Как начинался мир?
Еще прадеды рассказывали нашим дедам, что в Самом Начале ничего не было, кроме Бога. Да и тот спал. А когда проснулся и зевнул, вылетела из него искра Зга. И ярко засветилась в полной темноте. Удивился Бог, протянул руку, искра отодвинулась. Он — за ней, она — от него. Остановился Бог, и Зга замерла на месте. Примерился он, схватил ее, раскрутил, и стала искра светящимся вихрем. Чем быстрее вращалась, тем светлее становилось вокруг. Распространился вихрь повсюду, опустился с небес на землю, и вышел из него мир — с морями и океанами, горами и равнинами, рощами и лесами, птицами и зверями. Бог разбил Згу на малые искорки и каждую из них вложил в камни и землю, в растения и животных, в богов и людей. С тех пор нет в мире никого и ничего, в чем не было бы частички Зги — божественного огня.
Долго и счастливо жили люди, да начали забывать создателя мира — Бога. Однажды случилась беда: затряслась земля, хлынула большая вода, затопи-ла леса и степи. Не знали люди, как спастись от беды. И решили отыскать Бога и попросить у него защиты. Вождь славян, по имени батько Орий, поклонился зеленой траве и сказал: «Трава моя Высокая, может, ты — Бог?» Прошуршала Трава Высокая в ответ: «Нет, я не Бог, хотя есть во мне искра божья. Тот, кто выше меня, он — Бог». Поднял Орий взгляд, увидел быка и спросил: «Бык, может, ты — Бог?» Помотал бык рогатой головой: «Нет, я лишь малая его часть. Есть выше меня. Он — Бог». Осмотрелся вождь, увидел могучий дуб: «Дерево Зеленое, может, ты — Бог?» Зашелестели листья дуба: «Я лишь тень его. Ищи Бога выше». Обратился батько Орий к Туче Белой: «Туча моя Белая, ты — Бог?» Отвечала Туча: «Нет, это Бог создал меня». Спрашивал вождь у Солнца и Луны, у Ветра и Дождя — никто не ответил ему, где найти Бога. Вскричал Орий: «Боже, твоя искра есть во всем: в Солнце и Луне, Дожде и Ветре, Туче и Дереве, Быке и Траве! Помилуй нас!» Перестала вода прибывать, а земля со трясаться. Так наши пращуры вспомнили Бога, а имя его было Сварог.
Отец всех живущих
Сварог взял себе в жены Мать Сыру Землю. И было у них много сыновей. Старший — Дайбог, или Даждь-бог, солнцем светил в синем небе. Другой сын — Велес покровительствовал поэтам, музыкантам, философам и скотоводам. Третьему — громовержцу Перуну больше всего нравились смелые и мужественные воины. Четвертый — Коляда вращал круг времен. Пятый — Святовит смотрел во все стороны и защищал славян от врагов. Шестой — Стрый приказывал тучам проливать небесные воды на поля: если будет дождь, созреет хороший урожай, а значит, и люди будут сыты целый год.
Этих богов называли Сварожи-чами, или детьми Сварога. И дедами славян. А кроме них существовали еще и младшие братишки-божки, или «дедки»: Домовой, Водяной, Леший и Полевой.
Знали славяне своего прадеда Сварога, почитали и «дедов»-богов —Даждьбога, Велеса, Перуна и других. А кто же «отцы»? На зимний праздник Коляды ходили они по селам, заглядывали в каждой дом, пели песни и требовали подарков. Это были три брата, одетые в бараньи кожухи, вывернутые мехом наружу.В белом кожухе — Белое Руно: он был хозяином утреннего света. В рыжем кожухе — Рыжее Руно, он дарил своим детям золотой солнечный свет. В черном кожухе — Черное Руно — повелевал ночной тьмой. Они ближе всех к людям, появляются перед ними, сменяя один другого, — это Утро, День и Ночь. Зимой ли, летом ли, в хорошие времена или плохие отцы всегда со своими детьми. Сам же создатель мира — Сва-рог — мог появиться и в стволе священного дуба, и в последнем сжатом снопе, и в круглом хлебе — каравае, и в грозовой туче, а то и в облике седобородого странника. Нужно было уважительно относиться к природе и незнакомым людям: а вдруг за ними скрывается Сварог? Обидишь отца богов — беды не миновать! Не будет хорошего урожая, дом может сгореть, на родственников нападут болезни. А после смерти не будет тебе дороги на небеса. Умрет такой человек — и ничего от него не останется, забудут его раз и навсегда. Что может быть хуже такого наказания?
Чтобы проще было разобраться в мифологии, богах древних славян, есть такая схема: