с братьями знаменует ряд эманаций Единого, развертывание Первопринципа.
Итак, боги появились после...
Если интересно, то дальше тут: http://slavyanskaya-kultura.nnm.ru/ispo … nie_vjolvy