Кукла-пеленашка
Во время свадьбы после переезда невесты в дом жениха на колени ей сажали маленького ребенка или клали спеленутую куклу – считалось что после этого к молодой жене приходит материнская сила.
Спеленутую куклу подкладывали и к младенцу в колыбель, где она была до крещения, чтобы сбить злых духов с толку и принимать на себя все напасти, угрожавщие незащищенному крестом малышу. После крещения кукла убиралась из колыбели и хранили ее наравне с крестильной рубахой.
Для новорожденных матерью делалась кукла «младенчик-пеленашка». Кукла шилась непосредственно перед рождением ребенка, с молитвой, с мыслями о будущем дитятке; ткани для изготовления были родные - от сарафана, от рубахи отца, деда и т.п. - все это хранило родовую и генетическую память.
Куколка вкладывалась в ладошку и, сжимая кулачки, малыш сам себе делал массаж всей внутренней поверхности ладони.
Нынче рождается очень много детей с различными родовыми травмами, и остеопаты прописывают подобный массажер, но он из синтетического материала и не сделан руками любящей матери. Простая не вид кукла - младенчик делается достаточно сложно и соответственно несет в себе много важной и необходимой информации.
При рождении ребенка также и в родильном обряде применяли куклу-«пеленашку». Нижняя часть ее фигуры оборачивалась тканью семь или десять раз (символ древнейшей модели небес). Малыша сразу после рождения прятали в хлеву или чулане. В это время к лежащему на постели в женском платье и стонущему мужу, изображавшему рожающую жену, приносили куклу-«пеленашку». Считалось, что этот обряд отводил опасность от матери и ребенка.
Пеленашка была и неизменной куклой для ребенка в играх.
В основе правил изготовления Пеленашки воспроизводили основные признаки человеческого подобия: тело, голову и центр жизненной силы – пуп. Куклу изготавливали из куска ношенной домотканной одежды, вобравшей в себя тепло изготовивших ее рук и пропитавшейся трудовым потом. Считалось, что с родным, домашним материалом кукле передается частичка жизненной силы. При изготовлении кукла в руках человека как будто повторяла таинство рождения. Завязанный тугой узел посередине скатки символизировал пуп (узел располоается спереди куклы!). Оставшиеся концы шнура откусывали так же, как и пуповину при рождении ребенка. Вторая существенная деталь – голова. Для ее обозначения скатку перетягивали нитями, выделяя треть длины с одного из концов скатки – с этого момента пропорции куклы соизмеряются с пропорциями младенца.
Куколка Пеленашка на вид очень простая куколка - младеньчик в платочке, запеленутый в пеленку и обвитый свивальником.
Первый раз я эту куколку увидела, наверное, в Музее этнографии. Там у нас есть такая мастерская народных ремесел «Параскева». Вот у них на стенде. А научилась делать ее по книге «Русские обряды и традиции. Народная кукла» авторы Котова И. Н. и Котова А. С. Спб. Изд. «Паритет» 2003 г. Как и многих других кукол. Поэтому мне и не хватает образов, которые передаются по прямой передаче знающими людьми.
Ее клали в колыбель к ребенку до его крещения, как оберег от злых духов. А кто такие злые духи я не знаю. Но мне кажется, что это духи, которые застряли здесь ради
мести или других недовыполненных задач. Те, которые подселяются в чужое тело. Но это все надо изучать и исследовать.
Могла она быть оберегом при родах. Ее подкладывали стонущему мужу роженицы взамен младенца, опять же для отвода глаз злым духам.
И еще одно применение - клали новобрачной на колени, для того чтобы к женщине приходила материнская сила. О материнской силе тоже ничего не знаю.
Отзывается, что она как-то связана с богатырством. Привести душу в мир большая задача.
Последнее применение я попробовала проверить на себе. Представила, что у меня на коленях лежит пеленашка. (Настоящей под рукой не было) И вот интересно! Грудь и живот потяжелели. Я ощутила себя кормящей матерью! Но я рожавшая женщина. Представила себя девушкой. Тут отвечала душа. Возникло чувство нежности и заботы.
Но это надо проверять. Думаю, Куколка несет в себе образ материнства. И я хотела поделиться своими открытиями при ее делании.
В изготовлении Пеленашка проста.
Делают ее из длинного лоскута белой ношеной ткани. Лоскут он такой дли-и-и- ный. Вот вроде этого слова. А ношеная ткань - тонкая, поэтому скатывается он довольно долго. Считалось, что ношеная ткань несет в себе частичку жизненной силы.
Ткань плотно скручивают в скатку, перетягивают посередине специально изготовленным пояском. А поясок, он просто свит из двух нитей. Кто-то мне говорил, что старообрядцы носили такие пояски на теле всю жизнь. И сейчас наши парни видели в бане. Но тот человек сказал, что одевает только в баню от сглаза.
Завязывают узел, символизирующий пуп - центр жизненной силы. Концы у пояска откусывают, как и пуповину ребенка.
Потом обозначают голову. Для этого перетягивают скатку нитями, выделяя треть длины.
Повязывают платочек, запеленывают плотно в пеленку и обертывают свивальником.
Кукла готова.
Поразительно сколько умений передается при изготовлении этой простой куколки! Я так и вижу бабушку, которая приговаривает, делая куколку: «А пуповиночку откусим не коротко, да подождем, чтобы биться перестала. Потом уж завяжем. А кончики- то потом уж отсохнут. Да запеленаем. Вот так. Да так. Ну, вот и хорошо. И ладно». И теперь застанут роды в неурочном месте - не растеряется рожаница, всплывут знания, полученные в детстве.
Но это еще не все.
Сам процесс изготовления символизирует выделение человека из мира природы. Была бесформенная тряпочка, а стала куколка.
Интересно и то состояние, которое возникает при скатывании. Оно близко к состоянию созерцания. Состояние созерцания, как я думаю, это такое внимание спокойное, как бы без мыслей, и думается там образами. Или мысли там текут плавно и вытекают одна за другой. И как-то хорошо решать в нем задачи. Руки там сами делают. А я как-то расширяюсь и просто смотрю. Если оно не возникает, скрутка не получается. То кривится, то разваливается.
Думаю, дети при изготовлении скруток, витых поясков получают опыт состояния созерцания, которое необходимо при творении нового. А по тому, какие трудности возникают у ребенка при изготовлении куколки, и как он их преодолевает, можно судить о его характере.
Самим способом скатывания передается и длительный труд вынашивания ребенка.
А также способ навивания тела пеленашки, как и кукол закруток и столбушек, передает образ слоистого устройства тонких тел человека, образ постепенного воплощения. Тут отзываются и слои личности.
Но все это требует более подробного изучения. Так что простая куколка оказывается не такой уж и простой.
Автор Сомнея, С-Петербург
Взято отсюда: http://www.oberejie.ru/pelenashka.htm и отсюда: http://www.rukukla.ru/article/trya/kukla_pelena6ka.htm