Последний ученик Макаренко вспоминает о коммуне.

В этом году исполняется 80 лет первой детской трудовой коммуне им. Дзержинского, которую создал легендарный педагог Антон Макаренко.

В Нижнем Новгороде живёт последний воспитанник Макаренко, обитатель этой коммуны Иван Токарев. В этом году ему исполнилось 88 лет.

Приняли за беспризорника

Путь, который прошёл Иван Демьянович до того, как попасть в коммуну, длинный. Родился на Украине. В коллективизацию отец отказался вступить в колхоз — его репрессировали и отобрали хозяйство. Большая семья осталась без средств к существованию. Когда мать и старший брат умерли с голоду, 13-летний Иван забрал трёх младших сестрёнок и поехал к старшей в Харьков. На вокзале дети потерялись. Потом выяснилось, что девчонок забрали как беспризорниц в детский дом.

Ваня разыскал старшую сестру — она работала на фабрике и жила в общежитии. Устроился у неё. Так и жили: женщины работали, а Иван брал деньги, талоны и в

5 — 6 утра отправлялся в очередь за хлебом, к 16.00 получал заветные продукты. Однажды его из этой очереди и забрали как беспризорника. Сначала недалеко от Харькова рожь убирали, снопы вязали. Потом перевели под Полтаву в детский дом в монастыре, а через несколько месяцев — в коммуну им. Дзержинского на окраине Харькова.

Ни слова о прошлом

— Первое, что меня поразило в коммуне, — там было очень красиво: заасфальтированные дорожки, везде розы цветут, нет мусора, — вспоминает Иван Токарев. — Нигде в голодной стране такого не было. Нас проводили в Громкий клуб (для самодеятельности, а Тихий клуб — для чтения), где я впервые увидел Макаренко. Он вышел к детям строевым шагом, безукоризненно одетый, поприветствовал нас. Мы помылись в бане, получили обмундирование, нас распределили по отрядам. На линейке нашу старую одежду облили бензином и торжественно сожгли. Этот ритуал расставания с прошлой жизнью придумал Антон Семёнович. Он никогда не спрашивал о том, что было с нами раньше — мы оставили прошлое за пределами коммуны.

Три дня новички знакомились с местом, затем их рас-пределяли по рабочим местам. Коммуна построила завод по изготовлению фотоаппаратов (ФЭД). На экскурсии по предприятию ребята должны были сами решить, кем хотят быть. Ивану понравился оптический цех: чистая лаборатория, тихо, аккуратные девочки в белых халатах. Впрочем, к шлифовке линз его не допустили — слишком тонкая работа. Он начал с самого грязного труда в заготовочном цехе и только постепенно дошёл до квалифицированной работы в оптическом.

Коммуна сильно отличалась от детского дома и любого другого учебного заведения — здесь давали и среднее образование, и рабочую специальность. Она полностью находилась на хозрасчёте, дотаций от государства не получали — на содержание коммуны зарабатывали сами. Кроме того, воспитанники получали зарплату, которой они распоряжались, как хотели. Большинство ребят откладывали деньги на будущее. По выходе из коммуны выпускникам продолжали помогать.

Коллектив делился на отряды, во главе которых стоял выбранный из ребят командир. Срок его полномочий — 3 или 6 месяцев. Отряды разновозрастные. Старшие делились с новоприбывшими своим опытом. Командира меняли для того, чтобы каждый из воспитанников научился и подчиняться, и руководить, взяв на себя ответственность за поступки остальных членов отряда. Руководитель каждый день отчитывался на совете командиров за успехи и неудачи каждого человека в его отряде. Такую инновационную организацию ввёл Макаренко.

Фокус с яблоками

— Антон Семёнович был незаурядным педагогом, — считает Токарев. — У него существовал нестандартный подход к решению воспитательных проблем. В коммуне имелся свой сад, и когда созревали яблоки, воспитанники получали их на десерт. Однажды две девочки, Наташа и Галя, нарвали ещё зелёных яблок, идут по дороге и едят. А навстречу… Макаренко. Нравоучений он им читать не стал, только спросил:

— Что, девочки, вкусные яблоки?

— Да, Антон Семёнович.

— Дайте, я тоже попробую.

Макаренко забрал два яблока и убрал в свой стол в кабинете. Через месяц все воспитанники лакомились спелыми, сочными фруктами, а Наташе с Галей учитель их поменял на те самые, недозрелые, к тому времени высохшие и сморщенные, со словами:

— Девочки, это ваши яблоки, которым вы не дали доспеть.

После этого девчонки так больше не делали.

Опоздавших — в окно

В коммуне была строгая дисциплина. Опоздаешь к приёму пищи больше чем на 5 минут — останешься без еды. Это же правило относилось и к гостившим в коммуне выпускникам. Приехал однажды на каникулы бывший воспитанник Коля. От дисциплины уже отвык, в первый же день проспал. Встретил его утром Макаренко:

— Ну что же, Николай, идите в столовую.

Тот подёргал дверь — закрыта. Коля взял и влез в столовую через окно. Вечером на совете командиров Макаренко узнал об этом и отдал письменный приказ: «Воспитаннику Николаю с этого момента входить в столовую только через окно». Зачитали его на линейке. Через несколько дней Коля взмолился:

— Антон Семёнович, отмените приказ! Стыдно, пацаны смеются.

Больше он в столовую не опаздывал.

Каждый — личность

— К воспитанникам Макаренко относился как к личностям, уважительно, — рассказывает Токарев. — В этом и заключался секрет успеха его системы. Антон Семёнович никогда на нас не кричал. Если мы совершали ошибки, он всегда был спокоен, серьёзен. И мы тянулись к нему, как к отцу. Результат его работы был просто ошеломляющим — люди, выходившие из коммуны, никогда больше не воровали, они действительно получали хорошее нравственное воспитание.

…После коммуны Иван Токарев поступил в Харьковский архитектурный техникум. Со студенческой скамьи ушёл на фронт, сначала курсантом Харьковского военного училища связи, затем радистом. На фронте Иван Демьянович встретил и свою будущую жену Машу.

СПРАВКА «СМ@ЙЛ»

АНТОН СЕМЁНОВИЧ МАКАРЕНКО, русский прозаик, публицист, педагог. Родился 1 (13) марта 1888 года в г. Белополье Сумского уезда Харьковской губернии в семье рабочего-маляра. В 1904 году окончил 4-классное училище в г. Кременчуге, затем годичные учительские курсы. В 1905 — 1914-м преподавал в железнодорожных училищах. В 1916 — 1917-м служил в действующей армии, демобилизован в связи с близорукостью. В 1917-м с золотой медалью окончил Полтавский педагогический институт.

С сентября 1920-го — заведующий Полтавской колонией для правонарушителей (впоследствии — им. М. Горького). Происходившие в ней события нашли отражение в книге Макаренко «Педагогическая поэма».

С 1928 по 1935 год работает над формированием нового коллектива — коммуны им. Ф. Э. Дзержинского под Харьковом. Скоропостижно скончался 1 апреля 1939 года.

А ЕЩЁ БЫЛ СЛУЧАЙ…

Одного из героев «Педагогической поэмы» Семёна Карабанова (настоящая фамилия Калабалин) в колонию взяли прямо из камеры смертников. Пока в тюрьме оформляли документы, парня выпустили под личную ответственность Макаренко. Если бы Семён сбежал, педагог сел бы за него в тюрьму. Когда покинули территорию тюрьмы, учитель вдруг остановился:

— Подожди меня здесь, я башлык забыл.

И ушёл обратно. А башлык был на нём. Просто Макаренко хотел поразить вора, грабителя, организатора банды своим доверительным отношением и привлечь на свою сторону. К конвою Семён привык, но вот к такому… В будущем Семён стал директором детского дома в Москве, в годы Великой Отечественной войны ушёл на фронт, служил в контрразведке. Награждён орденом Великой Отечественной войны I степени.

http://nnov.aif.ru/issues/1448/22_01